Урок : Зачем мы спим? ("Сон в моей жизни") 1 класс УМК "Школа России")
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

На уроке  по теме: "Режим дня" большое внимание уделила понятию  сна.

Урок разработан с целью  показать учащимся, какое значение играет сон  для сохранения здоровья, и как влияет сон на учебную работу, на качество, успешность. На уроке ученики включены в исследовательскую деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3_kl._urok_okruzhayushchego_mira_3_klass.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  окружающего мира в  3 классе (УМК «Школа России»)

Тема: из раздела  «Организм человека». Режим дня («Сон в моей жизни»).

Тип урока: Урок – исследование.

Учитель:  Гаврилова  Инна  Николаевна

Цель: воспитание бережного отношения к своему здоровью.

Задачи:

- показать учащимся, какое значение играет сон  для сохранения здоровья и как влияет сон на учебную работу, на качество, успешность;

- развивать память, мышление, речь, умение анализировать, делать выводы.

Материалы к уроку: сюжетные рисунки по теме, модель часов, рабочий лист для индивидуальной (исследовательской) работы.

Литература:

  1. Н.Б. Коростелев «От А до Я». М., «Медицина», 1987г.
  2. Г.И. Косицкий, И.Н. Дьяконова «Резервы нашего организма». М., «Просвещение», 1993г.
  3. Р. Ротенберг «Расти здоровым». М., «Физкультура и спорт», 1993г.

Ход урока

  1. Орг. момент.

  1. Постановка проблемного вопроса.

На доске: картинки с элементами режимных моментов , но нет какой-то одной части, учитель просит понаблюдать и определить недостающую часть. Так учитель  подводит учеников к постановке темы урока.

Беседа:

- Посмотрите на доску, на которой в картинках изображены действия ребёнка.

- Как можно коротко сказать, что за действия он выполняет? (…режим)

- В этом целом режиме отсутствует какая-то часть. Как вы думаете, какая часть отсутствует?

Загадка:

Кто приятный, тихий, сладкий

Появляется украдкой

У окошка моего?

Но не видел я его .  (…сон)

Учитель: Да, сон – это кусочек этого режима. Недавно  была проведена анкета, в которой были поставлены вопросы, определяющие ваше отношение к собственному сну. Проанализировав ваши ответы, я поняла, что не все правильно понимают значение сна в жизни человека. Решила вам предложить сегодня на уроке исследовать свой сон.

  1. Сообщение темы урока.

- Что значит исследовать свой сон? Как можно исследовать? Что можно исследовать?

(ответы учеников…)

Учитель: на уроке мы должны выяснить значение сна для нас, сколько времени сна требуется нам для восстановления сил, каким должен быть сон и что нужно выполнять каждому из вас, чтобы сон был спокойным, естественным, полноценным.

  1. Работа по теме урока.

- Подумайте, сколько времени спит человек в течении своей жизни?

(ответы детей)

Учитель:

  • 1/3 жизни - примерно 25 лет, если средняя продолжительность жизни 75 лет.

- Если вам 9 лет, то сколько лет вы проспали за жизнь? (ответы учеников …= 3 года)

- За это время можно прочитать много интересных книг, узнать много интересного.

- А что если спать меньше или вообще не спать? (ответы учеников …)

  • В начале прошлого века учёные проделали опыты на животных – полностью лишали их  сна. Взрослые собаки выдерживали 10-12 суток, щенки же погибали на 7-8 сутки.

- Как вы думаете, почему собаки погибали? (ответы учеников …)

1. Вывод:  СОН – ЭТО ЖИЗНЬ.(учитель выставляет на доску кластеры по ходу урока)

- А может такое случиться с человеком? (ответы учеников…)

Учитель: На вопрос в анкете «Я ложусь спать потому, что…» , вы ответили, что устали ноги, голова и т.п.

- Для чего же нам нужно спать? (ответы учеников …)

Учитель обобщает ответы: не только, чтобы отдохнул организм, но и произвести «внутреннюю уборку».

- Во время сна вы восполняете ту энергию, которую затратили, бегая, играя, занимаясь в школе в течение дня. Ведь после активно проведённого дня устают не только мышцы, но и многие жизненно- важные органы. А особенно отдых нужен мозгу, чтобы на следующий день он мог быстро и хорошо соображать.

- Как вы думаете, если органам нужен отдых, следует ли из этого что во время сна они перестают работать? (приведите примеры,обоснуйте…ответы учеников…)

- Каждый из вас во время сна живёт какой-то внутренней жизнью, и ваш мозг осуществляет неведомую вам работу. В нём постоянно остаются «дежурные бригады». Кому-то ведь надо следить, чтобы продолжало ровно биться сердце, чтобы лёгкие дышали, а кишечник

переваривал ужин. Но при этом он отключается от влияний внешнего мира. Самая важная ночная работа мозга – это так сказать, текущий ремонт. Вот почему, какими бы уставшими вы не были вечером, утром вы просыпаетесь снова бодрыми и полными новых сил. За ночь ваш организм не только отдохнул, он словно обновился. Не заставляй поэтому взрослых

вечером насильно гнать тебя в постель. Обязательно ложись вовремя спать. Ты сам должен быть заинтересован в том, чтобы за ночь твой организм провёл необходимый «ремонт» и был снова готов к дневной работе.

- Какое ещё значение имеет сон для каждого из нас?

2. Вывод: СОН - ЭТО ОТДЫХ.

- Но это не бездействие, это другая работа, работа над собой, это внутренняя уборка от внешней информации и её переработка.

- Подмечали ли вы, какие изменения происходят в организме человека во время сна?

(ответы учеников …например,

  • дыхание – глубже и реже;
  • сердце – медленно, но ровно;
  • лицо – краснеет, т.к. кровь поступает к кожным сосудам;
  • t’ тела – немного ниже, чем при бодроствовании…

- Во сне у каждого из вас усваиваются питательные соки. Каждый из вас во время сна растёт и развивается. Видите, сон – это сложное явление, это не только отдых. Но и работа, необходимая для сохранения здоровья.

3. Вывод: СОН – ЭТО РАБОТА.

  1. Физминутка. Ученик подготовленный читает стихотворение М.Садовского и выполняет движения.

Не знаю сам,

Но только замечаю:

Летать я начал по ночам,

Летаю и летаю!

А говорят, что это

Вернейшая примета!

Расту! Летаю и расту!

Расту буквально на лету!

- Итак, мы с вами выяснили значение сна для каждого из нас.

- Как вы думаете, а сколько нужно спать каждому человеку для восстановления сил?

Учитель: Условия нашей жизни и индивидуальные особенности каждого человека определяют необходимую продолжительность сна.

- Как вы думаете, от чего зависит длительность сна человека?

(ответы учеников…)

Учитель обобщает ответы учеников: длительность сна зависит от индивидуальных особенностей, от возраста, от профессии, от состояния здоровья, от времени года…)

  • Например, для восстановления своих сил Пётр 1 и Наполеон ограничивались 5-ю часами сна.

- Можно ли этих людей брать себе в пример?

Ни в коем случае! Прежде всего потому, что растущему организму необходимо спать больше, чем взрослому, уже сформировавшему организму.

Учитель: В анкетах на вопрос, сколько часов вы спите в сутки, вы ответили тоже по-разному . 8 ч, 9 ч, 10 ч, 11 ч)

  • На основании многочисленных исследований, наблюдений, учёные установили, что ребёнку в 9-10 летнем возрасте достаточно спать около 10 часов в сутки. Поэтому каждый из вас должен спланировать своё время для сна. Если уроки начинаются в 8.15, то во сколько вы должны встать, чтобы успеть выполнить гигиенические

действия, позавтракать, собраться в школу? (ответы учеников… примерно в 7 часов утра)

- Во сколько часов вы должны лечь спать, чтобы вы выспались? (…)

Задание: работа с моделью часов. Ученики работают на индивидуальных рабочих листках,один ученик – у доски, отмечает на модели классных часов.

  1. Показать стрелками (нарисовать красным цветом) время отхода ко сну.
  2. Показать стрелками (нарисовать синим  цветом) время подъёма.
  3. Показать стрелками (нарисовать зелёным цветом) время подъёма, когда ты на каникулах или в выходной день.

Учитель: Анкета рассказала мне, что многие из вас не досыпают. По вашему внешнему виду я тоже могу определить, кто выспался, а кто не доспал.

- Как вы думаете, по каким признакам я могу определить это? (…)

- Как вы думаете, постоянное недосыпание к чему может привести? (…)

Постоянное недосыпание может вызвать головные боли, повышенную утомляемость, ухудшается память; на уроках такие ученики вялые, невнимательные, в общении с людьми они раздражительны, падает работоспособность.

- А может тогда нужно спать побольше? (…)

Ошибочно думать, что полезно вообще спать побольше. Здоровым людям чрезмерный сон вреден. Ведь при таком сне мозг нормально не работает, не упражняется, не развивается.

- Итак, сколько же требуется времени каждому из вас для сна?

  1. Вывод:  ДОСТАТОЧНО СПАТЬ.

5. Вывод:  СПАТЬ КАЖДЫЙ ДЕНЬ.

Учитель: Я обратила внимание на данные ваших анкет и увидела, что у некоторых из вас нормальный по продолжительности сон, но он беспокойный и при пробуждении утром чувствуют себя разбитыми, усталыми.

- Как вы думаете, что является причиной такого беспокойного сна?

  • Причиной такого беспокойного сна могут быть тяжёлая жизненная ситуация, сложившаяся в семье, важные проблемы, нередко просто переутомление, перегрузка нервной системы. Иногда причиной бывает напряжённая умственная работа непосредственно перед сном. Вот почему работу над уроками рекомендуется прекращать за 2 часа до сна.

- Итак, чтобы вы просыпались утром бодрыми, какой должен быть сон?

6. Вывод: СПОКОЙНЫЙ СОН.

7. Вывод: ЕСТЕСТВЕННЫЙ СОН (сам засыпаешь, сам просыпаешься).

  1. Физминутка ( правило выхода из сна).

Звучит спокойная музыка.

Учитель:

В городе всё ещё тихо.

Люди спят.      (Наклонить голову набок, подложить руки(как спят), можно посапывать).

Наступает утро.

Часы пробили семь ударов.   (Хлопают в ладоши и считают хором: «1,2,3,…7).

Мы начинаем просыпаться. (Потягиваются, разминаются).

Бодро встаём с постели, улыбнулись себе и утру.

От того как ты вышел из сна будет зависеть настроение в течении дня.

  1. Продолжение работы по теме.

-  Чтобы сон был действительно спокойным, к нему нужно готовиться.

8. Вывод: ПОДГОТОВКА КО СНУ.

Перед сном выполняются обязательно так называемые ритуалы сна, т.е. действия, которые благоприятно способствуют быстрому засыпанию и спокойному сну.

Учитель: В анкете было предложено вам закончить предложение: «Я перед сном…» и вы написали, что смотрите телевизор, слушаете музыку, читаете книги, делаете уроки, пьёте чай, кушаете и др..

Задание: Перед вами несколько картинок, на которых изображены действия детей, выполняемые перед сном. Выпишите № картинок  с изображением действий, которые, по-вашему мнению, нельзя выполнять перед сном, т.е вредно и не способствуют хорошему сну.

(Ответы  учеников выслушиваются…ученики обосновывают свой выбор и делают вывод, что плохо делать перед сном, а что благоприятно действует на сон).

Задание: Заполнить таблицу. (Работа на индивидуальных рабочих листках).

Плохо для сна

Хорошо для сна

Я помогаю своему сну

Я мешаю своему сну

Проверка.

- Предложите правила.

Например,

  1. Перед сном необходимо проветрить комнату.
  2. Подготовить постель ко сну.
  3. Принять душ, вымыть ноги, почистить зубы.
  4. Сменить одежду (отходя ко сну, вместе с одеждой нужно стараться «скинуть» с себя и все дневные заботы).
  5. Перед сном нельзя много пить жидкого и плотно ужинать.

Переполненый желудок – нередкая причина беспокойного сна и кашмарных сновидений

«Не ужинать – святой тому закон, кому всего дороже лёгкий сон» - писал А.С.Пушкин.

Но голодный человек засыпает трудно и спит более чутко. Поэтому лучше всего лёгкий ужин часа за 2 до сна.

У сна есть 2 врага: «стол письменный и стол обеденный» - гласит народная мудрость.

  1. Заканчивать работу над уроками нужно прекращать за 2 часа до сна.

  1. Перед сном полезна прогулка, привычный физический лёгкий труд. Это укрепляет сон.
  2. Стараться ложиться спать всегда в одно и тоже время.

В привычные часы хочется спать и сон приходит легко и быстро. Для этого нужен определённый распорядок дня. Он сберегает много сил, увеличивает работоспособность, укрепляет  здоровье.

  1. Итог урока.

- Какое значение имеет сон для человека?

- Когда мы спим, в какую часть суток?

- Сколько необходимо времени спать каждому человеку?

- Каким должен быть сон?

- Чтобы сон был спокойным, что необходимо делать?

  1. Рефлексия.

На столах лежат листы, в которых записаны правила, прочитайте их. Отметьте «+» с какими действиями  вы согласны и будете следовать этому.

«Узелки на память»

Для того, чтобы я спал(а) хорошо

  1. Работу над уроками закончу за 2 часа до сна.
  2. Перед сном не буду плотно ужинать и пить много жидкого.
  3. Перед сном буду стараться быть на свежем воздухе и не выполнять тяжёлый физический труд.
  4. Перед сном буду проветривать комнату.
  5. Подготовлю свою постель.
  6. Приму душ или умоюсь, вымою ноги, почищу зубы.
  7. Сменю одежду.
  8. Буду стараться ложиться спать всегда в одно и тоже время.
  9. Пожелаю себе и своей семье «спокойной ночи».

Учитель: На уроке  мы с вами исследовали сон, обсуждали, думали, оценивали.

Очень важно каждому из вас понять, что о естественном здоровом сне нужно заботиться.

Будьте здоровы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока химия-окружающий мир "Газ.Огонь.Вода" 3 класс "Школа России"

Конспект интегрированного урока химия-окружающий мир. 3 класс...

Урок окружающего мира по теме "ОРГАНЫ ЧУВСТВ" 3 класс "Школа России"

Технологическая карта урока и презентация...

Урок по теме "Знакомство с задачей" в 1 классе ("Школа России")

Обобщение знаний уроков по теме "Готовимся решать задачи", ввод терминов, обучение решению задач путём моделирования, сравнения модели с текстом, формирование универсальных действий для решения различ...

Открытый урок по окружающему миру Тема: «Экологическое равновесие» 4 класс ( Школа России)

Тема: Экологическое равновесие.Цели и задачи урока:1.Создать условия для формирования  понятий: «Экологическое равновесие». Сформировать у учащихся представление об экологическом рав­новеси...

Мультимедийная презентация урока окружающего мира по теме: "Домашние опасности". 2 класс ("Школа России" автор учебника А.А.Плешаков)

Урок выполнен в рамках технологии деятельностного метода. Соответствует всем требованиям ФГОС....

Урок "Зачем мы спим ночью?" окружающий мир 1 класс

Разработка и презентация урока "Зачем мы спим ночью?"  окружающий мир 1 класс...