Семейный очаг
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Конспект урока Познание мира "Семейный очаг"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semeynyy_ochag.docx35.7 КБ

Предварительный просмотр:

                               Познание мира 

Тема: Семейный очаг.

Цели:

1.Способствовать формированию представлений о жизненном идеале семьи;  возрождение нравственно-этических норм, ценностей и традиций семейного уклада;

2.Развитие у ребенка нормативного восприятия позитивных семейных ценностей;

3.Вспитание в душе ребенка гармоничного образа семьи;  установление плодотворного сотрудничества между образовательным учреждением и семьей.

 

Ход урока.

1 Орг. момент.

2. Сообщение темы урока .

Ребята о чем будем говорить на уроке.

7 Я

Что такое семья?

Семья – это взрослые и дети, которые живут вместе. Семья – это дом. Это папа и мама, дедушка и бабушка…Это дружба и любовь, это забота друг о друге. Это радость и печали, которые одни на всех. Это привычки и традиции.

-Почему слово семья я написала раздельно?

 О семье написано много произведений, рассказов, стихотворений. Но самыми краткими и яркими являются маленькие пословицы. Я предлагаю вам сейчас объяснить смысл  нескольких из них.

Доброе семя – добрый всход

В родной семье и каша гуще

В своей семье и сам большой

В родной семье и каша гуще.

  1. Кто ставит на пятку заплатку?

Кто гладит и чинит бельё?

Чьи волосы снега белее?

А руки желты и сухи?

Кого я люблю и жалею?

О ком я читаю стихи? (бабушка)

  1. С кем же я ходил на пруд

Там у нас рыбалка,

Только рыбы не клюют,

Что, конечно, жалко!

Дня четыре или пять

Не приносим рыбы…

Скажет бабушка опять:

« И на том спасибо!» (дедушка)

  1. Много их на белом свете,

Всей душой их любят дети,

Только, у каждого, она одна,

Всех дороже Вам она

Кто она?

Отвечу я: это мамочка моя.

  1. Он всё может, всё умеет,

Всех храбрее и сильнее

Штанга для него, как вата

Ну, конечно, это- папа.

     5. Это такое маленькое, пищащее, доставляющее много хлопот, но его всё        

    равно любят.(ребёнок)

 Хорошо когда семья большая, однако, семья может быть и маленькая: например, мама и сын. Но если они любят друг друга, внимательны и заботливы, то это хорошая, настоящая семья

Что такое семья, понятно всем. Семья – это дом. Это папа и мама, дедушка и бабушка... Это дружба и любовь, это забота друг о друге. Это радость и печали, которые одни на всех. Это привычки и традиции.

Проверка Домашнего задания.

Дети дома составляли Родовое древо

Выходят рассказывают

Скажите, ребята, правда ли, что все люди хотят быть счастливыми? Если каждый человек хочет быть счастливым, то, значит, все мечтают об одном и том же? (Нет.) Т. е. представления о счастье у людей разные. Сейчас выполним несложное задание. Пронумеруйте по мере убывания значимости те области жизни человека, которые могут ассоциироваться со счастьем.


ДЕТИ     КАРЬЕРА   СЕМЬЯ  СЧАСТЬЕ   ДЕНЬГИ    ЗДОРОВЬЕ

Ребята, покажите свои ответы. Почему же семья зачастую ассоциируется со счастьем? Действительно, в семье мы приобретаем представление о жизни, о нравственности, о морали (Что хорошо? Что плохо? Что можно? Что нельзя?); приобретаем хозяйственные навыки; совершаем первые самостоятельные поступки и получаем их оценку; учимся сами оценивать поступки других и свои собственные … Давайте попытаемся продолжить этот список. (получаем жизнь; это место, где нас любят, прощают, заботятся…)

      Что такое семья, понятно всем. Семья – это дом. Это папа и мама, дедушка и бабушка... Это дружба и любовь, это забота друг о друге. Это радость и печали, которые одни на всех. Это привычки и традиции.

А еще – это опора во всех бедах и несчастьях. Это крепость, за стенами которой могут царить лишь покой и любовь. Я вам напомню одну старинную притчу. В ней речь идет об удивительном доме, за порогом которого никогда не раздавались слова вражды и осуждения.

В одной семье, несмотря ни на какие беды, обрушивавшиеся на нее как из рога изобилия, всегда царили мир, любовь и согласие. Никто не сердился и не ругался. Молва об этом дошла до жестокого правителя тех мест. «Как это им удается жить, не ссорясь и не обижая друг друга?» – удивился он и приказал старшему мужчине того рода явиться во дворец. Старец, услышав вопрос правителя, взял лист бумаги и стал терпеливо писать на нем одно и то же слово – «понимание», – пока не написал его сто раз.

«Так вот из чего вырастают любовь и дружба! Из желания понять, а не осудить друг друга!» – обрадовался правитель и с миром отпустил гостя.

Как вы думаете, ребята, неужели тому старику из притчи ни разу не захотелось грубо окрикнуть своих детей, хлестко отшлепать баловников, разбивших тарелку во время застолья или ненароком опрокинувших самовар? Как это было бы просто, взять да и выпустить накопившийся внутри пар: «Не шали, не балуйся! Вот тебе, вот тебе!» Но он никогда не позволял себе и слова, произнесенного от неспокойного или злого сердца. Он был воспитанным человеком. По-моему, главная черта его характера – мужество, ведь он всю жизнь умел придерживаться выбранной линии поведения. А еще – доброта и милосердие... Что можно еще о нем сказать с уверенностью? Конечно же, то, что он был любящим и терпеливым отцом, дедом, мужем и соседом.

     Да, и одному человеку нелегко прожить. И что бы ни говорили, а семья – главное богатство в жизни. В наше время семьи небольшие, в них часто по одному ребенку.

А вот интересно, какой семье легче прожить на свете! (Ответы детей)

 Я совершенно с вами согласна. Думаю, легче той семье, где не унывают, не падают духом, радуются жизни.

Как вы считаете, что необходимо для того, чтобы в семье было взаимопонимание и доверие? (высказывания детей)

Учитель: А вот так говорит об этом И. Молчанова в стихотворении «Семь правил»

1.Что значит для меня моя семья?

 Конечно – счастье и уют домашний, 
Семь правил обязательных храня,

 Лишь только семь, но очень – очень важных.

 Во-первых, это главное – любовь.

Всем сердцем и душою всей, и разумом. 
Не просто чтоб бурлила страстью кровь,

 А трепетно и каждый день по-разному.

 Второе – дети. Что за дом без них?

 Пустыня без колодца – не напиться.
А дети – это жизнь, это родник,

 И продолженье рода. Пусть струится!

 Потом забота. Лишь она - Очаг семейный сбережёт от ветра 
Старайся, чтоб с улыбкою весна. Была всегда с тобою, а не где-то.

 Четвёртое – терпение. Оно Поможет пережить невзгоды, беды… 
И отогреет солнышком окно, Что инеем заледенело белым.

А пятое – ответственность и дом. В фундаменте семейном веский камень. 
Они помогут защитить любовь, От ветра уберечь душевный пламень.

 Шестое – уваженье. Только с ним- Приобретёшь успех, признанье общее 
Всегда, считаясь с мнением других, Научишь, чтоб с твоим считались собственным

И, наконец, седьмое – чистота. Везде – в дому, в душе твоей и помыслах… 
Вот так я представляю свой очаг, Где я любима, счастлива где полностью.

Тренинг «Строим дом»

 А как вы думаете, что такое семья и каковы ее основные принципы? Давайте попробуем смоделировать счастливую семью, работая в группах.

Задание группам: У вас на столах лежат карточки со словами: терпение, трудолюбие, любовь, взаимопонимание, верность, доброта, дети, ответственность, забота, честность, семейные традиции, дружба, прощение, понимание, долг, материальный достаток, уважение, самопожертвование, порядочность.

Давайте построим дом счастья. Что вы положите за основу, что для вас главное, а что второстепенное? (дети строят, по ходу объясняя, что лежит в основе хорошего дома)

Постепенно складывая по кирпичику воздвигаем стены, затем ставим крышу- крышу хорошего настроения.

Итак, мы построили с вами «Дом счастья». Счастье человека в семье – наибольшая нравственная ценность. Где, как не в семье, получает человек то, к чему он стремится в любом возрасте: ощущение своей нужности близким, осознание, что любим и любишь сам, веру, что есть на земле место, где тебя ждут и любят.

К слову ДОМ придумайте прилагательные.

Д: Надёжный, любимый, красивый, уютный, тёплый.

     А теперь придумайте глаголы.

 Охраняет, оберегает, защищает, обогревает, любит.

 В доме уютно, а это самое главное.

Составление пятистишия 

Дом построен, но еще важнее сохранить его таким же, каков он сейчас. А это зависит во многом от нас, от того, как мы научимся дарить частичку своего сердца близким нам людям.

 

 Наш дом – это наша защита, наш очаг, в котором должен всегда гореть огонек взаимопонимания, доброты, участия. Но иногда пламя в очаге может быть беспощадным и от былого тепла и понимания остается пепел. Это происходит в том случае, если недоразумения и непонимание между детьми и родителями перерастает в ненависть и даже вражду. Как этого избежать, как сделать так, чтобы пламя в очаге твоего дома горело ровно и освещало своим светом всю твою жизнь?

Считается, что за взаимоотношения в семье отвечают только взрослые, но это не так. Дети могут сделать очень много для установления и поддержания в семье хороших и теплых отношений.

Что можно сделать для улучшения своих взаимоотношений с родителями?

Возможные ответы ребята выписывают на доску. После того, как выполнили работу, показать запись на доске и обсудить их выводы.

Варианты ответов учащихся.

-проявлять послушание;

-быть их сторонниками;

-не огорчать их;

-ободрять их в период трудностей;

-проявлять человечность и участие ко всем членам семьи;

-оказывать необходимую помощь по дому;

-поддерживать их во всех начинаниях;

-выражать признательность и благодарность;

-проявлять понимание в принятии родителями определенных решений;

-обсуждать с ними свои проблемы и радости, планы и цели;

-ставить их в известность о том, где вы и с кем.

В завершение разговора я хотела бы прочитать небольшое стихотворение:

Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом.

Здесь ждут тебя всегда с любовью

И провожают в путь с добром.

Отец, и мать, и дети дружно

Сидят за праздничным столом,

И вместе им совсем не скучно,

Им интересно впятером.

Малыш для старших как любимец,

Родители во всем мудрей,

Любимый папа – друг, кормилец,

А мама ближе всех, родней.

Любите и цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть её дороже

на этой сказочной земле.

 

        Как же сберечь тепло в родном доме, как сделать его по-настоящему тёплым, уютным, привлекательным? Как сберечь тепло родного очага?

Задание группам: сформулируйте законы семьи, а помогут вам эти слова: любовь, добро, уважение, радость, взаимопонимание, теплота, уют, помощь, счастье, дружба, вместе.

       Наш урок подходит к концу, детям и родителям надо стараться, чтобы огонёк в вашем доме не погас, чтобы вы гордились своей семьёй, берегли её честь, записывали свою родословную, глядя на фотографии своих родных и близких. И тогда родовое древо вашей семьи будет вечно зеленым, с мощными корнями и пышной кроной. Вас тогда будет постоянно тянуть в родной дом. Пусть в ваших семьях всегда царят понимание и любовь.

Итог урока.

Звучит песня «Родительский дом»

 

 

 БОЛЬШАЯ СЕМЕЙНАЯ ВИКТОРИНА

 

1. Скажите по латыни «семья». (Фамилия.)

2.А теперь скажите «семья» по-итальянски. (Мафия.)

3.Как известно, греческая богиня Афина была богиней мудрости, и ее птицей считалась сова. А вот богиня Гера, супруга Зевса, считалась покровительницей семьи вообще и материнства в частности. Догадайтесь, какая птица считалась «птицей Геры»?

Цель: сформировать у учащихся чувство любви к близким людям, стремление помогать им во всём, пробудить чувство родного гнезда, чувство любви к малой родине, а затем – любовь к родному Отечеству; обратить внимание родителей на нравственные аспекты воспитания детей в семье, формировать культуру общения родителей и детей.

Форма проведения: час сердечного общения, дети и взрослые вместе.

Оборудование: презентация, детские сочинения, рисунки о семье, семейные фотографии.

Ход проведения урока

Организационный момент.

- В нашем классе – вечер славный,
Думаю, что нет важней,
Здесь сегодня ваши папы, мамы,
Есть ли кто-нибудь на свете ближе и родней?

- Прочитайте тему нашего классного часа.
Как вы думаете, о чём мы будем говорить?
Как вы понимаете выражение “родной очаг”?
Дети высказывают свои мысли и чувства.

В толковом словаре Ожегова написано “очаг – устройство, для разведения и поддержания огня”. Первобытный человек ценил очаг больше всего. Именно вокруг очага люди стали возводить стены, крышу – словом строить дом. Вокруг очага, от которого исходило тепло, собиралась семья. В современном мире очаг заменили батареями, а выражение “родной очаг” осталось.

- А что такое семья?

Дети высказывают своё мнение.

- Ребята, ко Дню кубанской семьи вы готовили сообщения о своих семьях, рисовали рисунки. Кто хочет рассказать о своей кубанской семье?

Несколько учеников рассказывают о своей семье.

Учитель подводит итог:

Семья – это родной дом, это очаг. Это начало всех начал. Семья – это самое дорогое в жизни каждого человека. Кубанские семьи крепки своими традициями и устоями, трудолюбием и сплоченностью. Это взрослые и дети. Ведь не даром говорят “Семья без детей - не семья, жизнь без детей -не жизнь”. А какие ещё пословицы о семье вы знаете?

Задание для родителей и детей: из слов составить пословицы о семье.

Участники зачитывают пословицы.

- А сейчас давай те заглянем в гости к одной семье.

Ученик читает стихотворение Золтана Зелка “Какой хороший вечер”.

Какой хороший вечер!
Как хорошо быть вместе!
С газетой папа дремлет,
Готовит мама ужин.

Под крышей пар в кастрюльке 
Насвистывает песню,
А мотылёк прозрачный
Под яркой лампой кружит.

С ним в этот плавный танец
И потолок пустился,
И музыки не слышно –
И это очень странно.

Что с потолком случилось?
Так низко он спустился, 
Что, кажется, сейчас я
Рукой его достану.

Глаза мои закрылись…
Раскрыть бы их пошире,
Глядеть бы удивлённо, 
Да открывать мне лень их.

Весь мир исчез.
Лишь мама 
Посередине мира.
И я, уже уснувший,
У мамы на коленях.

- Почему так хорошо герою этого стихотворения?

Дети высказывают свои мнения.

- А всегда ли так бывает?

Вот ещё одна семья (дети разыгрывают сценку)

Сценка про дочку

Действующие лица: мама, папа, бабушка, дочка.

Мама. Доченька! Доченька!
Сделай одолжение!
Покорми братика
Сливочным печеньем!

Дочка. Надоело, мама, мне братом заниматься,
На качелях я хочу в парке покататься!

Папа. Доченька! Милая!
Убери в квартире!
На твоём столе давно
Горы мусора и пыли!

Дочка. Если очень нужно вам – уберите сами!
Три часа уже решаю трудное заданье!

Бабушка. Внученька, родная!
Едем мы на дачу.
Без тебя на даче
Наш котёнок плачет.

Внучка. Я на дачу не хочу! Всё мне надоело!

Ведь полоть я не умею, а малина не поспела.

Все вместе (кроме девочки) Что поделать с девочкой, подскажите нам, может показать её нужно докторам?

- Бывают ссоры и непонимание в семье.

Давайте посмотрим, возникают ли у вас проблемы в семье?

Учитель знакомит родителей и детей с результатами анкетирования и подводит итог:

- Сердца ребят полны добра и великодушия по отношению к своим близким, своей семье. А родителям в свою очередь хочу пожелать больше проводить время со своими детьми, интересоваться успехами, привлекать ребят к совместной работе.

- Ребята, а вы любите играть со своими родителями?

Тогда поиграем в такую игру: я читаю обязанности, если вы считаете, что это должна делать мама – мамы хлопают в ладоши, если папа – папы хлопают, а если дети – хлопают в ладоши дети.

Вопросы для игры:

1) Готовить обед.

2) Отремонтировать утюг.

3) Собирать портфель.

4) Мыть посуду.

5) Ухаживать за цветами.

6) Застилать постель.

7) Убирать квартиру.

8) Погулять с младшим братиком или сестренкой.

9) Сделать покупки в магазине.

10) Оберегать тепло родного очага.

Вопрос детям: какую роль в вашей семье играют родители?

Вопрос родителям: какую роль в вашей семье играют дети?

Уважаемые дети и родители! Внимательно посмотрите на схематически изображённые позы лица и нарисуйте с каким лицом вы чаще всего общаетесь со своим ребёнком, далее, с каким лицом чаще всего общается с вами ваш ребёнок. Дети тоже нарисуют с каким лицом родители чаще всего общаются с ними, и с каким лицом дети чаще всего общаются со своими родителями. А теперь покажите свои рисунки друг другу.

Чтобы дети и родители понимали друг друга, чтобы близкие отдавали вам тепло своей души - принимайте друг друга с любовью и лаской, говорите друг другу добрые слова.

Сегодня мы много говорим о семье, где вы воспитываетесь, живёте, о родных вам людях, о тепле родного дома. Как же сберечь тепло в родном доме, как сделать его по-настоящему тёплым, уютным, привлекательным? Как сберечь тепло родного очага?

Задание группам: сформулируйте законы семьи, а помогут вам эти слова: любовь, добро, уважение, радость, взаимопонимание, теплота, уют, помощь, счастье, дружба, вместе.

Участники читают законы семьи.

Заключительное слово учителя:

- Наша встреча подходит к концу, детям и родителям надо стараться, чтобы огонёк в вашем доме не погас, чтобы вы гордились своей семьёй, берегли её честь, записывали свою родословную, глядя на фотографии своих родных и близких. И тогда родовое древо вашей семьи будет вечно зеленым, с мощными корнями и пышной кроной. Вас тогда будет постоянно тянуть в родной дом. Пусть в ваших семьях всегда царят понимание и любовь.

Презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

содержание и план работы клуба " Семейный очаг"

Пояснительная  записка, план  и  содержание  работы " Семейного  клуба"...

«Семейный очаг»

сценарий на день семьи ...

Мама -хранительница тепла и семейного очага.

Воспитать доброе, уважительное отношение к женщине - хранительнице семейного очага, продолжительнице человеческого рода.Мама! самое прекрасное слово на земле, это первое слово, которое произносит чело...

Презентация к классному часу "Тепло семейного очага".

Презентация "Тепло семейного очага" является хорошим дополнением к классному часу, посвящённому Международному дню семьи....

УТРЕННИК "ХРАНИТЕЛЬНИЦА СЕМЕЙНОГО ОЧАГА"

РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО МЕРОПРИЯТИЯ С ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ КО ДНЮ МАТЕРИ...

Внеурочная деятельность. Мир семейного очага. Заочная экскурсия. Моя малая Родина – Ораниенбаум.

1 класс  Внеурочная деятельность. Мир семейного очага.Заочная экскурсия. Моя малая Родина – Ораниенбаум....

Статья "Культурно-образовательная программа внеурочной деятельности МИР СЕМЕЙНОГО ОЧАГА"

Культурно-образовательная программа "Мир семейного очага" представляет собой модель сотрудничества даже не двух, а трех социокультурных институтов - Школы, Музея и Семьи. Ее миссия заключает...