Рабочая программа по окружающему миру 1 класс УМК "Перспектива"
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему

Саляхутдинова Гульфия Сирачтиновна

Обучение ведется по учебнику: А. А. Плешаков, М.Ю. Новицкая. Окружающий мир: Учебник для 1 класса: В 2 ч

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir.doc153 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено

на заседании ШМО

рук-ль___Г.Ш.Валиуллина

протокол №______

от «____»________2013 г.

Согласовано

зам. директора по УР

__________Э.В.Антипова

«_____»____________2013 г.

Утверждаю

директор МБОУ «СОШ № 3

п.г.т. Кукмор»

_______________Р.Д.Бариев

Приказ № _______________

«_____»____________2013 г.

Рабочая программа по окружающему миру

для 1-б  класса

муниципального бюджетного образовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа № 3 п.г.т. Кукмор»

Кукморского муниципального района Республики Татарстан

на 2013-2014 учебный год

Разработала учитель начальных классов

 первой квалификационной категории

 Саляхутдинова Гульфия Сирачтиновна

Пояснительная записка

                  Рабочая программа   составлена на основе следующих нормативно–правовых  документов:

  1.  ФЗ - № 273  от  29.12.2012  «Об образовании в Российской Федерации»
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 г. № 373)
  3. Закон Республики Татарстан «Об Образовании» (в действующей редакции)
  4. Учебный план МБОУ «СОШ № 3 п.г.т. Кукмор» Кукморского муниципального района Республики Татарстан на 2013-2014 учебный год
  5. Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «СОШ № 3 п.г.т. Кукмор» Кукморского муниципального района Республики Татарстан (введена в действие приказом № 219 от 31. 08. 2011)

           Обучение ведется по учебнику: А. А. Плешаков, М.Ю. Новицкая. Окружающий мир: Учебник для 1 класса: В 2 ч;  Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, из – во «Просвещение»,  - М. : Просвещение, 2011.

            Рабочая программа согласно Федеральному Базисному учебному плану рассчитана на 66 часов в год /2 часа в неделю.

Цель  изучения окружающего мира:

Формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой.

Задачи:

-формирование уважительного отношения к семье, к городу или деревне, а также к региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории;

-понимания ценности, целостности и многообразия окружающего мира, понимания своего места в нём;

-модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

-психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Технологии обучения:

- информационно-коммуникационные;

- проектные.

Учебно-тематическое планирование

№ п/п

                                Тема

Количество часов

1.

Мы и наш мир

11

2.

Наш класс

13

3.

Наш класс

15

4.

Город и село

14

5.

Родная страна

8

6.

Человек и окружающий мир

5

Итого

66 часов

Содержание курса

1.Мы и наш мир (11 ч)

Дорога в школу — дорога к открытию мира. Наш мир — это природа, культура и мы, люди. Неживая и живая природа. Культура. Мы — это я и другие люди, живущие в согласии друг с другом. Разные народы Земли. Наш мир — это все, что мы любим, понимаем, знаем. Люди — творцы культуры.

Блок внеклассной, внешкольной работы: путешествие в ближайший парк города, за город в мир красок и звуков родной природы.

2.Наш класс (13 ч)

Наш класс в школе. Отношения в классе между одноклассниками, между учащимися и учителем. Школа — содружество детей и взрослых; мир, согласие, дружба, взаимопомощь в классе и школе. Учитель — наставник и друг. Правила поведения в классе и школе, организация труда и отдыха. Природа в классе — источник радости, красоты и знаний. Комнатные растения. Уход за комнатными растениями. Разнообразие растений возле школы. Деревья, кустарники, травянистые растения (травы). Аквариум и его обитатели, другие животные живого уголка. Разнообразие животных: насекомые, рыбы, птицы, звери; основные отличительные признаки этих групп. Любовь к растениям и животным, забота о них — важная часть счастливой жизни культурного человека.

Распорядок учебного дня — разумное чередование учебной работы и отдыха. Книга — первый помощник в учёбе с давних времен. Игры во время переменок, на уроке физкультуры, в группе продлённого дня — наше культурное богатство; роль игры в сохранении здоровья. Мир детских игрушек и детского фольклора.

Блок внеклассной, внешкольной работы: участие в школьном осеннем спортивном празднике с программой народных детских игр родного края. Путешествие (с участием родителей) за город для знакомства с природой в её естественных формах.

3.Наш дом и семья (15 ч)

Мы в семье — это я и мои родные. Родословное древо. Семейный архив и реликвии — семейная память. Я и члены моей семьи — часть моего народа. Культура моего народа (рукотворная и нерукотворная) хранится в семье и передаётся от одного поколения к другому.

Природа в доме. Откуда в наш дом приходят вода, газ, электричество. Как рождаются вещи. Красивые камни в нашем доме; изделия из камня — соединение красоты природы, фантазии и мастерства людей. Комнатные растения у нас дома. Растения огорода и сада. Овощи и фрукты на нашем столе. Как появляются на столе хлеб и каша, чай и кофе. Дикорастущие и культурные растения. Собака и кошка — животные, прирученные человеком в глубокой древности. Породы собак и кошек.  Дикие и домашние животные. Наши коллекции: фигурки животных, игрушки, изображающие животных, и т. д. — соединение образов природы и творчества человека. Ритм жизни в семье — основа здорового образа жизни. Режим дня, личная гигиена, правильное питание, правила обращения с домашней утварью и бытовыми электроприборами, безопасное поведение на улице.

Блок внеклассной, внешкольной работы: выставка «Семейный круг» по материалам семейных архивов учащихся с использованием таблиц «Родословное древо», составленных детьми совместно с родителями. Праздник «Семейные секреты вкусной и здоровой пищи».

4.Город и село (14 ч)

Мы в городе, селе — это я и мои земляки.. Сочетание мира природы и мира культуры в городе, селе. Названия улиц, площадей — наша общая память о прошлом, о наших земляках, их трудах и подвигах. Любовь к своему городу, селу — чувство, необходимое

для счастливой жизни человека. Природа в городе — источник красоты, здоровья, хорошего настроения. Лиственные и хвойные деревья. Растения цветника. Ботанический сад — царство удивительных растений, созданное человеком. Парки, скверы, заповедные места края — наше общее культурное богатство. Разнообразие животных парка, необходимость бережного отношения к ним. Зоопарк — живой музей под открытым небом. Правила поведения в зоопарке. Музеи и библиотеки — хранилища нашей общей культуры, нашего прошлого во имя будущего.Мир профессий. Профессии в городе и селе: общее и различное.Бережное отношение к природе и к результатам человеческого труда в городе и селе — норма жизни каждого культурного человека.

   Блок внеклассной, внешкольной работы: экскурсия по родному городу; посещение музеев, библиотек, других культурно-просветительных учреждений. «Мастер своего дела» — встреча с родителями — представителями городских, сельских профессий.

5.Родная страна (8 ч)

Мы в стране — это я и мои соотечественники. Символы России: флаг, герб, гимн. Москва — столица России. Москва в прошлом и настоящем. Любовь к Отечеству, знание его прошлого — норма жизни культурного человека.Семья народов России — наше великое достояние. Костюмы и обычаи разных народов. Куклы народов России: о чём они рассказывают? Пословицы  народов России: чему они учат? Взаимное уважение народов России — основа мира и согласия в стране.Природа России — основа нашей жизни, наше великое богатство. Разнообразие и красота природы России. Охрана природы. Красная книга России. Заповедники.

   Блок внеклассной, внешкольной работы: совместный праздник детей и родителей «Наш класс — семья народов России». Посещение природного и/или историко-архитектурного заповедника родного края.

6.Человек и окружающий мир (5 ч)

Природное начало в человеке и его культурные особенности. Внешний облик человека; внутренний мир человека.

Ритм в человеческой жизни: детство, молодость, зрелые годы, старость. Сопоставление ритма  человеческой жизни с ритмом жизни природы (детство — молодость — зрелость — старость, утро — день — вечер/ весна — лето — осень — зима) в творчестве разных народов мира.Каждый из нас — целое и часть мира. Влияние каждого из нас на мир вокруг. Мир — это красота и добро в жизни природы и человека.

   Блок внеклассной, внешкольной работы: посещение драматического театра и или кинотеатра, просмотр видеозаписи спектакля, кинофильма, представляющих  человеческие судьбы. Чтение литературного  произведения,  знакомство с портретной экспозицией,  представляющими  динамику внешнего и внутреннего образа человека в течение всей  его жизни.

Требования к уровню подготовки учащихся

Личностные результаты:

У обучающегося будет сформировано:

-первичное представление о гражданской идентичности в форме осознания себя как юного гражданина России и свою принадлежность к определенному этносу;

-ценностные представления о своей семье и своей малой Родине, общее и первичное представление о ценностях многонационального российского общества;        

-целостное видение окружающего мира через практическое знакомство с формулой «окружающий мир -  это природа, культура и человек», раскрытой в последовательно расширяющихся сферах;

-представление о необходимости бережного отношения к культуре других народов России;

-представление о навыках адаптации в мире через осознание взаимной связи людей в разных социальных сферах жизни;

-представление о новой социальной роли ученика, положительное отношение к школе, учебной деятельности; о правилах школьной жизни, готовность бережно относиться к школьным принадлежностям – учебнику, к рабочей тетради;

-первичное представление о  личной ответственности  за свои поступки через бережное отношение к природе и окружающему миру в целом;

- формирование эстетических  потребностей, ценностей и чувств;

- развитие  этических чувств,  доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;

-потребность сотрудничества  со взрослыми и сверстниками через знакомство с правилами  поведения на уроке для того,  чтобы не мешать успешной работе в паре, группе, со взрослыми;

- установка на безопасный, здоровый образ жизни через осознанное соблюдение правил безопасности на школьных занятиях, соблюдение распорядка дня

Метапредметные результаты:

 Обучающиеся научатся:

-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска  средств ее существования;

 -формирование  умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

-формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии, планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и др.);

-фиксировать в конце урока удовлетворенность/ неудовлетворенность своей работой на уроке, объективно относиться к своим успехам /неуспехам;

- понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации;

-активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникативных технологий (далее - ИТК) для решения коммуникативных и познавательных задач;

- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность  признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою; излагать свое мнение и  аргументировать свою точку зрения и оценку событий

-слушать партнера по общению, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чем говорит собеседник; договариваться и приходить к общему решению; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;

-овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

-умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования в соответствии с содержанием конкретного учебного материала

Предметные результаты:

Обучающиеся научатся:

-понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

-сформировать  уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;

-осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

-освоение доступных способов изучения природы и общества;

-развитие навыка устанавливать и выявлять причинно – следственные связи

Учебно-методическое обеспечение

Литература для учителя:

1. А. А. Плешаков, М.Ю. Новицкая. Окружающий мир. Учебник для 1 класса: В 2 ч;  Рос.акад. наук, Рос. акад. образования, из – во «Просвещение»,  -М. : Просвещение, 2011.

2. А.А.Плешаков,  М.Ю.Новицкая,  Н.М.Белянкова,  Е.В.Мартинкова,  Ю.В.Саркисян,  А.Е.Костыкова.  Окружающий мир. Методические пособие с поурочными разработками. 1 класс, Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение»,  - М.:  Просвещение, 2012

Литература для учащихся:

1.А.А.Плещаков, М.Ю.Новицкая.        Окружающий мир. Рабочая тетрадь для 1 класса; В 2 частях. Рос.акад. наук, Рос. акад. образования, из – во «Просвещение»,  - М. : Просвещение, 2011

3. Электронные ресурсы

http://1-4.prosv.ru

http://www. openclass.ru/

Календарно – тематическое  планирование

№ п/п

Тема

Дата проведения

Примечание

план.

факт.

1.

Что такое окружающий мир.

2.

Что такое окружающий мир.

3.

Природа.

4.

Неживая и живая природа.

5.

Культура.

6.

Природа в творчестве человека.

7.

Мы – люди.

8.

Как мы общаемся с миром.

9.

Люди – творцы культуры.

10.

Мир и безопасность.

11.

Опасные и чрезвычайные ситуации.

12.

Наш класс в школе.

13.

Опасная ситуация в школе.

14.

Мы – дружный класс.

15.

Учитель – наставник и друг.

16.

Природа в классе.

17.

Как ухаживать за комнатными растениями.

18.

Что растёт у школы

19.

Мир за стеклянным берегом.

20.

Кто ещё у нас живёт?

21.

Какие бывают животные.

22.

Делу – время.

23.

Книга – друг и наставник.

24.

Потехе – час.

25.

Мы в семье.

26.

Моя семья – часть моего народа.

27.

Природа в доме.

28.

Откуда в наш дом приходят вода, газ, электричество

29.

Красивые камни в нашем доме.

30.

Комнатные растения у нас дома.

31.

Выйдем в сад и огород.

32.

Овощи и фрукты на нашем столе.

33.

Про хлеб и кашу, про чай и кофе.

34.

Дикорастущие и культурные растения.

35.

Собака в нашем доме.

36.

Кошка в нашем доме.

37.

Дикие и домашние животные.

38.

С утра до вечера.

39.

Опасность у тебя дома.

40.

Мы в городе, селе.

41.

Красота любимого города и родного села.

42.

Природа в городе.

43.

Что растёт в городе.

44.

Чудесные цветники.

45.

В ботаническом саду.

46.

Кто живёт в парке.

47.

В зоопарке.

48.

Войдём в музей!

49.

В театре.

50.

Мы помним наших земляков.

51.

Хлеб – всему голова.

52.

Все профессии важны.

53.

Правила дорожного движения.

54.

Россия – наша Родина.

55.

Москва – столица России.

56.

Мы – семья народов России.

57.

Природа России.

58.

Охрана природы.

59.

Красная книга России.

60.

Заповедные тропинки.

61.

Правила безопасного поведения в лесу

62.

Взгляни на человека!

63.

Всему свой черёд.

64.

У каждого времени свой плод.

Комплексная проверочная работа.

65.

 Я – часть мира.

66.

Обобщающий урок по теме «Человек и окружающий мир».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)

Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...

Рабочая программа по окружающему миру ; класс

Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...


 

Комментарии

Было интересно ознакомиться с содержанием рабочей программы. Программа составлена очень грамотно. Интересовалась с целью наличия преемственности материала в последующих классах по естественнонаучных дисциплинам.