Рабочая программа по окружающему миру, 1 класс
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) по теме

Соловьянова Наталья Васильевна

Составлена на основе авторской программы по окружающему миру для четырехлетней начальной школы.  А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов, А.С.Раутиан, В.С.Тырин. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа. Под научной редакцией Д.И.Фельдштейна. Москва:  БАЛАСС, 2011 год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_okruzhayushchemu_miru.docx85.84 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по окружающему миру

для 1 «а»  класса

Составил учитель начальных классов, Н.В. Соловьянова

Программа рассчитана на 64 часа.

Составлена на основе авторской программы по окружающему миру для четырехлетней начальной школы.  А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов, А.С.Раутиан, В.С.Тырин. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа. Под научной редакцией Д.И.Фельдштейна. Москва:  БАЛАСС, 2011 год

Учебник А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан. Окружающий мир. 1 класс. «Я и мир вокруг». 2 части. Москва: БАЛАСС, 2012 год

2013 год


Пояснительная записка

Рабочая программа к курсу «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования и авторской программы А.А.Вахрушева,, Д.Д.Данилова, А.С.Раутиана, С.В.Тырина «Окружающий мир» (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100»/ Под науч. ред. Д.И.Фельдштейна. Изд. 2-е, доп. -  М.: Баласс, 2011.

 Программа рассчитана на 64 часа с учетом корректировки примерной программы по окружающему миру в соответствии с производственным календарем.

Рабочая программа предполагает использование новых подходов в работе, направленных на формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

Общая характеристика учебного предмета

Предмет «Окружающий мир» - это основы естественных и социальных наук. Цель курса окружающего мира в начальной школе – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.

Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру — важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира. 

Чтобы достичь целей для этого существует один выход. Средством воспитания и образования школьника начальных классов является знакомство с целостной элементарной научной картиной мира. Смысл сообщения картины мира -при минимуме сообщаемых знаний сделать человека сознательным участником жизни.

Школьников знакомят с широкими представлениями о мире,  которые образуют систему, охватывающую весь окружающий мир . При этом подробно изучаемые важнейшие понятия («островки знаний» объясняют лишь небольшую часть окружающего мира, но формируема вокруг них зоны ближайшего развития позволяют ответить на большую часть возникающих у ребят вопросов.

Предмет «Окружающий мир» создаёт фундамент значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознанию, истории. Это первый и единственный предмет в школе, рисующий широкую палитру природных и общественных явлений. В дальнейшем этот материал будет изучаться на различных предметах. Поэтому именно в рамках данного предмета удаётся решать проблемы, например, экологического образования и воспитания.

Деятельностный подход — основной способ получения знаний. Включение целостной картины мира, сопровождающееся явным расширением содержания, требует существенных изменений в дидактике естествознания в начальной школе.

Задача курса познакомить ребят с картиной мира и научить их ею пользоваться для постижения мира и упорядочивания своего опыта. Поэтому процесс обучения должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что ребята в процессе обучения учатся использовать полученные знания во время выполнения конкретных заданий. Решение проблемных творческих задач - главный способ осмысления мира.

Используется традиционный для учебников «Школы 2100» принцип минимакса. Согласно этому принципу учебники содержат избыточные знания, которые ребята могут усвоить и избыточные задания, которые ученики могут выполнить. В то же время важнейшие понятия и связи, входящие в минимум содержания (стандарт) и составляющие сравнительно небольшую часть курса должны усвоить все ученики. Таким образом, учебники существенно различаются по объему того материала, которые ученики могут и должны усвоить.

Таким образом, в целом у учеников должно развиваться умение понимать и познавать окружающий мир, т.е. осмысленно применять полученные знания для решения учебно-познавательных и жизненных задач.

Содержание тем учебного курса по окружающему миру (66 часов)

Тема «Как мы понимаем друг друга» - 9 часов.

В результате изучения темы обучающийся должен знать / понимать:

-связь жеста и слова;

-названия пальцев;

-роль слова как символа предметов;

-слова обозначают не только предметы, но и их признаки;

-правила разумного поведения;

-понятия «верх», «низ», «вперед», «назад», лево», «право»;

уметь:

-пользоваться указкой при показе предметов в школе;

-показывать и называть окружающие предметы, их признаки, действия;

-обмениваться знаниями со своими друзьями;

-использовать свой жизненный опыт в разных жизненных ситуациях;

-различать предметы, расположенные спереди и сзади от себя и от другого ученика;

-называть предметы, расположенные спереди, сзади, слева, справа, вверху и внизу от самого себя и другого человека;

-различать правую и левую руки.

Как мы будем учиться? (1)

Ты - школьник. (1)

Путешествуем, не выходя из класса (1)

Ценный совет. (1)

Зачем нужен жизненный опыт? (1)

Учимся определять положение предметов и направления движения (2)

Учимся определять направления «вверх» и «вниз» (1)

Учимся пользоваться словами «раньше» и «позже» (1)

Тема «как мы узнаем, что перед нами» - 4 часа.

В результате изучения темы обучающийся должен знать / понимать:

-признаки предметов;

уметь:

-по набору признаков определять название предмета;

-называть признаки предметов;

-по свойству, действию и части предмета определять название предмета.

Предметы и их признаки (2)

Сочетания предметов (2)

Тема «Времена года» - 3 часа.

В результате изучения темы обучающийся должен знать / понимать:

-осенние месяцы;

-признаки осени;

-осенние явления природы;

-как живая природа готовится к зиме;

уметь:

-вести дневник наблюдений за живой и неживой природой осенью;

-по признакам живой и неживой природы определять время года,

-оценивать правильность поведения в природе.

Осень - природа готовится к зиме. (1)

Как мы узнаем, что наступила осень? (1)

Экскурсия в парк «Осенняя природа».— 1час

Тема «Как ты узнаешь мир» - 4 часа.

В результате изучения темы обучающийся должен знать / понимать:

-что человек узнает мир с помощью органов чувств, памяти, ума, родителей, учителей и книг;

-основные органы чувств и их роль в жизни человека;

-что книги сохраняют и передают знания и опыт всего человечества;

уметь:

-соотносить органы чувств и их работу в организме человека;

-с помощью разных органов чувств различать предметы;

-пользоваться книгой для ответа на возникающие вопросы.

Твои помощники - органы чувств (1)

Наши помощники - ум и память (1)

Родители, учителя и книги (2)

Тема «Твоя семья и твои друзья» - 7 часов.

В результате изучения темы обучающийся должен знать / понимать:

-значение семьи в жизни человека;

-режим дня;

-роли, которые выполняют члены семьи;

-правила общения;

уметь:

-с помощью заданий в учебнике уметь анализировать взаимоотношения в семье;

-выбирать поручение в семье по своим силам;

-составить рассказ о своей семье с помощью родителей;

-вежливо общаться со сверстниками и взрослыми.

Ты и твоя семья (2)

Один дома (2)

Ты и твои друзья (1)

Как нужно общаться (2)

Тема «Времена года» - 6 часов.

В результате изучения темы обучающийся должен знать / понимать:

-зимние месяцы;

-особенности погоды зимой;

-особенности живой и неживой зимней природы;

-свойства воды в различных агрегатных состояниях;

уметь:

-вести дневник наблюдений за живой и неживой природой зимой;

-наблюдать за превращением веществ (таяние и испарение снега и льда);

-оказывать помощь птицам зимой;

-различать признаки зимы и их называть;

-правильно выбирать одежду для зимней прогулки.

Зима - покой природы (1)

Как мы узнаем, что наступила зима (1)

Экскурсия в парк «Зимняя природа» (1)

Повторение (1)

Итоговая работа (1)

Учимся решать жизненные задачи (1)

Тема «Что нас окружает» - 10 часов.

В результате изучения темы обучающийся должен знать / понимать:

  • название нашей планеты; родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);

-некоторые виды дорожных знаков; виды улиц;

-основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе);

  • отличительные особенности города, села, деревни, леса;

-примеры основных профессий людей и взаимопомощь людей разных профессий;

-основные структуры города, села;

-примеры продуктов животноводства, растениеводства;

-что такое природные богатства;

-признаки твердых , жидких и газообразных состояниях вещества.

уметь:

-различать жилые дома и специализированные учреждения, виды машин, по их назначению;

-правильно вести себя на проезжей части;

-различать разные профессии ;

-различать полевые культурные растения, овощи , фрукты;

-различать морской, воздушный, автомобильный транспорт;

-бережно относится к природным богатствам;

-отличать твердые тела от жидкости и газа.

Город, в котором мы живем (2)

Учимся быть пешеходами (1)

Хозяйство человека (3)

Богатства природы (2)

Твердые тела, жидкости и газы (1)

Экскурсия «Безопасная дорога в школу» (1)

Тема «Времена года» - 4 часа.

В результате изучения темы обучающийся должен знать / понимать:

-весенние месяцы;

-особенности погоды весной;

-особенности живой и неживой весенней природы;

-определять последовательность событий в природе и их связи;

уметь:

-вести дневник наблюдений за живой и неживой природой весной;

-вместе с родителями делать домик для птиц;

-выбирать одежду для весенней прогулки.

Весна - природа пробуждается (1)

Как мы узнаем, что наступила весна (1)

Экскурсия в парк «Весенняя природа» (1)

Повторение (1)

Тема «Живые обитатели планеты» - 9 часов.

В результате изучения темы обучающийся должен знать / понимать:

-отличия живых организмов от неживых предметов;

-свойства живых организмов;

-сходство и отличия растений и животных;

-что все в природе взаимосвязано;

-названия 5-10 названий растений и животных;

-отличия человека от животного;

-что такое экология;

-правила поведения в природе;

уметь:

-характеризовать отличительные особенности разумного существа - человека;

-называть основные группы домашних животных и растений;

-различать растения и животных;

-перечислять сходство и различие растений и животных;

-перечислять свойства живых организмов (питание, дыхание, рост, размножение) и их отличия от неживых предметов.

Живые организмы и неживые предметы (1)

Растения и животные (1)

Равновесие в природе  (1)

Домашние любимцы и культурные растения (1)

Наши помощники – домашние животные и культурные растения (1)

Человек - разумное существо (2)

Природа и мы (2)

Итоговая работа (1)

Тема «Времена года» - 2 час.

знать / понимать:

-знать названия летних месяцев;

- особенности живой и неживой природы летом;

уметь:

-оценивать правильность поведения в природе.

Лето: природа цветет и плодоносит. (1)

Как мы узнаем, что наступило лето (1)

Тема «Отчего и почему» - 4 часа.

В результате изучения темы обучающийся должен знать / понимать:

-что такое причина и следствие; уметь:

-уметь находить причины явлений и следствия;

Отчего и почему. Дневник наблюдений (1)

Экскурсия в природу (1)

Учимся решать жизненные ситуации (1)

Проверочная  работа (1)

Повторение — 4 часа

Живые обитатели планеты (2)

Что нас окружает. (2)

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценность жизни –  признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.  

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России  от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека,  обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России,  народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного предмета

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих умений:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях  отмечать конкретные поступки, которые можно  оценить как хорошие или плохие.
  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, обеспечивающие 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий на уроке.
  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса  на уроке.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от  уже известного с помощью учителя.
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие  тексты, называть их тему.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, обеспечивающие 1-ю линию развития – умение объяснять мир.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Выразительно читать и пересказывать текст.

Средсвом формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

  • Совместно договариваться о  правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах (в методических рекомендациях дан такой вариант проведения уроков).

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является сформированность следующих умений.

1-я линия развития – уметь объяснять мир:

  • называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
  • объяснять, как люди помогают друг другу жить;
  • называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;
  • называть основные особенности каждого времени года.

2-я линия развития  – уметь определять своё отношение к миру:

  • оценивать правильность поведения людей в природе;
  • оценивать правильность поведения в быту  (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).

Планируемые результаты:

Обучающиеся научатся

  • называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
  • объяснять, как люди помогают друг другу жить;
  • называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;
  • называть основные особенности каждого времени года.
  • оценивать правильность поведения людей в природе;
  • оценивать правильность поведения в быту  (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).

Обучающиеся получат  возможность научиться:

• ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;

• наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества, страны;

• проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы. пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

  • осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами. 

Характеристика деятельности учащихся.

  • Познакомиться с учителем и одноклассниками  
  • Учиться находить класс, своё место в классе и т.п. во время экскурсии по школе  
  • Познакомиться и обсудить правила поведения в школе, особенности взаимоотношений со взрослыми, сверстниками  
  • Моделировать  и оценивать различные ситуации поведения в школе и других общественных местах   Различать формы поведения, которые допустимы или не допустимы в школе и других общественных местах  
  • Практическая работа: составить режим дня  
  • Моделировать  и оценивать различные ситуации использования слов, показывающих направление   
  • Работать в группах и самостоятельно с источниками информации об окружающем мире
  • Называть окружающие предметы и их признаки
  • Различать предметы и выделять их признаки
  • Различать времена года по признакам
  • Характеризовать времена года
  • Устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года
  • Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсии «Времена года»
  • Сопоставлять  признаки предметов и органов чувств, с помощью которых они узнаются
  • Объяснять, как  с помощью органов чувств, памяти и ума мы различаем предметы и их признаки
  • Объяснять, какую роль играют родителя, учителя и книги в становлении и обучении человека
  • Подготовить рассказ о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи на основе бесед школьников с родителями
  • Практическая работа: составление перечня обязанностей школьника в семье и обсуждение его с одноклассниками
  • Приводить примеры заботы школьников о младших членах семьи, престарелых и больных
  • Выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями
  • Моделировать  и оценивать различные ситуации поведения с друзьями
  • Различать формы поведения, которые допустимы или не допустимы в дружбе
  • Моделировать ситуации общения с людьми разного возраста
  • Оценивать  реальные и игровые ситуации общения Объяснять основные правила обращения с газом, электричеством, водой
  • Практическая работа по освоению правил  поведения в доме
  • Моделировать ситуации, в которых необходимо знать правила пользования телефоном Записывать телефоны экстренной помощи
  • Различать времена года по признакам
  • Устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года
  • Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсии «Времена года»
  • Применение полученных знаний и умений на уроках и в жизни
  • Подготовить рассказ о занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями
  • Объяснять роль людей различных профессий в нашей жизни
  • Подготовить небольшие сообщения о достопримечательностях родного города (села) на основе дополнительной информации
  • Подбирать к своему сообщению иллюстрации, видеокадры
  • Выполнять правила уличного движения в ходе учебных игр
  • Проиграть  учебные ситуации по соблюдению правил уличного движения
  • Познакомиться с соблюдением безопасности в дороге домой во время экскурсии
  • Характеризовать разные виды транспорта
  • Демонстрировать  в учебной игре правила пользования разными видами транспорта. Моделировать ситуации вызова экстренной помощи по телефону
  • Характеризовать роль разделения труда между людьми как основу их жизни
  • Приводить примеры действий людей разных профессий в создании окружающих нас вещей
  • Приводить примеры использования человеком богатств природы
  • Анализировать примеры использования человеком богатств природы
  • Сравнивать и различать природные объекты и изделия (искусственные предметы). Характеризовать их свойства
  • Сравнивать и различать твёрдые тела, жидкости и газы на примере воды и её состояний
  • Различать времена года по признакам
  • Устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года
  • Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсии «Времена года»
  • Применение полученных знаний и умений на уроках и в жизни
  • Сравнивать и различать объекты живой или неживой природы
  • Группировать (классифицировать) объекты живой или неживой природы по отличительным признакам
  • Различать растения и животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями
  • Сравнивать и различать разные группы живых организмов по признакам
  • Группировать по названиям известные дикорастущие и культурные растения, дикие и домашние животные (на примере своей местности)
  • Группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: домашние–дикие животные; культурные -дикорастущие растения
  • Характеризовать особенности дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных (на примере своей местности)
  • Приводить примеры съедобных и ядовитых грибов (на примере своей местности
  • Приводить примеры особенностей человека как разумного существа
  • Объяснять роль человека как разумного существа в окружающем мире
  • Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, в лесу, на реке и озере)
  • Оценивать конкретные примеры поведения в природе
  • Проводить диспут и анализ жизненных ситуаций и выбирать допустимые формы поведения, которые не вредят природе, в парке, в лесу, на реке и озере
  • Оценивать конкретные примеры поведения в природе

Практическая часть курса «Окружающий мир»

Тема

Кол-во часов

Практические работы

Контроль-ные работы

Экскурсии

1.

Как мы понимаем друг друга

9

1. С помощью рук разыграть представление в театре теней.

2.  Нарисовать что-нибудь и объяснить   словами, что нарисовал(а).

3.  Соединить признак с предметом.

2

Как мы узнаем, что перед нами.

4

1.   Составить и нарисовать целый предмет по набору его частей.

2.  Пронаблюдать свойства предметов.

3.  Подобрать для города картинки среди разрезных карточек.

3

Времена года. Осень -  природа готовится к зиме.

3

1.  Экскурсия в парк.

2.  Сбор листьев для гербария.

3.  Дневник наблюдений.

Экскурсия в парк «Осенняя природа»

4

Как ты узнаешь мир

4

1. Построить фигуры из кубиков с закрытыми глазами.

2.  Провести дегустацию блюд, которые приготовили вместе с мамой.

3.  Опыт с карандашом в стакане.

4.  Кроссворд. Заполнить, пользуясь книгами.

5.Составить свою книгу при помощи разрезных карточек из приложения.

5

Твоя семья и друзья

7

1.  Составить режим дня.

2.  Распределить «роли» в семье.

3.  Сделать свой семейный альбом. Нарисуй портрет каждого члена семьи или рисунки заменить фотографиями.

4.  Составить правила разумного поведения в доме, когда ты остался один.

6

Времена года. Зима - покой природы.

6

1.  Наблюдения за снежинками.

2.  Опыт со льдом и снегом.

Проверочная работа

Экскурсия в парк «Зимняя природа»

7

Что нас окружает.

10

1.  Экскурсия «Безопасная дорога в школу».

2.  Выбрать из разрезных карточек виды городского транспорта.

3.  Заполнить таблицу со своим адресом.

4.  Нарисовать по одному дорожному знаку.

5.  Наклеить из разрезных карточек по группам: овощи, фрукты, культурные растения.

6.  Заполнить кроссворд по теме «Природные богатства».

7.  Наблюдение за твердыми телами, жидкостями, газом. Опыт с детским шприцом.

Экскурсия «Безопасная дорога в школу».

8

Времена года. Весна - природа пробуждается.

4

1.  Изготовление вместе с родителями скворечников.

2.  Развешивание домиков для птиц.

3.  Экскурсия в парк. Наблюдения за весенней природой.

4.  Раскрасить картинку так, чтобы зима на ней превратилась в весну.

5.  Наблюдение за солнцем в полдень

6.  Дневник наблюдений.

Проверочная работа

Экскурсия в парк «Весенняя природа»

9

Живые обитатели планеты.

9

1.  Наблюдения за живыми организмами и показать стрелками на рисунке.

2.  Составить правила, как должны вести себя люди, чтобы их окружали живые существа.

3.  Наблюдения за растениями, если их поставить в темное место.

4.  Обвести разными карандашами слова, которые относятся к разным группам: к растениям, к животным, ко всем организмам.

5.  Разбить слова на группы: растения, грибы.

10

Времена года. Лето - природа цветет и плодоносит.

2

1. Найти в книгах разные народные приметы.

11

Отчего и почему.

Повторение

4

4

1.  Установить связь между весенними явлениями природы. Нарисуй стрелки от причины к следствию.

2.  Игра «Путешествие в страну знаний»..  Дневник наблюдений. Летнее задание.

Проверочная работа

Экскурсия в природу

3

5

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Год

Экскурсии

1

1

2

1

5

РК

3

2

4

1

10

Практическая работа

3

3

3

2

11

Самостоятельная работа

1

2

3

3

9

Проверочная  работа

-

1

-

2

3

Проверочные работы по окружающему миру.

Раздел. Тема.

Вид контроля

Формы контроля

Приложение

I

Как ты узнаёшь мир.

Текущий, тематический

Проверочная работа

Самостоятельные и проверочные работы. Стр. 15-18

ееее работы. Стр. 7-8.

Твои помощники-органы чувств.

Самостоятельная  работа

Самостоятельные и проверочные работы. Стр. 3-4

Времена года.

Осень-природа готовится к зиме.

Зима-покой природы.

Самостоятельная  работа

Самостоятельные и проверочные работы.  Стр. 7-8

II

Что нас окружает.

Текущий, тематический

Самостоятельная  работа

Самостоятельные и проверочные работы. Стр.9-10

Мой дом, моя улица.

Самостоятельная  работа

Самостоятельные и проверочные работы.  Стр. 5-6

Богатство природы.

Самостоятельная  работа

Самостоятельные и проверочные работы.Стр.23-24

Люди разных профессий.

Проверочная работа

Самостоятельные и проверочные работы.

 Стр. 13-14,   19-20

ееее работы. Стр. 7-8.

III

Живые обитатели планеты.

Текущий, тематический

Самостоятельная  работа

Самостоятельные и проверочные работы.  Стр. 27-28

Растения и животные.

Самостоятельная  работа

Самостоятельные и проверочные работы. Стр. 29-30

Времена года.

Самостоятельная  работа

Самостоятельные и проверочные работы.  Стр25-26

Зима. Весна. Лето. Осень.

Самостоятельная  работа

Самостоятельные и проверочные работы. Стр.31-32

Проверочная  работа    

Самостоятельные и проверочные работы.

Стр. 11-12;   21-22

ееее работы. Стр. 7-8.

Виды и формы контроля.

  1. Текущий.
  •  Устный опрос
  • Мини тест
  • Самостоятельная работа
  • Итоговая работа
  1. Итоговый
  • Комплексная контрольная  работа
  •  Стандартизированная контрольная работа.

   

Предметная методика

- Технология проблемного диалога (структура параграфов)

- Технология оценивания (правило самооценивания)

- Технология продуктивного чтения (задания по работе с текстом)

- Задания по групповой работе


Учебно-методическая литература для учителя

Автор, год издания

Название пособий

Вид пособия

1

  Вахрушев А.А,А.С.Раутиан.  

Москва: Баласс, 2008.

Методические рекомендации   для учителя к учебнику  «Я и мир вокруг».

Пособие для учителя

2

Вахрушев А. А,Бурский О.В., Раутиан А.С.

М.: Баласс, 2012.

Учебник «Я и мир вокруг» ( в 2-х ч)

Учебник  для 1 класса

3

Вахрушев А. А., О.В.Бурский, А.С.Раутиан М.:Баласс, 2013

Рабочая тетрадь к учебнику  «Окружающий мир»

Рабочая тетрадь по окружающему миру

4

Вахрушев А.А , Бурский О.В., Родыгина О.А.

М.:Баласс, 2013

Самостоятельные и итоговые работы к учебнику «Окружающий мир»

Пособие

5.

Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. начальная школа/Под науч. ред. Д.И.Фильдштейна. изд. 2-е, доп. – М.: Баласс, 2011

Сборник программ

Учебная литература для учащихся

Автор, год издания

Название пособий

Вид пособия

1

Вахрушев А. А,Бурский О.В., Раутиан А.С.

М.: Баласс, 2012.

Учебник «Я и мир вокруг» ( в 2-х ч)

Учебник  для 1 класса

2

Вахрушев А. А., О.В.Бурский, А.С.Раутиан М.:Баласс, 2013

Рабочая тетрадь к учебнику  «Окружающий мир»

Рабочая тетрадь по окружающему миру

3.

Вахрушев А.А , Бурский О.В., Родыгина О.А.

М.:Баласс, 2013

Самостоятельные и итоговые работы к учебнику «Окружающий мир»

Пособие


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 класс

Дата

Тема

Тип

урока

Элемент содержания

Планируемые результаты

план

факт

Научится

Получит возможность научиться

1

2

3

4

5

6

7

8

  1. КАК МЫ ПОНИМАЕМ ДРУГ ДРУГА (9 часов)

1

04.09

Как мы будем учиться (урок-путешествие)

Урок введения новых знаний

Общее представление об изменении в жизни ребенка; о жизни в школе, о правах и обязанностях.

-различать государственную символику Российской Федерации; описывать достопримечательности столицы и родного

края;  

• оценивать характер взаимоотношений людей в различных

социальных группах (семья, общество сверстников и т. д.);

• соблюдать правила личной безопасности и безопасности

окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни.

-осознавать свою неразрывную связь с разнообразными

окружающими социальными группами;

• ориентироваться в важнейших для страны и личности

событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их

возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;

• наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на

благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества, страны;

• проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы.

2

06.09

Я - школьник.

РК Я – гражданин России. (урок-экскурсия)

Урок введения новых знаний

3

11.09

Путешествуем, не выходя из класса.

Урок введения новых знаний

Общее представление об изменении в жизни ребенка; о жизни в школе, о правах и обязанностях

4

13.09

Ценный совет

Урок введения новых знаний

Представление

о понятиях совет, ценный совет, обмен знаниями между людьми, опыт, жизненный опыт

5

18.09

Зачем нужен жизненный опыт

Урок-практикум

6

20.09

Где и куда

(урок-сказка)

Урок введения новых знаний

Представление

о назначении слов, указывающих на положение, направление движения предметов; практика правильного речевого употребления этих слов; приобретение навыков ориентирования

в пространстве

по этим словам;

культура речевого общения

Значение слов раньше, позже; ответы на вопрос когда?

7

25.09

Учимся определять направления

Урок рефлексии

8

27.09

Учимся определять верх и низ

Урок введения новых знаний

9

02.10

Раньше и позже (урок-путешествие)

Урок введения новых знаний

2. КАК МЫ УЗНАЕМ, ЧТО ПЕРЕД НАМИ ( 4 часа)

10

11

04.10

09.10

.Предметы и их признаки.

(урок-игра)

Урок введения новых знаний

Представление

о признаках предметов; понятие свойства предметов; описание предметов, их частей; упражнения в узнавании (определении) предметов по их признакам, частям, описанию

• проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

• использовать естественнонаучные тексты с целью поиска

и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы,

объяснений, создания собственных устных или письменных

высказываний;

• использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или выявления свойств объектов;

12

11.10

Сочетания предметов (урок-игра)

Урок введения новых знаний

Отражение в игровых сюжетах логических эпизодов, характеризующих различные сочетания предметов

13

16.10

Сочетания предметов Пр.раб.№1 Составление предмета из его частей

Урок рефлексии

3. ВРЕМЕНА ГОДА (3 часа)

14

18.10

Осень – природа готовится к зиме

Урок введения новых знаний

Особенности времен года (на основе наблюдений). Явления природы (общее представление о 3–4 явлениях)

15

23.10

Как мы узнаем, что наступила осень

РК  Я не знаю земли лучше той, что меня растила!

16

25.10

Экскурсия  №1 в природу. День в природе

Урок- экскурсия

4. КАК ТЫ УЗНАЕШЬ МИР (4 часа)

17

30.10

Наши помощники – органы чувств Пр.раб№2.Составление фигуры из кубиков с закрытыми глазами.

(урок-сказка)

Урок введения новых знаний

Как человек познает природу, общество, самого себя

• понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о

строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции своего самочувствия для сохранения здоровья,

осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

18

01.11

Наши помощники - память и  ум .

Пр.раб.№3 Опыт с карандашом в стакане

(урок-путешествие)

Урок введения новых знаний

Как человек познает природу, общество, самого себя

19

13.11

Родители, учителя и книги

Урок введения новых знаний

Школа, учебный труд

20

15.11

Родители, учителя и книги

Урок рефлексии

« Твоя семья и  друзья» (7 часов)

21

20.11

Ты и твоя семья

Пр.раб № 4 Составление режима дня.

Урок введения но вых знаний

Младший школьник и семья

• понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о

строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья

пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции своего самочувствия для сохранения здоровья,

осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

22

22.11

Ты и твоя семья

Пр.раб № 5 Создание семейного альбома

Урок-проект

23

27.11

Учимся быть самостоятельными

Урок введения новых знаний

Правила организации домашней работы. Личная гигиена, охрана и укрепление здоровья, безопасное поведение при пожаре

24.

29.11

Учимся быть самостоятельными

РК  Поговорим о безопасности

Урок введения новых знаний

25

04.12

Ты и твои друзья

Урок введения новых знаний

Правила взаимодействия со взрослыми и сверстниками

26.

06.12

Учимся общаться

Урок введения новых знаний

27.

11.12

Учимся общаться

Урок рефлексии

6 раздел « Времена года» (6 часов)

28.

13.12

Зима - покой природы

Пр.раб.№ 6 Опыт  со льдом и снегом

Урок-практикум

Неживая и живая природа (различение, краткая характеристика объектов неживой и живой природы, отличие от изделий)

Особенности времен года (на основе наблюдений). Явления природы (общее представление о 3–4 явлениях)

различать (узнавать) изученные объекты и явления живой

и неживой природы;

• описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки;

• сравнивать объекты живой и неживой природы на основе

внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

• проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

• использовать естественнонаучные тексты с целью поиска

и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы,

объяснений, создания собственных устных или письменных

высказываний;

• обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

осознавать ценность природы и необходимость нести

ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и в природе;

29

18.12

Как мы узнаем, что наступила зима

РК  Зима в нашем крае.

Урок введения новых знаний

30

20.12

Экскурсия № 2 «Зимняя природа»

Урок- экскурсия

31

25.12

Повторение по теме «Зима»

Урок рефлексии

Особенности времен года (на основе наблюдений). Явления природы (общее представление о 3–4 явлениях)

32

27.12

Проверочная  работа

Урок контроля

33

15.01

Учимся решать жизненные задачи

Урок - практикум

7 раздел « Что нас окружает»  (10 часов)

34

17.01

Город, в котором мы живем

Урок введения новых знаний

Безопасное поведение на дорогах

 понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции своего самочувствия для сохранения здоровья,

осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

35

22.01

Город, в котором мы живем

РК День освобождения города

Урок рефлексии

36.

24.01

Учимся быть пешеходами

Пр.раб№ 7 Выполнение рисунка дорожного знака.

Урок - практикум

Безопасное поведение на дорогах

Дорога от дома до школы

37.

29.01

Экскурсия №3

«Безопасная дорога в школу»

Урок- экскурсия

38

31.01

Путешествие колобка

Урок введения новых знаний

Представление

о хозяйстве человека, понимание роли животных и растений в жизни человека.

Объяснение значения сельскохоз-ного труда для городского населения; соотнесение продуктов животного и растит происхождения, промышленного и дом-го изготовления

39

05.02

Хозяйство человека

Урок введения новых знаний

40

07.02

Хозяйство человека

Урок рефлексии

41.

19.02

Богатства природы

Урок введения новых знаний

Живые и неживые природные богатства, их роль в хозяйстве человека

42.

21.02

Богатства природы

РК  Чем богаты наши недра

Урок рефлексии

43.

26.02

Твердые тела, жидкости и газы

Пр.раб №8 вода в разных состояниях

Урок введения новых знаний

Твердые, жидкие, газообразные вещества; легко определяемые свойства веществ (на примере воды, воздуха). Разные состояния воды

проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов

8. ВРЕМЕНА ГОДА (4 часа)

44

28.02

Весна: пробуждение природы

Урок введения новых знаний

Неживая и живая природа (различение, краткая характеристика объектов неживой и живой природы, отличие от изделий)

различать (узнавать) изученные объекты и явления живой

и неживой природы;

• описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки;

• сравнивать объекты живой и неживой природы на основе

внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

• использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или выявления свойств объектов;

• обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

• определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные

объекты, на здоровье и безопасность человека;

выполнять правила безопасного поведения в природе,

 

45

05.03

Как мы узнаем, что наступила весна

РК  Весна в нашем крае.

Урок рефлексии

46.

07.03

Экскурсия №4 «Весенняя природа»

Урок- экскурсия

47

12.03

Повторение по теме «Весна»

Урок контроля

Особенности времен года (на основе наблюдений). Явления природы (общее представление о 3–4 явлениях)

9. ЖИВЫЕ ОБИТАТЕЛИ ПЛАНЕТЫ (9 часов)

48

14.03

Живое и неживое

Урок введения новых знаний

Неживая и живая природа (различение, краткая характеристика объектов неживой и живой природы, отличие от изделий)

сравнивать объекты живой и неживой природы на основе

внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы

49.

19.03

Растения и животные

РК  Растительный и животный мир нашего края

Урок введения новых знаний

Растения: разнообразие, части растения, условия, необходимые для жизни

Животные: разнообразие (насекомые, рыбы, птицы, звери); особенности их внешнего вида, питания, размножения (на примерах животных, обитающих в данной местности). Взаимосвязь растений и животных (на конкретных примера

сравнивать объекты живой и неживой природы на основе

внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы

50.

21.03

Равновесие в природе

Пр.раб № 9 Наблюдение за растениями в темном месте

Урок введения новых знаний

Неживая и живая природа (различение, краткая характеристика объектов неживой и живой природы, отличие от изделий)

Взаимосвязь растений и животных (на конкретных примера

обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать

их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

 

51

02.04

Домашние любимцы и комнатные растения

Пр.раб №10. Научное исследование о домашнем животном.

Урок введения новых знаний

Забота о домашних животных

определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные

объекты, на здоровье и безопасность человека;

обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать

их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

52

04.04

Наши помощники - домашние животные и культурные растения

Урок рефлексии

Сельский дом и его обитатели – животные, их использование человеком

53.

09.04

Проверочная  работа

Урок контроля

54

11.04

Человек - разумное существо

Урок введения новых знаний

Знакомство с назначением различных частей тела человека. Человек – разумное существо. Изготовление вещей. Поступки, свойственные разумному существу

55.

16.04

Природа и мы

Пр.раб.№11. Составление памятки о правилах поведения в природе

Урок введения новых знаний

Экология – наука о том, как жить в мире с природой, не нарушая ее законов Правила поведения в природе. Задания учащимся на сообразительность: что можно, а чего нельзя делать в природе. Бережное отношение к окружающему миру

56

18.04

Природа и мы.

Урок рефлексии

10. ВРЕМЕНА ГОДА (2 часа)

57

23.04

Лето - природа цветет и плодоносит.

РК  Цвети мой край родной!

Урок введения новых знаний

Особенности времен года (на основе наблюдений).

Явления природы (общее представление о 3–4 явлениях)

различать (узнавать) изученные объекты и явления живой

и неживой природы;

• описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки;

• сравнивать объекты живой и неживой природы на основе

внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

• проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

• использовать естественнонаучные тексты с целью поиска

и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы,

объяснений, создания собственных устных или письменных

высказываний;

• использовать различные справочные издания (словарь по

естествознанию, определитель растений и животных на основе

иллюстраций, атлас карт) для поиска необходимой информации;

• использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или выявления свойств объектов;

 

58

25.04

Как мы узнаем, что наступила лето

Урок рефлексии

11. Отчего и почему (4 часа)

59

30.04

 Отчего и почему.

Урок рефлексии

60.

07.05

Экскурсия №5 в природу

Урок экскурсия

Основные черты сходства и различий растений и животных

Основные признаки каждого времени года

Правила поведения в природе

61.

14.05

Проверочная работа

Урок контроля

62.

16.05

Учимся решать жизненные задачи

Урок практикум

12. Повторение (4 часа)

63

64

21.05

23.05

Повторение «Живые обитатели планеты»

Урок повторения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)

Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...

Рабочая программа по окружающему миру ; класс

Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...