урок окружающего мира 3 класс "Охрана растений"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Соломякина Валентина Ивановна

Урок окружающего мира по программе "Начальная школа 21 века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon урок "Охрана растений"71 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: окружающий мир.

Класс: 3.

Программа: Система учебников  «Начальная школа XXI века»

Раздел: «Растительный мир Земли»

Тема: «Охрана растений».

Учитель начальных классов: Соломякина Валентина Ивановна

Личностные планируемые результаты (ЛР):

- проявлять интерес к новому содержанию занятия;

-оценивать свое поведение в лесу и поведение других людей;

Метапредметные планируемые результаты (МПР):

- регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

осуществлять самопроверку; отвечать на итоговые вопросы; оценивать свои достижения на уроке;

- познавательные:  устанавливать причинно-следственные связи;

- коммуникативные: работать в паре, в группе, осуществлять взаимопроверку выполненной работы.

Предметные планируемые результаты (ПР): объяснять почему необходимо охранять растения; формулировать правила поведения в природе.

Цель урока: создать условия для формирования правил бережного отношения к природе.

Оборудование урока: презентация  к уроку «Охрана растений», компьютер, мультимедийный проектор, экран, «Лист успешности» ученика, тестовое задание, задания по группам (экологи, ботаники, зоологи).


Технологическая карта урока

Результат этапа

Деятельность педагога

Деятельность ученика

1. Организационный момент

ЛР   Самоопределение к деятельности; включенность в учебную деятельность;

МПР  самоконтроль.

-Ребята, у нас сегодня необычный урок. На нашем уроке будут присутствовать гости. Повернитесь к ним, пожалуйста. Поздоровайтесь. Спасибо.

- Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе.

- Глубоко вдохните в себя теплоту солнечных лучей, красоту окружающего мира.

- Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство.

- Я желаю вам хорошего настроения . Я уверена, что у нас всё получится.

- Садитесь.

- Подпишите свой лист успешности.

Слушают учителя, настраиваются на предстоящую работу в классе.

2. Актуализация знаний

ЛР: уметь воспринимать задание; сравнивать, оценивать результат своей деятельности и признавать ошибочность результата.

МПР: определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки.

ПР: понимать предметное содержание знания; уметь применять знания, умения и навыки изученные ранее;  устанавливать причинно-следственные связи.

  • Давайте сейчас вспомним то, что изучали на прошлом уроке. Подготовьтесь к тесту. Возьмите листы жёлтого цвета. Просмотрите глазками, чем мы будем заниматься на уроке. 1-й этап — проверка домашнего задания. Оцените себя, как вы подготовили домашнее задание.
  • Приступайте к работе.
  • Выполнили? Обменяйтесь листками. Проверьте  работу товарища (слайд 2). а теперь оцените работу. (слайд 3 )
  • Верните работы работы друг другу и выставьте полученные баллы в свой лист успешности в итоговый результат за проверку домашнего задания.
  • Ребята, поднимите руки те, кто заработал 3 балла за проверку домашнего задания. Опустите руки.

  1. Прогнозируют результат.

  1. Выполнение теста.

  1.  Выбирают варианты ответов, проводят взаимопроверку.

  1. Оценивают свою работу в «листе успешности».

3. Постановка учебной задачи

ЛР: проявлять интерес к новому содержанию.

МПР: понимать учебную задачу, готовность осуществлять ее решение под руководством учителя.

ПР: иметь представление о неизученном предметном содержании и способах его применения.

  • (слайд 4) Что вы видите на экране?
  • Как вы думаете, почему эти 2 картинке показаны вместе?
  • А может ли так случиться, что первая картинка превратится во вторую?
  • Да, действительно, может такое произойти. Что нужно сделать, чтобы этого не случилось?
  • Значит какая тема нашего урока? О чём мы сегодня будем говорить?

Формулируют тему и цель урока.

4. Решение учебной задачи.

ЛР: проявлять интерес к новому содержанию занятия.

МПР: осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; сопоставление; анализ; синтез; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; установление причинно-следственных связей; самостоятельное создание способов решения проблемы.  .

ПР: умение сформулировать правила бережного отношения к природе; определять возможные пути как сохранить разнообразие растений на Земле.

  • Для того, чтобы ответить на эти вопросы, я предлагаю вам поработать в группах: (слайд 5)

1 группа — экологи, 2 группа — ботаники, 3 группа — зоологи.

  • В каждой группе есть 3 задания. Распределите эти задания между собой. Возьмите лист успешности и спрогнозируйте свой результат.
  • Пожалуйста, приступайте к работе.
  • Проверим работу каждой группы.
  • Ребята, оцените исследовательскую работу группы ботаников.
  • Ребята, оцените исследовательскую работу группы зоологов.
  • Ребята, оцените исследовательскую работу группы экологов.
  • Каждая группа внесите баллы в свой лист успешности.

 Работа в группах:

а) распределение заданий.

б) прогнозирование результата.

в) самостоятельная работа.

г) результат самостоятельной работы.

д) оценивание деятельности группы.

5.  Физминутка.

  • Наступила минутка отдыха. Давайте, совершим прогулку в парк. Слайд 6  
  • На дворе золотая осень! Она разукрасила природу в яркие краски! Посмотрите, какая красота вокруг нас!
  • Вот перед вами высокий клён. Давайте, дотянитесь до его ярких листочков.
  • Справа — стройная берёзка. Попробуйте дотянуться до её веточек.
  • Посмотрите направо — перед вами яркий листок клёна, повернитесь влево — давайте полюбуемся ярко-красными гроздьями рябины.
  • Давайте соберём букет из осенних листьев своему лучшему другу. Берём листики клёна, берёзы, рябины.
  • Какой красивый получился у нас букет.
  •  Ну, а сейчас, давайте порадуемся нашей прогулке.
  • Вам понравилась прогулка? Но нам пора возвращаться и продолжать урок.

6. Закрепление и обобщение полученных знаний.

ЛР: уметь оценивать результат работы;

МПР: контролировать действия в процессе выполнения задания; устанавливать причинно-следственные связи ;

ПР: формулировать правила поведения в природе

  • А теперь проведём блиц — опрос по изученному материалу. Возьмите зелёные листики.
  • Оцените свою готовность к выполнению самостоятельной работы.
  •  Выполните задания.
  • Дайте оценку выполненной работы по количеству правильных ответов. (слайд 7)

  1. Прогнозирование результата.
  2. Самостоятельная работа учащихся.
  3. Самопроверка.
  4. Оценивание.

7. Подведение итога урока.

ЛР: уметь оценивать результат своей работы.

МПР: оценивать свои достижения.

-Давайте вспомним всё о чём говорилось на уроке выполнив синквейн.(Слайд 8).

- Прочитайте главную мысль текста в учебнике на с. 84. Согласны ли вы с автором?

-Подведите итог своей успешности. Слайд 9 .

Посчитайте и поставьте себе отметку. Листы сдайте мне.

- Составить памятку «Правила поведения на природе»  в учебнике на с. 84.

или выполнить задания в тетради на с.30.Слайд 10

1) Составление синквейна.

2) Подведение итогов  успешности.


Приложение №1

2. Проверка знаний (тест)

Выполнение теста “ Растения Красной книги ”.

Учитель. Поставь + напротив правильного ответа.

1. Красная книга содержит сведения о:

а) растениях;

б) редких и исчезающих растениях ;

в) исчезающих растениях.

2. Почему Красная книга имеет такой цвет?

а) это красивый цвет

б) это яркий сигнал

в) это сигнал опасности

3.Как называется лекарственное растение, корень которого напоминает по форме человеческую фигуру?

а) венерин башмачок

б) женьшень

в) лотос

4.Найди группу, в которой перечислены растения, занесённые в Красную книгу.

а) колокольчик, мать-и-мачеха, ромашка

б) ландыш, венерин башмачок, женьшень

в) лотос, крапива, подорожник

  1. В каком году появилась «Красная книга»?

а) 1978 г.

б) 2000 г.

в)1965 г.

Ключ:

1

2

3

4

5

Б

В

Б

Б

А

Критерии оценивания:

3 балла —правильно выполнены  все задания

2 балла — правильно выполнено 3-4 задания

1 балл — правильно выполнено 1-2 задания.

Приложение №2

ЗАДАНИЯ ГРУППАМ

1 группа — экологи 

Задание №1

Прочитайте задание. Обсудите в группе проблемные ситуации и ответьте на вопросы.

1) На улицах городов и сёл часто сажают тополь, берёзу, акацию, клён, вяз. Нужно ли         это делать, ведь эти деревья не дают плодов?

        

  1. Часто ребята оставляют на газонах, в парках, в лесу мусор: бумажки, обёртки,         упаковки. Какой вред они наносят растениям?

        Задание №2

          Подготовьте сообщение «А знаете ли вы»?

 -80% пожаров происходит по вине людей (не затушенный костер, брошенный окурок)

20% по вине природы (от удара молний, в засушливые годы самовозгорание сухого мха и травы)

-На месте костра ничего не будет расти в течение 5-7 лет. Природе приходится все начинать сначала. И только через 100 – 200 лет снова на месте пожара появится лес.

-Помните: из 1 дерева можно сделать 1 миллион спичек, а 1 спичкой сжечь 1 миллион деревьев.

Бумага, брошенная нами, будет лежать в земле более 2 лет

Консервная банка – более 30 лет

Полиэтиленовый пакет -200 лет

        Задание №3

        Из имеющихся экологических знаков и иллюстраций сделать экологический  плакат на         тему: «Поведение человека в лесу» (с точки зрения экологов).

        

2 группа — ботаники

Задание №1

        Подготовьте сообщение «А знаете ли вы, что растения умеют разговаривать»? (Журнал  «Клёпа. О чудесах мира растений» с. 8-9)

Задание №2

        Прочитайте задание. Обсудите в группе проблемные ситуации и ответьте на вопросы.

  1. Почему в лесу, в парке можно ходить только по дорожкам и тропинкам?

  1. Аня хотела научиться плести венки так же, как это делала её подружка Марина. Девочки нашли полянку с одуванчиками. Нарвали по букету и сели плести. Марина показала как укладывать и перевязывать цветы, но у Ани ничего не получилось. Пришлось собрать ещё букет, потом – ещё. Одуванчики быстро вяли и становились некрасивыми. Когда, наконец, Аня закрепила концы венка и можно было одеть его на голову, девочек позвали домой. Они бросили цветы и пошли обедать. Какой вред они наносят растениям?

Задание №3

Из имеющихся экологических знаков и иллюстраций сделать экологический плакат на тему: «Поведение человека в лесу» (с точки зрения ботаников).

                

3 группа — зоологи

        Задание №1

Прочитайте задание. Обсудите в группе проблемные ситуации и ответьте на вопросы.

  1. Прочитайте текст  и сделайте вывод.

«Одно лечит, другое калечит»

        Как-то напали на лес полчища прожорливых гусениц. Глодают листву – хруст по всему лесу слышен.

        Стали деревья лечить, от гусениц спасаться разными ядовитыми порошками, ядовитыми туманами. Всех гусениц потравили, а заодно и… всех других, в том числе и полезных насекомых.

        Птицы стали их клевать – тоже отравились. Птиц принялись звери есть – и их не стало.

        На другой год стоит лес совсем здоровый, но и… совсем пустой: не слыхать, ни птичьего пения, ни звериного шороха.

Вот с какой осторожностью надо пользоваться (чем?)____________________________. Иначе получается: одно лечим – другое калечим.

  1.  Один градоначальник, увидев за границей идеально чистый парк, приказал вырубить подлесок в лесопарке своего города. Почему не стало слышно щебетания птиц и отчего стали гибнуть старые деревья?

Задание №2

Из имеющихся экологических знаков и иллюстраций сделать экологический плакат на тему: «Поведение человека в лесу» (с точки зрения зоологов).

Задание №3

                На территории Белгородской области расположен государственный природный заповедник «Белогорье», общая площадь которого - 2131 гектара. Заповедник включает в себя пять участков, расположенных на территории Борисовского, Губкинского и Новооскольского районов области.

                Наиболее известный участок заповедника "Лес на Ворскле" образован в 1922 году на территории бывшей «Заказной рощи» графов Шереметьевых. Его основу составляют участки уникального 300-летнего дуба.

                Большую ценность представляет также природный парк «Хотмыжский» общей площадью 10тысяч гектаров. Флора парка насчитывает 566 видов, 14 из них  занесены в Красную книгу.

                Всего в области насчитывается один заповедник федерального значения, а также 64 заказника, 20 памятников природы, 2 природных парка, один дендрологический парк и ботанический сад - регионального значения площадью 18 тясяч гектар. В целом особо охраняемые природные территории Белгородской области занимают площадь 51 тысячу гектаров, что составляет около 2 % от общей площади Белгородчины.

Приложение №3

БЛИЦ — ОПРОС (да/нет)

1. В лесу надо соблюдать тишину.

2.Уходя из леса, весь мусор после себя нужно  аккуратно сложить в одно место.

3.В лесу следует ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву под деревьями.

4.Нельзя ловить бабочек для коллекций, потому что они являются насекомыми-опылителями.

5.Массовый сбор цветов для букетов приводит к тому, что численность красивых цветов увеличивается.

6.Могут ли животные и человек жить на Земле без растений?

7.Каждый человек может внести свой вклад в охрану растений.

8.Когда человек вырубает леса, исчезают многие обитатели леса.

9.Можно ли рвать  в лесу подснежники?

10.Букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.+

Ключ:

№1

№2

№3

№4

№5

№6

№7

№8

№9

№10

Да

Нет

Да

Да

Нет

Нет

Да

Да

Нет

Да

Критерии оценивания:

3 балла —правильно выполнены  все задания;

2 балла — правильно выполнено 7-9 заданий;

1 балл — правильно выполнено 4-5 заданий.

Приложение №4

ЛИСТ УСПЕШНОСТИ _________________________________________________

Этапы урока

Прогнозируемый результат

Итоговый результат

Проверка домашнего задания

Исследовательская работа

Закрепление и обобщение знаний

Итоговая оценка

Итоговый результат  успешности:

8 - 9 баллов — оценка «5»

6 — 7 баллов — оценка «4»

3 — 5 баллов — оценка «3».

Приложение №5

СИНКВЕЙН

1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие,

2 строка – два прилагательных.

3 строка – три глагола.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Охрана растений"

Данный урок является 11 уроком в блоке «Растительный мир Земли». Эта тема является логическим продолжением предыдущего материала и тесно связана с последующими уроками. Она воспринимается учащи...

Урок окружающего мира " Деревья, растения, травы. Части растений"

Урок окружающего мира  1 классТемаДеревья, растения, травы. Части растений.Цель: формировать правильное научное понятие «растение»; уточнить понятия «дерево», «кустарник», «травянистое растение»,...

урок окружающего мира "Разнообразие растений"

Урок - исследование. Учитель - сотрудник, дети - исследователи....

Урок окружающего мира "Комнатные растения" 2 класс УМК "Школа России"

Методическая разработка урока "Окружающий мир" для 2 класса по теме "Комнатные растения" Оборудование: живые комнатные растения, предметы для ухода за ними, мультимедийное оборудование,компьютерная п...

урок окружающего мира "Культурные растения моего края" УМК "ПНШ"

Урок окружающего мира.2-ая четверть 2-го класса.«Культурные растения нашего края»                Задачи урока: 1. Назвать признаки, отличающие дикорастущие растения от культурных. Познакомить учащихся...

Урок окружающего мира "Охрана растений" 3 класс

Урок «Охрана растений» направлен на обобщение знаний учащихся о значении растений в жизни животных и человека. Урок интегрированный. Используются элементы уроков русского языка (словообразовател...

Урок окружающего мира "Комнатные растения"

Конспект урока по окружающему миру. Есть презентация. Пишите, если надо: soloveva_elena_0@mail.ru...