Олимпиада по окружающему миру "Осенние изменения. Приметы осени"
олимпиадные задания (окружающий мир) по теме
Материал для проведения олимпиады по окружающему миру по направлениям: осенние изменения в природе, осенние приметы. Олимпиадные задания расположены по степени трудности, для каждого задания предлагается балловое оценивание. Для облегчения работы педагогов прилагаются ответы к заданиям.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 34.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Олимпиада по окружающему миру «Осенние изменения, приметы осени»
Цель: развитие восприятия как умения наблюдать, воображения как основы для решения творческих задач, мышления как умения анализировать, обобщать и др., речи как умения характеризовать объект окружающего мира, рассуждать, поддерживать учебный диалог;
Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру
На 2 балла
1. Почему ласточки и стрижи в хорошую погоду летают высоко, а в сырую – над самой землёй?
- Боятся дождя
- Намокают крылья от влажного воздуха
- Ищут пищу
2. Какое явление природы летом называют тёплым, грибным, а осенью холодным моросящим?
- Туман
- Дождь
- Иней
3. Какое явление природы бывает только осенью и проявляется в разноцветном наряде деревьев и сбрасывании листьев?
- Ветер
- Листопад
- Иней
4. Какое из перечисленных животных впадает в спячку?
- Белка
- Ёж
- Кабан
- Крот
5. Как заканчивается народная примета: Собака свёртывается и лежит калачиком – к…
- Теплу
- Холоду
- Голоду
- Землетрясению
6. Соедини стрелками народные приметы
Птицы купаются в пыли к морозу
Лошадь зимой ложится на снег к ненастью
Кошка лижет хвост и прячет морду к теплу
Гуси стоят на одной ноге к дождю
7. Определи, какое животное могло бы рассказать о себе так:
- Осенью у нас забот немало. Во-первых, мы линяем. Во-вторых, надо позаботиться о надёжном убежище, где можно спокойно проспать до весны. Но чтобы спокойно спать, нам нужно накопить запас жира, а это делается летом и в начале осени, ведь в это время много еды: созрели ягоды и другие плоды, стали сладкими и сочными корни растений, всюду много насекомых, в ульях диких пчёл и ос – сладкий медок. Накопим жирку, и спать можно ложиться в берлогу. Жир – это запас пищи на всю зиму._________________________
- А мы к зиме меняем шубку на более тёплую и пушистую. В сказках говорят, что мы самые хитрые. А на самом деле, не хитрее многих других зверей. Если бы не зоркие глаза, острый слух, тонкое чутьё, то никакая хитрость не спасёт волков и охотничьих собак. Свою главную добычу – мышей-полёвок – находим мы без всяких уловок. Нос и уши помогают. А вот зайца догнать мне трудно, разве что случайно столкнемся с косым или набреду на зайчонка. ____________________________
- Я очень интересный зверь. Только я умею строить на речках и ручьях плотины, прокладывать в лесу каналы и, как заправский лесоруб, валить толстые деревья, сооружать хатки для жилья. Найду осину или иву и начинаю подгрызать дерево со всех сторон. Упавшее дерево старательно разделываю: отделяю ветки, перегрызают на несколько частей ствол, а потом всё сплавляю по воде к хатке и складываю в большие кучи. Так я запасаю себе на зиму «продукты». Замёрзнет пруд, а я буду сидеть в своей хатке и с удовольствием грызть кору и молодые ветки деревьев. _________________
- Я очень осторожный зверь. Охочусь ночью, поэтому меня увидеть не просто. Тело моё покрыто серебристо-серой жёсткой щетиной. От носа к затылку тянутся желтовато-белые полосы, а через глаза и уши – чёрная полоса. Ближе к осени я начинаю нагуливать жир – готовиться к зиме. Хотя на вид я неуклюжий, но ловко ловлю грызунов, лягушек, ящериц, выкапываю червей. Очень много уничтожаю личинок майских жуков. К холодам жира накоплю столько, что можно и ложиться на всю зиму! _______________________
- Звери от врагов кто в дуплах спасаются, кто прячется под снегом, кто в норах. А я ничего этого делать не умею. Врагов у меня полным-полно. И всё-таки я живу, не тужу. Выручают меня нос, чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. Глаза у меня «косые» - вижу ими не только вперед и в стороны, но даже немного назад. Уши тоже во все стороны поворачиваются – не надо понапрасну головой вертеть. Осенью я линяю: вместо серой вырастает снежно-белая шерстка. Кормлюсь я по ночам – так безопаснее – веточками деревьев, корой от стеблей. ______________________
Задания на 3 балла
1. Разгадай кроссворд «Какого цвета осень?»
1. | |||||||||||||
2. | |||||||||||||
3 | |||||||||||||
4. | |||||||||||||
5. | |||||||||||||
6. | |||||||||||||
7. |
- На улицах холодает.
Ледок лужи покрывает.
Иней покрывает землю и траву –
Это лёгкий морозец
Пришёл ко двору.
Как народ
Такое явление называет?
- Это кто такой садовник?
Полил вишню и крыжовник,
Полил сливу и цветы,
Вымыл травы и кусты.
А как сумерки настали
Нам по радио сказали,
Что и завтра он придёт
И польёт наш огород.
- Это что за чудеса?
Не разверзлись небеса –
Дождь идёт такой прекрасный.
Он лилово-жёлтый-красный!
Это осени явление,
Ты подумай и скажи.
- Понижение температуры осенью.
- Эта особа летом покрыта зелёной хвоей, а осенью меняет наряд на жёлтый и постепенно сбрасывает его.
- В конце осени реки, озёра, пруды покрываются льдом. Это явление называется …
- Название второго месяца осени.
2. Разгадай кроссворд «Живая природа осенью»
1. | ||||||||||||||
2. | ||||||||||||||
3. | ||||||||||||||
4. | ||||||||||||||
5. | 6. | |||||||||||||
7. | 8. | 9. | ||||||||||||
10. | 11. | |||||||||||||
12. | ||||||||||||||
По вертикали:
2. Небольшие перелетные птицы черного цвета с белой грудкой, похожие на ласточек, одни из первых улетают на юг.
4. Скворцы, дрозды и другие мелкие птицы летят скученно. Говорят: «Птицы собираются в…»
7. Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
10. Птиц, которые не улетают и круглый год живут у нас, называют…
12. Что за зверь лесной
Встал как столбик под сосной?
И стоит среди травы,
Уши больше головы.
Осенью всех удивляет,
Цвет своей шубки меняет.
По вертикали:
- Птиц, улетающих в тёплые края осенью и возвращающихся весной, называют…
5.Хвойное дерево, сбрасывающее осенью свои иголки.
6. Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
- С приходом осени количество корма для птиц уменьшается или совсем исчезает, это значит, что птиц ждёт …
- Без крыльев, а быстрее птицы с дерева на дерево перелетает, осенью грибы сушит, орехи и шишки заготавливает.
11.Хоть я не молоток –
По дереву стучу:
В нём каждый уголок
Обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной,
Морозов не боюсь:
В лесу я остаюсь.
Задания на 4 балла
1. Найди в рассказе ошибки, подчеркни их.
Наступила осень. Со всех деревьев опадают последние листья. Животные готовятся к зиме. Некоторые птицы улетают на юг. Это журавли, кукушки, синицы, грачи. Заяц, ёж, лиса меняют шубки на более тёплые и густые. Белка и ёж делают запасы. Медведь и крот засыпают до весны.
2. Как заканчиваются эти народные приметы?
а) Лягушка прыгает на берегу и квакает - к..._____________________________
б) Лошадь фыркает - к...______________________________________________
в) Овцы стучат лбами - к... ____________________________________________
3. Как по веткам ели погоду предсказать? _______________________________________________
_____________________________________________________________________________________
4. Если на ветках изморозь, какую погоду ждать? _________________________________________
5. Укажите 3-5 сезонных явлений природы, которые происходят в природе с приходом осени.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6.Почему в природе происходит листопад?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задания на 5 баллов
1. Реши экологическую задачу
Ёж и крот относятся к одному отряду насекомоядных. Но ёж впадает в зимнюю спячку, а крот - нет. Чем объясняются различия в жизнедеятельности животных?
- Прочитай текст:
С приближением зимы заяц-беляк меняет свой серый наряд на белый. Так удобнее прятаться зимой от врагов. Но вырастить новую шерсть - это не то что надеть новое пальто. Даже если заяц догадывается, что приближается зима, он не может отдать шерсти команду выпадать и отрастать.
- Какие условия могут привести к этому? Выдвини гипотезы (предположения).
- Предложи способы проверки выдвинутых гипотез? Какие условия следует создать?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЯМ
2 балла
- Ищут пищу
- Дождь
- Листопад
- Ёж
- Холоду
- Птицы купаются в пыли к дождю
Лошадь зимой ложится на снег к теплу
Кошка лижет хвост и прячет морду к морозу
Гуси стоят на одной ноге к ненастью
- Медведь, лиса, бобёр, барсук, заяц.
3 балла
- «Какого цвета осень?»
Ответы: По горизонтали: 1.заморозки, 2 дождь, 3.листопад, 4.похолодание, 5. Лиственница, 6.ледостав, 7.октябрь. Ключевое слово: золотая.
- «Живая природа осенью» Ответы:
По горизонтали: 2.стрижи, 3.клин, 4.стаи, 7.снегирь, 10.оседлые, 12. Заяц
По вертикали: 1.перелетные, 5.лиственница, 6.сорока, 8.голод, 9.белка, 11.дятел.
4 балла
- Со всех, синицы, ёж, крот
- Ответы: а) к дождь, б) к теплу, в) к сильному ветру
- К ясной и сухой погоде ветка ели смотрит вверх, к дождю – вниз
- Ясную погоду, хорошую
5 баллов
- Ответ: ёж зимой не может найти пищу, а кроту под землёй пищи достаточно.
Найди ошибки, подчеркни их.
ОСЕНЬ В ЛЕСУ
Хорошо дышится в осеннем лесу! Просторно и светло. Среди увядающей травы можно найти много грибов: груздей, сыроежек, сморчков и опят. Цветущих растений совсем мало, но и над ними продолжают кружиться насекомые: жуки, бабочки, пауки, комары. Особенно их привлекают своим ароматом медуница и клевер. Птиц почти нет, лишь изредка услышишь стук дятла да кукование кукушки. Животные леса готовятся к зиме. Белка и ёж делают запасы, медведь и крот засыпают до весны, все насекомые погибают, многие звери линяют. Скоро придёт суровая и длинная зима.
Ошибки: сморчки, пауки, медуница, клевер, кукушка, ёж, крот, все насекомые.
3.Разгадай кроссворд «Неживая природа осенью»
1 | ||||||||||||||
2 | ||||||||||||||
3 | 4 | |||||||||||||
5 | ||||||||||||||
6 | 7 | |||||||||||||
8 | ||||||||||||||
9 |
По горизонтали:
4. Явление неживой природы, при которым температура воздуха понижается ниже 0°С в тёплое время года. Верная примета этого явления – лёд на лужах. Чаще всего это бывает осенью и весной. Что это?
5. Ночи темнее, дни холоднее,
Листья пожелтели, птицы улетели.
Мелкий, затяжной дождь поливает.
Как это время народ называет?
6. В холодные осенние дни вдоль берегов рек на мелких местах образуется тонкий неподвижный лёд – забереги. Это говорит о том, что на реках, озёрах и прудах начинается …
8. Молоко над речкой плыло,
Ничего не видно было.
Растворилось молоко,
Стало видно далеко.
9. Не снег и не лёд, а серебром деревья уберёт.
По вертикали:
- Эта осень бывает холодной дождливой. Иногда идёт мокрый снег. Во всём чувствуется приближение зимы. Это … осень.
- Солнце поднимается в небе не так высоко, дни стали заметно короче и на улице началось…
- Это явление бывает только осенью: деревья наряжаются в разноцветные уборы, а затем сбрасывают листву. Что это?
7. Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь,
Станет капелькою чистой
Как поймаешь на ладонь.
Ответы:
По горизонтали: 4. Заморозки, 5. Осень, 6. Ледостав, 8. Туман, 9. Иней.
По вертикали: 1. Поздняя, 2. Похолодание, 3. Листопад, 7. Снег.
Используемая литература:
- Виноградова Н.Ф. окружающий мир в 3-4 классах: Метод. Беседы: Кн. Для учителя/Н.Ф. Виноградова, Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов; Под ред. Н.В. Виноградовой. – М.: Просвещение, 2002.
- Казакова О.В., Соева Н.А., Гаврилкина Н.И. универсальные поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 2 класс. – М.: ВАКО, 2011.
- Окружающий мир. 4 класс: занимательные материалы к урокам /авт.-сост. Г.Н. Решетникова. – Волгоград: Учитель, 2009.
- Узорова О.В. окружающий мир: 3 кл.: В 2 ч.: Ч.2./ О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002.
- Чудинова Е.В., Букварёва Е.Н. Окружающий мир. 3 класс: Методические рекомендации для учителя четырёхлетней начальной школы. – М.: Вита-Пресс, 2003г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Народные приметы осени"
Данное мероприятие можно провести совместно с родителями. Содержит народные приметы осенних месяцев....

ПРИМЕТЫ ОСЕНИ ( экскурсия в природу)
Цели: познакомить детей с особенностями природы осенью, изменениями, которые происходят в растительном и животном мире;Формировать понятия об экологических п...
Конспект (план) урока во 2 классе по предмету "Окружающий мир" на тему "Приметы осени"
Урок проводился во 2 классе Специальной (коррекционной) школы №18 Центрального района Санкт-Петербурга по предмету "Окружающий мир" на тему "Приметы осени"...

Праздник - викторина для учащихся начальных классов "Приметы осени"
Стихи, вопросы викторины, сказка "Вершки и корешки", подвижные игры....
Конспект урока литературного чтения по теме: "Произведения устного народного творчества об осени. Пословицы и поговорки. Народные приметы. Осенние загадки.
Это материал по литературному чтению для самостоятельного изучения темы....

Внеклассное мероприятие по предмету окружающий природный мир "Приметы осени"
Внеклассное мероприятие по предмету окружающий природный мир "Приметы осени"Цель: - расширять представления детей об осенних явлениях природы;- закреплять знания о сезонных изменениях ...

