Разработка урока окружающего мира
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Тема: "Тайна подснежников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tayny_podsnezhnikov_mongush_e.k.doc221 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Начальная общеобразовательная школа» с.Хову-Аксы

Чеди-Хольского кожууна Республики Тыва

                     

                        ТЕМА:

«ТАЙНЫ  ПОДСНЕЖНИКОВ» 

Урока окружающего мира для 4 классов.                                                                                Учитель начальных классов: Монгуш Е.К.

с.Хову-Аксы

2012-2013 учебный год

ТЕМА: Тайны подснежников

Цели урока:

  1. Формировать знания об особенностях жизни раннецветущих растений.
  2. Показать детям красоту мира растений.
  3. Воспитывать экологически грамотное отношение к природе.
  4. Развивать познавательный интерес к изучению растительного мира и чувство прекрасного от его восприятия.
  5. Развивать речь учащихся, логическое мышление, умение сравнивать, анализировать, делать выводы.

Оборудование:

  1. Схема - таблица «Весенние явления в неживой природе»
  2. Фотографии  «Раннецветущие растения».
  3. Картина «Подснежники».
  4. Запись музыки П. И. Чайковского «Апрель. Подснежник» и сказки Г. X. Андерсена «Подснежник».
  5. Сахар, часы, игрушка динозавра, ветка ели и ветка лиственного дерева, картинка «Пчёлки».
  6. Карточки для работы в парах.
  7. Экологические знаки.

Ход урока.

1.Беседа. Тайны весенних явлений.  Фенологи.

Игра в фенологов.

Учитель: На уроках природоведения мы наблюдаем за тем, как меняется картина родной природы в зависимости от времени года. Сегодня мы продолжим путешествие по сезонам года. А в какой сезон попадём, вы узнаете, если правильно отгадаете загадку:

Тает снежок, ожил лужок.

День прибывает. Когда это бывает? (Весной).

Узнать тайны весенних явлений, растений, просыпающихся весной первыми, - задача нашего урока.

На доске написано слово фенологи. Так называют учёных, изучающих сезонные явления природы, открывающих нам её тайны. Фенологи внимательно следят за ходом природных явлений, сроками их наступления и окончания в живой и неживой природе, записывают свои наблюдения. Вот и мы с вами сегодня будем фенологами и постараемся разгадать тайны раннецветущих растений.

Первое задание для фенологов.

Посмотрите на эту схему. Здесь на табличках говорится о весенних изменениях в неживой природе.

Мы зафиксировали весенние изменения в природе, благодаря им начинаются таинственные превращения в растительном царстве. У деревьев и кустарников началось сокодвижение. Набухают почки.

А некоторые деревья, кустарники и травянистые растения начинают цвести. Как называют такие растения? (Раннецветущими)

Следующее задание для фенологов.

Догадайтесь по описанию, какое раннецветущее растение спряталось за окошком?

Растение с мелкими красивыми цветами, вначале розовато-красными, потом фиолетово-синими. Растение медоносное, его охотно посещают пчёлы, шмели.

         Зеленовато-жёлтые цветки похожи на маленькие лилии. Этим растением любят лакомиться гуси.

Это дерево – особый вид ивы. У него пушистые, словно меховые серёжки. Ветки цветущего дерева люди приносят в свои жилища.

Растение с золотисто-жёлтыми цветами, похожими на одуванчик. Листья появляются после цветения. Верхняя часть их холодная, гладкая, нижняя – тёплая, бархатная.

Это нежный цветок с шестью белыми или розоватыми лепестками. Название своё получил за то, что цветок на тонком стебле качается даже от лёгкого ветерка.

2.Объяснение нового материала.

А в последнем нет описания того растения, которое за ним спряталось. Потому что это особенный цветок. Самый родной нам и близкий. Именно по нему мы узнаем: весна пришла! Вы догадались, как называется этот цветок? Опишите, как он выглядит.

Правильное название этого чуда – пролеска. Но все его называют подснежником. Это цветок моего детства. Дом, в котором я жила, когда была такой, как вы, находился рядом с лесом. Весной выйдешь на порог, глянешь на лес и видишь сразу два неба: одно над головой, другое на земле. Подснежников было столько, что земля казалась голубой, как небо!

Русская легенда утверждает, что однажды старуха Земля со своими спутниками Морозом и Ветром решила не пускать на землю Весну. Но смелый Подснежник выпрямился, расправил лепестки и попросил защиты у Солнца. Солнце заметило Подснежник, согрело землю и открыло дорогу Весне.

Подснежник бывает не только с голубыми, но и с белыми цветами. Его называют очень красиво – галантус.

Этот цветок восхищает и вдохновляет не только художников, но и писателей и композиторов.

Известный сказочник Г. X. Андерсен написал сказку «Подснежник», а великий русский композитор П. И. Чайковский посвятил подснежнику свою музыку. Послушайте их.

Звучит запись сказки на фоне музыки.

Следующее задание для фенологов.

Какое отношение к подснежникам имеет вот это давно вымершее животное – динозавр? Учитель показывает игрушку динозавра.

Подснежники очень древние цветы. Им более 300 миллионов лет. Они росли в то время, когда на земле жили динозавры. Что помогло им выжить, как удалось приспособиться к окружающей среде – это тайна. И нам предстоит её разгадать.

1-я        тайна. Рассмотрите на рисунке в учебнике или на плакате растения – подснежники. Какой признак их объединяет? «Подземная часть утолщена или образует луковицу, клубень».

2-я        тайна. А вторая тайна скрыта вот в этом продукте (учитель показывает сахар).

Как они связаны? У кого есть предложение? Случается, что во время цветения подснежников возвращается зима со снегопадами и морозами. Но цветок выдерживает мороз до 10 градусов. Заледенеет до корней, а появится солнце – оттает и цветет себе дальше. А все это потому, что в соке подснежников содержится сахар.

3-я        тайна. Следующая тайна – вот в этом предмете. (Учитель показывает часы - будильник). Кто сможет разгадать эту тайну? Среди зимы случаются длительные оттепели, по несколько недель температура бывает равна нулю и выше.

Однако подснежники не зацветают. А секрет в нём – будильнике. В каждом растении есть свои биологические часы. Как только долгота дня увеличивается до определённого времени – звучит сигнал подснежникам: «Трогайтесь в рост!»

4-я        тайна. Прежде чем разгадать следующую тайну, вы должны дать ответы на мои вопросы:

  1. Как называется лес, в котором растут ели, сосны?
  2. Как называют лес, в котором растёт дуб, липа, берёза?
  3. А о каком лесе я не спросила?

В каком из них не растут подснежники? Почему?

Весной в хвойном лесу темно, т.к. хвоя не пропускает солнечного цвета. А лиственный лес стоит весной ещё голый, и солнечные лучи легко проникают через ветки и прогревают почву. К тому же в лиственном и смешанном лесу слой опавшей листвы и снега больше, чем в хвойном. А клубням и луковицам нужна теплая шуба, чтобы не промёрзнуть.

5-я тайна. Почему цветы нарядились в яркие синие, розовые, жёлтые платьица?

Это для насекомых – пчёл и шмелей – так нарядились, чтобы их заметили. Цветы угощают насекомых сладким нектаром, а насекомые переносят на своих лапках пыльцу с одного растения на другое. Без этого не образуется у подснежников плоды и семена.

Конечно, это не все тайны. В природе насчитывают десятки тысяч цветущих растений – и у каждого своя тайна. Но если вам понравилось быть фенологами, вы совершите ещё немало открытий.

Физминутка.  Проводит ученик (по своему выбору).

Работа в парах.

В начале урока я сказала, что фенологи не только наблюдают за природой, но и записывают свои наблюдения. Пора поработать нам с такими записями. У вас на партах карточки. Найдите правильный ответ. Работаем в парах.

Сказка.

Я боюсь: вдруг наступит такое время, когда исчезнут на земле эти прекрасные цветы. Ведь их с каждым годом становится всё меньше. А почему, вы узнаете из сказки.

На большой и красивой поляне каждую весну расцветало множество подснежников. Посмотреть на это чудо приходили звери, прилетали птицы, а насекомые там просто жили. Однажды на эту поляну забрёл мальчик Вова. Он взглянул на цветы и замер. Ему захотелось унести эту красоту с собой. Вова набрал огромный букет и понёс его домой. По дороге он встретил друзей. Ребята позавидовали, что у Вовы такой красивый букет. Они спросили, где он собрал такие прекрасные цветы. Вова был «добрый» мальчик, он рассказал друзьям о полянке. Мальчишки гурьбой побежали туда.

По лесу гулял лось. Он услышал этот разговор и тоже захотел посмотреть на чудесную полянку. Что он там увидел? Вместо небесно-чистых цветов осталась только вытоптанная нежная листва подснежников. Вмиг глаза лося погрустнели, он заплакал.

Говорят: «Сказка ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок».

Какой урок мы должны извлечь из этой сказки?

Дети просто не знали правил поведения на природе. А вы знакомы с этими правилами? Сейчас это проверим. Перед вами экологические знаки. Подберите к ним подходящие названия и соедините их стрелками.Индивидуальная работа.

Правила друзей природы.

     

       1.Находясь в природе, не будем срывать растения для букетов. Будем составлять букеты только из тех растений, которые выращены человеком.

          2 .Собирать лекарственные растения будем только в тех местах, где их много. Часть растений обязательно оставим    в природе.

       3.В лесу будем стараться ходить по тропинкам, чтобы           растения не погибали от вытаптывания.

3.Закрепление.  Работа в группах.  Проверь себя.

Учебник с.87.

  1. группа – задание №2.    2 группа – задание №3. 3 группа – задание 4.

4.Подведение итогов урока.

О чем узнали на уроке?

Что нового для себя вы отметили?                                                                                                                               Надеюсь, что вы, побывав в роли фенологов, всегда будете бережно относиться к природе, помнить, что у каждого цветочка есть своя тайна. А какую тайну подснежников вам было интересно всего разгадывать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока окружающего мира. "Жизнь сада".2 класс. УМК "Начальная школа ХХI век"

Цели: познакомить детей с плодовыми культурами, видами плодовых культур, со способом размножения – черенкованием. В начале урока проверка изученного материала по карточкам. Далее идет Дидактическая иг...

Разработка урока окружающего мира по теме:"Последовательность времен года" (система РО Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова)

Представленная разработка урока постановки учебной задачи направлена на формирование следующих общеучебных компетенций обучающихся: • способность анализировать, • выделять существенное, • схематически...

Методическая разработка урока окружающего мира в 3 классе по программе О.Т. Поглазовой (УМК «Гармония»). Тема урока «Как лечились наши предки».

Урок был проведен с использованием технологии обучения в сотрудничестве.Методами работы являются совместная деятельность, поиск, всевозможное сотрудничество учителя и учащихся.Педагогика сотрудн...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «ШКОЛА 2100») 1 класс Тема урока: «Путешествие Колобка»

Урок относится к проблемно - развивающему типу. В содержательном плане он знакомит учащихся с профессиональной деятельностью людей. На примере колобка (хлебобулочного изделия) в обратном порядке просл...

План - конспект урока Разработка урока окружающего мира (2 класс УМК ПНШ) "Цветковые растения. Части растений. Условия необходимые для жизни растений. Питание и дыхание растений"

План - конспект урока окружающего мира (2 класс УМК ПНШ) по теме "Цветковые растения. Части растений. Условия необходимые для жизни растений. Питание и дыхание растений"...

Методическая разработка урока окружающего мира Тип урока: изучение нового материала. Тема: Что нас окружает. Природные и рукотворные объекты.1 класс УМК "Гармония

Методическая разработка урока окружающего мира  в 1 классе по теме "Что нас окружает? Природные и рукотворные объекты"  2016г.,ФГОС...

Методическая разработка урока окружающего мира.Технологическая карта по окружаюющему миру ( 3 класс)

В материале представлена технологическая карта урока по окружающему миру ( 3 класс), тема "Вода и её свойства".Задания разработаны с элементами исследовательской деятельности....