Инструментарий системы оценивания (текущий контроль по теме «Человек», 4 класс)
учебно-методический материал по окружающему миру (4 класс) по теме

Инструментарий оценки планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по предметной области «Обществознание. Естествознание» по тема «Человек» разработан на основе федерального государственного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009 г.) и с учетом Планируемых результатов начального общего образования по предмету «Окружающий мир»  и Примерной программы начального общего образования по предмету «Окружающий мир».

 

 Перечень планируемый результатов и умений, характери­зующих их достижение, проверяемых в рамках процедуры оценки индивидуальных достижений обучающихся по предмету «Окружающий мир»

В первом столбце указан код планируемого результата в соответствии с содержательным разделом («Человек и природа» и «Человек и общество»), к которому он относится. Во втором столбце приводится код опрерационализированного умения, для которого создаются проверочные задания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

«Кузбасский региональный институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования»

Факультет повышения квалификации

Кафедра начального общего образования

Инструментарий системы оценивания

(текущий контроль по теме «Человек», 4 класс)

Исполнитель:

Дралова Елена Александровна, учитель начальных классов

МБОУ «СОШ № 30 имени

Н. Н. Колокольцова» , г. Калтан

Кемерово 2013

Инструментарий оценки планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по предметной области «Обществознание. Естествознание» по тема «Человек» разработан на основе федерального государственного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009 г.) и с учетом Планируемых результатов начального общего образования по предмету «Окружающий мир»  и Примерной программы начального общего образования по предмету «Окружающий мир».

 Перечень планируемый результатов и умений, характеризующих их достижение, проверяемых в рамках процедуры оценки индивидуальных достижений обучающихся по предмету «Окружающий мир»

В первом столбце указан код планируемого результата в соответствии с содержательным разделом («Человек и природа» и «Человек и общество»), к которому он относится. Во втором столбце приводится код опрерационализированного умения, для которого создаются проверочные задания.

Проверяемые умения

  1. РАЗдел «Человек и природа»

1.1

Различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы

соотносить изученные природные объекты и явления с их описаниями или характерными свойствами

различать изученные объекты и явления живой и неживой природы по рисункам, фотографиям или схемам

различать характерные свойства изученных объектов и явлений живой и неживой природы по их названию

1.2

Описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки

выделять основные существенные признаки изученных объектов и явлений живой и неживой природы

описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы

1.3

Сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы

сравнивать объекты на основе внешних признаков или известных характерных свойств

проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств

1.4

Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы, следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов

различать в описании наблюдения или опыта его цель (проверяемое предположение), ход наблюдения или опыта и выводы

проводить несложные наблюдения и опыты, следуя инструкции и правилам техники безопасности

1.5

Использовать естественнонаучные тексты с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний

использовать естественнонаучные тексты с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, для объяснений

создавать на основании текста небольшие устные и письменные высказывания на заданную тему, по заданному вопросу

1.6

Понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья

понимать необходимость здорового образа жизни

понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения

использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья

различать реальные исторические факты и вымысел на основе имеющихся знаний

1.7

Оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников и т.д.)

оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников и т.д.)

1.8

Использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний

выбирать для поиска информации книгу, определяя примерное содержание по ее названию или оглавлению

использовать различные справочные издания и детскую литературу о человеке и обществе с целью извлечения познавательной информации; для ответов на вопросы, объяснений

использовать различные справочные издания и детскую литературу для создания собственных устных или письменных высказываний о человеке и обществе

1.9

Соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих

Соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих

Перечень элементов содержания, проверяемых в рамках процедуры оценки индивидуальных достижений обучающихся по предмету «Окружающий мир» Тема Человек.

КОД

Элементы содержания

  1. Человек и природа

1.1

Тело человека

1.1.1

Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма.

1.1.2

Гигиена систем органов.

1.1.3

Измерение температуры тела человека, частоты пульса.

1.1.4

Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них.

Текущий тематический контроль

1

Опорно-двигательная система

Тест по теме «Опорно-двигательная система»

Базовый уровень

1.Опорно-двигательная система состоит:

А) из кожи и мышц

Б) из скелета и мышц

В) из скелета и сосудов

2.Какова роль скелета человека?

А) скелет защищает внутренние органы от повреждений

Б) сокращаясь и расслабляясь, скелет приводит в движение мышцы

В) скелет является опорой тела

3. Мышцы прикрепляются к костям

А) с помощью суставов

Б) с помощью питательных веществ

В) с помощью сухожилий

4. Назови орган, который защищён черепом - это

А) почки

Б) головной мозг

В) селезенка

5. Вид соединения костей в черепе

А) неподвижное

Б) подвижное

В) малоподвижное

6. От чего зависит осанка человека?

А) от скелета и мышц

Б) от связок и сухожилий

В) от хрящей и костей

Повышенный уровень

 Отвечайте + или –

1. Скелет является опорой тела человека. (+)

2. Опорно-двигательную систему образуют сердце и кровеносные сосуды. (-)

3. Рост человека утром ниже, чем вечером. (-)

4. Подвижное соединение костей называется суставом. (+)

5. В скелете человека различают более 20 различных костей. (-)

6. Название кости, напоминающей рабочий инструмент, называется совок. (-)

7. Изначально слово «череп» трактовалось как скорлупа. (+)

8. Для того, чтобы сделать один шаг, нужно сократить и расслабить всего лишь две мышцы. (-)

9. В полости трубчатой кости находится костный мозг. (+)

10. Сила и ловкость – это приобретенные качества. (+)

Проверочный тест по теме «Опорно-двигательная система»

Базовый уровень

1. Систему органов образуют …

А) органы, расположенные рядом  

Б) органы, выполняющие общую работу

В) органы, похожие друг на друга

2.Какова роль скелета?

А) защищает внутренние органы от повреждения

Б) приводит в движение мышцы

В) скелет является опорой тела

3.От чего зависит осанка человека?

А) от скелета и мышц

Б) от работы кровеносной системы

В) от хорошей учебы

4.Грудная клетка защищает?

А) сердце и лёгкие

Б) позвоночник

В) внутренние органы

5.Подчеркни лишнее понятие.

А) плечо

Б) голень

В) предплечье

Г) кисть

6.Как соединяются между собой кости конечностей?

А) неподвижно

Б) подвижно

В) полуподвижно

7.Какая мышца работает всю жизнь?

А) бицепсы

Б) на стенках желудка

В) сердце

8.К какому возрасту мышцы набирают максимальную силу?

А) к 10 годам

Б) к 80 годам

В) к 30 годам

9.Какие мышцы помогают изобразить боль, страх, радость, печаль?

А) жевательные

Б) мышца – сгибатель

В) мимические

10.Сила мышц увеличивается под влиянием…

А) погодных условий

Б) эмоций

В) физических нагрузок

11.Если вы упали и ушибли ногу или руку, нужно…

А) подставить под горячую воду

Б) подставить под холодную воду или положить холодный компресс

В) подставить под горячую воду и положить согревающий компресс

12.Вести здоровый образ жизни – это значит …

А) соблюдать чистоту

Б) много двигаться

В) подолгу сидеть у компьютера

Г) правильно питаться

Повышенный уровень

Вставьте пропущенные слова.

 Более 200 костей составляет                    человека. Он поддерживает  _________________                          тела,____________ органы от повреждения, позволяет человеку _____________. Позвоночник состоит из 33 ________________. Внутри позвоночника находится _______________. Гибкость позвоночника обеспечивают ____________. Грудная __________ состоит из позвонков, ____________ и _____________ пар ребер. Она защищает ____________ и ______________.

(Слова для справок: легкие, скелет, сердце, защищает, спинной мозг, форму, двигаться, 12, клетка, диски, грудины, позвонков).

2

Пищеварительная система

Самостоятельная работа по теме «Пищеварительная система»

Вариант  № 1

1. Соедини название органа и его определение:

1. Полость, в которой происходит пережёвывание и смачивание пищи слюной.        ПИЩЕВОД

2. Растяжимый мышечный мешок, расположенный в брюшной полости.        ДВЕНАДЦАТИПЕРСТНАЯ КИШКА

3. Трубка, соединяющая глотку с желудком.        ТОЛСТАЯ КИШКА

4. Начальный отдел тонкого кишечника, соединённый с печенью поджелудочной железой.        РОТОВАЯ ПОЛОСТЬ

5. Конечный отдел пищеварения.        ЖЕЛУДОК

2. Собери названия отделов пищеварительной системы по порядку:

1.

2.

3.

4.

5.

Ротовая полость, пищевод, желудок, тонкий кишечник, толстый кишечник.

3. Составь меню, основанное на здоровой  пище.

Вариант  № 2

1.        Вставь пропущенные слова.

В организм человека пища поступает через………    

У взрослого человека ……… зуба.

Резцы ………………………… еду.

Клыки ……………………….. жёсткую пищу.

Если не чистить зубы, то ……………………………………

2.         Заполни таблицу «Верно - неверно».

Утверждение        Верно (+)        Неверно (-)

Перерабатывает пищу пищеварительная система.                

Зубы относятся к пищеварительной системе.                

От здоровья зубов не зависит здоровье организма.                

Все зубы одинаковы                

От самого человека зависит  его здоровье                

3.        Составь меню, основанное на здоровой  пище.

3

Выделительная система

Письменный опрос по теме «Выделительная система»

Базовый уровень

  1. 1) Перечисли органы выделения .
  2. 2) Изобрази схематично пищеварительную систему, подписав органы.
  3. 3) Из  чего состоит мочевыделительная система?
  4.  4) Длинная пищеварительная трубка, в которой происходит переваривание пищи, её всасывание и формирование непереваренных отходов. Что это?
  5. 5) Один из важнейших органов человека, участвующий в пищеварении, кровообращении, обмене веществ. Что это?

Повышенный уровень

  1. 6) Какие действия должен выплнять человек, чтобы все органы выделительной системы работали слаженно?

4

Дыхательная система

Решение кроссворда

Л

Т

Ё

Р

Г

О

Р

Т

А

Н

Ь

Н

К

Х

Б

Р

О

Н

Х

И

Е

С

Е

Я

О

В

Д

И

А

Ф

Р

А

Г

М

А

Я

ПО ВЕРТИКАЛИ

  1. Где согревается воздух?
  2. Где кислород попадает в кровь?
  3. Куда попадает воздух после гортани?

ПО ГОРИЗОНТАЛИ

  1. Как называется дыхательное горло?
  2. Две крупные трубки называются …?
  3. С помощью чего лёгкие расширяются?

5

Кровеносная система

Индивидуальная работа по карточкам

Карточка 1                             Базовый уровень

1.        Подчеркни названия веществ, которые

не переносятся кровью:

Кислород, пищеварительные соли, углекислый газ, вредные отходы

2.        Допиши совет врача, сделавшего анализ крови больного.

     У Вас в крови много белых кровяных клеток.                      Это значит, что Вы ____________ и организм борется с _____________.

                                         Повышенный уровень

 Что тебе надо делать, чтобы укрепить свое сердце?

Пронумеруй пункты по степени их важности для себя.

-Закаляться.

-Остерегаться ангины.

-Избегать нервных перегрузок.

-Сократить физические нагрузки в максимальном темпе.

-Больше заниматься физическими упражнениями умеренной интенсивности.

-Не привыкать к курению и употреблению спиртных напитков.

-Не переедать. Питаться 4—5 раз в день.

-Меньше есть жирных продуктов.

-Меньше есть сладостей.

-Больше употреблять овощей (капусты, моркови, помидоров, лука, сладкого перца), фруктов

(апельсинов, яблок, бананов), ягод (смородины, малины, брусники, клюквы, винограда), а также продуктов, содержащих необходимые для сердца и кровеносных сосудов минеральные вещества (молока, кефира, гречневой и овсяной крупы, морской капусты и других морепродуктов, орехов и изюма).

-Спать на жёсткой кровати.

Карточка 2                              Базовый уровень

Укажи направление движения крови:

венозной - синей стрелкой,

артериальной – красной стрелкой.  

                                          Повышенный уровень

Ответьте на вопросы

1.        Центральный орган кровеносной системы, обеспечивающий движение крови по сосудам (сердце)

2.        Сколько раз в минуту сокращается сердце?  (60-80)

3.        Сколько тонн крови проталкивает через себя сердце за год?  (3000)

4.        Происходит ли смешение крови богатой кислородом и углекислым газом в сердце?  (нет т.к. сердце разделено перегородкой)

5.        Кровеносный сосуд, по которому кровь, богатая кислородом, движется от сердца, принося в клетки органа все необходимые вещества  (артерия)

6.        Кровеносный сосуд, по которому кровь движется к сердцу, унося отходы  (вена)

7.        Как называются мельчайшие сосуды?  (капилляры)

8.        Ритмичные колебания стенок артерии  (пульс)

9.        Внутренняя среда организма  (кровь)

10.        Прозрачная желтоватая жидкость, солёная на вкус  (плазма)

11.        Как называется вещество, придающее красный цвет кровяным клеткам?  (гемоглобин)

12.        Как называются клетки, которые защищают наш организм от попавших в него бактерий? (белые кровяные клетки)

13.        Что собой представляют белые кровяные клетки и погибшие бактерии?  (гной)

14.        Благодаря чему при порезе вся кровь не вытекает из организма, а свёртывается?  (кровяные пластинки)

15.        Почему лицо не замерзает на морозе?  (кровь несёт тепло)

6

Нервная система

тест Тема: «Нервная система. Органы чувств»

 Уровень №1:     (Необходимый уровень)

  1. Выбери органы нервной системы:
  1. Головной мозг, спинной мозг, нервы;
  2. Сердце, аорта, артерии, вены;
  3. Легкие, трахея, бронхи;
  4. Желудок, печень, кишечник, пищевод.
  1. Какую функцию выполняет нервная система человека?
  1. Приводит в движение мышцы;
  2. Воспринимает информацию и отвечает определенными действиями;
  3. Получает питательные вещества.
  1. Для предотвращения переутомления нервной системы необходимо:
  1. Правильно организовать умственную, физическую деятельность;
  2. Соблюдать личную гигиену;
  3. Правильно питаться.
  1. Выдели способность человека различать запахи в окружающей среде:
  1. Осязание;
  2. Вкус;
  3. Обоняние;
  4. Слух.
  1. Что защищает глаза от яркого света и пыли?
  1. Брови;
  2. Ресницы;
  3. Веки.

Ключ:

1

2

3

4

5

а

б

а

в

б, в

Оценочная шкала: 6 б. – «5»

                        5 б. – «4»

                        4 б. – «3»

                        3 и меньше б. – «2»

Раздел: «Человек» Тема: «Нервная система. Органы чувств» 

Уровень №2:                (Необходимый уровень)

  1. Напиши органы нервной системы:
  1. _______________________;
  2. _______________________;
  3. _______________________.
  1. Восстанови цепочку передачи сигнала по нервной системе из окружающей среды:

______________ -> ______________ мозг -> _______________ мозг

  1. Соедини стрелками:

Орган

Процесс

а. глаза

1. осязание

б. уши

2. обоняние

в. нос

3. зрение

г. язык

4. вкус

д. кожа

5. слух

4.* (Повышенный уровень)

Уставшая за день мама уснула. Она не слышит ни работающего радио, ни уличного шума. Спит рядом в кроватке ее малыш. Он ровно, спокойно дышит. Но вот ребенок стал поворачиваться на другой бок, тихонько захныкал и мама тут же просыпается. Почему мама не услышала одни звуки, но отреагировала на звук малыша.

  1. ___________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________.

5*Закончи пословицу: «Кто курит ________________, тот сам себе ________________». Объясни ее смысл.

Ключ:

1

2

3

4

5

а. Головной мозг

б. Спинной мозг

в. Нервы

Нервы – Спинной мозг – Головной мозг

а - 3

б – 5

в – 2

г – 4

д – 1

Сработала защитная функция нервной системы; во время сна отдельные участки головного мозга не спят.

табак, враг

Оценочная шкала: 12-13 б. – «5»

                        10-11 б. – «4»

                        7-9 б. – «3»

                        6 и меньше б. – «2»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рейтинговая система оценивания как средство контроля и учёта знаний учащихся первого класса в условиях безотметочного обучения

Использование безотметочного обучения способствует формированию оценочной самостоятельности учителя и влияет на «образовательную» политику школы. Цель рейтингового обучения состоит в том, чтобы с...

Литературное чтение 2 класс. Тест (вид текущего контроля) за 1 четверть. Л.А Ефросинина

Тест (вид текущего контроля) за 1 четверть, два варианта. Оценка знаний. Начальная школа 21 века. Л.А. Ефросинина....

Текущий контроль 2 класс

Можно использовать на уроках англ.яз. во 2 классе...

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ СОГЛАСНО ФГОС

Оценочная деятельность учителя не должна быть отдельной частью урока - она должна пронизывать всю его работу. Одновременно важно помнить, что следует оценивать не только результат учебного труда, но и...

Индивидуальные карточки с заданиями для текущего контроля по курсу обучение грамоте в 1 классе к учебнику « Азбука. 1 класс» Часть 2 авторы: В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, Л.А. Винаградская, М.В.Бойкина УМК « Школа России».

Индивидуальные  карточки предназначены для учащихся 1 классов, а также для учителей, стремящихся помочь ученику в национальной школе освоить русский ( неродной) язык....

Система оценивания образовательных достижений учащихся 1-2 классов (из опыта работы)

Система оценивания образовательных достижений учащихся 1-2 классов( из опыта работы)    Современное развитие нашего общества требует от школы формирования личности с полноценной жизнен...

Система оценивания письменных контрольных работ. 1-4 класс. Русский язык.

Система оценивания письменных контрольных работ.1-4 класс. Русский язык....