Главные вкладки

    Предмет: «Окружающий мир». 4 класс. Тема урока: «Водоёмы нашего края». Форма: урок – конференция.
    план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

    Боржеева Валентина Александровна

    Урок создает условия для развития мировоззрения учащихся, стимулирует творческую, исследовательскую деятельность, повышает мотивацию учебной деятельности за счет нестандартной формы.

    В конспекте представлены практические материалы (исследовательские работы учащихся), которые позволят учителям расширить границы учебника, углубить знания младших школьников, развивая их познавательную активность. Материал, собранный учащимися в ходе исследовательской деятельности,  расширяет знания о разнообразии водоемов нашей области, формирует представление о притоках реки Волги, протекающих по территории Нижегородской области, его можно использовать в качестве дидактического материала на уроках окружающего мира, природоведения, литературного чтения, русского языка и математики.

    Применение компьютера позволяет разнообразить урок, сделать его более насыщенным и увлекательным для учащихся. Теоретический материал презентации в программе Microsoft Power Point хорошо сочетается с практической работой учащихся. Заполнение таблицы позволяет быстро проверить и оценить знания учащихся по изучаемой теме. Наличие обратной связи позволяет определить уровень познавательной успешности учащихся.

    При планировании данного урока учитывались индивидуальные возможности и особенности учащихся, а также психологическое состояние детей.

    По уровню усвоения материала класс делится на 3 группы, поэтому возникает необходимость дифференциации по степени самостоятельности, а также уровню сложности и объёму информации.

    Данный урок оказывает прямое влияние на внеклассную работу по предмету «Окружающий мир».

    В процессе деятельности наблюдается высокий уровень поисковой активности,  постоянное стремление самостоятельно добывать новые знания. Проводится большая работа с разными источниками информации. 

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

    Комаровская средняя общеобразовательная школа

    Богородского муниципального района Нижегородской области

            КОНСПЕКТ  УРОКА

    Предмет – окружающий мир

    Класс – 4

    Тема: «Водоёмы нашего края»

    Тип урока - конференция

    Продолжительность – 45 минут

    Современные педагогические технологии –

    исследовательский метод в обучении

    Работу выполнила учитель начальных классов

    МБОУ Комаровской СОШ

    Боржеева Валентина Александровна

    Квалификационная категория – высшая

    п. Кудьма

    КОНСПЕКТ  УРОКА

    Тема: «Водоёмы нашего края».

    Цели и задачи урока:

    1. Обеспечить усвоение нового материала по теме: «Водоёмы нашего края»

    2. Сформировать представление учащихся об основных притоках реки Волги, протекающих по территории Нижегородской области.  (Название, расположение по отношению к Волге, длина притока, район области)

    3. Создать условия для развития исследовательских навыков учащихся, навыков работы с разными источниками информации.

    4. Воспитывать любовь к природным богатствам и способствовать формированию бережного отношения к природе.

    Форма проведения: конференция

    Оборудование:

    1. Карта Нижегородской области.

    2. Физическая карта России.

    3. Компьютер, м/м проектор, экран. (Интерактивная доска)

    4. С.И. Ожегов. Словарь русского языка. М.- «Русский язык», 1990 г.

    5. Презентация, созданная учащимися.

    6. Карточки для учащихся (таблицы).

    Ход урока

    Ответы учащихся

    Обоснование методов, приёмов, действий

    I Организационный момент.

    - Сегодня наш урок необычный. Это урок -  конференция.

    Что означает это слово?

    1 мин.

    Конференция – это латинское слово. В переводе на русский язык означает собрание, совещание для обсуждения важных вопросов. (Слайд №2)

    Мобилизация внимания, развитие эмоционально – познавательной мотивации.

    Словарная работа.

    II Сообщение темы и целей урока.

    - Расшифруйте, пожалуйста, слова: ЯАРК  ОГЕШАН  ЫМЁОДОВ

    - Обратите внимание на карту. Сделайте вывод, о каких водоёмах пойдёт сегодня речь?

    - Назовите самую крупную реку, протекающую по территории Нижегородской области.

    Вывод учителя.

    Много рек протекает по территории нашей области. Все они заслуживают огромного внимания и изучения. Работа нашей конференции посвящена Волге и её притокам, протекающим по территории Нижегородской области.

    2 мин.

    ЯАРК  ОГЕШАН  ЫМЁОДОВ

    Водоёмы нашего края.

    (Слайд №3)

     

     О реках, протекающих по территории Нижегородской области.

    (Слайд №4)

    Волга.

    Создание эмоционально – познавательной мотивации. Мобилизация внимания.

    Развитие логического мышления.

    Игровой приём.

    III Актуализация знаний.

    1. Словарная работа.

    -Что такое водоём?

    - Что такое приток?

    2. Самостоятельная работа учащихся.

    - Разделите, пожалуйста, на группы водоёмы, имеющиеся в нашей области.

    - Заполните таблицу, которую вы видите на карточках. (Работа в парах. Заполнение таблицы)

    3. Проверка. Вывод учащихся.

     5 мин.

    Водоём – это место скопления или хранения воды. Они бывают естественными и искусственными. (Слайд №5)

    Естественные

    Искуственные

    ручей

    водохранилище

    озеро

    пруд

    река

    болото

    Приток – река, впадающая в другую реку или озеро.

    (Слайд №6)

    Идёт подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала.

    Словарная работа. Развитие речи учащихся.

    Самостоятельная работа. Выводы учащихся.

    Создаётся активная сознательная деятельность.

    На наглядной и эмоциональной основе осуществляется развитие познавательной деятельности, расширение кругозора.

    IV Изучение нового материала.

    1. Вступительное слово учителя.

    Каждый из вас проводил исследование определённого водоёма. В ходе исследования  нужно было определить:     расположение притока по отношению к Волге; его длину; район области, по которому он протекает; познакомиться с его историей.

    В процессе работы конференции каждому слушателю необходимо заполнить таблицу и сделать выводы. (Работа с индивидуальными карточками)

    2. Сообщения учащихся.

    Волга (3 мин.)

    Притоки Волги

    - Ветлуга (3 мин.)

    - Сделайте вывод по указанным вопросам.

    - Керженец (3 мин.)

    - Сделайте вывод по указанным вопросам.

    - Кудьма (3 мин.)

    - Сделайте вывод по указанным вопросам.

    Линда – 3 мин.

    - Сделайте вывод по указанным вопросам.

    Ока 3 мин.

    - Сделайте вывод по указанным вопросам.

    Рудка – 3 мин.

    - Сделайте вывод по указанным вопросам.

    - Сундовик – 3 мин.

    - Сделайте вывод по указанным вопросам.

    - Сура – 3 мин.

    - Сделайте вывод по указанным вопросам.

    - Узола – 3 мин.

    - Сделайте вывод по указанным вопросам.

    Волга

    Вот отсюда, именно отсюда,

    Из глубины лесного ручейка

    Выбегает голубое чудо –

    Русская великая река.

    (Слайд №7 -№8)

    Волга (сообщение - см. приложение №2)

    Ветлуга (см.приложение №2)

    Название реки - Ветлуга

    (притока)

    Расположение - левый

    (левый, правый)

    Длина - 889 км  

    Район области,

    по территории которого протекает -  Варнавинский, Ветлужский, Воскресенский, Краснобаковский (Слайд №9)

    Керженец (см.приложение №2)

    Название реки - Керженец

    (притока)

    Расположение - левый

    (левый, правый)

    Длина - 300 км  

    Район области,

    по территории которого протекает -   Семёновский,

    Борский,

    Лысковский (Слайд №10)

    Кудьма (см.приложение №2)

    Название реки - Кудьма

    (притока)

    Расположение - правый

    (левый, правый)

    Длина - 142 км  

    Район области,

    по территории которого протекает -    Богородский,

    Кстовский (Слайд №11)

    Линда (см.приложение №2)

    Название реки – Линда

    (притока)

    Расположение – левый

    (левый, правый)

    Длина – 122 км  

    Район области,

    по территории которого протекает -   Семёновский

    (Слайд №12)

    Ока (см.приложение №2)

    Название реки - Ока

    (притока)

    Расположение - правый

    (левый, правый)

    Длина - 1500 км  

    Район области,

    по территории которого протекает -  Богородский, Дзержинский, Навашинский,

    Павловский (Слайд №13)

    Рудка (см.приложение №2)

     

    Название реки - Рудка

    (притока)

    Расположение - левый

    (левый, правый)

    Длина – 153 км  

    Район области,

    по территории которого протекает -  Варнавинский

    (Слайд №14)

    Сундовик (см.приложение №2)

     

    Название реки - Сундовик

    (притока)

    Расположение -правый

    (левый, правый)

    Длина – 70 км  

    Район области,

    по территории которого протекает - Большемурашкинский, Дальнеконстантиновский, Лысковский

    (Слайд №15)

    Сура(см.приложение №2)

     

    Название реки - Сура

    (притока)

    Расположение - правый

    (левый, правый)

    Длина –  841 км  

    Район области,

    по территории которого протекает - Воротынский, Пильнинский (Слайд №16)

    Узола(см.приложение №2)

    Название реки - Узола

    (притока)

    Расположение - левый

    (левый, правый)

    Длина –  157 км  

    Район области,

    по территории которого протекает -

    Балахнинский, Ковернинский

    (Слайд №17)

    Представлен материал, полученный в ходе исследовательской деятельности обучающихся.

    Творческая работа обучающихся.

    Работа с разными источниками информации.

    Развитие коммуникативных навыков.

    Воспитательный момент.

    Воспитание любви к Родине.

    Дифференциация по объёму и уровню сложности.

    Воспитание экологической культуры.

    Вывод учащихся.

    V Подведение итогов урока. 3 мин. (4 мин.)

    1. Сравнение таблицы.

    2. Вывод учащихся.

    - Какие выводы можно сделать, исходя из данных таблицы?

    3. Завершение работы конференции. Инициатива учащихся.

    (См. таблица №1)

    (Слайд №18)

    - Количество притоков реки Волги, протекающих и впадающих в неё на территории Нижегородской области – 9;

    - Левые притоки – 5;

    - Правые притоки – 4;

    - Самый длинный приток – Ока (1500 км);

    - Самый короткий приток – Сундовик (70 км);

    - Количество рек, протекающих по территории других областей - 4 - Ветлуга, Ока, Рудка, Сура.

    (Слайд №19)

    Пусть на Земле не умирают реки,

    Пусть стороной обходит их беда,

    Пусть чистой остаётся в них навеки

    Студёная и чистая вода!
    (Слайд №20)

    Рефлексия.

    Развивается понимание практической значимости изучаемого материала.

    Самостоятельно подготовленное учащимися стихотворение.

    Воспитание экологической культуры.

    Воспитание любви к Родине, к природе.

    VI Домашнее задание.

    3 мин.

    1 группа – обобщить материал для участия в конференции НОУ

    2 группа – подготовить сообщение на тему: «Животный и растительный мир притоков Волги»

    3 группа -  подготовить сообщение на тему: «Озёра Нижегородской области»

    Дифференциация по объёму и уровню сложности.

    Таблица №1

    № п/п

    Название реки

    (притока)

    Расположение

    (левый, правый)

    Длина

    Район области,

    по территории которого протекает

    1

    Ветлуга

    левый

    889 км

    Варнавинский, Ветлужский, Воскресенский, Краснобаковский

    2

    Керженец

    левый

    300 км

    Семёновский,

    Борский,

    Лысковский

    3

    Кудьма

    правый

    142 км

    Богородский,

    Кстовский

    4

    Линда

    левый

    122 км

    Семёновский

    5

    Ока

    правый

    1500 км

    Богородский, Дзержинский, Навашинский,

    Павловский

    6

    Рудка

    левый

    153 км

    Варнавинский

    7

    Сундовик

    правый

    70 км

    Большемурашкинский, Дальнеконстантиновский, Лысковский

    8

    Сура

    правый

    841 км

    Воротынский, Пильнинский

    9

    Узола

    левый

    157 км

    Балахнинский, Ковернинский

    Вывод:

    • Количество притоков реки Волги, протекающих и впадающих в неё на территории Нижегородской области – 9;
    • Левые притоки – 5;
    • Правые притоки – 4;
    • Самый длинный приток – Ока (1500 км);
    • Самый короткий приток – Сундовик (70 км);
    • Количество рек, протекающих по территории других областей - 4 -Ветлуга, Ока, Рудка,   Сура.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сценарий внеклассного занятия по предмету "Окружающий мир" 4 класс, тема: "Приручение огня" Дополнительный материал для любознательных: Невидимая сила. Чудо волны (звук и свет). Что чувствуют приборы? Проект: Человек проникает в тайны природы.

    Сценарий внеклассного занятия (работа с одаренными детьми)Образовательная программа: Школа 2100Предмет: Окружающий мирАвтор учебника: А.А. ВахрушевКласс: 4Учитель: Кулешова С.П.§ 23,  тема:...

    Презентация "Пермский край - водный край" для работы по предмету "Окружающий мир" 4 класс адаптированная основная образовательная программа для детей с ЗПР

    Презентация была создана для работы по теме "Родной край - часть большой страны".  Важно было сформировать представление обучающегося о водоемах нашего края; ознакомить с естественными и ис...

    Предмет: окружающий мир 4 класс. Тема: Мир глазами географа

    Данный учебный материал рекомендуется  использовать на уроках окружающего мира в 4 классе. В ходе урока используется  разработанный комплекс заданий, для  объяснения  и закрепления...

    Проект «Чай – наш любимый напиток» по предмету «Окружающий мир», 4 класс

    Проект раскрывает исторические моменты появления чая на Руси, полезные свойства чая, обычаи и традиции русского народа....

    Конспект окружающего мира 4 класс, тема "Наш край".

    Конспект окружающего мира в 4 классе по теме: "Наш край"....

    Конспект урока по предмету «Окружающий мир» 4 класс. Тема: «Лес и человек»

    Конспект урока по предмету "Окружающий мир" 4 класс Тема "Лес и человек" УМК "Школа России"  Тип урока: Открытие нового знания....

    Конспект открытого урока по окружающему миру (4 класс) Тема Животноводство в родном крае

                             Конспект открытого урока по       окружающему миру (4 класс)Тема  Животноводст...