урок "Что такое Родина"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Урок предназнсиисачен для учащихся 1 класса по окружающему миру по программе "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekh._karta.docx32.74 КБ

Предварительный просмотр:

                                                         Технологическая  карта  урока.

Образовательное учреждение: МБОУ Камская  СОШ

Класс: 1

УМК: «Школа России»

Учитель: Федотова Федосья Павловна

Предмет: окружающий мир.

Тема:  «Что такое Родина?». 

Тип урока: урок изучения и закрепления новых знаний.

 Планируемые результаты:

Цель урока: создание благоприятных условий для здоровья, обучения и развития обучающегося.

Задачи урока:

- формировать осознание принадлежности к родному народу, стране, государству;

- формировать интерес и чувство сопричастности к современным событиям и истории России и Удмуртии;

- воспитывать способность к духовному самообогащению, рефлексивным проявлениям, самооценке и самоконтролю поведения;

- познакомить с государственными символами России и Удмуртии: флагом, гербом, гимном;

- воспитывать у детей любовь к Родине, чувство гордости за родную страну;

-воспитывать у детей интерес к изучению истории.

Предметные:

Формировать осознание целостности окружающего мира, умение обнаруживать и устанавливать элементарные связи и зависимости в обществе; расширять знания о нашей стране – России, республике - Удмуртии; формировать умение использовать полученные знания в продуктивной и преобразующей деятельности; расширять кругозор и культурный опыт школьника; формировать умение воспринимать мир не только рационально, но и образно; овладевать методом наблюдения и исследования.

 Метапредметные:

 1.Регулятивные:  развивать умения осуществлять действия по образцу и заданному правилу, сохранять заданную цель, осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля, способность к организации, планированию различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой).

 2.Коммуникативные:  формировать умение высказывать собственную точку зрения, организовывать совместную деятельность, проводить ролевые игры, объяснять и доказывать свой выбор и выполняемые действия; развивать способность к связной логически целесообразной форме речи.

 3.Познавательные:

  формировать умения анализировать, сравнивать и обобщать информацию, составлять устные высказывания, структурировать полученные знания, адекватно оценивать свои действия.

 Личностные:

  Формировать готовность и способность к саморазвитию и самообучению, самоконтролю и самооценке; умение осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с её участниками; понимание особой роли России в мировой истории; воспитывать чувство гордости за национальные достижения, уважительное отношение к своей стране и её истории, любовь к родному краю, деревне, школе и семье, гуманное отношение и толерантность к людям. Понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе и обществе.

Оборудование: компьютерная презентация, проектор, экран,  листы формата А4 с заданиями, цветные карандаши, простой карандаш, части герба России, Удмуртии,  клей.

Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Планируемые результаты

УУД

1.Самоопределение к деятельности.

Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя:

Ноги на пол мы поставим,

Спинки все мы разогнем,

Локотки на стол поставим,

Домик к носу подведем,

Руку левую на стол,

Сверху правую кладем. 

Подготовка класса к работе.

Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2.Подготовка обучающихся к активному и осознанному усвоению учебного материала.

-Вы дома нарисовали свой дом. Каждое здание интересно  по – своему. Для каждого из вас этот дом дорог. Так же как и любому человеку важен и дорог его дом, в котором он живёт.

- Как можно назвать то местечко, где родился и вырос человек?

Родина – это дом, в котором мы живём и русская берёзка, и крик кукушонка, и полянка. Это место, где ты родился и вырос.

Родина, она у каждого своя, свой уголок земли, который дорог сердцу. Недаром в народе говорят:

  • Одна у человека мать, одна у него и Родина.
  • Родная сторона – мать, чужая – мачеха.
  • Чужая сторона не Родина.(слайд1)

Родина – это и наши мамы, папы, бабушки и дедушки.

Понятия “малая” и “большая” Родина.

– У каждого человека есть свой маленький уголок – город, улица, дом, где он родился. Это – его малая Родина.

– Где бы впоследствии не жил взрослый человек, его постоянно тянет на родину, ему хочется пройтись по родной улице, постоять у родного дома.

– Из множества таких маленьких уголков состоит наша общая большая Родина.

– Как называется наша большая Родина?

Послушайте стихотворение

Дети должны были нарисовать дома дом, в которым они хотели бы жить

Родина.

Россия

(Рассказывает ученик)

Нет края на свете красивей,

 Нет Родины в мире светлей!

 Россия, Россия, Россия, –

Что может быть сердцу милей?

Кто был тебе равен по силе?

 Терпел пораженья любой!

 Россия, Россия, Россия, –

 Мы в горе и счастье – с тобой!

Россия! Как Синюю птицу,

 Тебя бережём мы и чтим,

 А если нарушат границу,

 Мы грудью тебя защитим!

И если бы нас вдруг спросили:

 "А чем дорога вам страна?"

 – Да тем, что для всех нас Россия,

 Как мама родная, – одна!

 (В. Гудимов)

Коммуникативные:

способность к связной  логически целесообразной форме речи, умение рассуждать.

Личностные:

готовность и способность к саморазвитию и самообучению, осуществление учебной деятельности и взаимодействие с её участниками.

3.Постановка познавательной задачи.

- Каждый человек уникален, он обладает только ему присущими качествами и домики вы нарисовали все разные. Но, несмотря на то, что мы такие разные, многое нас объединяет.

- Как вы считаете, что может объединять нас с вами?

Кто догадался, какова тема нашего урока? (слайд 2)

Должен ли человек знать про свою страну? Почему? Что вы знаете о своей Родине? У нас вопрос помощник. На какие бы вопросы вы хотели получить ответ сегодня на уроке?

Все мы – жители замечательной, богатой страны. Наша Родина – Россия.

Наша страна – Россия

 (дети записывают тему)

(Приложение 1)

Ответы детей.

Регулятивные:  целеполагание.  

Познавательные:  самостоятельное формулирование проблемы и познавательной цели.

Предметные: расширение кругозора и культурного опыта школьника.

Личностные: взаимодействие с участниками учебной деятельности.

4.Усвоение новых знаний и способов действий. Построение проекта выхода из затруднения.

Физминутка 1

Просмотр  слайдов и прослушивание песни «У моей России» (Слайды3-8)

   – Вот она, какая Россия, широкая и великая!

Посмотрите на карту. Россия – самая большая страна на свете.  Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы. Граница России проходит и по суше, и по воде. И везде живут люди. (Слайд 9)

 Россия – огромная и необъятная страна. В состав Российской Федерации входит 89 субъектов.

Много ли народов населяет нашу страну?

- По данным переписи населения, которая проходила в 2010 году,  население России составляет более  141 млн. человек. (слайд 10) Россию населяют более 180 национальностей, народностей и этнических групп. (слайд 11)

(Слайды 12-18) Россия – это русские, татары, башкиры, чеченцы, карелы, коми, удмурты, марийцы, нанайцы, чукчи и другие  народы и народности.

- Когда вы рисовали дом, вы делали его таким, как вам нравится, на свой вкус. Вместе, сообща, вы нарисовали неповторимые дома. И это не смотря на то, что вы все разные, непохожие друг на друга. Так же и в нашей стране, не смотря на то, что ее населяют разные народы, как они должны относиться друг к другу?

 Как можно одним словом назвать жителей России?

- А в какой стране мы живём? (Слайд 19)

- Есть большая страна на планете, это Россия, а в этой стране России есть наша маленькая республика Удмуртия. Расположена наша республика в междуречье Камы и Вятки. Совсем немного места занимает она на карте великой страны России. (Слайд 19 – карта России)

Послушаем стихотворение

- Кто знает, как сегодня называют Удмуртию?

- Сегодня Удмуртию ласково называют родниковым краем. Более 7 тысяч родников дают здесь начало малым рекам, которые встретившись в едином русле Камы, вливаются в могучую Волгу. (Слайд 20 - родник)

Символика России.

 Как и все государства в мире, Россия имеет свои государственные символы – флаг, герб, гимн.

(Слайд 21) Флаг России.

 Какие цвета составляют флаг России? Ребята дома должны были узнать, что обозначает каждый цвет на флаге нашей страны.

(Слайд 22) Флаг Удмуртии

- Как вы думаете, есть ли у Удмуртии свой флаг?

С уважением, пониманием, все делать сообща.

Мы – Россияне.

(Рассказывает ученик)

Хватает Волге широты и сини,
Но с Камою она ещё синей.
И для меня бы 
Не было России
Без маленькой Удмуртии. 

Сообщения детей.

Во все времена цвету предавали особый смысл. Белый цвет означает мир и чистоту совести, синий – небо, верность и правду, красный – огонь и отвагу.

В Государственном флаге Удмуртской Республики:

чёрный цвет является символом земли и стабильности;
красный – цветом солнца и символом жизни;
белый – символом космоса и чистоты нравственных устоев.

Восьмиконечный солярный знак – знак-оберег – по преданию оберегает человека от несчастий.

5. Первичное закрепление

Физминутка 2

(Слайд 23) Игра «Найди флаг»

- Найдите российский флаг.

- В чём его отличие от других флагов?

- Найдите удмуртский флаг.

Задание: - Разделите территорию России на 3 части и закрасьте их в цвета Российского флага. (Слайд 24)

(Слайд 25) Герб России.

- Герб России  сочетает в себе знаково-символическое и эстетическое начало. Герб можно рассматривать, можно им любоваться, как произведением искусства, но, что особенно важно, его нужно суметь правильно прочесть.

На фоне щита красного цвета изображён двуглавый орёл. Правой лапой орёл сжимает скипетр. В его левой лапе – держава. Над головой орла мы видим короны. Скипетр – это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху.

В давние времена корона, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они нам напоминают об историческом прошлом нашей страны, символизируют единство Российской Федерации и независимость её от других государств.

Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица – на солнце. На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Это – святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копьё, которое помогло ему победить змея. Чёрный змей – символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами. Герб России символизирует красоту, справедливость, победу добра над злом.

(Слайд 26) Герб Удмуртии.

Государственный герб Удмуртской Республики представляет собой круглый щит красно-черного цвета с изображенным на нём белым лебедем с раскрытыми крыльями. Окружность щита обрамлена лентой красно-бело-чёрного цвета.

Игра «Собери герб»

Слушайте стихотворение и повторяйте.

(Слайд 27-28) Гимн России, Удмуртии.

- Гимн – торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых, торжественных случаях: во время национальных праздников, подъёма Государственного флага Российской Федерации, торжественных собраний, во время проведения воинских ритуалов  и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы.

- В каждом государстве есть главный город. Какой город является  столицей России? (Слайд 29)

Именно в столице находится самый главный человек страны. Как он называется?

 Кто является президентом России?  (Слайд 30)

Какой город является столицей Удмуртии? (Слайд 31)

Кто является президентом Удмуртии? (Слайд 32)

Детям предлагаются изображения флагов России и других государств (Франции, Словения, Люксембург, Польша и др.)

Выполнение задания. (Приложение 1)

В Государственном гербе Удмуртской Республики:

чёрный цвет является символом земли и стабильности;
красный – цветом солнца и символом жизни;
белый – символом космоса и чистоты нравственных устоев.

Дети собирают герб из частей – пазлов. (работа в парах)

(Приложение 1,2)

Дети повторяют движения.

Прослушивание Государственного гимна России.

Прослушивание гимна Удмуртии.

Москва

Президент

В.В. Путин

Ижевск

А.А.Волков

Регулятивные:  развивать умения осуществлять действия по образцу и заданному правилу, сохранять заданную цель,  способность к организации, планированию творческой  деятельности.

Предметные:

 осознание целостности окружающего мира, умение обнаруживать и устанавливать элементарные связи и зависимости в обществе;  умение использовать полученные знания в продуктивной и преобразующей деятельности; расширение кругозора и культурного опыта школьника; умение воспринимать мир не только рационально, но и образно.

Регулятивные:   умение осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля.

Коммуникативные:  формировать умение высказывать собственную точку зрения, объяснять и доказывать свой выбор и выполняемые действия; развивать способность к связной логически целесообразной форме речи.

  Личностные:

  Формировать готовность и способность к саморазвитию и самообучению, самоконтролю и самооценке.

6. Самостоятельная работа с проверкой.

Тест «Знаешь ли ты Россию и Удмуртию?» (Слайд 41)

Выполнение теста.

(Приложение 1)Взаимопроверка.

Регулятивные:   умение осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля.

  Личностные:

  Формировать готовность и способность к саморазвитию и самообучению, самоконтролю и самооценке.

7. Рефлексия  деятельности (итог урока).

– Ребята, а как вы думаете какой ваш долг перед Родиной?

В заключение давайте послушаем стихотворение С. Синицина:

 

Каждый из нас шёл на эту встречу с определёнными ожиданиями. Мне бы хотелось, чтобы вы сейчас озвучили, оправдались ли ваши ожидания, какие впечатления у вас остались от урока.

Нужно просто любить свою Родину, беречь и умножать её природу, хорошо учиться).

Любовь к своей Родине!

Чтение наизусть учеником.

Берегите Россию –
Нет России другой.
Берегите её тишину и покой,
Это небо и солнце,
Это хлеб на столе,
И родное оконце,
В позабытом селе…
Берегите Россию –
Без неё нам не жить.
Берегите её,
Чтобы вечно ей быть.

Дети называют свои ощущения и чувства. (Дети рисуют солнышко, выразив свое настроение, чувства)

(Приложение 1)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Окружающий мир 1 класс.Что такое родина?(презентация)

Окружающий мир 1 класс.Что такое родина?(презентация)...

ЧТО ТАКОЕ РОДИНА?

Цели: подвести детей к осознанию понятия Родина; раскрыть некоторые возможные формы проявления любви к Родине.Оборудование: карточки со словами: Родина, Отчизна, Оте­чество, родная сторона, родн...

Урок окружающего мира "Что такое Родина?"

Урок окружающего мира во 2 классе по УМК "Начальная школа XXI века" под ред. Н.Ф.Виноградовой....

Презентация к уроку окружающий мир. Что такое Родина? 1 класс

Презентация к уроку окружающий мир. УМК "Школа России". 1 класс....

Урок окружающего мира "Что такое родина?" 2 класс

Урок окружающего мира "Что такое родина?" 2 класс. Программа "Начальная школа 21 века"...

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе по теме "Что такое Родина"

В предлагаемом материале описана технология работы с текстом "Дубёнка" из книги В.А. Бахревского и Г.М.Цыферова "Ты, Россия моя". Урок проводится в 3 классе по ОС "Школа 2100" в соответствии с требова...

План - конспект урока по окружающему миру в 1 классе «Что такое Родина?»

План-конспект урока по окружающему миру в 1 классе "Что такое Родина?", УМК "Школа России", Плешаков А.А....