Урок окружающего мира 2 класс
план-конспект урока (окружающий мир, 2 класс) по теме

Савельева Татьяна Ивановна

Урок окружающего мира 2 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира во 2 классе

Тема: Строительство. Как построить новый дом?

(по курсу «Мир вокруг нас», автор А.А.Плешаков)

Цели: 

- дать представления о технологии строительства городского и сельского домов;

- познакомить с видами строительной техники и строительными материалами;

- воспитывать уважительное отношение к профессии строитель.

Планируемые результаты

Предметные: учащиеся научатся выявлять характерные особенности возведения многоэтажного городского и одноэтажного сельского домов;

- использовать свои наблюдения в разных видах деятельности;

- читать текст и находить в нём нужную информацию;

- предлагать вопросы по содержанию текста.

Личностные: Создать условия для формирования положительного отношения  к школе и учебной деятельности, развития  интереса  к учебному труду.

Метапредметные.

Регулятивные:научатся  принимать и сохранять учебную задачу, оценивать результат своих действий,  адекватно воспринимать  оценку своей работы учителем и товарищами.

Познавательные:  добывать новые знания, находить ответы на  вопросы, используя  учебник, свой  жизненный опыт и другие источники информации.

Коммуникативные: уметь  высказывать своё мнение и выслушивать  мнение партнёра ,работая в паре и группе, уважительно относиться к мнению собеседника.

Ресурсы урока: Плешаков А.А. Окружающий мир: 2 класс, часть 1; рабочая тетрадь, 2 класс, часть 1;  тесты;  презентация к уроку; картинки с изображением городских и сельских домов.

Ход урока

1. Организационный момент. Учащиеся рассаживаются по группам.

Актуализация знаний.

  - На прошлых уроках мы познакомились с понятием «экономика». Вспомним – что такое « экономика»? Назовите отрасли экономики.

-   Объясните, как взаимосвязаны отрасли экономики? Например, транспорт и строительство?

2.Мотивация познавательной деятельности. Сообщение темы урока.

  - Послушайте стихи и скажите: о какой отрасли экономики идет речь?

Мы входим в дом, а в доме том
Тепло, вода и свет.
Красив, уютен, прочен дом.
А сколько дому лет?

Пять лет назад дом возведён –
И  дом, и весь квартал.
Но кто построил этот дом?
И как он домом стал?

- Назовите отрасль экономики.

- Предположите по открытому слову (построить) тему урока. (Ученики высказывают свои предположения).

-Итак, тема урока …..

3. Вызов. Постановка учебных задач.

-Как вы думаете, о чём мы будем говорить на этом уроке?

Какие учебные задачи мы поставим перед собой? (Ответы детей)

 - Прочитайте задачи урока в учебнике на с.112.                                                                        . - Обсудите в группах, что знаете о том,  как построить новый дом.

 -Заполним графу «Знаю» в таблице.  Ответы детей.                        

-Чтобы вы еще хотели узнать по теме урока? Обсудите вопросы в группах.

Слова-помощники на доске (таблица  «Вопросительные слова»).

КАК…?

КТО…?

КАКИЕ…?

КАКИМ ОБРАЗОМ…?

В КАКИХ…?

КАК СДЕЛАТЬ…?

ЧТО НАДО СДЕЛАТЬ…?

-Заполним графу «Хочу узнать»

-Молодцы. Вопросами вы поставили учебные задачи. На все вопросы мы сегодня ответить не сможем, но  на некоторые ответим. А где можно будет найти ответы на остальные вопросы? Назовите источники информации.

-В ходе урока мы заполним графу «Узнали».

4. Осмысление.

Кормила людей, одевала охота,
Но стало в пещере им жить неохота.
Там холодно было и старым, и малым,
И шли на охоту за стройматериалом.

Во все времена строительство жилищ было очень важным для человека делом. И для наших предков тоже.
- Кто такие предки? (Предки – древние предшественники по роду.)
- А в каких домах жили наши предки?
- Из чего и как они их строили, нам поможет узнать учебник тетрадь.     (с. 24)
- Что случило жилищем древнему человеку? (пещера, шалаш, землянка)
Древние люди учились строить своё жилище у животных.
На доске:
землянка       гнездо
пещера           нора
шалаш           логово

Логово – место, где обитает зверь.                                                               Землянка – крутое углубление в земле, вырытое для жилья.                -Какие жилища, у каких животных «подсмотрел» человек?
Соотнеси жилище человека с жилищем животного.
- Какой материал использовали древние люди для строительства жилья?
- Все ли слова вам понятны?

Словарная работа.

Войлок – плотный толстый материал из шерсти или синтетических волокон.

Береста – верхний слой коры берёзы.

Солома – полые стебли злаков, остающиеся после обмолота.

Тростник – водяное или болотное растение с коленчатым твёрдым стеблём.

История архитектуры прошла путь от шалаша из веток до многоэтажного дома из стекла и бетона. «Всё на свете боится времени, но время боится пирамид», - гласит поговорка. Это про пирамиды древнего Египта, сооружённые много веков назад. Огромные, высотою с сорокаэтажный дом. Не верится, что они построены человеком. Сооружения состоят из миллионов блоков, вес каждого не менее двух с половиной тонн. Египетские пирамида считаются одним из семи чудес света.

- В нашей стране проживают разные народы.
Как вы думаете, одинаковые ли жилища строили разные народы нашей страны? Рассмотрите на рисунках разные жилища.
( на слайдах  изображения хаты, юрты, чума, иглу, хижины, избы с названиями применённого материала).  Ребята высказывают предположения, где они могут быть построены.

Казахи, киргизы и монголы издавна разводили овец. В поисках хорошего пастбища люди постоянно меняли место жительства, поэтому и дом им нужен особенный. Он должен легко разбираться и легко собираться. Каркас такого дома сделан из жердей, покрыт войлоком из овечьей шерсти. Называется такое жилище – юрта.
       
Хижина – это дом в лесу. Сделана хижина из дерева, крыша покрыта большими кусками коры.
         В степях, где мало строительного леса, строили дома из глины, перемешанной с соломой. Такие дома называются – 
мазанки. 
         Североамериканские индейцы, жители лесов, втыкали в землю гибкие стволы деревьев, связывали их верхушки, покрывали войлоком, и получался 
вигвам.
          На Крайнем Севере, где всё покрыто снегом и льдом, эскимосы строили своё жилище из снежных кирпичей с окнами из кусков речного льда. Чтобы было тепло, внутри зажигали плошки с тюленьим жиром, покрывали пол и стены звериными шкурами. Называется такое жилище – 
иглу.
           Жителям лесов было, конечно, лучше: свой дом они строили из толстых брёвен. Между брёвнами клали мох, чтобы не выходило тепло из дома. Такие постройки надёжно защищали от морозов и зверей. В таких жилищах и сейчас неплохо живётся многим обитателям сёл и деревень, хотя иные дома построены 100 и более лет назад. Называется такой дом – 
изба.

-Строил свои дома человек сам. Вручную из различного подручного материала. А теперь на помощь ему пришли машины: умные, мощные, сильные.

-Откроите учебники на стр. 112, прочитайте текст. Обсудите ответ на вопрос: какие машины работают на стройке?

-Что нового узнали?    

 Рассмотрите иллюстрацию на стр. 111. В группах обсудите: какие строительные материалы используют на стройке и для чего они служат?              

-В современном строительстве используются и другие материалы: металлы. стекло, пластмассы, металлочерепица….

Но и дерево, камень используются в строительстве и сейчас. Их предпочитают люди, которые заботятся о своём здоровье.
-А кто же строит дома? Назовите.

Физкультминутка.

Покажите жестами работу, которую выполняют герои стихотворения.

Как построить новый дом,
Чтоб удобно было в нём?
(Разводят руками.)

Чертежом проекта
Займётся
архитектор. («Чертят» в воздухе.)

К кирпичу кладёт кирпич,
Ты считать устанешь.
Стены дома возведёт
Каменщик. («Кладут кирпичи».)

Рамы, двери, подоконник –
Молотком пройдётся
плотник. (Стучат кулаком о кулак.)

Красить и белить пора –
Приглашаем
маляра! («Красят» в воздухе.)

И теперь, пожалуйста,
В дом добро пожаловать!
(Приглашающий жест.)

-Какие люди работают на стройке?                                                      

Человек научился строить. Он стал великим Строителем. Всё может строитель, всюду он необходим, всюду в почете.

 Работа со сказками.
- А сейчас мне хотелось бы вспомнить про сказки.

«Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок», - такими словами заканчиваются многие сказки. Сказки просят: « А сейчас вы, друзья, узнайте нас».

№1. Дом растаял у плутовки,

        Был построен изо льда.

        Прогнала зайчишку ловко.

        Ох уж, зайчику беда.

№2. Мышка дом себе нашла,

          Мышка добрая была,

        В доме том в конце концов

        Стало множество жильцов.

№3.  Мне не страшен серый волк,

          Строил домик свой, как мог.

          Так сказал один, другой,

         Третий братец не такой…

Вопросы:

-Чему учат эти сказки?

(1) «Заюшкина избушка»  –Нужно правильно выбирать строительный материал, чтобы жить в доме можно было и зимой и летом.

( 2) «Теремок» -Вместе всем под силу построить дом, где будет место каждому.

(3) «Три поросёнка» -_учит строителей правильно выбирать материал для дома. Строить тщательно, чтобы дом не боялся бури….

Вывод.- Даже  некоторые сказки сказки учат нас строительству.

Разговор о строительных профессиях.
Мы с вами выяснили, что дом должен быть прочным, крепким, пригодным для жилья и в холодную зиму, и в жаркое лето.
- Кто же должен поработать, чтобы построить такой дом? Назовите строительные профессии. (Строители: маляр, плотник, плиточник, кровельщик, электрик, сантехник, штукатур, крановщик, архитектор, каменщик, бульдозерист, экскаваторщик и т.д.)
- А можно ли выделить профессию, которая считается важнее всех остальных?
- А с человека, какой профессии начинается строительство дома? (архитектор)
Послушайте стихотворение «Архитектор».


Архитектор строит дом,
Дом многоэтажный.
Строит дом карандашом
На листе бумажном.
Нужно всё нарисовать,
Вычислить, проверить,

Все квартиры сосчитать,
Лестницы и двери.
Чтоб стоял он много лет,
Чтобы был в квартире свет,
Ванны, умывальник
Для больших и маленьких.
                     С.Баруздин

 Учащиеся выполняют задания № 99 и 100 в тетрадях с тестами.

5. Рефлексия.

-Систематизируем знания в виде синквейна                                        

Тема урока –                                    дом

Что такое дом?                               жилище

Какие они бывают –                    городские и сельские

Что знаете про дом –                   красив, уютен, прочен

Кто строит для человека –       Человек – Великий Строитель

Игра «Верю – не верю».
Я читаю высказывание. Если вы с ним согласны, то ставите плюс, а если не согласны – минус.
1). Жилищем древнего человека могли быть пещера, шалаш, землянка. (+)
2). Строили в старину дома из стекла, бетона, камня, металла. ( - )
3). Недалеко от деревни Хохловка находится музей под открытым небом, где можно увидеть постройки, сооружённые без единого гвоздя. (+)
4). Жилища разных народов отличаются формой, размером, материалом. (+)
5). Шалаш и чум – жилища северных народов. ( - )
6). Оказывается, сказки могут преподать урок и строителям. (+)
7). Крановщик, артист, монтажник – строительные профессии. ( - )
8). Архитектор проектирует городские постройки. (+)
9). Современный город отличается от старинного города. (+)
10). Важна ли профессия «строитель»? Почему?
Обсуждение ответов учащихся.

Учащиеся отвечают на вопросы учебника на с.115 (в рамке)

 Подведение итогов урока.

  -Что нового узнали на уроке?

- Справились ли мы с учебными задачами, которые поставили в начале урока?

Домашнее задание:

Учебник - с. 112-115, Р. Тетрадь - №2,4 (с.72-73).

Дополнительные творческое задание  (по желанию):

Сделать макет дома из любого подходящего материала и рассказать о нём.

                                                                                                                   

Приложение.

КАК…?

КТО…?

КАКИЕ…?

КАКИМ ОБРАЗОМ…?

В КАКИХ…?

КАК СДЕЛАТЬ…?

Знаю

Хочу узнать

Узнал

НУЖНЫ СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ;

РАЗЛИЧНАЯ ТЕХНИКА;

НА СТРОЙКЕ РАБОТАЮТ СТРОИТЕЛИ

КТО РАБОТАЕТ НА СТРОИТЕЛЬСТВЕ ДОМА?

( ПРОФЕССИИ)

КАКИЕ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ?

КАКИЕ МАШИНЫ ПОМОГАЮТ ЧЕЛОВЕКУ НА СТРОЙКЕ?

КАК ПОСТРОИТЬ НОВЫЙ ДОМ?

ДОМА БЫВАЮТ ИЗ РАЗЛИЧНОГО ПОДРУЧНОГО МАТЕРИАЛА;

СПЕЦИАЛЬНЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ  МАШИНЫ ОБЛЕГЧАЮТ ТРУД РАБОЧИХ;

ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА ИСПОЛЬЗУЮТ СПЕЦИАЛЬНЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ;

СТРОИТЕЛЬНЫЕ ПРОФЕССИИ: АРХИТЕКТОР, КАМЕНЩИК. ПЛОТНИК. ЭКСКАВАТОРЩИК. МАЛЯР, …

ПЛОЩАДКА-ФУНДАМЕНТ-СТЕНЫ-КРЫША-ПОЛ-ОТДЕЛКА


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Классы, или группы, животных".

Цели урока: -познакомить учащихся с классами ( группами) животных: моллюски, насекомые, паукообразные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; об особенностях их строения, об усл...

Урок окружающего мира ! класс \"Звери- млекопитающие\".

Урок окружающего мира по теме "Звери- млекопитающие".Дети отгадывают загадки, работают в парах, складывают мозаику. К уроку прилагается презентация....

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

Урок окружающего мира во втором классе по теме «Моря». ОБЖ Правила поведения на воде. Интерактивная доска при изучении окружающего мира

Конспект урока по теме "Моря". Окружающий мир 2 класс. В приложении представлена презентация и печатный материал: кроссворд и правила поведения на воде....

План-конспект урока окружающего мира. Класс: 1 Раздел: «Природа в жизни человека» Тема: «Как развивается растение»

План-конспект разработан по программе "Планета знаний", в соответствии с требованиями ФГОС ООО. При планировании урока обеспечивается ориентация уч-ся на достижение личностных, метапредметных и предме...

Презентация к уроку окружающего мира "Классы животных"

Презентация к уроку окружающего мира во втором классе по системе Л.В.Занкова. Деление животных на группы, определение основных признаков каждой группы. Вывод: все животные разделены на классы (расматр...