Экологическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности.
учебно-методический материал по окружающему миру по теме

Экологическое воспитание младших школьников

в урочной и внеурочной деятельности.

Конева В. Н., Советова Е. Ю.

 

          Образовательные стандарты второго поколения требуют иного подхода к системе обучения в современной школе, начиная с начальной. Основными задачами реализации содержания, в соответствии с ФГОС начального общего образования, связанные с развитием экологической культуры младшего школьника, являются:

−          сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта;

−          формирование у школьников УУД, основанных на способности ученика наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение;

−          развитие умений работы с научно-популярной и справочной литературой;

−          воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формированию экологической культуры, навыков нравственного поведения;

−          формированию уважительного отношения к семье, региону, России, культуре, природе нашей страны;

−          осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём.

          Приобретенными принципами становятся:

−          принцип целостности картины мира;

−          принцип практической направленности (формирование УУД, возможность применять полученные знания в условиях решения учебных задач и практической деятельности; умений работать с различными источниками информации (словари, научно-популярные и художественные книги, журналы, газеты, Интернета); умение работать в сотрудничестве и самостоятельно);

−          принцип охраны и укрепления здоровья (активного участия детей в урочных и внеурочных мероприятиях).

          Важной проблемой современного общества и школы является проблема повышения экологической культуры у школьников. Поэтому актуальна работа по формированию экологической грамотности с младшего школьного возраста. Формирование экологической культуры в первую очередь направлено на сознательный отказ подрастающего поколения от потребительского подхода к природе. Учитывая особенности современных школьных образовательных стандартов, формирование экологической культуры проводим не только через урок, но и через:

−          внеурочную деятельность;

−          внеклассную работу;

−          сотрудничество с учреждениями дополнительного образования;

−          участие в международных и всероссийских экологических конкурсах;

−          реализации индивидуальных творческих проектов уч-ся, связанные с исследовательской деятельностью в области экологии.

Наработанный материал учащимися предоставляется посредством:

−          презентацией с использованием электронных носителей;

−          творческих работ;

−          фотовыставок;

−          тематических рисунков;

−          экологических игр;

−          экологических праздников.

         Активность учащихся, включающихся в творческую и практическую деятельность просматривается через мониторинг участия в мероприятиях. Процесс формирования экологической культуры выделяет следующие направления работы с учащимися:

·       познавательное направление (дидактические игры, беседы, заочные путешествия, викторины);

·       познавательно-развлекательное направление (праздники, экологические игры, путешествия, устные журналы);

·       практическое направление (озеленение класса, подкормка птиц);

·       исследовательское направление (экскурсии, наблюдения, опыты).

Примеры  содержания деятельности по формированию экологической культуры младших школьников

Класс

 

Содержание и формы деятельности

Мероприятия

1

класс

Наблюдения окружающей среды, правила поведения в природе, эстетическое наслаждение красотой природы и творческое воплощение впечатлений в устных рассказах и рисунках.

1.     Праздник "В царстве цветов";

2.     "Чудеса в твоем доме" (о живых уголках, комнатных цветах и т.д.);

3.     Устный журнал "Синичкин календарь";

4.     "Родные просторы" (выставка репродукций, картин, фотовыставка и т.д.);

5.     "Двенадцать месяцев" (экскурсии в лес в разное время года).

 

2-3

класс

Переход от наблюдения к анализу. Соотнесение действий людей и их влияние на природу. Бережное отношение к окружающей среде.

1.     "Лес-наше богатство" (сбор семян цветов и корма для птиц);

2.     Час природы "Зимующие птицы и твоя помощь";

3.     Устный журнал "Я расскажу тебе самое интересное о жизни птиц и зверей родного края";

4.     Презентация "Зеленая аптечка";

5.     Практикум. "Я-друг природы";

6.     Экологический десант

 

4

класс

Анализ наблюдений за состоянием окружающей среды и посильный вклад в улучшение её состояния. Осознанное соблюдение норм и правил поведения в окружающей среде.

1.     Экскурсия "Лето открыло нам тайны";

2.     Трудовой десант "Всегда найдется дело для умелых рук";

3.     Час природы "Белый снег пушистый";

4.     Изготовление птичьих домиков;

5.     Встреча любознательных "Где кто живет";

6.     Презентация на тему: "Русская березка";

7.     В поход за красотой (экскурсия)

 

         К концу начального обучения должна быть сформирована готовность ребенка к правильному взаимодействию с окружающей природой. Эта готовность включает:

1.    эмоциональную готовность - восприимчивость к миру природы, чувства удивления, восторга.

2.    деловую готовность - возможность реализовать свои знания в разнообразных нестандартных ситуациях.

3.    интеллектуальную готовность - определенный уровень информированности детей о природе.

         В системе воспитания экологической культуры должны быть поставлены акценты: первичной должна стать задача формирования норм нравственного поведения в природе, умения не только заметить неблагополучия её объекта, но и найти способ устранения причины. И только на этой основе можно формировать умения анализировать примеры отрицательного взаимодействия с природой. Опора на положительное становится главным условием воспитания.

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание младших школьников

в урочной и внеурочной деятельности.

Советова Е. Ю., Конева В. Н.

          Образовательные стандарты второго поколения требуют иного подхода к системе обучения в современной школе, начиная с начальной. Основными задачами реализации содержания, в соответствии с ФГОС начального общего образования, связанные с развитием экологической культуры младшего школьника, являются:

  • сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта;
  • формирование у школьников УУД, основанных на способности ученика наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение;
  • развитие умений работы с научно-популярной и справочной литературой;
  • воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формированию экологической культуры, навыков нравственного поведения;
  • формированию уважительного отношения к семье, региону, России, культуре, природе нашей страны;
  • осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём.

          Приобретенными принципами становятся:

  • принцип целостности картины мира;
  • принцип практической направленности (формирование УУД, возможность применять полученные знания в условиях решения учебных задач и практической деятельности; умений работать с различными источниками информации (словари, научно-популярные и художественные книги, журналы, газеты, Интернета); умение работать в сотрудничестве и самостоятельно);
  • принцип охраны и укрепления здоровья (активного участия детей в урочных и внеурочных мероприятиях).

          Важной проблемой современного общества и школы является проблема повышения экологической культуры у школьников. Поэтому актуальна работа по формированию экологической грамотности с младшего школьного возраста. Формирование экологической культуры в первую очередь направлено на сознательный отказ подрастающего поколения от потребительского подхода к природе. Учитывая особенности современных школьных образовательных стандартов, формирование экологической культуры проводим не только через урок, но и через:

  • внеурочную деятельность;
  • внеклассную работу;
  • сотрудничество с учреждениями дополнительного образования;
  • участие в международных и всероссийских экологических конкурсах;
  • реализации индивидуальных творческих проектов уч-ся, связанные с исследовательской деятельностью в области экологии.

Наработанный материал учащимися предоставляется посредством:

  • презентацией с использованием электронных носителей;
  • творческих работ;
  • фотовыставок;
  • тематических рисунков;
  • экологических игр;
  • экологических праздников.

         Активность учащихся, включающихся в творческую и практическую деятельность просматривается через мониторинг участия в мероприятиях. Процесс формирования экологической культуры выделяет следующие направления работы с учащимися:

  • познавательное направление (дидактические игры, беседы, заочные путешествия, викторины);
  • познавательно-развлекательное направление (праздники, экологические игры, путешествия, устные журналы);
  • практическое направление (озеленение класса, подкормка птиц);
  • исследовательское направление (экскурсии, наблюдения, опыты).

Примеры  содержания деятельности по формированию экологической культуры младших школьников

Класс

Содержание и формы деятельности

Мероприятия

1

класс

Наблюдения окружающей среды, правила поведения в природе, эстетическое наслаждение красотой природы и творческое воплощение впечатлений в устных рассказах и рисунках.

  1. Праздник "В царстве цветов";
  2. "Чудеса в твоем доме" (о живых уголках, комнатных цветах и т.д.);
  3. Устный журнал "Синичкин календарь";
  4. "Родные просторы" (выставка репродукций, картин, фотовыставка и т.д.);
  5. "Двенадцать месяцев" (экскурсии в лес в разное время года).

2-3

класс

Переход от наблюдения к анализу. Соотнесение действий людей и их влияние на природу. Бережное отношение к окружающей среде.

  1. "Лес-наше богатство" (сбор семян цветов и корма для птиц);
  2. Час природы "Зимующие птицы и твоя помощь";
  3. Устный журнал "Я расскажу тебе самое интересное о жизни птиц и зверей родного края";
  4. Презентация "Зеленая аптечка";
  5. Практикум. "Я-друг природы";
  6. Экологический десант

4

класс

Анализ наблюдений за состоянием окружающей среды и посильный вклад в улучшение её состояния. Осознанное соблюдение норм и правил поведения в окружающей среде.

  1. Экскурсия "Лето открыло нам тайны";
  2. Трудовой десант "Всегда найдется дело для умелых рук";
  3. Час природы "Белый снег пушистый";
  4. Изготовление птичьих домиков;
  5. Встреча любознательных "Где кто живет";
  6. Презентация на тему: "Русская березка";
  7. В поход за красотой (экскурсия)

         К концу начального обучения должна быть сформирована готовность ребенка к правильному взаимодействию с окружающей природой. Эта готовность включает:

  1. эмоциональную готовность - восприимчивость к миру природы, чувства удивления, восторга.
  2. деловую готовность - возможность реализовать свои знания в разнообразных нестандартных ситуациях.
  3. интеллектуальную готовность - определенный уровень информированности детей о природе.

         В системе воспитания экологической культуры должны быть поставлены акценты: первичной должна стать задача формирования норм нравственного поведения в природе, умения не только заметить неблагополучия её объекта, но и найти способ устранения причины. И только на этой основе можно формировать умения анализировать примеры отрицательного взаимодействия с природой. Опора на положительное становится главным условием воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности.

Экологическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности.Советова Е. Ю., Конева В. Н.            Образовательные стандарты втор...

Экологическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности/

Экологическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности.Советова Е. Ю., Конева В. Н.            Образовательные стандарты втор...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Экологическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности»

1. Актуальность темы2. Проблема3. Цель и задачи4. Стратегия, методы и механизмы реализации проекта- Изучение положительного опыта;- материалы ФГОС-2, - принципы экологической работы в уроч...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Экологическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности»

1. Актуальность темы2. Проблема3. Цель и задачи4. Стратегия, методы и механизмы реализации проекта- Изучение положительного опыта;- материалы ФГОС-2, - принципы экологической работы в уроч...

Проблема по самообразованию «Экологическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности»

Проблема по самообразованию "Экологическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности"....

статья Формирование экологической компетентности младших школьников в урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО

Статья : "Формирование экологической компетентности  младших школьников в урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО"...