Главные вкладки

    Урок окружающего мира по теме:" Моря,реки и озёра России"
    план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

    Леднева Наталья Валентиновна

     Урок окружющего мира по теме:"Моря,реки и озёра России"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon 4_klass_morya_reki_i_ozera.doc92.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Предметная область:  Окружающий мир (автор: А.А. Плешаков)

    УМК: «Школа России»

    Класс: 4

    Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

    Тема: «Моря, озера и реки России».

    Цель: создать условия для открытия детьми новых  знаний по теме урока

    Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: ориентировать на понимание причин успеха в учебной деятельности; на понимание границы того, «что я знаю» и того «что я не знаю»,  формировать стремление к преодолению этого разрыва через осуществление самооценки;  формировать уважительное отношение к родной стране.

    Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

    • Регулятивные: определять и формулировать учебную цель; проговаривать последовательность действий на уроке, работать по коллективно составленному плану, оценить правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера, сделанных ошибок; высказывать свое предположение.
    • Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
    • Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; формировать умения сотрудничать с учителем и сверстниками.

    Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

    формировать представление детей о месте расположения морей, рек, озер и находить их на карте.

    Оборудование урока: А.А. Плешаков Окружающий мир. 4 класс. Часть1.   проектор, компьютер, тесты, географические карты, карточки.

    Содержание взаимодействия педагога и учащихся

    № п/п

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учеников

    Формируемые УУД

    1

    Самоопределение к учебной деятельности

    Приветствует детей, гостей. Включает в деловой ритм, создает положительный эмоциональный настрой

    Готовятся к работе

    Личностные

    самоопределение

    2

    Актуализация опорных знаний и умений

    Выявляет уровень знаний. Проводит  параллель с ранее изученным материалом.

    Выполняют задания, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.

    Коммуникативные

    планирование сотрудничества с учителем и сверстниками. Коммуникативные 

    Уметь оформлять свои мысли в устной форме

    Познавательные

    самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

    3

    Выявление и причины затруднения (постановка учебной проблемы)

    Организует постановку темы и целей урока

    Под руководством учителя определяют тему урока, ставят перед собой цели.

    Коммуникативные

    постановка вопросов

    Познавательные

    общеучебные -

    самостоятельное выделение, формулирование цели; логические – формулирование проблемы

    4

    Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

    Организует формулирование темы урока учащихся. Организует постановку цели, формулировку темы урока

    С помощью учителя формулируют тему урока, ставят цель.

    Регулятивные

    целеполагание, планирование деятельности.

    Коммуникативные

    постановка вопросов

    Познавательные

    общеучебные -

    самостоятельное выделение, формулирование цели; логические – формулирование проблемы

    5

    Реализация построенного проекта (первичное закрепление с проговариванием во внешней речи).

    Организует реализацию построенного проекта

    Познавательные

    уметь добывать новые знания; находить ответы, используя свой опыт и информацию, полученную на уроке.

    Коммуникативные

    уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

    6

    Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

    Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание.

    Организует самопроверку по эталону.

    Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

    Организует самооценку.

    Выполняют задание самостоятельно на листочках.

    Выполняют самопроверку по эталону.

    Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину и исправляют ошибки.

    Выполняют самооценку.

    Регулятивные

    уметь проговаривать последовательность действий на уроке, уметь выполнять работу по предложенному плану. Уметь вносит необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

    Личностные

    способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

    7

    Включение в систему знаний и повторение.

    Организует выполнение задания.

    Работают по вариантам

    Регулятивные

    уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

    Коммуникативные

    уметь оформить свои мысли в устной форме, уметь слушать и понимать речь других.

    8

    Рефлексия учебной деятельности на уроке.

    Организует фиксирование нового содержания.

    Организует рефлексию.

    Организует самооценку учебной деятельности

    Отвечают на вопросы учителя. По плану рассказывают, чему научились, что было интересно, за что могут похвалить себя и своих одноклассников. Делают самооценку

    регулятивные


    Технологическая карта

    Урок окружающего мира

    1. Дидактическое обоснование: «Окружающий мир. 4 класс. А.А. Плешаков, УМК «Школа России»
    2. Тема урока: «Моря, озера и реки России».
    3. Дидактическая цель: создать условия для открытия детьми новых знаний по теме урока.
    4. Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

    Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: ориентировать на понимание причин успеха в учебной деятельности; на понимание границы того, «что я знаю» и того «что я не знаю»,  формировать стремление к преодолению этого разрыва через осуществление самооценки;  формировать уважительное отношение к родной стране.

    Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

    • Регулятивные: определять и формулировать учебную цель; проговаривать последовательность действий на уроке, работать по коллективно составленному плану, оценить правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера, сделанных ошибок; высказывать свое предположение.
    • Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
    • Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; формировать умения сотрудничать с учителем и сверстниками.

    Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

    формировать представление детей о месте расположения морей, рек, озер и находить их на карте.

    Методы: проблемный метод, наглядный метод, диалоговый, работа в парах.

    Формы работы: фронтальная, в парах, индивидуальная.

    Оборудование: проектор, компьютер, тесты, географические карты, карточки, презентация по теме «Реки, озера и моря России»

    Технология

    Деятельность учеников

    Деятельность учителя

    Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

    Планируемые результаты

    Предметные

    УУД

    I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

    Цели:

    - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

    - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность

    Готовятся к работе

    Приветствует детей, гостей. Включает в деловой ритм, создает положительный эмоциональный настрой

    I.Организация класса. Мотивация к учебной деятельности.

    - Здравствуйте, ребята!

    Я дарю вам свою улыбку

    Вы в ответ поделитесь своей

    Сразу станет на сердце теплей и светлей

    Ну, а мы сразу станем добрей.

    А начнем мы наш урок с проверки домашнего задания. Откройте тетради, запишите число

    Личностные

    самоопределение

    II.Актуализация опорных знаний умений.

    Цели:

    - актуализация и обобщение имеющихся знаний учащихся по данной теме;

    - вызов устойчивого интереса к изучаемой теме, мотивация ученика к учебной деятельности

    Выполняют задания, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.

    Выполняют под руководством учителя

    Выявляет уровень знаний. Проводит  параллель с ранее изученным материалом.

    II. Проверка домашнего задания проводится в виде теста. Проверка самостоятельно (слайд 1)

    Предлагаю каждому заполнить розовое поле листа самооценки.

    1. Поднимите руку кто знает наз. океанов?
    2. море…
    3. озеро…
    4. реку…

    Знать для чего мы изучаем географию нашей страны

    Коммуникативные

    планирование сотрудничества с учителем и сверстниками.

    Познавательные

    самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

    Коммуникативные

    Уметь оформлять свои мысли в устной форме

    III.Выявление и причины затруднения. (постановка учебной проблемы).

    Цели:

    - выявить место затруднения;

    - зафиксировать во внешней речи причину затруднения

    Под руководством учителя определяют тему урока, ставят перед собой цели.

    Организует постановку темы и целей урока

    III. Возникли затруднения, какую тему хотели бы обсудить сегодня на уроке.

    Коммуникативные

    постановка вопросов

    Познавательные

    общеучебные -

    самостоятельное выделение, формулирование цели; логические – формулирование проблемы

    IV.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

    Цели:

    - организовать формулирование темы урока учащимися;

    - организовать постановку цели урока

    С помощью учителя формулируют тему урока, ставят цель.

    Организует формулирование темы урока учащихся. Организует постановку цели, формулировку темы урока

    IV. Сформулируйте тему урока. Слайд № 2

    Как вы думаете, каковы цели нашего урока? (Помогут карточки – помощницы)

    1. Узнать…

    2. Научиться…

    1) узнать название морей, озер, рек

    2) научиться находить моря, озера, реки на карте.

    Наметим план выхода из затруднения: в какой последовательности и  с помощью чего мы будем открывать новое знание, какие знания нам пригодятся.

    План:

    1.Моря, омывающие просторы России (исследуем карту).

    2.Расположение озер, рек (исследуем карту).

    3.Интересная информация о географических объектах (учебник, презентация)

    Что  из изученного ранее нам пригодится? (умение работать с картой, учебником, умение находить главную мысль)

    Регулятивные

    целеполагание, планирование деятельности.

    Коммуникативные

    постановка вопросов

    Познавательные

    общеучебные -

    самостоятельное выделение, формулирование цели; логические – формулирование проблемы

    V. Реализация построенного проекта (первичное закрепление с проговариванием во внешней речи).

    Цели:

    - реализовать построенный проект;

    - зафиксировать новое знание в речи;

    - организовать устранение  и фиксирование преодоления затруднения;

    - организовать усвоение детьми нового способа действия с проговариванием во внешней речи.

    Физкультминутка:

    Цель: снятие физического и умственного напряжения

    Организует реализацию построенного проекта

    V. Найдите на карте Тихий океан. Какие моря входят в состав Тихого океана, омывают просторы нашей Родины? Назовите. Кто сможет показать на большой карте? Повторите еще раз. (слайд № 3-6).

    Найдите на карте С.Л.О. Какие моря входят в состав этого океана? Назовите. Кто сможет показать на карте? Сколько морей омывает нашу страну на севере? (слайд № 7-10)

    Посмотрите на карту, кто может ответить, какие моря омывают нашу страну на западе? В состав, какого океана они входят? Покажите на карте. (Слайд № 11-13)

    Что вы можете сказать о составе воды в морях?

    Сколько всего морей омывает просторы России?

    Где мы можем встретить пресную воду?

    Информацию об озерах и реках прочитаем в учебнике на с. 73.

    Назовите самое крупное озеро? Где оно расположено7 Покажите? Почему его называют морем? (слайд 15)

    Назовите самое глубокое озеро? (слайд16)

    Какое озеро называют Ладога – матушка, Онего – батюшка? Где они расположены?

    Назовите самые крупные реки? Найдите их на карте. Покажите, (слайд №18-22)

    Мы сейчас все дружно встанем.

    Отдохнем мы на привале.

    Влево, вправо повернись.

    Наклонись и поклонись.

    Начинаем мы опять по карте шагать.

    Чтобы все понятным стало

    Потрудились мы на славу.

    Уметь находить океаны.

    Познавательные

    уметь добывать новые знания; находить ответы, используя свой опыт и информацию, полученную на уроке.

    Коммуникативные

    уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

    VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

    Цели:

    - организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

    - организовать самопроверку по эталону;

    самооценку;

    организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

    Выполняют задание самостоятельно на листочках.

    Выполняют самопроверку по эталону.

    Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину и исправляют ошибки.

    Выполняют самооценку.

    Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание.

    Организует самопроверку по эталону.

    Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

    Организует самооценку.

    VI.У вас на столах лежат листы. Выполним задания.

    Самопроверка. (ставят + -). На доске вывешивается образец.

    - Какие ошибки допустили?

    - Оцените себя.

    - Как вы думаете, пригодятся вам эти знания в жизни?

    Вы молодцы. Вы научились находить, называть, определять географические объекты.

    Регулятивные

    уметь проговаривать последовательность действий на уроке, уметь выполнять работу по предложенному плану. Уметь вносит необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

    Личностные

    способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

    VII. Включение в систему знаний и повторение.

    Цели:

    - обеспечить усвоение новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации

    Работают по вариантам

    Организует выполнение задания.

    VII. Работа по вариантам.

    Давайте попробуем сделать задание более сложное. Для этого, какие умения будем использовать? (свои знание и умение читать карту)

    Разобрать один вариант совместно, а затем самостоятельно (проверка самостоятельно).

    Регулятивные

    уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

    Коммуникативные

    уметь оформить свои мысли в устной форме, уметь слушать и понимать речь других.

    VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

    Цели:

    - зафиксировать новое содержание урока;

    - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности

    Отвечают на вопросы учителя. По плану рассказывают, чему научились, что было интересно, за что могу похвалить себя и своих одноклассников. Делают самооценку

    Организует фиксирование нового содержания.

    Организует рефлексию.

    Организует самооценку учебной деятельности

    VIII.

    - Какую тему сегодня проходили?

    Какую цель ставили?

    Достигли цели?

    Заполните голубое поле листка самооценки?

    Что вам в этом помогло, какие знания с помощью чего?

    - Как вы думаете, пригодятся вам эти знания в жизни?

    Вы молодцы. Вы научились находить, называть, определять географические объекты. Кому  работа на уроке показалась интересной?

    Д.З. сделать сообщение о любом географическом объекте о котором говорили на уроке.

    регулятивные

    Прогнозируемый результат: учащиеся научились находить и показывать по карте моря, озера и реки России.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок окружающего мира в 3 классе. Тема "Золотое кольцо России". Урок иллюстрирован презентацией.

    Урок - путешествие по городам Золотого кольца России знакомит учащихся с крупными старинными городами, их историей, экономикой, культурой....

    Аннотация к уроку и конспект урока окружающего мира по теме «Тур по Золотому кольцу России».

    Расширить кругозор учащихся в области достопримечательности городов....

    Конспект урока по окружающему миру по теме "Моря,реки и озёра России"

    Конспект урока по окружающему миру в 4 классе ....

    Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе по программе "Школа России". Тема урока: « Как живёт моя семья. Проект « Моя семья».

    Даннный материал поможет в проведении урока или в создании проекта на внеурочном занятии....

    Технологическая карта урока окружающего мира 4 класс Тема: "Равнины и горы России" УМК "Школа России"

    Цели деятельности учителя: дать представление о равнинах и горах; познакомить с равнинами и горами на терри­тории России.Планируемые результаты:предметные: уметь работать с картой; знать равнины и...

    Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: Наши проекты: «Города России». УМК "Школа России"

    Цели деятельности учителя: организация и проведение проекта «Города России»; формирование организаторских умений.Планируемые результаты:Предметные:знать: города России (Челябинск, Волгогра...

    Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: Наши проекты: «Города России». УМК "Школа России"

    Тема урока: «Проект «Города России». Цели деятельности учителя: организация и проведение проекта «Города России»; формирование организаторских умений.Планируемы...