Методическая разработка урока по окуружающему миру: "Экскурсия по Москве"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Шадиян Наталья Андреевна

Знакомство  с достопримечательностями столицы;

Развитие речь учащихся, обогащение словарного запаса; развитие познавательной активности. Воспитание чувства гордости за свою Родину.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  2 класс

Тема: Мы приехали в Москву.

Форма урока: урок – экскурсия.

Цель: систематизировать знания детей о родной стране, о столице России – Москве;

Познакомить с достопримечательностями столицы;

Развивать речь учащихся, обогащать словарный запас; развивать познавательную активность. Воспитание чувства гордости за свою Родину.

Оборудование: Виноградова Н.Ф. учебник «Окружающий мир» 2 класс;

Карта России, запись гимна России, запись боя курантов, диск со слайдами презентации к уроку с изображением известных мест Москвы, компьютер, мультемедийная установка.

Ход урока:

Организационный момент.

Слушание гимна России.     (Слайд № 1)

Актуализация знаний и сообщение темы урока.

Фронтальный опрос:

- Жителями какой страны вы являетесь?   (Россия)

Страна – это множество людей. У человека есть сердце, без него он не мог бы ни дышать, ни двигаться, ни работать. Вот так и у страны есть своё сердце – столица, самый главный город.

Назовите его.  (Москва)

(Работа с картой) Москва – столица нашей Родины (показ на карте, звездочка прикрепляется)

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, чтобы познакомиться со столицей, сердцем нашей Родины и её главными достопримечательностями.

Работа по теме.

  1. Вступление

Послушайте загадку, отгадка вид транспорта, на котором мы отправимся в столицу нашей Родины.

Закручу, зажурчу,

Под небеса улечу.   (Самолет)

Правильно, мы отправляемся в полет на самолете.   (Слайд № 2, гул самолёта)

А сейчас мы с вами изобразим самолет.

Физкультминутка:

Пристегнули ремни, и самолет наш полетел.

Руки ставим мы в разлет, появился самолет

Мах крылом туда – сюда,

Делай «раз» и делай «два», раз и два, раз и два!

Руки в стороны держите, друг на друга посмотрите,

Раз и два, раз и два!

Опустили руки вниз, и на место все садись! (Самолет наш приземлись!)

   

Мы прибыли в столицу нашей Родины – Москву.  В аэропорт Шереметьево.    (Слайд № 3) На комфортабельном автобусе направляемся в центр столицы.

И так мы в Москве.

(Слайд  № 4)

  1. Чтение учителем стихотворения.

Столица мать! Тебе хвала,

В веках ты видела немало,

Когда б ты говорить могла,

Ты многое бы рассказала.

  1. Рассказ учителя о Москве.

      В старину люди говорили: «Град Москва – всей Руси глава». Это значит – много на Руси древних  и прекрасных городов, а столица одна.

А как всё начиналось.      (Слайд № 5)

    Было это давным-давно, более 860 лет тому назад. Из богатого и славного города Суздаля в местечко, которое называлось Москов, прискакал на быстрых конях князь Юрий Долгорукий со своими воинами-дружинниками. Хотел князь выбрать место для крепости – пограничной заставы.

   Понравилось ему это место: высокий холм, чистая речка Неглинка впадает здесь в Москву-реку, красивые сосновые леса. Место тихое, глухое, богатое ягодами, рыбой да зверем. Самое подходящее место для постройки крепости.          (Слайд № 6)

Начали крепость строить. Обнесли холм валом, возвели (построили) высокий забор, поставили с двух сторон ворота, выстроили для князя палаты. Так возникла Москва. Полюбилась Москва князю Юрию Долгорукому.

       Один за другим появлялись на лесистых холмах дома, богатела и разрасталась Москва.

        Князь Юрий приказал обнести её дубовыми стенами.

      Такое укрепление было необходимо, поскольку жители страдали и от вражды князей, совершавших набеги на владения соседей и грабивших простой народ. А потом на Русскую землю пришли племена монголо-татар, стали её разорять и грабить. Это были жестокие завоеватели, не щадившие никого: ни старых, ни малых, ни мужчин, ни женщин. Огнём жгли они города и деревни, уничтожали жителей. Не миновало несчастье и Москвы.

    Не раз горел Кремль, поэтому было решено заново строить Кремль из белого камня-известняка. (Слайд № 7)

С тех пор Кремль стали звать белокаменным.

     (Слайд № 8)  Жители занимались ремеслами, выгодно торговали. Ведь Москва находилась на пересечении больших дорог. Товары везли и по воде и по суше. Москва быстро росла и развивалась.

 Но стены из белого камня-известняка  оказались непрочным строительным материалом.

   И только спустя много лет, были возведены красные зубчатые стены, стройные башни из красного кирпича. (Слайд №9)

Новый кирпичный Кремль строился более 10-ти лет. Его стены и башни сохранились до сих пор. Стены Кремля образовали треугольник.  А всего башен девятнадцать и все они разные. (Слайд № 10).

    Сегодня Москва по-прежнему очень красивый и самый главный город – столица России.  Москва не только столица, это сердце живое, любящее. Не случайно так много слов посвящено Москве. И среди них – замечательное стихотворение  В.Бенедиктова «Москва».

Москва

Близко… Сердце встрепенулось;

Ближе…Ближе…  Вот видна!

Вот раскрылась, развернулась,-

Храмы блещут: вот она!

Так – она! Давно ль из пепла?

А взгляните: какова!

Встала, выросла, окрепла

И по-прежнему жива!

И кресты церквей далече,

В радость сердцу и очам,

Идут в золоте навстречу

Золотым небес лучам,-

И спокойный, величавый,

Бодрый сторож русской славы-

Кремль- и красен, и велик,-

… Только с бурей поборолась,

Глядь! Опять в лучах горит

И во весь свой медный голос

С Божьим небом говорит.

Город- досыта простору!

Город- есть на что взглянуть!

Город – под гору, да в гору!

Так и этак повернуть!

Он не в вытяжку, не стройно,

Но широко, но спокойно

На холмах по- барски лег,

Дал разгул своим палатам,

И рассыпался по скатам,

И раскинулся, как мог.

Много прожил он на свете,

Помнит предков времена,

И в живом его привете

Нараспашку Русь видна.

УЧИТЕЛЬ: Но как бы, ни росла Москва, самое дорогое место для всех русских людей – Красная площадь. Слово «красная» означает «красивая», «парадная».  (Слайд № 11)

       В здании у Кремлевской стены, над которым реет Российский государственный флаг, работает правительство России, президент.

 (Слайд №  12)

Они решают важные государственные задачи.  (Слайд  №1 3).

 (Фото президента)

- Узнали ли вы что-то интересное из моего рассказа?

  1. Ролевая игра «Покажем столицу и расскажем о Москве»

Учебная задача: расширить представления учащихся о Москве.

Основные роли: экскурсоводы и гости столицы.

Сюжетная линия: заранее было дано задание – собрать материал о достопримечательностях Москвы.

Сейчас мы с вами сыграем в игру, каждый из вас побывает в роли экскурсовода и гостя столицы.

Кто такой экскурсовод?   (Ответы детей).

(Слайд № 14)

 В словаре Ожегова говорится о том, что – экскурсовод – это специалист, дающий пояснения (рассказ) о чём – либо для экскурсантов. А экскурсанты это люди, пришедшие на экскурсию с образовательной или увеселительной целью.

Начинаем нашу экскурсию по самым знаменитым местам Москвы.

(показ слайдов и выступления детей экскурсоводов).

Выступления учащихся.

(Слайд № 15)    На Красной площади расположен один из красивейших соборов страны - Храм Василия Блаженного, созданный двумя русскими мастерами Бармой и Постником.

Василий, прозванный Блаженным, жил во времена Ивана Грозного. «Блаженный» значило «святой», «праведный» (безгрешный). Он не боялся говорить правду в глаза ни богатым, ни сильным. Собор был построен в честь взятия русскими войсками города Казани.

Храм состоит из девяти церквей. Все девять церквей имеют одно общее основание. Центральная церковь имеет гигантский шатер высотой 46 метров. Вокруг центральной церкви располагаются четыре большие и четыре маленькие церкви.

(Слайд № 16)   На Красной площади находится Мавзолей, в котором покоится тело первого руководителя страны – В.И. Ленина. Мавзолей стал высокой трибуной, отсюда обращаются ко всему народу. Сюда, в дни парадов и демонстраций поднимались руководители нашей страны.

(Слайд № 17  Бой курантов)   На одной из башен Кремля, которая называется Спасской башней, находятся большие часы с золотыми цифрами. Бой Кремлёвских курантов  передается по радио в 6 часов утра и в 12 часов ночи.

(Слайд № 18  Звон колокола)   Он появился в 18 веке. Высота Царь-колокола 5 метров, вес около 200 тонн. Во время пожара колокол упал и разбился. Был отлит русскими мастерами Моториными.

(Слайд № 19  Марш артиллеристов)    Царь – пушку изготовил Андрей Чохов в 1586 году, он проработал на Пушечном дворе 64 года. Весит пушка 40 тонн, а длинна его ствола более 5 метров. Рядом расположены огромные ядра. Эту огромную пушку сделали для защиты Кремля и моста через Москву – реку. Но Царь – пушке стрелять не пришлось.

(Слайд № 20)  Третьяковская галерея – это мировая сокровищница произведений живописи и скульптуры. Основателем галереи был Павел Михайлович Третьяков – коллекционер, купец, который в 1892 году принёс её в дар Москве.   (Слайд № 21)   В ней хранится около 35 тысяч картин.

С большим интересом жители и гости столицы посещают эту галерею.(Слайды № 22, 23).

(Слайд № 24)   Шишкин Иван Иванович  «Утро в сосновом бору».

(Слайд №25)  В.М. Васнецов  «Алёнушка».

(Слайд № 26)   В.М. Васнецов  «Богатыри».

(Слайд 27)  Крамской И.Н  «Неизвестная»

(Слайд 28)  Тропинин В.А.  «Портрет сына Арсения»

(Слайд 29)  Скульптура  «Ангел»

(Слайд 30) Ливио  Де  Марчи (итальянский скульптор) «Кошка» (деревянная скульптура)

Какие интересные и знаменитые места мы с вами посетили?

 - А сейчас будем возвращаться.

-(Физкультминутка та же, что и в начале урока) пристегнули ремни и полетели.

(Слайд 30)

Руки ставим мы в разлет, появился самолёт.

Мах крылом туда – сюда,

Делай «раз» и делай «два», раз и два, раз и два!

Руки в стороны держите, друг на друга посмотрите,

Раз и два, раз и два

Опустили руки вниз и на место все садись!

  1. Подведение итога.

- Вот мы вернулись домой.

- Закончилось наше путешествие по Москве и её достопримечательностям.

Прочитайте пословицу:  (Слайд № 32)

«Москва от глаз далека, да сердцу близка».

Объясните её.  (Находится от нас далеко, но мы гордимся этим городом, и др.)

Что вы узнали интересного на уроке о Москве?

Рефлексия.

Кому понравился урок? Что понравилось?

Кому не интересно было на уроке? Почему?

И закончить хочется словами стихотворения «Москва» известного поэта Валерия Яковлевича Брюсова:

Нет на свете  равных, Стародавняя Москва!

Блеском дней, вовеки славных,

Будешь ты всегда жива!

Град, что строил Долгорукий

Посреди глухих лесов,

Вознесли любовно внуки

Выше прочих городов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока окружающего мира в 3 классе по программе О.Т. Поглазовой (УМК «Гармония»). Тема урока «Как лечились наши предки».

Урок был проведен с использованием технологии обучения в сотрудничестве.Методами работы являются совместная деятельность, поиск, всевозможное сотрудничество учителя и учащихся.Педагогика сотрудн...

Урок по окружающему миру "Экскурсия в парк "

Тема урока: Экскурсия в паркКласс: 2-аУчитель: Филиппова Э.О.Цели: учить детей наблюдать за растениями и насекомыми, за изменениями в природе; формировать у учащихся элементами экологических представл...

Методическая разработка урока в 3 классе по окружающему миру: "Москва - столица России"

Разработка содержит богатый материал к уроку "Окружающий мир " в 3 классе....

Разработка урока по окружающему миру "Путешествие по Москве"

Тип урока: комбинированный с мультимедийной поддержкойЦели: - Знакомство учащихся со столицей нашей Родины - Москвой, с историей её возникновения, её достопримечательностями.- Дать поня...

Методическая разработка урока окружающего мира во 2 «А» классе, проведённого в рамках методической недели. Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»

Методическая разработка урока окружающего мира. 2 класс УМК "Школа России" Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

   Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...