Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса - УМК "Перспективная начальная школа"
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) по теме
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования. Программа включает несколько разделов: общая характеристика учебного предмета,ценностные ориентиры содержания курса,планируемые рерультаты усвоения учебного предмета (личностные, метапредметные и предметные), содержание курса, тематическое планирование, учебно-методическое и материально-техническое обеспечение, контрольно-измерительный материал, календарно-тематический план .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_okruzhayushchemu_miru.doc | 256 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
лицей №7
Красносулинского района
«Согласовано» «Утверждено»
Председатель методсовета Директор МБОУ лицея №7
____________ Тындюк Л.А. __________ Уроженко Л.В.
Протокол №1 от 27.08.2013г. Приказ № 213 от 02.09.2013г.
Рабочая программа
по ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
(УМК «Перспективная начальная школа»)
Класс 1 а
Учитель:Кучкурдина Е.В.
г.Красный Сулин
2013г.
I раздел
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена на основе:
● Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
● Областного закона «Об образовании в Ростовской области» от 18.06.2013г.;
● Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг (Постановление Правительства от 7.02.2011г. №61)
● Государственной программы РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы (Постановление правительства от 11.10.2012г.)
● Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
● Положения о рабочей программе МБОУ лицея №7 (приказ №196 от 03.09.2012г.)
● примерной программы по окружающему миру и на основе авторской программы О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова (УМК «Перспективная начальная школа» 2012).
Цели:
- формирование у школьников целостной картины окружающей его природной и социальной среды и его места в этой среде как личности;
- формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми, обществом и природой.
Используя для осмысления личного опыта ребенка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения.
Задачи:
- формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
- развитие умения учиться — способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;
- создание психолого-педагогических условий для индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития — эмоциональной, познавательной, в сфере саморегуляции с опорой на систему базовых культурных ценностей российского общества.
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Общая характеристика учебного предмета
Предмет «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, готовит поколение нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родной страны и планеты Земля. Значение курса «Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо - и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в развитии и воспитании личности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нем заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы.
Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях дает ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти свое место в ближайшем окружении, попытаться прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем свое личное и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и обще - культурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создает прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Курс «Окружающий мир» является интегрированным курсом для четырехлетней общеобразовательной начальной школы. В единый курс объединены такие образовательные области, как «Естествознание» и «Обществознание». Основные учебно-воспитательные задачи курса:
- дальнейшее общее развитие личности ребенка на основе учета его жизненного опыта;
- последовательное формирование у школьников общеучебных умений, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение; специальных умений — работать с научно-популярной, справочной литературой и проводить фенологические наблюдения, физические опыты, пользоваться простейшими методами измерений;
- изучение школьниками взаимосвязей жизнедеятельности человека и природы, человека и общества (на уровне ознакомления), знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего ребенка мира и методах его познания с целью дальнейшего изучения в основной школе естественно-научных и обществоведческих дисциплин;
- воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование элементарной экологической культуры, навыков нравственного поведения в быту и обществе.
Основная задача первого года обучения – формирование их потребности и заинтересованности в знаниях по окружающему их миру. Поэтому в первый год своей школьной жизни дети в основном знакомятся с тем материалом, который они будут изучать и в следующих классах. Программа первого класса как бы систематизирует знания и опыт прежних встреч детей с объектами живой и неживой природы, с изделиями. Рассматриваются растения, грибы, животные, одежда, природные явления (выпадение снега, дождя, замерзание воды и пр.), так как в дошкольный период именно эти объекты и явления окружающего мира были хорошо известны детям. Это создает условия наиболее комфортного прохождения адаптационного периода обучения, когда формируется учебная деятельность и переход от наглядно-образного мышления к теоретическому.
Одной из основных задач обучения детей в первом классе является формирование деятельности наблюдения. Основным компонентом этой деятельности является направленное восприятие, она включает анализ и синтез, осмысление и истолкование воспринятого. Главный прием, который заложен в методический аппарат комплекта, это прием сравнения. Наблюдая и сравнивая под руководством учителя, младший школьник делает первые самостоятельные выводы.
Изучение окружающего мира преследует цель обучения детей правилом поведения в быту, на улице, в природе, правилом личной гигиены. Для того, чтобы эти навыки стали достаточно устойчивыми, необходимо отрабатывать правила поведения непосредственно на уроках-экскурсиях, в практике общения, которые, на ряду с традиционными формами урока, являются распространенной формой изучения данного курса.
В рамках первого учебного года разработана система длительных опытов-наблюдений.
Учебный комплект для первого класса включает: учебник, тетрадь для самостоятельных работ, хрестоматию, методическое пособие.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Согласно базисному плану образовательных учреждений РФ на изучение предмета «Окружающий мир» в начальной школе выделяется 270 ч., из них в 1 классе 66 ч (2 ч в неделю, 33 учебные недели)
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Окружающий мир как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся осваивают основы адекватного природного и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Данный курс наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно – нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно–ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
- Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.
- Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
- Искусство как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.
- Человечество как многообразие народов, культур, религий.
- Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
- Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви в России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
- Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
- Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально – культурного многообразия России и мира.
- Семья как основа духовно – нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно – ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
- Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
- Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно – нравственной консолидации российского общества.
- ЗОЖ в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно - и социально – нравственное.
- Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур
Результаты изучения курса «Окружающий мир»
На первой ступени школьного обучения в ходе освоения предметного содержания обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих умений:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
- Проговаривать последовательность действий на уроке.
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
- Давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Выразительно читать и пересказывать текст.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является сформированность следующих умений.
- сравнивать и различать природные объекты и изделия человека;
- различать предметы и выделять их признаки;
- проводить групповые исследования (опыты) на выявление признаков предметов с помощью органов чувств;
- объяснять, как с помощью органов чувств мы различаем предметы и их признаки;
- сравнивать и различать деревья, кустарники, травы, называть их основные отличительные признаки, используя полученную информацию в результате наблюдений и работы с иллюстрациями;
- называть условия, необходимые для жизни растений и животных;
- проводить несложные наблюдения за природными явлениями и проявлениями такими, как смена дня и ночи, смена времен года;
- называть зимние, весенние, летние и осенние месяцы года;
- описывать сезонные изменения в природе (на основе наблюдений);
- наблюдать взаимосвязи между жизнедеятельностью растений, животных и сменой времен года;
- приводить примеры животных своего края: насекомых, рыб, птиц, зверей;
- приводить примеры диких и домашних животных (на основе наблюдений);
- проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Времена года в нашем крае».
Обучающиеся получат возможность научиться:
- различать природные объекты и изделия человека, характеризуя их основные отличительные признаки;
- называть органы чувств человека и их основные функции;
- называть и характеризовать условия, необходимые для жизни растений и животных;
- проводить индивидуальные наблюдения и опытные исследования на выявление признаков предметов;
- оказывать помощь птицам в зимнее время года.
В результате изучения раздела «Человек и общество» обучающиеся научатся:
- проводить наблюдения во время экскурсии по школе, находить свой класс и свое место в классе;
- различать и оценивать формы поведения, которые допустимы или недопустимы в школе: до урока, на уроке, на переменах;
- оценивать необходимость подготовки к уроку и подготавливаться к нему;
- называть имя своего города (села, поселка) и название своей улицы;
- называть столицу России, приводить примеры ее достопримечательностей;
- узнавать российский Государственный флаг и российский Государственный герб;
- выполнять правила поведения при прослушивании Государственного гимна.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- выполнять правила поведения, которые допустимы в школе (до урока, на уроке, на переменах) и в других присутственных местах;
- подготавливаться к уроку, помогать подготавливаться к уроку одноклассникам;
- называть имя своего края, города (села, поселка), название своей школы, адрес школы;
- называть столицу России, рассказывать о ее достопримечательностях;
- узнавать российский Государственный флаг среди флагов других стран;
- рассказывать о результатах экскурсии (при наличии условий) по городу (селу, поселку), к местам исторических событий и памятникам истории и культуры родного края.
В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения» обучающиеся научатся:
- называть свои имя и фамилию, домашний адрес, телефон родителей, называть имя своего учителя и номер школы;
- использовать мобильный телефон для связи с родителями;
- выполнять правила перехода проезжей части улицы;
- называть и оценивать правила безопасного поведения на улице;
- называть и оценивать правила безопасного поведения во время зимних каникул (тонкий лед, игра в снежки, сыпучесть зимнего сугроба);
- приводить примеры распространенных шляпочных несъедобных грибов своего края;
- рассказывать о правилах сбора лекарственных растений и оказания первой помощи при укусе пчелы и осы.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- называть телефон своих родителей, имя и фамилию своего учителя, адрес школы;
- использовать при необходимости мобильный телефон для связи с родителями или учителем;
- соблюдать правила перехода проезжей части улицы;
- соблюдать правила безопасного поведения на улице;
- соблюдать правила безопасного поведения во время зимних каникул (тонкий лед, игра в снежки, сыпучесть зимнего сугроба); приводить примеры распространенных шляпочных несъедобных грибов своего края;
- соблюдать правила сбора лекарственных растений;
- оказывать первую помощь при укусе пчелы и осы.
II раздел
Содержание программы
1класс
№ п/п | Наименование раздела | Содержание программы |
1 | Наблюдение как способ получения ответов на вопросы об окружающем нас мире (8 ч) | Населенный пункт, в котором живет ребенок: его адрес, важнейшие (2–3) предприятия, учреждения культуры, быта, их назначение, достопримечательности. Окружающий ребёнка мир — природа живая и неживая (на уровне различения объектов живой и неживой природы, объектов природы от изделий). Органы чувств человека. Свойства объектов, которые можно определять с помощью органов чувств. Получение знаний с помощью органов чувств о естественных и искусственных объектах окружающего мира. Практические работы: различение звуков, определение вкуса, температуры (теплое, холодное), мягкости, твердости, формы, влажности (мокрое, сухое), цвета с помощью органов чувств. |
2. | Живая природа (10 ч) | Признаки живой природы (живые существа дышат, питаются, растут, приносят потомство, умирают). Животные как часть живой природы. Насекомые, рыбы, птицы, звери как наиболее доступные для выделения детьми группы животных. Дикие и домашние животные. Растения — часть живой природы. Какие бывают растения: травы, кустарники, деревья. Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян (по выбору учителя). Способы распространения растений. Распознавание деревьев своей местности по листьям, плодам, кронам. Практические работы: наблюдения за прорастанием семян, ростом растений, способами распространения растений на новые места. |
3. | Природа и ее сезонные изменения (38 ч) | Смена времен года. Осенние изменения в неживой природе. Жизнь растений осенью. Хвойные и лиственные деревья осенью. Изменение окраски листьев деревьев и кустарников. Листопад. Труд людей осенью. Жизнь животных осенью. Зимние изменения в неживой природе. Первоначальные представления о разном состоянии воды (снег, лед). Жизнь лесных зверей и помощь птицам в зимнее время года. Жизнь в воде подо льдом. Жизнь деревьев, кустарников и трав зимой. Труд людей зимой. Весенние изменения в неживой природе. Жизнь деревьев и кустарников весной. Травянистые раннецветущие растения. Жизнь животных весной. Природа в летнее время года. Съедобные и несъедобные ягоды. Знакомство с грибами на примере шляпочных грибов. Съедобные и несъедобные грибы. Лекарственные растения. Правила сбора ягод, грибов, лекарственных растений. Безопасное поведение в природе. Первое знакомство с термином «Экология». Красная книга России. Практические работы, наблюдения, экскурсии: урок-экскурсия осенью с целью наблюдения за изменениями в природе. Опыт, доказывающий, что лед — это замерзшая вода. Опыт, доказывающий, что тонкий лед опасен. Опыт, доказывающий, чист ли белый снег. Рассматривание с помощью лупы зачатков листьев в почках. Длительное наблюдение за распусканием почек. Урок-экскурсия с целью различения деревьев и кустарников родного края зимой. Наблюдения за повадками домашних животных, за жизнью насекомых, диких птиц. |
4. | Наша родина — Россия (10ч) | Первоначальные представления о родном крае, о Родине: Россия — многонациональная страна. Столица нашей Родины — Москва. Достопримечательности Москвы (Красная площадь, Кремль). Знакомство с государственной символикой: флаг России, герб России, гимн России. Экскурсия в город по достопримечательностям родного края. |
Формы реализации программы:
-фронтальная;
-парная;
-групповая;
-индивидуальная
Методы реализации программы:
-практический;
-объяснительно-иллюстративный;
-частично- поисковый;
-наблюдение;
-информативный
Способы и средства:
-технические средства;
-модели и таблицы;
-рисунки;
-альбомы по искусству;
-дидактический раздаточный материал;
Формы диагностики уровня знаний, умений и навыков
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Итого | |
1 класс | |||||
Тесты | 1 | 1 | 2 | ||
Проверочные работы | 1 | 1 | 2 |
III раздел
Тематическое планирование для 1-го класса (2 ч. в неделю, 66 ч. в год)
№ урока | Тема урока | Характеристика деятельности учащихся |
1-8 | Наблюдение как способ получения ответов на вопросы об окружающем нас мире ( 8ч.) Знакомство с учебником. Город, в котором живешь ты. Живая и неживая природа. Мы познаем мир. Урок-практикум. Мы познаём окружающий мир с помощью органов чувств. Мы познаём мир с помощью органов чувств. Что нас окружает. Урок-экскурсия: «Что нас окружает». | Работать в группах и самостоятельно с источниками информации об окружающем мире. Называть окружающие предметы и их признаки. Различать предметы и выделять их признаки. Сопоставлять признаки предметов и органы чувств, с помощью которых их можно узнать. Объяснять, как с помощью органов чувств, памяти и ума мы различаем предметы и их признаки. |
10-20 | Живая природа (10 ч) Признаки живой природы. Животные – часть живой природы. Дикие и домашние животные. Растения – часть живой природы. Группы растений. Части растений. Разнообразие плодов и семян. Способы распространения растений. Распознавание деревьев своей местности. Урок-экскурсия «Растения нашего края». Смена времён года. Осенние изменения в неживой природе. | Различать растения и животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями. Характеризовать особенности дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных (на примере своей местности). Группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: домашние—дикие животные; культурные—дикорастущие растения. Анализировать примеры использования человеком богатств природы. Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, в лесу, на реке и озере). Оценивать конкретные примеры поведения в природе. |
21-56 | Природа и её сезонные изменения (38 ч) Жизнь растений осенью. Хвойные и лиственные деревья осенью. Листопад. Урок-экскурсия: «Жизнь растений осенью». Труд людей осенью. Жизнь домашних животных осенью. Жизнь диких животных осенью. Зимние изменения в неживой природе. Три состояния воды. Жизнь лесных зверей зимой. Жизнь домашних животных зимой. Помощь птицам зимой. Урок-экскурсия: «Зима пришла». Жизнь в воде подо льдом. Урок – экскурсия на местный водоём. Жизнь деревьев, кустарников и трав зимой. Труд людей зимой. Весенние изменения в неживой природе. Жизнь деревьев и кустарников весной. Травянистые раннецветущие растения. Жизнь диких животных весной. Жизнь домашних животных весной. Урок-экскурсия: «Жизнь растений весной» Природа в летнее время. Съедобные и несъедобные растения. Знакомство с грибами на примере шляпочных грибов. Съедобные и несъедобные грибы. Лекарственные растения. Правила сбора ягод, грибов, лекарственных растений. Безопасное поведение в природе. Урок-экскурсия «Наблюдение за распусканием почек». Экология. Природоохранные мероприятия в родном крае. Красная книга России. Красная книга родного края. Природа родного края. | Описывать сезонные изменения в природе. Характеризовать признаки времен года. Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи групповые наблюдения во время экскурсии «Времена года в нашем крае». Сравнивать внешний вид и характерные особенности насекомых, рыб, птиц, зверей. Сравнивать способы питания, размножения, обмена информацией, характерные для животных. Характеризовать условия, необходимые для жизни животных. Характеризовать роль животных в природе и жизни людей. Сравнивать и различать диких и домашних животных, характеризовать их роль в жизни человека (на примере своей местности). Характеризовать особенности дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных (на примере своей местности). Группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: домашние—дикие животные; культурные—дикорастущие растения. Анализировать примеры использования человеком богатств природы. Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, в лесу, на реке и озере). Оценивать конкретные примеры поведения в природе. |
57-66 | Наша Родина – Россия (10 ч) Россия - многонациональная страна. Россия - многонациональная страна. Столица нашей Родины – Москва. Достопримечательности Москвы. Государственная символика. Государственная символика. Экскурсия «Мой город». Экскурсия в город. Транспорт Урок-игра «Наш мир». Итоговое тестирование. | Работать с глобусом и картой: показывать территорию России, ее государственные границы. Моделировать ситуации, касающиеся отношения школьников к представителям других народов. Участвовать в практической работе с картой: определять местонахождение Москвы и других крупнейших городов (2—3) на карте России. |
I V раздел
Учебно-методическое обеспечение программы
(ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ)
1.Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Федотова О.Н. Наш мир в вопросах и заданиях. 1 класс: Тетрадь для самостоятельной работы. – М.: Академкнига/Учебник, -2011.
2.Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Федотова О.Н. Наш мир. 1 класс: Учебник. – М.: Академкнига/Учебник, 2011.
3.Трафимова Г.В, Трафимов С.А., Федотова О.Н. Давай знакомиться, мир. 1 класс: Учебник-хрестоматия. – М.: Академкнига/Учебник, 2011.
(ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ)
1.Трафимова Г.В, Трафимов С.А., Федотова О.Н. Наш мир. 1класс: Методическое пособие для учителя. – М.: Академкнига/Учебник,2011.
2.А.М.Кондаков, Л.П.Кезина. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. –М.: Просвешение, 2010
3.Р.Г.Чуракова. Проектирование основной образовательной программы общеобразовательного учреждения. –М.:Академкнига/ Учебник, 2011
4.Справочные пособия, энциклопедии;
5.Схемы;
6.Таблицы;
7.Альбомы с демонстрационными материалами;
8.Электронные ресурсы;
V раздел
Справочный блок программы
Список используемой литературы:
1.Справочник школьника 1-4 класс. Москва. АСТ-пресс, 2009
2.Большой справочник. Начальная школа. Москва. Издательство ИСТ., 2006
3.Я познаю мир. Детская энциклопедия: География. –М.: Аванта+, 2007
4.Энциклопедия для детей. – Т.3 География. – М.: Аванта +,2007
5.Сборник загадок / сост. М.Т.Карпенко. – М.: Просвещение,2008
6.Ожегов С.И. Словарь русского языка / –М.: Рус.яз., 2006
7.Максимов Н.А. За страницами учебника географии / Н.А.Максимов. –М.Просвещение, 2008
8.По материкам и океанам: кн. для чтения по географии материков и океанов / сост. Н.П.Смирнова, А.А. Шибанова. – М.: Просвещение, 2008
9.А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. –М.: Просвещение, 2008
10.Г.С.Ковалёва. О.Б.Логинова. Планируемые результаты начального общего образования.-М.: Просвещение, 2009
Материально- техническое обеспечение учебного предмета
«Окружающий мир»
Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения:
Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного на класс)
К – полный комплект (на каждого ученика класса)
Ф – комплект для фронтальной работы (не менее одного на двух учеников)
П – комплект для работы в группах (один на 5-6 учащихся)
Наименование объектов и средств материально- технического обеспечения | Кол-во | Примечание |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||
Учебно-методические комплекты по окружающему миру УМК «Перспективная начальная школа» для 1 класса (программа, учебник, рабочие тетради, хрестоматии) Научно-популярные и художественные книги для чтения, в соответствии с основным содержанием обучения. Детская справочная литература (справочники, справочники-определители, энциклопедии об окружающем мире, природе, труде людей…) Методические пособия для учителя | К П П Д | Библиотечный фонд сформирован на основе федерального перечня учебников, допущенных Минобрнауки РФ. |
Печатные пособия | ||
Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения Плакаты по основным темам естествознания Портреты выдающихся деятелей России (политических, военачальников, писателей, поэтов, композиторов) Географические и исторические настенные карты Атлас географических и исторических карт. Иллюстрированные материалы (альбомы, комплекты открыток) | Д Д Д Д К Ф | |
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства | ||
Электронные справочники, электронные пособия, обучающие программы по предмету | Ф | При наличии необходимых технических условий |
Технические средства обучения | ||
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц. Магнитная доска. Персональный компьютер Мультимедийный проектор. Сканер, принтер, цифровая фотокамера, | Д Д Д/П Д Д | По возможности С диагональю не менее 72 см |
Экранно-звуковые пособия | ||
Видеофрагменты и другие информационные объекты, отражающие темы курса окружающий мир Аудиозаписи соответствующие содержанию обучения Видеофильмы соответствующего содержания Слайды соответствующего содержания Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения | Д Д Д Д Д | |
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование | ||
Термометры для определения температуры воздуха, воды. Термометр медицинский. Лупа. Компас. Часы с синхронизированными стрелками Микроскоп Лабораторное оборудование для проведения опытов и демонстраций в соответствии с содержанием обучения. Оборудование для уголка живой природы: аквариум, клетка для птиц, предметы ухода за растениями и животными. Рельефные модели Модель «Торс человека» Модели светофоров, дорожных знаков, средств транспорта. Муляжи овощей, грибов, фруктов. Макеты архитектурных сооружений, исторических памятников | К Д К К Д Д К/Ф Д Д/П Д/Ф Д Д П | Размер каждого объекта не менее 5 см. |
Натуральные объекты | ||
Коллекции полезных ископаемых. Коллекции плодов и семян растений. Гербарии культурных и дикорастущих растений. Живые объекты ( комнатные растения, животные) | Ф/П Ф/П Ф/П Д | |
Оборудование класса | ||
Ученические столы двухместные с комплектом стульев Стол учительский тумбой Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий. Настенные доски Подставки для книг, держатели схем и таблиц | К Д Д Д К | В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами |
Игры и игрушки | ||
Настольные развивающие игры по тематике предмета «Окружающий мир» (лото, игры – путешествия и т.д.) Наборы ролевых игр, игрушек, конструкторов. Наборы карандашей, красок, альбомов для рисования | П П К |
Календарно-тематическое планирование
№ Уро-ка, дата | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля | УУД |
Наблюдение как способ получения ответов на вопросы об окружающем нас мире (8 часов) | |||||||
1 04.09 | Где живет семья Ивановых (с. 3-5) | 1 | Изучение нового материала | Населенный пункт, в котором живет ребенок: его адрес, важнейшие предприятия, учреждения культуры, быта, их назначение, достопримечательности. Семья. Дорога от дома до школы | Знать адрес: название своего поселка (города), название своей улицы, номер своего дома, адрес школы. Уметь описывать дорогу от дома до школы | Фронтальная беседа | Наблюдать объекты и явления окружающего мира |
2 06.09 | Где живет семья Ивановых (с. 3-5) | 1 | Урок-игра | Населенный пункт, в котором живет ребенок: его адрес, важнейшие предприятия, учреждения культуры, быта, их назначение, достопримечательности. Семья. Дорога от дома до школы | Знать адрес: название своего поселка (города), название своей улицы, номер своего дома, адрес школы. Уметь описывать дорогу от дома до школы | Текущий | Работать с учебными, художественными и научно-популярными текстами |
3 11.09 | Мы познаем мир (с. 6-7) | 1 | Изучение нового материала | Что такое окружающий мир. Как человек познает природу. Правила поведения в природе. Ознакомление с признаком предмета (цвет, форма, размер) | Знать правила поведения в природе. Уметь определять признаки различных объектов природы; проводить простейшие наблюдения за объектами живой природы и уметь рассказывать о своих наблюдениях | Практическая работа | Наблюдать объекты и явления окружающего мира; обнаруживать изменения, происходящие с объектами, явлениями |
4 13.09 | Мы познаем мир (с. 6-7) | 1 | Комбинированный урок | Наблюдения в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов. Опыты с природными объектами | Знать правила поведения в природе. Уметь определять признаки различных объектов природы; проводить простейшие наблюдения за объектами живой природы и уметь рассказывать о своих наблюдениях | Текущий. Заполнение дневников наблюдений | Выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам |
5 18.09 | Мы познаем окружающий мир с помощью органов чувств (с. 8-9) | 1 | Практикум | Что такое окружающий мир. Природа как важнейшее условие жизни человека. Органы чувств: нос, глаза, уши, кожа | Знать название органов чувств и их функции. Уметь изучать окружающий мир с помощью органов чувств; определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры); выполнять простейшие опыты и обобщать результаты, делать выводы | Текущий. Индивидуальный опрос | Наблюдать объекты и явления окружающего мира; обнаруживать изменения, происходящие с объектами и явлениями |
6 20.09 | Мы познаем окружающий мир с помощью органов чувств (с. 8-9) | 1 | Комбинированный урок | Способы познания окружающего мира: наблюдения, опыт | Знать названия органов чувств и их функции. Уметь изучать окружающий мир с помощью органов чувств; определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры); выполнять простейшие опыты и обобщать результаты, делать выводы | Текущий. Заполнение дневников наблюдений | Сравнивать отдельные признаки объекта или явления, анализировать результаты сравнения |
7 25.09 | Что нас окружает (с. 10-11) | 1 | Изучение нового материала | Как человек познает природу. Неживая и живая природа (различение, краткая характеристика объектов неживой и живой природы, отличие от изделий). Понимание связи неживой и живой природы. Признаки живой природы | Уметь различать объекты неживой и живой природы; выделять из объектов неживой природы изделия человека. Иметь представление о животных | Текущий. Индивидуальный опрос | Наблюдать объекты и явления окружающего мира |
8 27.09 | Что нас окружает (с. 10-11) | 1 | Комбинированный урок | Как человек познает природу. Неживая и живая природа (различение, краткая характеристика объектов неживой и живой природы, отличие от изделий). Понимание связи неживой и живой природы. Признаки живой природы | Уметь различать объекты неживой и живой природы; выделять из объектов неживой природы изделия человека. Иметь представление о животных | Текущий. Заполнение дневников наблюдений | Искать (проверять) необходимую информацию в словарях, справочниках, каталоге библиотеки |
Живая природа (10 часов) | |||||||
9 02.10 | Животные – часть природы (с. 12-13) | 1 | Комбинированный урок | Животные: разнообразие (насекомые, рыбы, птицы, звери); особенности их внешнего вида, питания, размножения. Отличительные признаки животных | Знать признаки живых организмов, отличительные признаки зверей. Уметь приводить примеры животных разных групп (насекомых, рыб, птиц, зверей), раскрывать особенности их внешнего вида | Текущий. Заполнение дневников наблюдений | Сравнивать отдельные признаки объекта или явления, анализировать результаты сравнения |
10 04.10 | Дикие и домашние животные (с. 14-15) | 1 | Урок-путешествие | Отличительные признаки диких и домашних животных | Знать названия и внешние отличительные признаки 8-10 животных. Уметь раскрывать особенности внешнего вида и жизни животных, приводить примеры домашних и диких животных | Текущий. Заполнение дневников наблюдений | Работать с учебными, художественными и научно-популяр-ными текстами |
11 09.10 | Дикие и домашние животные (с. 14-15) | 1 | Комбинированный урок | Отличительные признаки диких и домашних животных | Знать названия и внешние отличительные признаки 8-10 животных. Уметь раскрывать особенности внешнего вида и жизни животных, приводить примеры домашних и диких животных | Проверочная работа | Обосновывать высказанное суждение |
12 11.10 | Насекомые – часть природы (с. 16-17) | 1 | Изучение нового материала | Ознакомление с отличительными признаками насекомых | Знать отличительные признаки насекомых. Уметь раскрывать особенности внешнего вида и жизни насекомых; называть насекомых родного края | Текущий. Индивидуальный опрос | Наблюдать объекты и явления окружающего мира; обнаруживать изменения, происходящие с объектами и явлениями |
13 16.10 | Насекомые – часть природы (с. 16-17) | 1 | Комбинированный урок | Ознакомление с отличительными признаками насекомых | Знать отличительные признаки насекомых. Уметь раскрывать особенности внешнего вида и жизни насекомых; называть насекомых родного края | Текущий. Индивидуальный опрос | Сравнивать отдельные признаки объекта или явления, анализировать результаты сравнения |
14 18.10 | Растения – часть живой природы (с. 18-19) | 1 | Изучение нового материала | Растения: разнообразие, части растения, условия, необходимые для жизни | Знать общие для всех растений признаки; названия органов растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена); названия и внешние отличительные признаки 8-10 растений (на уровне рода). Уметь различать части растений, отображать их в рисунке | Текущий. Заполнение дневников наблюдений | Выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам |
15 23.10 | Растения – часть живой природы (с. 18-19) | 1 | Комбинированный урок | Растения: разнообразие, части растения, условия, необходимые для жизни | Знать общие для всех растений признаки; названия органов растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена); названия и внешние отличительные признаки 8-10 растений (на уровне рода). Уметь различать части растений, отображать их в рисунке | Текущий. Индивидуальный опрос | Сравнивать отдельные признаки объекта или явления, анализировать результаты сравнения |
16 25.10 | Что общего у трав, кустарников и деревьев (с. 20-21) | 1 | Комбинированный урок | Деревья, кустарники, травы, их наблюдение в ближайшем окружении, нахождение отличительных признаков | Знать общие для всех растений признаки; названия органов растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена); названия и внешние отличительные признаки 8-10 растений (на уровне рода). Уметь различать части растений, отображать их в рисунке | Текущий. Индивидуальный опрос | Сравнивать отдельные признаки объекта или явления, анализировать результаты сравнения |
17 05.11 | Как растения расселяются на новые места (с. 22-23) | 1 | Изучение нового материала | Особенности распространения плодов и семян. Отличительные признаки плодов и семян, распространяемых ветром, животными, человеком | Знать способы распространения семян. Уметь анализировать строение семени и делать выводы о способах распространения каждого растения | Текущий. Заполнение дневников наблюдений | Работать с учебными, художественными и научно-популяр-ными текстами |
18 08.11 | Как растения расселяются на новые места (с. 22-23) | 1 | Комбинированный урок | Особенности распространения плодов и семян. Отличительные признаки плодов и семян, распространяемых ветром, животными, человеком | Знать способы распространения семян. Уметь анализировать строение семени и делать выводы о способах распространения каждого растения | Текущий. Индивидуальный опрос | Обосновывать высказанное суждение |
Природа и её сезонные изменения (38 часов) | |||||||
19 12.11 | Природа и ее сезонные изменения (с. 24-25) | 1 | Изучение нового материала | Явления природы (общее представление о 3-4 явлениях). Времена года, их особенности | Знать основные признаки времен года, название каждого времени года и их последовательность; правила безопасности на воде в летнее время и на льду в зимнее время, правила безопасности при катании с гор в зимнее время. Иметь представление о сезонных изменениях в природе | Тест, задание (9 минут) | Наблюдать объекты и явления окружающего мира; обнаруживать изменения, происходящие с объектами и явлениями |
20 15.11 | Жизнь растений осенью (с. 26-27) | 1 | Изучение нового материала | Изменения в жизни растений осенью. Признаки осени. Правила поведения во время экскурсии | Знать изменения в жизни растений осенью, разнообразие форм, окраски листьев растений в осенний период. Уметь анализировать изменения природы осенью | Текущий | Обосновывать высказанное суждение |
21 19.11 | Жизнь растений осенью (с. 26-27) | 1 | Урок-экскурсия | Изменения в жизни растений осенью. Признаки осени | Знать изменения в жизни растений осенью, разнообразие форм, окраски листьев растений в осенний период. Уметь анализировать изменения природы осенью | Текущий. Заполнение дневников наблюдений | Сравнивать отдельные признаки объекта или явления, анализировать результаты сравнения |
22 22.11 | Как животные готовятся к зиме (с. 30-31) | 1 | Изучение нового материала | Признаки зимы (на основе наблюдений). Подготовка животных к зиме | Знать особенности жизни животных осенью в связи с подготовкой к зимнему периоду. Уметь анализировать изменения природы зимой | Текущий. Индивидуальный опрос | Обосновывать высказанное суждение |
23 26.11 | Как животные готовятся к зиме (с. 30-31) | 1 | Комбинированный урок | Перелетные и зимующие птицы | Знать особенности жизни животных осенью в связи с подготовкой к зимнему периоду. Уметь анализировать изменения природы зимой | Текущий. Заполнение дневников наблюдений | Работать с учебными, художественными и научно-популяр-ными текстами |
24 29.11 | Пришла зима (с. 32-33) | 1 | Экскурсия (заочная) | Времена года. Изменения в природе с приходом зимы (на основе наблюдений) | Знать основные признаки времен года, название каждого времени года и их последовательность. | Текущий. Индивидуальный опрос | Сравнивать отдельные признаки объекта или явления |
25 03.12 | Пришла зима (с. 32-33) | 1 | Комбинированный урок | ТБ во время зимних игр | Правила безопасности на льду в зимнее время, правила безопасности при катании с гор в зимнее время | Текущий. Заполнение дневников наблюдений | Искать (проверять) необходимую информацию в словарях, справочниках, каталоге библиотеки |
26 06.12 | Снежные загадки (с. 34-35) | 1 | Комбинированный урок | Твердые, жидкие, газообразные вещества; легко определяемые свойства веществ (на примере воды). Разные состояния воды. Вода в природе | Знать правила наблюдения и проведения опытов. Уметь обобщать жизненные наблюдения об изменениях в окружающей природе с приходом зимы. Иметь элементарное представление об образовании снежинок | Наблюдение | Наблюдать объекты и явления окружающего мира; обнаруживать изменения, происходящие с объектами и явлениями |
27 10.12 | Жизнь лесных зверей зимой (с. 36-37) | 1 | Изучение нового материала | Жизнь лесных зверей и помощь птицам в зимнее время. Признаки сходства млекопитающих животных – зверей | Знать о зимовке животных; о работе лесника зимой. Уметь оказывать помощь животным зимой | Текущий. Заполнение дневников наблюдений | Работать с учебными, художественными и научно-популяр-ными текстами |
28 13.12 | Жизнь лесных зверей зимой (с. 36-37) | 1 | Комбинированный урок | Знать о зимовке животных | Текущий. Индивидуальный опрос | Наблюдать объекты и явления окружающего мира | |
29 17.12 | Как помочь птицам зимой (с. 38-39) | 1 | Изучение нового материала | Особенности времен года (на основе наблюдений). Животные: разнообразие (насекомые, рыбы, птицы, звери). Жизнь лесных зверей и помощь птицам в зимнее время | Знать признаки, по которым из всех животных выделяется особая группа – группа птиц; виды зимующих птиц | Текущий. Заполнение дневников наблюдений | Наблюдать объекты и явления окружающего мира; обнаруживать изменения, происходящие с объектами и явлениями |
30 20.12 | Учимся различать деревья и кустарники зимой | 1 | Урок-экскурсия | Правила поведения во время экскурсии | Знать названия кустарников и деревьев родного края. Уметь определять разные виды деревьев и кустарников по силуэтам, коре, почкам, плодам | Текущий. Заполнение дневников наблюдений | Работать с учебными, художественными и научно-популяр-ными текстами |
31 24.12 | Труд людей зимой | 1 | Комбинированный урок | Особенности времен года (на основе наблюдений) | Знать особенности труда людей весной. Уметь обобщать жизненные наблюдения за трудом людей зимой | Текущий. Индивидуальный опрос | Сравнивать отдельные признаки объекта или явления |
32 27.12 | Есть ли жизнь в воде подо льдом? (с. 40-41) | 1 | Изучение нового материала | Разные состояния воды. Три состояния воды. Правила безопасного поведения | Знать признаки рыб; иметь представление о жизни некоторых животных и растений подо льдом | Текущий | Обосновывать высказанное суждение |
33 | Как зимуют травы, кустарники и деревья (с. 42-43) | 1 | Комбинированный урок | Особенности жизни травянистых растений в зимний период | Знать о жизни деревьев и кустарников в зимний период, делать выводы из наблюдений. Иметь представление о внутреннем строении почки | Текущий. Заполнение дневников наблюдений | Выполнять инструкции, точно следовать образцу, простейшим алгоритмам |
34 | Учимся различать деревья и кустарники зимой | 1 | Изучение нового материала | Культура поведения в природе | Знать отличия деревьев и кустарников зимой. Уметь определять разные виды деревьев и кустарников по силуэтам, коре, почкам, плодам | Текущий. Индивидуальный опрос | Сравнивать отдельные признаки объекта или явления, анализировать результаты сравнения |
35 | Учимся различать деревья и кустарники зимой | 1 | Урок-экскурсия | Правила поведения во время экскурсии | Знать названия кустарников и деревьев родного края. Уметь определять разные виды деревьев и кустарников по силуэтам, коре, почкам, плодам | Текущий. Заполнение дневников наблюдений | Работать с учебными, художественными и научно-популяр-ными текстами |
36 | Труд людей зимой | 1 | Комбинированный урок | Особенности времен года (на основе наблюдений) | Знать особенности труда людей весной. Уметь обобщать жизненные наблюдения за трудом людей зимой | Текущий. Индивидуальный опрос | Сравнивать отдельные признаки объекта или явления |
37 | Пришла весна | 1 | Экскурсия | Явления природы. Весенние изменения в природе | Знать правила поведения на экскурсии, названия животных и растений родного края, раннецветущие растения. Уметь анализировать наблюдения за изменениями, происходящими в природе с приходом весны | Текущий. Заполнение дневников наблюдений | Наблюдать объекты и явления окружающего мира; обнаруживать изменения, происходящие с объектами и явлениями |
38 | Пришла весна | 1 | Комбинированный урок | Весенние изменения в живой природе | Знать основные признаки времен года, название каждого времени года и их последовательность; правила безопасности на воде и на льду в весеннее время | Текущий. Индивидуальный опрос | Искать (проверять) необходимую информацию в словарях, справочниках, каталоге библиотеки |
39 | Какие растения весной цвести торопятся (с. 48-49) | 1 | Изучение нового материала | Жизнь растений весной | Знать раннецветущие растения, причины раннего цветения растения. Уметь отличать раннецветущие растения от остальных растений | Наблюдение | Сравнивать отдельные признаки объекта или явления |
40 | Какие растения весной цвести торопятся (с. 48-49) | 1 | Комбинированный урок | Охрана природных богатств | Уметь устанавливать взаимосвязи в природе в весеннее время; оберегать редкие и исчезающие растения родного края | Текущий. Заполнение дневников наблюдений | Сравнивать отдельные признаки объекта или явления, анализировать результаты сравнения |
41 | Как животные весну встречают (с. 50-51) | 1 | Изучение нового материала | Жизнь животных весной. Понимание связи неживой и живой природы | Знать об изменениях в жизни животных весной. Уметь устанавливать взаимосвязи в природе; анализировать и отвечать по рисунку | Текущий. Индивидуальный опрос | Работать с учебными, художественными и научно-популяр-ными текстами |
42 | Как животные весну встречают (с. 50-51) | 1 | Комбинированный урок | Охрана природных богатств | Выполнять правила охраны животных в весеннее время. Иметь представление о гнездовании птиц | Наблюдение за птицами | Сравнивать отдельные признаки объекта или явления. Анализировать результаты |
43 | Про больших и маленьких (с. 52-53) | 1 | Комбинированный урок | Ознакомление с термином «млекопитающие» | Знать, как появляется потомство у животных. Уметь сравнивать потомство и животных-родителей | Текущий. Заполнение дневников наблюдений | Работать с учебными, художественными и научно-популяр-ными текстами |
44 | Лето пришло (с. 54-55) | 1 | Комбинированный урок | Особенности времен года (на основе наблюдений). Природа в летнее время года | Знать об основных изменениях, происходящих с приходом лета в неживой и живой природе. Уметь устанавливать взаимосвязи | Текущий. Индивидуальный опрос | Наблюдать объекты и явления окружающего мира, обнаруживать изменения, происходящие с объектами или явлениями |
45 | Лето пришло (с. 54-55) | 1 | Экскурсия | Особенности времен года (на основе наблюдений) | Знать правила поведения в природе во время экскурсии. Уметь анализировать и обобщать полученную информацию при наблюдении. Иметь представление об оздоровительных и закаливающих процедурах | Текущий. Заполнение дневников наблюдений | Наблюдать объекты и явления окружающего мира; обнаруживать изменения, происходящие с объектами и явлениями |
46 | В лес по ягоды пойдем (с. 56-57) | 1 | Изучение нового материала | Ознакомление с разнообразием растений | Знать питательные и целебные свойства ягод. Уметь приводить примеры ядовитых ягод своего края | Текущий. Индивидуальный опрос | Обосновывать высказанное суждение |
47 | В лес по ягоды пойдем (с. 56-57) | 1 | Комбинированный урок | Ознакомление с разнообразием растений | Знать питательные и целебные свойства ягод. Уметь приводить примеры ядовитых ягод своего края | Текущий. Заполнение дневников наблюдений | Работать с учебными, художественными и научно-популяр-ными текстами |
48-49 | С лукошком за грибами (с. 58-59) | 2 | Изучение нового материала. Урок-игра | Многообразие живой природы: растения, животные, грибы. Ознакомление с царством Грибы. Части гриба | Знать признаки и названия грибов, правила сбора грибов. Уметь различать съедобные и несъедобные грибы, приводить примеры съедобных грибов своего края | Текущий. Индивидуальный опрос | Обосновывать высказанное суждение. Искать (проверять) необходимую информацию в справочниках, художественной литературе |
50 | Зеленая аптека (с. 60-61) | 1 | Изучение нового материала | Растения: разнообразие, части растения, условия, необходимые для жизни. Правила поведения в лесу | Знать лекарственные растения, о целебной силе растений, правила сбора | Текущий. Заполнение дневников наблюдений | Работать с учебными, художественными и научно-популяр-ными текстами |
51 | Зеленая аптека (с. 60-61) | 1 | Урок- викторина | Охрана природных богатств. Разнообразие растений | Иметь представление о приемах использования лекарственных растений | Текущий. Индивидуальный опрос | Работать с учебными, художественными и научно-популяр-ными текстами |
52 | Природа и мы (с. 62-63) | 1 | Изучение нового материала | Влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств | Знать, что обозначает термин «экология», что человек и его отношение к природе влияет на то, будут ли жить или исчезнут растения, животные | Тест. 3-е задание (5 минут) | Выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам |
53 | Природа и мы (с. 62-63) | 1 | Экскурсия | Правила поведения в природе | Уметь соблюдать правила безопасности при проведении опытов и уроков-экскурсий | Текущий. Заполнение дневников наблюдений | Наблюдать объекты и явления окружающего мира, обнаруживать изменения |
54 | Природа и мы (с. 62-63) | 1 | Комбинированный урок | Понимание связи неживой и живой природы с окружающей средой | Знать виды и формы помощи человека природе | Текущий. Индивидуальный опрос | Сравнивать отдельные признаки объекта или явления, анализировать результаты |
55 | Красная книга | 1 | Изучение нового материала | Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги | Знать растения и животных родного края, занесенных в Красную книгу. Уметь устанавливать взаимосвязи в природе | Текущий. Заполнение дневников наблюдений | Работать с учебными, художественными и научно-популяр-ными текстами |
56 | Красная книга | 1 | Комбинированный урок | Текущий. Индивидуальный опрос | Обосновывать высказанное суждение | ||
Наша родина – Россия (10 часов) | |||||||
57 | Родной край | 1 | Комбинированный урок | Родной край – малая родина. Родной город: название, основные достопримечательности | Знать название нашей планеты, родной страны, региона, где живут обучающиеся, родного города. Уметь описывать достопримечательности родного края; называть виды растений и животных родного края | Текущий. Заполнение дневников наблюдений | Искать (проверять) необходимую информацию в словарях, справочниках, каталоге библиотеки |
58 | Наша родина – Россия (с. 64-65) | 1 | Комбинированный урок | Россия – наша Родина | Знать название государства, его столицы, главной площади столицы (Красная площадь), главной достопримечательности столицы (Кремль), исторической достопримечательности Кремля (Спасская башня). Уметь описывать достопримечательности столицы России | Текущий. Индивидуальный опрос | Работать с учебными, художественными и научно-популяр-ными текстами |
59 | Государственная символика (с. 66-67) | 1 | Изучение нового материала | Государственная символика России: герб России, флаг России, гимн России. Правила поведения при прослушивании гимна | Знать государственную символику России; первый куплет и припев гимна России. Уметь описывать традиции, обычаи, историю государственных символов России | Текущий. Заполнение дневников наблюдений | Искать (проверять) необходимую информацию в словарях, справочниках, каталоге библиотеки |
60 | Государственная символика (с. 66-67) | 1 | Комбинированный урок | Государственная символика России: герб России, флаг России, гимн России. Правила поведения при прослушивании гимна | Знать государственную символику России; первый куплет и припев гимна России. Уметь описывать традиции, обычаи, историю государственных символов России | Текущий. Индивидуальный опрос | Искать (проверять) необходимую информацию в словарях, справочниках, каталоге библиотеки |
61 | Москва – столица нашего государства (с. 68-71) | 1 | Изучение нового материала | Россия – наша Родина. Москва – столица России | Знать столицу государства, сердце Москвы – Кремль, главную площадь столицы. Уметь описывать достопримечательности Москвы, важнейшие исторические события в истории Москвы | Текущий. Заполнение дневников наблюдений | Обосновывать высказанное суждение |
62 | Москва – столица нашего государства (с. 68-71) | 1 | Урок-путешествие | Россия – наша Родина. Москва – столица России | Знать столицу государства, сердце Москвы – Кремль, главную площадь столицы. Уметь описывать достопримечательности Москвы, важнейшие исторические события в истории Москвы | Текущий. Индивидуальный опрос | Работать с художественной и учебной литературой |
63 | Москва – столица нашего государства (с. 68-71) | 1 | Комбинированный урок | Россия – наша Родина. Москва – столица России | Знать столицу государства, сердце Москвы – Кремль, главную площадь столицы. Уметь описывать достопримечательности Москвы, важнейшие исторические события в истории Москвы | Текущий. Заполнение дневников наблюдений | Сравнивать отдельные признаки объекта или явления, анализировать |
64 | Экскурсия в город (с. 72-73) | 1 | Экскурсия | Родной край – малая родина. Родной город: название, основные достопримечательности | Знать правила поведения во время движения по городу; виды городского транспорта (электричка, трамвай, троллейбус, автобус). Иметь представление об основных достопримечательностях своего края | Текущий. Индивидуальный опрос | Искать (проверять) необходимую информацию в словарях, справочниках, каталоге библиотеки, художественной литературе |
65 | Экскурсия в город (с. 72-73) | 1 | Экскурсия | Правила поведения в природе | Наблюдение | ||
66 | Обобщение «Мы и окружающий мир» (с. 74-77) | 1 | Урок-отчет | Неживая и живая природа. Понимание связи неживой и живой природы. Явления природы. Правила поведения в природе | Знать правила членов клуба «Мы и окружающий мир». Уметь подписывать конверт и писать письмо | Тематический | Обосновывать высказанное суждение |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс УМК "Начальная школа XXI века" с учетом ФГОС
Рабочая программа соответствует требованиям ФГОС НОО и рассматривает: планируемые результаты, календарно-тематическое планирование, содержание программы, формы и средства контроля, материально-техниче...
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс УМК "Начальная школа 21 века" ФГОС
Рабочая программа содержит пояснительную записку и развернутое календарно-тематическое планирование с УУД в соответствии с требованиями ФГОС 2009 года....
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс ( УМК "Начальная школа XXI века")
Календарно-тематическое планирование по учебному предмету "Окружающий мир" 3 класс (УМК "Начальная школа XXI века"). Программа расчитана на 68 часов....
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс УМК "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа содержит титульный лист, пояснительную записку и тематическое планирование по оркужающему миру 3 класс УМК "Начальная школа 21 века"...
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс перспективная начальная школа
Рабочая программа содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование,требования к уровню подготовки обучающихся к концу обучения в 1 классе, список литературы...
рабочая программа по окружающему миры 4 класс УМК "Начальная школа XXI века"
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 4 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования (2004 г.), ...
Рабочая программа по окружающему миру. 3 класс. УМК "Начальная школа XXIв."
Рабочая программа курса «Окружающий мир» разработана на основе авторской программы Н.Ф. Виноградовой ((Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» М.: Вентана-Граф 2004г.)....