Использование ИКТ при осуществлении мониторинга результатов
статья по окружающему миру по теме

Смирнова Татьяна Андреевна

Работая много лет, я пришла к мнению, что без специального отслеживания  учебно-воспитательного процесса трудно представить успешность усвоения предмета учащимися различных групп, а опора только на накопление отметок, не позволяет объективно оценивать деятельность ученика. В этой статье я рассказываю как использую ИКТ для мониторинга результатов обучения. Очень  нравится работа с электронными репетиторами "Символ - тест", электронными приложениями к учебникам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon monitoring_.doklad.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Использование ИКТ при осуществлении мониторинга результатов обучения.

(из опыта работы)

Учитель высшей квалификационной категории МОУ-СОШ №4 город Асино Томской области  Смирнова Татьяна Андреевна

Мониторинг- регулярное, непрерывное контролирующее действие качественных результатов обучения, воспитания, развитие учащихся в системе «учитель-ученик»

Работая много лет, я пришла к мнению, что без специального отслеживания  учебно-воспитательного процесса трудно представить успешность усвоения предмета учащимися различных групп, а опора только на накопление отметок, не позволяет объективно оценивать деятельность ученика. Поэтому стала отслеживать уровень обученности по отдельным предметам и отдельным темам.

Цель мониторинга:

  • Проанализировать и оценить результативность обучения;
  • Оценить эффективность учебного процесса с точки зрения государственных стандартов образования;
  • Проанализировать успешность обучения с учётом особенностей детей моего класса;
  • Получить информацию о наиболее массовых ошибках и возможных причинах их возникновения.
  • Скорректировать знания, умения и навыки. Ликвидировать пробелы.

               Цели педагогической диагностики состоят именно в изучении и измерении обученности и обучаемости школьников, что позволяет с одной стороны, оценивать результативность обучения, а с другой – прогнозировать успешность обучения на последующих этапах.

               Особенно актуально это в 1 классе, где ведётся безотметочное обучение, но необходимо отследить на каком уровне идёт усвоение  знаний и навыков. В начале 1 класса мы с психологом  провели диагностику школьной готовности, выявили уровень тревожности детей  и школьной мотивации.  По итогам диагностики были разработаны упражнения на повышение самооценки детей, советы родителям. За детьми в течение 3-х лет  шло наблюдение и в 4-ом классе мы опять провели диагностическое обследование ребят.

 Также шла работа по чтению. Я выявила первоклассников, умеющих читать; детей, знающих буквы, пробующих читать и тех, кто не знаком с грамотой. На них я обратила особое внимание. Определив состояние техники чтения на начало учебного года, я вычертила индивидуальный график техники чтения учащегося, что позволило мне начать коррекционную индивидуальную работу с учениками.

Для того, чтобы владеть объективной и полной информацией о результатах написания классом всего цикла контрольных работ, включая индивидуальную диагностику успеваемости по всем проверяемым навыкам, сравнительный анализ результатов ученика, класса и возрастной группы, выявление общих пробелов и достижений класса в целом и каждого ребёнка в отдельности, а также динамику их развития в течении всего учебного года, я пользуюсь электронным приложением к учебникам математики Л.Г.Петерсон. Это компьютерная программа-эксперт. Оценки  программа выставляет каждому ученику в соответствии с тем, сколько он набрал баллов. Наряду с оценками, по результатам контрольной работы, программа выставляет рейтинги классу и каждому ученику. Рейтинг выводится на основе сравнения результатов класса и результатов возрастной группы. Таким образом, рейтинг позволяет судить о позиции, которую, занимает класс или ученик в возрастной группе.(4-выше среднего;3 – немного ниже среднего)

На уроках русского языка мне помогает программно-методический комплекс «Семейный наставник» Эта программа имеет выбор линий изучений и справочник.

Линии изучений:

  1. Словообразование
  2. Морфология
  3. Синтаксис
  4. Орфография
  5. Пунктуация
  6. Логические и игровые задания.

При помощи справочника  дети в любую минуту могут повторить любое правило.

По желанию некоторые родители установили эту программу дома и работают с детьми по 15-20 минут несколько раз в неделю. В классе я тоже провожу индивидуальную работу с учениками. Эта программа позволяет очень быстро выполнить звуковой диктант и проверить его, пройти диагностический тест.  В режим диагностического тестирования входят:

  1. Произвольный тренинг
  2. Фиксированный тренинг
  3. Изучение
  4. Фиксированный самоконтроль
  5. Самоконтроль с поощрением
  6. Контроль

В разделе «Коррекция» программа поможет устранить пробелы в знаниях. При работе появляется цветная шкала усвоения материала.

В этом году мы работаем над проектом «Внедрение АПК «Символ – тест» в деятельность учителя начальных классов для организации самоконтроля и осуществления мониторинга знаний обучающих.»

Идея  внедрения состоит в том, чтобы значительно повысить  качество обучения  и это может быть достигнуто лишь сочетанием традиционной технологии и автоматизированной. При этом автоматизация предполагается на основе разработанных в ТУСУРе специализированных устройств — электронных репетиторов «Символ-Тест», не требующих записи в память устройств никаких эталонных ответов и способных оценивать в системе «Правильно-неправильно» любые ответы, представленные в виде чисел, слов и фраз.

Задачи:

1. Повышение эффективности использования учебного времени на уроке.

2. Улучшение качества самостоятельной работы при выполнении домашних заданий.

3. Повышение успеваемости учащихся.

Детям очень нравится работать с этими приборами. Они сами себя проверяют, если есть ошибки, стараются их найти и снова проверить. Очень удобно выполнять тесты. Вносишь данные в программу и через несколько минут получены результаты, поставлены отметки. Также ответ на каждое задание сразу виден. Можно открыть ответы каждого ученика в отдельности и увидеть его недочёты. Результаты работы можно распечатать, отправить на другой компьютер. Очень хорошо и удобно отслеживать результаты. Например, возьмём словарные слова. Сразу видно кто нуждается в помощи. Над какими словами нужно поработать больше на уроках, а какие слова пока не брать, их хорошо знают ребята. Используя памятки работы над ошибками, легко прорабатываем ошибки в словах «Символ—Тест» использую очень часто как для всего класса, так и индивидуально.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование электронных тестовых технологий для оценки достижения учащимися планируемых результатов

Презентация PowerPoint 2003.Ресурс содержит описание возможностей тестовых программ, направленных на оценку итоговых образовательных результатов младших школьников по русскому языку, математике, окруж...

Повышение качества образования школьников, как результат эффективного использования современных образовательных технологий.

Статья по данной теме .   Урок в современных условиях выглядел бы довольно бледно без применения новых информационных технологий.       В нашем лицее  ...

Самоанализ о внедрении и результатах использования современных образовательных технологий.

В моём самоанализе я описываю свою работу по использованию современных образовательных технологий. Это очень повышает качество обучения....

Самоанализ о внедрении и результатах использования современных образовательных технологий.

В моём самоанализе я описываю свою работу по использованию современных образовательных технологий. Это очень повышает качество обучения....

Презентация "Уровни использования системы оценки образовательных результатов "

Презентация "Уровни использования системы оценки образовательных результатов "...

"Реализация требований стандарта к контролю результатов обучения. Возможности мониторинга достижения предметных, метапредметных и личностных результатов в процессе обучения в условиях реализации ФГОС. Использование результатов мониторинга в корректировке

Представленная презентация содержит значимый материал по ФГОС второго поколения. Результаты обучения представлены аспектно в трёх параметрах: личностные, предметные, метапредметные. Очень важно для по...