Рабочая программа по окружающему миру, 2 класс, Школа России
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (2 класс) по теме
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС 2 поколения с контрольными работами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir.doc | 935.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №11»
города Губкина Белгородской области
«Согласовано» Руководитель МО _______ Попова Е.Н. Протокол № ___ от «____»___________2013 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ № 11» г.Губкина ___________ Кузнецова Н.Н. «____»____________2013 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «СОШ № 11» г.Губкина __________ Искренева В.М. Приказ № ___ от «___»_______________2013 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет «Окружающий мир»
Класс 2 «Б»
Учитель Вялова
Елена Петровна
Год создания 2013
I. Пояснительная записка
1. Название, автор и год издания предметной учебной программы, на основе которой разработана Рабочая программа
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» (2 класс) на 2013-2014 учебный год составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г./ М-во образования и науки Рос.Федерации . – М.: Просвещение, 2011, Примерных программ по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1. – М.: Просвещение, 2011 г., авторской программы «Окружающий мир» Плешакова А. А. – М.: Просвещение, 2011.
2. Цели и задачи данной программы, особенности программы
Учебный предмет «Окружающий мир» реализует основную цель обучения:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально- гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целеевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей - умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально- научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
3. Изменения, внесенные в авторскую и учебную программу и их обоснование
- Авторская программа рассчитана на 68 часов. (2 ч в неделю, 34 учебные недели)
В рабочей программе запланировано 68 часов (2ч. в неделю,34 учебные недели) в соответствии с базисным учебным планом. Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям ФГОС начального общего образования, поэтому в программу не внесено никаких изменений.
4. Название учебно-методического комплекта, используемого для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой учреждения
Для реализации программы используется учебно-методический комплекс:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г./ М-во образования и науки Рос.Федерации . – М.: Просвещение, 2011
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1. – М.: Просвещение, 2011
«Окружающий мир». Рабочие программы. 1-4 классы. / Плешаков А. А. – М.: Просвещение, 2011.
Учебники: Плешаков А. А. Окружающий мир. Учебник. 2 класс. В 2 ч. — М.: Просвещение, 2012.
5.Количество учебных часов, на которое рассчитана Рабочая программа, в т.ч. количество часов для проведения контрольных работ, экскурсий, практических работ.
2 класс. 68 часов
№ темы | Наименование разделов и тем | Всего часов | Контрольные работы | Практические работы | Экскурсии |
1. | «Где мы живём?» | 4ч. | |||
2. | «Природа» | 20 | 1 | 4 | 1 |
3. | «Жизнь города и села» | 10 | 1 | 1 | 1 |
4. | «Здоровье и безопасность» | 9 | |||
5. | «Общение» | 7 | 1 | ||
6. | «Путешествия» | 18 | 1 | 1 | 1 |
Итого: | 68 | 4 | 6 | 3 |
Контрольные работы:
- « Природа»
- «Жизнь города и села»
- «Общение»
- «Путешествия»
Экскурсии:
1.В гости к осени.
2.В гости к зиме.
3.В гости к весне.
Практические работы:
1.Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека, фиксация результатов.
2.Исследование минералов, рассматривание образцов полевого шпата, кварца и слюды.
3.Осваивание приемов ухода за комнатными растениями.
4. Осваивание приемов ухода за животными живого уголка.
5. Соблюдение изученных правил безопасности при переходе улиц под руководством учителя.
6. Знакомство с устройством компаса и правил работы с ним.
6. Формы организации учебного процесса и их сочетание, а также преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков.
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, уроков в нетрадиционной форме (урок-праздник, урок-путешествие, урок проект, экскурсия, КВН, урок-игра). На уроках используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах. Основными формами текущего контроля являются: устный опрос; контрольные работы; тестовые задания, практические работы.
II. Общая характеристика учебного предмета
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру - это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлении природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творчески е задания. Проводятся дидактические ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов явлений окружающего мира. для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т.д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
III. Описание места учебного предмета в учебном плане
Программа курса «Окружающий мир» в 1-4 классах рассчитана на 270 часов, во 2 классе -68 часов (2 часа в неделю), 34 учебные недели. Изменений в рабочей программе нет.
IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
Человечество как многообразие народов, культур, религий.
Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе окружающим людям.
V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета
Реализация программы обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориен тации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии при роды, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мне нию, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич ностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмо ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере живания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и по искового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном простран тве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готов ность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и осо бенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных ар хивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
VI. Содержание учебного предмета 2 класс (68 ч)
Где мы живем (4 ч)
Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города (села), что мы на зываем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России.
Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая нас природа. Разнообразные ве щи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.
Природа (20 ч)
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.
Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.
Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.
Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды
от загрязнения.
Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.
Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.
Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между растениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя).
Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.
Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.
Практические работы: 1.Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека, фиксация результатов. 2. Исследование минералов, рассматривание образцов полевого шпата, кварца и слюды.
3.Осваивание приемов ухода за комнатными растениями.
4. Осваивание приемов ухода за животными живого уголка.
Экскурсия «В гости к осени».
Жизнь города и села (10 ч)
Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории.
Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.
Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя).
Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).
Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.
Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).
Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя).
Профессии людей, занятых на производстве. Труд писа теля, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).
Сезонные изменения в природе: зимние явления. Эколо гические связи в зимнем лесу.
Экскурсия «В гости к зиме».
Здоровье и безопасность (9ч)
Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и ле чение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).
Меры безопасности в домашних условиях (при обраще нии с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Про тивопожарная безопасность.
Правила безопасного поведения на воде. Правило эколо гической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.
Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие на секомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним по кататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.
Практическая работа: Соблюдение изученных правил безопасности при переходе улиц под руководством учителя.
Общение (7 ч)
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.
Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.
Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в обществен ных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).
Путешествия (18 ч)
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.
Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.
Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие дос топримечательности столицы.
Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя).
Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.
Практические работы: Знакомство с устройством компаса и правил работы с ним.
Экскурсия «В гости к весне»
Учебно-тематический план. 2 класс. 68 часов
№ темы | Наименование разделов | Часы учебного времени | Плановые сроки прохождения |
1. | «Где мы живём?» | 4ч. | 13.09-12.09 |
2. | «Природа» | 20 | 17.09-28.11 |
3. | «Жизнь города и села» | 10 | 03.12-16.01 |
4. | «Здоровье и безопасность» | 9 | 21.01-18.02 |
5. | «Общение» | 7 | 20.02-13.03 |
6. | «Путешествия» | 18 | 15.03-22.05 |
Итого: | 68 |
Календарно-тематическое планирование. 2 класс. 68 часов. | |||||
№ п/п | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени | Дата по плану | Дата по факту | Характеристика деятельности ученика |
Раздел «Где мы живём?» | 4 ч | ||||
1 | Родная страна | 1 | 03.09 |
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать свои достижения на уроке | |
2 | Город н село | 1 | 05.09 |
В ходе выполнения проекта дети учатся:
оценить свои достижения в реализации проекта | |
3 | Природа и рукотворный мир | 1 | 10.09 |
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать свои достижения на уроке | |
4 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живем» | 1 | 12.09 |
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать свои достижения на уроке | |
Раздел «Природа» | (20 ч) | ||||
5 | Неживая и живая природа | 1 | 17.09 |
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать свои достижения на уроке | |
6 | Явления природы | 1 | 19.09 |
рассказывать (по своим наблюдениям) о сезонных явлениях в жизни дерева:- практическая работа: знакомиться с устройством термометра, проводить опыты с термометром, измерять температуру воздуха, воды, тела человека и фиксировать результаты измерений; _ формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать свои достижения на уроке | |
7 | Что такое погода | 1 | 24.09 | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
осадков, ветра;
_ работать со взрослыми: вести наблюдения за погодой, фиксировать ре зультаты в «Научном дневнике»; использовать для фиксации наблюдении мете ологические знаки: составить сборник народных примет своего народа (сво его региона) о погоде, используя дополнительную литературу и интервьюируя взрослых членов семьи | |
8 | В гости к осени (экскурсия) | 1 | 26.09 |
оценивать результаты своих достижений на экскурсии | |
9 | В гости к осени (урок) | 1 | 01.10 |
сопоставлять картины осени на иллюстрациях учебника с теми наблюдениями, которые были сделаны во время экскурсии; прослеживать взаимосвязь осенних явлений в живой природе с явлениями в неживой природе; дополнять сведения учебника и экскурсии своими наблюдениями над осенним трудом человека, | |
10 | Звёздное небо | 1 | 03.10 |
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
11 | Заглянем в кладовые земли | 1 | 08.10 | - Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить - практическая работа: исследовать с помощью лупы состав гранита рас сматривать образцы полевого шпата, кварца и слюды;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
12 | Про воздух и про воду | 1 | 10.10 |
Рассказывать о значении воздуха и воды для растений, животных и человека Работать в паре: анализировать схемы, показывающие источники загрязнения воздуха и воды Наблюдать небо за окном и рассказывать о нём, пользуясь освоенными средствами выразительности Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
13 | Какие бывают растения | 1 | 15.10 |
самопроверку;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать свои достижения на уроке | |
14 | Какие бывают животные | 1 | 17.10 |
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать свои достижения на уроке | |
15 | Контрольная работа по теме «Природа» | 1 | 22.10 |
формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами | |
16 | Невидимые нити | 1 | 24.10 |
| |
17 | Дикорастущие и культурные растения. | 1 | 29.10 |
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать свои достижения на уроке | |
18 | Дикие и домашние животные | 1 | 31.10 |
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать свои достижения на уроке | |
19 | Комнатные растения | 1 | 12.11 |
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать свои достижения на уроке | |
20 | Животные живого уголка | 1 | 14.11 |
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать свои достижения на уроке | |
21 | Про кошек и собак | 1 | 19.11 |
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать свои достижения на уроке | |
22 | Красная книга | 1 | 21.11 |
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать свои достижения на уроке | |
23 | Будь природе другом. Проект «Красная книга, или Возьмём под защиту» | 1 | 26.11 |
В ходе выполнения проекта дети учатся:
оценивать свои достижения в выполнении проекта | |
24 | Проверим себя и оценим свои до стижения по разделу «Природа » | 1 | 28.11 |
формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами | |
Раздел «Жизнь города и села» | (10 ч) | ||||
25 | Что такое экономика | 1 | 03.12 |
читать предложенный текст, находить в нём ответы на поставленные вопро сы, формулировать собственные вопросы к тексту, оценивать ответы одно классников; | |
26 | Из чего что сделано | 1 | 05.12 |
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать свои достижения на уроке | |
27 | Как построить дом | 1 | 10.12 |
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать свои достижения на уроке | |
28 | Какой бывает транспорт | 1 | 12.12 | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - работать в паре: классифицировать средства транспорта; - узнавать по фотографиям транспорт служб экстренного вызова, соотносить его с номерами телефонов экстренного вызовап, обозначать соответствие стрелками из цветной бумаги, осуществлять контроль; - работать в группе: рассказывать об истории водного и воздушного транспорта, используя информацию из учебника и дополнительной литературы, составлять план рассказа об истории различных видов транспорта. формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать свои достижения на уроке | |
29 | Культура и образование | 1 | 17.12 |
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать свои достижения на уроке | |
30 | Все профессии важны. Проект «Профессии» | 1 | 19.12 |
В ходе выполнения проекта дети учатся:
оценивать результаты выполнения проекта | |
31 | Контрольная работа по разделу «Жизнь города и села» | 1 | 24.12 |
| |
32 | В гости к зиме (экскурсия) | 1 | 26.12 |
| |
33 | В гости к зиме (урок) | 1 | 14.01 |
| |
34 | Презентация проектов «Родной го род (село)», «Красная книга, или Возьмём под защиту», «Профессии» | 1 | 16.01 |
оценивать свои достижения и достижения других учащихся | |
Раздел «Здоровье и безопасность» | (9 ч) | ||||
35 | Строение тела человека | 1 | 21.01 |
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать свои достижения на уроке | |
36 | Если хочешь быть здоров | 1 | 23.01 |
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать свои достижения на уроке | |
37 | Берегись автомобиля! | 1 | 28.01 |
выбирать и отмечать фишками дорожные знаки, встречающиеся на пути в школу;
оценивать свои достижения на уроке | |
38 | Школа пешехода | 1 | 30.01 |
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать свои достижения на уроке | |
39 | Домашние опасности | 1 | 04.02 |
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать свои достижения на уроке | |
40 | Пожар | 1 | 06.02 |
поляне»; , -формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать свои достижения на уроке | |
41 | На воде и в лесу | 1 | 11.02 |
запомнить правила поведения во время купания;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать свои достижения на уроке | |
42 | Опасные незнакомцы | 1 | 13.02 |
-моделировать звонок по телефону (обычному и мобильному) в милицию и МЧС
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать свои достижения на уроке | |
43 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность» | 1 | 18.02 |
формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами | |
Раздел «Общение» | (7 ч) | ||||
44 | Наша дружная семья | 1 | 20.02 | — Понимать учебные задачи при изучении материала раздела «Общение» и данного урока и стремиться её выполнить;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать свои достижения на уроке | |
45 | Проект «Родословная» | 1 | 25.02 | В ходе выполнения проекта дети учатся:
оценивать свои достижения | |
46 | В школе | 1 | 27.02 |
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать свои достижения на уроке | |
47 | Правила вежливости | 1 | 04.03 |
| |
48 | Ты и твои друзья | 1 | 06.03 |
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать свои достижения на уроке | |
49 | Мы — зрители и пассажиры | 1 | 11.03 |
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать свои достижения на уроке | |
50 | Контрольная работа по разделу «Общение» | 1 | 13.03 |
формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами | |
Раздел «Путешествия» | (18 ч) | ||||
51 | Посмотри вокруг | 1 | 15.03 |
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать свои достижения на уроке | |
52 | Ориентирование на местности | 1 | 18.03 |
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать свои достижения на уроке | |
,53 | Ориентирование на местности | 1 | 20.03 |
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать свои достижения на уроке | |
54 | Формы земной поверхности | 1 | 01.04 |
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке | |
55 | Водные богатства | 1 | 03.04 |
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке | |
56 | В гости к весне (экскурсия) | 1 | 08.04 |
наблюдать за состоянием погоды, таянием снега, появлением зелени, цвете нием растений, появлением первых птиц и т. д., используя при этом атлас-опре- делитель «От земли до неба»:
оценивать свои достижения на экскурсии | |
57 | В гости к весне (урок) | 1 | 10.04 |
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке | |
58 | Россия на карте | 1 | 15.04 |
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке | |
59 | Проект «Города России» | 1 | 17.04 |
Находить на карте родной край формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке | |
60 | Путешествие по Москве | 1 | 22.04 |
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке | |
61 | Московский Кремль. Итоговая комплексная работа. | 1 | 24.04 |
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке | |
62 | Город на Неве | 1 | 29.04 |
работать со взрослыми: совершить виртуальную экскурсию по Санкт- Петербургу1 с помощью Интернета;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке | |
63 | Путешествие по планете | 1 | 06.05 |
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке | |
64 | Путешествие по материкам | 1 | 08.05 |
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке | |
65 | Страны мира. Итоговая комплексная работа | 1 | 13.05 |
| |
66 | Проект «Страны мира» | 1 | 15.05 | В ходе выполнения проекта дети учатся:
оценивать свои достижения в выполнении проект- Выполнять тестовые задания учебника;
формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами | |
67 | Контрольная работа по разделу «Путешествия». | 1 | 20.05 |
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке | |
68 | Презентация проекта «Родословная», Презентация проекта «Города России» | 1 | 22.05 |
Выступать с подготовленными презентациями, формулировать выводы из изученного материала. |
VIII. Описание материально – технического обеспечения образовательного процесса
Наименование объектов и средств материально- технического обеспечения | Количество экземпляров | % оснащенности |
Библиотечный фонд | ||
-Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г./ М-во образования и науки Рос.Федерации . – М.: Просвещение, 2011 -Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1. – М.: Просвещение, 2011 г «Окружающий мир». Рабочие программы. 1-4 классы. / Плешаков А. А. – М.: Просвещение, 2011. Учебно- методические комплекты Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочие программы.1-4 классы.- М: Просвещение, 2011. Учебники: Плешаков. А.А. Окружающий мир.Учебник.2класс. В 2ч. –М: Просвещение, 2011 Рабочие тетради: Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2класс. В2ч. –М :Просвещение. 2011 Детская справочная литература( справочники, атласы- определители, энциклопедии) об окружающем мире. Методические пособия для учителя. | 1 1 1 1 23 23 1 1 | 100% 100% 100% 100% 100% 100% 100% |
Печатные пособия | ||
Комплект таблиц "Окружающий мир 2 класс." Комплект таблиц"Окружающий мир" Портреты выдающихся людей России Географические и исторические настенные карты (печатный и электронный вид) Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.). | 14 8 6 4 | 100% 100% 100% 100% |
Компьютерные и информационно- коммуникативные средства | ||
Мультимедийные презентации в соответствии с программой по предмету «Окружающий мир» 2 класс CD-диск «Школьный курс. По странам и континентам» CD-диск «Сказочный мир пещеры» Электронное учебное пособие «Человек, природа, общество» | 12 1 1 1 | 100% 100% 100% 100% |
Технические средства обучения | ||
Классная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц. Экспозиционный экран. Магнитофон. Мультимедийный проектор Компьютер. Принтер | 1 1 1 1 1 1 | 100% 100% 100% 100% 100% 100% |
Экранно-звуковые пособия | ||
Видеофильмы по предмету. | 5 | 100% |
Учебно- практическое и учебно –лабораторное оборудование | ||
Термометр для измерения температуры воздуха и воды. Термометр медицинский. Лупа. Компас. Лабораторное оборудование для проведения опытов и демонстраций в соответствии с содержанием обучения: для измерения веса (весы рычажные, весы пружинные, наборы разновесов и т. д.) Муляжи овощей, фруктов. | 1 1 1 8 1 1 8 | 100% 100% 100% 100% 100% 100% 100% |
Натуральные объекты | ||
Коллекции полезных ископаемых. Гербарии культурных и дикорастущих растений. Живые объекты (комнатные растения) | 3 1 10 | 100% 100% 100% |
Оборудование класса | ||
Ученические столы одно-и двухместные с комплектом стульев Стол учительский с тумбой Шкафы ля хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. Подставки для книг, держатели для карт и т.п. | 15 1 4 23 | 100% 100% 100% 100% |
Формы и средства контроля
Перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных и других видов работ
Контрольные работы:
- «Где мы живём»
- « Природа»
- «Жизнь города и села»
- «Путешествия»
Экскурсии:
1.В гости к осени.
2.В гости к зиме.
3.В гости к весне.
Практические работы:
1.Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека, фиксация результатов.
2.Исследование минералов, рассматривание образцов полевого шпата, кварца и слюды.
3.Осваивание приемов ухода за комнатными растениями.
4. Осваивание приемов ухода за животными живого уголка.
5. Соблюдение изученных правил безопасности при переходе улиц под руководством учителя.
6. Знакомство с устройством компаса и правил работы с ним.
Контрольные работы – 4
№ | Вид и тема контроля | Дата | Примечание |
1 | Контрольная работа по теме «Природа» | Приложение 1 | |
2 | Контрольная работа по разделу «Жизнь города и села» | Приложение 2 | |
3 | Контрольная работа по разделу «Общение» | Приложение 3 | |
4 | Контрольная работа по разделу «Путешествие» | Приложение 4. |
Приложение 1. Контрольная работа по теме «Природа»
Вариант 1
1. Чем измеряют температуру?
Барометром линейкой
Термометром градусником
2. От какой точки на термометре ведут отсчёт температуры воздуха?
От самого нижнего деления;
От нулевой отметки;
От самого верхнего деления.
3. Закончи предложения об изменениях в неживой природе осенью.
Самое заметное изменение в неживой природе – это ___________________________.
Небо часто закрыто __________________. Идёт ____________________. Вода в реках, прудах, озёрах становится ____________________________. Над водоёмами часто бывают _____________________________. Почва стала ___________________________.
(Слова: туманы, промерзать, похолодание, мелкий, моросящий, тучами, дождь, холоднее)
4. Как защитить воздух от загрязнения? Напиши.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. К какой группе относятся растения, у которых от корня отходят несколько тонких стеблей – стволиков?
кустарники травы деревья
6. К какой группе относится лягушка?
раб земноводных пресмыкающихся
7. Найди неверное высказывание.
Птицы, питающиеся насекомыми , осенью улетают на юг.
Крупные животные впадают на зиму в спячку.
Многие насекомые осенью прячутся под кору деревьев и в опавшую листву.
Вариант 2
1. Какой значок ставится при записи температуры вместо слова «градус»?
треугольник кружок квадрат
2. Выбери правильное утверждение:
Ноль градусов – это отсутствие температуры воздуха;
Ноль градусов – это самая низкая температура воздуха;
Ноль градусов – это граница между градусами тепла и холода.
3.Допиши недостающие слова, чтобы получился рассказ об осенних изменениях в живой природе.
Осенью листья на деревьях и кустарниках _________________________.
Не изменяют окраску листьев __________________________________________.
Они по-прежнему стоят ______________________________. Улетели в тёплые края _______________, ___________________________, _______________________, ________________________. Только __________________, ___________________, _____________________, ___________________________ не боятся наступающей зимы. Люди помогут им перезимовать, развесят __________________________.
(Слова: хвойные деревья, вороны, соловьи, скворцы, зелёные, ласточки, воробьи, дятлы, кормушки, журавли, пожелтели, синицы)
4. Найди правильное высказывание
Надо сажать растения и ухаживать за ними.
Надо собирать букеты полевых цветов.
Надо сжигать в лесу сухие растения.
5. Сколько стволов может быть у дерева?
один два много
6. Какие части растений человек использует в пищу?
Морковь, свёкла, редис - ____________________________
Гречиха, рожь, пшеница - ____________________________
Салат, щавель, петрушка - ___________________________
7. Закончи определение: «Животные, у которых шесть ног, называются…»
насекомые птицы звери
Приложение 2.
Контрольная работа по разделу «Жизнь города и села»
1. Что называется крупным населённым пунктом?
Город село посёлок
2. Найди неверное высказывание.
Жители города работают в институтах
Жители города работают на фабриках и заводах.
Жители города работают на фермах.
3 Найди неверное высказывание.
Жители села занимаются выращиванием культурных растений.
Жители села работают на крупных заводах и фабриках.
Жители села занимаются разведением домашних животных
4. Из чего в городах сегодня не строят дома?
Из кирпича Из бетона Из дерева
5. Найди профессию, которой не может быть у сельского жителя
Тракторист Шахтёр Агроном
6. Закончи предложение: «Экономика – это …»
Наука
Возможность зарабатывать деньги
Искусство ведения хозяйства
7. Какая отрасль экономики даёт нам хлеб, молоко, мясо
Промышленность
Сельское хозяйство
Торговля
8. Продолжи фразу: «Все отрасли экономики …»
Тесно взаимосвязаны
Самостоятельны
Иногда пересекаются
9. Найди материал, который не получают от растений.
Бумага ткань железо
10. Найди материал, который человек получает от живой природы.
Древесина стекло металл
11. Найди группу транспорта, к которой относится мотоцикл, автомобиль
Наземный подземный водный
12. Что относится к воздушному транспорту?
Самолёт автобус велосипед
13. Каким транспортом в нашей стране нельзя пользоваться зимой?
Наземным воздушным водным
14. К каким учреждениям относят музей, театр?
Образования культуры развлечения
15. Какое учебное заведение не даёт профессию?
Школа училище университет
16. Какая птица зимой не может оказаться у кормушки?
Поползень стриж синица
17. Найди группу, в которой указаны животные, впадающие на зиму в спячку.
Медведь, мышь, хомяк
Медведь, ёж, барсук
Лиса, волк, лось
18. Найди группу зверей, которые дружат с елью.
Белка, заяц, полёвка
Мышь, лиса, ёж
Белка, дятел, ворона
Приложение 3. Контрольная работа по разделу «Общение»
1. Что одинаковое у всех членов семьи?
Имя отчество фамилия
2. Как себя не ведёт воспитанный человек?
Уважает окружающих
Не перебивает во время разговора собеседника
Обращается к собеседнику по прозвищу
3. Какой ребёнок знает правила культуры?
Серёжа не вступает в разговоры старших
Игорь называет младшую сестру «малявкой»
Здороваясь с приятелем, Вася хлопает его портфелем по спине
4. Кто должен убирать твою постель?
Мама папа ты сам
5. Как называют детей, занимающихся с тобой в классе?
Ровесники одноклассники одношкольники
6. Где в школе можно бегать и кувыркаться?
В коридоре в классе в спортивном зале
7. Как должен поступить твой друг, если ты не можешь решить задачу?
Дать её списать
Сказать об этом учителю
Объяснить, как решается эта задача
8. Вспомни, как нужно вести себя за столом. Допиши правила:
Не клади_________________ на стол.
Не __________________ с полным ртом.
За едой не __________________ .
Не вытирай губы __________________ , пользуйся _____________________.
9. Как должен поступить с подарком именинник?
Сразу убрать его
Открыть и посмотреть
Поблагодарить за подарок дарящего
10. К какой группе вежливых слов относится фраза «Будьте добры!» ?
Просьбы благодарности извинения
11. На что ты обратишь внимание, выбирая подарок имениннику?
На цену на название фирмы на интересы именинника
12. Кто из детей поступил правильно?
Выйдя из троллейбуса, Вася выбросил использованный билет на остановке.
Антон дождался, пока из трамвая вышли пассажиры, и вошёл в салон.
Растолкав пассажиров, Денис пробрался к выходу.
13. Что можно делать во время спектакля?
Есть аплодировать разговаривать
14. Что нельзя делать в общественном транспорте?
Разговаривать с водителем
Задавать вопросы кондуктору
Уступать место старшим
15. Что нельзя делать на эскалаторе?
Бегать ехать, держась за поручни сидеть на ступеньках
16. Как нужно подходить к человеку, сидящему в театре и кинотеатре?
Лицом к сидящему
Спиной к сидящему
Можно и так, и так
Контрольная работа по теме: «Путешествия»
ВАРИАНТ 1
- Допиши предложение.
Земная поверхность, которую мы видим вокруг себя, называется _____________
- Какую форму имеет линия горизонта на открытом месте? Обведи нужную букву.
а) дуги;
б) прямой линии;
в) волны;
г) ломаной.
- Какой прибор применяют для определения сторон горизонта? Подчеркни.
Термометр, рулетка, компас, часы.
- Из каких частей состоит компас? Обведи кружком все буквы правильных ответов.
а) предохранитель;
б) батарейка;
в) корпус;
север
юг
северо-восток
юго-запад
восток
ОСНОВНЫЕ СТОРОНЫ ГОРИЗОНТА
ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ СТОРОНЫ ГОРИЗОНТА
- г) магнитная стрелка.Установи стрелками соответствие.
- Как еще можно определить стороны горизонта? Обведи кружком буквы правильных ответов.
а) по Полярной звезде;
б) по Луне;
в) по Солнцу;
г) по знаку зодиака.
7.Что относится к основным формам земной поверхности. Обведи кружками все буквы правильных ответов.
а) углубления;
б) горы;
в) равнины;
г) холмы.
8.Допиши предложение.
Очень неровные участки земной поверхности, которые сильно возвышаются над окружающей местностью – это ____________.
Контрольная работа по теме: «Путешествия»
ВАРИАНТ 2
- Допиши предложение.
Линия видимого соединения неба с земной поверхностью, называется _____________
- Что происходит с горизонтом при подъёме вверх? Обведи нужную букву.
а) уменьшается;
б) розовеет;
в) расширяется;
г) синеет.
- Какой прибор применяют для определения сторон горизонта? Подчеркни.
Барометр, линейка, компас, термометр.
- Из каких частей состоит компас? Обведи кружком все буквы правильных ответов.
а) стеклянная трубка;
б) предохранитель;
в) магнитная стрелка;
г) корпус.
запад
Установи стрелками соответствие.ОСНОВНЫЕ СТОРОНЫ ГОРИЗОНТА
север
юго-восток
северо-запад
юг
ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ СТОРОНЫ ГОРИЗОНТА
- По каким местным природным признакам можно определить стороны горизонта? Обведи кружком буквы правильных ответов.
а) по муравейнику;
б) по оврагу;
в) по мху на пне или камне;
г) по отдельно стоящему дереву.
- Что относится к основным формам земной поверхности. Обведи кружками все буквы правильных ответов.
а) горы;
б) овраги;
в) равнины;
г) холмы;
- Допиши предложение.
Ровные, или почти ровные участки земной поверхности – это __________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс...
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 1 класс
Модульная программа курса «Окружающий мир» в 1 классе составлена по учебнику с экологической направленностью А.А.Плешакова «Мир вокруг нас» из расчета 2 часа в неделю. На изучение программного материа...
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 3 класс
В рабочую программу по окружающему миру входят пояснительная записка и календарно-тематическое планирование УМК "Школа России" за 3 класс, автор Плешаков А.А....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру УМК Школа России 4 класс c УУД
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС второго поколения и системы учебников «Школа России». ...
Рабочая программа по окружающему миру (УМК "Школа России" 1-4 классы)
Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа России» 1 класс
Рабочая программапо окружающему мируУМК «Школа России» 1 класс. Календарно-тематическое планирование...