Занимательное путешествие в Африку. 2 класс.
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Богданова Лариса Николаевна

Интегрированный урок математики и окружающегго мира по темам: Если хочешь быть здоров. Письменные приёмы сложения и вычитания. Решение задач на увеличение (уменьшение) на несколько единиц. 2 класс. ("Школа России").

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_afriku.rar2.32 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урок «Занимательное путешествие в Африку».

  1. Тема урока   Если хочешь быть здоров. Письменные приёмы сложения и вычитания. Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц и нахождение суммы (интегрированный).
  2. Возраст обучающихся__8 лет (2 класс)
  3. Название предмета__Окружающий мир. Математика____________________
  4. Авторы     А.А.Плешаков; М.И.Моро, С.И.Волкова, В.Степанова._
  5. Вид урока  Интегрированный_______________________________
  6. Тип урока  Комбинированный__________________________________________
  7. Цель урока: продолжать формировать умение записывать и находить значения суммы и разности в столбик; решать задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц и нахождение суммы; продолжать формирование представлений о внешнем и внутреннем строении тела человека; формировать представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни.
  8. Проблемы, решаемые обучающимися: закреплять навыки устного счёта; совершенствовать навык выполнения письменных вычислений изученных видов; совершенствовать навык решения задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц и нахождение суммы; совершенствовать навык нахождения длины ломаной; выявить начальные представления о внутренних органах человека, их работе; формировать представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни; выделить компоненты здорового образа жизни; вывести правила, помогающие сохранить собственное здоровье на долгие годы; развивать учебно-познавательную и коммуникативную компетенции.
  9. Планируемые результаты:

Предметные: знают различные устные приёмы сложения и вычитания двузначного числа с однозначным и двузначным; устную и письменную нумерацию чисел в пределах 100; как записать двузначные числа при сложении их в столбик; отличительные особенности задачи; геометрические фигуры; как найти длину ломаной; умеют складывать и вычитать двузначные числа, используя устные приёмы сложения и вычитания, складывать двузначные числа, производя запись в столбик; решать задачи и выражения изученных видов;   знают внешнее и внутренне строение тела человека, местоположение важнейших органов и их работу;  могут составить режим дня второклассника; знают правила личной гигиены.

регулятивные УУД: оценивают свои достижения на уроке

познавательные УУД: способны понимать учебную задачу, отвечать на вопросы, обобщать  собственное представление, устанавливать причинно-следственные связи

коммуникативные УУД: слушают собеседника и ведут диалог; умеют вступать в речевое общение

личностные результаты: имеют мотивацию к учебной деятельности; принимают и осваивают социальную роль обучающегося; стремятся развивать мышление, вычислительные навыки, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

  1. Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация, модель организма человека

№ п/п

Этапы занятия

Задача педагога

Технологии, методы, приёмы деятельности

Содержание этапа занятия

Мотивационно-проблемный

Адаптировать учеников к деятельности, организовать межличностное взаимодействие, создать проблемную ситуацию, создать условия для формулирования задач обучающимися самостоятельно или под руководством учителя, тьютора.

Фронтальная

I. Самоопределение к деятельности Постановка проблемы.

Просмотр отрывка из мультфильма «Айболит».

- Мы просмотрели отрывок из мультфильма.

- Что это за мультфильм?

- Кто написал сказку, по которой поставлен этот мультфильм? (Корней Иванович Чуковский).

- О чём сообщается в этом отрывке? (Бегемотик просит Айболита приехать на помощь. Заболели дети – зверята в Африке.)

- Как вы думаете, чем нам следует заняться сегодня на уроке?

Поможем Айболиту побыстрее добраться до Африки и оказать помощь?

- Посмотрите на карту. Что нам предстоит сделать? (Нам на уроке понадобятся не только знание окружающего мира, но и математики.  Мы будем выполнять письменные вычисления. Находить длину пути – ломаной. Решать задачи.) 

- Мы будем применять полученные ранее знания или открывать новое? (Применять полученные ранее знания по математике)

- Понадобится ли нам открыть новое знание? (По окружающему миру.)

-Когда мы окажемся в Африке, как мы сможем помочь зверятам? (Полечить.) Умеем ли мы это делать? (Нет.) 

- Что нужно знать для того, чтобы вылечить больного? (Строение его организма. Органы.) Знаем мы это? (У животных – нет, но мы знаем строение человека и сможем предположить, что болит, например, у бегемотика).

-Мы не сможем вылечить больного (этим может заниматься только врач), но дать советы по охране здоровья, возможно, сможем, если хорошенько в этом разберёмся. То есть, нам нужно открыть новое знание: что нужно делать для того, чтобы быть здоровым.

Планируем свою деятельность.

- Собираем багаж имеющихся знаний.

- Отправляемся в путешествие – открываем новое знание.

- Кладём знание в сундучок (запоминаем и применяем его в нужной ситуации).

Деятельностный

Организовать деятельность обучающихся, направленную на преобразование условий задачи с целью обнаружения всеобщего отношения, решение проблемной ситуации, моделирование, построение системы частных задач, поисковая, проектная и другие виды деятельности.

Групповая

Парная

Фронтальная

II.  Актуализация знаний.

- Какой же багаж знаний нам понадобится? (Мы должны уметь считать устно, знать алгоритм письменных вычислений, уметь находить длину ломаной, знать единицы длины и уметь преобразовывать одни единицы измерения в другие, знать алгоритм решения задач. Мы должны знать органы человека: где они расположены и какую функцию выполняют.)

Работать сегодня мы будем в группах. Значит, мы должны вспомнить правила работы в группе:

1. В совместной работе все равны. Капитаны группы распределяют роли, организуют деятельность.

2. Каждый член группы заслуживает, чтобы его выслушали, не перебивая.

3. Следует говорить так, чтобы тебя понимали.

4. Говорить нужно только по поставленному вопросу, избегая лишнего.

5. Если что-то не вполне ясно, то спроси ещё раз!

6. Если не понравилось сказанное другим, предложи своё.

7. Умей признавать свои ошибки и доказывать, что ты прав.

8. Уважай окружающих. Работай тихо.

1. Устный счёт.

Устное сложение и вычитание без перехода через десяток.

2. Проверка домашнего задания

Работа в группах.

Каждая группа получает карточку с изображением внутреннего органа человека. Дети выбирают ученика, который будет рассказывать у доски, какую функцию выполняет этот орган в организме человека. Ребёнок располагает изображение данного органа на силуэте человека. Остальные прослушивают и дополняют ответ.

Головной мозг.

Сердце.

Лёгкие.

Желудок.

Кишечник и печень.

III. Повторение письменных приёмов сложения и вычитания.

-Итак, багаж  знаний мы собрали. Можем отправляться в путешествие. Посмотрим на карту.

- Какое препятствие встречается на пути Айболита? (Волны.)

- Вспомните, кто в сказке помог Айболиту?

На волнах карточки с выражениями, значение которых нужно найти письменным способом.

Работа у доски (3 человека).

Далее работа в тетради. Взаимопроверка в парах. Сообщение правильного ответа.

- Как вы оцениваете свою работу? Работу своего товарища? Высказывания капитанов.

IV. Нахождение длины ломаной.

- Какое препятствие встречается далее на пути Айболита? (Скалы.)

- Кто поспешит ему на помощь? (Орёл.)

- На помощь Айболиту спешит орёл. Но он может пролететь без остановки только 39 км, а остановиться с Айболитом на плечах ему будет негде.

- Что должен сделать Айболит прежде чем сесть на спину орла? (Прежде, чем сесть на спину орла, нужно вычислить расстояние, которое необходимо преодолеть.)

- Какую геометрическую фигуру напоминает предстоящий путь Айболита? (Ломаную.)

- Докажите, что это ломаная. (Состоит из четырёх отрезков, которые называются – звенья.)

- Рассчитаем путь Айболита.

У вас на столах карта, каждый сантиметр которой соответствует 1 километру.

- Планируйте деятельность.

- Измерить длину каждого из звеньев этой ломаной.

- Сложить длины.

- Сравнить полученный результат, учитывая, что каждый сантиметр карты соответствует 1 км, с 39 км.

- Сделать вывод о возможности путешествия Айболита на орле.

Выполнение работы на местах.

Обмен тетрадями. Взаимопроверка.

- Итак, мы в Африке. Видим бедных больных зверят. Поможем Айболиту в лечении зверят.

Работа в группах.

Задание каждой группе: определить, какой орган, возможно, болит у пациента и дать ему рекомендации.

V. Решение задач.

- Итак, пока мы думали над тем, что является причиной заболеваний и как сохранить своё здоровье, Айболит лечил бедных зверят. Поинтересуемся как же он это делал?

 Для приготовления микстуры доктору Айболиту понадобилось 48 литров гоголь-моголя, а касторки на 32 литра меньше. Сколько всего литров микстуры приготовил Айболит?

- Вспоминаем алгоритм решения задачи.

 

Алгоритм решения задачи:

1. Прочитать задачу.

2. Выделить условие задачи.

3. Определить вопрос задачи.

4. Подумать, решается ли задача в одно действие? Если нет, то, что мы должны знать, чтобы ответить на вопрос задачи.

5. Составить краткую запись или схему к задаче.

6. Решить задачу.

7.Записать ответ.

Контрольный

Организовать деятельность обучающихся, направленную на соотнесение исполнения действия, последовательности операций результату, цели, задачам, т.е. реально последовательным выполненным операциям.

Возможен рефлексивный контроль.

Частично-поисковый

VI. Обобщение знаний.

- Итак, из рассказов ребят мы узнали много нового о том, как сохранить своё здоровье.

- Поучимся применять эти знания на практике.

- Нам нужно помочь африканским малышам приобрести продукты полезные для их здоровья.

- Помогаем бегемотикам. Приобретаем продукты, полезные для пищеварения.

Откройте конверт с синей меткой. Достаньте оттуда карточки.  Распределите их по группам. Вредно – полезно.

Проверка по слайду презентации.

-А какие продукты мы можем посоветовать приобрести акулятам?

- Откройте конверт с красной меткой. Достаньте оттуда карточки.  Распределите их по группам. Вредно – полезно.

Проверка по слайду презентации.

- Поможем страусятам разобраться с предметами личной гигиены.

- Откройте конверт с жёлтой меткой. Достаньте карточки. Распределите их по группам. Личные. – Может пользоваться вся семья. Объясните выбор.

Проверка по слайду презентации.

Вывод:

- Итак, с какими же правилами, помогающими сохранить здоровье, мы познакомились?

Мы должны:

- заниматься спортом;

- закаляться;

- правильно питаться;

- соблюдать режим дня;

- соблюдать личную гигиену;

- проходить профилактические осмотры у врачей-специалистов;

- чаще бывать на свежем воздухе.

Домашнее задание:

- Работа с пирамидой продуктов питания. Объясните, почему именно в таком соотношении должна поступать пища к нам в организм.

Рефлексивный

Организовать оценку учеником результата своей деятельности по определённым им самим критериям; оценку усвоения общего способа деятельности полученному результата, поставленной задачи; соотнесение правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи; выдвижение гипотез о причинах успехов, ошибок; определение границ своих результатов.

Индивидальная

VII. Рефлексия.

Подведение итогов деятельности.

- Какие цели мы ставили?

- Достигли ли мы этих целей?

Оценивание своей деятельности.

- Поднимите руку, кто считает, что хорошо потрудился на уроке?

- Поднимите руку, кто думает, что мог бы достичь большего? Почему этого не получилось?

- Что понравилось на уроке?

- Какие задания показались наиболее интересными?

- Какие вызвали затруднения?

- Кому мы должны сказать «спасибо» за урок?

Коррекционый

Организовать деятельность обучающихся (при необходимости) для внесения изменений в план  и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;  необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок для достижения 

нового планируемого результата.

Приложение 1

Карточки с заданиями группам:

1 группа помощи бегемотикам. 

А рядом бегемотики

Схватились за животики.

У них, у бегемотиков,

Животики болят.

1. Подумайте, какие органы могут быть больны у бегемотиков? (Органы пищеварения: желудок, кишечник, печень).

2. Прочитайте текст:

В столовой за одним столиком сидел мальчик и пожилой человек – ученый. Мальчик торопился на футбольный матч и поэтому ел очень быстро. Старичок укоризненно посмотрел на своего соседа.

- Хотел бы я знать, что ты сейчас делаешь?

– Обратился он к мальчику.

Тот удивился.

- Разве ты не видишь? Я ем кашу.

- Но ведь ты совсем ее не пережевываешь!

Мальчику стало смешно.

- А зачем её я буду жевать – она и так жидкая.

- Пусть жидкая. Жевать пищу надо не только для того, чтобы из твёрдой сделать её жидкой. Всякая пища нуждается в обработке. Во рту у нас пища обрабатывается слюной, с которой смешивается во время жевания. Если пища, наскоро проглоченная и не обработанная слюной, попадает в желудок, а потом в кишки, то пищеварительные соки, которые там выделяются, не смогут её полностью переварить. Большая часть пищи выбрасывается тогда из организма. Половина такой каши сегодня тоже пропала зря. А еще если не будешь есть суп, то желудку придется очень тяжело.

Мальчик смущенно молчал.

- Запомни, что кусочек черного хлеба, хорошо пережёванный, может дать человеку больше питания, чем целый обед, съеденный без толку.

Помощник здоровья – это правильное питание. Правильное питание – это прежде всего разнообразное питание. Организм здоров тогда, когда он получает достаточное количество энергии в виде белков, жиров, углеводов, минеральных веществ, витаминов и воды, получая энергию из продуктов растительного и животного происхождения.

Питание должно быть регулярным. Человек должен принимать пищу 4-5 раз в сутки.

Питание должно быть умеренным, нельзя переедать.

  3. Расскажите о правилах питания, опираясь на вопросы:

- Как вы думаете, зачем человек питается? (Пища помогает организм поддерживать силы, даёт человеку энергию, из пищи организм получает витамины.)

- Сколько раз в день должен питаться человек? (4-5 раз).

- Объясните, чем полезно разнообразное и регулярное питание? (Организм привыкает получать пищу в одно и то же время

- Как надо есть? ( Не разговаривать во время еды, не торопиться, не есть слишком холодное или слишком горячее.)

2 группа помощи акулятам.

А рядом прикорнула

Зубастая акула,

Зубастая акула на солнышке лежит.

Ах, у её малюток,

У бедных акулят,

Уже двенадцать суток

Зубки болят!

1. Прочитайте текст.

На зубах человека постоянно формируется налёт – липкая плёнка, состоящая из бактерий и остатков пищи. Бактерии налёта всегда есть во рту. Они питаются сахаром и пищей, содержащей сахар и крахмал. При этом они вырабатывают кислоту, которая разрушает зубы. После еды налёт увеличивается и вы часто можете ощущать на зубах мягкую шершавую плёнку. Проведите языком вдоль зубов, и вы её почувствуете.

Каждый раз, когда вы едите сахар и пищу, в которой он есть, бактерии налёта образуют кислоту, которая остаётся в вашем рту приблизительно 20 минут. Когда эта кислота соприкасается   с эмалью зубов, она начинает её разъедать. Так начинается кариес. Помогает нейтрализовать налёт и удалить его слюна. Днём её выделяется достаточное количество, а во время сна – мало. Поэтому, важно чистить зубы перед сном.

Что делать, чтобы зубы оставались здоровыми?

Регулярно чистить зубы.

Надо сократить количество перекусываний. Ведь каждый раз, когда пища, содержащая сахар или крахмал, попадает в рот, вредные бактерии вырабатывают кислоту и разрушают эмаль зубов. Чем чаще во рту возникает кислота, тем быстрее может образоваться кариес

Для зубов полезны овощи, фрукты, молочные продукты, хлеб.  

2. Расскажите о правилах ухода за зубами:

- Зачем нужны зубы?

- Как сохранить зубы здоровыми?

- Какая пища вредна для зубов?

- Какая пища полезна для зубов?

3 группа помощи страусятам.

И тут же страусята

Визжат, как поросята.

Ах, жалко, жалко, жалко

Бедных страусят!

И корь, и дифтерит у них,

И оспа, и бронхит у них,

И голова болит у них,

И горлышко болит.

1. Прочитайте текст.

Одним из первых и главных помощников здоровья является личная гигиена. Личная – то есть каждый человек выполняет эти правила. Личная гигиена – это те действия, которые мы выполняем, чтобы поддержать наше тело и жилище в чистоте, быть здоровым. Мыть руки перед едой, правильно ухаживать за зубами, ухаживать за ногтями и волосами, содержать в чистоте обувь и одежду, помещение, в котором живем.

Зачем мы это всё делаем? В воздухе, в воде, на нашем теле есть множество микробов. Микробы – это маленькие живые организмы. Но не все микробы вредные. Многие полезны. А вот от вредных микробов нужно избавляться, так как, попадая в организм, они размножаются, выделяют яд и возникают разные болезни. Как они попадают в организм?

 • грязные руки;

 • при чихании, кашле;

 • при использовании чужих вещей;

 • при ослабленном организме, у людей которые не закаливаются.

У каждого человека некоторые вещи должны быть личными, то есть пользоваться ими должен только он, другими же предметами могут пользоваться все члены семьи.

Утром умывайтесь прохладной водой, ноги мойте тоже прохладной водой, постепенно делая её холоднее. Закаляйтесь. Делайте часто в комнате влажную уборку, проветривайте.

2. Расскажите о том, с чего начинается здоровый образ жизни?

3. Объясните, почему необходимо соблюдать гигиену?

4. Подготовить рассказ о правилах личной гигиены и гигиены жилища.

4 группа помощи кузнечику.

1. Прочитать текст.

Про «Молодого старичка».

Я знал одного ленивого мальчишку. Когда он проходил по коридору мимо моей комнаты, я всегда мог догадаться, кто идёт, хотя дверь была закрыта: только он один во всей квартире волочил ноги, словно дряхлый старик.

А когда он садился за книгу, на него было жалко смотреть. Он не мог сидеть прямо, не сгибаясь, и десяти минут. Сначала подопрет голову одной рукой, потом другой и, в конце концов, ляжет всей грудью на стол. Такая была у него слабая спина. А почему?

Только потому, что он не любил давать работу своим мышцам. Ребята бегут трудиться – зимой на дворе снег разгребать, весной цветы сажать, осенью – новые деревья, а он всякий раз найдет предлог, чтобы увильнуть. Даже на уроках физкультуры он вечно присаживался на скамеечку у стены – у него, будто бы, на прошлой неделе был насморк, и он себя плохо чувствует. Вот так он и стал молодым старичком.

Важно каждый день делать зарядку, больше гулять, играть на улице в подвижные игры, заниматься спортом и закаляться. Это гарантирует хорошее здоровье, хорошую работу сердца, легких, головного мозга. Не даром говорят: “Движение - это жизнь”.

Регулярно тренироваться – очень важно для здоровья. Одни упражнения укрепляют мышцы, делая нас сильнее, другие – развивают суставы, помогая нам стать боле ловкими и гибким. Третьи улучшают работу сердца и лёгких. Наконец, заниматься физкультурой – это просто весело!

2. Подготовьте рассказ, опираясь на вопросы:

- Почему нужно много двигаться?

- Чем полезны зарядка, занятие спортом, игры на свежем воздухе?

3. Объясните, что, по-вашему, активный образ жизни?

 

5 группа помощи тигрятам.

И плачут бедные тигрята.

Устали, спать хотят, котята.

1. Прочитать текст.

Чтобы быть здоровым, необходимо соблюдать режим дня.

Режим – это распорядок дел в течение дня. Если ложиться и вставать в разное время, то организм не сможет полноценно отдохнуть. Вы или не доспите и будете уставшими, вялыми, или переспите, это так же не придаст вам бодрости. Если питаться в разное время, желудок начинает капризничать и болеть. Если пища попадает туда нерегулярно, вы быстро съели бутерброд, перекусили печеньем, не едите суп, то желудок, начинает обижаться и болеть. Правильно питаться - не менее 3 раз в день, примерно в одно и тоже время.

При составлении режима дня необходимо, чтобы учеба, работа сменялась отдыхом, не менее двух часов в день вы проводили на свежем воздухе, не менее трех раз в день кушали (желательно в одно и то же время), спали 8-9 часов, просыпались и ложились спать в одно и тоже время. Перед уроками обязательно нужно проводить какое-либо время на улице, чтобы организм успел отдохнуть на свежем воздухе и лучше запоминал материал. Также надо гулять и для того, чтобы укреплять свое здоровье, повышать сопротивляемость организма к простудным заболеваниям, улучшать работу сердца.

Режим дня – это один из наших помощников в сохранении здоровья

2. Подготовьте рассказ, опираясь на вопросы:

- Для чего нужно чередовать труд с отдыхом?

- Какие виды отдыха вы предпочитаете?

3. Объясните, чем вреден долговременный просмотр телевизора и работа на компьютере?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Путешествие в Африку"

Урок математики в 3 классе....

Путешествие в Африку

Урок-путешествие)...

Путешествие в Африку. Разработка урока для 4 класса.

p { margin-bottom: 0.21cm; } Обобщение лексико-грамматического материала по темам: дикие животные; что купить для путешествия; любимое время года; погода; повелительные предложения...

Урок математики «Путешествие в Африку»

Урок закрепления знаний с применением здоровьесберегающих технологий направлен на создание условий для овладения умением составлять задачи с заданной сюжетной ситуацией по рисунку или по схеме; с...

Спортивный праздник, для начальной школы «Путешествие в Африку»

Совершенствовать навыки преодоления полосы препятствий, технику выполнения упражнений типа утренней гигиенической гимнастики, учить умению четко и быстро выполнять задания эстафет....

Занятие по коррекции зрительного восприятия. Путешествие в Африку.

Конспекты занятий  для учащихся классов  «Охраны зрения» строятся  с использованием здоровьесберегающих технологий,  арт- терапии, системы  развивающего обучения. Данная систе...

урок окружающего мира 2 класс "Путешествие в Африку"

Конспект и презентация к открытому уроку...