Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса по учебнику Плешакова
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) по теме

 

           Рабочая программа  по окружающему миру для 4 класса разработана на основе примерной программы  начального общего образования, авторской программы А.А.Плешакова «Окружающий мир» («Мир вокруг нас») («Концепция и программы для начальных классов», Москва, «Просвещение» 2008 г) в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального общего образования

          Реализуется программа в количестве 70 часов в  год (2 часа в неделю). Данная рабочая программа соответствует авторской, количество часов увеличено на 2 за счёт того, что учебный год включает 35 учебных недель. Структура рабочей программы соответствует приказу департамента образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области №819 от 23.03.2010 года «Об утверждении положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательного учреждения» и  Положению о рабочей программе МБОУ «Архангельская СОШ». Базовый учебник: Плешаков А.А. Окружающий мир: учебник для 4 класса начальной школы в 2 ч. Москва: Просвещение, 2009

Предполагаемые формы контроля: тестирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_okruzhayushchiy_mir.doc226 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

   

              Рабочая программа  по окружающему миру для 4 класса разработана на основе примерной программы  начального общего образования, авторской программы А.А.Плешакова «Окружающий мир» («Мир вокруг нас») («Концепция и программы для начальных классов», Москва, «Просвещение» 2008 г) в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального общего образования.

         Рабочая программа ориентирована на усвоение обязательного минимума природоведческого образования, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к природоведению.

   Курс «Мир вокруг нас» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В XXI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Особую остроту экологические проблемы будут иметь в России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи экономического и социального развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе.

  Учебный курс «Мир вокруг нас» носит личностно-развивающий характер. Его цель — воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.

  Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у ребенка современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека — доброта, терпимость, ответственность.

  К числу важнейших задач курса относятся воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине, формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественно-научных и обществоведческих дисциплин в основной школе.

  При этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности.

   В 4 классе в центре внимания учащихся находится Россия - ее природа, история, хозяйство. При этом наша Родина рассматривается как часть глобального мира, а мы, ее граждане,— как часть человечества. Курс открывается темой «Земля и человечество», при изучении которой учащимся предлагается посмотреть на мир с точки зрения астронома, географа, историка, эколога. Важно отметить, что в этом разделе детям впервые предлагаются в систематизированном виде элементарные сведения об истории, исторических источниках. При этом дети в общих, наиболее существенных чертах прослеживают также и историю взаимоотношений человечества и природы, получая представление об истоках современных экологических проблем.

Изучение курса продолжается в теме «Природа России», которая знакомит детей с разнообразием природы нашей Родины, с природными зонами, с характерными для этих зон экологическими проблемами и способами их решения. Далее в теме «Наш край — часть большой страны» изучаются формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, почвы, природные сообщества, сельское хозяйство, охрана природы края, где живут учащиеся.

Следующая тема программы — «Страницы всемирной истории» — формирует у учащихся представления об основных периодах развития человечества. Путь человечества от начала истории до современности предстает перед детьми целостно, в виде ряда сменяющих друг друга образных картин, наполняющих конкретным содержанием понятие «лента времени».

Далее изучается тема «Страницы истории Отечества». Она предусматривает первоначальное знакомство детей с историей родной страны, с наиболее важными историческими событиями и яркими историческими личностями. Программа ориентирована на развитие у ребенка интереса к прошлому страны, формирование потребности в получении и расширении исторических знаний. Отбор фактического материала определяется его доступностью для учащихся данного возраста, возможностью вести работу по развитию образного мышления и эмоциональной сферы младших школьников, по формированию у учащихся патриотических, гражданских и нравственных качеств. Тема призвана показать причастность к истории каждого человека, каждой семьи, раскрыть связь времен и поколений, познакомить учащихся с образцами благородного служения Отечеству.

Логическим продолжением раздела об истории Отечества является тема «Современная Россия», которая знакомит детей с государственным устройством, государственной символикой и государственными праздниками нашей страны, с многонациональным составом населения России, ее регионами. В этой теме изучаются также важнейшие вопросы о правах человека и правах ребенка.

         Формы организации работы при изучении курса разнообразны: уроки в классе и в природе, экскурсии, полевые практикумы, домашние работы. Разнообразны также методы, приемы и средства обучения. Так, значительная роль отводится наблюдениям в природе, практическим работам, демонстрации опытов, наглядных пособий.

          Для реализации программного содержания используется УМК:

  1. Плешаков А.А. Окружающий мир: учебник для 4 класса начальной школы в 2 ч. Москва: Просвещение, 2009
  2. Плешаков А.А. Рабочие тетради №1, №2 к учебнику для 4 класса
  3. Яценко И.Ф. Контрольно – измерительные материалы. Окружающий мир: 4 класс
  4. Методическое пособие к учебнику «Окружающий мир 4 класс».

 

     Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования.  В связи с тем, что авторская программа рассчитана на 68 часов, а  учебный план на 35 учебных недель, в рабочую программу внесены изменения: добавлено 2 часа. Темы «Природа России» и «Страницы всемирной истории» увеличены на 1 час, тема «Современная Россия» увеличена на 2 часа.  Тема «Родной край – часть большой страны» сокращена на 2 часа. При этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания. 

    Рабочая программа рассчитана на 70 часов в год:

в 1-й четверти – 18 часов;

во 2-й четверти – 14 часов;

в 3-й четверти – 20 часов;

в 4-й четверти – 18 часов.

       

              В тематическом планировании в соответствии с инструктивно – методическим письмом «О преподавании в начальных классах в 2013 – 2014 учебном году» запланированы следующие виды контроля:

Контрольная работа – 4.

Контрольные работы организуются в виде тестирования по темам, изученным в течение каждой учебной четверти.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ

К концу 4 класса учащиеся должны знать:

Земля — планета Солнечной системы, причины смены дня и ночи и времен года;

способы изображения Земли, ее поверхности: глобус, географическая карта;

что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ведется счет лет в истории; особенности исторической карты;

некоторые современные экологические проблемы;

природные зоны России;

особенности природы своего края: формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества;

исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время;

важнейшие события и великих людей отечественной истории;

государственную символику и государственные праздники современной России; что такое Конституция; основные права ребенка.

Учащиеся должны уметь:

распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать важнейшие полезные ископаемые своего края, растения и животных, характерных для леса, луга,

пресного водоема, основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных своего края;

проводить наблюдения природных тел и явлений;

в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости; определять возможные причины отрицательных изменений в природе; предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу; определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения;

приводить примеры животных Красной книги России и международной Красной книги;

соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий;

приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории;

приводить примеры народов России;

самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведческого и обществоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа;

применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации;

владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты.

                         КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Наименование раздела

и тем

Часы

учебного

времени

Плановые

cроки

 прохождения

Характеристика основной

деятельности ученика

1

Земля и человечество

10 ч

1-5 недели

Изучение объектов с точки зрения астронома, географа, историка, эколога.

2

Природа России

11 ч

6-11 недели

Знакомство с разнообразием и красотой природы России. Природные зоны нашей страны. Особенности природы каждой из зон.

3

Родной край – часть большой страны

12 ч

11-16 недели

Знакомство с природой родного края: формы земной поверхности, полезные ископаемые, почвы, природные сообщества (лес, луг, пресный водоем), растениеводство и животноводство.

4

Страницы всемирной истории

6 ч

17-19 недели

Представление о периодизации истории: древний мир, средние века, новое и новейшее время.

5

Страницы истории Отечества

20 ч

20-30 недели

Знакомство с историей Отечества с Древней Руси до ХХ века (правители, преобразования).

6

Современная Россия

11 ч

31-35 недели

Уточнение представлений о современной России: Государственное устройство. Государственная символика. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры.

ИТОГО

70 ч

Тематическое планирование                                                Окружающий мир 4 класс

Раздел плана

Тема урока

Всего часов

Дата

план

факт

1. Земля и человечество

 

10

 

 

 

 1. Мир глазами астронома

1

03.09.

 

 

 2. Планеты Солнечной системы

1

04.09.

 

 

 3. Звездное небо - великая книга природы. Практ.раб.: знакомство с картой звездного неба

1

10.09.

 

 

 4. Мир глазами географа. Глобус и географическая карта. Практ.раб. показ объектов на карте

1

11.09.

 

 

 5. Пояса Земли

1

17.09.

 

 

 6. Мир глазами историка. Практ.раб. знакомство с исторической картой

1

18.09.

 

 

 7. Когда и где? История - путешествие в глубь времен

1

24.09.

 

 

 8. Прошлое и настоящее глазами эколога

1

25.09.

 

 

 9. Сокровища Земли под охраной человечества

1

01.10.

 

 

 10. Сокровища Земли под охраной человечества. Всемирное наследие

1

02.10.

 

2. Природа России

 

11

 

 

 

 11. Равнины и горы России

1

08.10.

 

 

 12. Моря, озера и реки России

1

09.10.

 

 

 13. Зона арктических пустынь

1

15.10.

 

 

 14. Тундра. Природа тундры. Практ.раб.: растения тундры (гербарий)

1

16.10.

 

 

 15. Леса России. Практ.раб.: растения леса (гербарий). Лес и человек

1

22.10.

 

 

 16. Контрольная работа по темам "Земля и человечество", " Природа России"

1

23.10.

 

 

 17. Зона степей. Практ.раб.: растения степей (гербарий)

1

29.10.

 

 

 18. Пустыни. Практ.работа: растения пустыни (гербарий)

1

30.10.

 

 

 19. У Черного моря

1

12.11.

 

 

 20. Экологическое равновесие

1

13.11.

 

 

 21. Обобщение по разделу "Природа России"

1

19.11.

 

3. Родной край - часть большой страны

 

12

 

 

 

 22. Наш край. Практ.работа: знакомство с картой Белгородской области

1

20.11.

 

 

 23. Поверхность нашего края

1

26.11.

 

 

 24. Водоемы нашего края

1

27.11.

 

 

 25. Наши подземные богатства. Практ.работа: полезные ископаемые нашего края

1

03.12.

 

 

 26. Земля - кормилица

1

04.12.

 

 

 27. Жизнь леса. Лес - природное сообщество

1

10.12.

 

 

 28. Жизнь луга. Луг - природное сообщество

1

11.12.

 

 

 29. Жизнь пресного водоема

1

17.12.

 

 

 30. Растениеводство в нашем крае. Практ.работа: культурные растения нашего края

1

18.12.

 

 

 31. Незаметные защитники урожая. 

1

24.12.

 

 

 32. Животноводство в нашем крае. Контрольная работа по теме "Родной край - часть большой страны"

1

25.12.

 

 

 33. Обобщение по разделу "Родной край - часть большой страны"

1

14.01.

 

4. Страницы всемирной истории

 

6

 

 

 

 34. Начало истории человечества

1

15.01.

 

 

 35. Мир древности: далекий и близкий

1

21.01.

 

 

 36. Средние века: время рыцарей и замков

1

22.01.

 

 

 37. Новое время: встреча Европы и Америки

1

28.01.

 

 

 38. Новейшее время: история продолжается сегодня

1

29.01.

 

 

 39. Обобщение по разделу "Страницы всемирной истории"

1

04.02.

 

5. Страницы истории Отечества

 

20

 

 

 

 40. Жизнь древних славян

1

05.02.

 

 

 41. Во времена Древней Руси

1

11.02.

 

 

 42. Страна городов

1

12.02.

 

 

 43. Из книжной сокровищницы Древней Руси

1

18.02.

 

 

 44. Трудные времена на Русской земле

1

19.02.

 

 

 45. Русь расправляет крылья

1

25.02.

 

 

 46. Куликовская битва

1

26.02.

 

 

 47. Иван Третий

1

04.03.

 

 

 48. Мастера печатных дел

1

05.03.

 

 

 49. Патриоты России. Петр Великий

1

11.03.

 

 

 50. Михаил Васильевич Ломоносов

1

12.03.

 

 

 51. Контрольная работа по теме "Страницы истории"

1

18.03.

 

 

 52. Екатерина Великая

1

19.03.

 

 

 53. Отечественная война 1812 года

1

01.04.

 

 

 54. Страницы истории ХIХ века

1

02.04.

 

 

 55. Россия вступает в ХХ век

1

08.04.

 

 

 56. Страницы истории 1920-1930-х годов

1

09.04.

 

 

 57. Великая война и Великая Победа

1

15.04.

 

 

 58. Страна, открывшая путь в космос

1

16.04.

 

 

 59. Экскурсия. Путешествие по родному краю (достопримечательности села)

1

22.04.

 

6. Современная Россия

 

11

 

 

 

 60. Основной закон России и права человека

1

23.04.

 

 

 61. "Дети имеют право на особую заботу и помощь"

1

29.04.

 

 

 62. Мы - граждане России

1

30.04.

 

 

 63. Славные символы России

1

06.05.

 

 

 64. Такие разные праздники

1

07.05.

 

 

 65. Путешествие по России. Дальний Восток, Сибирь

1

13.05.

 

 

 66. Путешествие по России. Урал, Север Европейской России

1

14.05.

 

 

 67. Путешествие по России. Центр Европейской России, Юг Европейской России

1

20.05.

 

 

 68. Контрольное тестирование по изученным темам

1

21.05.

 

 

 69. Обобщение по теме  «Современная Россия»  

1

27.05.

 

 

 70. Урок - игра.  Что мы узнали и чему научились за год

1

28.05.

 

 

ИТОГО

70

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА

Земля и человечество (10 ч)

Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля — планета Солнечной системы. Луна — естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо — великая «книга» природы.

Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.

Миг глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.

Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды — задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.

Практические работы: знакомство с картой звездного неба; поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте; знакомство с историческими картами.

Природа России (11 ч)

Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).

Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.

Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.

Практические работы: поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов; поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.

Родной край — часть большой страны (12 ч)

Наш край на карте Родины. Карта родного края.

Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края.

Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.

Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.

Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.

Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.

Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.

Экскурсии: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными пресного водоема, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя.

Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края.

Страницы всемирной истории (6 ч)

Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения — свидетельства прошлого. Средние века; о чем

рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.

Страницы истории Отечества (20 ч)

Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.

Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь — страна городов. Киев — столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.

Наше Отечество в XIII —XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья — собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.

Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII —XV вв.

Наше Отечество в XVI —XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI—XVII вв.

Россия в XVIII в. Петр Первый — царь-преобразователь. Новая столица России — Петербург. «Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А.В.Суворов, Ф.Ф.Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.

Россия в XIX — начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX — начале XX в.

Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй — последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20—30-е гг. Великая Отечественная война 1941 — 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы — всенародный праздник.

Наша страна в 1945 — 1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».

Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.

Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.

Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села).

Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах.

Современная Россия (11 ч)

Мы — граждане России. Конституция России — наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.

Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.

Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.

Многонациональный состав населения России.

Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.

ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ

Контрольная работа

по темам «Земля и человечество», «Природа России»

Вариант 1.

  1. Допиши слова в предложениях.

Наша планета называется ____________. Наша страна называется _____________.

Мы живем в городе (селе)___________________.

  1. Вокруг Солнца вращаются планеты. Сколько их?

а) 7                           б) 9                          в) 11

  1. Земля вращается вокруг своей оси. Благодаря этому происходит:

а) смена времен года;

б) смена дня и ночи;

в) смена тепла и холода.

  1. Звезда – это …

а) раскалённый газовый шар;

б) холодный шар, состоящий из твердых веществ;

в) предмет, висящий в небе далеко от земли.

  1. Продолжи записывать названия материков:

Северная_Америка,__Австралия,_____________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

  1. Самый жаркий пояс Земли – это _______________________ пояс.

  1. Запиши три причины загрязнения океана:
  1. ______________________________________________________
  2. ______________________________________________________
  3. ______________________________________________________

  1. Эмблему «Большая панда» имеет международная организация:
  1. Гринпис;
  2. Всемирный фонд дикой природы;
  3. Московский зоопарк.

  1. Соедини стрелками, к чему относится каждый объект:

Деревянные церкви Кижи

Всемирное культурное наследие

Московский Кремль

Всемирное природное наследие

Ниагарский водопад

Большой коралловый риф

Озеро Байкал

  1. Приведи примеры (не менее двух):

Горы России__________________________________________________

Равнины России_______________________________________________.

Контрольная работа

по темам «Земля и человечество», «Природа России»

Вариант 2.

  1. Допиши слова в предложениях.

Наша планета называется ____________. Наша страна называется _____________. Мы живем в городе (селе)___________________.

  1. Вокруг Солнца вращаются планеты. Сколько их?

а) 8                           б) 9                          в) 10

  1. Земля вращается вокруг солнца . Благодаря этому происходит:

а) смена времен года;

б) смена дня и ночи;

в) смена тепла и холода.

  1. Солнце  –  это …

а) раскалённое космическое тело;

б) холодный шар, состоящий из твердых веществ;

в) планета солнечной системы.

  1. Продолжи записывать названия материков:

Южная_Америка,__Австралия,_____________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

  1. Самый холодный полюс Земли – это ___________________полюс.

  1. Запиши три причины загрязнения воздуха:
  1. ______________________________________________________
  2. ______________________________________________________
  3. ______________________________________________________

  1. Эмблему «Большая панда» имеет международная организация:
  1. Гринпис;
  2. Всемирный фонд дикой природы;
  3. Московский зоопарк.

  1. Соедини стрелками, к чему относится каждый объект:

Великая китайская стена

Всемирное культурное наследие

Статуя Свободы

Всемирное природное наследие

Водопад  Виктория

Вулканы Камчатки

Алтай – Золотые горы

  1. Приведи примеры (не менее двух):

Горы России__________________________________________________

Равнины России_______________________________________________.

Контрольная работа

по теме «Родной край – часть большой страны»

Вариант 1.

А 1. Какие деревья растут в лесах нашего края?

 1) берёза, дуб                                3) ясень, вяз      

 2) сосна, пихта                             4) ель, тополь

А 2. Какие почвы самые плодородные?

 1) тундровые                                 3) подзолистые

 2) луговые                                      4) чернозёмы

А 3. Какое растение образует верхние ярусы?

 1) орешник                                     3) жимолость

 2) ясень                                           4) ежевика

А 4. Кто живёт в лесной подстилке?

 1) лесная мышь                             3) бурундук

 2) ёж                                               4) личинки насекомых

А 5. Какой гриб служит лекарством для лосей?

 1) подосиновик                             3) мухомор

 2) сыроежка                                   4) белый гриб

А 6. Что такое исток?

 1) начало реки                                  3) река, впадающая в другую реку

 2) место впадения реки в море       4) песчаная отмель на берегу

А 7. Какое полезное ископаемое обладает плавкостью?

 1) глина                                             3) нефть

 2) песок                                             4) железная руда

А 8. Что такое овраги?

 1) углубления с крутыми склонами

 2) углубления между горами

 3) рытвины у склонов холмов

 4) высокие холмы

В 1. Какое растение занесено в Красную книгу?

 1) крапива                                3) ландыш

 2) василёк                                4) георгин

В 2. Как правильно проводить вспашку на склонах?

 1) поперёк склона                        3) полосами

2) вдоль склона                             4) ставить колья

В 3. Какой вред наносит  водоёмам сельское хозяйство?

 1) для орошения полей берут воду из водоёмов

 2) на фермах требуется много воды

 3) удобрения и ядохимикаты с полей впадают в водоёмы

 4) коровы во время выпаса пьют воду из реки

В 4. Какое насекомое было завезено в Россию из американского штата?

 1) жужелица                                   3) божья коровка

 2) колорадский жук                       4) златоглазка

С 1. Можно ли поджигать сухую траву на лугах весной?

 1) нет, погибают молодые растения

 2) нет, почва станет менее плодородной

 3) да, сухая трава мешает расти молодым растениям

 4) нет, в огне погибают луговые насекомые

С 2. Какие культуры выращивают овощеводы?

 1) томат                                3) капусту

 2) клубнику                          4) кукурузу

Контрольная работа

по теме «Родной край – часть большой страны»

Вариант 2.

А 1. Какие деревья растут в лесах нашего края?

 1) клён, тополь                                3) сосна, пихта      

 2) бук, кедр                                      4) кипарис, магнолия

А 2. Какие почвы распространены в нашем крае?

 1) тундровые                                   3) подзолистые

 2) луговые                                       4)чернозёмы

А 3. Какое растение образует нижние ярусы?

 1) малина                                        3) земляника

 2) ясень                                           4) ежевика

А 4. Какая птица живёт у водоёма?

 1) коростель                                   3) цапля

 2) аист                                             4) перепел

А 5. Какой гриб несъедобный?

 1) подосиновик                             3) мухомор

 2) сыроежка                                   4) белый гриб

А 6. Что такое приток?

 1) начало реки                                   3) река, впадающая в другую реку

 2) место впадения реки в море        4) правый берег

А 7. Из какого полезного ископаемого получают жидкое топливо?

 1) из глины                                             3) из нефти

 2)  из торфа                                             4) из железной  руды

А 8. Что такое холмы?

 1) углубления с крутыми склонами

 2) небольшие возвышения на равнинах

 3) почти ровные участки земной поверхности

 4) очень высокие  возвышения

В 1. Какое животное  занесено в Красную книгу?

 1) ушастый ёж                       3) кабан

 2) лисица                                4) заяц

В 2. Почему луг скашивают с центра, двигаясь по краю?

 1) это красиво

 2) это удобно для трактора

 3) насекомые и птицы смогут улететь в безопасное место

 4) так не образуется овраг

В 3. Как вредит почве вырубка лесов?

  1) почва становится подзолистой и неплодородной

  2) почву смывает вода и сдувает ветер

  3) почва пересыхает

  4) становится меньше дождевых червей

В 4. Какое утверждение верно?

  1) Божьи коровки поедают тлей.

  2) Колорадский жук не наносит вреда урожаю.

  3) Вредителей лучше уничтожать ядохимикатами.

   4) Жук-жужелица поедает листья картофеля.

С 1. Какова роль растений в водоёме?

 1) они выделяют кислород

 2) они являются пищей для животных

 3) подводные заросли – убежище для животных

 4) они засоряют водоёмы

С 2. Какие культуры выращивают полеводы?

 1) томат                               3) свёклу

 2) пшеницу                          4) кукурузу

Контрольная работа

по теме «Страницы истории»

Вариант 1.

А 1. Укажи неверное утверждение.

 1) Самой длительной эпохой в истории развития человечества является первобытная истории.

 2) К концу первобытной истории люди научились строить дома, изготавливать посуду и одежду.

 3) Первобытные люди умели разговаривать и писали иероглифами.

 4) В первобытную эпоху уже существовало искусство.

А 2. Какую эпоху называют временем рыцарей?

 1) первобытную историю

 2) эпоху Древнего мира

 3) Средние века

 4) Новое время

А 3. Какой мореплаватель открыл Америку?

 1) Ф.Магеллан                                      3) Х.Колумб

 2) М.П.Лазарев                                     4) Ф.Ф.Беллинсгаузен

А 4. Какое событие не относится к Новейшему времени?

 1) покорение Южного полюса

 2) изобретение телеграфа

 3) начало освоения космоса

 4) Вторая мировая война

А 5. Назови столицу Древней Руси.

 1) Киев                                                 3) Москва

 2) Новгород                                         4) Константинополь

А 6. Кто вошёл в историю как креститель Руси?

 1) князь Владимир                              3) Александр Невский

 2) Ярослав Мудрый                            4) Пётр Великий

А 7. Какой князь в 1242 году разбил немецких рыцарей – крестоносцев?

 1) Олег                                                 3) Ярослав

 2) Владимир                                        4) Александр

А 8. Кто в начале XVII века встал во главе народного ополчения, созданного для борьбы с польскими захватчиками?

 1) Кузьма Минин

 2) Иван Фёдоров

 3) Александр Невский

 4) Дмитрий Пожарский

В 1. Какой город возник в эпоху Средневековья?

 1) Москва                                                    3) Санкт - Петербург

 2) Афины                                                    4) Рим

В 2. Что такое Золотая Орда?

 1) город в Древней Руси

 2) государство монголо - татар

 3) войско в Древней Руси

 4) одно из племён древних славян

В 3. При каком правителе Русь окончательно избавилась от ордынской зависимости?

 1) при Дмитрии Донском

 2) при Иване Третьем

 3) при Иване Калите

 4) при Ярославе Мудром

С 1. Какие сооружения появились в эпоху Древнего мира?

 1) Луксор                      3) египетские пирамиды

 2) Парфенон                 4) Софийский собор

С 2. Что было изобретено в эпоху Нового времени?

 1) книгопечатание                         3) пароход

 2) паровоз                                       4) телеграф

Контрольная работа

по теме «Страницы истории»

Вариант 2.

А 1. Какой город появился в эпоху Древнего мира?

 1) Париж                                       3) Москва

 2) Афины                                      4) Берлин

А 2. Как называется эпоха, которая длилась с конца V до конца XV века?

 1) Древний мир

 2) Средневековье

 3) Новое время

 4) Новейшее время

А 3. Какое достижение принадлежит Руалу Амундсену?

 1) открыл Америку

 2) открыл Антарктиду

 3) совершил первую кругосветную экспедицию

 4) покорил Южный полюс

А 4. Что было изобретено в эпоху Средневековья?

 1) книгопечатание                     3) паровоз

 2) радио                                      4) аспирин

А 5. Почему в Москве поставили памятник византийским монахам Кириллу и Мефодию?

 1) они создали славянскую азбуку

 2) они первыми на Руси приняли крещение

 3) они написали «Повесть временных лет»

 4) они построили первый храм на Руси

А 6. Каким русским городом управляли посадники?

 1) Москвой                                  3) Рязанью

 2) Рязанью                                   4) Великим Новгородом

А 7. Кому принадлежит заслуга создания русского флота?

 1) Петру Первому                       3) Александру Второму

 2) Екатерине Второй                  4) Николаю Второму

А 8. Московское княжество стало сильным на Руси при:

 1) Иване Третьем                       3) Ярославе Мудром

 2) Иване Калите                         4) Дмитрии Донском

В 1. К какой эпохе относится возникновение Москвы?

 1) к Древнему миру

 2) к Средневековью

 3) к Новому времени

 4) к Новейшему времени

В 2. Как называлось государство, которому Русь до 1480года выплачивала дань?

 1) Рыцарский Орден                   3) Золотая Орда

 2) Монголия                                4) Византия

В 3. На печати какого русского правителя впервые появился двуглавый орёл?

 1) Ярослава Мудрого                 3) Ивана Третьего

 2) Ивана Калиты                         4) Ивана Грозного

С 1. Какие сооружения возникли в эпоху Средневековья?

 1) рыцарские замки

 2) мусульманские мечети

 3) египетские пирамиды

 4) христианские соборы

С 2. Назови главные задачи, стоящие перед современным обществом.

 1) изобретение оружия

 2) охрана природы

 3) преодоление бедности

 4) борьба с терроризмом

Итоговая контрольная работа

Вариант 1.

А 1. Выбери верное утверждение.

 1) Вокруг земли вращаются восемь планет.

 2) Вокруг Солнца вращаются девять планет.

 3) Вокруг Солнца вращаются восемь планет.

 4) Солнце вращается вокруг Земли.

А 2. Где самый  богатый растительный и животный мир?

 1) в полярных поясах

 2) на Северном полюсе

 3) в умеренных поясах

 4) в тропиках

А 3. Что мы называем историческим источником?

 1) учебник по истории

 2) статьи в газетах, посвящённые историческим событиям

 3) всё то, что может рассказать нам о прошлом

 4) исторические книги

А 4. Какая природная зона описана в тексте?

        Лето тёплое, но зима суровая, преобладают хвойные растения, так как они менее требовательны к теплу. Животный мир разнообразен.

 1) тундра                                               2) тайга

 3) пустыня                                            4) арктическая пустыня

А 5. Укажи самую низкую равнину России.

 1) Западно - Сибирская

 2) Приволжская

 3) Среднесибирское плоскогорье

 4) Восточно – Европейская

А 6. Какое озеро России включено в Список объектов Всемирного природного наследия?

 1) Ладожское                                            2) Байкал

 3) Каспийское                                           4) Онежское

А 7. Что должны делать люди для охраны водоёмов?

 1) не купаться в реках

 2) поливать огороды водой из рек и озёр

 3) уничтожать обитателей водоёмов

 4) расчищать берега водоёмов от мусора

А 8. Укажи основное свойство торфа.

 1) прочность                                2) твёрдость

 3) пластичность                           4) горючесть

А 9. Что является названием отрасти животноводства?

 1) цветоводство                           2) металлургия

 3) свиноводство                           4) полеводство

А 10. Какая эпоха длилась с 1500 по 1900 год?

 1) эпоха Древнего мира

 2) эпоха Средних веков

 3) эпоха Нового времени

 4) эпоха Новейшего времени

В 1. Какое растение не является луговым?

 1) тысячелистник                                  2) мятлик

 3) тимофеевка                                       4) тростник

В 2. Какое насекомое поедает листья картофеля?

 1) колорадский жук                              2) жужелица

 3) божья коровка                                  4) тля

В 3. Кто организовал первую в России химическую лабораторию?

 1) Пётр Первый                                    2) М.В.Ломоносов

 3) Екатерина Вторая                            4) Иван Третий

В 4. Какое название получило решающее сражение Отечественной войны 1812 года?

 1) Куликовская битва                          2) Бородинская битва

 3) Ледовое побоище                            4) Ордынское сражение

С 1. Укажи объекты Всемирного природного наследия России.

 1) водопад Виктория                         2) Большой барьерный риф

 3) Алтай                                              4) озеро Байкал

С 2. Какие полезные ископаемые используют для получения топлива?

 1) нефть                                              2) известняк

 3) каменный уголь                             4) природный газ

С 3. Назови государственные праздники России.

 1) День России

 2) День Государственного флага Российской Федерации

 3) День Конституции

 4) День Милиции

Итоговая контрольная работа

Вариант 2.

А 1. Какое утверждение верно?

 1) В Солнечную систему входят Земля и Солнце.

 2) В Солнечную систему входят Земля, Солнце и Луна.

 3) В Солнечную систему входят Солнце и все вращающиеся вокруг него тела.

 4) В Солнечную систему входят Солнце и крупные планеты.

А 2. Где самый бедный растительный и животный мир?

 1) в южном тропическом поясе

 2) в северном тропическом поясе

 3) в полярных поясах

 4) в умеренных поясах

А 3. Какая наука узнаёт о прошлом, изучая древние предметы, сооружения?

 1) археология                                     2) история

 3) астрономия                                    4) география

А 4. Какая природная зона описана в тексте?

        Солнце никогда не поднимается высоко над горизонтом, из растительности на камнях встречаются лишайники, животные питаются рыбой.

 1) арктическая пустыня                   2) тундра

 3) степь                                              4) тайга

А 5. Что называют Каменным поясом земли Русской?

 1) Уральские горы                            2) Кавказские горы

 3) Алтай                                             4) Русскую равнину

А 6. Какое озеро России из-за огромных размеров часто называют морем?

 1) Ладожское                           2) Онежское

 3) Каспийское                         4) Байкал

А 7. Какое утверждение – неверно?

  1) Лес – защитник почвы.

 2) Лесов так много, что вырубить их все невозможно.

 3) Лес очищает воздух.

 4) Лес защищает почву от разрушения.

А 8. Какие почвы распространены в нашей стране?

 1) чернозёмы                            2) луговые

 3) болотные                              4) подзолистые

А 9. Какое полезное ископаемое используют для изготовления посуды?

 1) глину                                     2) торф

 3) известняк                              4) гранит

А 10. В какую эпоху возникли первые цивилизации?

 1) в первобытную эпоху

 2) в эпоху Древнего мира

 3) в эпоху Средних веков

 4) в эпоху Нового времени

В 1. Какая птица помогает людям защищать урожай от гусениц яблонной плодожорки?

 1) сова                                                         2) скворец

 3) канюк                                                      4) пустельга

В 2. Из чего получают перловую крупу?

 1) из ячменя                                                   2) из кукурузы

 3) из ржи                                                        4) из гречихи

В 3. Кого называют продолжателем дел Петра Великого?

 1) Ивана Грозного                                         2) Екатерину Вторую

 3) Александра Второго                                 4) Николая Второго

В 4. Укажи порядок расположения полос на Государственном флаге Российской Федерации.

 1) красная, белая, синяя                                2) синяя, красная, белая

 3) белая, синяя, красная                                4) белая, красная, синяя

С 1. Назови объекты Всемирного культурного наследия России.

 1) Акрополь

 2) Московский Кремль

 3) исторический центр Санкт - Петербурга

 4) Кижи

С 2. Какие права есть у граждан Российской Федерации?

 1) на образование                            2) на труд

 3) на отдых                                       4) на разрушение памятников культуры

С 3. Какие изобретения относятся к эпохе Новейшего времени?

 1) фотография                                  2) телевидение

 3) электричество                              4) холодильник

МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Наименование объектов  и средств материально – технического обеспечения

Процент обеспеченности

Примечание

Книгопечатная продукция

«Концепция и программы для начальных классов», Москва, «Просвещение» 2008 г

 Учебники

1. Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир. Учебник. 4 класс. В 2 ч. Ч.1  - М: Просвещение, 2010.

2. Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир. Учебник. 4 класс. В 2 ч. Ч.2  - М: Просвещение, 2010.

Рабочие тетради

1. Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч.1  - М: Просвещение, 2013.

2. Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч.2  - М: Просвещение, 2013.

Методические пособия

1. Плешаков А.А. От земли до неба: Атлас – определитель: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010.

2. Плешаков А.А. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2010.

3. Плешаков А.А. Румянцев А.А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010.

100%

100%

100%

100%

Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок

Телевизор

Видеоплейер

Магнитофон

Компьютер

Экранно – звуковые пособия

Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений

Слайды (диапозитивы), соответствующие содержанию обучения

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы

Учебно – практическое и учебно – лабораторное оборудование

Оборудование класса

Ученические двухместные парты с комплектом стульев

Стол учительский

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. Полка для книг

Настенная доска для вывешивания иллюстративного материала

Список методической литературы.

  1. Дмитриева О.И., Мокрушина О.А. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 4 класс. – М.: ВАКО, 2004 г.
  2. Журнал «Начальная школа»
  3. Каткова Е.Г. Окружающий мир. Итоговая аттестация за курс начальной школы. – М.: Экзамен. 2010 г.
  4. Плешаков А.А. Мир вокруг нас 4 класс. Проверим себя. – М.: Вита-пресс, 2008 г.
  5. Плешаков А.А. 100 и еще 14 заданий по природоведению 4 класс. – М.: Вита – пресс, 2003 г.
  6. Плешаков А.А. Тетрадь для проверочных работ. – М.: АСТ – пресс школа, 2002 г.
  7. Райков Б.Е., Римский – Корсаков М.Н. Зоологические экскурсии. – М.: Топикал, 1994.
  8.  Яценко И.Ф. Контрольно – измерительные материалы. Окружающий мир: 4 класс. – М.: ВАКО, 2013.
  9.  Я познаю мир. Детская энциклопедия. - М.: АСТ, 1996.

Электронные образовательные ресурсы:

Диски

  • Прогулки с динозаврами.
  • Детская энциклопедия о животных.
  • Мультимедийные презентации по темам учебного курса


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по окружающему миру 4 класс по учебнику Н.Я.Дмитриевой , А.Н.Казакова

рабочая программа по окружающему миру 4 класс учебник ДмитриевойН.Я.,Казакова А.Н....

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс (к учебнику Плешакова А.А.) ФГОС

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание курса, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки, учебно-методическое обеспечение образовательного процесса...

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс по учебнику Н.Ф.Виноградовой

Структура данной программы соответствует ФГОС - планируемые результаты (ученик научиться/ ученик получит возможность научиться), материально-техническая база, нормы оценок, в тематическом планировании...

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. Система учебников "Начальная школа XXI века"

Рабочая программа составлена в полном соответствии с требованиями ФГОС НОО...

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс по учебнику Н. Я. Дмитриевой и А. Н Казакова (система Л. В. Занкова)

Рабочая программа по окружающему миру  4 класс по учебнику Н. Я. Дмитриевой и  А. Н Казакова (система Л. В. Занкова)...

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс А.А.Плешакова

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 4 класса создана на основе:Федерального  государственного образовательного  стандарта начального общего образования;- Концепции духовно-нра...

Презентация к уроку окружающего мира 1 класс к учебнику Плешакова "Когда придет суббота?"

Презентация к уроку окружающего мира 1 класс к учебнику Плешакова "Когда придет суббота?"...