Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса - УМК "Перспективная начальная школа"
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) по теме

Кучкурдина Елена Викторовна

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования. Программа включает несколько разделов: общая характеристика учебного предмета,ценностные ориентиры содержания курса,планируемые рерультаты усвоения учебного предмета (личностные, метапредметные и предметные), содержание курса, тематическое планирование, учебно-методическое и материально-техническое обеспечение, контрольно-измерительный материал, календарно-тематический план .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_okruzhayushchemu_miru.doc256 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

лицей №7

Красносулинского района

«Согласовано»                                                                                                            «Утверждено»

Председатель методсовета                                                                     Директор МБОУ лицея №7

____________ Тындюк Л.А.                                                                  __________ Уроженко Л.В.

Протокол  №1 от 27.08.2013г.                          Приказ  № 213 от 02.09.2013г.

Рабочая программа

по ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

(УМК «Перспективная начальная школа»)

Класс 1 а

                                           

                                                 Учитель:Кучкурдина Е.В.

                                                                 

                                                                                   

г.Красный Сулин

2013г.

I раздел

Пояснительная записка

           Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена  на основе:

● Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

      ● Областного закона «Об образовании в Ростовской области» от 18.06.2013г.;

● Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг (Постановление Правительства от 7.02.2011г. №61)

● Государственной программы РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы (Постановление правительства от 11.10.2012г.)

      ● Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

      ● Положения о рабочей программе МБОУ лицея №7 (приказ №196 от 03.09.2012г.)

      ● примерной программы по окружающему миру и на основе авторской программы  О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова (УМК «Перспективная начальная школа» 2012).

Цели: 

- формирование у школьников целостной картины окружающей его природной и социальной среды и его места в этой среде как личности;

- формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми, обществом и природой.

 Используя для осмысления личного опыта ребенка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения.

       Задачи:

- формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;

-  развитие умения учиться — способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;

-  создание психолого-педагогических условий для индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития — эмоциональной, познавательной, в сфере саморегуляции с опорой на систему базовых культурных ценностей российского общества.

Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Общая характеристика учебного  предмета

Предмет «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, готовит поколение нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родной страны и планеты Земля. Значение курса «Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо - и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в развитии и воспитании личности.

Существенная особенность курса состоит в том, что в нем заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы.

Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях дает ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти свое место в ближайшем окружении, попытаться прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем свое личное и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и обще - культурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создает прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

         Курс «Окружающий мир» является интегрированным курсом для четырехлетней общеобразовательной начальной школы. В единый курс объединены такие образовательные области, как «Естествознание» и «Обществознание». Основные учебно-воспитательные задачи курса:

- дальнейшее общее развитие личности ребенка на основе учета его жизненного опыта;

- последовательное формирование у школьников общеучебных умений, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение; специальных умений — работать с научно-популярной, справочной литературой и проводить фенологические наблюдения, физические опыты, пользоваться простейшими методами измерений;

- изучение школьниками взаимосвязей жизнедеятельности человека и природы, человека и общества (на уровне ознакомления), знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего ребенка мира и методах его познания с целью дальнейшего изучения в основной школе естественно-научных и обществоведческих дисциплин;

- воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование элементарной экологической культуры, навыков нравственного поведения в быту и обществе.

  Основная задача первого года обучения – формирование их потребности и заинтересованности в знаниях по окружающему их миру. Поэтому в первый год своей школьной жизни дети в основном знакомятся с тем материалом, который они будут изучать и в следующих классах. Программа первого класса как бы систематизирует знания и опыт прежних встреч детей с объектами живой и неживой природы, с изделиями. Рассматриваются растения, грибы, животные, одежда, природные явления (выпадение снега, дождя, замерзание воды и пр.), так как в дошкольный период именно эти объекты и явления окружающего мира были хорошо известны детям. Это создает условия наиболее комфортного прохождения адаптационного периода обучения, когда формируется учебная деятельность и переход от наглядно-образного мышления к теоретическому.

        Одной из основных задач обучения детей в первом классе является формирование деятельности наблюдения.  Основным компонентом этой деятельности является направленное восприятие, она включает анализ и синтез, осмысление и истолкование воспринятого. Главный прием, который заложен в методический аппарат комплекта, это прием сравнения. Наблюдая и сравнивая под руководством учителя, младший школьник делает первые самостоятельные выводы.

        Изучение окружающего мира преследует цель обучения детей правилом поведения в быту, на улице, в природе, правилом личной гигиены. Для того, чтобы эти навыки стали достаточно устойчивыми, необходимо отрабатывать правила поведения непосредственно на уроках-экскурсиях, в практике общения, которые, на ряду с традиционными формами урока, являются распространенной формой изучения данного курса.

        В рамках первого учебного года разработана система длительных опытов-наблюдений.

        Учебный комплект для первого класса включает: учебник, тетрадь для самостоятельных работ, хрестоматию, методическое пособие.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Согласно базисному плану образовательных учреждений РФ на изучение предмета «Окружающий мир» в начальной школе выделяется 270 ч., из них в 1 классе 66 ч (2 ч в неделю, 33 учебные недели)

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

              Окружающий мир как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся осваивают основы адекватного природного и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Данный курс наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно – нравственном развитии и  воспитании личности, формирует вектор культурно–ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

  • Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.

  • Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
  • Искусство как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.
  • Человечество как многообразие народов, культур, религий.
  • Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
  • Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви в России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
  • Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
  • Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально – культурного многообразия России и мира.
  • Семья как основа духовно – нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно – ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
  • Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
  • Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно – нравственной консолидации российского общества.
  • ЗОЖ в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно -  и социально – нравственное.
  • Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Ценность жизни –  признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.  

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России  от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России,  народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур

   Результаты изучения курса «Окружающий мир»

На первой ступени школьного обучения в ходе освоения предметного содержания обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих умений:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях  отмечать конкретные поступки, которые можно  оценить как хорошие или плохие.
  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

 

    Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные УУД:

  • Проговаривать последовательность действий на уроке.
  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
  • Давать эмоциональную оценку деятельности класса  на уроке.

Познавательные УУД:

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие  тексты, называть их тему.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от  уже известного с помощью учителя.
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Выразительно читать и пересказывать текст.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • Совместно договариваться о  правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является сформированность следующих умений.

  • сравнивать и различать природные объекты и изделия человека;
  • различать предметы и выделять их признаки;
  • проводить групповые исследования (опыты) на выявление признаков предметов с помощью органов чувств;
  • объяснять, как с помощью органов чувств мы различаем предметы и их признаки;
  • сравнивать и различать деревья, кустарники, травы, называть их основные отличительные признаки, используя полученную информацию в результате наблюдений и работы с иллюстрациями;
  • называть условия, необходимые для жизни растений и животных;
  • проводить несложные наблюдения за природными явлениями и проявлениями такими, как смена дня и ночи, смена времен года;
  • называть зимние, весенние, летние и осенние месяцы года;
  • описывать сезонные изменения в природе (на основе наблюдений);
  • наблюдать взаимосвязи между жизнедеятельностью растений, животных и сменой времен года;
  • приводить примеры животных своего края: насекомых, рыб, птиц, зверей;
  • приводить примеры диких и домашних животных (на основе наблюдений);
  • проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Времена года в нашем крае».

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • различать природные объекты и изделия человека, характеризуя их основные отличительные признаки;
  • называть органы чувств человека и их основные функции;
  • называть и характеризовать условия, необходимые для жизни растений и животных;
  • проводить индивидуальные наблюдения и опытные исследования на выявление признаков предметов;
  • оказывать помощь птицам в зимнее время года.

В результате изучения раздела «Человек и общество» обучающиеся научатся:

  • проводить наблюдения во время экскурсии по школе, находить свой класс и свое место в классе;
  • различать и оценивать формы поведения, которые допустимы или недопустимы в школе: до урока, на уроке, на переменах;
  • оценивать необходимость подготовки к уроку и подготавливаться к нему;
  • называть имя своего города (села, поселка) и название своей улицы;
  • называть столицу России, приводить примеры ее достопримечательностей;
  • узнавать российский Государственный флаг и российский Государственный герб;
  • выполнять правила поведения при прослушивании Государственного гимна.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • выполнять правила поведения, которые допустимы  в школе (до урока, на уроке, на переменах) и в других присутственных местах;
  • подготавливаться к уроку, помогать подготавливаться к уроку одноклассникам;
  • называть имя своего края, города (села, поселка), название своей школы, адрес школы;
  • называть столицу России, рассказывать о ее достопримечательностях;
  • узнавать российский Государственный флаг среди флагов других стран;
  • рассказывать о результатах экскурсии (при наличии условий) по городу (селу, поселку), к местам исторических событий и памятникам истории и культуры родного края.

В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения» обучающиеся научатся:

  • называть свои имя и фамилию, домашний адрес, телефон родителей, называть имя своего учителя и номер школы;
  • использовать мобильный телефон для связи с родителями;
  • выполнять правила перехода проезжей части улицы;
  • называть и оценивать правила безопасного поведения на улице;
  • называть и оценивать  правила безопасного поведения во время зимних каникул (тонкий лед, игра в снежки, сыпучесть зимнего сугроба);
  • приводить примеры  распространенных шляпочных несъедобных грибов своего края;
  • рассказывать о правилах сбора лекарственных растений и оказания первой помощи при укусе пчелы и осы.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • называть телефон своих родителей, имя и фамилию своего учителя, адрес школы;
  • использовать при необходимости мобильный телефон для связи с родителями или учителем;
  • соблюдать правила перехода проезжей части улицы;
  • соблюдать правила безопасного поведения на улице;
  • соблюдать правила безопасного поведения во время зимних каникул (тонкий лед, игра в снежки, сыпучесть зимнего сугроба); приводить примеры распространенных шляпочных несъедобных грибов своего края;
  • соблюдать правила сбора лекарственных растений;
  • оказывать первую помощь при укусе пчелы и осы.

II раздел

Содержание программы

1класс

№ п/п

Наименование раздела

                Содержание программы

1

Наблюдение как способ получения ответов на вопросы об окружающем нас мире (8 ч)

Населенный пункт, в котором живет ребенок: его адрес, важнейшие (2–3) предприятия, учреждения культуры, быта, их назначение, достопримечательности. Окружающий ребёнка мир — природа живая и неживая (на уровне различения объектов живой и неживой природы, объектов природы от изделий). Органы чувств человека. Свойства объектов, которые можно определять с помощью органов чувств. Получение знаний с помощью органов чувств о естественных и искусственных объектах окружающего мира.

Практические работы: различение звуков, определение вкуса, температуры (теплое, холодное), мягкости, твердости, формы, влажности (мокрое, сухое), цвета с помощью органов чувств.

2.

Живая природа (10 ч)

Признаки живой природы (живые существа дышат, питаются, растут, приносят потомство, умирают).

Животные как часть живой природы. Насекомые, рыбы, птицы, звери как наиболее доступные для выделения детьми группы животных. Дикие и домашние животные.

Растения — часть живой природы. Какие бывают растения: травы, кустарники, деревья. Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян (по выбору учителя). Способы распространения растений. Распознавание деревьев своей местности по листьям, плодам, кронам.

Практические работы: наблюдения за прорастанием семян, ростом растений, способами распространения растений на новые места.

3.

Природа и ее сезонные изменения (38 ч)

Смена времен года. Осенние изменения в неживой природе.

Жизнь растений осенью. Хвойные и лиственные деревья осенью. Изменение окраски листьев деревьев и кустарников. Листопад. Труд людей осенью. Жизнь животных осенью.

Зимние изменения в неживой природе. Первоначальные представления о разном состоянии воды (снег, лед). Жизнь лесных зверей и помощь птицам в зимнее время года.

Жизнь в воде подо льдом. Жизнь деревьев, кустарников и трав зимой. Труд людей зимой.

Весенние изменения в неживой природе. Жизнь деревьев и кустарников весной. Травянистые раннецветущие растения. Жизнь животных весной.

Природа в летнее время года. Съедобные и несъедобные ягоды.

Знакомство с грибами на примере шляпочных грибов. Съедобные и несъедобные грибы. Лекарственные растения. Правила сбора ягод, грибов, лекарственных растений. Безопасное поведение в природе. Первое знакомство с термином «Экология». Красная книга России.

Практические работы, наблюдения, экскурсии: урок-экскурсия

осенью с целью наблюдения за изменениями в природе. Опыт, доказывающий, что лед — это замерзшая вода. Опыт, доказывающий, что тонкий лед опасен. Опыт, доказывающий, чист ли белый снег.

Рассматривание с помощью лупы зачатков листьев в почках. Длительное наблюдение за распусканием почек. Урок-экскурсия с целью различения деревьев и кустарников родного края зимой. Наблюдения за повадками домашних животных, за жизнью насекомых, диких птиц.

4.

Наша родина — Россия (10ч)

Первоначальные представления о родном крае, о Родине: Россия — многонациональная страна. Столица нашей Родины — Москва. Достопримечательности Москвы (Красная площадь, Кремль).

Знакомство с государственной символикой: флаг России, герб России, гимн России.

Экскурсия в город по достопримечательностям родного края.

Формы реализации программы:

-фронтальная;

-парная;

-групповая;

-индивидуальная

Методы реализации программы:

-практический;

-объяснительно-иллюстративный;

-частично- поисковый;

-наблюдение;

-информативный

Способы и средства:

-технические средства;

-модели и таблицы;

-рисунки;

-альбомы по искусству;

-дидактический раздаточный материал;

Формы диагностики уровня знаний, умений и навыков

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Итого

1 класс

Тесты

1

1

2

Проверочные работы

1

1

2

III раздел

Тематическое планирование  для 1-го класса  (2 ч. в неделю, 66 ч. в год)

№ урока

Тема урока

Характеристика деятельности учащихся

1-8

Наблюдение как способ получения ответов на вопросы об окружающем нас мире ( 8ч.)

Знакомство с учебником.

Город, в котором  живешь ты.

Живая и  неживая природа.

Мы познаем мир.

Урок-практикум. Мы познаём окружающий мир с помощью органов чувств.

Мы познаём мир с помощью органов чувств.

Что нас окружает.

Урок-экскурсия: «Что нас окружает».

Работать в группах и самостоятельно с источниками информации об окружающем мире.

Называть окружающие предметы и

их признаки. Различать предметы и выделять их

признаки. Сопоставлять признаки предметов

и органы чувств, с помощью которых их можно узнать.

Объяснять, как с помощью органов чувств, памяти и ума мы различаем предметы и их признаки.

10-20

Живая природа (10 ч)

Признаки живой природы.

Животные – часть живой природы.

Дикие и домашние животные.

Растения – часть живой природы.

Группы растений.

Части растений.

Разнообразие плодов и семян.

Способы распространения растений.

Распознавание деревьев своей местности.

Урок-экскурсия  «Растения нашего края».

Смена времён года.

Осенние изменения в неживой природе.

Различать растения и животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями. Характеризовать особенности дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных (на примере своей местности). Группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: домашние—дикие животные; культурные—дикорастущие растения. Анализировать примеры использования человеком богатств природы. Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, в лесу, на реке и озере). Оценивать конкретные примеры поведения в природе.

21-56

Природа и её сезонные изменения (38 ч)

Жизнь растений осенью.

Хвойные и лиственные деревья осенью.

Листопад.

Урок-экскурсия: «Жизнь растений осенью».  

Труд людей осенью.

Жизнь домашних животных осенью.

Жизнь диких животных осенью.

Зимние изменения в неживой природе.

Три состояния воды.

Жизнь лесных зверей зимой.

Жизнь домашних животных зимой.

Помощь птицам зимой.

Урок-экскурсия: «Зима пришла».

Жизнь в воде подо льдом.

Урок – экскурсия на местный водоём.

Жизнь деревьев, кустарников и трав зимой.

Труд людей зимой.

Весенние изменения в неживой природе.

Жизнь деревьев и кустарников весной.

Травянистые раннецветущие растения.

Жизнь диких животных весной.

Жизнь домашних животных весной.

Урок-экскурсия: «Жизнь растений весной»

Природа в летнее время.

Съедобные и несъедобные растения.

Знакомство с грибами на примере шляпочных грибов.

Съедобные и несъедобные грибы.

Лекарственные растения.

Правила сбора ягод, грибов, лекарственных растений.

Безопасное поведение в природе.

Урок-экскурсия «Наблюдение за распусканием почек».

Экология.

Природоохранные мероприятия в родном крае.

Красная книга России.

Красная книга родного края.

Природа родного края.

Описывать сезонные изменения в природе. Характеризовать признаки

времен года. Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи групповые наблюдения во время экскурсии «Времена года в нашем крае».

Сравнивать внешний вид и характерные особенности насекомых, рыб, птиц, зверей. Сравнивать способы питания, размножения, обмена информацией, характерные для животных. Характеризовать условия, необходимые для жизни животных. Характеризовать роль животных в природе и жизни людей. Сравнивать и различать диких и домашних животных, характеризовать их роль в жизни человека (на примере своей местности).

Характеризовать особенности дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных (на примере своей местности). Группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: домашние—дикие животные; культурные—дикорастущие растения. Анализировать примеры использования человеком богатств природы. Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, в лесу, на реке и озере). Оценивать конкретные примеры поведения в природе.

57-66

Наша Родина – Россия (10 ч)

Россия - многонациональная страна.

Россия - многонациональная страна.

Столица нашей Родины – Москва.

Достопримечательности Москвы.

Государственная символика.

Государственная символика.

Экскурсия  «Мой город».

Экскурсия в город. Транспорт

Урок-игра «Наш мир».

Итоговое тестирование.

Работать с глобусом и картой: показывать территорию России, ее государственные границы. Моделировать ситуации, касающиеся отношения школьников к представителям других народов. Участвовать в практической работе с картой: определять местонахождение Москвы и других крупнейших городов (2—3) на карте России.

I V раздел

Учебно-методическое обеспечение программы

(ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ  УЧАЩИХСЯ)

1.Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Федотова О.Н. Наш мир в вопросах и заданиях. 1 класс: Тетрадь для самостоятельной работы. – М.: Академкнига/Учебник, -2011.

2.Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Федотова О.Н. Наш мир. 1 класс: Учебник. – М.: Академкнига/Учебник, 2011.

3.Трафимова Г.В, Трафимов С.А., Федотова О.Н. Давай знакомиться, мир. 1 класс: Учебник-хрестоматия. – М.: Академкнига/Учебник, 2011.

 (ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ  УЧИТЕЛЯ)

1.Трафимова Г.В, Трафимов С.А., Федотова О.Н. Наш мир. 1класс: Методическое пособие для учителя. – М.: Академкнига/Учебник,2011.

2.А.М.Кондаков, Л.П.Кезина. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. –М.: Просвешение, 2010

3.Р.Г.Чуракова. Проектирование основной образовательной программы общеобразовательного учреждения. –М.:Академкнига/ Учебник, 2011

4.Справочные пособия, энциклопедии;

5.Схемы;

6.Таблицы;

7.Альбомы с демонстрационными материалами;

8.Электронные ресурсы;

                                                                      V раздел

Справочный блок программы

Список используемой литературы:

1.Справочник школьника 1-4 класс. Москва. АСТ-пресс, 2009

2.Большой справочник. Начальная школа. Москва. Издательство ИСТ., 2006

3.Я познаю мир. Детская энциклопедия: География. –М.: Аванта+, 2007

4.Энциклопедия для детей. – Т.3 География. – М.: Аванта +,2007

5.Сборник загадок / сост. М.Т.Карпенко. – М.: Просвещение,2008

6.Ожегов С.И.  Словарь русского языка / –М.: Рус.яз., 2006

7.Максимов Н.А. За страницами учебника географии / Н.А.Максимов. –М.Просвещение, 2008

8.По материкам и океанам: кн. для чтения по географии материков и океанов / сост. Н.П.Смирнова, А.А. Шибанова. – М.: Просвещение, 2008

9.А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. –М.: Просвещение, 2008

10.Г.С.Ковалёва. О.Б.Логинова. Планируемые результаты начального общего образования.-М.: Просвещение, 2009

Материально- техническое обеспечение учебного предмета

«Окружающий мир»

Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения:

Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного на класс)

К – полный комплект (на каждого ученика класса)

Ф – комплект для фронтальной работы (не менее одного на двух учеников)

П – комплект для работы в группах (один на 5-6 учащихся)

Наименование объектов и средств материально- технического обеспечения

Кол-во

Примечание

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Учебно-методические комплекты  по окружающему миру  УМК «Перспективная начальная школа» для 1 класса (программа, учебник, рабочие тетради, хрестоматии)

Научно-популярные и художественные книги для чтения, в соответствии с основным содержанием обучения.

Детская справочная литература

(справочники, справочники-определители, энциклопедии об окружающем мире, природе, труде людей…)

Методические пособия для учителя

К

П

П

Д

Библиотечный фонд сформирован на основе федерального перечня учебников, допущенных  Минобрнауки РФ.

Печатные пособия

Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения

Плакаты по основным темам естествознания

Портреты выдающихся деятелей России (политических, военачальников, писателей, поэтов, композиторов)

Географические и исторические настенные карты

Атлас географических и исторических карт.

Иллюстрированные материалы (альбомы, комплекты открыток)

Д

Д

Д

Д

К

Ф

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Электронные справочники, электронные пособия, обучающие программы по предмету

Ф

При наличии необходимых технических условий

                

                                       Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.

Магнитная доска.

Персональный компьютер

Мультимедийный проектор.

Сканер, принтер, цифровая фотокамера,

Д

Д

Д/П

    Д

Д

По возможности

С диагональю  не менее 72 см

Экранно-звуковые пособия

Видеофрагменты и другие информационные объекты, отражающие темы курса окружающий мир

Аудиозаписи соответствующие содержанию обучения

Видеофильмы соответствующего содержания

Слайды соответствующего содержания

Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения

Д

Д

Д

Д

Д

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Термометры для определения температуры воздуха, воды.

Термометр медицинский.

Лупа.

Компас.

Часы с синхронизированными стрелками

Микроскоп

Лабораторное оборудование для проведения опытов и демонстраций в соответствии с содержанием обучения.

Оборудование для уголка живой природы: аквариум, клетка для птиц, предметы ухода за растениями и животными.

Рельефные модели

Модель «Торс человека»

Модели светофоров, дорожных знаков, средств транспорта.

Муляжи овощей, грибов, фруктов.

Макеты архитектурных сооружений, исторических памятников

К

Д

К

К

Д

Д

К/Ф

Д

Д/П

Д/Ф

Д

Д

П

Размер каждого объекта не менее 5 см.

Натуральные объекты

Коллекции полезных ископаемых.

Коллекции плодов и семян растений.

Гербарии культурных и дикорастущих растений.

Живые объекты ( комнатные растения, животные)

Ф/П

Ф/П

Ф/П

Д

Оборудование класса

Ученические столы двухместные с комплектом стульев

Стол учительский тумбой

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.

Настенные доски

Подставки для книг, держатели схем и таблиц

К

Д

Д

Д

К

В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами

Игры и игрушки

Настольные развивающие игры по тематике предмета «Окружающий мир» (лото, игры – путешествия и т.д.)

Наборы ролевых игр, игрушек, конструкторов.

Наборы карандашей, красок, альбомов для рисования

П

П

К

             

                                         Календарно-тематическое планирование

Уро-ка,

дата

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования

к уровню подготовки

обучающихся

Вид

контроля

УУД

Наблюдение как способ получения ответов на вопросы об окружающем нас мире (8 часов)

1

04.09

Где живет семья Ивановых (с. 3-5)

1

Изучение нового материала

Населенный пункт, в котором живет ребенок: его адрес, важнейшие предприятия, учреждения культуры, быта, их назначение, достопримечательности. Семья. Дорога от дома до

школы

Знать адрес: название своего поселка (города), название своей улицы, номер своего дома, адрес школы. Уметь описывать дорогу от дома до школы

Фронтальная беседа

Наблюдать объекты и явления окружающего мира

2

06.09

Где живет семья Ивановых (с. 3-5)

1

Урок-игра

Населенный пункт, в котором живет ребенок: его адрес, важнейшие предприятия, учреждения культуры, быта, их назначение, достопримечательности. Семья. Дорога от дома до

школы

Знать адрес: название своего поселка (города), название своей улицы, номер своего дома, адрес школы. Уметь описывать дорогу от дома до школы

Текущий

Работать с учебными, художественными и научно-популярными текстами

3

11.09

Мы познаем мир (с. 6-7)

1

Изучение нового материала

Что такое окружающий мир. Как человек познает природу. Правила поведения в природе. Ознакомление с признаком предмета (цвет, форма, размер)

Знать правила поведения в природе.

Уметь определять признаки различных объектов природы; проводить простейшие наблюдения за объектами живой природы и уметь рассказывать о своих наблюдениях

Практическая

работа

Наблюдать объекты и явления окружающего мира; обнаруживать изменения, происходящие с объектами, явлениями

4

13.09

Мы познаем мир (с. 6-7)

1

Комбинированный урок

Наблюдения в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов. Опыты с природными объектами

Знать правила поведения в природе.

Уметь определять признаки различных объектов природы; проводить простейшие наблюдения за объектами живой природы и уметь рассказывать о своих наблюдениях

Текущий. Заполнение дневников наблюдений

Выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам

5

18.09

Мы познаем окружающий мир с помощью органов чувств (с. 8-9)

1

Практикум

Что такое окружающий мир. Природа как важнейшее условие жизни человека. Органы чувств: нос, глаза, уши, кожа

Знать название органов чувств и их функции. Уметь изучать окружающий мир с помощью органов чувств; определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры); выполнять простейшие опыты и обобщать результаты, делать выводы

Текущий. Индивидуальный опрос

Наблюдать объекты и явления окружающего мира; обнаруживать изменения, происходящие с объектами и явлениями

6

20.09

Мы познаем окружающий мир с помощью органов чувств (с. 8-9)

1

Комбинированный урок

Способы познания окружающего мира: наблюдения, опыт

Знать названия органов чувств и их функции. Уметь изучать окружающий мир с помощью органов чувств; определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры); выполнять простейшие опыты и обобщать результаты, делать выводы

Текущий. Заполнение дневников наблюдений

Сравнивать отдельные признаки объекта или явления, анализировать результаты сравнения

7

25.09

Что нас окружает (с. 10-11)

1

Изучение нового материала

Как человек познает природу. Неживая и живая природа (различение, краткая характеристика объектов неживой и живой природы, отличие от изделий). Понимание связи неживой и живой природы. Признаки живой природы

Уметь различать объекты неживой и живой природы; выделять из объектов неживой природы изделия человека. Иметь представление о животных

Текущий. Индивидуальный опрос

Наблюдать объекты и явления окружающего мира

8

27.09

Что нас окружает (с. 10-11)

1

Комбинированный урок

Как человек познает природу. Неживая и живая природа (различение, краткая характеристика объектов неживой и живой природы, отличие от изделий). Понимание связи неживой и живой природы. Признаки живой природы

Уметь различать объекты неживой и живой природы; выделять из объектов неживой природы изделия человека. Иметь представление о животных

Текущий. Заполнение дневников наблюдений

Искать (проверять) необходимую информацию в словарях, справочниках, каталоге библиотеки

Живая природа (10 часов)

9

02.10

Животные – часть природы (с. 12-13)

1

Комбинированный урок

Животные: разнообразие (насекомые, рыбы, птицы, звери); особенности их внешнего вида, питания, размножения. Отличительные признаки животных

Знать признаки живых организмов, отличительные признаки зверей. Уметь приводить примеры животных разных групп (насекомых, рыб, птиц, зверей), раскрывать особенности их внешнего вида

Текущий. Заполнение дневников наблюдений

Сравнивать отдельные признаки объекта или явления, анализировать результаты сравнения

10

04.10

Дикие и домашние животные (с. 14-15)

1

Урок-путешествие

Отличительные признаки диких и домашних животных

Знать названия и внешние отличительные признаки 8-10 животных. Уметь раскрывать особенности внешнего вида и жизни животных, приводить примеры домашних и диких животных

Текущий. Заполнение дневников наблюдений

Работать с учебными, художественными и научно-популяр-ными текстами

11

09.10

Дикие и домашние животные (с. 14-15)

1

Комбинированный урок

Отличительные признаки диких и домашних животных

Знать названия и внешние отличительные признаки 8-10 животных. Уметь раскрывать особенности внешнего вида и жизни животных, приводить примеры домашних и диких животных

Проверочная работа

Обосновывать высказанное суждение

12

11.10

Насекомые – часть природы (с. 16-17)

1

Изучение нового материала

Ознакомление с отличительными признаками насекомых

Знать отличительные признаки насекомых. Уметь раскрывать особенности внешнего вида и жизни насекомых; называть насекомых родного края

Текущий. Индивидуальный опрос

Наблюдать объекты и явления окружающего мира; обнаруживать изменения, происходящие с объектами и явлениями

13

16.10

Насекомые – часть природы (с. 16-17)

1

Комбинированный урок

Ознакомление с отличительными признаками насекомых

Знать отличительные признаки насекомых. Уметь раскрывать особенности внешнего вида и жизни насекомых; называть насекомых родного края

Текущий. Индивидуальный опрос

Сравнивать отдельные признаки объекта или явления, анализировать результаты сравнения

14

18.10

Растения – часть живой природы

(с. 18-19)

1

Изучение нового материала

Растения: разнообразие, части растения, условия, необходимые для жизни

Знать общие для всех растений признаки; названия органов растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена); названия и внешние отличительные признаки 8-10 растений (на уровне рода).

Уметь различать части растений, отображать их в рисунке

Текущий. Заполнение дневников наблюдений

Выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам

15

23.10

Растения – часть живой природы

(с. 18-19)

1

Комбинированный урок

Растения: разнообразие, части растения, условия, необходимые для жизни

Знать общие для всех растений признаки; названия органов растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена); названия и внешние отличительные признаки 8-10 растений (на уровне рода).

Уметь различать части растений, отображать их в рисунке

Текущий. Индивидуальный опрос

Сравнивать отдельные признаки объекта или явления, анализировать результаты сравнения

16

25.10

Что общего у трав, кустарников и деревьев (с. 20-21)

1

Комбинированный урок

Деревья, кустарники, травы, их наблюдение в ближайшем окружении, нахождение отличительных признаков

Знать общие для всех растений признаки; названия органов растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена); названия и внешние отличительные признаки 8-10 растений (на уровне рода).

Уметь различать части растений, отображать их в рисунке

Текущий. Индивидуальный опрос

Сравнивать отдельные признаки объекта или явления, анализировать результаты сравнения

17

05.11

Как растения расселяются на новые места (с. 22-23)

1

Изучение нового материала

Особенности распространения плодов и семян. Отличительные признаки плодов и семян, распространяемых ветром, животными, человеком

Знать способы распространения семян.

Уметь анализировать строение семени и делать выводы о способах распространения каждого растения

Текущий. Заполнение дневников наблюдений

Работать с учебными, художественными и научно-популяр-ными текстами

18

08.11

Как растения расселяются на новые места (с. 22-23)

1

Комбинированный урок

Особенности распространения плодов и семян. Отличительные признаки плодов и семян, распространяемых ветром, животными, человеком

Знать способы распространения семян.

Уметь анализировать строение семени и делать выводы о способах распространения каждого растения

Текущий. Индивидуальный опрос

Обосновывать высказанное суждение

Природа и её сезонные изменения (38 часов)

19

12.11

Природа и ее сезонные изменения

(с. 24-25)

1

Изучение нового материала

Явления природы (общее представление о 3-4 явлениях). Времена года, их особенности

Знать основные признаки времен года, название каждого времени года и их последовательность; правила безопасности на воде в летнее время и на льду в зимнее время, правила безопасности при катании с гор в зимнее время. Иметь представление о сезонных изменениях в природе

Тест, задание

(9 минут)

Наблюдать объекты и явления окружающего мира; обнаруживать изменения, происходящие с объектами и явлениями

20

15.11

Жизнь растений

осенью (с. 26-27)

1

Изучение нового материала

Изменения в жизни растений осенью. Признаки осени.

Правила поведения во время экскурсии

Знать изменения в жизни растений осенью, разнообразие форм, окраски листьев растений в осенний период. Уметь анализировать изменения природы осенью

Текущий

Обосновывать высказанное суждение

21

19.11

Жизнь растений

осенью (с. 26-27)

1

Урок-экскурсия

Изменения в жизни растений осенью. Признаки осени

Знать изменения в жизни растений осенью, разнообразие форм, окраски листьев растений в осенний период. Уметь анализировать изменения природы осенью

Текущий. Заполнение дневников наблюдений

Сравнивать отдельные признаки объекта или явления, анализировать результаты сравнения

22

22.11

Как животные готовятся к зиме

(с. 30-31)

1

Изучение нового материала

Признаки зимы (на основе наблюдений). Подготовка животных к зиме

Знать особенности жизни животных осенью в связи с подготовкой к зимнему периоду.

Уметь анализировать изменения природы зимой

Текущий. Индивидуальный опрос

Обосновывать высказанное суждение

23

26.11

Как животные готовятся к зиме

(с. 30-31)

1

Комбинированный урок

Перелетные и зимующие птицы

Знать особенности жизни животных осенью в связи с подготовкой к зимнему периоду.

Уметь анализировать изменения природы зимой

Текущий. Заполнение дневников наблюдений

Работать с учебными, художественными и научно-популяр-ными текстами

24

29.11

Пришла зима

(с. 32-33)

1

Экскурсия

(заочная)

Времена года. Изменения в природе с приходом зимы (на основе наблюдений)

Знать основные признаки времен года, название каждого времени года и их последовательность.

Текущий. Индивидуальный опрос

Сравнивать отдельные признаки объекта или явления

25

03.12

Пришла зима

(с. 32-33)

1

Комбинированный урок

ТБ во время зимних игр

Правила безопасности на льду в зимнее время, правила безопасности при катании с гор в зимнее время

Текущий. Заполнение дневников наблюдений

Искать (проверять) необходимую информацию в словарях, справочниках, каталоге библиотеки

26

06.12

Снежные загадки (с. 34-35)

1

Комбинированный урок

Твердые, жидкие, газообразные вещества; легко определяемые свойства веществ (на примере воды). Разные состояния воды. Вода в природе

Знать правила наблюдения и проведения опытов. Уметь обобщать жизненные наблюдения об изменениях в окружающей природе с приходом зимы. Иметь элементарное представление об образовании снежинок

Наблюдение

Наблюдать объекты и явления окружающего мира; обнаруживать изменения, происходящие с объектами и явлениями

27

10.12

Жизнь лесных зверей зимой (с. 36-37)

1

Изучение нового материала

Жизнь лесных зверей и помощь птицам в зимнее время. Признаки сходства млекопитающих животных – зверей

Знать о зимовке животных; о работе лесника зимой.

Уметь оказывать помощь животным зимой

Текущий. Заполнение дневников наблюдений

Работать с учебными, художественными и научно-популяр-ными текстами

28

13.12

Жизнь лесных зверей зимой (с. 36-37)

1

Комбинированный урок

Знать о зимовке животных

Текущий. Индивидуальный опрос

Наблюдать объекты и явления окружающего мира

29

17.12

Как помочь птицам зимой (с. 38-39)

1

Изучение нового материала

Особенности времен года (на основе наблюдений). Животные: разнообразие (насекомые, рыбы, птицы, звери). Жизнь лесных зверей и помощь птицам в зимнее время

Знать признаки, по которым из всех животных выделяется особая группа – группа птиц; виды зимующих птиц

Текущий. Заполнение дневников наблюдений

Наблюдать объекты и явления окружающего мира; обнаруживать изменения, происходящие с объектами и явлениями

30

20.12

Учимся различать деревья и кустарники зимой

1

Урок-экскурсия

Правила поведения во время экскурсии

Знать названия кустарников и деревьев родного края. Уметь определять разные виды деревьев и кустарников по силуэтам, коре, почкам, плодам

Текущий. Заполнение дневников наблюдений

Работать с учебными, художественными и научно-популяр-ными текстами

31

24.12

Труд людей зимой

1

Комбинированный урок

Особенности времен года (на основе наблюдений)

Знать особенности труда людей весной.

Уметь обобщать жизненные наблюдения за трудом людей зимой

Текущий. Индивидуальный опрос

Сравнивать отдельные признаки объекта или явления

32

27.12

Есть ли жизнь в воде подо льдом?

(с. 40-41)

1

Изучение нового материала

Разные состояния воды. Три состояния воды. Правила безопасного поведения

Знать признаки рыб; иметь представление  о жизни некоторых животных и растений подо льдом

Текущий

Обосновывать высказанное суждение

33

Как зимуют травы, кустарники и деревья (с. 42-43)

1

Комбинированный урок

Особенности жизни травянистых растений в зимний период

Знать о жизни деревьев и кустарников в зимний период, делать выводы из наблюдений. Иметь представление о внутреннем строении почки

Текущий.

Заполнение дневников наблюдений

Выполнять инструкции, точно следовать образцу, простейшим алгоритмам

34

Учимся различать деревья и кустарники зимой

1

Изучение нового материала

Культура поведения в природе

Знать отличия деревьев и кустарников зимой. Уметь определять разные виды деревьев и кустарников по силуэтам, коре, почкам, плодам

Текущий. Индивидуальный опрос

Сравнивать отдельные признаки объекта или явления, анализировать результаты сравнения

35

Учимся различать деревья и кустарники зимой

1

Урок-экскурсия

Правила поведения во время экскурсии

Знать названия кустарников и деревьев родного края. Уметь определять разные виды деревьев и кустарников по силуэтам, коре, почкам, плодам

Текущий. Заполнение дневников наблюдений

Работать с учебными, художественными и научно-популяр-ными текстами

36

Труд людей зимой

1

Комбинированный урок

Особенности времен года (на основе наблюдений)

Знать особенности труда людей весной.

Уметь обобщать жизненные наблюдения за трудом людей зимой

Текущий. Индивидуальный опрос

Сравнивать отдельные признаки объекта или явления

37

Пришла весна

1

Экскурсия

Явления природы. Весенние изменения в природе

Знать правила поведения на экскурсии, названия животных и растений родного края, раннецветущие растения.

Уметь анализировать наблюдения за изменениями, происходящими в природе с приходом весны

Текущий. Заполнение дневников наблюдений

Наблюдать объекты и явления окружающего мира; обнаруживать изменения, происходящие с объектами и явлениями

38

Пришла весна

1

Комбинированный урок

Весенние изменения в живой природе

Знать основные признаки времен года, название каждого времени года и их последовательность; правила безопасности на воде и на льду в весеннее время

Текущий. Индивидуальный опрос

Искать (проверять) необходимую информацию в словарях, справочниках, каталоге библиотеки

39

Какие растения весной цвести торопятся (с. 48-49)

1

Изучение нового материала

Жизнь растений весной

Знать раннецветущие растения, причины раннего цветения растения. Уметь отличать раннецветущие растения от остальных растений

Наблюдение

Сравнивать отдельные признаки объекта или явления

40

Какие растения весной цвести торопятся (с. 48-49)

1

Комбинированный урок

Охрана природных богатств

Уметь устанавливать взаимосвязи в природе в весеннее время; оберегать редкие и исчезающие растения родного края

Текущий. Заполнение дневников наблюдений

Сравнивать отдельные признаки объекта или явления, анализировать результаты сравнения

41

Как животные весну встречают (с. 50-51)

1

Изучение нового материала

Жизнь животных весной. Понимание связи неживой и живой природы

Знать об изменениях в жизни животных весной.

Уметь устанавливать взаимосвязи в природе; анализировать и отвечать по рисунку

Текущий.

Индивидуальный опрос

Работать с учебными, художественными и научно-популяр-ными текстами

42

Как животные весну встречают (с. 50-51)

1

Комбинированный урок

Охрана природных богатств

Выполнять правила охраны животных в весеннее время.

Иметь представление о гнездовании птиц

Наблюдение за птицами

Сравнивать отдельные признаки объекта или явления.

Анализировать результаты

43

Про больших и маленьких (с. 52-53)

1

Комбинированный урок

Ознакомление с термином «млекопитающие»

Знать, как появляется потомство у животных.

Уметь сравнивать потомство и животных-родителей

Текущий.

Заполнение дневников наблюдений

Работать с учебными, художественными и научно-популяр-ными текстами

44

Лето пришло

(с. 54-55)

1

Комбинированный урок

Особенности времен года (на основе наблюдений). Природа в летнее время года

Знать об основных изменениях, происходящих с приходом лета в неживой и живой природе. Уметь устанавливать взаимосвязи

Текущий.

Индивидуальный опрос

Наблюдать объекты и явления окружающего мира, обнаруживать изменения, происходящие с объектами или явлениями

45

Лето пришло

(с. 54-55)

1

Экскурсия

Особенности времен года (на основе наблюдений)

Знать правила поведения в природе во время экскурсии. Уметь анализировать и обобщать полученную информацию при наблюдении. Иметь представление об оздоровительных и закаливающих процедурах

Текущий.

Заполнение дневников наблюдений

Наблюдать объекты и явления окружающего мира; обнаруживать изменения, происходящие с объектами и явлениями

46

В лес по ягоды пойдем (с. 56-57)

1

Изучение нового материала

Ознакомление с разнообразием растений

Знать питательные и целебные свойства ягод.

Уметь приводить примеры ядовитых ягод своего края

Текущий. Индивидуальный опрос

Обосновывать высказанное суждение

47

В лес по ягоды пойдем (с. 56-57)

1

Комбинированный урок

Ознакомление с разнообразием растений

Знать питательные и целебные свойства ягод.

Уметь приводить примеры ядовитых ягод своего края

Текущий.

Заполнение дневников наблюдений

Работать с учебными, художественными и научно-популяр-ными текстами

48-49

С лукошком за грибами (с. 58-59)

2

Изучение нового материала.

Урок-игра

Многообразие живой природы: растения, животные, грибы. Ознакомление с царством Грибы. Части гриба

Знать признаки и названия грибов, правила сбора грибов.

Уметь различать съедобные и несъедобные грибы, приводить примеры съедобных грибов своего края

Текущий.

Индивидуальный опрос

Обосновывать высказанное суждение.

Искать (проверять) необходимую информацию в  справочниках, художественной литературе

50

Зеленая аптека (с. 60-61)

1

Изучение нового материала

Растения: разнообразие, части растения, условия, необходимые для жизни. Правила поведения в лесу

Знать лекарственные растения, о целебной силе растений, правила сбора

Текущий.

Заполнение дневников наблюдений

Работать с учебными, художественными и научно-популяр-ными текстами

51

Зеленая аптека (с. 60-61)

1

Урок-

викторина

Охрана природных богатств. Разнообразие растений

Иметь представление о приемах использования лекарственных растений

Текущий.

Индивидуальный опрос

Работать с учебными, художественными и научно-популяр-ными текстами

52

Природа и мы

(с. 62-63)

1

Изучение нового материала

Влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств

Знать, что обозначает термин «экология», что человек и его отношение к природе влияет на то, будут ли жить или исчезнут растения, животные

Тест. 3-е задание (5 минут)

Выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам

53

Природа и мы

(с. 62-63)

1

Экскурсия

Правила поведения в природе

Уметь соблюдать правила безопасности при проведении опытов и уроков-экскурсий

Текущий. Заполнение дневников наблюдений

Наблюдать объекты и явления окружающего мира, обнаруживать изменения

54

Природа и мы

(с. 62-63)

1

Комбинированный урок

Понимание связи неживой и живой природы с окружающей средой

Знать виды и формы помощи человека природе

Текущий.

Индивидуальный опрос

Сравнивать отдельные признаки объекта или явления, анализировать результаты

55

Красная книга

1

Изучение нового материала

Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги

Знать растения и животных родного края, занесенных в Красную книгу. Уметь устанавливать взаимосвязи в природе

Текущий. Заполнение дневников наблюдений

Работать с учебными, художественными и научно-популяр-ными текстами

56

Красная книга

1

Комбинированный урок

Текущий. Индивидуальный опрос

Обосновывать высказанное суждение

Наша родина – Россия (10 часов)

57

Родной край

1

Комбинированный урок

Родной край – малая родина. Родной город: название, основные достопримечательности

Знать название нашей планеты, родной страны, региона, где живут обучающиеся, родного города. Уметь описывать достопримечательности родного края; называть виды растений и животных родного края

Текущий. Заполнение дневников наблюдений

Искать (проверять) необходимую информацию в словарях, справочниках, каталоге библиотеки

58

Наша родина – Россия (с. 64-65)

1

Комбинированный урок

Россия – наша Родина

Знать название государства, его столицы, главной площади столицы (Красная площадь), главной достопримечательности столицы (Кремль), исторической достопримечательности Кремля (Спасская башня). Уметь описывать достопримечательности столицы России

Текущий. Индивидуальный опрос

Работать с учебными, художественными и научно-популяр-ными текстами

59

Государственная символика (с. 66-67)

1

Изучение нового материала

Государственная символика России: герб России, флаг России, гимн России. Правила поведения при прослушивании гимна

Знать государственную символику России; первый куплет и припев гимна России. Уметь описывать традиции, обычаи, историю государственных символов России

Текущий. Заполнение дневников наблюдений

Искать (проверять) необходимую информацию в словарях, справочниках, каталоге библиотеки

60

Государственная символика (с. 66-67)

1

Комбинированный урок

Государственная символика России: герб России, флаг России, гимн России. Правила поведения при прослушивании гимна

Знать государственную символику России; первый куплет и припев гимна России. Уметь описывать традиции, обычаи, историю государственных символов России

Текущий. Индивидуальный опрос

Искать (проверять) необходимую информацию в словарях, справочниках, каталоге библиотеки

61

Москва – столица нашего государства (с. 68-71)

1

Изучение нового материала

Россия – наша Родина. Москва – столица России

Знать столицу государства, сердце Москвы – Кремль,  главную площадь столицы. Уметь описывать достопримечательности Москвы, важнейшие исторические события в истории Москвы

Текущий. Заполнение дневников наблюдений

Обосновывать высказанное суждение

62

Москва – столица нашего государства (с. 68-71)

1

Урок-путешествие

Россия – наша Родина. Москва – столица России

Знать столицу государства, сердце Москвы – Кремль,  главную площадь столицы. Уметь описывать достопримечательности Москвы, важнейшие исторические события в истории Москвы

Текущий. Индивидуальный опрос

Работать с художественной и учебной литературой

63

Москва – столица нашего государства (с. 68-71)

1

Комбинированный урок

Россия – наша Родина. Москва – столица России

Знать столицу государства, сердце Москвы – Кремль,  главную площадь столицы. Уметь описывать достопримечательности Москвы, важнейшие исторические события в истории Москвы

Текущий.

Заполнение дневников наблюдений

Сравнивать отдельные признаки объекта или явления, анализировать

64

Экскурсия в город (с. 72-73)

1

Экскурсия

Родной край – малая родина. Родной город: название, основные достопримечательности

Знать правила поведения во время движения по городу; виды городского транспорта (электричка, трамвай, троллейбус, автобус). Иметь представление об основных достопримечательностях своего края

Текущий. Индивидуальный опрос

Искать (проверять) необходимую информацию в словарях, справочниках, каталоге библиотеки, художественной литературе

65

Экскурсия в город (с. 72-73)

1

Экскурсия

Правила поведения в природе

Наблюдение

66

Обобщение «Мы и окружающий мир» (с. 74-77)

1

Урок-отчет

Неживая и живая природа. Понимание связи неживой и живой природы. Явления природы. Правила поведения в природе

Знать правила членов клуба «Мы и окружающий мир». Уметь подписывать конверт и писать письмо

Тематический

Обосновывать высказанное суждение



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс УМК "Начальная школа XXI века" с учетом ФГОС

Рабочая программа соответствует требованиям ФГОС НОО и рассматривает: планируемые результаты, календарно-тематическое планирование, содержание программы, формы и средства контроля, материально-техниче...

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс УМК "Начальная школа 21 века" ФГОС

Рабочая программа содержит пояснительную записку и развернутое календарно-тематическое планирование с УУД в соответствии с требованиями ФГОС 2009 года....

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс ( УМК "Начальная школа XXI века")

Календарно-тематическое планирование по учебному предмету "Окружающий мир" 3 класс (УМК "Начальная школа XXI века"). Программа расчитана на 68 часов....

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс УМК "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа содержит титульный лист, пояснительную записку и тематическое планирование по оркужающему миру  3 класс УМК "Начальная школа 21 века"...

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс перспективная начальная школа

Рабочая программа содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование,требования к уровню подготовки обучающихся к концу обучения в 1 классе, список литературы...

рабочая программа по окружающему миры 4 класс УМК "Начальная школа XXI века"

Рабочая программа  по предмету «Окружающий мир» для 4 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования (2004 г.), ...

Рабочая программа по окружающему миру. 3 класс. УМК "Начальная школа XXIв."

Рабочая программа курса «Окружающий мир» разработана на основе авторской программы Н.Ф. Виноградовой ((Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» М.: Вентана-Граф 2004г.)....