Главные вкладки

    Конспект урока по окружающему миру в 1-м классе на тему: `Как живут растения?
    план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

    Аксёнова Светлана Владимировна

    Конспект урока по окружающему миру в 1 классе  о жизни растений

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kak_zhivut_rasteniya.docx17.87 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока по окружающему миру в 1-м классе на тему: `Как живут растения?
    ТИП УРОКА: урок- исследование.
    ЦЕЛЬ УРОКА:
    Создать условия для:
    -знакомства с особенностями растений, характеризующие их как живое существо, помочь учащимся понять, какие условия жизни необходимы растениям;

    ХОД УРОКА:
    1. Организационный момент.
    Учитель
    Вот книжки на столе , а вот тетрадки.
    Не хочется играть сегодня в прятки.
    И недосуг дуть на корабль бумажный-
    Сегодня в классе у ребят урок уж больно важный!
    Важнее без сомненья нет предмета-
    Окружающий мир- предмет ведь этот.
    -Отгадайте загадку и узнаете, что мы будем сегодня изучать на уроке окружающего мира?
    Дышит, растёт, а ходить не может. (растение)слайд
    - Что мы будем изучать на уроке? слайд

    - Что вы думаете мы будем узнавать о растениях?

    Тема урока Как живут растения? слайд
    2. Актуализация знаний.
    - А что вы знаете о растениях?(
    -Какие растения вы знаете?
    -На какие группы можно разделить растения?слайд
    -К какой группе растений мы отнесем те, которые растут на подоконнике? (К комнатным растениям.)
    -Что общего у всех растений?

    Назовите, какие части растений вы знаете? (корень, стебель, листья, цветок, плод с семенами).

    - Я на доске  было растение, но ветер ворвался в класс, и  оно распалось на части. Давайте его соберём, называя какую роль в жизни растения играет каждая его часть.

           Для учителя:

    Корень – удерживает растение в земле, всасывает воду и минеральные соли;

    Стебель – «транспортная артерия»;

    Лист – «фабрика пищи»;

    Цветок – обеспечивает появление следующего поколения;

    Плод с семенами

    - Как называется растение, которое собрали?   (мак) слайд

    - Представьте, что коробочка с семенами лопнула. Что произойдет дальше?

    ( вырастет новое растение)


    -Как же на свет появляются растения?
    3. Постановка учебной задачи.
    1) Чтение темы и цели в учебнике.
    Учитель. Сегодня на уроке я предлагаю вам стать исследователями. Это значит надо внимательно слушать, думать, размышлять, вспоминать, высказываться, и тогда выполним все поставленные задачи.


    4. Мотивация. Создание проблемной ситуации.
    - Отгадайте загадку:
    На лугу сестрички - жёлтый глазок, белые реснички.( ромашки)
    -Одна сестричка- ромашка у нас на уроке. Прочтём надпись на ромашке. Вы согласны с этим высказыванием? (растение живое существо)Обоснуйте свой ответ.
    - Вы хорошо говори , но ваши доказательства вызывают сомнение, их явно недостаточно. Как же всё- таки доказать, что растения живые существа? Что нам нужно сделать?
    Цель исследования: Изучить особенности растений и выявить такие свойства, которые позволяют отнести их к живым существам.

    три картинки. объясните смысл данной последовательности  слайд

               

    - Объясните, как сделали и почему? (растёт, даёт потомство и умирает)

    - Как вы думаете, а деревья тоже такой жизненный путь проходят? Обсудите в группе.

    - Выскажите своё мнение.  

    Приведите свои доказательства:

    -растение живёт

    -дышит

    -размножается

    -умирает
    Обобщение: Растение растёт, развивается, питается, дышит, размножается, двигается, обладает способностью восстанавливаться.Растениеживоесущество.слайд
    .Применение.
    Мы доказали, что растение живое существо. Тогда возникает следующий вопрос, а что же ему необходимо для жизни?слайд

    Отгадайте загадку: В золотой клубочек спрятался дубочек. слайд

    - Как называется плод дуба? (желудь)

    Работа с учебником с. 70-71. 
    -Какое растение видите?
    -Рассмотрите, как с желудя начинается жизнь дуба.
    - С чего начинается жизнь дуба?

    - Расскажите, что произошло, после того, как желудь упал на землю?

    -  Назовите  этапы жизни дерева. (растёт, даёт потомство и умирает)

    - Сравните в группе жизненный путь цветка и дерева.

         (Жизненный путь похож, только у цветка он занимает один год, а у дерева несколько лет. Дерево каждый год даёт семена).

    - Скажите, какой же жизненный путь   проходят все растения?

       (Растение живое. Растёт, приносит потомство. Умирает.)

    - Совпало ли ваше мнение с мнением Черепахи? Прочитаем на стр. 71?

    3.   Самостоятельная работа .

    - Что необходимо, чтобы растения жили дольше? (вода) слайд

    - Давайте убедимся в этом. Возьмём разрезанный лист алоэ и надавим около среза. Рассмотрите,    что произошло.

    - Что  вы увидели? (сок, жидкость)

    -  О чём это говорит? (растение состоит из воды)

    -Что с этим листком произойдёт, если он пролежит на тарелочке несколько дней?  (засохнет).

     - Почему? (вода испаряется)

    - Что нужно делать, чтобы  растения не засыхали? (поливать)

        Учитель вывешивает схему.       (лейка)слайд

    Как вы думаете, есть ли правила полива?

    - Предложите правило.  

            При поливе дети обычно допускают  одни и те же  ошибки: заливают или наоборот,  наливают слишком мало воды, льют под корень, на листья.  На основе этих ошибок сформулировать правила.

    Проблемная ситуация.

    - Зачем человеку нос? (дышать)слайд

    - Всё живое дышит. У животных есть нос, у птиц на клюве есть специальные  отверстия (показать).слайд

     - А у растений есть нос? (нет)

    -  Как же они дышат?

                       Предположения детей.

    - Чтобы правильно ответить на этот вопрос, нужно посмотреть в микроскоп. Это сильный увеличительный прибор (показать). Лист кладут на предметный столик и смотрят сверху через линзы. Рассмотрите лист по микроскопом  . Что увидели?  

    - Послушайте рассказ.

         Чтобы увидеть носики растений, нужно посмотреть в микроскоп. Лист похож на решето с маленькими дырочками. Это и есть носики растений – устьице. Носики как форточка, то открываются, то закрываются. Жарко на улице –  форточки закрыты, прохладно – широко открыты. Через  устьица в лист проходит наружный воздух слайд

    - Как называются «носики» у растений? Для чего нужны? (для дыхания)

    Учитель вывешивает схему «Окно».        слайд

    - Что человек может сделать, чтобы облегчить дыхание растению? (если дети затрудняются, то можно предложить им рассмотреть рисунк и

    - Что можете сказать о растениях? (одно яркое, другое бледное)слайд

    - Обсудите в группе, почему? (одно стоит на окне, другое в тени)

    - Что необходимо ещё растению для жизни?   (свет)

    Учитель вывешивает схему.               слайд

    - Где же мы можем расположить цветы в классе, чтобы им было светло? (на подоконнике)

    - Посмотрите на рисунок.слайд

    - Обсудите в группе, почему это произошло?  (цветок замёрз, на улице зима, окно открыто)

    - Что ещё необходимо растениям? (тепло)

     Учитель вывешивает схему.               слайд

    - Какое сейчас время года? (зима)слайд

    - Что может произойти с растениями, которые стоят на подоконнике в сильный мороз? (замёрзнут)

    - Как им помочь? (поставить в теплое место)

    Обобщение.

    -  А сейчас подумайте в группе и скажите, что же  необходимо растениям для жизни? (вода, воздух, свет, тепло) слайд

    - Прочитайте, что сказала об этом Мудрая Черепаха (стр. 71)

    - Как мы можем помочь комнатным  растениям чтобы они жили дольше?  (поливать, вытирать пыль с листьев, ставить на свет, следить, чтобы в комнате было тепло)

    - Как помочь дикорастущим?

    - Послушайте внимательно стихотворение  

    Я бабочку в лугу ловить не стану:
    Небесный цветик, пусть живет себе!
    Пусть крылышки порхают над цветами,
    Чтоб радостно мне было и тебе!
     
    Лесной цветок я рвать не стану тоже,
    С собой домой его не понесу,
    Ведь дома он шмеля качать не сможет
    И ранним утром не попьет росу!
     
    Ни стебелек, ни ветку, ни травинку
    Я не обижу: виноваты чем?
    В любой из них теплеется Живинка,
    И светится доверием ко всем ...

    - Как дети предлагают относится к растениям? Почему?

     

    - Помните, что растения, растущие в лесу, в саду, живые. Они растут, приносят потомство, умирают. И жить они хотят как можно дольше, принося нам радость созерцания красоты


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по окружающему миру в 4 «А» классе по теме: "Пустыни"

    Тема урока: "Пустыни"Форма урока: Урок-исследование.Тип урока: Комбинированный.Технологии: деятельностного метода. Цели:1.  сформировать у учащихся понятие «пустыня», умение наход...

    Конспект урока по окружающему миру, проведённому в 1 классе по теме «Домашние животные»

    Данный урок окружающего мира в 1 классе нацелен на то, чтобы  показать разнообразие домашних животных и их значение в жизни человека, углубить и расширить знания о ...

    Конспект урока по окружающему миру в 3 - м классе на тему: "Превращения и круговорот воды в природе».

    Конспект урока по окружающему миру  в 3  классе на  тему: "Превращения и круговорот воды в природе»....

    Конспект урока по окружающему миру в 3-в классе. на тему: « Создание Московского государства. Грозный царь».

    Цели:- формировать представление о создании государства Московское государство;- дать представление о личности князя Ивана III;- познакомить с важными событиями правления Ивана III;- дать представлени...

    Конспект урока по окружающему миру в 1-м классе на тему: «Как живет семья». Проект «Моя семья».

    На данном уроке обучающиеся знакомятся с понятием семьи, узнают как жили русские семьи на Руси. В интересной форме представлены теоретические знания. Дана возможность обучающимся узнать о своей собств...

    Конспект урока по окружающему миру во 2 «а» классе на тему: «Обувь. Уход за обувью».

    Уточнить, расширить, закрепить и обобщить знания обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов об обуви....

    Конспект урока по Окружающему миру для 3-х классов на тему:"Московский кремль" в технологии образовательный туризм.

    Воспользуемся матрицей – технологической картой урока, каким образом может быть выстроен урок в технологии школьного образовательного туризма:Класс: 3Окружающий мир1. Тема урок«Московский ...