Экологическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности
статья

Вольская Светлана Викторовна

Доклад на педсовете

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Экологическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности»

Содержание

1. Актуальность темы

2. Проблема

3. Цель и задачи

4. Стратегия, методы и механизмы реализации проекта

- Изучение положительного опыта;

- материалы ФГОС-2,

- принципы экологической работы в урочной и внеурочной деятельности;

-содержание деятельности и показатели сформированности экологического воспитания младших школьников в урочной и внеурочной деятельности;

- формы работы с младшими школьниками в урочной и внеурочной деятельности

по  экологическому воспитанию;

-методы работы с младшими школьниками в урочной и внеурочной деятельности по

экологическому воспитанию;

-диагностика уровня экологической культуры младших школьников.

5. Программа реализации проекта

6. Предполагаемые результаты

7. Механизм оценки результатов детей

8. Дальнейшее развитие проекта

9. Список использованных источников

10. Приложение

Мы - хозяева нашей природы, а она кладовая солнца со всеми сокровищами жизни. Рыбе нужна вода, птицам нужен воздух, животным - лес, степи, горы, а человеку нужна природа. И охранять ее - наша главная цель. Давайте ее беречь!

1. Актуальность  темы

Еще вчера самым страшным словом считалось слово “война”, сегодня – экологическая катастрофа”. Ежедневно мы слышим призывы и предостережения: “Образумьтесь, люди!”, “Будущее Земли в опасности!”, но все они так и останутся призывами, если мы не осознаем главного: человечество стоит на пороге экологической катастрофы, оно нуждается в безопасной среде обитания.

Экологическое воспитание - чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором мы сейчас пребываем. Экологическое воспитание значимо и с позиций личностного развития ребенка, так как младший школьный возраст – это начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. Именно в  этот период закладывается позитивное отношение к природе, к “рукотворному миру”, к себе и к окружающим людям.

Экологический кризис обусловлен в большей степени кризисом нравственности личности, когда происходит подмена духовных ценностных ориентиров материальными потребностями. Преодоление экологического кризиса требует изменения традиционных норм и ценностей человека по отношению к природе и самому себе: изменения в содержании и сущности самого экологического воспитания.

Я  решила, что в моей работе приоритетным направлением должно стать воспитание у детей бережного и ответственного отношения к природе, которое так необходимо будущим хозяевам родной земли, ведь сложившаяся в настоящее время тяжелая экологическая ситуация на земле – это результат экологической неграмотности большей части населения и неумение предвидеть последствия вмешательства человека в природу.

В связи с этим необходимо выделить следующие противоречия, с которыми я  сталкиваюсь  в ходе работы, и которые требуют немедленного разрешения:

  • между стремительным развитием индустрии и низкими темпами развития средств экологической защиты от побочных явлений этой индустрии;
  • между желанием жить в экологически чистом мире и экологической безграмотностью населения;
  • между желанием взрослых привить ребенку любовь к природе и отрицательным примером отношения этих же взрослых к окружающей среде;
  • между желанием использовать как можно больше природных ресурсов и неумением сохранить их для будущих поколений.
  • созданием комфортных условий для жителей и уничтожением среды обитания.

2. Проблема

Проанализировав все выше обозначенные противоречия, я пришла к выводу,  что экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Главная причина этого – экологическая безответственность. В связи с этим необходимо усилить и больше уделять внимания экологическому воспитанию в современной школе уже с первых лет воспитания детей.

Почему это так необходимо и что послужило тому причиной? К числу самых волнующих, несомненно, относятся проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды. Загрязняется все: воздух, вода, почва. В результате нерационального использования земель происходит истощение почв. Нарастает беспокойство о наших «соседях по планете» – растениях и животных, которые испытывают двойной гнет: во-первых, разрушения и загрязнения мест обитания; во-вторых, от непосредственного влияния со стороны человека. В результате многие виды исчезли с лица Земли. И все-таки даже этот минимальный свод информации свидетельствует о том, что проблема экологического воспитания школьников не надумана, и что решение ее должно стать одной из приоритетных задач сегодняшней педагогической деятельности учителей.

Все эти противоречия заставили меня задуматься и поставить проблемный вопрос. Как, в таких жёстких условиях нынешней реальности, найти выход из сложившегося положения и создать такую систему экологического воспитания и образования, при которой, будет обеспечиваться рост уровня экологической культуры.

3. Цель и задачи

Цель: развитие экологического сознания и мышления, экологической культуры личности, ответственного отношения к окружающей среде и своему здоровью.

Для реализации данной цели необходимо решить несколько логически-взаимосвязанных задач:

- изучить научную, научно-методическую литературу по исследуемой проблеме;

- выявить наиболее эффективные формы, приёмы, методы по экологическому воспитанию младших школьников в урочной и внеурочной деятельности.

-формирование знаний о единстве природы, взаимодействии природы и общества, об экологических проблемах и способах их решения;

воспитание ценностных ориентиров личности в сфере экологии, привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей природной среды;

- развитие способностей к альтернативному мышлению и выбору способов решения экологических проблем;

- приобретение практического опыта природопользования и принятия компетентных решений, способствующих социально- экономическому развитию города и его экологической безопасности.

4 .Стратегия, методы и механизмы реализации проекта

В последние 20 лет значительно возросло внимание ученых к исследованию проблем экологического воспитания и образования. Особый интерес представляют работы Н. М. Верзилина, А. Н. Захлебного, И. Д. Зверева, Б. Г. Иоганзена, В. С. Липицкого, И. С. Матрусова, А. П. Мамонтовой, Л. П. Печко, В. А. Сухомлинского и др., которые рассматривают различные аспекты экологического воспитания  учащихся в учебно-воспитательном процессе и при организации общественно-полезной работы по охране природы.

 В федеральном государственном образовательном стандарте дается определение  экологического  воспитания. Экологическое воспитание - воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.

Экологическое воспитание:

- развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

-ценностное отношение к природе и всем формам жизни;

-элементарный опыт природоохранительной деятельности;

-бережное отношение к растениям и животным.

Принципы экологической работы в урочной и внеурочной деятельности

- Принцип психологической комфортности;

- принцип деятельности;

- принцип  посильной трудности обучения;

- принцип систематичности и последовательности;

-  принцип вариативности;

- принцип творчества;

- принцип учета индивидуальных особенностей; 

- принцип связи с жизнью;

- принцип взаимосвязи с другими видами деятельности детей;

- принцип добровольности;

- принцип гуманности.

Содержание деятельности и показатели сформированности экологического воспитания младших школьников в урочной и внеурочной деятельности

 

Содержание и формы деятельности

Показатели сформированности экологического воспитания ребенка на разных возрастных этапах

11 класс

Наблюдение различных состояний окружающей среды, сопровождающихся разъяснениями учителя; первоначальные оценки деятельности людей (на уровне хорошо – плохо); выполнение предложенных учителем правил поведения; обращение с представителями животного и растительного мира; эстетическое наслаждение красотой природы и творческое воплощение своих впечатлений в устных рассказах и рисунках; ощущение потребности в знаниях экологического содержания; бережное отношение к используемым предметам; наблюдение за деятельностью взрослых по улучшению окружающей среды и собственное посильное участие в ней.

- Проявляет интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных, пытается оценивать их состояние с позиции хорошо – плохо;

- с желанием участвует в экологически ориентированной деятельности;

- эмоционально реагирует при встрече с прекрасным и пытается передать свои чувства в доступных видах творчества (рисунки, рассказы);

- старается выполнять правила поведения на улице, во время прогулок в лес, в парк;

- проявляет готовность оказать помощь нуждающимся в ней животным и растениям;

- пытается контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.

22-3 класс

Переход от простого наблюдения к наблюдению-анализу (почему хорошо и почему плохо); соотнесение своих действий и поведения в той или иной ситуации с действиями других людей и влиянии их на природу; собственные открытия – поиск и удовлетворение потребности в знаниях о конкретных объектах окружающей среды; бережное отношение к предметам быта по собственной воле; участие в созидательной деятельности взрослых.

- Интерес ребенка к объектам окружающего мира сопровождается попытками ребенка их анализировать;

- участие в той или иной деятельности вместе со взрослыми с проявлением самостоятельности и творчества;

- общение с представителями животного и растительного мира, вызванное в большей степени заботой о них, нежели получением удовольствием;

- выполнение ряда правил поведения в окружающей среде, ставших привычным делом.

4 4класс

Анализ наблюдений за состоянием окружающей среды и посильных вклад в улучшение ее состояния; осознанное соблюдение норм и правил поведения в окружающей среде; действенная забота о представителях животного и растительного мира; использование полученных знаний, умений и навыков в экологически ориентированной деятельности; воплощение своих впечатлений об окружающем мире в различных видах творчества.

-Соблюдение правил поведения вошло в привычку, ребенок контролирует свои действия, соотнося их с окружающей обстановкой и возможными последствиями для тех или иных объектов окружающей среды;

- выражена потребность в заботе о тех или иных представителях животного и растительного мира;

- ребенок способен самостоятельно выбирать объекты своей экологической деятельности;

-доброта, отзывчивость и внимание к окружающим сопровождается готовностью ребенка оказать помощь нуждающимся в ней.

Формы работы с младшими школьниками в урочной и внеурочной деятельности по экологическому воспитанию

- Тематический урок;

- урок- лекция;

- урок -  праздник;

- экологические акции;

- озеленение и благоустройство школы, школьного двора;

-экологические субботники;

- посадочные работы;

 - классные часы;

- конкурсы;

- экскурсии;

- походы;

- экологические праздники;

 - беседа;

- доклад;

 - выпуски газет, плакатов;

-экологические игры;

-исследовательские экологические проекты;

-участие в конференциях, олимпиадах, викторинах;

-кружок;

-ток-шоу;

-экологические спектакли;

-ролевые игры;

-экологическая тропа.

Методы работы с младшими школьниками в урочной и внеурочной деятельности по экологическому воспитанию

-Метод наблюдения;

-метод анкетирования;

-метод изучения и обобщения передового педагогического опыты;

-опросные методы;

-словесные методы;

-демонстрационные методы;

-исследовательские методы;

-метод примера;

-объяснительно-иллюстративный метод;

-Метод самостоятельной работы.

Диагностика уровня экологической культуры младших школьников

Для изучения уровня экологической культуры младших школьников была проведена диагностика по методике «Природа благодарит и сердится». Данная методика позволяет выявить отношение младших школьников к природе и развивать представления детей о правилах, нормах взаимодействия с нею.

После проведения предварительной беседы, в ходе которой дети вспоминали свои экскурсии в парк, музей, восстанавливали в памяти увиденные картины природы, положительные и отрицательные примеры воздействия человека на природу, им было предложено ответить на два вопроса, заполнив карточку в следующей форме:

Напиши, за что природа могла бы сказать тебе спасибо:___________; рассердиться на тебя: ____________.

При анализе детских работ было обращено внимание на следующее:

  • Что преобладает в детских ответах в графе «Природа благодарит».
  • . Приводят ли дети в качестве примеров уже проделанную ими природоохранную работу.
  • . Как часто в графе «Природа сердится» появляются ответы, указывающие в той или иной форме на бездействие детей.

Анализ детских работ показал, что:

  • В графе «Природа благодарит» преобладали такие ответы: «Природа скажет спасибо, если мы не будем обижать животных, рвать листья, ломать ветки, бросать мусор (перечисление норм и правил поведения в природе), соберём мусор, посадим деревья, будем подкармливать птиц (примеры практической ориентированной деятельности детей). Очевидно, что второй вариант ответов свидетельствует о более высоком уровне экологической культуры детей, так как отражает активную позицию заботливого хозяина и защитника природы.
  • В своих ответах некоторые  дети приводили в качестве примеров уже проделанную ими природоохранную работу: посадил дерево, расчистил мусорку, сделал домик для птиц. Это говорит о высоком уровне экологической культуры у некоторых детей.
  • В графе «Природа сердится» часто встречались ответы, такие как: «если мы не кормим птиц», «если не очищаем её от мусора». Эти ответы также говорят об активной позиции ребёнка как защитника природы.

Анализируя результаты  анкеты, хочется сказать. Дети  любуются природой, но все-таки разводят костры, ломают ветви на шалаш, позволяют себе рвать цветы. Для младшего школьного возраста доступны понятия хороших и плохих поступков. Под хорошим поведением они подразумевают прилежное отношение к учебе, полезный труд, соблюдение элементарного порядка, проявление вежливости, дружбу со сверстниками, честность и правдивость. Чем раньше для себя ребенок начнет усваивать такие навыки и привычки, которые положили бы начало дальнейшему совершенствованию личности, общему развитию и воспитанности и отвечали нормам общечеловеческой морали, тем легче они будут восприниматься им как нечто само собой разумеющееся. Следовательно, станут не просто ориентирами поведения в данной конкретной ситуации, а именно нормами, по которым ребенок живет, даже не рассматривая в некоторых ситуациях других вариантов поведения.

По результатам данной анкеты можно сделать  вывод, что представление учащихся о бережном отношении к природе и ее богатстве, о помощи животным и растениям, об охране природы и правилах поведения в природе очень несовершенны, неглубоки и имеются далеко не у всех учащихся.индивидуальных особенностей в развитии детей.

5 Программа реализации проекта

Командиры структурных подразделений:

  • пресс-центр (есть свои журналисты, выпускаются листовки,  стенгазеты);
  • исследовательский центр (руководит исследовательской деятельностью учащихся и ее продвижением, информирует активистов о результатах исследований, новых находках и т.п.);
  • «Зеленый патруль» - (изучает экологическое состояние близлежащих территорий, находит объекты, требующие защиты и восстановления, первыми исследует экологические маршруты);
  • отряд особого назначения (ООН) – отвечает за организацию трудовых экологических десантов, социально значимых дел,  взаимосвязь и общие мероприятия с другими экологическими организациями;
  • штаб КТД (коллективных творческих дел) - отвечает за подготовку массовых творческих мероприятий и праздников, организацию культурного досуга;
  • штаб Экологической школы осуществляет социальное партнерство под девизом «Встретиться вместе – удача, сотрудничать вместе – успех!»;
  • центр физкультуры и здоровья (готовит физкультурно – оздоровительные мероприятия, графики спортивных соревнований, следит за выполнением санитарных и гигиенических норм).

Этапы реализации проекта.

№ п/п

Мероприятия

Сроки

11

Подготовительный этап

  • изучение интересов детей;
  • сбор информации, оценка состояния окружающей среды;
  • выбор и исследование проблемы;
  • формирование проектной группы;
  • выбор возможных тем для исследовательской работы;
  • обобщение передового педагогического опыта;
  • изучение  новинок методической литературы и периодической печати;
  • выбор природных объектов, нуждающихся в защите, разработка проектов их восстановления;
  • разработка программ сценариев, мероприятий, проектов добрых дел, разработка классных часов,  разработка уроков, разработка родительского собрания.

Сентябрь

22

Организационный этап

  • Разработана система работы по формированию экологической культуры у школьников;
  • организация работы «ЭД» («Экологического движения »);
  • организация школьного экологического уголка;
  • организация исследовательской работы по изучению состояния экологии в городе Тольятти;
  • информационная деятельность

под девизом «Пусть о нас узнают, пусть о нас услышат, пусть о нас напишут…»;

Октябрь

33

Деятельностный

1.Проведение уроков, родительских собраний.

2 Организация и проведение экологических акций:

  • Мусор – это серьезно» – акция против загрязнения города бытовым мусором;
  • «Птичку жалко» – подкормка птиц в зимний период, строительство скворечников в весенний период;
  • «Зеленый город» – озеленение города;
  • «Не сжигайте, люди, листья!» – акция против сжигания листьев и загрязнения атмосферы;
  • «Чистый воздух» – акция против загрязнения атмосферы;
  • «Экология души» – благотворительные акции.

3.Организация и проведение международных экологических акций:

  • 1 марта – день борьбы с наркоманией;
  • 22 марта – день охраны водных ресурсов;
  • 1 апреля – день птиц;
  • 7 апреля – день здоровья;
  • 22 апреля – день Земли и многие другие.

4. Озеленение и благоустройство школьного двора:

  • Экологические субботники;
  • Реконструкция газонов, цветников;
  • Посадочные работы;
  • Эстетическое оформление школьного двора;

5. Озеленение школы.

6. Проведение классных часов:

  • «День Земли»;
  • «Зелёная планета»,
  • «День животных»,
  • «Охрана окружающей среды»,
  • «Птицы родного края».

7. Участие в школьной, городской экологической конференциях, олимпиадах; викторинах.

8. Проведение выставок-поделок из природного материала и композиции из цветов «Природа и фантазия» – осень, «Рождественский букет» – зима.

9. Организация конкурсов:

  • экологический плакат;
  • экологический рисунок;
  • экологический рассказ;
  • экологическая газета;
  • экологическое составление кроссвордов.

10. Участие в работе городского общества охраны природы.

11. Проведение смотров конкурсов экологических агитбригад.

12. Проведение экскурсий и походов, исследование экологических программ.

13. Проведение праздников природы в школе:

  • Праздник «Золотая осень»;
  • «Праздник урожая»;
  • «Прощай, ботаника!»;
  • «День птиц»;
  • «Экологический ринг»;
  • Неделя экологии.

14.  Экологический мониторинг.

15. Сбор информации о состоянии окружающей среды области, города, района. Практическое исследование экосистем. Проведение социологических опросов.

16. Выступление экологических бригад по классам с целью пропаганды экологического образования и поведения человека в природе.

17. Проведение экологических бесед по охране чистоты окружающей среды с жителями микрорайона школы, выпуск листовок.

18. Фотоконкурс «Человек и природа». Фотовыставка.

19. Создание экологических проектов:

  • «Экологические проблемы нашего города»;
  • «Чистый лес»;
  • «Берегите птиц».

20. Участие в спортивно-оздоровительной деятельности под девизом «От экологии природы - к экологии человека».

21. Социальное партнерство под девизом «Встретиться вместе – удача, сотрудничать вместе – успех!»

Ноябрь - апрель

44

Рефлексия

  • подведение итогов работы;
  • оценка результатов реализации проекта;
  • оформление отчетных материалов, презентаций, фото-отчетов, выставок; творческих работ, выпуск газет, плакатов.
  • подготовка материалов для участия в научно – практических конференциях следующего уровня (муниципального, республиканских).

 Май

6. Предполагаемые результаты

  • Повышение интереса учащихся к экологической работе;
  • участие в различных конкурсах и занятие призовых мест;
  • закрепление в процессе практической деятельности теоретических знаний, полученных на уроках, классных часах;
  • освоение новых форм поиска, обработки и анализа информации;
  • развитие у школьников интереса к творческой исследовательской деятельности;
  • развитие креативных способностей учащихся;
  • развитие коммуникативных навыков и умений работать в команде:
  • развитие лидерских качеств;
  • развитие информационной культуры участников проекта;
  • изменение и утверждение массового сознания школьников в значимости природоохранных идей и бережного отношения к природе;
  • повышение уровня экологической культуры (правильного поведения в общении с природой);
  • формирование у школьников чувства гражданской ответственности за экологическую обстановку своей Малой Родины;
  • укрепление и оздоровление детского организма, приобщение к здоровому образу жизни, отказ от вредных привычек;
  • практическое участие школьников в решении экологических проблем своего города, формирование социализации, мотивации к активному участию в общественной жизни;
  • Приобретение навыков социального партнерства с другими организациями. 

Реализация данного проекта способствует:

  • восстановлению чистоты школы, школьного двора;
  • привлечению внимания общественности к проблемам экологии, разбудит в людях чувство ответственности за чистоту и сохранность окружающего мира нашей «Малой Родины»;
  • данный проект утвердит в детских глазах веру в добро, а в их душах и сердцах появится желание делать добрые дела.
  1. Механизм оценки результатов детей

Оценка результатов нашей деятельности будет осуществляться через анкетирование родителей, коллектива школы.  Итоги работы над реализацией проекта будут подведены в мае 2012 года на итоговом классном часе.

8  Дальнейшее развитие проекта

В дальнейшем планируется:

  • продолжить работу по технологии – проектная деятельность экологическй направленности;
  • распространять опыт по созданию экологического пространства;
  • дальнейшее сотрудничество с отделами по охране природы ;
  • организация совместных экологических десантов с другими организациями;
  • продолжение исследования экологического состояния нашего района.  

9. Список использованных источников

  1. Арманд - Ткаченко Г.В. Календарь по охране природы // Пособие для учащихся - М.: Просвещение, 1964.-130с.
  2. Захлебный   А.Н.   Школа   и   проблемы   охраны   природы   -   М.:Педагогика, 1981. - 184с.
  3. Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. Научно-технический прогресс и экологическое образование // Советская педагогика. - 1985. - №12.-С.10-12.
  4. Лихачев Б.Т. Экология личности // Педагогика. - 1993. - №2. - С.19-21.
  5. «Муравейник» ж-л №1-12 1996 г.Печко Л.П. Воспитание у школьников эстетического отношения к  природе // Советская педагогика. - 1987. - №3. - С.29-32.
  6. Сладков Н.И. «Сорочьи тараторки» - 1976г., М.
  7. Суравегина И.Т., Енкевич В.М. Экология и мир: Метод, пособ. ля учит. - М.: Новая школа, 1994. - 126с.
  8. Суравегина   И.Т.,   Сенкевич   В.М.,   Кучер   Т.В.   Экологическое образование в школе // Советская педагогика. - 1990. - №12. - С. 12-14.
  9. Фефилова Е.П., Поторогина Е.А. Азбука природы в подвижных играх // Пособие для учителя: «Вако», М., 2006 г.
  10. Черемисина   Л.Д.   Основы   экологии   младшим   школьникам   //Практическое пособие - М.: Аркти 2006 г. - 88 с.
  11. «Экологический вестник» ж-л - №4-8, 1995 г.
  12. «Юный натуралист». - 1991. - №10. -С.35-37.

Сайты

  1. http://festival.1september.ru/articles/213264/
  2. http://www.bestreferat.ru/referat-50857.html
  3. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/nravstvenno-ekologicheskoe-vospitanie-mladshikh-shkolnikov-v-p

4        http://nsportal.ru/shkola/ekologiya/library/organizatsiya-vneklassnoi-raboty-po-ekologicheskomu-vospitaniyu-v-mou-%C2%ABlits

5       http://nsportal.ru/shkola/ekologiya/library/sotrudnichestvo-uchitelya-i-roditelei-v-ekologicheskom-vospitanii


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности.

Экологическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности.Советова Е. Ю., Конева В. Н.            Образовательные стандарты втор...

Экологическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности/

Экологическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности.Советова Е. Ю., Конева В. Н.            Образовательные стандарты втор...

Экологическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности.

Экологическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности.Конева В. Н., Советова Е. Ю.            Образовательные стандарты втор...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Экологическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности»

1. Актуальность темы2. Проблема3. Цель и задачи4. Стратегия, методы и механизмы реализации проекта- Изучение положительного опыта;- материалы ФГОС-2, - принципы экологической работы в уроч...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Экологическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности»

1. Актуальность темы2. Проблема3. Цель и задачи4. Стратегия, методы и механизмы реализации проекта- Изучение положительного опыта;- материалы ФГОС-2, - принципы экологической работы в уроч...

Проблема по самообразованию «Экологическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности»

Проблема по самообразованию "Экологическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности"....

статья Формирование экологической компетентности младших школьников в урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО

Статья : "Формирование экологической компетентности  младших школьников в урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО"...