Главные вкладки

    Рабочая программа по окружающему миру 2 класс система Занкова
    рабочая программа по окружающему миру (2 класс) по теме

    Ларионова Ольга Владимировна

    Рабочая программа (по ФГОС) и тематическое планирование по системе Занкова 2 класс

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Package icon 4._okruzh_mir.zip57.22 КБ

    Предварительный просмотр:

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Рабочая программа по окружающему миру для второго класса разработана  на основе: Концепции стандарта второго поколения,  требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования, фундаментального ядра содержания общего образования, примерной программы по  окружающему миру  и авторской программы Н.Я. Дмитриевой,  «Окружающий мир» (Развивающая система Л.В.Занкова)   с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.

    Изучение окружающего мира на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей:

    • Развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
    • Освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;

    Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств, потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

         УМК представлен пособиями:

          1. Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков Окружающий мир: Учебник для 2 класса: В 2 ч. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012.

           2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочая тетрадь для 2 класса к учебнику «Окружающий мир». - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом -«Федоров». 2012г

           3. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Методические рекомендации к курсу «Окружающий мир», 1-2 класс. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». 2012г

    Место предмета «Окружающий мир» в учебном плане

            На предмет «Окружающий мир» для 2 класса учебным планом начального общего образования отводится 68 часов (2 часа в неделю; 34 учебные недель

    РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

    Программа обеспечивает достижение учащимися начальной школы личностных, метапредметных и предметных результатов.

    Личностные результаты:

    У обучающихся будут сформированы:

    - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир», к школе;

    - интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;

    - ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;

    - понимание причин успеха в учебе;

    - оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

    - понимание нравственного содержания поступков окружающих людей;

    - этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;

    - представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;

    - представление о своей этнической принадлежности.

    Обучающийся получит возможность для формирования:

    - интереса к познанию окружающего мира;

    - ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;

    - самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

    чувства сопричастности и гордости за свою Родину и паров;

    - ориентации в поведении на принятые моральные нормы;

    - понимания чувств одноклассников, учителей;

    - представления о красоте природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.

    Метапредметные результаты:

    Регулятивные:

    Обучающийся научится:

    - принимать и сохранять учебную задачу;

    учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

    - принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

    - самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной   на   наглядно-образном уровне;

    - осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;

    - вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;

    - адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;

    - принимать роль в учебном сотрудничестве;

    Обучающийся получит возможность научиться:

    - контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

    - в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

    - на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

    - самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным материалом.

    Познавательные:

    Обучающийся научится:

    - пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;

    - строить сообщения в устной форме;

    - находить в тексте ответ на заданный вопрос;

    - ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

    - анализировать изучаемые объекты с выделением существенных   и   несущественных признаков;

    - смысловому  восприятию познавательного текста;

    - анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);

    - осуществлять синтез как составление целого из частей;

    - проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;

    - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

    - обобщать (выделять класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);

    - подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа сделанное человеком; природа живая - неживая; группы растений, группы животных);

    - проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

    Обучающийся получит возможность научиться:

    - осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы или медиаресурсах, рекомендуемых учителем;

    - строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;

    - выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;

    - осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире;

    - проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;

    - понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении);

    - обобщать (самостоятельно выделять класс объектов).

    Коммуникативные:

    Обучающийся научится:

    - выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;

    - воспринимать другое мнение и позицию;

    - формулировать собственное мнение и позицию;

    - умению договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);

    - строить понятные для партнера высказывания;

    - задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.

    Обучающийся получит возможность научиться:

    - строить монологическое высказывание;

    - ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

    - учитывать другое мнение и позицию;

    - умению договариваться, приходить к общему решению (при работе, в группе, в паре);

    - контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я сам»;

    - адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;

    - навыкам взаимоконтроля.

    Предметные результаты:

    Человек и природа

    Обучающийся научится:

    - устанавливать связи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе (на основе изученного материала); использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе: сравнивать объекты природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств;

    - проводить несложные наблюдения в природе и воспроизводить опыты в соответствии с инструкцией, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; соблюдать технику безопасности;

    - описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы;

    - характеризовать Землю как планету, Солнце как звезду, Луну как спутник Земли;

    - ориентироваться на местности относительно своего тела; знать правила пользования компасом, определять основные стороны горизонта по компасу, по природным приметам;

    - различать твердые, жидкие и газообразные вещества;

    - различать три состояния воды; определять основные свойства воды, ее значение для живых организмов и хозяйственной деятельности человека; объяснять причины круговорота воды в природе;

    - определять основные свойства воздуха, его значение для растений, животных, человека;

    - определять условия, необходимые для жизни растений;  

    - различать хвойные, цветковые; дикорастущие и культурные растения; съедобные и ядовитые грибы;

    - определять условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища);

    - различать диких и домашних животных; животных разных групп (насекомые, рыбы, птицы, звери);

    - приводить примеры представителей разных групп растений и животных;

    - правилам ухода (полива, рыхления) за  комнатными растениями;

    - строить простейшие кормушки и подбирать корм для подкармливания различных птиц зимой.

    Обучающийся получит возможность научиться:

    - определять причины смены на Земле дня и ночи, смены времен года;

    - показывать на карте и глобусе основные формы земной поверхности и водоемы;

    - различать водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые растения;

    - различать животных разных групп (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие).

    Человек и общество

    Обучающийся научится:

    - понимать назначение органов чувств для познания окружающего мира;

    - выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в доме, на улице, в природной среде;

    - соблюдать правила организации учебного труда дома и в школе, понимать роль учителя;

    - определять принадлежность организмов к царствам живой природы: растениям, животным, грибам, бактериям.

    Обучающийся получит возможность научиться:

    - использовать на практике основные правила познания окружающего мира;

    - понимать различия между источниками информации об окружающем мире: наблюдение, измерение, опыт, книги, Интернет;

    - оценивать характер взаимоотношений людей в классном, школьном коллективах.

    СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

    2 класс

    Общий взгляд на Землю (5 часов)

    Человек и природа

    Материки и океаны Земли. Россия - самое большое государство мира. Москва - столица. Россия - родина космонавтики.

    Практическая работа. Работа с физической картой России и полушарий, глобусом, с контурной картой полушарий.

    Как изучают окружающий мир (9 часов)

    Человек и общество

    Органы чувств человека. Правила гигиены. Что надо знать, чтобы сохранить органы чувств здоровыми. Правила организации учебного труда дома и в школе.

    Источники информации об окружающем мире: наблюдение, измерение, опыт, книги, Интернет. Исследовательская работа. Труд и творчество старших и сверстников. Учеба как вид творческой деятельности. Классный, школьный коллектив. Роль учителя.

    Инструменты и приборы. Назначение и устройство термометра.

    Человек и природа

    Вещества. Три состояния вещества в природе - твердое, жидкое, газообразное, их основные свойства. Экология - наука о взаимосвязях между живыми организмами и окружающей средой.

    Практические работы. Определение с помощью органов чувств разных объектов окружающего мира и их свойств; определение свойств веществ, находящихся в твердом, жидком и газообразном состоянии; знакомство с лупой, термометром; измерение температуры тела, воздуха, воды, снега.

    Космос и Земля (14 часов)

    Человек и природа

    Звезды. Солнце - звезда. Планеты. Луна - спутник Земли. Форма Земли. Вращение Земли вокруг оси и Солнца. Время: год, месяц, неделя, сутки. Причина смены дня и ночи. Область жизни на Земле.

    Ориентирование по отношению к собственному телу, Солнцу и местным признакам. Горизонт, стороны горизонта. Компас.

    Представление о глобусе и географической карте. Основные формы земной поверхности (рельеф): равнина, горы, холмы, овраги. Формы земной поверхности, свойственные родному краю. Красота и разнообразие ландшафтов России и родного края.

    Практические работы. Ориентирование на местности относительно собственного тела, по Солнцу, компасу и местным признакам. Нахождение на глобусе и карте изучаемых объектов. Изготовление примитивного компаса.

    Взаимодействие сил природы (22 часа)

    Человек и природа

    Влияние Солнца на сушу.

    Тепловые пояса Земли и смена времен года. Причина смены времен года.

    Вода. Вода на Земле. Водоемы естественные: океан, море, озеро, река, болото. Водоемы искусственные - пруд, водохранилище, каналы. Правила безопасного пользования источниками воды. Три состояния воды. Вода в атмосфере. Снег, лед. Свойства воды. Вода - растворитель. Очистка воды от примесей фильтрованием. Вода - одно из условий жизни на Земле. Вода в быту.

    Воздух. Представление о его составе. Свойства воздуха. Воздух как условие горения. Что такое ветер. Значение воздуха для растений, животных и человека.

    Взаимосвязи и взаимозависимости между компонентами неживой природы. Явления природы: снегопад, листопад, ветер, гроза; смена времени суток, смена времен года.

    Круговорот воды в природе. Представление о стихийных бедствиях на Земле. Стихийные бедствия, возможные в местности, где находится школа. Изменение поверхности Земли под воздействием Солнца, воды, ветра и деятельности человека.

    Охрана суши, воды и воздуха от загрязнения вредными веществами.

    Практические работы. Определение свойств воздуха и воды; измерение температуры воздуха и воды; растворение в воде веществ, фильтрование; определение направления ветра с помощью флюгера.

    Экскурсия к водоему: наблюдения за состоянием водоема в разное время года. Обсуждение правил поведения у водоема. Ознакомление с экологическим состоянием своей местности.

    Живая природа (18 часов)

    Человек и природа

    Царства живой природы: бактерии, грибы, растения, животные. Признаки живых организмов: дыхание, питание, движение, рост, размножение, умирание. Представление о взаимосвязи живых организмов с неживой природой, о связях между разными представителями живой природы.

    Растения, их разнообразие. Роль растений в природе и жизни человека. Бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, воздух, вода). Водоросли, мха, папоротники, хвойные и цветковые растения. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Овощи и фрукты. Части растений, которые мы едим. Плоды и корнеплоды.

    Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Представление о группах животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие (или насекомые, рыбы, птицы, звери); разнообразие животных. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Правила поведения с домашними животными.

    Сохранение редких растений, животных. Красная книга.

             Грибы - съедобные и ядовитые, их разнообразие. Правила сбора грибов.

    Бактерии, их роль в жизни живой природы и человека. Гигиена тела и жилища.

    Красота и разнообразие природы России.

    Практические работы. Проращивание семян; наблюдение за развитием растений в разных условиях; наблюдение и уход за комнатными растениями, за животными в уголке живой природы; изучение особенностей внешнего строения различных групп животных и растений с помощью коллекций и гербариев; рассматривание и классификация плодов и семян; рассматривание строения плода и корнеплода; различение ядовитых грибов. Экскурсия в природу.

    ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К КОНЦУ ВТОРОГО КЛАССА

    учащиеся должны

    иметь представление:

    – о связи между движением Земли, сменой дня и ночи, сменой времён года,

    – о природных явлениях и стихийных бедствиях на Земле и в своей местности,

    – о том, как изучают окружающий мир,

    – о царствах живой природы: растениях, животных, грибах, бактериях;

    устанавливать связи:

    – между растениями и животными,

    – между деятельностью человека и природой;

    владеть общеучебными умениями (в рамках изученного):

    – осуществлять группировку объектов окружающего мира по самостоятельно выделенным признакам (при указании количества групп);

    – подводить объект (явление) под понятия разного уровня обобщения (природа живая и неживая, классы животных, группы растений);

    – пользоваться источниками информации об окружающем мире (наблюдать, проводить измерения и опыты);

    – доказывать (устно) высказываемые утверждения;

    – описывать (устно) объекты (явления) природы;

    – пользоваться учебной и дополнительной литературой;

    знать:

    – что Земля – планета, Солнце – звезда, Луна – спутник Земли;

    – названия материков и океанов;

    – что такое горизонт, линия горизонта, стороны горизонта;

    – устройство компаса и правила пользования им;

    – три состояния воды, основные свойства воды и воздуха, причины круговорота воды в природе;

    – условия, необходимые для жизни растений и животных;

    – особенности рельефа, погоды, растительного и животного мира своей местности;

    – правила поведения в природе и меры ее охраны;

    уметь:

    – ориентироваться на местности относительно своего тела;

    – определять стороны горизонта по компасу, по природным приметам;

    – показывать на карте и глобусе основные формы поверхности и водоемы;

    – различать вещества и тела;

    – измерять температуру воды, воздуха и своего тела;

    – различать мхи, папоротники, хвойные, цветковые; дикорастущие и культурные растения; съедобные и ядовитые грибы; диких и домашних животных; животных разных групп;

    – приводить примеры представителей разных групп растений и животных;

    – ухаживать за комнатными растениями; подкармливать птиц зимой;

    – выполнять правила личной гигиены.

    Контроль УУД

                      Контроль универсальных учебных действий осуществляется через диагностические работы, позволяющие выявить, насколько  успешно идёт личностное развитие каждого ребёнка.  Диагностические материалы  опубликованы  в пособии Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая, Т.В. Беглова «Учимся Учиться и Действовать» (мониторинг метапредметных универсальных учебных действий).Самара: Издательский дом «Федоров», 2012г. Это издание является инструментом мониторинга метапредметных УУД в начальной школе. Выявляется уровень развития, а в дальнейшем – сформированности УУД.

            В каждом варианте 16 диагностических модулей, которые имеют одинаковую структуру: введение, образец, три диагностических задания (А, Б, В) и дополнительное задание.

            Каждый элемент модуля имеет свою специфику и назначение. К каждому модулю описывается сюжетно-игровая ситуация, далее следует краткое описание образца. Наличие образца обусловлено тем, что в первом классе целью мониторинга является диагностика первого этапа развития УУД – выполнения учебного действия по образцу.

             На выполнение одного диагностического модуля отводится не более 15 минут.

            График проведения мониторинга может быть выбран по усмотрению учителя.

    МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

     ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

    Книгопечатная продукция

    Учебники

    1. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебник для 2 класса. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»,2012г

      Рабочие тетради

    1. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочая тетрадь для 2 класса к учебнику «Окружающий мир». - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом -«Федоров». 2012г 

     Методические пособия для учителя

    1. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Методические рекомендации к курсу «Окружающий мир», 1-2 класс. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».  2012г

    Технические средства обучения

    • Оборудование рабочего места учителя
    • Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц
    • Магнитная доска
    • ПК с принтером
    • Мультимедийный  проектор

    Оборудование класса

    • Стол учительский с тумбой
    • Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, ученического оборудования и пр.
    • Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала
    • Видеофрагменты и другие информационные объекты. Фрагменты музыкальных произведений

    Наглядные пособия:

    • натуральные: гербарии, коллекции минералов и горных пород;
    • изобразительные: муляжи плодов, таблицы групп растений и животных, внешнего и внутреннего строения человека, физический глобус Земли, компас, теллурий, муляжи;  атлас для начальных классов.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по математике 1 класс система Занкова

    Рабочая программа  по математике разработана на основе авторской программы И. И.Аргинской в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования, Программы начального общего образования...

    Рабочая программа по технологии 1 класс система Занкова

    Рабочая программа по предмету «Технология» для 1 класса разработана на основе программы начального общего образования, система Л. В. Занкова, авторской программы Н. А.Цирулик «Технология», утверждённы...

    Рабочая программа по ФГОС 1 класс (система Занкова)

    Прграмма по технологии, кубановедению, окружающему миру, система Занкова, в соответствии с новыми ФГОС....

    Рабочая программа по окружающему миру по системе РО Л.В.Занкова, 4 класс по ФГОС

    Планирование составлено:  на основе стандартов второго поколения и  авторской программы по окружающему миру Дмитриевой Н.Я., Казаковой А.Н. (2008), рекомендованной Министерством образования ...

    Рабочая программа по окружающему миру по системе Л.В.Занкова 2класс ФГОС

    Рабочая программа составлена на основе авторской с учётом требований ФГОС...

    Рабочая программа по окружающему миру по системе Л.В.Занкова 2 класс

    Представлена рабочая программа с тематическим планированием по окружающему миру по системе Л.В.Занкова (в соответствии с ФГОС )...

    Рабочая программа по окружающему миру по системе Занкова 2 класс

    Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование...