Рабочая программа по окружающему миру 1 класс
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) по теме

Мазур Анна Ивановна

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, примерной программы по окружающему миру  и на основе авторской   программы  «Окружающий мир» Плешаков А. А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir.docx32.3 КБ

Предварительный просмотр:

                                    Комитет по образованию Бурлинского района

               Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

                «Ореховская средняя(полная) общеобразовательная школа»

 Рассмотрено:                               Согласовано:                           Утверждаю:                                                             Заседание МО                        Зам. директора по УВР         Директор МБОУ «ОС(п)ОШ»

_________(________)           _________(_Тихая Т.И.)                                (Швец М.Т.)                                                                                           «____»__________2013г.                                                                «____»__________2013г.

Рабочая  программа по предмету

                                             «Окружающий мир»

                                                      1  класс

                                                   2013-2014 гг.

                                  Программу составила: Мазур Анна Ивановна

                                                               

                                                               

                                                               Орехово

                                                                   2013г.

                                                 Пояснительная записка

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, примерной программы по окружающему миру  и на основе авторской   программы  «Окружающий мир» Плешаков А. А.

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Ценностные ориентиры содержания курса

• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.

• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.

• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Место курса в учебном плане

На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2ч в неделю. Программа 1 класса  рассчитана на 66ч (33 учебные недели)

Раздел курса.

Содержание раздела

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Предметные знания и умения

Универсальные учебные действия (сквозные)

Человек и природа

Природа, вещество, звёзды и планеты. Солнце. Формы земной поверхности. Водные богатства, их разнообразие. Свойства воздуха, воды. Полезные ископаемые, их значение. Растения, их разнообразие. Животные, их разнообразие. Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы.

Природные зоны России. Человек — часть природы.

Различает  живую и не живую природу; приводит  примеры веществ; имеет  общее представление о космосе. Знает свойства воздуха, воды. Знает о значении полезных ископаемых. Рассматривает  на макете состав почвы. Познакомится с разнообразием животных и растений. Имеет общее представление о природных зонах России. Осознаёт целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровье сберегающего поведения в природной и социальной среде.

Регулятивные:

-принимать учебную задачу (услышать вопрос, задание);

-действовать с учётом выделенных учителем ориентиров действия (использовать таблицу, пошагово выполнять инструкцию);

- пошагово соотносить с образцом (под руководством учителя, в паре).

Познавательные:

-проводить сравнения, классификацию по  заданным признакам, обобщать;

-пользоваться знаками, символами, моделями,  схемами, приведёнными в учебнике;

-анализировать объекты, выделять главное;

-обосновывать свой выбор.

Коммуникативные:

-допускать существование различных точек зрения;

-принимать другое мнение, договариваться, задавать вопросы;

-строить понятное для партнёра высказывание;

-использовать речь для регуляции своего действия.

Личностные:

Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

Знания основных моральных норм

Адекватная реакция на их выполнение.

Человек и общество

Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества. . Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого её члена.

Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи.

Друзья, взаимоотношения между ними.

Экономика, её составные части.

Правила пользования транспортом.

Средства массовой информации.

Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна.

Города России.

Родной край — частица России.

Страны и народы мира.

Понимает, как складывается и развивается культура общества и каждого её члена.

Развивает  духовно-нравственные ценности в семейной культуре.

Знает о культуре поведения в школе и других общественных местах.

Формирует представление о экономики.

Знает правила пользования общественным транспортом.

Развивает  ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Знать города России.

Знает  историю Отечества, историю своего края.

Знакомится с традициями народов мира.

Правила безопасной жизни

Режим дня школьника, Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми.

Знает режим дня школьника; Знает правила безопасной жизни.  Знает  правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми. Знает правила дорожного движения.

Календарно-тематическое планирование  (66 ч)

урока

Кол-во часов

Тема

Основные виды учебной деятельности

Дата

1

Задавайте вопросы!

Задаёт вопросы;

 вступает в учебный диалог.

                                                               Раздел «Что и кто?» ( 20 ч)

2

Что такое Родина?

Сравнивает, различает и описывает герб и флаг России

3

Что мы знаем о народах России?

Обсуждает, чем различаются народы России и что связывает их в единую семью

4

Что мы знаем о Москве?

Рассматривает иллюстрации учебника, извлекает из них нужную информацию о Москве

5

Проект «Моя малая Родина»

Составляет устный рассказ

6

Что у нас над головой?

Моделирует форму Солнца

7

Что у нас под ногами?

Группирует объекты неживой природы (камешки) по разным признакам;

8

Что общего у разных растений?

Практическая работа в группе: находит у растений их части, показывает и называет их.

9

Что растёт на подоконнике?

Наблюдает  комнатные растения в школе и узнаёт их по рисункам

10

Что растёт на клумбе?

Наблюдает  растения клумбы и дачного участка и узнаёт  их по рисункам

11

Что это за листья?

Наблюдает  осенние изменения окраски листьев на деревьях

12

Что такое хвоинки?

различает лиственные и хвойные деревья

13

Кто такие насекомые?

Рассматривает иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о строении насекомых

14

Кто такие рыбы?

Моделирует  строение чешуи рыбы с помощью монет или кружочков из фольги

15

Кто такие птицы?

Исследует строение пера птицы

16

Кто такие звери?

Определяет  зверей с помощью атласа-определителя

17

Что окружает нас дома?

Находит  на рисунке предметы определённых групп

18

Что умеет компьютер?

Характеризует  назначение частей компьютера

19

Что вокруг нас может быть опасным?

Выявляет  потенциально опасные предметы домашнего обихода

20

На что похожа наша планета?

Выдвигает предположения и доказывать их

21

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?»

Выступает  с сообщениями, иллюстрирует  их наглядными материалами

                                             Раздел «Как, откуда и куда?» (12 ч)

22

Как живёт семья? Проект «Моя семья»

Рассказывает  о жизни семьи по рисункам учебника

23

Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?

Прослеживает  по рисунку-схеме путь воды

24

Откуда в наш дом приходит электричество?

Запоминает  правила безопасности при обращении с электричеством и электроприборами

25

Как путешествует письмо?

Наблюдает  за работой почты и рассказывать о ней

26

Куда текут реки?

Сравнивает  реку и море

27

Откуда берутся снег и лёд?

 Проводит  опыты по исследованию снега и льда в соответствии с инструкциями

28

Как живут растения?

Наблюдают  за ростом и развитием растений

29

Как живут животные?

Наблюдают  за жизнью животных

30

Как зимой помочь птицам?

Различают  зимующих птиц по рисункам и в природе

31

Откуда берётся и куда девается мусор?

Обсуждает  важность соблюдения чистоты в быту, в городе и в природном окружении; необходимость раздельного сбора мусора

32

Откуда в снежках грязь?

Исследует  снежки и снеговую воду на наличие загрязнений

33

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» Презентация проекта «Моя семья»

Выполняет  тестовые задания учебника

                                           Раздел «Где и когда?» (11 ч)

34

Когда учиться интересно?

Обсуждает  условия интересной и успешной учёбы

35

Проект «Мой класс и моя школа»

Коллективно составляет  рассказ о школе и классе;

36

Когда придёт суббота?

Различает  прошлое, настоящее и будущее

37

Когда наступит лето?

Анализирует  схему смены времён года и месяцев

38

Где живут белые медведи?

Находит  на глобусе Северный Ледовитый океан и Антарктиду, характеризует их

39

Где живут слоны?

Анализирует  рисунок учебника, рассказывает  по плану о полученной информации

40

Где зимуют птицы?

Различает зимующих и перелётных птиц

41

Когда появилась одежда?

Описывает  одежду людей по рисунку

42

Когда изобрели велосипед?

Сравнивает  старинные и современные велосипеды

43

Когда мы станем взрослыми?

Сравнивает  жизнь взрослого и ребёнка

44

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа»

Выступает  с подготовленными сообщениями

                                                 Раздел «Почему и зачем?» (22 ч)

45

Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?

Моделирует  форму, цвет, сравнительные размеры некоторых звёзд

46

Почему Луна бывает разной?

Анализирует  схемы движения Луны вокруг Земли и освещения её поверхности Солнцем

47

Почему идёт дождь и дует ветер?

Наблюдает  за дождями и ветром

48

Почему звенит звонок?

Исследует  возникновение и распространение звуков

49

Почему радуга разноцветная?

Высказывает  предположения о причинах возникновения радуги

50

Почему мы любим кошек и собак?

Описывает  по плану своего домашнего питомца

51

Проект «Мои домашние питомцы»

Презентует  свой проект с демонстрацией фотографий

52

Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?

Формулирует  правила поведения в природе

53

Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?

Определяет  лесных обитателей по звукам

54

Зачем мы спим ночью?

Делает  выводы о значении сна в жизни человека

55

Почему нужно есть много овощей и фруктов?

Различает  овощи и фрукты

56

Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

Обосновывает  необходимость чистки зубов и мытья рук

57

Зачем нам телефон и телевизор?

Различает  средства связи и средства массовой информации.

58

Зачем нужны автомобили?

Классифицирует  автомобили и объяснять их назначение

59

Зачем нужны поезда?

Использует  информацию учебника для выполнения задания

60

Зачем строят корабли?

Классифицирует  корабли в зависимости от их назначения

61

Зачем строят самолёты?

Работает  в паре: по рисунку-схеме знакомится с устройством самолёта

62

Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?

Обсуждает  необходимость соблюдения правил безопасности в транспорте

63

Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности?

Работает  в группе: знакомится с правилами безопасности и спасательными средствами на корабле и в самолёте

64

Зачем люди осваивают космос?

Моделирует  экипировку космонавта

65

Почему мы часто слышим слово «экология»?

Приводит  примеры взаимосвязей между человеком и природой

66

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» Презентация проекта «Мои домашние питомцы»

Выступает  с подготовленными сообщениями.

 

                                               Учебно-методическое обеспечение

Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочие программы. 1-4 классы. – М.: Просвещение, 2011.

Учебник

1. Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 1 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2011.

2. Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 1 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2011.

Рабочие тетради

1. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 класс. В 2 ч. Ч.1. – М.: Просвещение, 2011.

2. . Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 класс. В 2 ч. Ч.2. – М.: Просвещение, 2011.

Методические пособия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)

Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...

Рабочая программа по окружающему миру ; класс

Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...