Географическое положение Индии
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Четнева Надежда Владимировна

 

Урок окружающего мира -4 класс. Цель: познакомить учащихся с государством Индии, её растительным и животным миром

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geograficheskoe_polozhenie_indii.odt19.43 КБ

Предварительный просмотр:

 

            Географическое положение Индии.

            Растительный и животный мир.

            (4класс, система Л.В.Занкова).

                                                   Учитель 1 квалификационной категории

                                                                                 Четнева Н.В.  

                                                                                 МОУ «Абрамовская средняя    

                                                   общеобразовательная школа»

                                                    Нижегородская обл, Арзамасский р-он.

Тип урока: сообщение новых знаний.

Цели:

         Образовательная: *познакомить учащихся с государством Индии,

                                             её растительным и животным миром;

                                                                                                                                                                                            

                                          *совершенствование умения работать с картой,

                                            определять географическое положение объектов:

          Развивающая:        *развитие мыслительных процессов( анализа, синтеза

                                            классификации, сравнения) и основ теоретического

                                            мышления:  

                                          * развитие произвольного внимания;

                                          * развитие пошагового самоконтроля;

                                          * развитие интереса к способам учебной

                                             деятельности.

          Воспитательная:   * воспитание бережного отношения к природе;

                                          *  воспитание интереса к предмету;

 

Оборудование:

  • физическая карта мира;
  • атлас на каждую парту;
  • учебник «Мы и окружающий мир»;
  • тетрадь по окружающему миру и математике;
  • мультимедийная установка;

                                         Ход  урока.

1.Организационный момент.

 У: -Ребята, садитесь. Урок сегодня немного необычный, будьте готовы  к некоторым трудностям. Мне бы хотелось, чтобы на уроке вы плодотворно потрудились, рационально используя время.

2.Сообщение темы и цели урока.

 У:-Прочитайте слова (На слайде слова: Европа, Евразия,Индия, Азия) Попробуйте расставить их в правильном порядке.

 Д:- Я расставила так: Европа, Азия, Евразия, Индия. Сначала части света, континент, страна.

     - Я думаю,что можно расставить в порядке уменьшения площадей: Евразия, Азия, Европа, Индия.

    -Европу, Азию, Евразию мы изучали, а про Индию знаем очень мало.

 У:- Молодцы. Сегодня мы познакомимся с Индией, государством Азии, узнаем какая там флора и фауна. На уроке нашими помощниками будут слова, которые я пока закрыла. Вы их увидите, но после того, как немного посчитаем.

 (Проводится устный счет).(слайд)

  *Сейчас охота в нашей стране запрещена полностью на 18 видов зверей и 29 видов птиц. На сколько видов животных запрещена охота?

 * Для предупреждения размыва оврага по одному склону посадили 27 кустарников, а по другому склону на 7 кустарников больше. Сколько кустарников посадили по другому склону?

 *Высота кавказской пихты 60 м, а высота сибирской-30 м. Во сколько раз кавказская пихта выше сибирской?

 * Самые трудолюбивые санитары леса- муравьи. В среднем за 1 мин муравьи приносят в муравейник 20 насекомых. Сколько насекомых принесут муравьи за 1 час?

 * Слону в зоопарке в день дают 30 кг сена, 7 кг ржаного хлеба, 2 кг белого, 70 кг овощей, 1 кг сахара. Сколько всего продуктов дают слону?

 *За 1 день голубой кит, самый большой из всех китов, съедает 34 т криля (маленькие морские животные). Сколько тонн криля один кит съест за 2 дня?

  •  

 У:- Хорошо посчитали. А теперь посмотрите на слова-помощники. (На слайде слова: экология, экологические проблемы, заповедник, охрана природы). Вам понятен смысл слов?

Д: (Ответы ребят).

Д:- Я знаю, что такое проблема, а вот экологическая  проблема- это что?

У:- Охрана всего живого на Земле, борьба с браконьерами, защита  планеты ото всех видов загрязнения- это экологические проблемы. А занимается этим  наука-экология. Обратите внимание на доску, прочитайте определение. (На доске запись: Экология -это наука, изучающая жизнь различных организмов в их естественной среде обитания. Она изучает как растения и животные, в том числе и человек, живут вместе, влияют друг на друга и окружающую среду).                                                 

3. Изучение нового материала.             

У:- Итак, ребята, сегодня эти слова будут ещё не раз звучать на уроке. Объектом сегодняшнего изучения является Индия. Кто из вас сможет показать по карте её месторасположение? На каком полуострове оно расположено? ( В классе есть дети, которые могут справиться с этим заданием). Попробуйте в своих атласах найти  Индию.

(Работа с атласами, работа в парах).

У:- Ребята, посмотрите на доску, здесь записаны числа, одни обозначают площадь двух стран, а другие-численность населения.

               Площадь: Индия- 3 269 000 кв.км.

                                 Россия- 17 075 400 кв.км.

               Население: Индия- 684 000 000 чел.

                                   Россия- 145 000 000 чел.

У:- Кто сможет прочитать числа? Сравните территории этих государств.

Д:- Россия занимает площадь в несколько раз больше Индии.

У:-А  что скажете про население?

Д:- Население Росси  по сравнению с Индией в несколько раз меньше.

Д:- Получается, что на маленькой территории проживает больше людей. А Россия имеет площадь больше, а народу проживает мало.

У:- Хорошо. Тогда, как вы думаете, какие проблемы могут возникнуть в Индии?

Д:-Я думаю, что трудности могут быть с жильем, на маленькой площади много домов не построишь.

Д:-Детские сады, школы будут переполнены.

У:-Вы правы. Обеспечить жильём и работой такое количество людей трудно. Поэтому правительство проводит политику планирования семьи, направленную на сокращение рождаемости. Индия- многонациональная страна. Здесь проживает 872 больших и малых национальностей и племен. Некоторые племена до сих пор ведут кочевой образ жизни. (Показать фотоснимок представителей таких племен).

У:-Дети, я не написала столицу Индии. Как вы думаете почему?

Д:-Вы забыли.

   -Нет, наверное, мы должны сами найти по карте и ответить.

У:-Верно.Найдите в атласе главный город Индии и покажите на физической карте для всего класса. (Ученик, который первым нашел столицу, выходит к доске).

У:- Молодцы. (Учитель пишет название столицы Индии).Откройте тетради и запишите числа, касающиеся площади, численности населения Индии, её столицу.

Д:-(Работа в тетрадях).

У:- А как вы думаете-какие экологические проблемы могут возникнуть в любом большом городе?

Д:-В городах много транспорта, но мало деревьев. Воздух очень грязный.

   -В городе много заводов, фабрик, которые выбрасывапют в атмосферу огромное количество дыма, а реки загрязняются отходами производства.

У:- Замечательно.Вы подметили самое главное. Но проблему чистого воздуха можно решить, хотя бы частично. Как это сделать?

Д:-Я думаю, что скоро придумают новое топливо для машин.

   - А можно сажать деревья в городах, озеленять улицы.

У:-Я довольна вашими ответами. Сейчас я предлагаю вам решить ещё одну проблему, это математическая задача. Когда вы её решите, то узнаете какой язык в Индии является государственным. (К доске вызывается ученик).

 

    * На семью из 3-х человек в сутки потребуется 51 кг чистого воздуха. Сколько кг чистого воздуха потребуется на семью из 5-ти человек?

 

 У:- С заданием справились. Я сообщаю, что государственным языком Индии является -хинди. Запишите это в тетерадь.

У:- Ребята, посмотрите на карту, вспомните ранее изученный материал, ваши личные наблюдения, знания помогут вам ответить на вопрос: каким может быть климат в стране? (Учитель ещё раз показывает полуостров Индостан).

Д:-По- моему, здесь влажно, т.к. государство расположено на побережье Индийского океана.

   - Да, я тоже думаю, что в этой местности тепло и влажно, страна находится недалеко от экватора.

У:-Замечательно. Ваши ответы сейчас дополнит Вася, я просила его подготовиться по этому вопросу.

Д:- Основные причины, которые определяют климат Индостана-южное положение и действие муссонов. На этой территории различают  два периода- сухой и влажный. В апреле-мае перед летним муссоном стоит сильная жара +40° С +50°С- палящий зной. С июля по сентябрь дует юго-западный муссон, вместе с ним приходит большая облачность, грозы, ливни. Жара уменьшается, природа оживает.

У:-Большое спасибо за информацию, а сейчас  отдохнем.
4.Физминутка.

У:- Представьте, что вы в тропическом лесу. Кругом непроходимые леса, душно, вот-вот польет дождь.

 Лучшие качели- гибкие лианы. (Дети стоят и машут руками взад-вперед)

Это с колыбели знают обезьяны.

Кто весь век качается-да, да, да. (Дети хлопают в ладоши).

Тот не огорчается никогда!  (Дети прыгают на месте).

5.Изучение нового материала (продолжение).

У:-Ребята, при таком климате какая может быть растительность?

Д:-Растительный мир очень богатый, как в джунглях.

У:- В Индии 21 000 видов растений. Часть территории занимают леса, у подножия Гималаев- заболоченные джунгли, выше- муссонные леса (тик, сандал), затем идут горные смешанные леса и хвойные (кедр, ель, пихта), горные луга и степи. Также здесь найдем тропические леса, повсюду пальмы (кокосовые, финиковые), бамбук.

Откройте учебник на стр. 54-54 и рассмотрите картинку с растительностью п-ва Индостан. (Работа с учебниками).

У:-Ребята, как вы думаете-может ли растениям в этой части Земли что- то угрожать?

Д:-Нет, здесь тепло, осадков выпадает достаточно. Угрозы, я думаю, нет длч растений.

   - Я не совсем согласна. Тепло, дождь-это хорошо, но лишние осадки приводят к тому, что корни растений гниют.

   -Да, растений очень много, большие деревья губят маленькие, т.к. последним не хватает света.

У:-Молодцы! В любом природном сообществе существует связь между растительным и животным миром. Богатая растительность является прекрасной средой обитания для многих видов животных. Прочитайте о том, как разнообразен мир животных Индии на стр. 56 (Работа с учебниками).

У:- Что узнали о фауне Индии?

Д:-Оказывается, в Индии не только огромное количество растений, но и очень-очень много животных.

Д:-Опасно жить в Индии. Сколько там ядовитых змей!

У:-Ребята, я записала некоторые данные, ткасающиеся  животного мира Индии. Посмотрите на доску, прочитайте, сколько же видов животных здесь обитает. (На доске запись:

  500-млекопитающие               350 в.-пресмыкающиеся       3 000 в.-птицы

  200 в.-змеи                               52 в.-ядовитые змеи    

У:-Человек всегда влиял на природу, а она в свою очередь влияла и влияет на него. В чем заключается эта взаимосвязь?

Д:- Человека привлекают животные, которые могут принести прибыль. Поэтому он убивает этих животных.

  -Если исчезнет какой-то вид животных, значит могут погибнуть некоторые растения.

  -Люди уничтожают леса, редкие виды растений, убивает животных-это может привести к печальным последствиям .

У:-Вы совершенно правы. В Индии есть животные, которых осталось очень мало. Живут они в заповедниках и охраняются государством.

  Азиатский лев, широкорогий олень, кашмирский олень, тур, кулан, носорог.

Есть животные, которых с каждым годолм становится все меньше и меньше.

 Дикий буйвол, снежный барс, леопард дымчатый, карликовый кабан, гепард.

К счастью, в Индии много обезьян, пальмовых белок, летучих лисиц. Все они не боятся человека и поселяются рядом с ним, питаясь кокосовыми орехами, бананами, манго. Реки и прибрежные воды Индийского океана богаты рыбой. В Ганге живут крокодилы длиной 6-7 м. Индийский дюголь-житель морей-редчайшее в мире животное, относится к отряду морских коров, единственное травоядное морское млекопитающее. В Индии много насекомых. Запишите в тетрадях вымирающие виды животных. (Работа в     тетрадях).

У:- Мы сегодня много говорили о том, как надо относиться к природе. Очень хотелось бы, чтобы ваши слова не расходились с делом, вашими поступками. Надо оставить потомкам возможность любоваться красотой природы, надо оберегать её. Существует определенная профессия людей, которая занимается охраной природы на уровне страны. Они объединяются в организации и решают экологические проблемы. После того, как выполните задание, узнаете эту профессию.

6. Самостоятельная работа.

У:- На доске выражение. Решите его, затем воспользуйтесь «ключом» и прочитаете слово. (Работа в тетрадях по математике. Дети могут выполнять эту работу в парах).

90: 2 + 70 : 7          17 ·2·1      56:9 + 9·8        6·8 :4          7·9 — 8·4        35·2 -38:3

55-л     81-г    31- к    34- 0   12- э    51-о

ключ: 12   31   34   55   81

У:-Кто готов назвать слово?

Д:-Это-эколог.

У:-Правильно.Теперь вы знаете, чем занимаются экологи.

7.Итог урока.

У:-Сегодня вы хорошо поработали, надеюсь многое узнали. Что больше всего вам понравилось на уроке, чем занимались  с удовольствием, а что было не очень удачным?

Д:- Мне понравилось на уроке всё. Индия-интересная страна.

   - А мне понравилось решать задачи на уроке окружающего мира.

   - Меня удивило разнообразие животного мира Индии.

У:-Я благодарю вас за прекрасную работу, за которую вы получаете оценки (сообщение оценок с аргументацией).

8. Домашнее задание.

У:- Надеюсь, что Индия вас не оставила равнодушными, хотелось, чтобы вы самостоятельно поработали над этой темой. К следующему уроку всем почитать материал на стр.53-56 учебника, подготовить пересказ; дополнительное задание для желающих-подготовить сообщение об Индии. Эту информацию вы сможете найти в энциклопедиях, журналах, интернете. Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Африка. Географическое положение.

Презентация с яркими  слайдами. В доступной форме описывается расположение материка, омывающие его моря и океаны, климатические пояса....

Презентация для учащихся 2 класса по математике (автор Л.Г. Петерсон) " Такая загадочная Индия"

Данная презентация создана на уроках проектной деятельности учащимися 2 класса. Мотивирующим фактором стал урок математики, где в одном из заданий после ряда решённых примеров получалось слово "Индия"...

Презентация "Географическое положение Африки"

Презентация "Географическое положение Африки"  к уроку окружающего мира по системе Л.В.Занкова 3 класс....

Презентация "Индия"

«Индия — колыбель человеческой расы, колыбель человеческой речи, мать истории, бабушка легенды, и прабабушка традиций. Наши самые ценные и наиболее важные из материалов в истории человечества хранятся...

Балачаклар кире кайтмас инде,ләкин без бит кайта алабыз!

"Туган телем - шагыйрьләр теле" фәнни- эзләнү эше. Балалар шагыйре Роберт Миңнуллин иҗатына багышлана....

Географическое положение Крыма

Цели презентации: показать географическое положение Крыма, познакомить с растительным и животным миром Крымского полуострова. Презентация содержит одиннадцать слайдов....