Урок «Как Русь начиналась»
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) по теме

 

Урок «Как Русь начиналась»

Педагогическая мастерская

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir.docx20.9 КБ

Предварительный просмотр:

ОКРУЖАЮЩИЙ    МИР

Урок «Как Русь начиналась»

Педагогическая мастерская

                                                                    Гимназия № 42

                                                                    Учитель: Зуева

                                                                       Лариса Ивановна

                                                            2 «А» класс

  1. Разминка (Проверка домашнего задания)
  • Учитель детям называет слова, а они должны дать объяснение:

ИСТОРИЯ

АРХЕОЛОГИЯ

ЛЕТОПИСЬ

ПРЕДАНИЕ

РОДИНА

ПРОШЛОЕ

НАСТОЯЩЕЕ

БУДУЮЩЕЕ

РОССИЯ

ПРЕДКИ

ПОТОМКИ

  • А теперь Вы должны выбрать истинное суждение.

Внимательно послушайте высказывание:

 Какое из них правильное?

  1. Наши предки живут в далёком будущем.
  2. Наши предки жили в далеком прошлом.
  3. Наши потомки жили в далеком прошлом.

(Данный текст есть на ИЭД)

  1. Разбираем и узнаем кто были наши предки

А теперь, чтобы узнать кто же были наши предки, откройте конверт под цифрой 1 и прочитайте текст, который там находится:

Текст:  «Среди других народов наши предки славились силой, выносливостью и смелостью. Их слава была столь велика, что прославленных предков наших, воинов-богатырей, часто вовлекали в войны как союзников. Славно сражались они в пешем строю мечом и копьем». (Данный текст есть на ИЭД)

Учитель: Что вы можете сказать о выделенных в тексте словах?

Вы узнаете как называли наших предков, если дополните схему, используя корень данных однокоренных слов. (Схема есть на ИЭД)

        Так как же называли наших предков?   СЛАВЯНЕ

  1. Узнаем тему нашего урока.

Учитель: А теперь обратимся к схеме, которая поможет нам лучше узнать о жизни наших предков.

Что бы вы хотели о них узнать?

Учитель обращается к пустой схеме вопросов на ИЭД. (заполнен только квадрат «Кто?»)

        

        Были наши предки.

                        Они жили.

        

        Жили.        

                Они были.

        Занимались.

Вопросы появляются постепенно на ИЭД.

Учитель: Что у нас получилось? (План)

На первый вопрос мы уже ответили.

  • А чтобы ответить на второй вопрос    ГДЕ?  жили  наши предки откройте, пожалуйста конверт № 2 и найдите подсказку.
  • Что же это за подсказка? (Это карта. Данная карта на  ИЭД).

Группы получают задание: разрезанная на части карта расселения славян, которую они должны собрать в течение 2-х минут.

Давайте посмотрим, чем нам может помочь эта карта?

  1. Откуда пришли славяне.

Учитель: Славяне пришли с предгорий Гималаев (из Индии) и расселились по берегам рек и других, удобных для проживания местах.

ПОЛЯНЕ – жили по реке Днепр, где широко раскинулись цветущие  поля;

СЕВЕРЯНЕ – поселились к северо-востоку от полян;

ДРЕГОВИЧИ – (С.И. Ожегов от слова «дрягва», что значит «болото») заняли болотистую местность;

ВЯТИЧИ – жили на реке Оке и прозывались так по имени легендарного родоначальника Вятко;

РАДИМИЧИ – поселились в верховьях Днепра, прозывались так от прародителя Радима.

Жили все племена по-разному, в зависимости от природных условий, от климата.

Южные племена жили в степях, здесь было мало леса, зато земли были богатыми.

Северян кормили лес и река.

В ваших конвертах № 3 находятся рассыпанные буквы. Собрав их вы узнаете название племени и где оно селилось. (Проверка по ИЭД)

А теперь физкультминутка.

Жили славяне:

В лесу – древляне (руки вверх)

В болотистых местах –  дреговичи (руки вниз)

В поле – поляне (руки в стороны)

Севернее – северяне (руки в низ)

Это наши предки – восточные славяне.

Мы ответили с вами на второй вопрос нашего плана  ГДЕ?

Давайте перейдем к следующему вопросу нашего плана.

Что мы должны узнать? КАК жили славяне?

Для этого откройте следующий конверт и прочитайте задание, ответить на него вы сможете прочитав учебник на стр. 101.

Работа с текстом учебника. Ребята отвечают на поставленные вопросы.

  1. Подведение итогов.

Учитель возвращается к плану на ИЭД  и подводит итоги о выполнении плана урока.

Говорит о том, что тема не закрыта и есть еще о чем говорить, разговор будет продолжен на следующих уроках.

Для продолжения разговора нам потребуется выполнить домашнее задание. Домашнее задание:

  • Выучить, что означают новые слова.
  • Узнать и подготовить сообщение на оставшиеся вопросы.

  1. А теперь подведение итогов… (учитель раздает шляпы)

                                     (рефлексия)

В каждую группу достается одна шляпа и согласно цветам шляп ребята подводят итоги урока.

  • Красная – Сегодня на уроке мы испытали …
  • Белая – Сегодня на уроке мы узнали …
  • Синяя – Сегодня на уроке не было …
  • Зеленая – Мы сегодня предлагаем …
  • Желтая – На уроке нам понравилось …

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку окружающего мира "Как Русь начиналась"

Эту презентацию можно использовать на уроке окружающего мира во 2 классе по УМК "Начальная школа 21 века"...

Урок "С чего начинается Родина"

Очень часто мы спрашиваем у детей: "С чего начинается Родина?". Ответы звучать по-разному, потому что Родина -понятие для всех разное. Для одного - это целая страна, для другого - город, в котором род...

Методическая разработка. Внеурочное занятие "Как Русь начиналась"

Краткий конспект занятия, направленного на воспитание толерантности и патриотизма....

Методическая разработка урока ОКРУЖАЮЩИЙ МИР по теме "Как Русь начиналась"

Конспект урока ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 2 класс (УМК «Начальная школа XXI века»).Учитель начальных классов: Ермолина Мария ВасильевнаТема: «Как Русь начиналась»Цели: сформировать у учащихся представление  ...

Тест по теме: "Как Русь начиналась?"

Целью данного теста является проверка  уровня сформированности представлений о жизни и быте древних славян....

Прошлое, настоящее, будущее. Как Русь начиналась

Цели: сформировать у учащихся представление  о жизни древних славян; познакомить с внешним видом, бытом, занятиями людей; дать характеристику личностных качеств; воспитывать интерес к истории сво...

Как Русь начиналась

Презентация составлена на тему "Как Русь начиналась" по программе Н.Ф.Виноградовой к учебнику окружающий мир 2 класс...