Внеклассное занятие «Лес - бесценный дар природы»
материал по окружающему миру по теме

    Форма проведения данного мероприятия- импровизированный поход  по экологической тропе для учащихся 1-4 классов- неслучайна. У детей данного возраста  в настоящее время наблюдается тенденция к малоподвижному образу жизни, так как много времени они проводят  за компьютерами, телевизорами. Поход, как форма проведения мероприятия позволит им познать лес в движении, использовать элементы здоровьесберегающй технологии.

  Данное занятие можно провести даже в летнем оздоровительном лагере. Шагая по импровизированной тропе, участники делают остановки, которые мы называем привалами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon les-bestsennyy_dar_prirody.doc202 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурс «Лучшее мероприятие по противопожарной тематике»

Внеклассное занятие

«Лес - бесценный дар природы»

                                           

    Здоровая земля -здоровые и мы. Природу нужно охранять, особенно лес.  И  учить охранять его нужно с детства. Ведь, лес - бесценный дар природы. Это- деревья, травы, кустарники, поляны, опушки, просеки, грибы, лесные звери и птицы, лесные запахи, шорохи, голоса, даже солнечные зайчики и эхо.

    Форма проведения данного мероприятия- импровизированный поход  по экологической тропе для учащихся 1-4 классов- неслучайна. У детей данного возраста  в настоящее время наблюдается тенденция к малоподвижному образу жизни, так как много времени они проводят  за компьютерами, телевизорами. Поход, как форма проведения мероприятия позволит им познать лес в движении, использовать элементы здоровьесберегающй технологии.

  Данное занятие можно провести даже в летнем оздоровительном лагере. Шагая по импровизированной тропе, участники делают остановки, которые мы называем привалами.

Организация мероприятия.

Игра требует большой предварительной подготовки. Необходимо:

1)спланировать количество и название привалов;

2)подготовить наглядное оформление игры: название привалов; задания на привалах; кассу с жетонами; награды для победителей;

3)подготовить ведущих для работы на привалах и призы для победителей.

4) дети предварительно разделены на три команды, у каждой команды есть название и эмблема.

Действующие лица: Ведущий, Лесничий, Берендей, Огневушка.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентации ,рюкзаки с вещами, необходимыми для похода.

Цель: формирование экологической культуры, знаний по правилам пожарной  безопасности.

 Задачи: создать условия для воспитания чувства ответственности за сохранение леса как природного сообщества, расширить круг знаний о растениях и животных, развивать творческие способности, познакомить с правилами поведения при посещении леса.

Ведущий. Здравствуйте, ребята! Мы собрались в поход. А куда- догадайтесь сами.

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зелёный дом-

Чудеса увидишь в нём.  (Лес)

Сегодня вы будете путешествовать по экологической тропе.

(Исполняется песня «Вместе весело шагать»)

Появляется Лесничий.

Лесничий. Так,  в лес идёте , в поход? А вы знаете, что нужно взять с собой поход? Как там себя вести?

Ведущий .Вы кто?

Лесничий.

Чтобы сосны, липы, ели не болели, зеленели,

Чтобы новые леса поднимались в небеса,

Их под звон и гомон птичий охраняет кто?

Дети. Лесничий.

Лесничий. Правильно. Что же в ваших рюкзаках?

Рюкзак каждой команды проверяется на наличие в нём нужных и лишних вещей для похода. За нужную вещь выдаётся жетон.

Лесничий. Какие же правила поведения нужно соблюдать в лесу? Знаете ли?

1.Не разоряйте муравейники.

2.Не ловите насекомых.

3.Не трогайте птичьи гнёзда, не подходите к ним близко.

4.Не ловите диких животных и не уносите их домой.

5.Не ломайте ветки деревьев.

6. Не повреждайте кору деревьев.

7.Не повреждайте ягодные кустарники и не вырывайте их с корнем.

8.Не рвите цветы.

9.Не сбивайте ногами несъедобные грибы, они нужны лесу.

10.Не шумите в лесу.

Команды по очереди называют правила и получают жетоны.

Лесничий. Вы хорошо подготовились. Разрешаю вам войти в лес.

Презентация «Лес-наше богатство»

Ведущий.( Сл.1- лес. ) Лес –  бесценный дар природы. Это- деревья, травы, кустарники, поляны, опушки, просеки, грибы, лесные звери и птицы, лесные запахи, шорохи, голоса, даже солнечные зайчики и эхо.

      Из леса получают продукцию более 20 тыс. наименований: пищевые продукты, витамины, строительные материалы, сырьё для химии, корм для скота, лечебный воздух… . Все леса земного шара производят около 40 трлн т кислорда в год.

   Каждое пятое дерево наших лесов- сосна. Вместе с кислородом дерево обогащает воздух летучими веществами-фитонцидами, которые губительно действуют на возбудителей туберкулёза.

   Один гектар березняка испаряет 17 тыс. л воды в день. Это и очищение воды, и увлажнение воздуха, и будущие дожди. Берёза даёт человеку много лекарственных продуктов. Но не забудьте, что дна большая берёза, повреждённая топором, может потерять за весну до 200л сока.

   Одно взрослое дерево липы даёт в среднем 70 кг мёда, а га липняка-1т мёда. Живёт дерево 300-400 лет.

  Дубы достигают 40-50 м высоты, 100-150 см в диаметре. Живут 500-1000 лет.

 Появляется Берендей.

Берендей. Здравствуйте, гости  дорогие! Узнать о лесе что-то новое помогут книги, новые путешествия .Сорока мне на хвосте принесла добрую весть, что вы хорошо подготовились к походу в мои владения. А то в последнее время всё чаще  в лесу стала появляться  вредная  старушка Огневушка. Это самый настоящий огонь. Она всё время ищет Искорку.  Но Искорка теперь не та, как прежде.  Не хочет с ней дружить.  А почему, сейчас узнаете. Я думаю, с Огневушкой вы можете справиться. Она  воды очень боится.

   Ну а теперь располагайтесь на пенёчки. Отдохните. И слушайте сказку о маленькой Искорке.

На стульях положены круги из бумаги, имитирующие срез дерева.

                                     Сказка о маленькой Искорке.

    В одном лесу жила-была Искорка. Она очень любила проказничать и думала, что это весело. А лесные звери никогда с ней не дружили и считали плохой.
Однажды Искорка кувыркалась в сухой хвое и так заигралась, что не заметила сразу, как хвоя задымилась. Вскоре по ней поползли новые искорки, и начался пожар. Звери и птицы покинули лес, а проказница так веселилась, что и не заметила этого.
Пожар уничтожил все, и когда Искорка пришла в себя после такого страшного веселья, то увидела, что она совсем одна посреди пепелища. Картина была унылая, и ей больше не хотелось веселиться. Она пошла прочь с этого места. Шла она долго, а кругом не было ни души. Искорка, выбившись из сил, легла под обуглившийся пенек и уснула.
Проснувшись утром, она не услышала, как обычно, пения птиц. Негодница поняла, что она натворила и с опущенной головой побрела дальше.
Наконец, вдалеке, показался кусочек уцелевшего леса. Искорка обрадовалась и побежала туда. На маленькой полянке сидели все обитатели сгоревшего леса. Они горько плакали, а увидев Искорку, набросились на нее с упреками:
- Из-за тебя мы остались без дома и пищи! Уходи, мы не хотим жить рядом с тобой!
Искорка заплакала и стала просить прощения.
Прошло время, и лесные жители заметили, что проказница действительно изменилась. Она помогала им разжечь костер, чтобы погреться в зимнюю стужу. Звери простили ее, и Искорка была счастлива, что у нее есть друзья . И с тех пор она не дружит с Огневушкой.

Берендей. Ну, понравилась ли вам сказка? А Искорка?

Вот примерные вопросы:  -Почему лесные звери не дружили с Искоркой? Что случилось однажды? Поняла ли свою ошибку Искорка? Простили ли её звери? Что вы хотите пожелать Искорке?

Появляется Огневушка.

Огневушка. Аха, вы здесь! Ушла от меня Искорка. Ну да ладно. Давайте лучше поздороваемся, обнимаемся. Видно, что вы умные ребята. Много знаете.

Берендей. Не подходи, отойди! Перестань шалить!

Дети. Не подходи к нам, а не то водой обольём. Мы знаем, что будет , если с огнём обняться.

Огневушка. Ой,ой,ой! Да, воды боюсь. Между прочим, могу и пользу приносить. Вот, например, чайку вскипятить- я тут как тут. А костёр от холода спасает. Только вы, когда костёр зажжёте, потом его не тушите, пусть горит! Сначала сгорит одно дерево, потом- два, потом- сто, потом  весь лес, потом город! (Радуется, потирает руки).

Берендей. Ты чему детей учишь? Разве можно костры жечь и не тушить?

Дети. Нет. Костры надо тушить.

 Ученик читают стихи.

1.Не шути, дружок, согнём,

Чтобы не жалеть потом.

Сам костры не разжигай

И другим не позволяй.

2.Для забавы, для игры

Спички в руки не бери.

Спичку бросил ты в лесу-

И несчастье на носу.

3.Ведь нельзя шутить с огнём,

Помни ты всегда о том:

Кто с огнём неосторожен,

У того пожар возможен.

   Ежегодно  в мире 20 млн га леса страдает от лесных пожаров. 97% лесных пожаров возникает по вине человека. Пожар распространяется очень быстро, со скоростью до двадцати км в час, уничтожая всё живое. Кострище не зарастает 5-7 лет.

     1.От горящей спички летом

Загораются леса.

         Если ты забыл про это,

Не спасут и чудеса!

      2.Коль увидишь на поляне

Непотушенный костёр,

А вокруг бутылки, склянки-

Загореться может бор!

      3.Но бывает, что пожары

Возникают без огня.

Кто-то бросил стеклотару.

Где обедал возле пня.

     4.А бутылка-линза та же.

Сфокусирует  лучи.

И затлеет, вспыхнет даже

Всё сухое ,как в печи.

     5.Вот поэтому бутылки,

Банки, склянки не бросай.

Уноси в своей корзине,

Вон из леса забирай!

      6. Заливай костёр водою,

Засыпай его песком,

Склянки, что грозят бедою,

Спрячь от солнца под кустом.

      7.Уберёшь. что бросил кто-то-

С чистой совестью уйдёшь.

Так полезною работой

От пожара лес спасёшь!

      8.Спичек в руки не бери 
     Для забавы и игры. 
     Чтобы не грустить потом 
     Не шути, малыш с огнем! 
     Сам костров не разжигай 
     И другим не позволяй! 
    Даже искорка одна 
    Может все спалить дотла.

Огневушка. Раз вы такие умники и умницы, я буду с вами дружить, никого не обижу ,не обожгу. Но если будете неосторожны и легкомысленны с огнём - пожалеете. Я таких люблю. А теперь я пойду, мне пора, до свидания, детвора.

 

Огневушка уходит, дети смотрят презентацию.

Презентация «Пожар в лесу»

Берендей. Если вас застанет лесной пожар, помните: нужно немедленно выбежать из леса. Двигаться следует в том направлении, откуда дует ветер. Как только окажетесь в безопасности, обязательно сообщите о возгорании взрослым.

Берегите лес, его обитателей, и вы сохраните красоту земли.

Берендей участникам игры вручает буклет «Берегите лес»

Берендей. Молодцы, ребята. А теперь порадуйте меня своими знаниями.

Сл.2-привал «Зелёная аптека»

На столе лежат иллюстрации лекарственных трав.

 

Берендей Вот вы идёте по лесу. Представьте, что с вами случилась непредвиденная ситуация. Возможно, вы заболели. Лечиться будем с помощью растений. Выбирайте диагнозы и приступайте к лечению.

1.Шагая по тропе, я напоролся на острый сучок, повредил плечо и приложил растение…(подорожник, тысячелистник, сок крапивы).

2.Отправляясь путешествовать по тропе, я надел новые кроссовки. Они натёрли мне ноги до мозолей. Пришлось остановиться, приложить лечебное растение…(подорожник, мох) и забинтовать ноги.

3.Шагая по тропе, я нечаянно потревожил осиное гнездо. Оса больно ужалила меня. Когда я приложил…(подорожник) боль стала стихать.

4.С утра было солнечно, я отправился путешествовать в лёгкой одежде. Вдруг пошёл холодный проливной дождь. Я промок до нитки. К вечеру поднялась высокая температура. Мне помог чай…( из малины, липового цветка, зверобоя).

За правильные ответы команды получают жетоны.

Сл.-3-привал « Боровичок»

Берендей. А теперь милости просим на полянку, где вас ждут. Угадайте кто?

Стоит Антошка на одной ножке,

Сам маленький, а шляпа большая.  (Гриб)

 У Берендея – лукошко, в нём восемь больших грибов- муляжи.

Дети, давайте собирать грибы. Берите по грибу и читайте вопрос. Если ответ будет правильным, я возьму этот грибок в своё лукошко.

1.Из каких грибов можно сварить  первый грибной суп в сезоне? (Из сморчков.)

2.Какй гриб носит ласковое название животного? (Лисичка.)

3.Можно ли употреблять в пищу грибы, собранные в черте города? (Нельзя. Они впитывают в себя вредные промышленные выбросы.)

4.Назовите самый вредный гриб.  (Бледная поганка.)

5.У каких грибов шляпки разного цвета, а название одно? (Сыроежки.)

6. Какой гриб растёт с большой скоростью и в старости превращается в пыль?  (Дождевик.)

7.Назовите грибы, которые растут целыми семьями? (Грузди, опята, лисички.)

8. Как правильно собирать грибы? (Срезать гриб ножом, не повреждая корни.)

За правильные ответы команды получают жетоны.

Сл.4- привал «Отгадай загадку»

Берендей. На следующей полянке сегодня перемирие в честь вашего прихода. Собрались все звери и птицы, насекомые  нашего леса, и никто никого не обижает. Добро пожаловать! Отгадайте загадки.

1.Не портной, а всю жизнь иголками ходит. (Ёж.)

У взрослого ежа до 16 тыс. колючек длиной 2-3 см. Ежи живут на земле уже 50 млн лет. Они уничтожают немало вредных грызунов и насекомых. Не боятся даже ядовитых гадюк.

2.Не мышь, не птица, в лесу резвится.

На деревьях живёт и орехи грызёт. (Белка.)

Беличий склад может содержать до нескольких кг вкусной еды, но его нельзя разорять, иначе в самую стужу белка может остаться без корма.

3.Он всю зиму в шубе спал, лапу бурую сосал.

А проснувшись, стал реветь, этот зверь лесной ….(медведь)

Сегодня насчитывается более 100 тыс. косолапых обитателей леса. Несколько разновидностей бурого медведя занесены в Красную книгу.

4.У кого нет берлоги, не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги, а от голода -кора.  (Заяц)

Во время погони заяц может пробежать за час 70 км.

5.Кто в беретке ярко-красной, В чёрной курточке атласной.

 На меня он не глядит, всё стучит, стучит, стучит?  (Дятел)

Дятлы- лесные санитары. Они не портят здоровые деревья, а долбят тех, которые поражены внутри короедами.

6.Я работаю в артели у корней лохматой ели.

По буграм тащу бревно, больше плотника оно.

Не найдёшь у нас пилы, не рубили мы стволы,

Не стучали топором- а под елью вырос дом. (Муравей.)

Муравьи только одного крупного муравейника за лето уничтожают около 100тыс.насекомых. Гектар леса , охраняемый 4-5 муравейниками, абсолютно чист от вредителей.

7.Спинка в веснушках, ах, как неловко!

И покраснела.   (Божья коровка)

Этот жучок и его личинки истребляют множество тли, которая живёт на листьях и сосет сок из растений.

8.В лесу ночном кукует птица, она назвать себя боится.  (Кукушка)

Кукушка уничтожает волосатых гусениц, которых все остальные птицы, кроме иволги, клевать боятся.

За правильные ответы команды получают жетоны.

Игра «Кто быстрее»

Берендей.  Умеете ли вы отличать сосну от ели? Знаете ли, что хвоя сосны по содержанию витамина С полезнее лимона в 7 раз? Теперь предлагаю вам игру. Кто больше наберёт шишек с завязанными глазами за одну минуту и разложит их на еловые и сосновые.

Все шишки лежат в кучках (их столько, сколько команд). За 1 место команда получает  три жетона, за 2-ое-два, за 3-е-один.

Берендей. Дети, вижу, что вы с успехом прошли по всей тропе. Пора возвращаться домой. В добрый путь. Приходите в лес с добром!

Любите родную природу:
Озёра, леса и моря,

 Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,

 Живём мы с тобою на неё.
Давайте же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей.

Подводится итог. Команды сдают свои жетоны ведущему. Ведущий называет победителей и вручает им награды, благодарит всех за активное участие в игре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира по теме: "Здоровье - это бесценный дар природы."

Тема урока: «Здоровье – это драгоценный дар природы»Цель урока: формировать у учащихся представление о здоровом образе жизни.Задачи: Образовательные: расширить представления учащихся о правилах ...

Конспект проблемно-эвристического урока "Бесценный дар природы".

         Целью проблемно-эвристического урока по экологическому направлению является воспитание у школьников экологического мировоззрения, формирование бережного отноше...

Внеклассное занятие по окружающему миру "Природа в опасности!", для учащихся 3 класса.

Занятие посвящено Всемирному дню защиты животных. К этому дню мы готовимся заранее. Дети подбирают материал про интересных для них животных, составляют рассказ и репетируют докладывать с «красной триб...

Внеклассное мероприятие с элементами исследовательской работы 3 класс Тема: "Вода — бесценный дар природы"

Ресурс представляет собой ознакомление учащихся со значением экологически чистой воды в жизни человека.Донести до сознания школьников понимание бережного отношения к воде как жизненно важному ре...

Лес - бесценный дар природы

В разработке экологического путешествия освещены вопросы экологического воспитания учащихся начальных классов на материале сведений о природном сообществе – лесе, представлены увлекательные зада...

Внеклассное занятие «В гостях у Природы».

Внеклассное занятие направлено на ознакомление учащихся с разнообразием животного и  растительного мира Дальнего Востока,  взаимодействие учащихся друг с другом, уважительному отно...

Внеклассное мероприятие "Лес - бесценный дар природы"

Внеклассное мероприятие для обучающихся начальной школы в форме импровизированного похода....