Конспект урока окружающего мира 4 класс "Как узнать человека"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
Конспект урока окружающего мира 4 класс "Как узнать человека" ОС "Школа 2100"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_uroka_okruzhayushchego_mira.docx | 33.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока окружающего мира
Учитель: Ефимова А.А.
Тема: Как узнать человека? ( Что такое характер?)
Класс: 4
Тип урока: урок первичного предъявления нового знания
Цели:
Линия 1: Овладение картиной мира. Учиться определять по поведению людей их черты характера, познакомить учащихся с таким явлением внутреннего мира человека, как «характер»; создать образные представления о понятиях «черты характера», «оптимист», «пессимист»;
Линия 2: Чувственно-эмоциональное отношение к миру. Учиться определять людей с разными характерами, формировать умение контролировать свое настроение, находить и усваивать способы его сознательной коррекции.
1.Познакомить учащихся с таким явлением внутреннего психологического мира человека как “характер”, создать образные представления о понятиях “черты характера”, “оптимист”, “пессимист”.
2. Воспитывать стремление к формированию у себя положительных черт характера и к искоренению отрицательных.
Требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся.
Учащиеся имеют первичные представления о понятиях: «характер», «черты характера», «оптимист», «пессимист»; знают, на какие группы можно разделить черты характера, могут указать признак деления; понимают, что, формируя у себя хорошие привычки, они приобретают положительные черты характера.
Оборудование. Раздаточный материал для учащихся, презентация
Ход урока
I. Орг. момент.
Прекрасна школьная пора
И вам дано в ней очутиться.
Чтоб стать мудрее, чем вчера,
Вам нужно многому учиться.
- Ребята, а вам нравится учиться? Есть у вас свои интересы, предпочтения , увлечения в учебной деятельности?
- Скажите, а учение всегда бывает легким или вам приходится сталкиваться с определенными трудностями?
- Поднимите руки те, кто не боится трудностей, кто умеет с ними справляться. Спасибо.
- Трудность всегда преодолевается, если человек все делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями. Покажите, пожалуйста, какое у вас сейчас настроение, поднимите свои смайлики – эмоции. Спасибо.
- Как вы думаете, а поможет ли наше настроение преодолеть все трудности сегодняшнего урока окружающего мира? Я верю в ваши силы и способности, поэтому желаю вам удачи на уроке.
- А вы подарите свои улыбки друг другу и нашим гостям. Спасибо.
II. Актуализация знаний.
- Вот вы все сейчас подарили свои улыбки, показали смайликом с эмоциями свое настроение. Сказали о своих интересах и увлечениях. Вы испытываете приятные чувства.
- Как можно коротко назвать все, о чем я сейчас говорила: улыбки, чувства, эмоции, настроение, увлечения, интересы? О чем идет речь?
(внутренний мир человека)
- Дайте, пожалуйста, определение, что такое внутренний мир человека?
(Внутренний мир – душевные качества человека, эмоции,
настроение, мысли, интересы, увлечения человека)
- Как можно по-другому назвать человека со своим собственным внутренним миром, который обладает всеми этими качествами?
(личность)
- Человек рождается личностью? Все эти качества, признаки даются нам с рождения? Откуда они берутся и как их можно назвать?
(приобретенные в общении с людьми, в обществе )
-Вы молодцы, все верно говорите.
III. Постановка проблемы.
- Я предлагаю вам внимательно посмотреть сценку . Попробуйте рассказать о героях, опишите, что это за человек. Поработайте в группах. Правила работы в группе. Выберите одно наиболее меткое, подходящее качество человека на КАРТОЧКЕ № 2.
Добрый
Хитрый
Умный
Аккуратный
Спокойный
Уверенный в себе
Необщительный- замкнутый
Злой
Жестокий
«Ворчун»(хмурый)
Решительный
-Посмотрим, что у вас получилось. Каждая группа назовет свое выбранное качество.(записывать по ходу ответов на доску)
- Посмотрите-ка из совершенно одинаковых наборов качеств человека у вас получились совершенно разные описания человека. Значит ли это, что все вы говорите о разных людях?
- Что же тогда у нас получается? Какое противоречие вы заметили?
(человек один и тот же, а мнения о нем такие разные)
- А какой же на самом деле человек? Знаем ли мы уже? (НЕ ЗНАЕМ)
- Какой вопрос возникает? На какой вопрос мы должны найти ответ на уроке?
(Как узнать человека?)
- Действительно, а как же мы можем узнать, какой это человек? Ваши предположения: как можно узнать о человеке, какой он? (варианты предположений зафиксировать на доске)
По выражению лица, эмоциям на лице
По общению с этим человеком
По отношению человека ко мне
По поступкам человека
IV. Поиск решения проблемы (открытие нового знания)
- Как вы сейчас оценивали человека? (по внешности)
- Ребята, какой вывод напрашивается?
- Можем ли мы судить о человеке только по его внешности, по выражению лица?
ВЫВОД: СУДИТЬ О ЧЕЛОВЕКЕ ПО ВЫРАЖЕНИЮ ЕГО ЛИЦА, ПО ВНЕШНОСТИ НЕЛЬЗЯ.
- Посмотрите, что написано на доске?
Веселый, быстрый (торопыжка), отзывчивый, добросовестный, ласковый, обидчивый, грубый,
равнодушный, решительный, доброжелательный, аккуратный, неисполнительный, честный, жадный.
- Какое задание можете предложить?
(разбить на 2 группы) в парах – КАРТОЧКА № 3
- По какому признаку?
(+ и – качества)
- Проверим, что у вас получилось. (сверяют со слайдом)
Листок самооценки
Критерий | Да | Нет |
| ||
| ||
|
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ:
12-14-«5»
10-12-«4»
7-9-«3»
- Какие качества вам нравятся? Не нравятся?
- А может ли быть весь набор этих качеств у одного человека? А у двух человек? Люди значит Одинаковые?
- Значит, мы все какие? (личности: у каждого человека свои неповторимые качества, свои особенности, свои черты – этим мы отличаемся друг от друга)
(разные: у каждого человека свои положительные и отрицательные качества)
- Верно, каждый человек имеет свои особенности, сочетает в себе разные качества. А как называется такое сочетание особенностей личности? Кто-то знает? Ваши предположения?
- Где мы можем узнать? (способы получения знаний: в учебнике прочитать, спросить у другого человека, посмотреть в другом источнике информации)
- И я предлагаю вам, найти ответ на наш вопрос в учебнике на стр. 24. Самостоятельно прочитайте и скажите, как называется сочетание свойств личности.
(характер)
- Итак, что же такое характер?
(Характер – неповторимое сочетание особенностей личности)
- Особенности личности – черты характера + или -.
- Если характер нам нравится, то, что мы говорим о человеке?
- А если характер на не нравится, то что тогда говорим?
Тогда, как мы можем судить о человеке: кого можно назвать хорошим, а кого плохим? Что помогает нам определить характер человека?
(общение, дела и поступки)
Предлагаю вам выполнить задание на КАРТОЧКАХ № 4.
Соедини стрелками поступки людей с чертами их характера Поступки Черты характера Ходит в грязной обуви АККУРАТНОСТЬ Защитил малыша от собаки ЗАБОТЛИВОСТЬ Принёс бабушке чая НЕРЯШЛИВОСТЬ Убирает за собой игрушки ОСТРОУМИЕ Не оставил брату печенья ЖАДНОСТЬ Любит рассказывать смешные истории СМЕЛОСТЬ Сказал маме о разбитой вазе ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ Никогда не сидит без дела ТРУДОЛЮБИЕ Внимательно смотрит по сторонам на дороге ЧЕСТНОСТЬ Покормила бездомного котенка СОСТРАДАНИЕ |
- Проверим, что получилось?
- У кого все верно? Оцените себя. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ: 1-2 ошибки -4, 3-4- 3
- Назовите положительные и отрицательные черты
ВЫВОД: СУДИТЬ О ЧЕЛОВЕКЕ МОЖЕМ ПО ЕГО ПОСТУПКАМ.
- Ребята, а когда человек рождается у него уже есть характер? Это какой признак человека? (приобретенный)
- Как вы думаете, меняется ли характер на протяжении всей жизни человека? Кто его строит?
(предположения)
- Обратитесь за помощью к учебнику, найдите ответ на вопрос стр.25-26.
(Меняется, строят сначала родители, общество и сам человек)
- От чего зависит, вырастет ребенок злым или добрым? Аккуратным или небрежным?
(от воспитания)
Задача: расслабление, снятие мышечных зажимов, отработка умения выражать свои чувства и эмоции в мимике лица и движениях тела.
Учитель предлагает ученикам поиграть в хорошо знакомую им игру «Море волнуется – раз…», но не как обычно, а так, чтобы еще раз закрепить умение выражать чувства и эмоции:
- печальный Пьеро, замри;
- любопытный Буратино, замри;
- веселый Карлсон, замри;
- испуганный Пятачок, замри
- неунывающий Леопольд, замри и т. д.
- Что можно сказать об отношении Леопольда к различным ситуациям в жизни, пусть даже не всегда приятным? Вспомните мультфильм.
- Что можно сказать о характере ослика ИА? У него противоположный характер?
Верит в добро, ждет от жизни только хорошее, редко огорчается, смотрит на неприятности с улыбкой, надеясь, что удача ждет его в будущем- таких людей называют оптимистами.
Всегда печальный, смотрит на жизнь мрачно, не верит ни во что хорошее, думает, что жизнь готовит ему только неприятные сюрпризы и нет причин для радости – пессимист.
- Подумайте, на кого из данных персонажей больше похожи вы? Сделайте вывод о том, кем вы являетесь: пессимистом или оптимистом. Кто хочет поделиться результатами своих размышлений с классом? Следовательно, склонность к оптимизму или пессимизму – одна из основных черт характера человека.
V. Выражение решения проблемы.
- Итак, вернемся к вопросу урока,
- Как узнать человека? Что такое характер? Человек с ним рождается? Как он может повлиять на свой характер? Как другие люди могут узнать о характере человека?
Посеешь поступок – пожнёшь привычку, посеешь привычку – пожнёшь характер»
-Что это? (поговорка) Как понимаете?
- Что в характере человека проявляется раньше: привычка или черта характера?
- Что такое привычка? ( способ поведения человека в опред. ситуации, условиях)
Привычка
(Мыть руки перед едой)
Формируется постепенно
Преобразуется в черту характера (аккуратность)
Привычка определяет характер.
VI. Применение нового знания.
- Попробуем определить черты характера сказочных героев на стр.25. На что будем обращать внимание? (на поступки)
Золушка – (кормит птичек) – добрая, ласковая, заботливая.
Лиса (ворует хлеб) – хитрая, жадная, нахальная.
Карабас Барабас (с плеткой в руках) – злой, беспощадный, бессердечный.
Почтальон Печкин (стучится в дверь) – воспитанный, культурный, ответственный.
РАСШИРЕНИЕ ЗНАНИЙ
Учитель предлагает ученикам, используя новые знания, распределить предложенные карточки на две группы:
Кот Леопольд
Пьеро
Ослик Иа
Кот Матроскин
Карлсон
VII. Рефлексия. Итоги урока.
Вспомните проблему нашего урока. Какие новые знания помогли нам ее решить? Назовите и раскройте опорные понятия урока. Что о чертах характера вы узнали? За что вы можете себя похвалить? Что было трудным? Интересным?
Самостоятельная работа
Отметьте знаком «+» правильны утверждения.
- О характере человека можно судить по его поступкам.
- Если я оцениваю себя (свой характер, свои поступки и т.д.), то это самооценка.
- Можно верно оценить человек с первого взгляда.
- Бывают люди с одинаковыми характерами.
- Чужое мнение часто бывает ошибочным. Нужно самому составить мнение о человеке.
- У ребенка сначала формируется характер, а затем на его основе вырабатываются привычки.
- Многие черты характера закладываются в детстве.
- Общаясь друг с другом, мы можем оценивать себя и других как личность и сохранять или изменять наши отношения.
- «Лестница успеха»
- Оцените свое настроение( карточка – эмоция)
VIII. Домашнее задание.
Прочитать с.24-26, ответить на вопросы, в рабочей тетради.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку окружающего мира "Как узнать человека" 4 класс
Презентация к уроку окружающего мира "Как узнать человека" 4 класс...
Урок окружающего мира "Как узнать человека?"
Цели по линии развития личности:Линия 1: Овладение картиной мира: учиться определять по поведению людей их черты характера, познакомить учащихся с таким явлением внутреннего мира человека, как «характ...
Конспект урока окружающего мира 1 класс "Человек и домашние животные"
Тема урока: Человек и домашние животные....
Конспект урока окружающего мира "Строение тела человека" (2 класс) УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование знаний о внутренних органах человека; введение понятия «внешнее» и «внутреннее» строение тела человека.Планируемые резуль...
Конспект урока окружающего мира «Луг и человек» (УМК «Перспективная начальная школа» 3 класс О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова)
КОНСПЕКТ УРОКА Тема: «Луг и человек»Цели деятельности учителя: формирование представлений о значимости лугов в жизнедеятельности человека; актуализация знаний по изученной ранее теме &laqu...
Конспект урока окружающего мира "Луг и человек" (3 класс, Перспективная начальная школа)
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема урока: «Луг и человек» Цели деятельности учителя:Расширение знаний обучающихся о разнообразии живых организмов луга и возможнос...