Главные вкладки

    Урок окружающего мира 2 класс
    план-конспект урока (окружающий мир, 2 класс) по теме

    Савельева Татьяна Ивановна

    Урок окружающего мира 2 класс

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Урок окружающего мира во 2 классе

    Тема: Строительство. Как построить новый дом?

    (по курсу «Мир вокруг нас», автор А.А.Плешаков)

    Цели: 

    - дать представления о технологии строительства городского и сельского домов;

    - познакомить с видами строительной техники и строительными материалами;

    - воспитывать уважительное отношение к профессии строитель.

    Планируемые результаты

    Предметные: учащиеся научатся выявлять характерные особенности возведения многоэтажного городского и одноэтажного сельского домов;

    - использовать свои наблюдения в разных видах деятельности;

    - читать текст и находить в нём нужную информацию;

    - предлагать вопросы по содержанию текста.

    Личностные: Создать условия для формирования положительного отношения  к школе и учебной деятельности, развития  интереса  к учебному труду.

    Метапредметные.

    Регулятивные:научатся  принимать и сохранять учебную задачу, оценивать результат своих действий,  адекватно воспринимать  оценку своей работы учителем и товарищами.

    Познавательные:  добывать новые знания, находить ответы на  вопросы, используя  учебник, свой  жизненный опыт и другие источники информации.

    Коммуникативные: уметь  высказывать своё мнение и выслушивать  мнение партнёра ,работая в паре и группе, уважительно относиться к мнению собеседника.

    Ресурсы урока: Плешаков А.А. Окружающий мир: 2 класс, часть 1; рабочая тетрадь, 2 класс, часть 1;  тесты;  презентация к уроку; картинки с изображением городских и сельских домов.

    Ход урока

    1. Организационный момент. Учащиеся рассаживаются по группам.

    Актуализация знаний.

      - На прошлых уроках мы познакомились с понятием «экономика». Вспомним – что такое « экономика»? Назовите отрасли экономики.

    -   Объясните, как взаимосвязаны отрасли экономики? Например, транспорт и строительство?

    2.Мотивация познавательной деятельности. Сообщение темы урока.

      - Послушайте стихи и скажите: о какой отрасли экономики идет речь?

    Мы входим в дом, а в доме том
    Тепло, вода и свет.
    Красив, уютен, прочен дом.
    А сколько дому лет?

    Пять лет назад дом возведён –
    И  дом, и весь квартал.
    Но кто построил этот дом?
    И как он домом стал?

    - Назовите отрасль экономики.

    - Предположите по открытому слову (построить) тему урока. (Ученики высказывают свои предположения).

    -Итак, тема урока …..

    3. Вызов. Постановка учебных задач.

    -Как вы думаете, о чём мы будем говорить на этом уроке?

    Какие учебные задачи мы поставим перед собой? (Ответы детей)

     - Прочитайте задачи урока в учебнике на с.112.                                                                        . - Обсудите в группах, что знаете о том,  как построить новый дом.

     -Заполним графу «Знаю» в таблице.  Ответы детей.                        

    -Чтобы вы еще хотели узнать по теме урока? Обсудите вопросы в группах.

    Слова-помощники на доске (таблица  «Вопросительные слова»).

    КАК…?

    КТО…?

    КАКИЕ…?

    КАКИМ ОБРАЗОМ…?

    В КАКИХ…?

    КАК СДЕЛАТЬ…?

    ЧТО НАДО СДЕЛАТЬ…?

    -Заполним графу «Хочу узнать»

    -Молодцы. Вопросами вы поставили учебные задачи. На все вопросы мы сегодня ответить не сможем, но  на некоторые ответим. А где можно будет найти ответы на остальные вопросы? Назовите источники информации.

    -В ходе урока мы заполним графу «Узнали».

    4. Осмысление.

    Кормила людей, одевала охота,
    Но стало в пещере им жить неохота.
    Там холодно было и старым, и малым,
    И шли на охоту за стройматериалом.

    Во все времена строительство жилищ было очень важным для человека делом. И для наших предков тоже.
    - Кто такие предки? (Предки – древние предшественники по роду.)
    - А в каких домах жили наши предки?
    - Из чего и как они их строили, нам поможет узнать учебник тетрадь.     (с. 24)
    - Что случило жилищем древнему человеку? (пещера, шалаш, землянка)
    Древние люди учились строить своё жилище у животных.
    На доске:
    землянка       гнездо
    пещера           нора
    шалаш           логово

    Логово – место, где обитает зверь.                                                               Землянка – крутое углубление в земле, вырытое для жилья.                -Какие жилища, у каких животных «подсмотрел» человек?
    Соотнеси жилище человека с жилищем животного.
    - Какой материал использовали древние люди для строительства жилья?
    - Все ли слова вам понятны?

    Словарная работа.

    Войлок – плотный толстый материал из шерсти или синтетических волокон.

    Береста – верхний слой коры берёзы.

    Солома – полые стебли злаков, остающиеся после обмолота.

    Тростник – водяное или болотное растение с коленчатым твёрдым стеблём.

    История архитектуры прошла путь от шалаша из веток до многоэтажного дома из стекла и бетона. «Всё на свете боится времени, но время боится пирамид», - гласит поговорка. Это про пирамиды древнего Египта, сооружённые много веков назад. Огромные, высотою с сорокаэтажный дом. Не верится, что они построены человеком. Сооружения состоят из миллионов блоков, вес каждого не менее двух с половиной тонн. Египетские пирамида считаются одним из семи чудес света.

    - В нашей стране проживают разные народы.
    Как вы думаете, одинаковые ли жилища строили разные народы нашей страны? Рассмотрите на рисунках разные жилища.
    ( на слайдах  изображения хаты, юрты, чума, иглу, хижины, избы с названиями применённого материала).  Ребята высказывают предположения, где они могут быть построены.

    Казахи, киргизы и монголы издавна разводили овец. В поисках хорошего пастбища люди постоянно меняли место жительства, поэтому и дом им нужен особенный. Он должен легко разбираться и легко собираться. Каркас такого дома сделан из жердей, покрыт войлоком из овечьей шерсти. Называется такое жилище – юрта.
           
    Хижина – это дом в лесу. Сделана хижина из дерева, крыша покрыта большими кусками коры.
             В степях, где мало строительного леса, строили дома из глины, перемешанной с соломой. Такие дома называются – 
    мазанки. 
             Североамериканские индейцы, жители лесов, втыкали в землю гибкие стволы деревьев, связывали их верхушки, покрывали войлоком, и получался 
    вигвам.
              На Крайнем Севере, где всё покрыто снегом и льдом, эскимосы строили своё жилище из снежных кирпичей с окнами из кусков речного льда. Чтобы было тепло, внутри зажигали плошки с тюленьим жиром, покрывали пол и стены звериными шкурами. Называется такое жилище – 
    иглу.
               Жителям лесов было, конечно, лучше: свой дом они строили из толстых брёвен. Между брёвнами клали мох, чтобы не выходило тепло из дома. Такие постройки надёжно защищали от морозов и зверей. В таких жилищах и сейчас неплохо живётся многим обитателям сёл и деревень, хотя иные дома построены 100 и более лет назад. Называется такой дом – 
    изба.

    -Строил свои дома человек сам. Вручную из различного подручного материала. А теперь на помощь ему пришли машины: умные, мощные, сильные.

    -Откроите учебники на стр. 112, прочитайте текст. Обсудите ответ на вопрос: какие машины работают на стройке?

    -Что нового узнали?    

     Рассмотрите иллюстрацию на стр. 111. В группах обсудите: какие строительные материалы используют на стройке и для чего они служат?              

    -В современном строительстве используются и другие материалы: металлы. стекло, пластмассы, металлочерепица….

    Но и дерево, камень используются в строительстве и сейчас. Их предпочитают люди, которые заботятся о своём здоровье.
    -А кто же строит дома? Назовите.

    Физкультминутка.

    Покажите жестами работу, которую выполняют герои стихотворения.

    Как построить новый дом,
    Чтоб удобно было в нём?
    (Разводят руками.)

    Чертежом проекта
    Займётся
    архитектор. («Чертят» в воздухе.)

    К кирпичу кладёт кирпич,
    Ты считать устанешь.
    Стены дома возведёт
    Каменщик. («Кладут кирпичи».)

    Рамы, двери, подоконник –
    Молотком пройдётся
    плотник. (Стучат кулаком о кулак.)

    Красить и белить пора –
    Приглашаем
    маляра! («Красят» в воздухе.)

    И теперь, пожалуйста,
    В дом добро пожаловать!
    (Приглашающий жест.)

    -Какие люди работают на стройке?                                                      

    Человек научился строить. Он стал великим Строителем. Всё может строитель, всюду он необходим, всюду в почете.

     Работа со сказками.
    - А сейчас мне хотелось бы вспомнить про сказки.

    «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок», - такими словами заканчиваются многие сказки. Сказки просят: « А сейчас вы, друзья, узнайте нас».

    №1. Дом растаял у плутовки,

            Был построен изо льда.

            Прогнала зайчишку ловко.

            Ох уж, зайчику беда.

    №2. Мышка дом себе нашла,

              Мышка добрая была,

            В доме том в конце концов

            Стало множество жильцов.

    №3.  Мне не страшен серый волк,

              Строил домик свой, как мог.

              Так сказал один, другой,

             Третий братец не такой…

    Вопросы:

    -Чему учат эти сказки?

    (1) «Заюшкина избушка»  –Нужно правильно выбирать строительный материал, чтобы жить в доме можно было и зимой и летом.

    ( 2) «Теремок» -Вместе всем под силу построить дом, где будет место каждому.

    (3) «Три поросёнка» -_учит строителей правильно выбирать материал для дома. Строить тщательно, чтобы дом не боялся бури….

    Вывод.- Даже  некоторые сказки сказки учат нас строительству.

    Разговор о строительных профессиях.
    Мы с вами выяснили, что дом должен быть прочным, крепким, пригодным для жилья и в холодную зиму, и в жаркое лето.
    - Кто же должен поработать, чтобы построить такой дом? Назовите строительные профессии. (Строители: маляр, плотник, плиточник, кровельщик, электрик, сантехник, штукатур, крановщик, архитектор, каменщик, бульдозерист, экскаваторщик и т.д.)
    - А можно ли выделить профессию, которая считается важнее всех остальных?
    - А с человека, какой профессии начинается строительство дома? (архитектор)
    Послушайте стихотворение «Архитектор».


    Архитектор строит дом,
    Дом многоэтажный.
    Строит дом карандашом
    На листе бумажном.
    Нужно всё нарисовать,
    Вычислить, проверить,

    Все квартиры сосчитать,
    Лестницы и двери.
    Чтоб стоял он много лет,
    Чтобы был в квартире свет,
    Ванны, умывальник
    Для больших и маленьких.
                         С.Баруздин

     Учащиеся выполняют задания № 99 и 100 в тетрадях с тестами.

    5. Рефлексия.

    -Систематизируем знания в виде синквейна                                        

    Тема урока –                                    дом

    Что такое дом?                               жилище

    Какие они бывают –                    городские и сельские

    Что знаете про дом –                   красив, уютен, прочен

    Кто строит для человека –       Человек – Великий Строитель

    Игра «Верю – не верю».
    Я читаю высказывание. Если вы с ним согласны, то ставите плюс, а если не согласны – минус.
    1). Жилищем древнего человека могли быть пещера, шалаш, землянка. (+)
    2). Строили в старину дома из стекла, бетона, камня, металла. ( - )
    3). Недалеко от деревни Хохловка находится музей под открытым небом, где можно увидеть постройки, сооружённые без единого гвоздя. (+)
    4). Жилища разных народов отличаются формой, размером, материалом. (+)
    5). Шалаш и чум – жилища северных народов. ( - )
    6). Оказывается, сказки могут преподать урок и строителям. (+)
    7). Крановщик, артист, монтажник – строительные профессии. ( - )
    8). Архитектор проектирует городские постройки. (+)
    9). Современный город отличается от старинного города. (+)
    10). Важна ли профессия «строитель»? Почему?
    Обсуждение ответов учащихся.

    Учащиеся отвечают на вопросы учебника на с.115 (в рамке)

     Подведение итогов урока.

      -Что нового узнали на уроке?

    - Справились ли мы с учебными задачами, которые поставили в начале урока?

    Домашнее задание:

    Учебник - с. 112-115, Р. Тетрадь - №2,4 (с.72-73).

    Дополнительные творческое задание  (по желанию):

    Сделать макет дома из любого подходящего материала и рассказать о нём.

                                                                                                                       

    Приложение.

    КАК…?

    КТО…?

    КАКИЕ…?

    КАКИМ ОБРАЗОМ…?

    В КАКИХ…?

    КАК СДЕЛАТЬ…?

    Знаю

    Хочу узнать

    Узнал

    НУЖНЫ СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ;

    РАЗЛИЧНАЯ ТЕХНИКА;

    НА СТРОЙКЕ РАБОТАЮТ СТРОИТЕЛИ

    КТО РАБОТАЕТ НА СТРОИТЕЛЬСТВЕ ДОМА?

    ( ПРОФЕССИИ)

    КАКИЕ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ?

    КАКИЕ МАШИНЫ ПОМОГАЮТ ЧЕЛОВЕКУ НА СТРОЙКЕ?

    КАК ПОСТРОИТЬ НОВЫЙ ДОМ?

    ДОМА БЫВАЮТ ИЗ РАЗЛИЧНОГО ПОДРУЧНОГО МАТЕРИАЛА;

    СПЕЦИАЛЬНЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ  МАШИНЫ ОБЛЕГЧАЮТ ТРУД РАБОЧИХ;

    ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА ИСПОЛЬЗУЮТ СПЕЦИАЛЬНЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ;

    СТРОИТЕЛЬНЫЕ ПРОФЕССИИ: АРХИТЕКТОР, КАМЕНЩИК. ПЛОТНИК. ЭКСКАВАТОРЩИК. МАЛЯР, …

    ПЛОЩАДКА-ФУНДАМЕНТ-СТЕНЫ-КРЫША-ПОЛ-ОТДЕЛКА


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок окружающего мира "Классы, или группы, животных".

    Цели урока: -познакомить учащихся с классами ( группами) животных: моллюски, насекомые, паукообразные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; об особенностях их строения, об усл...

    Урок окружающего мира ! класс \"Звери- млекопитающие\".

    Урок окружающего мира по теме "Звери- млекопитающие".Дети отгадывают загадки, работают в парах, складывают мозаику. К уроку прилагается презентация....

    Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

    Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

    Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

    Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

    Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

    Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

    План-конспект урока окружающего мира. Класс: 1 Раздел: «Природа в жизни человека» Тема: «Как развивается растение»

    План-конспект разработан по программе "Планета знаний", в соответствии с требованиями ФГОС ООО. При планировании урока обеспечивается ориентация уч-ся на достижение личностных, метапредметных и предме...

    Презентация к уроку окружающего мира "Классы животных"

    Презентация к уроку окружающего мира во втором классе по системе Л.В.Занкова. Деление животных на группы, определение основных признаков каждой группы. Вывод: все животные разделены на классы (расматр...