Конспект урока окружающего мира "Мы в семье"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Шаповаленко Нина Анатольевна

УМК "Перспектива", 1 класс, окружающий мир, тема "Мы в семье"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_okruzhayushchemu_miru.docx29.27 КБ
Файл prilozheniya_k_uroku.docx16.06 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Петрушенко Нина Анатольевна МБОУ «Гимназия №12»

Раздел «Наш дом и семья» Тема урока: «Мы в семье»

Цель урока: познакомить детей с терминами ближайшего родства; различать степени родства;

Задачи урока: представить детям образ семьи в культурной традиции народов России и мира как великую духовную ценность; на конкретных примерах раскрыть важность и необходимость для каждого члена семьи любви, уважения, взаимной помощи, согласия, мира (лада) в семейной жизни.

Планируемые достижения учащихся: уметь с помощью терминов родства определять свои отношения с каждым из членов своей семьи; способность оценить свои отношения с каждым членом своей семьи с помощью понятий «любовь», «уважение», «симпатия», «дружба», «нежность» и др.

Оборудование:  матрешка, изображение дерева, фонограмма песни, компьютер, семейные фотографии учащихся, раздаточный  материал, толковый словарь, икона Петра и Февроньи

Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности.

У: Я хочу начать сегодня наш урок с загадки, прочитайте:

У меня есть мама,

У меня есть папа,

У меня есть дедушка,

У меня есть бабушка,

У меня есть брат,

Есть у меня сестра

А у них есть я. Что это?           (СЕМЬЯ)

Сегодня мы начинаем новый раздел в открытии окружающего мира. Это  очень важный раздел (На доске яблоня, фото семьи, пословицы о семье)

. Задачи; - О чём будем говорить на уроке? (Будем говорить о родственниках семьи, об отношениях в семье, о родословном дереве, о пословицах…

2. Организация учебной деятельности на этапе 1

- Рассмотрите изображение яблони с плодами, части дерева: корни, ствол, ветви, плоды. У: - Возможна ли жизнь дерева без этих частей? Что будет, если у дерева обрубить корни, ствол, лишить его листвы?

 -Ребята закройте глаза и представьте себе, что в жаркий день, после долгого, утомительного пути по пыльной дороге вы оказались в тени этого дерева. Вы садитесь к его корням, прислоняетесь  спиной к крепкому теплому стволу, ветви и листва закрывают вас от палящих лучей и обвевают теплым ветерком. В ветвях поют птицы. Представьте, что вы сорвали с веток по яблоку. Яблоко утолит ваш голод и жажду.

-Что вы будете чувствовать в это время? (Благодарность, чувство покоя, отдыха, защищенности).

3. Работа с родословным деревом .У : У вас на столе дерево. Как оно называется? «родословным деревом» или, еще торжественнее, «древом». Родословное древо — что это значит? Т. е. рассказывающее об истории рода, семьи. Как вы думаете, если это дерево рассказывает историю семьи, то чьи имена могут быть вписаны в эти овалы-окошки? Как называются люди, объединенные одной семьей? (Родственники, родные.) Родственники бывают ближние и дальние. Давайте поговорим о ближних. Кого можно назвать самыми близкими вашими родными? (Родителей — маму, папу.) А кем вы приходитесь своим родителям, как вас называют? (Дети, ребенок, сын, дочь.) Но ведь у ваших мам и пап тоже есть родители. И они тоже очень вам близки, любимы и тоже приходятся вам близкими родными людьми. Кем они приходятся вам? (Бабушками и дедушками.) А если у ваших мамы и папы есть братья или сестры, кем они приходятся вам?» (Дядями и тетями.)

4.Аналитический этап. У: «Родословное дерево рассказывает историю семьи. Раз это история, то в ней должно быть настоящее (то, что происходит сейчас), прошлое и будущее. Как вы думаете, вы и ваши родители, и все ныне живущие родственники — это прошлое? будущее? настоящее? Конечно, настоящее. Теперь подумайте, почему окошко для вашего имени отведено на самом верху дерева. Потому что дерево продолжает расти вверх, дети вырастают, и у них появляются свои дети — свежие веточки на родословном дереве. Но пока вы еще дети, и самые новые побеги на семейном дереве — это вы, ваши братья и сестры».

Каждый ученик показывает окошки, в которые следует вписать свое имя и имена братьев и сестер.(Вписывают имена)

У: Ребята, если вы самые свежие ветви, то где должны находиться ваши родители? А родители ваших родителей? А для кого оставлено место еще ниже? Что это за родственники? (Родители бабушки и дедушки — прабабушка и прадедушка. Их имена у самого основания дерева, в самой крепкой его части, питающей и удерживающей весь ствол.)

3.  Работа в парах. (правила) Игра «Найди пару»

БАБУШКА

ВНУЧКА

ОТЕЦ

ДОЧЬ

БРАТ

СЕСТРА

ТЕТЯ

ПЛЕМЯННИЦА

Проверка работы. Итог.

5. Работа с учебником .У: Посмотрите на фотографию в учебнике на с. 52: «Представляете, сколько ветвей у родословного дерева этой семьи! Попробуйте найти на фотографии Ивана Андреевича и Матрену Васильевну, основателей этой большой семьи. - Как  вы думаете, интересно жить в такой большой семье? Какая она, эта семья? (Дружная, добрая, чадолюбивая.) Посмотрите на фото в открывающем раздел (с. 51): «Предположите, что это за люди сфотографированы. Кем они приходятся друг другу? Чем различаются эти фотографии?

 -Какая из них старинная, какая — современная? Что общего в этих фотографиях, несмотря на то, что их разделяет целая сотня лет?» (На той и другой сфотографированы две семьи; они жили в разное время; различаются одеждой, обстановкой, в которой сфотографированы.)

Общее в фотографиях то, что родители и дети любят друг друга. Мать на старинной фотографии нежно поддерживает малыша и в то же время наклонилась к мужу. Старшие сестричка и братик прижались друг к другу и доверчиво прислонились к сильному, надежному отцу. На современной фотографии и старшие, и младшие счастливо улыбаются. Видно, что им хорошо друг с другом.

У: Что же такое семья? Работа со словарем. (Чтение в словаре значения слова семья. Обсуждение) Родственники .Вместе живут в одной квартире

Любят, уважают и заботятся  друг о  друге

Вместе  отдыхают и проводят свободное время

Вместе занимаются домашним хозяйством.

А мы с вами семья – которая имеет общие интересы.

Физкультминутка Недавно прошел праздник связанный с семьёй? (День матери) движения под музыку (песня о маме)

6.Работа в парах:   Объясните смысл пословиц на с. 52

В семье лад – не надобен и клад.  Любовь да совет, так и горя в семье нет.

7.Работа в группе. Слова в пословицах рассыпались – соберите)

(Семья крепка ладом. В родной семье и каша гуще. Вся семья вместе, так и душа на месте. Русский человек без родни не живет. Моя семья - моё   богатство. Когда семья в куче, то не страшны и тучи.)

У: - Что значит слово «лад» и происходящий от него глагол «ладить»?      (дружить, жить в согласии, договариваться, уметь уступать).  (Оценка деятельности)

Вывод.  Семья – наш дом. Когда дом наполнен улыбками, взаимопониманием, в нём тепло и уютно всем. Все чувствуют себя хорошо и комфортно.

У: 2008 год был объявлен Годом Семьи. В России появился новый праздник - День семьи, любви и верности, 8 июля, в День покровителей супружеской жизни святых Петра и Февронии, которые считаются образцом супружеской верности и идеалом семейного счастья. Согласно легенде, князь Муромский Петр полюбил крестьянку Февронию, однако боярская знать была против их брака из-за низкого происхождения девушки. Петр и Феврония предпочли семейную жизнь княжескому престолу. Они жили долго и счастливо и умерли в 1228 году в один день и час. (показ иконы)
Символ праздника — ромашка — появился не случайно. Это самый чистый и нежный летний цветок. 

8. Обобщения-. Работа в группе У: Теперь давайте рассмотрим фотографии на с. 53. Кто изображен на каждой из них? Предположите, кем в каждой паре приходятся друг другу эти люди. Какими волшебными словами можно мысленно подписать каждую фотографию? Как вы подтвердите правильность выбранной вами подписи?»

У: «Вот мы и назвали, что самое важное в семье.

Давайте еще раз с вами повторим волшебные слова семейного счастья (на доске) выберите:

любовь     народ    уважение   культура   помощь

согласие     дело       лад

- Какие слова лишние? (Народ, культура, дело - это будет тема следующего урока «Моя семья –часть моего народа»)

Как вы думаете какая игрушка больше всего подходит к теме нашего сегодняшнего урока — к теме дружной семьи. Выберите (много кукол на столе). Матрешка - как они друг на друга похожи и в то же время отличаются; у каждой из них есть свое место, и стоит убрать одну, как сразу нарушается порядок

9.Итог: У;«Мы в семье — это ? (фото) я и мои родные. Самое важное для каждого из нас — любовь и уважение друг к другу, взаимное  понимание и помощь». Чем занимались на уроке?

Закончите фразу:   « Счастливая семья- это…» 

10. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

-Какова была тема нашего урока? Мы её раскрыли?(Представить образ семьи, раскрыть важность и необходимость для каждого члена семьи любви, уважения, согласия в семейной жизни).

-Оцените нашу работу на уроке. На уроке технологии мы изготовили ромашки – символ семьи. Если у нас все получилось, изобразите улыбающийся смайлик на ромашке, и прикрепите к нашей общей фотографии, если у вас были сомнения - задумчивый (ответы детей).



Предварительный просмотр:

БАБУШКА

  ВНУЧКА

ОТЕЦ

   ДОЧЬ

БРАТ

   СЕСТРА

ТЕТЯ

ПЛЕМЯННИЦА

___________________________________________________________________

БАБУШКА

  ВНУЧКА

ОТЕЦ

   ДОЧЬ

БРАТ

   СЕСТРА

ТЕТЯ

ПЛЕМЯННИЦА

___________________________________________________________________

БАБУШКА

  ВНУЧКА

ОТЕЦ

   ДОЧЬ

БРАТ

   СЕСТРА

ТЕТЯ

ПЛЕМЯННИЦА

В семье лад – не надобен и клад.  Любовь да совет, так и горя в семье нет.

(Семья крепка ладом. В родной семье и каша гуще. Вся семья вместе, так и душа на месте. Русский человек без родни не живет. Моя семья - моё   богатство. Когда семья в куче, то не страшны и тучи.)

Родственники родители род родные

У меня есть мама,

У меня есть папа,

У меня есть дедушка,

У меня есть бабушка,

У меня есть брат,

Есть у меня сестра

А у них есть я. Что это?    

У меня есть мама,

У меня есть папа,

У меня есть дедушка,

У меня есть бабушка,

У меня есть брат,

Есть у меня сестра

А у них есть я. Что это?    

У меня есть мама,

У меня есть папа,

У меня есть дедушка,

У меня есть бабушка,

У меня есть брат,

Есть у меня сестра

А у них есть я. Что это?    

У меня есть мама,

У меня есть папа,

У меня есть дедушка,

У меня есть бабушка,

У меня есть брат,

Есть у меня сестра

А у них есть я. Что это?    

У меня есть мама,

У меня есть папа,

У меня есть дедушка,

У меня есть бабушка,

У меня есть брат,

Есть у меня сестра

А у них есть я. Что это?    

У меня есть мама,

У меня есть папа,

У меня есть дедушка,

У меня есть бабушка,

У меня есть брат,

Есть у меня сестра

А у них есть я. Что это?    

У меня есть мама,

У меня есть папа,

У меня есть дедушка,

У меня есть бабушка,

У меня есть брат,

Есть у меня сестра

А у них есть я. Что это?    

У меня есть мама,

У меня есть папа,

У меня есть дедушка,

У меня есть бабушка,

У меня есть брат,

Есть у меня сестра

А у них есть я. Что это?    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план-конспект урока окружающего мира 2класс "Семья" УМК "Планета знаний"

этот материал поможет начинающим педагогам в подготовке к урокам...

Конспект урока окружающего мира "Моя семья- мое богатство"

Это проектно-исследовательская работа была выполнена для открытого внеклассного мероприятия....

Конспект урока окружающего мира на тему "Вместе дружная семья". 1 класс. УМК "Начальная инновационная школа"

Предлагаю вашему вниманию конспект урка окружающего мира на тему "Вместе дружная семья"....

Конспект урока окружающего мира по теме "Как живет семья?" 1 класс

УМК "Школа России" авт. учебника А.А.Плешаков...

Конспект урока окружающего мира на тему: "Семья- самое близкое окружение человека. Взаимоотношения в семье. Родословная"

Конспект урока окруающего мира для 2 класса на тему "Семья- самое близкое окружение человека. Взаимоотношения в семье. Родословная" поможет в работе учителям начальных классов, работающим по...