Рабочая программа по окружающему миру, 2 класс, Школа России
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (2 класс) по теме

Вялова Елена Петровна

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС 2 поколения с контрольными работами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir.doc935.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №11»

города Губкина Белгородской области

«Согласовано»

Руководитель МО

_______ Попова Е.Н.

Протокол № ___

от «____»___________2013 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

МБОУ «СОШ № 11» г.Губкина

___________ Кузнецова Н.Н.

«____»____________2013 г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «СОШ № 11» г.Губкина

__________ Искренева В.М.

Приказ № ___

от «___»_______________2013 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Предмет «Окружающий мир»

Класс 2 «Б»

Учитель Вялова

Елена Петровна

Год создания 2013

I. Пояснительная записка

1. Название, автор и год издания предметной учебной программы, на основе которой разработана Рабочая программа

 Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» (2 класс) на 2013-2014 учебный год составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г./ М-во образования и науки Рос.Федерации . – М.: Просвещение, 2011, Примерных программ по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1. – М.: Просвещение, 2011 г., авторской программы «Окружающий мир» Плешакова А. А. – М.: Просвещение, 2011.

2. Цели и задачи данной программы, особенности программы

 Учебный предмет «Окружающий мир» реализует основную цель обучения:

 - формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально- гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целеевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.

Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей - умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально- научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

3. Изменения, внесенные в авторскую и учебную программу и их обоснование

  • Авторская программа рассчитана на 68 часов. (2 ч в неделю, 34 учебные недели)

В рабочей программе запланировано 68 часов (2ч. в неделю,34 учебные недели) в соответствии с базисным учебным планом. Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям ФГОС начального общего образования, поэтому в программу не внесено никаких изменений.

 4. Название учебно-методического комплекта, используемого для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой учреждения

Для реализации программы используется  учебно-методический комплекс:   

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г./ М-во образования и науки Рос.Федерации . – М.: Просвещение, 2011

 Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1. – М.: Просвещение, 2011

 «Окружающий мир». Рабочие программы. 1-4 классы. /  Плешаков  А. А. – М.: Просвещение, 2011.

Учебники:  Плешаков А. А. Окружающий мир.  Учебник. 2  класс. В 2 ч.  — М.: Просвещение, 2012.

5.Количество учебных часов, на которое рассчитана Рабочая программа, в т.ч. количество часов для проведения контрольных работ, экскурсий, практических работ.

2 класс. 68 часов

 

темы

Наименование разделов и тем

Всего часов

Контрольные работы

Практические работы

Экскурсии

1.

«Где мы живём?»

4ч.

2.

«Природа»

20

1

4

1

3.

«Жизнь города и села»

10

1

1

1

4.

«Здоровье и безопасность»

9

5.

«Общение»

7

1

6.

«Путешествия»

18

1

1

1

Итого:

68

4

6

3

Контрольные работы:

  1. « Природа»
  2. «Жизнь города и села»
  3. «Общение»
  4.  «Путешествия»

Экскурсии:

1.В гости к осени.

2.В гости к зиме.

3.В гости к весне.

Практические работы:

1.Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека, фиксация результатов.

2.Исследование минералов, рассматривание образцов полевого шпата, кварца и слюды.

3.Осваивание приемов ухода за комнатными растениями.

4. Осваивание приемов ухода за животными живого уголка.

5. Соблюдение изученных правил безопасности при переходе улиц под руководством учителя.

6. Знакомство с устройством компаса и правил работы с ним.

6. Формы организации учебного процесса и их сочетание, а также преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков.

Программа предусматривает проведение традиционных уроков, уроков в нетрадиционной форме (урок-праздник, урок-путешествие, урок проект, экскурсия, КВН, урок-игра). На уроках используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.  Основными формами текущего контроля являются: устный опрос; контрольные работы; тестовые задания, практические работы.

II. Общая характеристика учебного предмета

Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

1) идея многообразия мира;

2) идея целостности мира;

3) идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.

Уважение к миру - это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлении природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творчески е задания. Проводятся дидактические ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов явлений окружающего мира. для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т.д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.

III. Описание места учебного предмета в учебном плане

Программа курса «Окружающий мир» в 1-4 классах рассчитана на 270 часов, во 2 классе -68 часов (2 часа в неделю), 34 учебные недели. Изменений в рабочей программе нет.

IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.

Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

Человечество как многообразие народов, культур, религий.

Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.

Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе окружающим людям.

V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета

Реализация программы обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

 Личностные результаты:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориен тации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии при роды, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мне нию, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич ностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмо ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере живания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и по искового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном простран тве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готов ность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение начальными сведениями о сущности и осо бенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

 Предметные результаты: 

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных ар хивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

VI. Содержание учебного предмета 2 класс (68 ч)

 Где мы живем (4 ч)

Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города (села), что мы на зываем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России.

Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая нас природа. Разнообразные ве щи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.

Природа (20 ч)

Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.

Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.

Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.

Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды

от загрязнения.

Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.

Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.

Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между растениями  и  животными: растения – пища и укрытие для   животных; животные – распространители  плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя).

Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.

Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.

Практические работы: 1.Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека, фиксация результатов. 2. Исследование минералов, рассматривание образцов полевого шпата, кварца и слюды.

3.Осваивание приемов ухода за комнатными растениями.

4. Осваивание приемов ухода за животными живого уголка.

Экскурсия «В гости к осени».

Жизнь города и села (10 ч)

Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории.

Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.

Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя).

Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).

Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.

Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).

Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и   т. д. (по выбору учителя).

Профессии людей, занятых на производстве. Труд писа теля, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).

Сезонные изменения в природе: зимние явления. Эколо гические связи в зимнем лесу.

           Экскурсия «В гости к зиме».

Здоровье и безопасность (9ч)

Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и ле чение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).

Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).

Меры безопасности в домашних условиях (при обраще нии с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Про тивопожарная безопасность.

Правила безопасного поведения на воде. Правило эколо гической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.

Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие на секомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним по кататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.

Практическая работа: Соблюдение изученных правил безопасности при переходе улиц под руководством учителя.

Общение (7 ч)

Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.

Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.

Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в обществен ных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).

Путешествия (18 ч)

Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.

Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.

Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие дос топримечательности столицы.

Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя).

Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.

Практические работы: Знакомство с устройством компаса и правил работы с ним.

Экскурсия «В гости к весне»

Учебно-тематический план. 2 класс. 68 часов

 

темы

Наименование разделов

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения

1.

«Где мы живём?»

4ч.

13.09-12.09

2.

«Природа»

20

17.09-28.11

3.

«Жизнь города и села»

10

03.12-16.01

4.

«Здоровье и безопасность»

9

21.01-18.02

5.

«Общение»

7

20.02-13.03

6.

«Путешествия»

18

15.03-22.05

Итого:

68

Календарно-тематическое планирование. 2 класс. 68 часов.

п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Дата по плану

Дата по факту

Характеристика

деятельности

ученика

Раздел

«Где мы живём?»

4 ч

1

Родная страна

1

03.09

  • Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнить;
  • различать государственные символы России (герб, флаг, гимн), отличать герб и флаг России от гербов и флагов других стран; исполнять гимн Российской Федерации;
  • анализировать информацию учебника о федеративном устройстве России, о многонациональном составе населения страны; приводить примеры народов России; различать национальные языки и государственный язык России; об суждать, почему народы России называют братскими;
  • работать со взрослыми: извлекать из различных источников (энциклопедии, краеведческая литература, интервью с родителями, работниками музеев) сведения о гербе своего региона и города, национальном составе населения региона, гербах других государств, представленных в рабочей тетради и сборнике тестов;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать свои достижения на уроке

2

Город н село

1

05.09

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • сравнивать с помощью фотографий и по личным наблюдениям город и село;
  • работать в паре: находить изображения города и села, обозначать их цвет ными фишками, осуществлять контроль и коррекцию; рассказывать о своём городе (селе) по плану;
  • работать в паре: сравнивать городской и сельский дома; описывать инте рьер городской квартиры и сельского дома; оценивать преимущества и недо статки городских и сельских жилищ;
  • рассказывать о своём доме по плану;
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать свои достижения на уроке.

В ходе выполнения проекта дети учатся:

  • распределять обязанности по выполнению проекта;
  • подбирать фотографии (открытки, слайды) или фотографировать достопри мечательности своей малой родины;
  • собирать информацию о выдающихся земляках по краеведческой литерату ре или с помощью интервьюирования;
  • оформлять стенд, мультимедийную презентацию;
  • проводить презентацию с демонстрацией фотографий, слайдов;
  • ухаживать за памятниками;
  • помогать взрослым в благоустройстве;
  • проводить экскурсию в краеведческий (городской, сельский, школьный) му зей;

оценить свои достижения в реализации проекта

3

Природа и рукотворный мир

1

10.09

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • различать объекты природы и предметы рукотворного мира;
  • работать в паре: классифицировать объекты окружающего мира, обозна чать их цветными фишками, осуществлять контроль и коррекцию;
  • приводить примеры объектов природы и предметов рукотворного мира, за полнять таблицу в рабочей тетради;
  • работать в группе: обсуждать и оценивать отношение людей к окружаю щему миру, отбирать из списка необходимые слова для характеристики отноше ния к миру, рассказывать о своём отношении к окружающему;
  • обсуждать название книги «Великан на поляне» и предисловие к ней;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать свои достижения на уроке

4

Проверим себя и оценим свои достижения  по разделу «Где мы живем»

1

12.09

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять,

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать свои достижения на уроке

Раздел «Природа»

(20 ч)

5

Неживая и живая природа

1

17.09

  • Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить-
  • классифицировать объекты природы по существенным признакам;
  • различать объекты неживой и живой природы; обозначать объекты при роды цветными фишками; осуществлять контроль и коррекцию:
  • приводить примеры объектов живой и неживой природы; заполнять табли цу в рабочих тетрадях;
  • работать в паре: анализировать существенные признаки живых существ обсуждать свои выводы, осуществлять самопроверку;
  • устанавливать связи между живой и неживой природой;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать свои достижения на уроке

6

Явления природы

1

19.09

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • работать в паре: различать объекты и явления природы, рассказывать об из менениях, происходящих с природными объектами, как о природных явлениях;
  • приводить примеры явлений неживой и живой природы, сезонных явлений-
  • анализировать иллюстрации учебника, определять сезон по характерным природным явлениям;

рассказывать (по своим наблюдениям) о сезонных явлениях в жизни дерева:- практическая работа: знакомиться с устройством термометра, проводить опыты с термометром, измерять температуру воздуха, воды, тела человека и фиксировать результаты измерений;

_ формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать свои достижения на уроке

7

Что такое погода

1

24.09

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

  • наблюдать и описывать состояние погоды за окном класса;
  • характеризовать погоду как сочетание температуры воздуха, облачности,

осадков, ветра;

  • приводить примеры погодных явлений (дождь, гроза, метель и др.),
  • работать в паре: составлять план рассказа о погодных явлениях и расска зывать по этому плану;
  • сопоставлять научные и народные предсказания погоды;
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать свои достижения на уроке;

_ работать со взрослыми: вести наблюдения за погодой, фиксировать ре зультаты в «Научном дневнике»; использовать для фиксации наблюдении мете ологические знаки: составить сборник народных примет своего народа (сво его региона) о погоде, используя дополнительную литературу и интервьюируя взрослых членов семьи

8

В гости к осени (экскурсия)

1

26.09

  • Понимать учебные задачи экскурсии и стремиться их выполнить;
  • наблюдать изменения в неживой и живой природе, устанавливать взаимо зависимость между ними;
  • определять природные объекты с помощью атласа-определителя «От земли до неба» (например, какому растению принадлежат опавшие листья, какие цветы цветут осенью, каких птиц ещё можно наблюдать в природе),

оценивать результаты своих достижений на экскурсии

9

В гости к осени (урок)

1

01.10

  • Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;
  • работать в группе: знакомиться по учебнику с осенними изменениями в не живой и живой природе, выступать с сообщениями по изученному материалу;
  • рассказывать об осенних явлениях в неживой и живой природе родного края (на основе наблюдений);

сопоставлять картины осени на иллюстрациях учебника с теми наблюдениями, которые были сделаны во время экскурсии; прослеживать взаимосвязь осенних явлений в живой природе с явлениями в неживой природе; дополнять сведения учебника и экскурсии своими наблюдениями над осенним трудом человека,

10

Звёздное небо

1

03.10

  • Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить-
  • находить на рисунке знакомые созвездия-
  • сопоставлять иллюстрацию учебника с описанием созвездий-
  • моделировать созвездия Орион, Лебедь, Кассиопея-
  • работать со взрослыми: наблюдать звёздное небо, находить на нём изученные созвездия;
  • пользоваться для поиска созвездий на небе атласом-определителем

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

11

Заглянем в кладовые земли

1

08.10

- Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить

- практическая работа: исследовать с помощью лупы состав гранита рас сматривать образцы полевого шпата, кварца и слюды;

  • различать горные породы и минералы;
  • работать в паре: с помощью атласа-определителя приводить примеры горных пород и минералов, готовить краткие сообщения о них

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые

вопросы и оценивать свои достижения на уроке

12

Про воздух и про воду

1

10.10

  • Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить-

Рассказывать о значении воздуха и воды для растений, животных и человека

Работать в паре: анализировать схемы, показывающие источники загрязнения воздуха и воды

Наблюдать небо за окном и рассказывать о нём, пользуясь освоенными средствами выразительности

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на вопросы и оценивать свои достижения на уроке

13

Какие бывают растения

1

15.10

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • устанавливать по схеме различия между группами растений;
  • работать в паре: называть и классифицировать растения, осуществлять

самопроверку;

  • приводить примеры деревьев, кустарников, трав своего края;
  • определять растения с помощью атласа-определителя;
  • оценивать эстетическое воздействие растений на человека;
  • работать со взрослыми: наблюдать и готовить рассказ (фоторассказ) о кра соте растений;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать свои достижения на уроке

14

Какие бывают животные

1

17.10

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • работать в паре: соотносить группы животных и их существенные признаки;
  • работать в группе: знакомиться с разнообразием животных, находить в рассказах новую информацию о них, выступать с сообщениями;
  • сравнивать животных (лягушек и жаб) на основании материала книги «Зе лёные страницы», выявлять зависимость строения тела животного от его об раза жизни;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать свои достижения на уроке

15

Контрольная работа по теме «Природа»

1

22.10

  • Выполнять тестовые задания учебника;
  • оценивать правильность/неправильность предложенных ответов;
  • оценивать бережное или потребительское отношение к природе'

формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами

16

Невидимые нити

1

24.10

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • устанавливать взаимосвязи в природе: между неживой и живои природой, растениями и животными, различными животными;
  • работать в паре, моделировать изучаемые взаимосвязи; выявлять роль человека в сохранении или нарушении этих взаимосвязей;
  • читать и обсуждать стихотворение Б. Заходера «Про всех на свете», делать вывод о необходимости бережного отношения к природе и сохранения природных связей;
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать свои достижения на уроке

17

Дикорастущие и культурные растения.

1

29.10

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, обозначать соответствующие рисунки цветными фишками, осуществлять контроль и кор рекцию;
  • работать в группе: приводить примеры дикорастущих и культурных расте нии; классифицировать культурные растения по определённым признакам;
  • находить новую информацию в текстах о растениях, обсуждать материалы книги «Великан на*поляне»;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать свои достижения на уроке

18

Дикие и домашние животные

1

31.10

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • сравнивать и различать диких и домашних животных, обозначать соответству ющие рисунки цветными фишками, осуществлять контроль и коррекцию;
  • работать в группе: приводить примеры диких и домашних животных, мо делировать значение домашних животных для человека, рассказывать о значе нии домашних животных и уходе за ними;
  • находить в тексте нужную информацию, обсуждать материалы книги «Зе лёные страницы»;
  • сочинять и рассказывать сказочную историю о диком или домашнем жи вотном (по своему выбору);

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать свои достижения на уроке

19

Комнатные растения

1

12.11

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • узнавать комнатные растения на рисунках, осуществлять самопроверку;
  • работать в паре: определять с помощью атласа-определителя комнатные растения своего класса, находить в атласе-определителе информацию о них;
  • оценивать роль комнатных растений для физического и психического здоро вья человека;
  • практическая работа в группе: осваивать приёмы ухода за комнатными растениями в соответствии с инструкцией;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать свои достижения на уроке

20

Животные живого уголка

1

14.11

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • рассказывать о животных живого уголка и уходе за ними;
  • определять животных живого уголка с помощью атласа- определителя и учебника; использовать информацию из атласа-определителя для подготовки сообщения;
  • рассказывать о своем отношении к животным живого уголка, объяснять их роль в создании благоприятной психологической атмосферы;
  • практическая работа в группе: осваивать приёмы содержания животных живого уголка в соответствии с инструкциями; характеризовать предметы ухода за животными в зависимости от их назначения;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать свои достижения на уроке

21

Про кошек и собак

1

19.11

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • определять породы кошек и собак, пользуясь иллюстрациями учебника, ат ласом-определителем;
  • приводить примеры пород собак с помощью атласа-определителя;
  • обсуждать роль кошки и собаки в хозяйстве человека и создании благопри ятной психологической атмосферы в доме, объяснять необходимость ответствен ного отношения к домашнему питомцу;
  • работать в группе: использовать тексты учебника как образец для выпол нения заданий (составлять словесный портрет своего питомца, извлекать из дополнительной литературы нужную информацию, составлять общий план рас сказа о домашнем питомце);

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать свои достижения на уроке

22

Красная книга

1

21.11

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • работать в паре: выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных; предлагать и обсуждать меры по их охране;
  • работать в группе: читать тексты учебника и использовать полученную информацию для подготовки собственного рассказа о Красной книге; состав лять общий план рассказа о редком растении и животном; рассказывать о ред ких растениях и животных по составленному плану;
  • работать со взрослыми: узнать, какие растения и животные родного края внесены в Красную книгу; подготовить с помощью дополнительной литературы, Интернета сообщение о растении или животном из Красной книги России (по своему выбору);

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать свои достижения на уроке

23

Будь природе другом.

Проект «Красная книга, или Возьмём под защиту»

1

26.11

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • работать в паре: по схеме в учебнике анализировать факторы, угрожающие живой природе, рассказывать о них;
  • знакомиться с Правилами друзей природы и экологическими знаками до говариваться о соблюдении этих правил; предлагать аналогичные правила рисовать условные знаки к ним;
  • читать и обсуждать рассказ Ю. Аракчеева «Сидел в траве кузнечик»-
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать свои достижения на уроке.

В ходе выполнения проекта дети учатся:

  • извлекать информацию из различных источников;
  • готовить рисунки и фотографии (слайды мультимедийной презентации)-
  • составлять собственную Красную книгу;
  • презентовать Красную книгу с использованием подготовленных наглядных материалов;

оценивать свои достижения в выполнении проекта

24

Проверим себя и оценим свои до стижения по разделу «Природа »

1

28.11

  • Выполнять тестовые задания учебника;
  • оценивать правильность/неправильность предложенных ответов;
  • оценивать бережное или потребительское отношение к природе'

формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами

Раздел «Жизнь города и села»

(10 ч)

25

Что такое экономика

1

03.12

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • рассказывать об отраслях экономики по предложенному плану;
  • работать в паре: анализировать взаимосвязи отраслей экономики при про изводстве определённых продуктов; моделировать взаимосвязи отраслей эконо мики самостоятельно предложенным способом; извлекать из различных источ ников сведения об экономике и важнейших предприятиях региона и своего го рода (села) и готовить сообщения;

читать предложенный текст, находить в нём ответы на поставленные вопро сы, формулировать собственные вопросы к тексту, оценивать ответы одно классников;

26

Из чего что сделано

1

05.12

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • классифицировать предметы по характеру материала, обозначать соответству ющие иллюстрации цветными фишками, осуществлять контроль и коррекцию;
  • работать в группе: по рисункам учебника прослеживать производственные цепочки, моделировать их, составлять рассказ, приводить другие примеры использования природных материалов для производства изделий;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать свои достижения на уроке

27

Как построить дом

1

10.12

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • рассказывать (по своим наблюдениям) о строительстве городского и сель ского домов;
  • работать в паре: сравнивать технологию возведения многоэтажного городского дома и одноэтажного сельского; узнавать на иллюстрациях учебника строительные машины и строительные материалы, объяснять их назначение, проводить самопро верку, рассказывать о строительных объектах в своём городе (селе);
  • читать текст учебника, находить названные в нём машины на рисунке, рас сказывать о строительных машинах, пользуясь информацией учебника, пред лагать вопросы к тексту, оценивать ответы одноклассников;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать свои достижения на уроке

28

Какой бывает транспорт

1

12.12

- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- работать в паре: классифицировать средства транспорта;

- узнавать по фотографиям транспорт служб экстренного вызова, соотносить его с номерами телефонов экстренного вызовап, обозначать соответствие стрелками из цветной бумаги, осуществлять контроль;

- работать в группе: рассказывать об истории водного и воздушного транспорта, используя информацию из учебника и дополнительной литературы, составлять план рассказа об истории различных видов транспорта.

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать свои достижения на уроке

29

Культура и образование

1

17.12

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить-
  • различать учреждения культуры и образования, узнавать их' по фотографи ям, приводить примеры учреждений культуры и образования, в том числе в сво ем регионе;
  • извлекать из текста учебника нужную информацию, предлагать вопросы к тексту, отвечать,на вопросы одноклассников;
  • обсуждать роль учреждений культуры и образования в нашей жизни-
  • работать со взрослыми: посещать музеи и рассказывать о них; с помощью Интернета совершать виртуальную экскурсию в любой музей (по своему вы-

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать свои достижения на уроке

30

Все профессии важны. Проект «Профессии»

1

19.12

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить-
  • рассказывать о труде людей известных детям профессий, о профес сиях своих родителей и старших членов семьи, о том, кем бы детям хоте лось стать;
  • работать в паре: определять названия профессий по характеру деятельности и находить их представителей на фотографиях;
  • обсуждать роль людей различных профессий в нашей жизни-
  • читать и обсуждать рассказ «Кто сделал хлеб», устанавливать взаимосвязь труда людей разных профессий;

В ходе выполнения проекта дети учатся:

  • распределять обязанности по подготовке проекта (кто о какой профессии будет собирать материал);
  • интервьюировать респондентов об особенностях их профессий-
  • составлять рассказы о профессиях родных и знакомых;
  • собирать материал в «Большую книгу профессий»;
  • презентовать работы;

оценивать результаты выполнения проекта

31

Контрольная работа по разделу «Жизнь города и села»

1

24.12

  • Выполнять тестовые задания учебника;
  • оценивать правильность/неправильность предложенных ответов;
  • формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами

32

В гости к зиме (экскурсия)

1

26.12

  • Понимать учебную задачу экскурсии и стремиться её выполнить;
  • наблюдать над зимними погодными явлениями;
  • обсуждать зимние явления в неживой природе в прошедшие дни;
  • исследовать пласт снега, чтобы пронаблюдать его состояние в зависимости от чередования оттепелей, снегопадов и морозов;
  • определять деревья по их силуэтам и описаниям в атласе-определителе «От земли до неба»;

33

В гости к зиме (урок)

1

14.01

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить,
  • работать в группе: знакомиться по материалам учебника с изменениями в неживой и живой природе зимой, готовить сообщения и выступать с ними;
  • формулировать правила безопасного поведения на улице зимой;
  • работать со взрослыми: вести наблюдения в природе, фиксировать их
  • в «Научном дневнике», готовить фото рассказ или серию рисунков на тему «Кра сота зимы»; подкармливать зимующих птиц;

34

Презентация проектов «Родной го род (село)», «Красная книга, или  Возьмём под защиту», «Профессии»

1

16.01

  • Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядны ми материалами;
  • обсуждать выступления учащихся:

оценивать свои достижения и достижения других учащихся

Раздел «Здоровье и безопасность»

(9 ч)

35

Строение тела человека

1

21.01

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • работать в группе: называть и показывать внешние части тела человека; определять на рисунке учебника или на муляже положение внутренних органов человека; моделировать внутреннее строение тела человека;
  • работа в паре: извлекать из текста учебника информацию о строении и работе внутренних органов человека, предлагать вопросы по содержанию текста оценивать ответы одноклассников;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать свои достижения на уроке

36

Если хочешь быть здоров

1

23.01

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • рассказывать о своём режиме дня; составлять рациональный режим дня школьника;
  • обсуждать сбалансированное питание школьника;
  • работать в паре: различать продукты растительного и животного проис хождения, осуществлять самопроверку;
  • формулировать правила личной гигиены; характеризовать назначение предметов гигиены, выделять среди них те, которые у каждого человека должны быть собственными;
  • демонстрировать умения чистить зубы, полученные в 1 классе, на основе текста учебника дополнять правила ухода за зубами;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать свои достижения на уроке

37

Берегись автомобиля!

1

28.01

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • моделировать сигналы светофоров; характеризовать свои действия как пешехода при различных сигналах;
  • работа в паре: соотносить изображения и названия дорожных знаков обо значать соответствие стрелками из цветной бумаги, осуществлять контроль и коррекцию;

выбирать и отмечать фишками дорожные знаки, встречающиеся на пути в школу;

  • формулировать, пользуясь рисунком учебника, правила движения по заго родной дороге, осуществлять самопроверку;

оценивать свои достижения на уроке

38

Школа пешехода

1

30.01

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • работа в группе: формулировать правила безопасности на основе прочитан ных рассказов;
  • практическая работа: учиться соблюдать изученные правила безопасности под руководством учителя или инструктора ДПС;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать свои достижения на уроке

39

Домашние опасности

1

04.02

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить,
  • объяснять с опорой на иллюстрации учебника потенциальную опасность бытовых предметов и ситуаций;
  • работать в группе: на основе текста учебника формулировать правила без опасного поведения в быту, моделировать их с помощью условных знаков, уз навать («расшифровывать») правила по предложенным в учебнике знакам, сравнивать свои знаки с представленными в учебнике;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать свои достижения на уроке

40

Пожар

1

06.02

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • характеризовать пожароопасные предметы (раскалённые предметы, вос пламеняющиеся вещества, открытый огонь);
  • запомнить правила предупреждения пожара;
  • моделировать вызов пожарной охраны по обычному и мобильному телефону, по номеру МЧС;
  • работать в паре: рассказывать о назначении предметов противопожарной безопасности; читать и обсуждать рассказ «Горит костёр» в книге «Великан на

поляне»; ,

-формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать свои достижения на уроке

41

На воде и в лесу

1

11.02

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • характеризовать потенциальные опасности пребывания у воды и в лесу;

запомнить правила поведения во время купания;

  • работать в паре: различать съедобные и ядовитые грибы, обозначать их на рисунке фишками разного цвета, осуществлять контроль и коррекцию;
  • определять с помощью атласа-определителя жалящих насекомых, осущест влять самопроверку;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать свои достижения на уроке

42

Опасные незнакомцы

1

13.02

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • характеризовать потенциальные опасности при контактах с незнакомыми людьми (с опорой на иллюстрации учебника); предлагать и обсуждать вари анты поведения в подобных ситуациях, запомнить правила поведения при кон тактах с незнакомцами;

-моделировать звонок по телефону (обычному и мобильному) в милицию и МЧС

  • работать со взрослыми: обсуждать другие опасные ситуации, связанные с незнакомыми людьми, сочинять об этом рассказ по аналогии с рассказами в учебнике;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать свои достижения на уроке

43

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность»

1

18.02

  • Выполнять тестовые задания учебника;
  • оценивать правильность/неправильность предложенных ответов;

формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами

Раздел «Общение»

(7 ч)

44

Наша дружная семья

1

20.02

Понимать учебные задачи при изучении материала раздела «Общение» и данного урока и стремиться её выполнить;

  • рассказывать по рисунку и фотографиям учебника о семейных взаимоотно шениях, о семейной атмосфере, общих занятиях;
  • формулировать понятие «культура общения»;
  • обсуждать роль семейных традиций для укрепления семьи;
  • моделировать ситуации семейного чтения и семейных обедов;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать свои достижения на уроке

45

Проект «Родословная»

1

25.02

В ходе выполнения проекта дети учатся:

  • интервьюировать родителей о представителях старшего поколения, их име нах, отчествах, фамилиях;
  • отбирать фотографии из семейного архива (желательно отсканировать в еди ном формате);
  • составлять родословное древо семьи;
  • презентовать свой проект с демонстрацией родословного древа;

оценивать свои достижения

46

В школе

1

27.02

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • рассказывать о своём школьном коллективе, совместных мероприятиях в классе, школе;
  • обсуждать вопрос о культуре общения в школе;
  • формулировать правила общения с одноклассниками и взрослыми в стенах школы и вне её;
  • оценивать с нравственных позиций формы поведения, которые допустимы или недопустимы в школе и других общественных местах;
  • моделировать различные ситуации общения на уроке и переменах;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать свои достижения на уроке

47

Правила вежливости

1

04.03

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • обсуждать, какие формулы вежливости имеются в русском языке и как они применяются в различных ситуациях общения;
  • формулировать правила поведения в общественном транспорте и в общении мальчика с девочкой, мужчины с женщиной;
  • моделировать ситуации общения в различных ситуациях;
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать свои достижения на уроке

48

Ты и твои друзья

1

06.03

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • обсуждать морально-этические аспекты дружбы на примере пословиц на родов России;
  • обсуждать проблему подарка в день рождения друга;
  • обсуждать правила поведения за столом;
  • моделировать правила поведения за столом (практическая работа);
  • формулировать правила этикета в гостях;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать свои достижения на уроке

49

Мы — зрители и пассажиры

1

11.03

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • обсуждать правила поведения в театре (кинотеатре, консерватории) и фор мулировать их, возражая Советам Попугая;
  • обсуждать правила поведения в общественном транспорте (автобусе, троллейбусе, трамвае, метро) и формулировать их на основе иллюстраций учебника;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать свои достижения на уроке

50

 Контрольная работа по разделу «Общение»

1

13.03

  • Выполнять тестовые задания учебника;
  • оценивать правильность/неправильность предложенных ответов;

формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами

Раздел «Путешествия»

(18 ч)

51

Посмотри вокруг

1

15.03

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • сравнивать фотографии в учебнике, находить линию горизонта;
  • различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;
  • работать в паре: находить на схеме и называть указанные стороны гори зонта, моделировать стороны горизонта;
  • анализировать текст учебника, на его основе объяснять различия внешнего вида нашей планеты, сопоставлять вид Земли с самолёта (аэрофотосъёмка) с видом Земли из космоса, формулировать вывод о форме Земли;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать свои достижения на уроке

52

Ориентирование на местности

1

18.03

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • работать в паре: находить ориентиры на рисунке учебника, по дороге от дома до школы, в своём городе (селе);
  • практическая работа в паре: знакомиться с устройством компаса и прави лами работы с ним, осваивать приёмы ориентирования по компасу;
  • знакомиться со способами ориентирования по солнцу, по местным природ ным признакам;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать свои достижения на уроке

,53

Ориентирование на местности

1

20.03

  • знакомиться со способами ориентирования по солнцу, по местным природ ным признакам;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать свои достижения на уроке

54

Формы земной поверхности

1

01.04

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • сопоставлять фотографии равнины и гор для выявления существенных при знаков этих форм земной поверхности; анализировать цветовое обозначение равнин и гор на глобусе;
  • работать в паре, сравнивать по схеме холм и гору, осуществлять самопро верку с помощью текста учебника; характеризовать (на основе наблюдений) поверхность своего края;
  • описывать красоту гор (на основе фотографий в учебнике, рассказа Н. И. Сладкова, личных впечатлений);
  • работать со взрослыми: составлять фоторассказ на тему «Красота гор»;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке

55

Водные богатства

1

03.04

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • различать водоёмы естественного и искусственного происхождения, узна вать их по описанию;
  • работать в паре: анализировать схему частей реки, рассказывать о частях реки по схеме, осуществлять самопроверку; на основе наблюдений рассказы вать о водных богатствах своего края;
  • обсуждать эстетическое воздействие моря на человека (по рассказу К. Д. Ушинского, фотографиям в учебнике, личным впечатлениям);
  • работать со взрослыми: составлять фоторассказ на тему «Красота моря»;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке

56

В гости к весне (экскурсия)

1

08.04

  • Понимать учебную задачу экскурсии и стремиться её выполнить;

наблюдать за состоянием погоды, таянием снега, появлением зелени, цвете нием растений, появлением первых птиц и т. д., используя при этом атлас-опре- делитель «От земли до неба»:

  • формулировать выводы о весенних явлениях природы, воздействии пробуж дения природы на человека;

оценивать свои достижения на экскурсии

57

В гости к весне (урок)

1

10.04

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • рассказывать о своих весенних наблюдениях в природе родного края;
  • работать в группе: знакомиться по учебнику с изменениями в неживой и живой природе весной; находить в книге «Зелёные страницы» информацию на заданную тему, различать известную и новую для себя информацию; узнавать перелётных птиц на рисунке, осуществлять самопроверку; выступать с сообщениями в классе;
  • моделировать взаимосвязи весенних явлений в неживой и живой природе;
  • работать со взрослыми: наблюдать весенние явления в природе, фиксиро вать результаты наблюдений в рабочей тетради («Мой научный дневник»), со ставлять фоторассказ или выполнять серию рисунков на тему «Красота весны»;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке

58

Россия на карте

1

15.04

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • сравнивать изображение России на глобусе и карте;
  • работать в паре: соотносить пейзажи России на фотографиях учебника с место положением их на физической карте России, обозначать их фишками с соответству ющими номерами; осваивать приемы чтения карты (определение сторон горизонта, форм земной поверхности, других объектов с помощью условных знаков);
  • учиться правильно показывать объекты на настенной карте (по инструкции учебника);

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке

59

Проект «Города России»

1

17.04

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

Находить на карте родной край

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке

60

Путешествие по Москве

1

22.04

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • находить Москву на карте России; знакомиться с планом Москвы, находить на нём достопримечательности столицы;
  • работать в паре: соотносить фотографии достопримечательностей Москвы с собственными наблюдениями, отмечать фишками знакомые объекты, описы вать достопримечательности по фотографиям и своим впечатлениям;
  • отличать герб Москвы от гербов других городов;
  • работать со взрослыми: совершить виртуальную экскурсию по Москве с по мощью Интернета;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке

61

Московский Кремль. Итоговая комплексная работа.

1

24.04

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • обсуждать значение Московского Кремля для каждого жителя России;
  • работать в паре: находить на фотографии в учебнике достопримечатель ности Кремля, рассказывать о них по фотографии; извлекать из дополнитель ной литературы информацию о достопримечательностях Кремля и готовить сообщения по предложенному плану;
  • читать текст учебника, находить в нём сведения из истории Кремля в соот ветствии с предложенными вопросами; сопоставлять современный облик Крем ля с видами Кремля в прошлом на картинах А. Васнецова;
  • рассказывать о Красной площади по фотографиям в учебнике и сво им впечатлениям, описывать достопримечательности Красной площади по фотографиям;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке

62

Город на Неве

1

29.04

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • находить Санкт-Петербург на карте России; знакомиться с планом Санкт- Петербурга, находить на нём достопримечательности города;
  • работать в паре: соотносить фотографии достопримечательностей Санкт-Петербурга с собственными наблюдениями, отмечать фишками знакомые объекты, описывать достопримечательности по фотографиям и своим впечатлениям; рассказывать по приведённому образцу об одной из достопримечательностей Санкт-Петербурга с использованием (при необ ходимости) дополнительной литературы;
  • отличать герб Санкт-Петербурга от гербов других городов;

работать со взрослыми: совершить виртуальную экскурсию по Санкт- Петербургу1 с помощью Интернета;

  • читать рассказ об истории создания памятника Петру Первому, предлагать вопросы к рассказу, оценивать ответы одноклассников;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке

63

Путешествие по планете  

1

06.05

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • сравнивать глобус и карту мира; находить, называть и показывать на гло бусе и карте мира океаны и материки;
  • работать в паре: соотносить фотографии, сделанные на разных материках, с местоположением этих районов на карте мира, обозначать их фишками с со ответствующими номерами;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке

64

Путешествие по материкам

1

08.05

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • находить материки на карте мира;
  • работать в группе: знакомиться с особенностями материков с помощью учебника и других источников информации; готовить сообщения и выступать с ними перед классом;
  • предлагать вопросы по содержанию сообщений, оценивать ответы одно классников;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке

65

Страны мира.  Итоговая комплексная работа

1

13.05

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • сравнивать физическую и политическую карты мира;
  • находить и показывать на политической карте мира территорию России, других стран;
  • работать в паре: соотносить фотографии достопримечательностей отдель ных стран с местоположением этих стран на политической карте, обозначать эти страны соответствующими фишками; рассказывать по фотографиям о том, что можно увидеть в разных странах;
  • пользуясь дополнительной литературой, определять, каким странам принад лежат представленные флаги;
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке.

66

Проект «Страны мира»

1

15.05

 В ходе выполнения проекта дети учатся:

  • распределять обязанности по выполнению проекта;
  • готовить сообщения (индивидуальные, в парах, в группах) о выбранных странах;
  • подбирать фотографии достопримечательностей (открытки, слайды);
  • презентовать свои исследования с демонстрацией иллюстраций;

оценивать свои достижения в выполнении проект- Выполнять тестовые задания учебника;

  • оценивать правильность/неправильность предложенных ответов;

формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами

67

 Контрольная работа по  разделу «Путешествия».

1

20.05

  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке

68

Презентация проекта «Родословная»,  Презентация проекта «Города России»

1

22.05

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

Выступать с подготовленными презентациями,

формулировать выводы из изученного материала.

VIII. Описание материально – технического обеспечения образовательного процесса

Наименование объектов и средств материально- технического обеспечения

Количество экземпляров

% оснащенности

Библиотечный фонд

-Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г./ М-во образования и науки Рос.Федерации . – М.: Просвещение, 2011

 -Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1. – М.: Просвещение, 2011 г

«Окружающий мир». Рабочие программы. 1-4 классы. /  Плешаков  А. А. – М.: Просвещение, 2011.

Учебно- методические комплекты

Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочие программы.1-4 классы.- М: Просвещение, 2011.

Учебники: Плешаков. А.А. Окружающий мир.Учебник.2класс. В 2ч. –М: Просвещение, 2011

Рабочие тетради: Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2класс. В2ч. –М :Просвещение. 2011

Детская справочная литература( справочники, атласы- определители, энциклопедии) об окружающем мире.

Методические пособия для учителя.

1

1

1

1

23

23

1

1

100%

100%

100%

100%

100%

100%

100%

Печатные пособия

Комплект таблиц "Окружающий мир 2 класс."

Комплект таблиц"Окружающий мир"

Портреты выдающихся людей России

Географические и исторические настенные карты (печатный и электронный вид)

Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.).

14

8

6

4

100%

100%

100%

100%

Компьютерные и информационно- коммуникативные средства

Мультимедийные  презентации в соответствии с программой по предмету «Окружающий мир» 2 класс

CD-диск  «Школьный курс. По странам и континентам»

CD-диск «Сказочный мир пещеры»

Электронное учебное пособие «Человек, природа, общество»

12

1

1

1

100%

100%

100%

100%

Технические средства обучения

Классная  доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.

Экспозиционный  экран.

Магнитофон.

Мультимедийный проектор

Компьютер.

Принтер

1

1

1

1

1

1

100%

100%

100%

100%

100%

100%

Экранно-звуковые пособия

Видеофильмы по предмету.

5

100%

Учебно- практическое и учебно –лабораторное оборудование

Термометр для измерения температуры воздуха и воды.

Термометр медицинский.

Лупа.

Компас.

Лабораторное оборудование для проведения опытов и демонстраций в соответствии с содержанием обучения: для измерения веса (весы рычажные, весы пружинные, наборы разновесов и т. д.)

Муляжи овощей, фруктов.

1

1

1

8

1

1

8

100%

100%

100%

100%

100%

100%

100%

Натуральные объекты

Коллекции полезных ископаемых.

Гербарии культурных и дикорастущих растений.

Живые объекты (комнатные растения)

3

1

10

100%

100%

100%

Оборудование класса

Ученические столы одно-и двухместные с комплектом стульев

Стол учительский с тумбой

Шкафы ля хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Подставки для книг, держатели для  карт и т.п.

15

1

4

23

100%

100%

100%

100%

Формы и средства контроля

Перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных и других видов работ

Контрольные работы:

  1. «Где мы живём»
  2. « Природа»
  3. «Жизнь города и села»
  4. «Путешествия»

Экскурсии:

1.В гости к осени.

2.В гости к зиме.

3.В гости к весне.

Практические работы:

1.Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека, фиксация результатов.

2.Исследование минералов, рассматривание образцов полевого шпата, кварца и слюды.

3.Осваивание приемов ухода за комнатными растениями.

4. Осваивание приемов ухода за животными живого уголка.

5. Соблюдение изученных правил безопасности при переходе улиц под руководством учителя.

6. Знакомство с устройством компаса и правил работы с ним.

        

Контрольные работы – 4

                 Вид и тема контроля

Дата

Примечание

1

Контрольная работа по теме «Природа»

Приложение 1

2

Контрольная работа по разделу «Жизнь города и села»

Приложение 2

3

Контрольная работа по разделу «Общение»

Приложение 3

4

Контрольная работа по разделу «Путешествие»

Приложение 4.

Приложение 1.  Контрольная работа по теме «Природа»

Вариант 1

1. Чем измеряют температуру?

    Барометром                               линейкой

    Термометром                            градусником

2. От какой точки на термометре ведут отсчёт температуры воздуха?

От самого нижнего деления;

От нулевой отметки;

От самого верхнего деления.

3. Закончи предложения об изменениях в неживой природе осенью.

    Самое заметное изменение в неживой природе – это ___________________________.

Небо часто закрыто __________________. Идёт ____________________. Вода в реках, прудах, озёрах становится ____________________________. Над водоёмами часто бывают _____________________________. Почва стала ___________________________.

(Слова: туманы, промерзать, похолодание, мелкий, моросящий, тучами, дождь, холоднее)

4. Как защитить воздух от загрязнения? Напиши.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. К какой группе относятся растения, у которых от корня отходят несколько тонких стеблей – стволиков?

 кустарники         травы                   деревья

6. К какой группе относится лягушка?

 раб             земноводных                 пресмыкающихся

7. Найди неверное высказывание.

 Птицы, питающиеся насекомыми , осенью улетают на юг.

 Крупные животные впадают на зиму в спячку.

 Многие насекомые осенью прячутся под кору деревьев и в опавшую листву.

Вариант 2

1. Какой значок ставится при записи температуры вместо слова «градус»?

 треугольник         кружок            квадрат

2. Выбери правильное утверждение:

Ноль градусов – это отсутствие температуры воздуха;

Ноль градусов – это самая низкая температура воздуха;

Ноль градусов – это граница между градусами тепла и холода.

3.Допиши  недостающие слова, чтобы получился рассказ об осенних изменениях в живой природе.

Осенью листья на деревьях и кустарниках _________________________.

Не изменяют окраску листьев __________________________________________.

Они по-прежнему стоят ______________________________. Улетели в тёплые края _______________, ___________________________, _______________________, ________________________. Только __________________, ___________________, _____________________, ___________________________ не боятся наступающей зимы. Люди помогут им перезимовать, развесят  __________________________.

 (Слова: хвойные деревья, вороны, соловьи, скворцы, зелёные, ласточки, воробьи, дятлы, кормушки, журавли, пожелтели, синицы)

4. Найди правильное высказывание

 Надо сажать растения и ухаживать за ними.

 Надо собирать букеты полевых цветов.

  Надо сжигать в лесу сухие растения.

5. Сколько стволов может быть у дерева?

 один                 два                  много

6. Какие части растений человек использует в пищу?

Морковь, свёкла, редис - ____________________________

Гречиха, рожь, пшеница - ____________________________

Салат, щавель, петрушка - ___________________________

7. Закончи определение: «Животные, у которых шесть ног, называются…»

 насекомые           птицы            звери

Приложение 2.        

  Контрольная работа по разделу «Жизнь города и села»

1. Что называется крупным населённым пунктом?

             Город          село              посёлок

2. Найди неверное высказывание.

Жители города работают в институтах

Жители города работают на фабриках и заводах.

Жители города работают на фермах.

3 Найди неверное высказывание.

Жители села занимаются выращиванием культурных растений.

Жители села работают на крупных заводах и фабриках.

Жители села занимаются разведением домашних животных

4. Из чего в городах сегодня не строят дома?

             Из кирпича                    Из бетона             Из дерева

5. Найди профессию, которой не может быть у сельского жителя

Тракторист          Шахтёр           Агроном

6. Закончи предложение: «Экономика – это …»

Наука

Возможность зарабатывать деньги

Искусство  ведения  хозяйства

7. Какая отрасль экономики даёт нам хлеб, молоко, мясо

Промышленность

Сельское хозяйство

Торговля

8. Продолжи фразу: «Все отрасли экономики …»

Тесно взаимосвязаны

Самостоятельны

Иногда пересекаются

9. Найди материал, который не получают от растений.

          Бумага                ткань              железо

10. Найди материал, который человек получает от живой природы.

           Древесина         стекло             металл

11. Найди группу транспорта, к которой относится мотоцикл, автомобиль

           Наземный               подземный                водный

12. Что относится к воздушному транспорту?

           Самолёт        автобус        велосипед

13. Каким транспортом в нашей стране нельзя пользоваться зимой?

           Наземным        воздушным         водным

14. К каким учреждениям относят музей, театр?

           Образования                   культуры                  развлечения    

15. Какое учебное заведение не даёт профессию?

          Школа                училище                 университет

16. Какая птица зимой не может оказаться у кормушки?

         Поползень                       стриж                         синица

17. Найди группу, в которой указаны животные, впадающие на зиму в спячку.

Медведь, мышь, хомяк

Медведь, ёж, барсук

Лиса, волк, лось

18. Найди группу зверей, которые дружат с елью.

Белка, заяц, полёвка

Мышь, лиса, ёж

Белка, дятел, ворона

Приложение 3.  Контрольная работа по разделу «Общение»

1. Что одинаковое у всех членов семьи?

           Имя      отчество               фамилия

2. Как себя не ведёт воспитанный человек?

Уважает окружающих

Не перебивает во время разговора собеседника

Обращается к собеседнику по прозвищу

3. Какой ребёнок знает правила культуры?

Серёжа не вступает в разговоры старших

Игорь называет младшую сестру «малявкой»

Здороваясь с приятелем, Вася хлопает его портфелем по спине

4. Кто должен убирать твою постель?

                 Мама        папа         ты сам

5. Как называют детей, занимающихся с тобой в классе?

              Ровесники       одноклассники                  одношкольники

6. Где в школе можно бегать и кувыркаться?

              В коридоре       в классе      в спортивном зале

7. Как должен поступить твой друг, если ты не можешь решить задачу?

Дать её списать

Сказать об этом учителю

Объяснить, как решается эта задача

8. Вспомни, как нужно вести себя за столом. Допиши правила:

Не клади_________________ на стол.

Не __________________ с полным ртом.

За едой не __________________ .

Не вытирай губы __________________ , пользуйся _____________________.

9. Как должен поступить с подарком именинник?

Сразу убрать его

Открыть и посмотреть

Поблагодарить за подарок дарящего

10. К какой группе вежливых слов относится фраза «Будьте добры!» ?

              Просьбы                 благодарности                       извинения

11. На что ты обратишь внимание, выбирая подарок имениннику?

             На цену                на название фирмы              на интересы именинника

12. Кто из детей поступил правильно?

Выйдя из троллейбуса, Вася выбросил использованный билет на остановке.

Антон дождался, пока из трамвая вышли пассажиры, и вошёл в салон.

Растолкав пассажиров, Денис пробрался к выходу.

13. Что можно делать во время спектакля?

              Есть                      аплодировать                     разговаривать

14. Что нельзя делать в общественном транспорте?

Разговаривать с водителем

Задавать вопросы кондуктору

Уступать место старшим

15. Что нельзя делать на эскалаторе?

Бегать                     ехать, держась за поручни                    сидеть на ступеньках

16. Как нужно подходить к человеку, сидящему в театре и кинотеатре?

Лицом к сидящему

Спиной к сидящему

Можно и так, и так

     

Контрольная работа по теме:  «Путешествия»

ВАРИАНТ 1

  1. Допиши предложение.

Земная поверхность, которую мы видим вокруг себя, называется _____________

  1. Какую форму имеет линия горизонта на открытом месте? Обведи нужную букву.

а) дуги;

б) прямой линии;

в) волны;

г) ломаной.

  1. Какой прибор применяют для определения сторон горизонта? Подчеркни.

Термометр, рулетка, компас, часы.

  1. Из каких частей состоит компас? Обведи кружком все буквы правильных ответов.

а) предохранитель;

б) батарейка;

в) корпус;

север

юг

северо-восток

юго-запад

восток

ОСНОВНЫЕ СТОРОНЫ ГОРИЗОНТА

ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ СТОРОНЫ ГОРИЗОНТА

  1. г) магнитная стрелка.Установи стрелками соответствие.

  1. Как еще можно определить стороны горизонта? Обведи кружком буквы правильных ответов.

а) по Полярной звезде;

б) по Луне;

в) по Солнцу;

г) по знаку зодиака.

7.Что относится к основным формам земной поверхности. Обведи кружками все буквы правильных ответов.

а) углубления;

б) горы;

в) равнины;

г) холмы.

8.Допиши предложение.

Очень неровные участки земной поверхности, которые сильно возвышаются над окружающей местностью – это ____________.

Контрольная работа по теме:  «Путешествия»

ВАРИАНТ 2

  1. Допиши предложение.

Линия видимого соединения неба с земной поверхностью, называется _____________

  1. Что происходит с горизонтом при подъёме вверх? Обведи нужную букву.

а) уменьшается;

б) розовеет;

в) расширяется;

г) синеет.

  1. Какой прибор применяют для определения сторон горизонта? Подчеркни.

Барометр, линейка, компас, термометр.

  1. Из каких частей состоит компас? Обведи кружком все буквы правильных ответов.

а) стеклянная трубка;

б) предохранитель;

в) магнитная стрелка;

г) корпус.

запад

Установи стрелками соответствие.ОСНОВНЫЕ СТОРОНЫ ГОРИЗОНТА

север

юго-восток

северо-запад

юг

ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ СТОРОНЫ ГОРИЗОНТА

  1. По каким местным природным признакам можно определить стороны горизонта? Обведи кружком буквы правильных ответов.

 а) по муравейнику;

б) по оврагу;

в) по мху на пне или камне;

г) по отдельно стоящему дереву.

  1. Что относится к основным формам земной поверхности. Обведи кружками все буквы правильных ответов.

а) горы;

б) овраги;

в) равнины;

г) холмы;

  1. Допиши предложение.

Ровные, или почти ровные участки земной поверхности – это __________

                                                                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс...

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 1 класс

Модульная программа курса «Окружающий мир» в 1 классе составлена по учебнику с экологической направленностью А.А.Плешакова «Мир вокруг нас» из расчета 2 часа в неделю. На изучение программного материа...

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 3 класс

В рабочую программу по окружающему миру входят пояснительная записка и календарно-тематическое планирование УМК "Школа России" за 3 класс, автор Плешаков А.А....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру УМК Школа России 4 класс c УУД

Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС второго поколения и системы учебников «Школа России». ...

Рабочая программа по окружающему миру (УМК "Школа России" 1-4 классы)

Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа России» 1 класс

Рабочая программапо окружающему мируУМК «Школа России» 1 класс. Календарно-тематическое планирование...