Экологическое воспитание младших школьников.
материал по окружающему миру (3 класс) по теме

Сарафанникова Людмила Петровна

Родная природа – это могущественный источник, из которого ребёнок черпает многие знания и впечатления. Интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы появляется очень рано. Дети замечают всё: трудолюбивого муравьишку на лесной тропинке, подвижного жучка, на зеркальной глади воды, крохотного паучка в густой траве. Внимание детей привлекают сезонные изменения в природе, яркость красок, многообразие звуков, запахов. Они открывают для себя новый мир: стараются всё потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус.

Поддерживая искренний интерес ребёнка к окружающему, следует помнить о воспитании бережного отношения к природе.

Очень важно, чтобы взрослые сами любили природу и эту любовь старались привить детям. Мы рождены природой, и никогда человек не потеряет связи с ней.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskoe_vospitanie_mladshikh_shkolnikov.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Экологическое воспитание младших школьников.  

              Родная природа – это могущественный источник, из которого ребёнок черпает многие знания и впечатления. Интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы появляется очень рано. Дети замечают всё: трудолюбивого муравьишку на лесной тропинке, подвижного жучка, на зеркальной глади воды, крохотного паучка в густой траве. Внимание детей привлекают сезонные изменения в природе, яркость красок, многообразие звуков, запахов. Они открывают для себя новый мир: стараются всё потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус.

Поддерживая искренний интерес ребёнка к окружающему, следует помнить о воспитании бережного отношения к природе.

Очень важно, чтобы взрослые сами любили природу и эту любовь старались привить детям. Мы рождены природой, и никогда человек не потеряет связи с ней.

Планета в опасности.

В наше время очень много говорят и пишут в средствах массовой информации об экологических проблемах. Я тоже заинтересовалась этой проблемой. И мне хочется о ней рассказать. А начну я со стихотворения, которое меня очень взволновало.

   Я - живая планета Земля.

   Я - горячее пламя огня,

   И белый холодный снег,

   Я - маленькая капелька дождя.

   И вода всех морей и рек.

   Я - взрыв, извержение вулкана,

   И тихий ветер, и пушистые облака,

    Я - нераскрытая тайна океана,

    И живая планета Земля.

    Я - невидимая тень луны,

    И яркий солнечный свет,

   Я - призрак далекой звезды.

   Живущий тысячи лет.

 Человечество берет, а точнее отбирает у природы ежегодно десятки миллиардов тонн веществ и материалов на свои нужды. В первую очередь - это лес, главное богатство нашей планеты, ведь не зря нашу планету называют зеленой. Ежегодно зеленая оболочка земли сокращается на 1%. Одной из причин этого является – вырубка лесов. На сегодняшний день территория, занятая лесными массивами составляет чуть более 30 %. В ряде районов юга России леса вырублены полностью. Гибнут леса и из-за пожаров. По вине человека происходит до 80% лесных пожаров. Например, только в 2008 году в лесах Брянской области произошел 241 пожар на площади 333 гектара, ущерб составил почти десять миллионов рублей.

Огонь траву с цветами вместе выжег,

Кусты спалил, в зеленый лес вошел.

Он, как испуганная стая белок рыжих,

Метался со ствола на ствол.

 Мы рубим лес, устраиваем свалки

 Но кто же под защиту все возьмет

 Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки,

 Подумайте, а что нас дальше ждет?

Проблема чистой воды в настоящее время приобрела глобальное, мировое значение. На загрязнение  водоемов пагубно влияют сточные воды промышленных и коммунальных предприятий. Синтетические моющие средства практически не удаляются очистными сооружениями, поэтому они довольно часто попадают в водоемы, а оттуда в водопроводную воду. Чистая питьевая вода стала дефицитом.

Основными загрязнителями водоемов являются нефть и нефтепродукты. Загрязнение воды нефтью происходит в основном из-за халатного отношения к этому вопросу людей. Иногда воду после промывки нефтяных танкеров сливают в водоемы, иногда моют машины и выливают в реки даже отработанное машинное масло.

 Попадая в водоемы, они создают плавающую на воде нефтяную пленку, вода приобретает токсические свойства и представляет угрозу не только для человека, но и для всего живого. В городах воздух очень сильно загрязняют вредные выбросы транспорта и промышленных предприятий. Загрязненный воздух разрушает сокровища нашей культуры. Например, кислотные отложения вызвали на мраморном Парфеноне за последние 24 года более серьезную эрозию, чем за 24 столетия до этого.

Проблема отходов признается учеными одной из самых главных и трудных. Отходы – это все, что человек вываливает на планету в результате своей жизнедеятельности. Полиэтиленовые сугробы и горы консервных банок изуродовали леса и обочины дорог. Где же выход? Ученые считают: чтобы уменьшить образование отходов, нужно изменить образ жизни человека, а производство сделать по возможности безотходным. Разработаны новые технологии изготовления разовой посуды и упаковочных материалов на бумажной основе, которые разлагаются в природе в течение двух лет.

    Вырубка лесов, распашка новых площадей, загрязнение вод, заражение земли химикатами оставляет все меньше и меньше места для жизни животных. Статистика такова: в начале века исчезал один вид животных в год. Сейчас один вид исчезает ежедневно. В Европе под угрозой исчезновения 2/3 птиц, 1/3 бабочек, более половины земноводных и рептилий.

  Мы привыкли считать, что природа всесильна, забывая при этом, что она ранима и хрупка. Изучив весь этот материал, мне захотелось создать модель нашей планеты и показать, что она может легко разрушиться и погибнуть, если мы не будем о ней заботиться. Ведь она такая же живая, как мы с вами.

Давайте жить в согласии с природой, не нарушать её законов и порядка, разумно использовать её богатства, чтобы сохранить нашу планету для будущих поколений!

Пора бы человечеству понять,

Богатство у Природы отбирая,

Что Землю нужно тоже охранять:

Она, как мы, такая же ЖИВАЯ!

                             Урок – КВН. « Что мы знаем о природе?»

Цель урока. Обобщить знания учеников о явлениях в природе, воспитывать бережное отношение  к природе, способствовать развитию экологической культуры учащихся.

Оборудование урока. Эмблемы команд: «Белочки», «Муравьи», «Пчёлки». Таблицы, кроссворды, карточки с заданиями, слайды, музыкальное сопровождение.

        Ход игры.

1.Ученики всего класса говорят:

Мы весёлые ребята.

И не любим мы скучать.

С удовольствием мы с вами

Будим в КВН играть.

Класс делим на три команды: «Белочки», «Муравьи», «Пчёлки».

2.Представление команд.

«Белочки» : Мы отвечаем дружно,

        И здесь сомнений нет,

        Сегодня будет дружба

        Владычицей побед.

«Муравьи»: И пусть острей кипит борьба,

        Сильней соревнованье.

        Успех решает не судьба,

        А только наши знания.

«Пчёлки»: И соревнуясь, вмести с вами

        Мы останемся друзьями,

        Игра же будет веселей.

        И наша дружба крепнет с ней.

Команды говорят названия, девизы:

«Белочки»: Весь день в трудах, весь день в заботах.

«Муравьи»: Без работы, хоть убей, жить не может муравей.

«Пчёлки»: Мы весь день жужжим , жужжим, жить без дела не хотим.

3.Конкурс любителей поэзии. Ученики читают стихи о природе. (5 баллов).

Снова птицы летят издалека

К берегам, расторгающим лёд,

Солнце тёплое ходит высоко

И душистого ландыша ждёт. ( И. Бунин.)

Заметает пурга

Белый путь.

Хочет в мягких снегах потонуть.

Ветер резвый уснул

На пути, -

Ни проехать  лесу,

Ни пройти.  (С. Есенин.)

Где гнутся над омутом лозы,

Где летнее солнце печёт,

Летают и пляшут стрекозы,

Весёлый ведут хоровод.  ( А. Толстой

4.Народные приметы (5 баллов).

Назовите народные приметы.

 Кошка клубком -  на  мороз.

Воробьи купаются к дождю.

Поздний гриб – поздний снег.

Много ягод к холодной зиме.

Апрель с водою, май с травою.

Пришёл май – под кустом рай.

5.Конкурс грибников (5 баллов).

Кто больше соберёт съедобных грибов в корзину?

6.Игра « Съедобное и несъедобное»

Поставить руки на парту, учитель показывает карточки грибов, если съедобный, то дети хлопают в ладоши, и кладут гриб в корзину (1 балл)

  7. Викторина.

Какие грибы растут под берёзами?

Какие грибы растут под елями?

Какие грибы растут осинами?

Какие кустарники последними сбрасывают листья?

Как заяц готовится к зиме?

Как белочки готовится к зиме?

Как медведи готовится к зиме?

Какие птицы улетают в дальние края?

Какие птицы прилетают к нам на зиму?

Что такое заморозки?

Почему осенью опадают листья?

Как готовятся к зиме лягушки, змеи?

Как готовятся к зиме рыбы?

Какие семена можно заготавливать осенью для птиц?

8.Игра «Покорми белочку» (5 баллов)

С завязанными глазами нужно дать белочке орех.

9.Конкурс знатоков.

Куда легче бежать зайцу с горы  или в гору? (В гору)

Где раки  зимуют? (В норках, по берегам рек и озёр)

Голод страшен птицам  или холод? (Голод)

На солнце не огонь, а светит. (Светлячок)

Где раньше тает снег:  в лесу или в городе? (Город)

Какие  растения  ядовиты? (Красавка, чистотел)

Подведение итогов. Награды победителям. Победители награждаются орденом  «Мудрой совы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как метод экологического воспитания младших школьников воспитания младших школьников

Младший школьный возраст - это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём, формирование многогранных отношений к природе и людям. Осо...

«Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»

1.    Актуальность опыта.Экологические проблемы выдвинули перед школьной  теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения  к природе, способного...

«Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»

Экологические проблемы выдвинули перед школьной  теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения  к природе, способного решать вопросы рационального природопол...

Обобщение опыта. «Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»

Экологические проблемы выдвинули перед школьной  теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения  к природе, способного решать вопросы рационального природопол...

Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня.

Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дняЭкологическое воспитание младших школьниковв группе продлённого дня....

Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания

Статья посвящена особенностям воспитания экологической культуры младших школьников. В статье делюсь опытом проектной деятельности в начальной школе....