Конспект урока окружающего мира "Пищеварительная система человека", 4 класс, ПНШ
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме


Предварительный просмотр:

Предмет: окружающий мир

Класс: 4

Тема урока: «Пищеварительная система человека».

Цели урока: узнать, как работает пищеварительная система и о её строении, провести проект «Мы-то, что мы едим».

Планируемые результаты

  • предметные: знать термин «пищеварение»; знать о процессе пищеварения, принять участие в проекте.
  • личностные: формирование положительной мотивации к учению, уважительного отношения к учителю и сверстникам, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной работой.

Тип урока: УИПЗЗ

Оборудование: учебник окружающего мира (С.А.Федотова, 4 класс, 2 часть), презентация, карточки с полезными и вредными продуктами для проведения проекта.

Этап урока. Методы и приёмы.

Хро

номет

раж

Содержание урока. Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

Орг.момент

≈3

Приветствие учителя.

Приветствовать учителя, настраиваться на работу.

 Р: настраиваться на работу.

Постановка учебной задачи и её решение

Словесн.: устный опрос.

Словесн.: формулировка темы и цели урока.

≈5

- Давайте повторим то, что мы изучили на прошлом уроке.

- Что служит внутренней опорой тела человека и защищает внутренние органы от повреждений? (скелет)

- Какое значение имеет скелет для человека? (скелет обеспечивает определённое положение тела человека в пространстве - осанку, и его подвижность.)

- Какая должна быть и от чего портится осанка? (правильная осанка-это прямая спина, поднятая голова и опущенные плечи. Она может нарушиться, если сидеть за партой сильно нагибаясь вперёд, если опираться на край парты грудью, искривившись в какую-нибудь сторону, если постоянно носить тяжести в одной руке…)

- Что помогает движению костей скелета, ведь сами кости двигаться не могут? Что их двигает? (мышцы.)

- Что нужно делать для того, чтобы мышцы были хорошо развиты и меньше уставали? (нужно укреплять мышцы с помощью физических упражнений.)

-А что еще нужно человеку, что быть сильным и здоровым? (правильно питаться)

- Как вы думаете, какая будет тема урока?

- Давайте поставим цель урока.

Отвечать на вопросы.

Определять тему и цель урока.

Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Р: учитывать установленные правила в планировании и контроле, способе решения.

Р: целеполагание.

Решение частных задач

Практич.: устный опрос.

Практич.: слово учителя.

Практич.: устный опрос.

Практич.: общая работа над проектом.

≈25

- Что такое пища? (то, что едят, чем питаются).

Без пищи человек не может жить.

- Что чувствует человек, если он не поест? (голод).

- А при длительном голодании? (Слабость, а при очень длительном – наступает смерть).

- Сколько раз в день должен есть школьник? (4–5 раз).

- Если бы вам дома мама дала кусочек сырого мяса, горсть риса и сырую картошку, вам понравился бы такой завтрак?

Чтобы вы попросили приготовить:

– из мяса?

– из риса?

– из картофеля?

- Вы предпочитаете обработанную, приготовленную пищу.

- Точно так же и клеткам нашего организма нужна обработанная пища.

- Она должна быть жидкой и легко усваиваться в крови, потому что только кровь может донести её до каждой клетки.

- Как же превращаются в жидкие растворы хлеб и мясо, каша и картофель, компот и конфеты?

- А вы знаете какие органы участвуют в этой работе? В конце урока проверим, все ли знаете.

- Из каких слов образовано слово пищеварение? (от слов пища и варение, то есть, наверное, пищу варят).

Чем же интересно занимаются органы пищеварения?

Внутри нашего тела скрывается удивительная кухня. Её можно сравнить с очень длинным извилистым коридором. У взрослого человека он тянется целых 8 метров. Но он так ловко уложен, что помещается в небольшом пространстве. Наша внутренняя кухня состоит из нескольких отделений. Всё, что бы ты не съел, проходит через все её отделения по очереди, пока не превратится в прозрачные растворы, которые легко впитает и быстро разнесёт по клеткам кровь. И вот сегодня мы отправимся в путешествие по пищеводу.

- Первое отделение – расположено во рту.

- Для чего нужны зубы?

- Для чего нужен язык?

(показать кусочек лимона) -Что появилось во рту?

- Для чего нужна слюна?

- Существует 3 пары слюнных желез.

- Одна находится на уровне ушей, одна под языком, одна под нижней челюстью. Ведь недаром говорят: «Запахло так вкусно, что слюнки потекли».

- Для каждой пищи железы выделяют именно такую слюну, которая нужна для переработки этой пищи

- В своей задней части ротовая полость переходит в две трубочки, одна из них называется пищевод, предназначенный для проведения пищи в желудок, вторая трубочка называется трахея, которая проводит воздух к бронхам и лёгким.

- Вход в трахею может закрывать и открывать специальный клапан.

- Итак, пища попала к нам в рот, где она механически размельчается зубами, перемешивается, обильно смачивается слюной при активном участии нашего языка. Очень важную роль в этот момент выполняет глотка.

- Она, как начальник железнодорожной станции, следит, чтобы продуктовые и кислородные поезда попадали только в свои тоннели: пища в пищевод, а воздух – в трахею.

- Второе отделение – пищевод.

- Здесь пища не задерживается, мышцы пищевода проталкивают пищу и время пути по пищеводу занимает 2-3 секунды.

- Третье отделение – желудок.

- Это главное отделение твоей внутренней кухни. В его стенках находится особые железки. Они выделяют кислую жидкость – желудочный сок. Этот сок обладает способностью растворять большую часть веществ, из которых состоит пища. Трудится желудок старательно, но медленно.

- Однако, желудочный сок не может переработать все вещества, которые были в пище. Поэтому желудок время от времени сокращается и проталкивает пищу по частям дальше в кишечник.

- Кишечник состоит из тонкой и толстой кишки. Сюда в тонкую кишку попадает поджелудочный сок, который выделяет поджелудочная железа и желчь, которую вырабатывает печень. По мере того, как пища переваривается, питательные вещества через стенки тонкой кишки всасываются в кровь и разносятся по телу.

- Почему надо хорошо пережевывать пищу?

- По мере того, как пища переваривается, питательные вещества через стенки тонкой кишки всасываются в кровь и разносятся по телу.

 - А та часть пищи, которая не поддалась перевариванию перешла в толстые кишки, а затем удаляются наружу.

- Наша фабрика-кухня справляется с пищей за 5-6 часов.

- А теперь проверим, как внимательно вы слушали мой рассказ.

- Чем пережевывается пища?

- Орган пищеварения, следующий за пищеводом.

- Что выделяет желудок?

- Где начинается обработка пищи?

- Часть организма, имеющая определённое строение и специальное назначение?

- Отдел пищеварения, соединяющий глотку с желудком и служащий для проведения пищи.

- Что выделяет печень?

- Отдел пищеварительной системы, состоящей из кишок и следующей за желудком.

- Для того чтобы быть здоровым, мы должны правильно питаться!

- А что это значит? (пища должна быть полезной и разнообразной)

- Ребята, согласны ли вы со словами «Мы-то, что мы едим»?

- А если человек будет кушать только вредную еду, что с ним будет?

- А если полезную?

- Давайте мы с вами составим 2 макета человека.

- Я просила вас принести карточки с полезной и вредной пищей.

- Первый человек у нас будет состоять из карточек с полезной пищей, а второй человек из карточек с вредной пищей.

- Работаем все вместе.

- Посмотрите, какой человек выглядит светлее и приятнее?

- Давайте сделаем вывод.

- Ребята, как уже говорилось, одна из главных составляющих здоровья – это правильное питание.

Отвечать на вопросы.

Слушать учителя.

Слушать учителя, выполнять, отвечать на вопросы.

Отвечать на вопросы.

Составлять человека из карточек, работать в группе.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, в сотрудничестве с учителем.

П: дополняют и расширяют знания.

Р: осмысляют учебный материал.

П.: выполнение действий по алгоритму; осознанное построение речевого высказывания; построение логической цепи рассуждений, доказательств.

Итог урока. Рефлексия

Практич.: подведение итогов.

≈5

- Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?

- А теперь ответьте на вопрос, который вы видите на доске и дополните фразу.

- Что мне этот урок дал для жизни?

Мне показалось важным…

Отвечать на вопросы учителя, анализировать свою работу на уроке.

Р: понимание      причин успехов в учебе, осуществляют итоговый контроль по результатам работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира в 3 классе. Образовательная система "Школа 2100".

Урок окружающего мира в 3 классе подготовлен и проведен на основе проектной технологии, которая позволяет реализовать деятельностный подход. Работая в группах, обучающиеся учатся взаимодействовать дру...

Конспект урока окружающего мира во 2 классе (система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова ) "Как заставить шишку закрыться?". Практическая работа с исследовательской деятельностью.

Учащиеся во время урока наблюдают за влиянием разных условий на процесс закрытия и открытия чешуек у сосновых шишек....

План - конспект урока окружающего мира для 4 класса "Как человек использует свойства воды"

План - конспект урока окружающего мира для 4 класса (образовательная система "Школа 2100") по теме "Как человек использует свойства воды"...

План - конспект урока окружающего мира во 2 классе ПНШ по теме "Что умеет человек"

Полную презентацию к уроку можно скачать, перейдя по ссылке http://ya-uchitel.ru/load/prezentacii/prezentacii_po_okruzhajushhemu_miru/prezentacija_k_uroku_okruzhajushhego_mira_vo_2_klasse_chto_um...

Конспект урока окружающего мира в 4 классе (Основная образовательная программа начального общего образования, авторская программа А. А. Плешакова «Окружающий мир», образовательная система «Школа России»).

Тема урока: Звездное небо - Великая книга Природы. Цели: сформировать представление о звездах, познакомить с созвездиями как участками звездного неба; учить находить со¬звездия на звездной карте и в...

Конспект урока окружающего мира во 2 классе УМК «Гармония» Тема урока: Человек – разумное существо

Материал состоит из конспекта урока, презентации к уроку, раздаточного материала для обучающихся и используемой литературы....