Урок окружающего мира в 3 классе по теме "Жизнь - особенность планеты Земля"
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) по теме

Лазарева Галина Анатольевна

Урок по теме "Жизнь- особенность планеты Земля" был проведен мною в 3 классе. Данный урок является совершенствованием полученных знаний, умений и навыков, целевого применения усвоенного. на уроке использовалась групповая форма работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Тема:  « Жизнь- особенность планеты Земля».

     Цель: Создать  условий для понимания значимости жизни на планете Земля.

     Задачи:

  1. Развивать интерес к изучению Земли, как к дому, в котором мы живем, формировать экологическую грамотность.
  2. Активизировать эмоционально-чувственную сферу детей, пробуждать у них интерес к своей Земле и родному краю, к людям Земли и их прошлому, к своей семье, чувство сопричастности к тому, что происходит в нашем общем доме, тем самым создать условия для общего развития школьников.
  3. Формировать умение: воспринимать проблему; выдвигать гипотезу; ориентироваться в пространстве и времени; добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками; делать выводы и обобщения.
  4. Расширять кругозор, развивать эстетический вкус ребенка, способность к конструктивному мышлению с опорой на эмоциональную сферу; развивать умение спорить и доказывать свое мнение в корректной форме;  работать над развитием речи.

       Оборудование: глобус; маски планет для детей,  карточки со словами; фотография планеты Земля - вид из космоса;  макеты планет, которые развешаны по классу на потолке; вырезанные комплекты цветов ромашек красного, желтого и серого цвета;  презентация по теме.

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков, целевого применения усвоенного.

Вид урока: анализ ситуаций.

Ход урока

I. Организационный момент

- Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок,

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны раскрывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать

Только лишь отметку…

- Пять!

II. Вводная беседа

 -Учитель:  Ребята, Сегодня мы с вами совершим необычное путешествие. Мы отправимся в космос в гости к планетам Солнечной системы. (1 слайд)

- Итак. Вы готовы? Занять всем посадочные места в ракете! Пристегнуть ремни!  Полетели! (слайд  2- ракета)

- Посмотрите вокруг,  мы с вами в открытом космосе. Какая вокруг красота!(3 слайд) Пока вы любуетесь красотой, подумайте и ответьте мне на такой вопрос «Где живет человек?»

(Ответы учитель  закрепляет на доске, начиная с самого маленького места обитания:  № дома – название улицы –  название города–  название страны – планета Земля -  Солнечная система - Галактика.)

III. Сообщение темы урока.

- Сегодня  на уроке мы попытаемся ответить на несколько вопросов:

1. Какие планеты есть в Солнечной системе?

2. Чем планета Земля отличается от других планет Солнечной системы?

    1. Спектакль с планетами Солнечной системы.

    Учитель:  Все наши дома, улицы, города, находятся на планете Земля. И сейчас мы отправимся к ней в гости и узнаем, как она живёт. (Слайд 4)

    (Дети по очереди выходят на сцену в масках планет)

     Планета Земля:  Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть у себя в гостях.  Сейчас я  расскажу  вам о том, как я живу, о своих делах. А помогут мне мои соседи - планеты. Свободного времени у меня совсем нет -  кручусь, верчусь без отдыха день и ночь. Мой родной район - Солнечная система. (5 слайд)

      Солнечная система  получила свое название  в честь яркой звезды  Солнце, которое сияет в самом центре системы. Солнце одаривает всех теплом и светом,  кто живёт в ее близости. (6 слайд)

    В нашем  Солнечном районе  9  жителей и  у каждого свои особенности.

     Планета Меркурий:  Давайте знакомиться. Я живу ближе всех к Солнцу, на Первой Кольцевой улице. Зовут меня  Меркурий,  так назвали в честь римского бога торговли. Я очень энергичный и предприимчивый. (7 слайд)

    Планета Венера:  На второй Кольцевой  улице живу я - Венера, самая яркая планета, прекрасная  и загадочная. Именем Венера  в Древнем Риме называли богиню красоты и любви. (8 слайд)

    Планета Земля: На Третьей Кольцевой улице живу я сама – Земля.  Я единственная планета,  на которой существует жизнь. Еще меня называют «голубой»  планетой, потому что моя поверхность покрыта  разными водоемами – большими и маленькими. (9 слайд)

    Планета Марс: Позвольте представиться, самый воинственный житель Солнечной системы Марс. Я живу на Четвёртой улице. Из-за красного оттенка римляне  назвали меня  в честь бога войны Марсом!(10 слайд)

    Планета Юпитер:  За Марсом живем мы - планеты - великаны. Я - Юпитер. Свое имя я получил в честь главного римского бога - Владыки Вселенной!(11 слайд)

     Планета Сатурн: Я живу  на Шестой улице. Зовут меня Сатурн.  Главное отличие от других моих соседей это то, что вокруг меня  вращаются три кольца. (12 слайд)

      На Седьмой и Восьмой улицах живут  планеты великаны Уран и Нептун.  (13 и 14 слайды)

     Планета Плутон:  Я живу на самой последней, Девятой улице. Я мало известен людям. Мой дом расположен на самом краю нашей системы,  поэтому тепла мне достается меньше всех!  Люди очень мало знают обо мне.  (15 слайд)

     Планета Земля:  Мы,  все планеты,  непрерывно  вращаемся вокруг Солнца. Каждая из нас движется  по своей дороге - орбите много тысяч  лет подряд. И чем дальше находится планета от звезды, тем длиннее её улица - орбита.

     Планета Меркурий: Самая короткая улица  - орбита у меня. Полный круг я пролетаю за 38 земных суток.

     Планета Земля:  Самая длинная  орбита - у Плутона. У него уходит на дорогу 250 земных лет! А я, Земля, свою орбиту пробегаю ровно  за год.

     Учитель:  А ответь  нам, пожалуйста, Земля на такой вопрос, не скучно  ли тебе одной путешествовать по своей орбите?

      Планета Земля:  Нет, что вы, мы вовсе не одиноки! Почти у каждой  из планет есть спутники. У меня - Луна. У Марса - два спутника - малыша, а  у планет – гигантов - целые семейства: по 10 спутников и более. Так что в нашем Солнечном районе довольно много жителей.

      Учитель: Скажи нам Земля, в каком городе расположен ваш Солнечный район?      

      Планета Земля:  Наш замечательный  город называется Галактика. И таких районов, как мой Солнечный, в нем бесконечное множество. Взгляните на ночное  небо, и вы увидите звезды. Это далекие отблески  огней моего города. С Земли они кажутся нам крошечными искорками, а на самом деле каждая звезда это  громадное Солнце. И у многих из них есть свои планетные семьи.

      Учитель: Много ли таких городов на свете?

      Планета Земля:  Да, таких  звездных городов, как моя Галактика, великое множество. До сих пор никто точно не знает, сколько их. Никто не может их сосчитать.  И все эти города находятся в стране, которая называется Вселенной. У этой страны нет начала, нет конца. На Земле  люди могут облететь  свою страну на самолете, объехать на машине, даже обойти пешком. Мою страну Галактика даже мысленно, в воображении невозможно ни обойти, ни объехать - такая она огромная. А теперь нам пора дальше в полет, нам нельзя долго оставаться на месте. До свидания!

  Учитель: Ребята, скажите, а откуда мы узнали о внешнем виде планет нашей системы?

 (ответы детей)

 - 12 апреля весь мир отмечает праздник – день космонавтики.  (16 слайд)

 - А вы помните, кто первым  из людей побывал в космосе? (слайд 17, 18 Гагарин)

-  22 апреля весь мир отмечает еще один праздник – День Земли.

   Сегодня мы окунемся в далекое прошлое и узнаем, как возникла Земля.

     2. Рассказ ученика  из Детской энциклопедии о возникновении Земли во вселенной.

        Ученик: Давно, 6-7 млрд. лет назад, в результате взрыва во Вселенной возникло Солнце.

       В то время оно мало чем напоминало привычное ласковое светило. Учёные его назвали древним Солнцем. Считается, что его рождение - это не что иное, как вспышка сверхновой звезды. Сильные взрывы на солнце выбросили из космического пространства газовое плазменное облако. Из этого облака возникли планеты, кометы и астероиды Солнечной системы. ( Слайд 19)

        Земля как космическое тело окончательно сформировалась около 5 млрд. лет назад. Поверхность Земли начала постепенно остывать. Её поверхность представляла собой бесконечную, однородную серую равнину. Долгое время этот ландшафт оставался безжизненным. На планете господствовали только космический холод  и обжигающий ветер. (слайд   20)

       Учитель:  Скажите, ребята, с каким современным явлением можно сравнить то, что происходило в далеком прошлом на Земле?

       Ученик:  С извержением вулкана. (слайд 21)

        Учитель: Только приблизительно 650 млн. лет назад на Земле появились многоклеточные организмы, и началось массовое заселение Земли.

       Учитель: Тогда не было на Земле жизни. А была ли природа?

       Ученик: Да, существовала неживая  природа – вначале в виде каменной поверхности, гор, потом и в виде воды, воздуха.   (слайд 22)

      -    Земля постепенно остывала. Прошло ещё много времени, и на поверхность Земли обрушились дожди   (слайд 23)

          - Так постепенно в небе появились тучи, первый земной ветер подхватил их и понёс путешествовать. Потоки воды залили все низменности и образовали “Мировой океан.»  (слайд 24)

        - После этого прошло много времени,  пока Земля приняла более знакомую поверхность. (25 слайд)

           Итог:  Повторите, в какой последовательности менялся облик Земли. (слайд 26)

          - А сейчас посмотрите на современный  облик Земли. Посмотрите, какая она прекрасная… (слайд 27)

IV.Физминутка «Инопланетяне». 

Выполняем все движения под музыку вместе с инопланетянами.

V.  Понятие о живой и неживой природе.

 Учитель:  Сейчас я загадаю вам загадки:

1.Его зимой и летом

Мы видели одетым,

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки,

Но зимние метели

В меха его одели (дерево)

2.Неизвестно, где живет,

Налетит - деревья гнет,

Засвистит – по речке дрожь

Озорник, а не уймешь (ветер)

3.По горам, по долам

Ходит шуба да кафтан (овцы)

4. Красная девица

По небу ходит,

Светит, сверкает,

Всех согревает (солнце)

1. Понятие природы

Учитель: Скажите,   как можно  назвать  одним словом перечисленные предметы?

Ученики:  Это природа.

Учитель:  Что такое природа?

Ученики:  Природа – это то, что нас окружает, но не сделано руками человека. Природа бывает живая и неживая.

Учитель: Как различить объекты живой и неживой природы?

 Ученики:  Живая природа – это то, что растет, живет и умирает. Например, животные и растения.

Учитель: Вспомним, какие царства можно отнести к  живой природе?

Ученики:  Царства растений, животных, грибов, бактерий. (слайд  28, 29, 30 ,31)

Учитель: Неживая природа – это то, что окружает живую природу, но не сделано руками человека.

- А теперь подумайте, куда мы должны отнести человека?

Ученик: Человек – часть живой природы.

Учитель: Давайте повторим все признаки живой природы.  (Слайд 32)

- Назовите основные компоненты, влияющие на живую природу.

Ученик:  Солнце, движение Земли,  атмосфера, вода.

- Давайте посмотрим мини-сценку, где действующие лица Земля, Вода, Воздух.

2. Мини-сценка с участием Земли Воды и Воздуха. ( выходят дети в масках)

Земля: Я – планета Земля больше всех влияю на живую природу. Именно я обеспечиваю смену дня и ночи. Это на мне есть материки и океаны. Без меня не было бы жизни.

Вода: Без меня, воды, не было бы жизни. Ведь живые организмы возникли в воде. И до сих пор все живое нуждается в воде.

Воздух: Это во мне, воздухе нуждается все живое. Без атмосферы никто бы ни выжил.

3. Работа в группах.

 Учитель: Ребята, согласны с действующими лицами сценки? Хотите поспорить? До урока мы разделились на группы. Каждая группа поможет “своему” персонажу доказать его значимость для живой природы.

     За работу в группах каждый ученик получает  фишку определённого цвета, в зависимости от  того, как активно работала его группа:

«красная» – отлично, «синяя» – хорошо,

«зелёная» – неполный ответ.

А сейчас давайте  вместе придумаем правила, по которым мы будем работать:

- группа работает дружно;

- в каждой группе спикер следит за порядком ;

- слушать внимательно, не перебивать;

- не обижаться на замечания;

- высказывать свое мнение ясно, четко;

- не перебивать друг друга и не злиться;

 - прислушиваться к мнению товарища.

4. Рассказ-представление о компонентах неживой природы.

Дети готовят рассказ-представление о “своих” компонентах неживой природы по заданным вопросам. ( Вопросы у каждой группы на парте в конверте)

 1 группа- Земля

- Чем отличается Земля от других планет Солнечной системы?

- Как влияет на природу вращение планеты и наклон оси?

- Какое значение имеет притяжение Земли?

2 группа - Вода

- Какого цвета наша планета и почему?

- В каком состоянии вода распространена на Земном шаре?

- Какие компоненты живой природы нуждаются в воде?

 3 группа- Воздух

- Как называется воздушный океан?

- От чего защищает воздушная оболочка планету?

- Как атмосфера влияет на температуру у поверхности Земли?

После выступления другие команды могут задать вопросы, если считают ответ неполным.

V. Физкультминутка для глаз. (Слайд 33)

5. Групповое задание.

- Разгадайте кроссворд.(для каждой группы свой кроссворд)  Заполните ключевое слово. Расскажите об этом понятии.

1 группа.

1. Ею заполнены моря, озера, реки. (вода)

2. Жаркое время года. (лето)

3. Изображение на бумаге материков, морей, гор…(карта)

4. Название нашей планеты. (Земля)

5. Газообразное состояние воды. (пар)

(ветер)

2 группа.

1. Газообразное состояние воды. (пар)

2. Название нашей планеты. (Земля)

3. Ею заполнены моря, реки и океаны. (вода)

4. Кристаллики воды. (снег)

5. Жаркое время года.(лето)

6. Изображение на бумаге материков, морей, гор ( карта)

7. Холодное время года. (зима)

(планета)

3 группа.

1.Смесь газов на земле. (воздух)

2. Кристаллики воды. (снег)

3. Глыба льда в океане. (айсберг)

4. Твердое состояние воды.(лед)

5. Огромные скопления воды между материками. (океан)

6. Холодное время года.(зима)

(осадки)

Рассказ о ветре, планете, осадках члены команды могут дополнить.

6. Тест-опрос

а) Индивидуальное задание дается ученику на время теста - опроса.

- С опорой на схему расскажи о загрязнении окружающей среды завода или предприятия, которое не пользуется очистными сооружениями.

б) Тестовое задание

- Мы повторили особенности и значение каждого компонента. Теперь вы легко ответите на вопросы.

- Вместо ответа “да” - круг,  ответ “нет” – крестик.

1. Существует ли  в Солнечной системе планета, на которой, как и на Земле есть жизнь?

2. Может ли существовать живая природа без солнечного тепла?

3. Помогают ли сохранить солнечное тепло вода и воздух?

4. Может ли существовать живая природа без воды?

5. Полезен ли на Земле ветер?

6. Способствует ли атмосфера сохранению жизни на Земле?

в)  Взаимопроверка в парах.

 На доске табличка с ответами.

+  +  О  +  О  О

7. Подведение итогов диспута

- Для жизни на Земле необходимы все компоненты. Отсутствие или загрязнение хотя бы одного приводят к гибели живой природы и человека.

      Подсчет фишек, выставление оценок,  выявление победителя.

VI. Подведение итогов урока

- В чем  вы убедились или убедили  своего товарища во время нашего диспута на уроке?

- Что необходимо для жизни человека? (Все компоненты живой и неживой природы)

 Все живое нуждается в тепле, воздухе, воде, свете, в круговороте природы.

- Может ли существовать жизнь в других звездных системах?

- Какие условия для этого нужны?  ( Слайд 34)

В заключении послушайте стихотворение Я.Акима “Наша планета”. Стихотворение читает ученик наизусть.

Есть одна планета – сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелетных,

Лишь на ней одной цветут,

Ландыши в траве зеленой,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивленно…

Береги свою планету –

Ведь другой, похожей, нету!

- Какой сделаем вывод? (Нужно беречь все компоненты живой и неживой природы)

VII. Домашнее задание.

Написать мини сочинение на тему «Самая прекрасная планета»

VII. Рефлексия.

       - Если вам понравился наш урок, вы прикрепляете на планету красные цветы, если вы считаете, что урок был скучным и неплодотворным, то желтые цветы,  а если урок вам совсем не понравился и вы ничего не запомнили, то прикрепите серые цветы.

        Всем спасибо! Удачного дня!

Список используемой литературы:

Для педагога: 

1.  М.В.Лугич. Прогулки с детьми в природу. Москва, 2006 г.

  2 .А.Клепинина.  Тайны окружающего мира.  Москва, издательство «Ювента», 2005 г.

3.Е.М.Елизарова.  Такие незнакомые и знакомые растения.  В-д, «Панорама», 2006 г.

4. А.А.Плешаков.  Экология для младших школьников.  Москва, изд-во «Дрофа», 2000г.

5. «Азбука природы», издательский дом «Ридерс Дайджест», 2003 г.

Для учащихся: 

1. Брем А.Э. Жизнь животных в трёх томах. Терра 1992г.

2. Маркин В. А. Я познаю мир. Москва 2000г.

3. Кашинская Е.А. Всё обо всём. М 1999г.

4. Тайны живой природы М. Росмэн 1995г.

5. Журналы «Юный натуралист».

ЦОР  (звук взлетающей ракеты) http://www.nhm.ac/uk/interactive/sounds/main.html

ЭОР презентация  - физминутка «Инопланетяне» (по сайту педагога Биляченко Ольги Васильевны, г. Киев, Скандинавской  гимназии.)


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 4

Жизнь – особенность планеты Земля.

Слайд 5

Солнечная система.

Слайд 6

Солнце

Слайд 7

Меркурий

Слайд 8

Венера

Слайд 9

Земля

Слайд 10

Марс

Слайд 11

Юпитер

Слайд 12

Сатурн

Слайд 13

Уран

Слайд 14

Нептун

Слайд 15

Плутон

Слайд 16

12 апреля – День Космонавтики .

Слайд 17

Первый космонавт - Юрий Алексеевич Гагарин

Слайд 19

Зарождение планеты.

Слайд 26

1. Каменистая поверхность. 2. Горы. 3. Вода. 4. Воздух.

Слайд 28

Животные.

Слайд 31

Бактерии.

Слайд 32

Признаки живой природы: Рождение. Питание. Движение. Дыхание. Размножение. Старение. Умирание .

Слайд 35

Всем спасибо! Удачного дня!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира, 4 класс, "Как дом вышел из-под земли"

создать условия для уточнения  знаний уч-ся об образе жизни, жилищах наших  предков; дать представление о различных типах жилищ различных народов...

Урок окружающего мира 1 класс (УМК "Планета знаний") Тема урока: Жизнь животных

Цели: 1. Систематизировать и расширить представление детей о жизни животных. 2. Учить находить признаки живого у животных, назвать условия, необходимые для их жизни. 3. Развивать мышление и речь у ...

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Презентация к уроку окружающего мира 1 класс "Планета Земля"

Презентация содержит иллюстрированный материал на тему "Планета Земля". 1 класс....

конспект открытого урока по окружающему миру 2 класс "Мы живём на планете Земля", по ФГОС

Конспект открытого урока по окружающему миру 2 класс "Мы живём на планете Земля", по ФГОС. Содержит презентацию и карточки....

Урок окружающего мира 2 класс Поверхность Земли. Материки и океаны.

Урок был  проведён  в соответствии с  требованиями ФГОС и  построен, опираясь на принцип сотрудничества,  делового партнерства учителя и учащихся. В основе лежит системно- дея...