Экологическое воспитание младших школьников
статья по окружающему миру (1 класс) на тему

Шипилова Жанна Петровна

Теоретическая основа экологического воспитания основывается на решении задач в их единстве: обучение , воспитание , развитие. Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях. Правильно используя различные методы воспитания, учитель может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskoe_vospitanie_mladshikh_shkolnikov.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Первомайская средняя общеобразовательная школа»

Первомайского района Тамбовской области

Статья по окружающему миру

«Экологическое воспитание младших школьников»

в 1 – 4 классах.

Подготовила

учитель начальных классов

Шипилова Жанна Петровна

п. Первомайский

 2014

«Экологическое воспитание младших школьников»

Теоретическая основа экологического воспитания основывается на решении задач в их единстве: обучение , воспитание , развитие. Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях. Правильно используя различные методы воспитания, учитель может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность.

Как известно, воспитание тесно связано с обучением, поэтому воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет ученикам усваивать правила и нормы поведения в природе. Последние, в свою очередь, не будут голословными утверждениями, а будут осознанными и осмысленными убеждениями каждого ученика.

Вопрос экологического воспитания сложен и неоднозначен в толковании. Но главное то, что за всем этим многообразием методов и приемов работы ученики младших классов становятся более экологически воспитанными.

С раннего детства необходимо воспитать в детях любовь к природе. С пением птиц, с шелестом листьев, со звоном весеннего ручейка открывает ребенок свой особый поэтический образ природы, образ Родины, свой особый мир. Этот мир учит его быть добрым, смелым, сильным духом и стойким. Он помогает познавать красоту в окружающей действительности, будит творческие силы и ведет к нравственному совершенствованию.

Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием надо понимать единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научаться бережно относиться к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Цель экологического воспитания - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания.

Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:

образовательных – формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;

воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;

развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических  умений по изучению, оценке состояния и улучшения  окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности).

Чтобы экологическое воспитание не было беспочвенным, обязательно нужно формирование экологического сознания. Экологически образованная личность, зная какой вред природе приносят  те или иные действия, формирует свое отношение к этим действиям и решает для себя вопрос об их правомерности. Если человек экологически образован, то нормы и правила экологического поведения будут иметь под собой твердое основание, и станут убеждениями этого человека.

Постоянное внимание учителя к раскрытию экологических связей значительно повышает интерес учащихся к предмету. При описательном же изучении курса интерес  у школьников постепенно снижается, это происходит неизбежно, даже в том случае, если учитель привлекает занимательные факты, загадки, пословицы и т.д., поскольку теоретический уровень материала остается, по существу, неизменным.. Если же при изучении окружающего мира раскрываются разнообразные и достаточно сложные связи, существующие в природе, теоретический уровень материала повышается, познавательные задачи, поставленные перед учеником, усложняются и это способствует развитию интереса .

Первое важнейшее условие - экологическое воспитание учащихся должно проводится в системе, с использованием местного краеведческого  материала, с учетом преемственности, постепенного усложнения и углубления отдельных  элементов от 1 к 4 классу.

Второе непременное условие - надо активно вовлекать младших школьников в посильные для них практические дела по охране местных природных ресурсов. Таких дел очень много: это внутреннее и внешнее озеленение школы, сквера, уход за цветниками, сбор плодов и семян луговых и древесно-кустарниковых растений, охрана и подкормка птиц, шефство над памятниками природы в ходе изучения родного края и тому подобное.

Таким образом, воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет ученикам усваивать правила и нормы поведения в природе, которые будут осознанными и осмысленными убеждениями каждого ученика.

В настоящее время существует немало литературы для познания экологии. "Сюда можно отнести любую детскую книгу, где в занимательной форме описана жизнь животных. Такими являются и часть сказок, где действуют персонажи из мира животных, а, кроме того, не нарушаются экологические правила.

Много экологических сказок создано. К числу экологических можно отнести и рассказы В.Бианки, Г.Скребитского, М.Пришвина.

Экологическое образование создает реальные возможности для осуществления межпредметного подхода к обучению и воспитанию учащихся.

В содержание учебных заданий я включаю вопросы, которые помогают учащимся увидеть ценность природы для общества и человека: красоту, богатство ее кладовых, используемых человеком и вместе с тем незащищенность перед ним, чрезвычайную ранимость. Дети узнают, какова роль растений и животных в природе, а также для жизни и здоровья человека. Делаем различные презентации и проекты по определенным темам. В результате учащиеся приходят к выводу, что необходимо рационально использовать ресурсы природы и постоянно восполнять их.

На уроке русского языка ребятам предлагается прочитать начало рассказа одного мальчика и на свободных строчках написать, что бы сделал каждый из них, если бы оказался на его месте. «Однажды утром я вышел из своего дома и вдруг увидел, что какой-то незнакомый мальчик ломает ветки нашей любимой сирени.

Тогда я.....»

На уроке чтения учащиеся рассматривают два рисунка. На одном мальчик скачет на воображаемой лошади и «саблей» срубает молодое дерево, а на следующем рисунке другой мальчик «бинтует» сломанное дерево и привязывает его к опоре. Затем ученикам предлагается составить устный рассказ с помощью опорных вопросов: что делал Вася во дворе? Как он поступил, когда увидел на своем пути молоденькое дерево? Как вы относитесь к его поступку? Что сделал проходящий мимо Петя? Чей поступок вам понравился? Как бы поступили вы сами?

На уроке изобразительного искусства дети рисуют картину «Осень», раскрашивают ее такими красками, какие они наблюдали в природе во время экскурсии. В беседе говорят о красоте осеннего пейзажа, особенностях осенних изменений в природе.

Как видно из содержания этих заданий, при их выполнении ученики работают над проблемой поведения человека в природе. При этом дети не только выражают свое отношение к поступку другого, но и намечают свою линию поведения в окружающей его природной среде. Это в значительной степени способствует развитию у учащихся оценочных суждений, способности их к анализу позитивных и негативных сторон деятельности человека в природе.

Многие задания направлены на формирование знаний, об объектах и явлениях природы и, главное, на выявление взаимосвязей между ними, между природой и человеком.

Введена в задание работа над простым по содержанию, доступным  младшему школьнику материалом, например, стихотворением Бориса Заходера «Про всех на свете», где поэт до удивления просто раскрывает взаимосвязь и взаимозависимость всего живого на Земле.

Значительную часть заданий направляю на организацию практической деятельности учащихся в учебной и внеклассной работе.

Приведу для примера несколько заданий:

1.        Дома с помощью родителей и старших сестер и братьев изготовьте простые кормушки для птиц. Рассмотрите рисунки, они вам помогут. Развесьте кормушки на балконах, лоджиях, за окнами. Насыпайте туда ежедневно крошки хлеба, зерно, семена, собранные осенью в природе.

2.        Ознакомьтесь с цветниками вокруг своего дома.

Вместе с ребятами вашего двора проведите следующие работы: удалите все сорняки, разрыхлите на грядках почву; если давно нет дождей - полейте; по мере созревания собирайте семена.

В серии заданий, носящих практический характер, реализован один из основополагающих принципов экологического образования - взаимосвязь глобального национального и краеведческого подхода.

Большую роль в экологическом воспитании школьников играют экскурсии.

Список литературы

1.        Воспитание и развитие детей в процессе обучения при-родоведению: Из опыта работы. Пособие для учителя. /Составитель Мельчаков Л.Ф.- М.: Просвещение, 1981.

2.        Эахлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы.- М. : Педагогика, 1981.

3.        Зверев И.Д., Суравегина И.Т. и др. Экологическое об-разование школьников.- М., 1983.

4.        Кучер Т.В. Экологическое воспитание учащихся.- М.: Просвещение, 1990.

5.        Деревянко В.А., Савельева С.С., Бабанский И.Т. Уроки экологического творчества.        //Начальная школа.-1989, N12, С.40-44.

6.        Кириллова З.А. Экологическое образование и воспитание школьников в процессе изучения природы. //Начальная школа.-1989, N5, С. 25-27.

7.        Плешаков А.А. Экологические проблемы и начальная шко-ла. //Начальная школа.-1991, N5, С. 2-8.

8.        Хафизова Л.М. Как знакомить детей с правилами поведе-ния в природе. //Начальная школа.-1988, N8, С. 40-46.

10.        Хафизова Л.М. Экологическое воспитание у млад¬ших школьников. //Начальная школа.-1989, N3, С. 33-34.

11.        Холомкина А. И.        Осенняя экскурсия в парк. //Начальная школа.-1984, N9, С. 63-65.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как метод экологического воспитания младших школьников воспитания младших школьников

Младший школьный возраст - это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём, формирование многогранных отношений к природе и людям. Осо...

«Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»

1.    Актуальность опыта.Экологические проблемы выдвинули перед школьной  теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения  к природе, способного...

«Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»

Экологические проблемы выдвинули перед школьной  теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения  к природе, способного решать вопросы рационального природопол...

Обобщение опыта. «Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»

Экологические проблемы выдвинули перед школьной  теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения  к природе, способного решать вопросы рационального природопол...

Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня.

Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дняЭкологическое воспитание младших школьниковв группе продлённого дня....

Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания

Статья посвящена особенностям воспитания экологической культуры младших школьников. В статье делюсь опытом проектной деятельности в начальной школе....