Рабочая программа по окружающему миру 4 класс А.А.Плешакова
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему

Шестакова Ольга Алексеевна

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 4 класса создана на основе:

Федерального  государственного образовательного  стандарта начального общего образования;

- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования;

- примерной программы по окружающему миру;

- программы, разработанной  А.А. Плешаковым, М.Ю. Новицкой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_okr._miru2.docx88.07 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 4 класса создана на основе:

Федерального  государственного образовательного  стандарта начального общего образования;

- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования;

- примерной программы по окружающему миру;

- программы, разработанной  А.А. Плешаковым, М.Ю. Новицкой.

   Содержание программы отвечает идеям новой концепции начального образования «Перспектива», направленной на реализацию культурно-исторического принципа в обучении.

    Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;
  • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

  1. формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, в котором проживают дети, к России, ее природе и культуре, истории и современной жизни;
  2. осознание ребенком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем.
  3. формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
  4. формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

     Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегрированный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

     Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях дает ученику ключ (метод) к осмыслению лично опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти свое место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как свое личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир»

Представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создает прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

     Используя для осмысления личного опыта ребенка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения.

   Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия. Эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать свое место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.

     Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей -0 умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты. Соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности. Существенная особенность курса состоит в том, что в нем заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

     Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; ее реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которое присутствует в  программе каждого класса.

     Уважение к миру – это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

     В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытии» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно- образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера. Различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий. Организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие  ребенка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке. Музее и т, д. очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

   В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:

  1. распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;
  2. моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);
  3. эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нем, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил. Которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с собой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за ее стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или в иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.

     Ценностные ориентиры содержания курса.

     Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

    Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.

    Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

    Человечество как многообразие народов, культур, религий. Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

     Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека выражающейся в любви к России, народу. Малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

     Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

     Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

     Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.

     Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Общая характеристика учебного предмета «Окружающий мир»

Отбор  содержания  курса «Окружающий мир» осуществлен на основе следующих ведущих идей:

  1. идея многообразия мира;
  2. идея целостности мира;
  3. идея уважения к миру.

     Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, ив социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

       Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; ее реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которое присутствует в  программе каждого класса.

     Уважение к миру – это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

     В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытии» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно- образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера. Различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий. Организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие  ребенка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т, д. очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

   В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:

  1. распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;
  2. моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);
  3. эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нем, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил. Которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

     Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с собой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за ее стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или в иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.

   

Место учебного предмета в базисном учебном плане

На изучение курса «Окружающий мир» в 4 классе отводится 2 часа в неделю. Программа рассчитана на 68 часов в год (34 учебных недель). Учебный предмет является интегрированным. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы социально-гуманитарной направленности, в также элементы безопасности жизнедеятельности.

Планируемые результаты изучения учебного предмета (личностные, метапредметные, предметные)

Программа 4 класса обеспечивает достижение учащимися начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами изучения курса в 4 классе является формирование следующих умений:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину. Российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
  • формирование целостного. Социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично меняющемся и развивающемся мире;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности. На основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду. Работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметными результатами изучения курса "Окружающий мир" является формирование  следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результатов;
  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

Познавательные УУД:

  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникативных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • понимать, толковать и организовывать свою деятельность в соответствии с условными знаками и символами, используемыми в учебнике для передачи информации;
  • осуществлять поиск необходимой информации из различных источников (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета  «Окружающий мир";
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовитым признакам, понимать содержание параграфа, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц или схем;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • ориентироваться в разнообразие способов решения задач.

Коммуникативные УДД:

  • донести свою позицию до других: формировать свою мысль в устной и письменной речи;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • признавать свои ошибки, озвучивать их;
  • готовить сообщения, выполнять проекты по теме;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

Предметные результаты:

  • понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
  • сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
  • осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
  • освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
  • устанавливать причинно-следственные связи;

К концу 4 класса обучающийся научится:

  • знать способы изображения Земли, её  поверхности (глобус, карта, план местности); знания океанов и материков; положение России, своего края на карте; природные зоны России, особенности природы и хозяйства, экологические проблемы в этих зонах; особенности природы края; поверхность, важнейшие полезные ископаемые, водоёмы, природные сообщества; использование и охрана природы края; правила поведения в природе;
  • знать исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время; важнейшие события и великих людей отечественной истории; государственную символику и государственные праздники современной России; что такое Конституция; основные права ребенка, правила безопасности дорожного движения (в части,  касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).

Обучающийся получит возможность научиться:

  • определять на глобусе и географической карте стороны горизонта, находить и показывать изученные географические объекты; различать важнейшие полезные ископаемые родного края;
  •  растения и животные, которые наиболее характерны для луга, леса, водоема своего края; основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных края; объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
  • самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме, излагать их на уроке в виде сообщения, рассказа;
  • проводить самостоятельные наблюдения в природе; формулировать и практически выполнять правила повеления в природе;
  • в доступной форме пропагандировать знания о природе, об отношении к ней; лично участвовать в практической работе по охране природы;
  • приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории; приводить примеры народов России;
  • владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты;
  • соблюдать правила безопасности дорожного движения (в части,  касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств)
  • выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую медицинскую помощь при небольших повреждениях кожи;

Содержание учебного материала

Программа 4 класса включает разделы:

№ п/п

                    Раздел                                                        

Количество часов

1.

Мы – граждане единого Отечества

13 часов

2.

По родным просторам

20 часов

3.

Путешествие по реке времени

25 часов

4.

Мы строим будущее России

10 часов

     Учащиеся знакомятся с понятием общество, народ, гражданин России и их  признаками, с Конвенцией о правах ребёнка, о главе государства, Федеральном собрании и их функции. Формируется представление о том, как человечество сохраняло и передавало опыт потомкам, как ведётся летоисчисление.  В процессе изучения проводятся экскурсии в природу, практические работы в классе, различного рода наблюдения, осуществляемые детьми под руководством учителя или самостоятельно

Раздел I. «Мы – граждане единого Отечества» (13 ч.) 

Тема 1. Общество -  это мы (1 ч.). Понятия «мы», «общество», «объединение», «сообщество», «земляк», «землячество», «гражданин», «гражданское общество».

 Тема 2. Российский народ (1 ч.). Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории.

Тема 3. Конституция России (1ч.). Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.  Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан. Ответственность государства за благополучие своих граждан. Ответственность российских граждан за своё Отечество.

Тема 4. Права ребенка (1ч.). Расширение прав и обязанностей ребёнка по мере взросления; о правах ребёнка и законах, их гарантирующих в РФ; принципы Декларации прав ребёнка ООН

Тема 5. Государственное устройство России (1ч.). Особенности государственного устройства России, роль Президента и трёх ветвей власти в России. Имя, отчество, фамилия действующего Президента.

Тема 6.  Российский Союз равных (1ч.). Особенности субъектов РФ в зависимости от их принадлежности к той или иной группе;  столица России; символический смысл герба и флага. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края.

Тема 7.  Государственная граница России (1ч.). Россия на карте, государственная граница России. Добрососедство разных стран в мире — культурная ценность человечества. Государства, с которыми  граничит Россия на суше и на море; показ на карте  государственной  границы России.

Тема 8. Путешествие за границу России (1ч.). Заочное путешествие в страны ближнего зарубежья, столицы стран.

Тема 9. Сокровища России и их хранители. (1ч). Пословицы и поговорки, местные гидронимы на родном языке; анализ их содержания

Тема 10 . Творческий союз (1ч.) Жизнь и творчество выдающихся деятелей культуры народов своего края.  Роль русского языка и культуры в их творчестве. Календаря памятных дат. Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество Христово, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции и др. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.

Тема 11. Обобщение по разделу «Мы – граждане единого Отечества» (1ч.). Презентация «Красота природы моего Отечества». Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте. Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России.

Тема 12. Наши проекты. «За страницами учебника» (праздник) (1ч.).

Тема 13. Проверочная работа (1ч.). Контроль знаний.

Раздел II. «По родным просторам» (20 ч.).

Тема 1. Карта – наш экскурсовод (1ч.). Масштаб физической карты России и карты мира. Информация,  которую можно получать с помощью карты. Нахождение на физической карте России природных объектов, изображённых в учебнике.

Тема 2. По равнинам и горам (1ч.). Равнины и горы на физической карте России. Характеристика крупнейших равнин и гор России.

Тема 3. В поисках подземных кладовых (1ч.).  Полезные ископаемые разных регионов России. Соотносить условные знаки и фотографии образцов полезных ископаемых.

Тема 4. Наши реки  (1ч.). Значение рек в жизни людей. Части реки. Реки России на физической карте .

Тема 5. Озера – краса земли(1ч.). Значение озёр в жизни людей.

Озера Росси на физической карте.   Показ озёра на карте, сравнение их по глубине.

Тема 6. По морским просторам (1ч.). Значение морей в жизни людей. Различие  моря и озера по существенному признаку (море-часть океана). Показ морей на карте. Сравнение Белого  и Чёрного моря.

Тема 7. С севера на юг. (1ч.). Природные зоны России на физической карте. Значение цветовых обозначений на карте природных зон. Основные природные зоны России.

Тема 8. В ледяной пустыне (1ч.). Зона арктических пустынь на карте России. Экологические связи и  цепи питания. Растительный и животный мир.

Тема 9. В холодной тундре (1ч.). Тундра на карте природных зон России. Растительный и животный мир тундры. Сравнение природы тундры и зоны арктических пустынь. Характерные для тундры цепи питания.

Тема 10. Среди лесов (1ч.). Зона лесов на карте России. Зависимость природы лесных зон от распределения тепла и влаги. Сравнение природы лесных зон с природой  тундры.  Цепи питания, характерные для тайги.

Тема11. В широкой степи (1ч.). Зона лесостепей и степей. Сравнение природы зоны степей  с природой лесов и тундры.  Экологические связи в степном сообществе. Цепи питания, их моделировать.

Тема 12. В жаркой пустыне (1ч.). Зона пустынь и полупустынь на карте России. Зависимость природы полупустынь и пустынь от распределения тепла и влаги.  Сравнение  природы зоны пустынь  с природой степей.

Тема 13. У теплого моря (1ч.). Субтропики на карте природных зон России. Сравнение природы зоны субтропиков  с природой пустынь. Экологические связи на Черноморском побережье Кавказа.

Тема 14. Мы - дети родной земли (1ч.).  Соотношение особенностей хозяйственной жизни с характерными чертами природных зон обитания каждого народа.

Тема 15. В содружестве с природой (1ч.). О древних занятиях одного из народов России. Особенности бытового уклада, основные занятия и обычаи кочевого и оседлого образа жизни.

Тема 16. Как сберечь природу России (1ч.).  Экологические  проблемы и охрана природы в разных природных зонах.

Тема 17. По страницам Красной книги (1ч.). Растения и животные  из Красной книги  России, обитающие в разных природных зонах. Редкие и исчезающие виды растений и животных своего края.

Тема 18. По заповедникам и национальным паркам (1ч.). Заповедники и национальные парки России.

Тема 19. Наши проекты. « За страницами учебника» (1ч.). Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика). О  заповедниках и национальных парках своего края. Их вклад в охрану природы страны.

Тема 20. Проверочная работа (1ч.). Контроль знаний.

Раздел III. «Путешествие по реке времени» (25 ч.) 

Тема 1. В путь по реке времени (1ч.).  История Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Значимость сохранения народной памяти. Поэтический вымысел и реальная  историческая основа. Народная оценка события по сюжету устного произведения.

Тема 2. Путешествуем с археологами (1ч.). Внешний вид археологических находок по изображениям в учебнике, их возраст на схеме; соотношение  этих находки с письменными источниками.

Тема 3. По страницам летописи (1ч.). Историческая карта места обитания разных племен.  Значение названий славянских племён.

Тема 4. Истоки древней Руси (1ч.). Древние торговые пути. Берестяные грамоты.  Древние русские города. Имена родоначальника правящей княжеской династии и его родича. Роль Великого Новгорода и Киева как двух истоков Древнерусского государства.

Тема 5. Мудрый выбор (1ч.). Схема родственных отношений княгини Ольги, князей Владимира Святого и Ярослава Мудрого.  Крещение Руси на схеме «Река времени». Архитектурный облик соборов Святой Софии в Константинополе, Киеве, Великом Новгороде.

Тема 6. Наследница Киевской Руси (1ч.). Схема  родственных отношений древнерусских князей;  важность преемственности в их государственных поступках. Преемственность топонимики и важнейших архитектурных сооружений Владимира.

Тема 7. Москва- преемница Владимира (1ч.).  Роль князя Александра Невского, князя Даниила Московского и его потомков; схема их родственных отношений.

Тема 8. Начало Московского царства (1ч.). Схема  родственных отношений правителей Московской Руси;   важность преемственности в их государственных поступках. Деятельность великого князя Ивана III и царя Ивана Грозного.

Тема 9. Подвижники Руси и землепроходцы (1ч.). Рассказы об основании сибирских городов.  Роли общего летописания и книгопечатания.

Тема 10. На пути к единству (1ч.). Значимость единства в интересах граждан для сохранения независимости страны.  Поволжские города.  Памятники, воздвигнутые в честь Дмитрия Пожарского и Козьмы Минина.

Тема 11. Начало Российской империи (1ч).  Мотивированное суждение о необходимости отечественной армии и флота. Характеристика архитектурного облика Санкт-Петербурга,  значение названия города. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.),

Тема 12. Жизнь - Отечеству, честь - никому (1ч.). Преобразования в жизни страны в послепетровскую эпоху. Деятельность М. В. Ломоносова, А В. Суворова, Ф. Ф. Ушакова.

Тема 13. Отечественная война 1812 (1ч.).  Роль Кутузова как народного полководца. Характеристика войны с Наполеоном как народной, отечественной войны. Сохранения памяти об Отечественной войне 1812 г. за рубежом.

Тема 14. Великий путь (1ч.). Развитие промышленности и сети железных дорог в 19 веке.  Названия и даты строительства первых железных дорог в России, Транссибирской магистрали. Обозначение этих даты на схеме «Река времени».

Тема 15. Золотой век театра и музыки (1ч.).  Развитие театрального и музыкального искусства России в XIX в. Первые консерватории, примеры всемирного признания достижений российского искусства.

Тема 16. Расцвет изобразительного искусства и литературы (1ч.). Великие русские  художники и поэты. Достижения мирового уровня в этих видах искусства. Имена и любимые произведений отечественных писателей.

Тема 17. В поисках справедливости (1ч.).  Переустройство общественной и частной жизни людей. Изменения названий городов и улиц.

Тема 18. Век бед и побед (1ч.). Основные этапы Великой Отечественной войны.  Примеры героизма фронтовиков в борьбе с фашизмом.

Тема 19. «Вставай страна огромная»(1ч.). Основные этапы Великой отечественной войны 1941-1945гг.

Тема 20. Трудовой фронт России (1ч.).   Героизм людей в основном женщин, подростков, стариков, трудившихся для победы в борьбе за свободу Отечества.

Тема 21. «Нет в России семьи такой …»(1ч.). Документы  и реликвии  Великой отечественной войны 1941-1945гг., хранящиеся в семьях как живые свидетельства индивидуальной человеческой судьбы и истории народа.

Тема 22. После великой войны(1ч.). Восстановление разрушенного войной народного хозяйства в первые пять лет после     великой отечественной войны.

Тема 23. Достижения 1950- 1970х годов (1ч.). Достижения СССР в науке и технике, промышленности и образовании, искусстве и спорте в 1950-1970 гг.

Тема 24. Наши проекты. «За страницами учебника» (1ч.). Рассказы о народных преданиях происхождения сел и городов.

Тема 25. Проверочная работа (1ч.). Контроль знаний.

Раздел IV. «Мы строим будущее России» (10 ч.).

Тема 1. Современная Россия (1ч.).  Особенности периода перестройки образования Российской Федерации в 1991 г и жизни страны в первом десятилетии XXI в.

Тема 2. Хороша честь, когда есть, что есть (1ч.). Характеристика положительного опыта  в развитии современного сельского хозяйства.

Тема 3. Умная сила России (1ч.). Сотрудничество науки и промышленности , развитие городского хозяйства и гражданских инициатив в стране - важнейшая задача нашего времени.

Тема 4. Светлая душа России (1ч.). О выдающихся явлениях в современной культурной жизни России, их значение для нашей страны и для других стран мира.

Тема 5. Начни с себя (1ч.). Характеристика  положительного  опыта  развития творческих способностей, необходимость личной ответственности.

Тема 6. Наши проекты. «За страницами учебника» (1ч.). Конкурс проектов «Я строю будущее России».  

Тема 7. Проверочная работа (1ч.). Контроль знаний. Использование полученных знаний.

Тема 8. Подготовка к итоговой контрольной работе (1ч.). Обобщение полученных знаний.

Тема 9. Итоговая  контрольная работа (1ч.). Итоговый контроль.

Тема 10. Обобщение пройденного за год. Игра «Брейн-ринг» (1ч.). Использование полученных знаний.

Учебно – методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

1. А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая Окружающий мир 4 класс. Учебник в 2 частях. - М. Просвещение,2014.

2. А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая Окружающий мир. Рабочая тетрадь 4 класс. Пособие для учащихся образовательных учреждений в 2 частях.- М. Просвещение, 2014.

3. А.А. Плешаков «От земли до неба». Атлас-определитель. М.: Просвещение, 2013

4. О.Т. Поглазова. Окружающий мир. Методические рекомендации к учебнику для 4 класса общеобразовательных учреждений. Пособие для учителя. Смоленск. Ассоциация XXI век, 2013.

5. А.А. Плешаков «Зеленые страницы». Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. -М.: Просвещение, 2013

6. Контрольно-измерительные материалы. Окружающий мир. 4 класс /Сост. И. Ф. Яценко. - М.: ВАКО.

7.Энциклопедии, справочники, альбомы, по содержанию связанные с природой, историей, человеком и его здоровьем.

8. Демонстрационный материал (картинки, предметные таблицы) в соответствии с основными требованиями программы обучения.

9.Географические  карты.

10. Интернет-ресурсы.

11. Экспозиционный экран.

12. Персональный компьютер.

13.  Мультимедийный  проектор

Тематическое планирование по окружающему миру

 для 4 класса (68 часов)

№ п/п

Тема раздела

Количество часов

Тема урока

Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий)

                   I

Мы – граждане единого Отечества

13

1

1. Общество-это мы.

Систематизировать уже имеющиеся представления о необходимости объединения

 людей в сообщества.

Приводить примеры распределения обязанностей и разделения труда

 в сообществах наших предков и в современных обществах,

выявлять общее и различное.

1

2. Российский народ

Систематизировать уже имеющиеся представления о

российском народе.

Характеризовать государственную символику России. 

Сопоставлять понятия «гражданин» и «соотечественник»,

 Выявлять общее и различное

1

3. Конституция России

Различать права и обязанности гражданина России; приводить

 конкретные примеры свобод, гарантируемых гражданам России

её Конституцией.

Обсуждать вопрос о расширении прав и обязанностей ребёнка

по мере его взросления.

1

4.Права ребенка

Устанавливать соответствие внутреннего смысла статей о правах

ребенка и нормы отношения к детям;

объяснять связь между правами и обязанностями.

Употреблять специальную лексику документов.

1

5.Государственное устройство России

Устанавливать связь особенностей государственного устройства России;

 объяснять в чём состоит роль Президента и трёх ветвей

власти в России.

Называть имя, отчество, фамилию действующего Президента.

1

6.Российский союз равных

Характеризовать особенности субъектов РФ в зависимости от их

принадлежности к той или иной группе; 

называть и показывать столицу;

объяснять символический смысл герба и флага.

1

7. Государственная граница России

Уметь определять по карте, с какими государствами России

1

8. Путешествие за границу России

Использовать источники дополнительной информации для

составления рассказа о реальном или заочном путешествии в

страны ближнего зарубежья.

По карте определять названия столиц.

1

9. Сокровища России и их хранители

Подбирать в дополнительных источниках пословицы и поговорки,

местные гидронимы на родном языке;

анализировать их содержание.

1

10. Творческий союз

Презентовать рассказ о жизни и творчестве выдающихся деятелей

культуры народов своего края.

Оценивать роль русского языка и культуры в их творчестве.

Составлять страницу Календаря памятных дат.

1

11. Обобщение по разделу «Мы – граждане единого Отечества»

Сделать презентацию «Красота природы моего Отечества»

1

12. Наши проекты. «За страницами учебника» (праздник)

С помощью родителей организовать конкурс видеопрезентаций «Красота природы моего Отечества»

1

13. Проверочная работа

Проверить знания и умения по разделу.

 Контролировать и оценивать свою работу

II

По родным просторам

20

1

1. Карта – наш экскурсовод

Сравнивать масштаб физической карты России и карты мира.

 Различать  информацию, которую можно получать с помощью карты.

Находить на физической карте России природные объекты, изображённые в учебнике.

1

2. По равнинам и горам

Находить на физической карте России равнины и горы.

Учиться показывать равнины и горы на карте.

Характеризовать крупнейшие равнины и горы России.

1

3.В поисках подземных кладовых

Изучать полезные ископаемые разных регионов России,

 рассказывать о них. 

Соотносить условные знаки и фотографии образцов полезных

 ископаемых.

Сравнивать нефть и природный газ, использовать с этой целью информацию из текста учебника.

1

4. Наши реки

Раскрывать значение рек в жизни людей.

Составлять схему «Части реки»,

осуществлять самопроверку.

Находить по физической карте России реки, представленные в учебнике.

1

5. Озера – краса земли

Находить по физической карте озера России. 

Учиться показывать озёра на карте.

Раскрывать значение озёр в жизни людей.

Сравнивать озёра по глубине.

1

6. По морским просторам

Различать моря и озера по существенному признаку

(море-часть океана).

Раскрывать значение морей в жизни людей.

Учиться показывать моря на карте. 

Сравнивать Белое и Чёрное моря.

1

7. С севера на юг

Сравнить карту природных зон России с физической картой,

выявлять значение цветовых обозначений на карте природных зон.

Перечислять основные природные зоны России в правильной последовательности.

1

8. В ледяной пустыне

Находить по карте зоны арктических пустынь.

Приводить примеры экологических связей в зоне арктических

пустынь.

Составлять характерные для этой зоны цепи питания.

1

9. В холодной тундре

Находить по карте природных зон России тундру,

 учиться показывать её на карте.

Знакомиться по рисунку учебника с животным миром тундры.

Сравнивать природу тундры и зоны арктических пустынь.

Составлять характерные для тундры цепи питания.

1

10. Среди лесов

Находить по карте природных зон России тундру,

учиться показывать её на карте.

Устанавливать зависимость природы лесных зон от распределения

тепла и влаги.

Сравнивать природу лесных зон с природой  тундры.

Составлять характерные для тайги цепи питания.

1

11. В широкой степи

Рассказать по карте о зоне лесостепи.

 Находить по карте природных зон России зоны лесостепи и степи.

Сравнивать природу зоны степей  с природой лесов и тундры.

Приводить примеры экологических связей в степном сообществе.

Составлять характерные для степи цепи питания,

моделировать их освоенными способами.

1

12. В жаркой пустыне

Находить на карте природных зон зоны полупустынь и пустынь,

рассказывать о них по карте.

Устанавливать зависимость природы полупустынь и пустынь от

распределения тепла и влаги.

Сравнивать природу зоны пустынь  с природой степей.

1

13. У теплого моря

Находить на карте природных зон России субтропики,

 рассказывать о них по карте,

учиться показывать эту зону на карте.

Сравнивать природу зоны субтропиков  с природой пустынь.

Приводить примеры экологических связей на Черноморском побережье Кавказа.

1

14. Мы- дети родной земли

Соотносить особенности хозяйственной жизни с характерными чертами природных зон обитания каждого народа.

Моделировать ситуацию межкультурной коммуникации, на основе использования этих произведений.

1

15. В содружестве с природой

По образцу учебника рассказать о древних занятиях одного из

народов России.

Различать особенности бытового уклада, основных занятий и

обычаев кочевого и оседлого образа жизни.

1

16. Как сберечь природу России

Знакомиться по учебнику с экологическими проблемами и охраной

 природы в разных природных зонах.

Выполнять задания в рабочей тетради.

Готовить сообщение классу,

 презентовать его.

1

17. По страницам Красной книги

Знакомиться по учебнику с растениями и животными из

 Красной книги  России,

обитающими в разных природных зонах.

Выполнять задания в рабочей тетради.

Приводить примеры редких и исчезающих видов растений и

 животных своего края.

1

18. По заповедникам и национальным паркам

Знакомиться по материалам учебника с заповедниками и

национальными парками России.

Выполнять задания в рабочей тетради.

Готовить сообщение классу, презентовать его

1

19. Наши проекты. « За страницами учебника»

Использовать полученные знания.

Рассказывать о заповедниках и национальных парках своего края,

оценивать их вклад в охрану природы страны.

1

20. Проверочная работа

Использовать полученные знания. Проверить знания и умения

 по разделу.

Контролировать и оценивать свою работу

III

Путешествие по реке Времени

25

1

1. В путь по реке времени

На основе устных рассказов определять значимость сохранения

народной памяти.

Различать в них поэтический вымысел и реальную историческую

 основу.

Характеризовать народную оценку события по сюжету устного

 произведения.

1

 2. Путешествуем с археологами

Описывать внешний вид археологических находок по изображениям

в учебнике;

отмечать их возраст на схеме;

узнавать, соотносятся ли эти находки с письменными источниками.

1

3. По страницам летописи

Показывать на исторической карте места обитания разных племен;

объяснять  значение названий славянских племён

1

4. Истоки древней Руси

Показывать на карте древние торговые пути;

рассказывать о берестяных грамотах;

учиться показывать на карте древние русские города.

Называть имена родоначальника правящей княжеской династии

и его родича.

Обосновывать роль Великого Новгорода и Киева как двух истоков

Древнерусского государства

1

5. Мудрый выбор

Составлять  схему родственных отношений древнерусских князей; 

объяснять важность преемственности в их государственных поступках.

Характеризовать преемственность топонимики и важнейших архитектурных сооружений Владимира.

1

6. Наследница Киевской Руси

Составлять  схему родственных отношений древнерусских князей; 

объяснять важность преемственности в их государственных поступках.

Характеризовать преемственность топонимики и важнейших архитектурных сооружений Владимира.

1

7. Москва- преемница Владимира

Характеризовать роль князя Александра Невского,

князя Даниила Московского и его потомков;

 составлять схему их родственных отношений.

1

8. Начало Московского царства

Составлять схему родственных отношений правителей

Московской Руси;

объяснять важность преемственности в их государственных поступках.

Характеризовать деятельность великого князя Ивана III и царя Ивана Грозного.

1

9. Подвижники Руси и землепроходцы

Презентовать рассказы об основании сибирских городов.

Высказывать мотивированное суждение о роли общего

летописания и книгопечатания.

1

10. На пути к единству

Обсуждать значимость единства в интересах граждан для сохранения

независимости страны.

Показывать на карте поволжские города.

Называть  памятники, воздвигнутые в честь Дмитрия Пожарского и

Козьмы Минина.

1

11. Начало Российской империи

Высказывать мотивированное суждение о необходимости

отечественной армии и флота.

Характеризовать архитектурный облик Санкт-Петербурга, 

объяснять значение названия города.

1

12. Жизнь - Отечеству, честь- никому

Характеризовать преобразования в жизни страны в послепетровскую

эпоху.

 Обосновывать значительность деятельности М. В. Ломоносова,

А В. Суворова, Ф. Ф. Ушакова

1

13. Отечественная война 1812

Обосновывать роль Кутузова как народного полководца.

Характеризовать войну с Наполеоном как народную, отечественную

войну.

Приводить примеры сохранения памяти об Отечественной войне 1812 г. за рубежом.

1

14. Великий путь

Характеризовать развитие промышленности и сети железных

 дорог в 19 веке. 

Приводить названия и даты строительства

первых железных дорог в России, Транссибирской магистрали.

Обозначать эти даты на схеме «Река времени».

1

15. Золотой век театра и музыки

Характеризовать развитие театрального и музыкального искусства

 России в XIX в.

Приводить полные названия первых консерваторий, примеры

 всемирного признания достижений российского искусства.

1

16. Расцвет изобразительного искусства и литературы

Обобщить знания о великих русских художниках и поэтах.

Характеризовать достижения мирового уровня в этих видах

 искусства.

Называть имена и названия любимых произведений отечественных

 писателей.

1

17. В поисках справедливости

Характеризовать переустройство общественной и частной жизни

 людей.

Приводить примеры изменения названий городов и улиц.

1

18. Век бед и побед

Характеризовать основные этапы Великой Отечественной войны.

Приводить примеры героизма фронтовиков в борьбе с фашизмом

1

19. «Вставай, страна огромная!»

Характеризовать основные этапы Великой Отечественной войны.

Приводить примеры героизма фронтовиков в борьбе с фашизмом.

По возможности составлять рассказ о членах своей семьи – ветеранах Великой Отечественной войны.  

1

20. Трудовой фронт России

Характеризовать подвиги советских людей в тылу во время

Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Раскрывать понятие «трудовой фронт».

По возможности составлять рассказ о жизни и труде в

тылу членов своей семьи во время  Великой Отечественной войны.  

1

21. «Нет в России семьи такой …»

Обсуждать значение семейных воспоминаний как основы

общенародной исторической памяти; раскрывать глубину человеческих переживаний, отразившихся во фронтовых письмах.

 Характеризовать документы, воспоминания и реликвии

 Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг. в своей семье;

приводить примеры таких документов и реликвий из музеев,

в том числе своего края;

по возможности записывать воспоминания старших родственников                                              

 о военном времени                                                                                                     

1

22.  После великой войны

Характеризовать созидательную деятельность наших

соотечественников в первые пять послевоенных лет;

приводить примеры разрушений и потерь в Великой Отечественной войне;

соотносить их с результатами восстановительной работы,

 в том числе в своём крае (городе, селе).

 Рассказывать о земляках — тружениках первой послевоенной

пятилетки, в том числе о членах своей семьи

1

23. Достижения 1950- 1970х годов

Характеризовать созидательную деятельность страны

в 50— 70-е гг. XX в.

 Приводить примеры достижений в науке и технике,

промышленности и образовании, искусстве и спорте за этот

период, в том числе в своём крае (городе, селе);

рассказывать о земляках — тружениках второй половины XX в.,

в том числе о членах своей семьи

1

24. Наши проекты. «За страницами учебника»

Рассказать о народных преданиях происхождении сел и городов

1

25. Проверочная  работа

Использовать полученные знания.

Проверить знания и умения по разделу.

Контролировать и оценивать свою работу.

IV

Мы строим будущее России

10

1

  1. Современная Россия

Характеризовать особенности жизни страны во второй половине

80—90-х гг. XX в. и в первое десятилетие XXI в..

 Приводить примеры преобразований, в том числе в своём крае

(городе, селе)

1

2. Хороша честь, когда есть, что есть

Характеризовать положительный опыт в развитии современного сельского хозяйства;

выявлять связь успехов в производстве отечественных

продуктов питания с улучшением качества жизни, здоровья,

 долголетия сельских и городских жителей.

 Приводить примеры, в том числе в своём крае (городе, селе),

благотворного воздействия культурных растений, дикоросов,

домашних животных на жизнь людей (по выбору)

1

3. Умная сила России

Обсуждать значение понятия «социальная ответственность»;

устанавливать зависимость успехов в промышленном

производстве от результатов внедрения научных разработок.

 Характеризовать положительный опыт сотрудничества

промышленности и науки для улучшения условий жизни

сотрудников промышленных предприятий и горожан;

приводить примеры такого сотрудничества, в том числе в своём

крае (городе, селе).

 Моделировать ситуации, требующие проявления социально

ответственной позиции (по выбору)

1

4. Светлая душа России

Характеризовать выдающиеся явления в современной

культурной жизни России;

приводить примеры таких явлений и событий.

 Составлять рассказ о таком событии в сопровождении

фотографий, видео-и аудиозаписей, буклетов, публикаций в

прессе (по выбору)

1

5. Начни с себя

Проведение конкурса проектов «Я строю будущее России» с

участием членов семей.

1

6. Наши проекты. «За страницами учебника»

Проведение конкурса проектов «Я строю будущее России» с

участием членов семей.

1

7. Проверочная работа

Использовать полученные знания.

Проверить знания и умения по разделу.

1

8. Подготовка к итоговой контрольной работе

Использовать полученные знания.

Проверить знания и умения по разделу.

1

9. Итоговая  контрольная работа.

Контроль знаний

1

10.Обобщение пройденного за год. Игра «Брейн-ринг»

Использовать полученные знания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе А.А. Плешакова

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе А.А. Плешакова....

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс (к учебнику Плешакова А.А.) ФГОС

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание курса, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки, учебно-методическое обеспечение образовательного процесса...

Рабочая программа по окружающему миру к учебнику А.А. Плешакова "Мир вокруг нас" 4 класс

Курс «Мир вокруг нас» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические пробле...

Рабочая программа по окружающему миру (на основе авторской программы А.А.Плешакова) для 2 класса.

Рабочая программа по окружающему миру включает в себя пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса, составлена на основе авторской программы Плешакова А.А.

Рабочая программа по  окружающему мирудля  3 класса, составлена на основе авторской программы   Плешакова А.А....

Рабочая программа по окружающему миру ; класс

Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...