Рабочая программа «Окружающий мир» 2 класс
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) по теме

Маногарова  Наталья Валерьевна

Рабочая программа «Окружающий мир» 2 класс УМК "Планета знаний"

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

  • Федеральный государственный стандарт начального общего образования (приказ МОиН №363 от 06 октября 2009, зарегистрирован Минюст № 17785 от 22.12.2009);
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2012/2013 учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 2885 от 27.12.2011 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год»;
  • Авторская программа курса «Окружающий мир» 2 класс Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. Сборник «Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 2 класс. УМК «Планета знаний» Издание 2-е, дораб. – М: АСТ: Астрель; Москва: 2011.)
  • Учебный план МОУ СОШ №12 Г.ЕЛЬЦА на 2013/2014 учебный год.

 Учебная программа и пособие УМК «Планета знаний» нацелены на решение приоритетной задачи начального общего образования — формирование универсальных учебных действий (общих учебных умений, обобщённых способов действий, ключевых умений), обеспечивающих готовность и способность ребёнка к овладению компетентностью «уметь учиться».

Курс направлен на реализацию целей обучения литературному чтению в начальном звене, сформулированных в Федеральном государственном стандарте начального общего образования (ФГОС).

Предмет «Окружающий мир» изучается в начальной школе с 1 по 4 класс. Особое значение данного предмета заключается в формировании у детей 6-10 лет целостного представления о мире и месте человека в нем. Это и определяет его цель - формирование представлений о природе, человеке и обществе, осознание характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к окружающему миру, осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.

Задачи курса:

  • систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире;
  • формирование элементарных представлений о природе, человеке и обществе в их взаимодействии;
  • знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др.);
  • социализация ребенка;
  • развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание,
    обобщение и др.);
  • воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности;
  • формирование самостоятельной познавательной деятельности;

— воспитание бережного отношения к природе и продуктам труда людей.

Знакомство с началами наук даёт ученику  ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми.  Предмет «Окружающий мир» создаёт фундамент значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознанию, истории. Это первый и единственный предмет в школе, рисующий широкую палитру природных и общественных явлений. В дальнейшем этот материал будет изучаться на различных предметах. Поэтому именно в рамках данного предмета удаётся решать проблемы, например, экологического образования и воспитания.

Специфика осмысления опыта современным ребёнком состоит в том, что его опыт необычайно широк, но в значительной степени виртуален, то есть получен не путём непосредственного общения с окружающим миром, а опосредованно, через средства массовой информации и прежде всего телевидение. Роль виртуального опыта в дальнейшем будет только возрастать за счёт широкого распространения компьютера, Интернета.

Телевидение не ориентировано на систематическое детское образование, хотя и становится главным «окном» в окружающий мир. Поэтому, не имея возможности противостоять негативным влияниям виртуального опыта, школа должна по возможности его использовать для образовательных целей и организовать освоение виртуального мира школьниками. Поэтому роль предмета «Окружающий мир» весьма велика и возникает необходимость расширения его содержания, поскольку этот предмет должен давать ответы на разнообразные запросы детского опыта, в том числе и виртуального.

Осмысление личного опыта важно ещё и потому, что вводит в мир ученика ценностную шкалу, без которой невозможно формирование никаких целевых установок. Предмет «Окружающий мир» также помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к этому миру.

                                                     

                                                 2. Общая характеристика учебного предмета

При отборе содержания курса учитывались принципы, отраженные в «Концепции содержания непрерывного образования» (дошкольное и начальное звено), утвержденной Федеральным координационным советом по общему образованию Минобразования РФ 17 июня 2003 года. Ведущим из них является принцип целостности, который достигается за счет интеграции знаний. В основу интеграции знаний по курсу «Окружающий мир» положено диалектическое единство системы «природа - человек - общество». Сведения о каждой составляющей этой системы также носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний. Так, сведения о природе включают элементы географии, геологии, метеорологии, почвоведения, биологии. Интеграция этих элементов создает условия для формирования у младших школьников представлений о природе как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом.

Сведения о социальной составляющей окружающей действительности представлены в курсе элементами этики, эстетики, истории, психологии и других отраслей научного знания. Человек в данном курсе рассматривается как биосоциальное существо. В связи с этим сведения о человеке являются связующим звеном между знаниями о природе и знаниями о социальной действительности. У детей формируется первоначальное понятие о человеке как живом организме, выясняется его сходство с животными, а также различия между ними. Обращается внимание на такие отличительные особенности человека, как логическое мышление, членораздельная речь. сознательный труд с использованием орудий труда. Отмечаются важнейшие условия полноценного развития человека: общение с окружающим миром и его познание.

Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития ребенка. Данный принцип реализуется за счет создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной деятельности. Усвоение учащимися знаний и умений рассматривается как средство развития. а не самоцель.

В связи со сказанным большое внимание в курсе уделяется эмоциям человека. Программа предусматривает знакомство с положительными и отрицательными эмоциями, их влиянием на организм и окружающих людей. Дети убеждаются в необходимости уметь управлять своими чувствами и обучаются некоторым приемам владения собой.

Содержание курса позволяет организовывать целенаправленную работу по развитию эстетического восприятия окружающего мира. Программа последовательно раскрывает не только научную и практическую значимость изучаемых объектов, но и их эстетическую ценность для человека и общества в целом.

Развитие мышления обеспечивается включением в учебные пособия разнообразных заданий на сравнение объектов, выявление их существенных признаков, классификацию, установление причинно-следственных связей и зависимостей.

Содержание курса предоставляет большие возможности для развития наблюдательности. Знакомство с окружающим миром осуществляется таким образом, чтобы в его восприятии участвовало как можно больше органов чувств. В учебных пособиях предлагаются задания для развития умения работать со схемами, моделями, характеризовать объекты действительности.

Важное место занимают задания, направленные на развитие информационной грамотности, которые предполагают работу детей со справочниками, энциклопедиями, словарями. Выполняя эти задания, ученики учатся находить нужную информацию и обмениваться ею.

Принцип гуманитаризации реализуется через расширение социальной составляющей содержания курса, осознание школьниками необходимости здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности.

Принцип культуросообразности предполагает: включение материала о достижениях культуры; воспитание у учащихся уважения к истории родной страны и бережного отношения к объектам культуры; осознание детьми непреходящей ценности культурного наследия и необходимости его охраны.

При конструировании содержания программы курса использовался принцип спиралевидности. Младший школьный возраст отличается интенсивным формированием многих психических новообразований. В связи с этим обучение в начальной школе целесообразно рассматривать как ряд этапов (витков спирали). Так, на первом этапе рассматриваются отдельные объекты и явления окружающей ребенка природной и социальной действительности. При этом на самых доступных для детей этого возраста примерах устанавливаются связи и зависимости, существующие между ними. На втором этапе преобладает знакомство с группами объектов и обязательное рассмотрение элементарных примеров их взаимодействия. На следующем этапе осуществляется более детальное рассмотрение отдельных объектов, а на завершающем - групп таких объектов.

Принцип вариативности предусматривает реализацию дифференциации, обеспечивающей индивидуальный подход к каждому ученику. Данный принцип реализуется через выделение инвариантного минимума содержания образования и вариативной части.

Инвариантная часть содержит новый материал и задания для его первичного закрепления. Эта часть обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания начального общего образования и требований к уровню подготовки обучающихся в образовательном компоненте «Окружающий мир» на момент окончания детьми начальной школы, предусмотренных новым Государственным стандартом начального общего образования.

Вариативная часть включает материал на расширение знаний по теме, задания для дополнительного закрепления, формирования различных умений, применения полученных знаний в нестандартной ситуации. Учебные пособия предлагают блоки заданий, дифференцированных по уровню сложности. Важное место в вариативной части занимают задания на развитие творческих и интеллектуальных способностей (творческая работа, интеллектуальный марафон).

Они предполагают наличие определенного уровня развития воображения и нестандартного мышления у учащихся.

Вариативная часть предусматривает организацию проектной деятельности младших школьников. Проекты ориентируют детей на расширение знаний, выходящих за рамки содержания учебника. Все задания вариативной части выполняются по выбору.

В процессе ознакомления младших школьников с окружающим миром в роли главного метода выступает наблюдение. На первом этапе используются в основном общеклассные кратковременные эпизодические наблюдения. Постепенно они становятся более длительными и систематическими. На смену общеклассным наблюдениям приходят групповые и индивидуальные. Однако в дальнейшем процессе обучения различные виды наблюдений комбинируются друг с другом.

Свойства объектов изучаются через опыты. В ознакомлении с окружающим миром используются опыты, проводимые в течение одного урока, а также длительные опыты, проведение которых может занимать несколько дней. Главным при этом является не запоминание каких-то отдельных свойств того или иного объекта, а вооружение учащихся методом познания, подведение их к осознанию способности человека путем опытов изучать свойства различных объектов окружающего мира. Постепенно одним из важнейших способов приобретения знаний становится экспериментирование. Познавательная деятельность при этом усиливается постановкой гипотезы, ее проверкой, отбором относящейся к ней информации. Ученики учатся наблюдать происходящие в течение эксперимента явления, обосновывают свои выводы. Экспериментирование организуется с самыми разнообразными объектами: жидкостями, газами, твердыми телами, растениями и животными.

Представления, полученные детьми чувственным путем, закрепляются в процессе выполнения различных практических работ. Учащимся предлагаются работы с планами и картами, приборами и моделями, объектами живой и неживой природы, рисунками, таблицами, схемами и диаграммами, а также графические практические работы.

Работа с различными моделями помогает ребенку рассматривать структуру природных и социальных объектов, устанавливать связи между их компонентами, выявлять последовательность процессов и прогнозировать их. Дети используют готовые модели и конструируют свои.

В разнообразной практической деятельности младшие школьники учатся работать в коллективе: распределять работу, договариваться, получать общий результат. В связи с этим ряд заданий предусматривает деятельность учащихся в парах постоянного и сменного состава. Выполняя эти задания, ребята усваивают новые формы общения, решают конфликтные ситуации.

В связи с тем, что у детей происходит переход, от игровой деятельности, ведущей в дошкольном возрасте, к учебной, ведущей в младшем школьном возрасте, в процессе изучения предмета «Окружающий мир» часто используются игры (дидактические и ролевые). По мере формирования у учеников познавательных интересов и основных компонентов учебной деятельности доля игры в обучении сокращается.

Из словесных методов в процессе изучения курса «Окружающий мир» чаще всего используется беседа. Наиболее эффективно она позволяет уточнить, закрепить и систематизировать знания детей о различных областях окружающей действительности.

Основной формой организации учебно-воспитательного процесса курса «Окружающий мир» является урок. В процессе изучения курса используются уроки-экскурсии, уроки-практические занятия, уроки с демонстрацией объектов или их изображений.

Уроки-экскурсии посвящены наблюдениям за природной и социальной средой. Основная цель экскурсии - формирование у младших школьников представлений о предметах и явлениях окружающего мира в реальной обстановке. Эти представления используются на последующих уроках как основа для формирования конкретных знаний и практических умений.

Уроки-практические занятия связаны с организацией работ учащихся с объектами природы. На этих уроках дети наблюдают, описывают, сравнивают различные предметы, проводят элементарные опыты по определению свойств некоторых из них. Ученики получают разные или одинаковые для всех задания и выполняют их под руководством учителя.

Уроки с демонстрацией объектов или их изображений проводятся тогда, когда педагог не имеет возможности организовать индивидуальную работу школьников из-за сложности изучаемых объектов, а также в связи с отсутствием необходимого количества объектов или руководствуясь техникой безопасности. Демонстрация изображений объектов проводится в связи с недоступностью их для непосредственных наблюдений в реальной обстановке или в классе.

Урок во 2 классе отличается сравнительно частой сменой видов деятельности учащихся, что требует применения разнообразных методов обучения и их сочетаний.

В программе выделены «Основные требования к уровню знаний и умений учащихся». Эти требования определяют обязательный минимум, которым должны овладеть ученики к концу каждого класса, чтобы успешно продолжить дальнейшее обучение.

Кроме того, в программе определены знания и умения, которыми дети могут овладеть за счет более полного усвоения содержания программы благодаря своей любознательности и способностям.

                                                3. Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Окружающий мир» изучается с 1 по 4 класс по два часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 270 часов.  Во 2 классе 2ч в неделю. За год -70 часов.

                                                    4.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценность жизни –  признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.  

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России  от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека,  обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России,  народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур

                                          5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные УУД:

1. Воспринимать Россию как многонациональное государство, русский  язык как средство общения. Принимать необходимость изучения русского языка гражданами России любой национальности.

2. Проявлять уважение к семье, традициям своего народа, к своей малой родине, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов общества.

3. Принимать учебные цели, проявлять желание учиться.

4. Оценивать свои эмоциональные реакции, ориентироваться в нравственной оценке собственных поступков.

5. Выполнять правила этикета. Внимательно и бережно относиться к природе, соблюдать правила экологической безопасности.

6. Внимательно отно-ситься к собственным переживаниям, выз-ванным восприятием природы, произведения искусства

7. Признавать собственные ошибки. Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой её товарищами, учителем

Регулятивные УУД: 

1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место.

2. Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности.

3. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя.

4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

5. Следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающем стандартные учебные действия.

6. Осуществлять само- и взаимопроверку работ.

7. Корректировать выполнение задания.

 8. Оценивать выполнение своего задания по следующим параметрам: легко или трудно выполнять, в чём сложность выполнения.

Познавательные УУД: 

1. Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).

2. Самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий в справочниках, словарях, таблицах, помещенных в учебниках.

3. Ориентироваться в рисунках, схемах, таблицах, представленных в учебниках.

4. Подробно и кратко пересказывать прочитанное или прослушанное,  составлять простой план.

5. Объяснять смысл названия произведения, связь его с содержанием.

6. Сравнивать  и группировать предметы, объекты  по нескольким основаниям; находить закономерности, самостоятельно продолжать их по установленному правилу.

 7. Наблюдать и самостоятельно делать  простые выводы.

 8. Выполнять задания по аналогии

Коммуникативные УУД:

1. Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.

2.Читать вслух и про себя тексты учебников, художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное; понимать тему высказывания (текста) по содержанию, по заголовку.

3.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

4. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, реагировать на реплики, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения.

5. Выслушивать партнера, договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.

6. Выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Учащиеся должны знать:

  • о значении наблюдений, опытов и измерений для познания мира;
  • строение и назначение термометра;
  • назначение справочной литературы;
  • названия планет земной группы: Меркурий, Венера, Марс;
  • название нашей планеты (Земля) и нашей звезды (Солнце);
  • Луна - спутник Земли;
  • глобус - модель Земли;
  • названия материков и океанов;
  • об источниках звука;
  • о вреде шума;
  • правила безопасного обращения с электроприборами;
    — о значении камня в жизни человека;
  • условия жизни растений и животных;

-        характерные признаки времен года (продолжительность дня, положение Солнца на небосклоне, состояние неба, температура воздуха, вид осадков, состояние растений и животных);

  • о значении совместного труда в обществе;
  • о значении бюджета;
  • правила поведения в общественных местах.

Учащиеся должны уметь:

  • приводить примеры приборов и инструментов;
  • пользоваться термометром;
  • различать тела природы и изделия;
  • приводить примеры тел и веществ;
  • приводить примеры источников энергии;
  • приводить примеры растений суши и водоемов (3-4 примера);
  • приводить примеры животных суши и водоемов (3—4 примера);
  • различать времена года по характерным признакам;
  • правильно вести себя дома, на улице, в гостях.

Учащиеся могут знать:

  • имена некоторых ученых и изобретателей (3-4 примера);
  • о путешествии как способе познания мира;
  • о великих географических открытиях;
  • названия планет Солнечной системы; отличие планеты от звезды;
  • об использовании электрической энергии в жизни человека;
  • о значении звука, света и цвета в жизни человека;
  • о значении окружающей среды;
  • о приспособленности растений и животных к условиям жизни на суше и в воде;
  • некоторые взаимосвязи в живой природе;
  • о влиянии деятельности человека на живую природу.

Учащиеся могут уметь:

  • приводить примеры веществ в разных состояниях (твердом, жидком и газообразном);
  • проводить наблюдения и простейшие опыты, фиксировать их результаты;
  • определять время по часам;
  • приводить примеры признаков приспособленности растений и животных к условиям жизни на суше и в воде.

6.Содержание  учебного курса

Содержание курса

Тематическое планирование

Характеристика
деятельности учащихся

Как люди познают мир – 17 ч

Первые представления о науке как способе познания мира. Люди науки — учёные, разнообразие их профессий.

Наблюдения, опыты, измерения, фиксация результатов. Общее представление о приборах и инструментах. Измерение температуры воздуха и воды с помощью термометрв| определение времени по часам. Организация наблюдений за сезонными изменениями в природе.

Знакомство с источниками информации: энциклопедии, словари, справочники. Значение и использование символе! и знаков человеком.

Искусство как способ познания мира

Первые представления о космосе:  звёзды,  созвездия, планеты. Солнечная система.

Наша планета Земля. Первые представления о форме Земли. Спутник Земли — Луна.

Глобус — модель Земли. Материки и океаны. Вращение Земли вокруг оси, смена дня и ночи.

Космические исследования: наблюдения за планетами и звездами с помощью приборов;  искусственные спутники Земли; первый полёт человека в космос.

Как человек изучал земной шар: некоторые географические открытия, исследование морей и океанов.

Первые представления о телах и веществах: твёрдых, жидких и газообразных; энергии, свете, цвете и звуке в (в природе и жизни человека. В мире камня. Знакомство с разнообразием и использованием камня человеком. Красота камня. Общее представление об окружающей среде. Разнообразие условий жизни растений и животных на суше и в воде. Растения и животные — обитатели суши, их приспособленность к условиям жизни на примере леса.

Растения и животные — обитатели водоёмов, признаки (и

 приспособленности к условиям жизни. Общее представление о взаимосвязях между растениями животными в природе. Влияние человека на живую при-роду, необходимость бережного отношения к природе.

Первые представления о человеке как социальном существе: человек — член общества. Роль общения с другими людьми в развитии человека. Роль труда в жизни человека (общества. Значение совместного труда в обществе. Ознакомление с жизнью людей в первобытном обществе.

Семья — ячейка общества. Состав семьи, бюджет, день-. Распределение обязанностей в семье. Посильная помощь детей другим членам семьи. Этика и культура поведения человека в обществе. Поведение дома, на улице, в гостях. Нежелательные привычки их преодоление. Освоение правил поведения в обществе

Экскурсии: в лиственный лес, в хвойный лес, к водоёму.

О науке.  Что такое наука?

 Науки бывают разные.

Ученые России. Человек изобретатель.

Экскурсия в лес. Экскурсия к водоёму

Как  учёные  изучают мир. Умей видеть. Приборы и инструменты. Измерение температуры и времени.

Справочники, словари, энциклопедии. Об искусстве. Обобщение по теме «Как люди познают мир».


Мы живём на планете Земля – 15 ч

Что такое космос? Солнечная система. Планеты. Солнечная система. «Падающие звезды». Кометы. Голубая планета Земля. Как древние люди представляли себе Землю. Как устроена Земля. Обобщение наблюдений за осенними изменениями в природе и труде людей. Спутник Земли- Луна. Исследования космоса. Что такое глобус. Почему день сменяет ночь. Как изучали земной шар. Путешествия. Как изучали земной шар. Знаменитые путешественники. Ошибка Колумба. Путешествия викингов. Как изучали земной шар. Исследование глубин морей и океанов.

Природа вокруг нас – 24 ч

Тела и вещества. Что такое вещество? Об энергии. От костра до котла. Свет и цвет. Свет и цвет. Зеркала. Цвет радуги. Свет и цвет. О мире звука. О звуке. В мире звука. Верёвочный телефон. В мире звука. Шум вредит здоровью. О музыке. В мире камня. Коллекция камней. Камни-самоцветы. Обобщение наблюдений за зимними изменениями в природе и труде людей. В мире живой природы. На опушке. Иван-чай. В мире живой природы. О насекомых. Бабочки и жуки. В мире живой природы. В береговой роще. В мире живой природы. В низине. В мире живой природы. В ельнике. В мире живой природы. У лесного озера. В мире живой природы. Лягушка. В мире живой природы. В сосновом бору.  Берегите лес!

Люди вокруг нас – 12 ч

Человек в обществе. Жизнь в первобытном обществе. Труд в жизни человека. Семья. Отец и сыновья. Бюджет семьи. О деньгах. Бюджет семьи. Будем вежливы. Кого называют вежливыми. Будем вежливы. Книжка, которой двести лет.

Будем вежливы. Разговор по телефону. Будем вежливы. Как подарить подарки. Обобщение наблюдений за весенними изменениями в природе и труде людей. О друзьях- товарищах. Два товарища. Что может помешать дружбе. О друзьях- товарищах. О привычках. Как избавиться от плохих привычек. Путешествие в город Экоград.

Рассказывать о значении науки в жизни людей; приводить примеры разных наук. Рассказывать о наблюдениях, проведённых во время летних каникул.

Объяснять назначение приборов и инструментов. Измерять температуру воды, воздуха и тела человека; записывать результаты измерения температуры воздуха в дневнике наблюдений. Приводить примеры некоторых символов и объяснять их значение.

Рассказывать о назначении искусства; приводить примеры различных видов искусства; характеризовать своё отношение к различным видам искусства. Определять время по часам.

Наблюдать за объектами и явлениями природы; фиксировать результаты наблюдений; рассказывать о наблюдаемых объектах и явлениях. Готовить устные и письменные сообщения о какой-либо науке, изобретении или об учёном России, участвовать в коллективной подготовке выставки творческих работ (проектная деятельность по выбору).

Рассказывать о составе Солнечной системы; объяснять различие между Солнцем-звездой и планетами; находить планеты на рисунке-схеме. Рассказывать, как изменялись состояние неба, температура воздуха и осадки в течение осени; называть характерные признаки осени; приводить примеры взаимосвязей между неживой и живой природой и трудом людей. Называть основную причину осеннего похолодания и сокращения продолжительности дня — изменение положения Солнца на небосклоне; использовать пословицы, поговорки, стихи и загадки, характеризуя осенние изменения в природе.

Объяснять, что такое модель, почему глобус — модель Земли.

Называть и показывать на глобусе материки и океаны, столицу России.

Моделировать  положение планет Солнечной системы относительно Солнца. Находить дополнительную информацию о космосе, исследованиях космоса, используя различные источники информации (с помощью взрослых), планировать своё участие в проектной деятельности.

Различать естественные и искусственные тела и вещества; приводить примеры тел и веществ, живых и неживых тел природы и изделий; сравнивать и классифицировать тела и вещества.

Объяснять значение энергии для жизни; право дитъ примеры источников энергии. Приводить примеры природных и искусственных источников света, прозрачных и непрозрачных предметов; объяснять причину образования тени от предметов.

Объяснять, от чего зависит цвет предметов; называть цвета радуги по порядку. Рассказывать о красоте окружающего мира. Объяснять причину возникновения звука. Объяснять, почему шум вредит здоровью человека; рассказывать о мерах по охране окружающей среды от шумового загрязнения. Приводить примеры горных пород и рассказывать об их использовании.

Характеризовать зиму, выделяя существенные признаки; использовать пословицы, стихи, поговорки и загадки при характеристике зимы. Объяснять, что называют окружающей средой. Приводить примеры, растений и животных, встречающихся на опушке леса, в берёзовой роще, ельнике, сосновом лесу.

Обсуждать правила поведения в природе, объясняя их необходимость и выполнять их; участвовать в коллективных мероприятиях по охране природы.

Знать правила поведения в лесу, значение леса в жизни человека.

Доказывать, что человек часть природы и часть общества (с опорой на текст учебника). Сравнивать жизнь людей в первобытном обществе и в наши дни. Ценить значение семьи; рассказывать,  как члены семей учащихся заботятся друг о друге; обмениваться информацией о семейных традициях. Объяснять, что такое бюджет; значение слов «доходы», «расходы», «пенсия», «стипендия»; обсуждать необходимость правильного распределения доходов в семье. Выполнять   правила   поведения   на   улице,   в транспорте, в школе и дома. Давать общую характеристику весны, выделяя существенные признаки; называть основную причину весеннего потепления и увеличения продолжительности дня — изменение положения Солнца на небосклоне. Самостоятельно находить информацию в справочнике, размещённом в учебнике. Подбирать и объяснять пословицы о дружбе. Придумывать и рисовать иллюстрации (плакаты) на заданную тему. Выбирать форму участия в проектной деятельности и планировать своё участие (с опорой на шаблон в рабочей тетради)

                                                                   7.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ уроков

Кол-во час

Тема урока

Тип

урока

Целеполагание урока

Требования к уровню

подготовки учащихся

Вид

контроля

Словарная работа

Элементы дополнительного содержания

Дата

I четверть - 19 часов

Как люди познают мир – 17 часов + 2ч. Мы живём на планете земля

1

1

День знаний. 200-ие Отечественной войны.

УПНЗ

Познакомить учащихся в игровой форме  с боевыми действиями 1812 года.

Иметь представление о войне с Наполеоном Бонапартом. Знать выдающихся полководцев России.

Устный опрос

01.09

2.

1

О науке. Что такое наука.

УИПЗЗ

Рассказать о значении науки в жизни людей; приводить примеры разных наук. Рассказать о наблюдениях, проведённых во время летних каникул над телами живой и неживой природы.

Иметь представление , что такое наука.

 Уметь понимать и объяснять назначение окружающих предметов; сравнивать древнюю и современную науки; объяснять, что такое наука; рассказывать, что наука дает человеку.

Иметь представления о науках: география, биология, психология, астрономия, история, экономика.

Уметь называть вид науки; пользоваться справочником; рассказывать, что изучают ученые различных наук.

Знать имена, фамилии известных ученых России.

Уметь рассказывать о достижениях М. Ломоносова, А. Попова, К. Циолковского, Н. Вавилова, С. Королева; называть, какие изобретения подсказали людям растения и животные.

Знать правила поведения в природе; отличительные признаки леса.

Уметь устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе; работать в группе (уметь договариваться, распределять работу, получать общий результат, оценивать)

Знать отличительные признаки водоема.

Уметь выполнять простейшие опыты и наблюдения, фиксировать их и делать выводы.

Знать понятие «опыт», «наблюдение»; различие между наблюдением и опытом как разными способами получения ответов на вопросы об окружающем мире.

Уметь проводить опыты и наблюдения по плану; работать с книгой как источником информации; описывать опыты и результаты.

Знать, что можно изучать с помощью опытов, а что с помощью наблюдений.

Уметь рассказывать, чем опыт отличается от наблюдения; проводить простейшие опыты по плану.

Фронтальный опрос. Работа с раздаточным материалом.

наука

С.6-7

04.09

3

1

О науке. Науки бывают разные.

УИПЗЗ

Задания по группам.

Интеллектуальный марафон

С.8-9

06.09

4

1

О науке. Ученые России. Человек – изобретатель.

УИПЗЗ

Объяснять назначение приборов и инструментов. Измерять температуру воды, воздуха и тела человека; записывать результаты измерения температуры воздуха в дневнике наблюдений. Приводить примеры некоторых символов и объяснять их значение

Фронтальный и индивидуальный опрос.

изобретатель

С.10-13

11.09

5

1

Экскурсия в лес.

Урок экскурсия

Наблюдать за объектами и явлениями природы; фиксировать результаты наблюдений; рассказывать о наблюдаемых объектах и явлениях. Проводить наблюдения за погодой, природой и трудом людей, фиксировать их результаты в дневнике наблюдений (в рабочей тетради).

Фронтальный и индивидуальный опрос.

Дневник наблюдений

13.09

6

1

Экскурсия к водоему.

Урок экскурсия

Фронтальный опрос.

Дневник наблюдений

18.09

7

8

2

Как ученые изучают мир.

УИПЗЗ

Учить пользоваться схемами и рисунками для получения информации, специализированными изданиями справочников, словарей, энциклопедий для детей (с помощью взрослых).

Рассказать о значении библиотек, Интернета и возможностях их использования.

Текст. Фронтальный опрос

информация

С.14- 15 

С.16-17

20.09

25.09


9

10

2

Умей видеть.  Самостоятельная работа. «Тренируй свою наблю-дательность»

УКИЗ

Учить составлять собственный словарь с объяснением значения незнакомых слов. Планировать своё участие в проектной деятельности (с опорой на шаблон в рабочей тетради). Готовить устные и письменные сообщения о какой-либо науке, изобретении или об учёном России, участвовать в коллективной подготовке выставки творческих работ (проектная деятельность по выбору)

Уметь наблюдать за явлениями природы; рассказывать об интересном явлении; внимательно читать текст и получать из него информацию; анализировать рисунок и находить в нем ошибки в изображении живой природы. Знать правила заполнения дневника наблюдения.  

Уметь наблюдать в разное время года за природой, трудом людей и погодой; заполнять дневник наблюдений в рабочей тетради; рассказывать о свойствах предметов окружающего мира; находить отличия в паре  рисунков.

Знать понятие «исследование», «приборы», « инструменты». Уметь называть приборы и инструменты, необходимые для исследования ученым разных профессий; рассказывать, как используются приборы и инструменты; выбирать прибор для изучения поверхности Луны, проводить простейшие наблюдения  и исследования с помощью ручной лупы.

Знать, как устроен термометр; правила использования ртутного термометра.

Уметь называть части термометра; определять температуру с помощью термометра; сравнивать различные термометры, составлять прогноз погоды, используя слова «температура воздуха»;выполнять практическую работу с измерением температуры теплой и холодной воды. Знать, что время измеряется в часах, минутах, секундах; как устроены часы»понятие «сутки», «полдень», «полночь»; сколько часов в сутках.

Составлять собственный словарь с объяснением значения незнакомых слов.

Планировать своё участие в проектной деятельности (с опорой на шаблон в рабочей тетради).

Готовить устные и письменные сообщения о какой либо науке, изобретении или об учёном

России, участвовать в коллективной подготовке выставки творческих работ (проектная деятельность по выбору).

Самостоятельная работа. Индивидуальный опрос. Работа в парах

С.18-19

С.20-21

27.09

02.10

11

1

Приборы и инструменты.

УИПЗЗ

Учить самостоятельно проводить простейшие опыты.

Работа в парах.

Приборы

инструменты

С.22-23

04.10

12

13

2

Измерение температуры и времени

УИПЗЗ

Учить проводить наблюдения за погодой. Готовить устные сообщения о прогнозе  Составлять собственный словарь с объяснением значения незнакомых слов. Планировать своё участие в проектной деятельности (с опорой на шаблон в рабочей тетради). Пользоваться часами и рассказывать о строении часов погоды. 

Фронтальный опрос и индивидуальный опрос.

термометр Минута секунда

С.24 -25 

С.26-27

09.10

11.10

14

1

Осень

УЗПЗ

Расширить знания учащихся об осенних изменениях в неживой природе, жизни растений и животных; раскрыть некоторые доступные взаимосвязи

между этими изменениями.

Дневник наблюдений

16.10

15

16

2

Справочники, словари, энциклопедии. Древняя библиотека.

УИПЗЗ УЗЗВУ

Учить пользоваться специализированными изданиями справочников, словарей, энциклопедий для детей (с помощью взрослых). Рассказывать о значении библиотек, Интернета и возможностях их использования.

Составлять собственный словарь с объяснением значения незнакомых слов.

Знать понятие «библиотека», «информация», «словарь», «энциклопедия».

Уметь пользоваться справочниками, словарями, энциклопедиями; рассказывать о прочитанных книгах; составлять свой справочник; составлять рассказ на тему «Библиотека будущего».

Знать понятия «символы», «знаки»; где изображаются символы.

 Уметь объяснять рисунки-пиктограммы; проверять свою работу по справочнику; объяснять, что изображают дорожные знаки; придумывать свои знаки- символы для обозначения наук.

Фронтальный и индивидуальный опрос.

библиотека

С.28-29

18.10

23.10

17

1

Об искусстве. Обобщение по теме «Как люди познают мир». Проверка знаний по теме «Мозаика заданий».

УОСЗ

Знать понятие «искусство».

Уметь называть профессии людей в области искусства; рассматривать репродукции; называть известных художников; составлять рассказ на заданную тему; отвечать на вопросы.

Фронтальный опрос. Проверка знаний по теме «Мозаика заданий».

искусство

С.32-33

25.10

Мы живем на планете Земля(начало) – 2 ч

Всего 15 часов

18

1

Что такое космос.

УИПЗЗ

Называть 2-3 созвездия, узнавать их очертания на рисунках-схемах, на небе. Рассказывать о составе Солнечной системы; объяснять различие между Солнцем-звездой и планетами; находить планеты на рисунке-схеме.

Знать, что такое космос; понятия «звезда», «Солнце».

Уметь объяснять, что такое звезда; сравнивать звезды; проводить наблюдения за звездами вместе с родителями; фиксировать результаты наблюдений и делать выводы.

Знать. Как отыскать Полярную звезду на ночном небе.

Иметь представление о созвездиях.

Уметь находить на ночном небе созвездия Большой Медведицы и Малой Медведицы, Полярную звезду; находить на рисунке созвездия, называть их.

Знать понятие «планета», «орбита», «Солнечная система».

 Уметь называть все планеты Солнечной системы; определять размеры планет по рисунку; рассматривать и сравнивать изображение на рисунке планеты Солнечной системы; сравнивать планеты и звезду Солнце.

Фронтальный опрос

космос

С.40-41

30.10

19

1

Что такое космос.

УОСЗ

Объяснять, почему Солнце кажется нам больше других звёзд, почему Луну называют спутником Земли, почему Солнце и Луна кажутся нам почти одинаковой величины.

Фронтальный опрос Самостоятельная работа.

созвездие

С.42-43

01.11

ІІ четверть  - 14 часов.

Мы живем на планете Земля(продолжение) – 13ч + 1ч. Природа вокруг нас

20

21

2

Солнечная система. «Падающие звезды». Кометы.

УИПЗЗ

Сформировать научные представления о Солнечной системе, её составе. Раскрыть содержание понятий «звезда». «планета».

Учить работать со схемами. Развивать творческие способности.

Иметь представление о небесных телах: астероидах, кометах, метеоритах.

Уметь называть отличительные признаки небесных тел (астероидов, комет, метеоритов); пользоваться справочником; сравнивать небесные тела.

Знать название нашей планеты.

Уметь объяснять, почему  нашу планету называют «голубой»; определять и называть планеты Солнечной системы, которые являются соседями планеты Земля; пользоваться справочником; сравнивать планеты Солнечной системы по размеру.

Знать понятия «строение Земли», «мантия», «ядро», «земная кора».

Уметь рассказывать о том, как представляли Землю; по рисунку-схеме рассказывать о строении Земли; сравнивать строение Земли с вареным яйцом; выполнять книжку- самоделку «Солнечная система».

Знать признаки осени.

 Уметь обобщать наблюдения за осенними изменениями в природе и труде людей; устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе; работать в группе(умение договариваться, распределять работу, получать общий результата, оценивать)

Знать понятие «спутник Земли».

Уметь сравнивать по размеру Солнце и Луну; пользоваться справочной литературой; называть отличительные признаки Луны; сочинить рассказ «Полет на Луну».

Знать, кто был первым космонавтом.

Иметь представление о космических исследованиях.

Уметь пользоваться справочной литературой; отвечать на вопросы; называть космонавтов; рассказывать, с чего начиналась космическая эра.

Знать понятия «глобус», «океаны», «материки».

Уметь называть известные модели; находить на глобусе материки и океаны, используя условное обозначение – цвет; выполнять практическую работу по плану, используя глобус; находить на глобусе столицу России- Москву, родной город.

Знать глобус- модель Земли; что ось Земли- воображаемая линия.

Уметь находить на глобусе Северный и Южный полюса; экватор; объяснять по рисунку смену дня и ночи; выполнять простейшие  опыты по алгоритму; использовать книгу как источник информации.

Знать понятие «география».

Уметь работать со справочной литературой; сравнивать путешествия древних и современных людей; «совершать путешествие» по глобусу из Мурманска во Владивосток.

Иметь представление о знаменитых путешественниках (А. Никитин, Х. Колумб, Ф. Магеллан, Р. Амундсен).

Уметь объяснять в чем заключалась ошибка Колумба; Называть  достижения знаменитых путешественников; показывать на глобусе, как пролегал путь Колумба; объяснять символы викингов.

Иметь представление  об исследовании глубин морей и океанов.

Уметь рассказывать о первых приспособлениях для изучения подводного мира;; сравнивать батискаф и батисферу; называть морских обитателей. 

Самостоятельно проводить наблюдения за звёздами, фиксировать результаты наблюдений в рабочей тетради.

Моделировать путешествие «Москва—Владивосток» на  глобусе, обсуждать и выбирать маршрут.

Оформление заданий в таблицах, устный опрос.

Солнечная система комета

С.44-45

С.46-47

13.11

15.11

22

23

2

Голубая планета Земля.

УИПЗЗ

Сформировать представление о

Земле как планете. Развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы. Сформировать

представление о значении Солнца для жизни на Земле.

Устный опрос. Самостоятельная работа.

планета

С.48-49 

С.50-51

20.11

22.11

24

1

Обобщение наблюдений за осенними изменениями в природе и труде людей.

УОСЗ

Рассказывать, как изменялись состояние неба, температура воздуха и осадки в течение осени; называть характерные признаки осени; приводить примеры взаимосвязей между неживой и живой природой и трудом людей. Называть основную причину осеннего похолодания и сокращения продолжительности дня.

Индивидуальный опрос. Практическая работа.

Дневник наблюдений

27.11

25

1

Спутник Земли - Луна.

УИПЗЗ

Объяснять, почему происходит смена дня и ночи на Земле; выполнять опыт, демонстрирующий смену дня и ночи на Земле. Объяснять различие в исследованиях учёными земного шара в прошлом и настоящем;

Устный опрос.

спутник

С.52-53

29.11

26

1

Исследование космоса.

УИПЗЗ

Оценивать свои достижения по усвоению знаний, выполняя задания рубрики «Мозаика заданий» и заданий проверочных работ.

Фронтальный опрос

космонавт

С.54-55

04.12

27

1

Что такое глобус.

УОСЗ

Участвовать в совместных практических работах (находить на глобусе материки, океаны, сравнивать их по величине). Моделировать  положение планет Солнечной системы относительно Солнца. Узнавать новое о планетах и звёздах, используя различные источники.

Практическая работа.

глобус

С.56-57

06.12

28

1

Почему день сменяет ночь.

УИПЗЗ

Оценивать свои достижения по усвоению знаний, выполняя задания рубрики «Мозаика заданий» и заданий проверочных работ. Моделировать  положение планет Солнечной системы относительно Солнца. Узнавать новое о планетах и звёздах, используя различные источники. Объяснять, почему Землю называют «голубой планетой».

Практическая работа.

Северный Южный полюс, экватор

С.58-59

11.12

29

30

2

Как изучали земной шар.

УКИЗ

Познакомить учащихся с историей географических открытий.

Развивать умственные и творческие способности учащихся, сотрудничество.

Дидактическая игра.

Проверка знаний по теме «Мозаика заданий».

путешественник

С.60-61 

С.62-65

13.12

18.12

31

1

Исследование глубин морей и океанов.

УОСЗ

Продолжить формирование представлений о познаваемости мира методами научного познания.

Повторить и обобщить знания по разделу; провести проверочную работу. Обсудить достижения и ход работы участников

проекта «Мы живём в Космосе».

Проверка знаний по теме «Мозаика заданий».

С.66-67

20.12

32

1

Зима

Расширить знания учащихся о зимних изменениях в неживой природе, жизни растений и животных; раскрыть некоторые доступные взаимосвязи между

этими изменениями.

Фронтальный опрос

Дневник наблюдений

25.12

Природа вокруг нас – 24 часа

33

1

Тела и вещества.

УИПЗЗ

Различать естественные и искусственные тела и вещества; приводить примеры тел и веществ, живых и неживых тел природы и изделий; сравнивать и классифицировать тела и вещества.

Знать понятия «тела природы», «изделия».

Уметь называть неживые и живые тела природы; различать и называть тела природы и изделия; проводить примеры тел природы и изделий человека.

Устный опрос.

вещество

С.74-75

27.12

III четверть – 20 часов

34

35

2

Тела и вещества. Что такое вещество.

УИПЗЗ

Сформировать представление о телах и веществах, их разнообразии. Развивать умение работать

со схемами, наблюдательность и

внимательность. Продолжить

формирование умения работать в группе.

Различать естественные и искусственные тела

и вещества; приводить примеры тел и веществ,

живых и неживых тел природы и изделий; сравнивать и классифицировать тела и вещества.

Объяснять значение энергии для жизни; приводить примеры источников энергии. Правильно

обращаться с различными источниками энергии (газовыми плитами, электрическими приборами и т.п.).

Приводить примеры природных и искусственных источников света, прозрачных и непрозрачных предметов; объяснять причину образования тени от предметов.

Объяснять, от чего зависит цвет предметов; называть цвета радуги по порядку. Рассказывать о красоте окружающего мира.

Объяснять причину возникновения звука. Объяснять, почему шум вредит здоровью человека;

рассказывать о мерах по охране окружающей среды от шумового загрязнения.

Приводить примеры горных пород и рассказывать об их использовании

Характеризовать зиму, выделяя существенные признаки; использовать пословицы, стихи,

поговорки и загадки при характеристике зимы.

Объяснять, что называют окружающей средой.

Приводить примеры растений и животных,

встречающихся на опушке леса, в берёзовой роще, ельнике, сосновом лесу.

Находить ответы на вопросы в тексте учебника.

Различать наиболее известные съедобные и ядовитые грибы.

Описывать окружающую среду конкретных живых объектов, выделять некоторые признаки их приспособленности к среде.

Объяснять значение слов: светолюбивый, теневыносливый, влаголюбивый, засухоустойчивый и правильно их применять при описании

объектов. Приводить примеры влияния изменений условий жизни на живые существа, используя текст учебника.

Обсуждать правила поведения в природе, объясняя их необходимость и выполнять их; участвовать в коллективных мероприятиях по охране природы.

Рисовать плакаты, подбирать стихи, рассказы,

сказки, песни на заданную тему.

* * *

Читать схемы и извлекать нужную информацию.

Выбирать форму участия в проектной деятельности: находить информацию, используя дополнительные источники, готовить устное или письменное сообщение, составлять «Красную книгу леса» (на краеведческом материале), участвовать в коллективной подготовке викторины

на тему «Лес в нашей жизни».

Устный опрос.

С.76-77

15.01

17.01

36

37

2

Об энергии.

УИПЗЗ

Дать первые представления о значении энергии, познакомить с разнообразными источниками

энергии. Продолжить знакомство с правилами безопасного

поведения в быту.

Индивидуальный опрос. Практическая работа.

энергия

С.78-83

22.01

24.01

38

39

2

Свет и цвет.

УИПЗЗ

Познакомить с различными источниками световой энергии. Показать опытным путём, как образуются тени от предметов. Учить

работать со схемами. Развивать

творческие способности учащихся.

Устный опрос. Работа в парах.

С.84-85

29.01

31.01

40

1

Зеркала.

УКИЗ

Познакомить с особенностями

отражения света блестящими

предметами и зеркалами.

Развивать внимательность и наблюдательность детей. 

Индивидуальный опрос. Дидактическая игра.

С.86-87

05.02

41

1

О цвете.

УКИЗ

Фронтальный и индивидуальный опрос.

С.89

07.02

42

43

2

В мире звука.

УИПЗЗ УКИЗ

Сформировать первые представления о причине возникновения звука. Учить детей получать знания о мире путём экспериментирования. Дать представление о вреде шума для здоровья людей, познакомить с мерами по охране здоровья от вредного воздействия шума.

Продолжить формирование умения работать в группе.

Фронтальный и индивидуальный опрос.

С.90-92 

С.94-95

12.02

14.02

44

45

2

В мире камня.

УИПЗЗ УКИЗ

Дать первое представление

о горных породах и минералах; показать значение камня в жизни человека. Тренировать наблюдательность, развивать внимание, воображение, память. Развивать творческие и коммуникативные способности младших школьников.

Фронтальный опрос.

коллекция

С.96-97

19.02

21.02

46

1

Обобщение наблюдений за зимними изменениями в природе и труде людей.

УОСЗ

Подвести итоги наблюдений за зиму, используя дневники наблюдений; учить детей устанавливать связи между явлениями

и объектами природы, между природой и трудом человека.

Воспитывать ответственное отношение к объектам природы.

Творческая работа цветными материалами

С.96-98

26.02

47

48

2

В мире живой природы. На опушке.

УИПЗЗ

Познакомить учащихся с разнообразием живой природы. Выявить  некоторые признаки приспособленности живых существ к условиям окружающей среды и взаимосвязи между ними. Показать необходимость бережного отношения к живой природе;

воспитывать понимание красоты природы средствами искусства.

Самостоятельная работа.

Окружающая среда

С.100-102

28.02

05.03

49

50

2

В березовой роще.

УИПЗЗ

На примере берёзового леса показать влияние одних растений на

другие, растений на животных.

Учить детей характеризовать окружающую среду, выделять признаки приспособленности живых

существ к условиям окружающей среды.

Устный опрос, работа в парах.

С.104-106

07.03

12.03

51

52

2

В ельнике.

УИПЗЗ

На примере елового леса показать, как изменение условий жизни влияет на живые существа. Продолжить формирование

бережного отношения к природе. Учить детей выделять признаки объектов природы и сравнивать их между собой.

Беседа по статье.

растения

С.108-110

14.03

19.03

53

1

У лесного озера.

УИПЗЗ

Продолжить формирование знаний о разнообразии условий жизни живых существ; сформировать представление о некоторых растениях и животных, типичных для неглубоких пресных водоёмов и их приспособленности к жизни у воды, на её поверхности и в самой воде.

Работа по группам. Работа в парах.

животные

С.112-114

21.03

IV четверть – 15 часов

54

1

 В сосновом лесу.

УИПЗЗ

Учить детей описывать условия жизни в разных сообществах и сравнивать их между собой; продолжить формирование умений выделять признаки приспособленности живых объектов к условиям жизни.

Знать растительный и животный мир соснового леса.

Уметь описывать сосну; сравнивать условия жизни в сосновом и еловом лесу; сравнивать внешний вид сосны, выросшей в лесу, и сосны, выросшей на опушке леса; выполнять простейшие практические задания по плану.

Практическая работа.

С.116-117

02.04

55

1

Берегите лес!

УОСЗ

Продолжить воспитание у детей бережного отношения к живой природе; познакомить с правилами поведения в лесу.

Знать правила поведения в лесу; значение леса в жизни человека.

Уметь определять правильные и неправильные поступки детей в лесу; называть и выполнять правила поведения в лесу; участвовать в охране лесов.

Устный опрос. Проверка знаний по теме «Мозаика заданий»

С.118-119

04.04

56

1

Весна.

УОСЗ

Расширить знания учащихся о весенних изменениях в неживой природе, жизни растений и животных; раскрыть некоторые доступные взаимосвязи между этими изменениями.

Устный опрос.

Практическая работа.

Дневник наблюдений

09.04

Люди вокруг нас - 12ч

57

58

2

Человек в обществе.

УИПЗЗ

Сформировать первоначальное

представление об обществе. Формировать представление о биосоциальной сущности человека; показать значение общества в жизни человека. Показать, как развивалось общество от первобытных времён до наших дней.

Доказывать, что человек часть природы и часть общества (с опорой на текст учебника).

Сравнивать жизнь людей в первобытном обществе и в наши дни.

Ценить значение семьи; рассказывать, как члены семей учащихся заботятся друг о друге; обмениваться информацией о семейных традициях.

Объяснять, что такое бюджет; значение слов «доходы», «расходы», «пенсия», «стипендия»;

обсуждать необходимость правильного распределения доходов в семье.

* * *

Приводить примеры культуры общения во взаимоотношениях людей.

Выполнять некоторые правила этикета; проявлять готовность оказать услугу тому, кто в ней

нуждается, деликатность.

Выполнять правила поведения на улице, в транспорте, в школе и дома.

Оценивать своё поведение по отношению к друзьям, сопереживать им, помогать в трудных ситуациях.

Обсуждать правила общения по телефону, моделировать ситуации общения по телефону.

Давать общую характеристику весны, выделяя существенные признаки; называть основную причину весеннего потепления и увеличения продолжительности дня — изменение положения Солнца на небосклоне. Наблюдать, сравнивать и обобщать наблюдаемые явления, делать выводы.

Самостоятельно находить информацию в справочнике, размещённом в учебнике. Подбирать и объяснять пословицы о дружбе. Придумывать и рисовать иллюстрации (плакаты) на заданную тему.

Выбирать форму участия в проектной деятельности и планировать своё участие (с опорой на шаблон в рабочей тетради).

Устный опрос.

общество

С.126-127

11.04

16.04

59

1

Труд в жизни человека.

УИПЗЗ

Показать значение труда в обществе и взаимозависимость всех

членов общества друг от друга;

воспитывать уважение к труду.

Работа в парах и по группам.

С.130-131

18.04

60

62

2

Семья.

УИПЗЗ

Показать разнообразие состава семей, распределение обязанностей в семье; воспитывать заботливое

отношение к членам семьи.

Фронтальный опрос.

традиция

С.132-134

23.04

25.04

63

64

2

Бюджет семьи.

УИПЗЗ

Раскрыть значение денег в обществе; показать необходимость  правильного распределения денежных средств семьи.

Практическая работа.

Монета

банкнота

С.136-137

30.04

07.05

65

66

2

Будем вежливы.

УИПЗЗ

Приводить примеры культуры общения во взаимоотношениях людей. Выполнять некоторые правила этикета.

Работа в группах.

этикет

С.140-141

14.05

16.05

67

2

О друзьях- товарищах.

УОСЗ

Показать значение дружбы во взаимоотношениях людей, ее ценность; показать влияние вредных привычек на взаимоотношения людей.

Беседа по вопросам.

С.146-151

21.05

28.05

68

1

Обобщение наблюдений за весенними изменениями в природе и труде людей. Лето

УИПЗЗ

Подвести итоги наблюдений за весну, используя дневники наблюдений; учить детей устанавливать связи между явлениями и объектами природы, между природой и трудом человека; воспитывать ответственное отношение к объектам природы.

Словарный диктант Беседа по вопросам.

Тестирование

30.05

        

                                         8.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

наглядные пособия:

1) натуральные живые пособия – комнатные растения; животные, содержащиеся в аквариуме или уголке живой природы;

2) гербарии; коллекции насекомых; влажные препараты; чучела и скелеты представителей различных систематических групп; микропрепараты;

3) коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;

4) изобразительные наглядные пособия – таблицы; и др.;

5) географические и исторические карты;

6) предметы, представляющие  быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.

оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор,  DVD-проектор,  др.) и средств фиксации окружающего мира (фото- и видеокамера).

для обучающихся:

     1. Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. Окружающий мир. 2 класс. Учебник в 2 частях. — М.: АСТ, Астрель., 2012

  1. Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, Рабочие тетради № 1, № 2 к учебнику «Окружающий мир» 2 класс.  - М., Астрель, 2012

для учителя:

  1. Сборник «Программы общеобразовательных учреждений».2 класс. Учебно-методический комплект «Планета знаний»,  М.: АСТ Астрель, 2011г.
  1. Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. «Обучение во 2 классе  по учебнику «Окружающий мир». - М., Астрель, 2012

  • Федеральный образовательный стандарт начального общего образования; http://www.yar-edudep.ru/fgos
  • Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 2 класс. УМК «Планета знаний»; Москва, АСТ-Астрель, 2011
  • Авторская программа курса «Окружающий мир», авторы Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, Москва, АСТ-Астрель, 2012
  • ФЗ Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»; Москва, 2011; http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=95046
  • Закон РФ «Об образовании», Москва, 2010; http://knigazhalob.ru/zknd/obra/ 
  • «Конвенция о правах ребенка», Сборник международных договоров, Москва, 2009;  http://zakon.edu.ru/catalog.asp?ob_no=12885


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа "Окружающий мир 2 класс по программе "Школа России"

рабочая программа "Окружающий мир 2 класс по программе "Школа России"...

Рабочая программа, окружающий мир, 4 класс, УМК РИТМ, 4 класс, (Саплина)

Рабочая программа, окружающий мир, 4 класс, УМК РИТМ, 4 класс, (Саплина), 2016- 17 уч. год...

Рабочая программа, окружающий мир, 3 класс, УМК Перспективная начальная школа, 4 класс, (Шишкина)

Рабочая программа, окружающий мир, 3 класс, УМК Перспективная начальная школа, 4 класс, (Шишкина), 2016- 17 уч. год...

Рабочая программа, окружающий мир 1 класс (конструктор рабочих программ)

Рабочая прорамма по оружающему миру для 1 класса...

Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.

Рабочая программа  Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....

Рабочая программа Окружающий мир 2 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.

Рабочая программа  Окружающий мир 2 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....

Рабочая программа Окружающий мир 3 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.

Рабочая программа  Окружающий мир 3 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....