урок Гроза Двенадцатого года
план-конспект урока (окружающий мир, 3 класс) на тему

Basangova Svetlana Andreevna

Урок по теме «Гроза Двенадцатого года» проводится для учащихся 3 класса, обучающихся по УМК « 2100», автор учебника Вахрушев А.А. , Данилов Д.Д.    

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_groza_dvenadtsatogo_goda.doc157 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Гроза Двенадцатого года»

Предмет: Окружающий мир

УМК «2100»

Класс: 3

Оборудование и ресурсы: 

  • Компьютер, экран, проектор;
  • Авторская мультимедийная  презентация;
  • Фишки для рефлексии.

Место урока в образовательном процессе

Урок по теме «Гроза Двенадцатого года» проводится для учащихся 3 класса, обучающихся по УМК « 2100», автор учебника Вахрушев А.А. , Данилов Д.Д.     Окружающий мир, рабочая тетрадь: Учебник для 3 класса нач. шк.- ООО «Баласс» 2010

Технологическая карта изучения темы

Тема:

Гроза  Двенадцатого года

Тип урока

Объяснение нового материала

Цель урока:

- сформировать у учащихся представление об Отечественной войне 1812 года как одной из самых славных вех истории России;

Задачи урока:

1) Образовательные:

- познакомить  обучающихся  с  событиями  Отечественной  войны  1812  года  и  значением  для  России  Бородинского  сражения;

- показать примеры массового героизма, готовность русских солдат, офицеров, генералов к самопожертвованию;  

-связать исторические события с их отражением в художественном произведении;

- показать роль  калмыцкого народа  в  Отечественной  войне  1812  года.

2) Развивающие:

- развивать познавательную активность;

 -развивать умение работать в паре, в группах;

- укреплять чувство ответственности за результат своей работы и за работу группы;

-умение считаться с мнением товарищей;

-развивать познавательный интерес, умение делать выводы,  обобщать;

- развивать  речь;  

-обогащать  словарный  запас.

3) Воспитательные: 

- воспитывать у учащихся уважение к великому прошлому России;

- чувство  гордости    за  свою  страну  и  благодарность  великим  людям,  служившим  России;  

-доброжелательное  отношение  к  людям.

Основные термины и понятия темы:

Война, битва, сражение, полководец, совет, Фили, приказ, военачальники, армия, войска, орудия, захватчики,  партизаны, народ, Отчизна

Личностные УУД:

- овладение начальными навыками адаптации в окружающем мире;

- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

- проведение самооценки на основе критерия успешности учебной деятельности.

- умение выражать своё отношение к увиденному (формирование эмоционального интеллекта).

- умение сопереживать и приходить на выручку.

Предметные  результаты:

-  знание знаменитых людей своей Родины;

- работа с  презентацией, с раздаточным материалом, с таблицей, извлечение из них необходимой информации;

- ответы на итоговые вопросы и оценка своих достижений  на уроке.

Метапредметные УУД:

Познавательные УУД:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

- освоение способов решения проблем поискового характера;

- освоение основ познавательной рефлексии;

- установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- овладение базовыми предметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Регулятивные УУД:

- определение  и формулировка темы, целей урока.

- понимание учебной задачи урока и стремление её выполнить;

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- умение работать в материальной и информационной среде;

- умение преодолевать препятствия и не вступать в конфликты с одноклассниками.

Коммуникативные УУД:

- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

- готовность слушать собеседника и вести диалог;

- высказывание своего мнения и аргументирование своей точки зрения и оценки событий;

- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- осуществление взаимного контроля в совместной деятельности, адекватная оценка собственного поведения и поведения окружающих.

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Музыка (песня «Ялдурк», «Солдатушки…»), литература (стихотворение «Бородино» М.Лермонтов; Басня И. Крылова «Волк на псарне»), история (исторические даты)

Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

1 этап: Ориентировочный этап

( актуализация знаний и мотивация, повторение изученных правил)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

 - Здравствуйте,  ребята! Меня  зовут  Светлана Андреевна. Я  проведу  урок  ознакомления  с окружающим  миром.  Сегодня  у  нас  на  уроке     гости.  Поприветствуйте  их.  Желаю  вам  успехов.

- Вам на дом были даны ключевые слова. Вы по словарю С. Ожегова должны были найти лексическое значение слов:

Как вы думаете, к слову «война» какое  лексическое значение слова «гроза» подходит?

- О каких войнах вы уже узнали из курса окружающего мира?

Назовите последствия войны

1812 год. О  чем  свидетельствует эта дата?

Давайте еще раз обратимся к толковому словарю и повторим.

Откройте тетради на странице 28, на ленте времени отметьте век, к которому относится дата 1812 год.

Ученики настраиваются на работу.

Война -  (организованная вооруженная борьба  между  государствами)

Гроза –

1. Атмосферное явление               

2. О ком - чём - нибудь наводящем ужас, внушающем сильный страх

Я думаю, что второе.

Ледовое побоище

Куликовская битва

Великая Отечественная война 1945 года.

Разрушения, голод, нищета,

разорение страны.

В  1812  году  началась  Отечественная  война   русского  народа

Работа в парах

II этап.  Поиково-исследовательский этап

(постановка учебной задачи, открытие новых знаний)

- Ребята, давайте прочтем   название темы  нашего  урока?

«Гроза Двенадцатого года»

Давайте попробуем вместе сформулировать цель нашего урока.

Цель нашего урока: познакомиться с событиями войны 1812 года на примере Бородинского сражения.

Русский поэт Михаил Лермонтов о войне 1812 г. написал стихотворение «Бородино»:

Скажи-ка, дядя, ведь недаром

Москва, спаленная пожаром,

Французу отдана?

Ведь были ж схватки боевые,

Да, говорят, ещё какие!

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!

 Эпиграф нашего урока слова из этого произведения:

  «Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!»

Ребята,  как вы понимаете этот эпиграф? Правильно вы сказали.

Мы вернемся в конце урока к этому эпиграфу узнаем совпали ваши мнения или нет.

У вас на столе есть рабочие листы, на которых написана тема урока и эпиграф.

Под эпиграфом даны значения новых слов. Давайте их разберем.

          Партизаны, Бородино, Фили.

В конце рабочего листа записано домашнее задание:

Уч: с.80-83, прочитать и ответить на вопросы, написать   рассказ о герое Отечественной войны 1812 года

IV. Работа по учебнику.

- А  сейчас откройте  учебники  на  странице 80. Ученик прочитает  абзац учебника из главы «Мы долго, молча отступали» до слов «рвались войска неприятеля».

- Ребята, о ком прочитали вы?

 - Что вы о нем  узнали?

- Да, ребята, Наполеон Бонапарт- человек необычной судьбы. Он родился 15 августа 1769 года на небольшом острове Корсика, принадлежащем Франции. Сын бедного дворянина Наполеон закончил военную академию в Париже, когда ему было 16 лет. В 24 года он уже был генералом, затем стал консулом Франции, а в 1804 году Наполеона провозгласили императором. Франция почти непрерывно воевала. В конце концов Наполеон стал властелином Европы. Но ему захотелось завоевать весь мир. А для Франции он стал национальным героем.

- Ребята, а почему, Наполеон национальный  герой  Франции?

Что такое Конституция?

А для нас Наполеон враг или герой?

- Прочитайте 2 абзац до слова « поле»

- Какое новое имя узнали вы?

Вы с Зинаидой Сергеевной писали рефераты о Кутузове,  что вы можете рассказать?

- Почему русскую армию возглавил Кутузов?

- Какое место выбрал для решающего

сражения М.И. Кутузов?

V. Бородинское сражение.

- Да, ребята, для сражения было выбрано Бородинское поле. И сегодня мы попробуем воссоздать картину самого крупного сражения отечественной войны 1812 года.

Крупнейшее сражение войны началось 7 сентября 1812 года в половине шестого утра в 120 км от Москвы.

Отметьте в листах  дату Бородинского сражения.

Задания по карте: Посмотрите, на карту Бородинского сражения.

  • Найдите деревню Бородино.
  • Назовите  названия рек
  • Как вы думаете, почему так называются реки?

- Посмотрите на условные знаки.

  • Какими цветными стрелками  отмечены войска русской армии  и  какими   французские войска?

- Наполеон задействовал в Бородинском сражении:

Военачальники

Люди

Орудия

Наполеон

130-135 тысяч

   587

Кутузов

120 тысяч

   640

- Каково соотношение сил к началу Бородинского сражения?

- Излюбленной тактикой Наполеона действовать большими колоннами,  что вело к победам французской армии.

- Почему для сражения было выбрано Бородинское поле?

- Село Бородино в центре. На красном холме находится батарея Раевского; к деревне Маслово:

Военачальники

Люди

Орудия

Барклай - Де- Толли  

правый фланг 1 армии

78 тысяч

 

 480

Багратион

левый фланг 2 армии

34 тысячи

   

156

- Почему он решил нанести удар на армию Багратиона?

-Во французской армии лучшие военачальники: Ней, Жюно, Мюрат, Каленкур, Даву

- Французы двинулись на Багратиона, они стремились прорваться через центр русских войск, обойти их левый фланг и освободить себе путь на Москву. Этот момент сражения хорошо отобразил в своем произведении М.Лермонтов.

- У вас на столе лежит рабочий лист, на котором набран отрывок из стихотворения «Бородино».

Прочитаем выразительно отрывок.

В рабочем листе дано лексическое значение незнакомых слов.

Драгуны, уланы, редут, флеши, булат и картечь

Какие войска участвовали?

Куда они двинулись?

Вам не видать таких сражений!... Как вы понимаете эти слова?

Ребята, из этих строк вам понятно, чем закончилось сражение?

Давайте обратимся к тексту на странице 81 учебника, последний абзац.

Какой вывод можно сделать?

- Да, упорное сопротивление русских солдат сделало это невозможным. Русские  не  разбили врага,  но и  не отступили.  Наполеон  не  выиграл   битву.

- Французы понесли огромные потери в Бородинском сражении:

людей

генералов

полков

французы

60 000

47

37

русские

40 000

23

-

- Подобной битвы нет в летописи.

- На другой день Кутузов принял непростое решение   на  совете  в  Филях, оставить Москву. Он говорил: «Пока  цела  армия – цела  и  Россия».

- Французские солдаты начали грабить Москву. А вскоре начались пожары. Они полыхали несколько дней. При  этом  пожаре  сгорели  все  деревянные  постройки  Москвы.

Из 30 000 домов в Москве осталось 5 000 домов.

      VI. Физминутка

      Солдатушки - бравы ребятушки…

Слушают учителя, настраиваются на

следующий этап урока

Ответы детей

Что Россия помнит эту войну.

Читают 1-й абзац вслух

О Наполеоне.

- Прошел путь от офицера до императора;

- Завоевал многие страны;

- Захотел завоевать Россию.

 

Для Франции Наполеон – народный герой, потому что он завоевания проводил в интересах страны, народа, провел реформу и принял конституцию;

Главный закон по которому живет страна.

Для нас враг.

Чтение детей до слова  «поле»

Мы узнали о Кутузове Михаиле Илларионовиче

опытный, его любили, на него надеялась Россия.

Бородинское поле

 

Отметили деревню Бородино

река Колоча и река Война

потому  что там были раньше сражения

красным цветом русские войска

синим цветом французские войска

- Французов по численности было больше,

но зато у русских было больше орудий.

- Удобно своими естественными рубежами - холмы, перелески, речки Колоча и Война.

- У Багратиона было людей меньше и орудий;

Учащиеся читают вслух выразительно отрывок.

Учащиеся раскрывают лексический смысл слов.

Конница, пехота, артиллерия

Друг на друга

Подобной битвы не было в истории мировых войн

нет

Французы не выиграли битву, а русские не отступили.

III этап. Практический этап

( проверка знаний)

- Героем Бородинского сражения был весь народ. Лицом любой нации являются знаменитые люди, полководцы. На этой войне воевали люди разных национальностей: Багратион -  из грузинских князей, Барклай Де–Толи – из древнего шотландского рода.

Кто помогал действующей армии?

Кто такие партизаны?

Давайте подтвердим по тексту.

VII. Работа по учебнику

Найдите текст на стр 82 «Поднимайся русский народ», прочитаем 1 абзац.

 Посмотрите на слайд. Вы видите портреты героев партизанского движения.

Это Василиса Кожина русская крестьянка старостиха. В Отечественную войну 1812 года возглавила крестьянско-партизанский отряд в Сычевском уезде Смоленской области

К  партизанам  также  присоединились  небольшие  отряды  армии.  Одним  из  них  командовал  офицер  русской  армии,  талантливый  поэт  и  писатель, Денис  Давыдов.  Наполеон  боялся  его  отряда,  а  самого  Давыдова  прозвал  «Чёрным  дьяволом»

Рассмотрим картину И.Прянишникова «Эпизод из Отечественной войны»

Какой эпизод  изображен на картине?

Чем были вооружены партизаны?

Вы прошли басню «Волк на псарне».

 Можно ли слова этой басни отнести к картине?

-Я вам предлагаю прослушать музыку и ответить, почему я включила эту музыку?

- Правильно. Участие  калмыков   нашло  отражение  в  песне   «Ялдурк».

Для борьбы с наполеоновской армией Александр I мобилизовал огромные силы, в том числе 31 национальный пятисотенный полк – 20 башкир, 4 крымско – татар, в том числе и 3 калмыцких полка:

О победоносном шествии русской армии, а вместе с ней и калмыцких полков, поэт Федор Глинка, участник похода писал так:

Я видел, как коня степного

На Сену пить водил калмык,

И в Тюльери у часового

Сиял, как дома, русский штык.

На нашем уроке присутствуют командиры 2-х полков.

-  Вот  кто  командовал  1  и 2  калмыцкими   полками.

- Ребята, во 2 астраханском калмыцком полку участвовали наши земляки, выходцы из Даржакинского племени

- Давайте познакомимся с имена наших земляков.

.

   

- Хорошо помог  калмыцкий   народ и  деньгами,  всего  25510 рублей, 1080  лошадей, 1100 голов КРС, а одна корова стоила – 25 рублей.

 VIII. Работа в тетради.

Откройте рабочие тетради на странице 37. Самостоятельно в качестве закрепления решите кроссворд.

Первым двум ученикам, которые справятся с кроссвордом, я поставлю оценки.

1. Отечественная. 2. Партизаны. 3. Кутузов. 4. Наполеон. 5. Бородино.

Установите последовательность событий.

Молодцы. Хорошо.

 

Надежда  Дурова - в восемнадцать лет была выдана замуж за судебного заседателя Василия Степановича Чернова, и через год у неё родился сын Иван. К сыну, как и её мать к ней, она не питала ни каких чувств. И влюбившись в казачьего есаула, ускакала с ним на Алкиде в 1806 году вслед за полком, переодевшись в казачье платье. В Отечественную войну она командовала полуэскадроном. Участвовала в сражениях под Смоленском, Колоцким монастырем, при Бородине защищала Семеновские флеши, где была контужена ядром в ногу, и уехала для лечения в Сарапул.

партизаны

Партизаны – народные мстители.

Рассматривают картину

Эпизод захвата партизанами французов в плен.

Рогатины, топоры, вилы.

Да можно.

- Слушают музыку

Калмыки тоже участвовали в войне.

- Наши предки участвовали в войне 1812 года.

Я, Серебджаб Тюмень - командир Второго Астраханского полка. В моем полку числилось 17 офицер, 500 рядовых, 3 гелюнга. Я встретил Наполеона на границе. Участвовал в штурме Бреста, прикрывал отход з-й армии. А 6 октября после разгрома корпуса Мюрата под Тарутиным началось наступление русской армии. Мой полк освобождал Европу в 1813 году и в октябре принял участие в «битве народов» под Лейпцигом, в последних сражениях с французскими войсками во взятии Парижа.

Я, Джамбо Тайша Тундутов, командир  Астраханского полка. Начало войны 1812 года мой полк встретил на границе, и участвовал в стычках с неприятелем. 6 октября началось контрнаступление русской армии. 2 полк принял участие во взятии Варшавы, в блокаде крепости Мадлен, в последних сражениях с французскими войсками и захвате Парижа. Многие мои воины были награждены серебреными медалями. Я был награжден именным оружием – золотой саблей с надписью «За храбрость», серебреными эполетами и звание капитана.

Открывают тетради

Разгадывают кроссворд

устанавливают последовательность событий.

V этап. Рефлексивно-оценочный этап

IX. Рефлексия

- Молодцы! А  сейчас  каждая  группа  получает  фишку  определенного  цвета  и  готовит  ответ  на  тот  вопрос,  который  соответствует  фишке.  Ищите  вместе  ответ  на  вопрос,  отвечать  будет   только  один  ученик. Если  вы  готовы  -  поднимите  свою  фишку. Можете  себе  в  помощники  взять  ваш  учебник. Также  можете  обращаться  ко мне.  На  обсуждение  -  1  минуты.

Вопрос красного цвета – «Назовите причину отступления русской армии?»  

Вопрос  синего  цвета – «Чем  закончилось  Бородинское   сражение?».

Вопрос  зеленого  цвета -  «Назовите героев войны?»

X. Итог.

- Ребята как звучал эпиграф нашего урока?

  В начале урока вы сказали…

Подтвердились ли Ваши предположения.

 – Что значит для России победа над наполеоновской армией?

Отечественная война 1812 года была увековечена в книгах. Обратите внимание на выставку книг.

В честь победителей были воздвигнуты памятники, соборы, стихи и песни.

- Музей Бородинская панорама (1962г., Кутузовский проспект)

Триумфальная арка (1830г.) Москвичи считают ее памятником, возведенным в честь победы в этой войне

Храм Христа Спасителя в центре Москвы построен на народные деньги, был разрушен в начале 20 века и вновь возрожден

Церковь Смоленской Божьей матери в селе Бородино (помнит дым сражений, сохранилась до наших дней)

Памятник М.И.Кутузову, Багратиону, Барклаю Де Толли.        

7 сентября каждый год на Бородинском поле происходит грандиозное представление.

- Калмыцкий народ тоже увековечил память об Отечественной войне 1812 года, построив Хошеутовский хурул на берегах Волги, в Астраханской области в честь победы в войне 1812 года и в память о погибших воинах – калмыках.

- Подвиги калмыцких полков в Отечественной войне 1812 года и в заграничном походе русской армии – одна из славных страниц в истории совместной борьбы русского, калмыцкого и других народов России против иноземных завоевателей.

- А теперь встанем и послушаем песню «Славься, славься ты Русь моя»» Михаила Глинки  которая была посвящена победителям.

       Выставление отметок
-
Вы замечательно  работали на уроке.  А в память о нашем уроке дарю вам тематические календари.

Нет единого плана, разрозненные войска, не было командующего из числа русских военачальников.

Русские  не  разбили врага,  но и  не отступили.  Наполеон  не  выиграл   битву.

«Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!»

Ответы учеников

- Россия отстояла свободу и независимость

 -  Мы должны помнить, так как мы являемся потомками героев

Встают и слушают песню.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок "Гроза двенадцатого года".

Урок окружающего мира в 3 классе по УМК "Школа 2100". Посвящён Отечественной войне 1812 года....

Разработка урока по теме" Гроза двенадцатого года»

Разработка урока по окружающему миру по теме "Гроза двенадцатого года". 3 класс по программе "Школа 2100"...

Урок истории "Гроза двенадцатого года" 3 класс УМК "Школа 2100"

Форма урока: путешествие. На  уроке ученики познакомятся с историей войны 1812 года, с историческими личностями того периода.  Для активизации работы использовались: театрализация, групповая...

Презентация к уроку "Гроза двенадцатого года"

Яркая  познавательная презентация к уроку, способствующая активизации работы учащихся....