Разработка урока по теме" Гроза двенадцатого года»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Ярославцева Вера Николаевна

Разработка урока по окружающему миру по теме "Гроза двенадцатого года". 3 класс по программе "Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir.doc131.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ярославцева Вера Николаевна

Предмет: окружающий мир ( Моё Отечество)

Тема:» Гроза двенадцатого года»

Тип урока: открытие нового знания

Цель урока:

цель учителя

цель ученика

дидактическая

познакомить учеников с опасностью, нависшей над Россией в 1812 году, когда независимость государства оказалась под угрозой

познакомиться с историей войны 1812 года

развивающая

создать условия для формирования умения анализировать, сравнивать и делать выводы

прочитать текст с целью заполнения таблицы, сгруппировать факты и заполнить таблицу

воспитывающая

воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине

Оборудование: учебник А.А. Вахрушева «Окружающий мир. Моё Отечество», 2 часть; рабочая тетрадь к учебнику; мультимедийный проектор, экран; карточки для доски, карточки для групп.

Метод обучения: проблемно-диалогический.

Формы работы: групповая, с элементами фронтальной работы.

ХОД УРОКА

  1. Самоопределение к деятельности.

Цель:  организовать положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке.

деятельность учителя

деятельность ученика

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Приветствие.

-Мы с вами погружаемся в страницы истории.

  1. Актуализация знаний.

Цель:  вспомнить ранее изученное.

деятельность учителя

деятельность ученика

Какие эпохи мы с вами уже изучили?

С кем за это время наша страна вела войны?

Времена Древней Руси, времена Московского государства.

Со степняками-кочевниками, с европейскими рыцарями (немецкие и шведские рыцари XIII  века), с монголо-татарами, с польскими захватчиками.

  1. Постановка проблемы.

Цель:  выявление места и причины затруднения.

деятельность учителя

деятельность ученика

Посмотрите на «реку времени» на стр. 26 – 27 учебника.  Скажите, во все времена Россия вела войны?











Да, Россия во все времена участвовала в войнах.











-Выведем это утверждение на экран.

Запись на доске.

Россия во все времена участвовала в войнах.

деятельность учителя

деятельность ученика

Сегодня мы поговорим ещё об одной войне, в которой принимало участие наше государство. Эта война получила название «Отечественная». Ни одна из предыдущих войн такого названия не имела. Найдите в тексте на стр. 80 указание, когда и с кем пришлось воевать России.

В 1812 году, с французским войском.

Запись на доске.

В 1812 году Россия участвовала в Отечественной войне.

IV. Формулировка проблемы.

Цель:  построение проекта выхода из затруднения.

деятельность учителя

деятельность ученика

Посмотрите на экран. Какой у вас возникает вопрос?

За какое отличие от других войн война 1812 года получила название «Отечественная»?

V. Поиск решения проблемы.

Цель:  реализация построенного проекта, проверка по эталону.

Работа в группах.

1 группа. Найдите в тексте темы 12 информацию о том, в каких военных действиях принимала участие Россия в начале XVII века. Занесите данные в таблицу и на доску.

2 группа. Найдите в тексте темы 13 информацию о том, в каких военных действиях принимала участие Россия в начале XVIII века. Занесите данные в таблицу и на доску.

3 группа. Прочитайте текст фрагмента « Мы долго молча отступали» темы 17 с.80-81 до слов «…Бородинское поле». Найдите информацию о том, в каких военных действиях принимала участие Россия в начале XIX века. Занесите данные в колонки «С кем была война» и «С какой целью Россия вступила в войну».                                                                                                                        

4 группа. Прочитайте текст фрагмента « Поднимайся, русский народ!» темы 17 стр. 82-83.Найдите информацию о том, кто участвовал в защите России от французских завоевателей. Чем закончилась война 1812 года? Занесите данные в таблицу.

На доске таблица:

время

события

с кем была война

при каком правителе

с какой целью Россия вступила в войну

какая часть населения принимала участие

чем закончилась война для России

в начале XVII века

в начале XVIII века

в начале XIX века (1812 год)

Александр I

На доске карточки с надписями:

          После работы в группах, на доске получается заполненная таблица, которую  сравниваем с образцом (на слайде):

время

события

с кем была война

при каком правителе

с какой целью Россия вступила в войну

какая часть населения принимала участие

чем закончилась война для России

в начале XVII века

Польша, Швеция

междуцарствие

Защита государства от завоевателей

Ополчение (народ)

Изгнание захватчиков

в начале XVIII века

Швеция

Пётр I

За выход к Балтийскому морю

Армия и флот

Выход Росси к морю

в начале XIX века (1812 год)

Франция, армия других стран

Александр I

Защита государства от завоевателей

Армия, ополчение (народ), партизаны

Изгнание захватчиков

деятельность учителя

деятельность ученика

Посмотрите на таблицу и сделайте вывод, чем война 1812 года отличалась от предыдущих?




Давайте вернемся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить?


Какой же ответ мы можем дать на этот вопрос? Посовещайтесь в группах, кто ответит?

-впервые Россия столкнулась с таким серьёзным противником, Отечество оказалось на краю гибели;

- на защиту Отечества поднялся весь народ

-За какое отличие от других войн война 1812 года получила название «Отечественная»?


- В ходе войны решалась судьба страны, Отечества

Так как же называется тема нашего урока?

Молодцы! А сейчас нам Вика прочитает толкование понятия «Отечественная война» по энциклопедическому словарю юного историка.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА: -Я произношу фразы, и если вы согласны, то хлопните в ладоши, а если нет, потопайте тихонечко ногами.

- Пётр I начал свои преобразования, потому что Россия отставала в своём развитии.

- Первый в России университет был основан в Рязани.

-Ломоносов Михаил Васильевич - известный учёный.

-Хан Батый - великий русский полководец.

- Александр Невский разгромил на Чудском озере монголо- татарские орды.

- Минин и Пожарский возглавили народное ополчение в борьбе с поляками.

-А теперь мы с вами вернёмся в далёкое прошлое н посмотрим, что же произошло в России 200 лет назад?  

VI. Первичное применение знаний.

Выполнение заданий в рабочей тетради на стр. 37 – 38 № 2, 3.

VII. Рефлексия деятельности.

- Что интересного вам запомнилось при изучении сегодняшней темы и о чем вы бы хотели рассказать своим родителям, друзьям?

 - Что удалось открыть?

 - О чём хотелось бы ещё узнать?

 

-     Что вы узнали на уроке? (выберите ответ, обоснуйте)

  нужного;

  интересного;

  полезного.

Сегодня на уроке я (мне):

 научился…

 понял…

 было интересно…

 было трудно…

Своей работой я:

 доволен т. к.  …

 не совсем доволен из-за того, что…

  не доволен, потому что …

VIII. Итог урока. - С какими новыми понятиями вы познакомились на уроке? - Кому было легко выполнить задание?

- У кого возникли трудности?

- Что было непонятным?

- Кого мы можем отметить за активную работу на уроке?

 

Организация объективации для обучающегося, изменений в учебной деятельности на основе сравнения его предшествующих и последующих достижений

Самооценка и оценка работы класса и отдельных обучающихся.

Аргументация выставленных отметок, замечания по уроку.

Организация учебного сотрудничества учителя с учеником, основанного на взаимном уважении, доверии и признании индивидуальности каждого обучающегося.

 Вопросы после просмотра презентации.                                                                                    

Д/з. с 80-83,уч., с. 37 в тетр., решите кроссворд.

деятельность учителя

деятельность ученика

За какое отличие от других войн война 1812 года получила название «Отечественная»?

В Отечественной войне решалась судьба всей России, всего Отечества. На его защиту поднялись все люди.

Польша, Швеция

Франция, армии других стран

Пётр I

За выход к Балтийскому морю

Ополчение (народ)

Армия, ополчение, партизаны

Выход России к морю

Изгнание захватчиков

Изгнание захватчиков

Армия, флот

Защита государства от завоевателей

Защита государства от завоевателей

междуцарствие

Швеция


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок "Гроза двенадцатого года".

Урок окружающего мира в 3 классе по УМК "Школа 2100". Посвящён Отечественной войне 1812 года....

Урок истории "Гроза двенадцатого года" 3 класс УМК "Школа 2100"

Форма урока: путешествие. На  уроке ученики познакомятся с историей войны 1812 года, с историческими личностями того периода.  Для активизации работы использовались: театрализация, групповая...

Презентация к уроку "Гроза двенадцатого года"

Яркая  познавательная презентация к уроку, способствующая активизации работы учащихся....

урок Гроза Двенадцатого года

Урок по теме «Гроза Двенадцатого года» проводится для учащихся 3 класса, обучающихся по УМК « 2100», автор учебника Вахрушев А.А. , Данилов Д.Д....

Методическая разработка урока по теме "Времена года".

Разработка урока по курсу «Окружающий мир» в 1 классе. Тема: «Когда наступит лето?» Тип урока - комбинированный. Цель урока: создать условия для формирования представлений о годовом цикле – временах...

Разработка урока на тему: "Времена года - иень шкатне"

описание признаков и особенностей времен года...