Главные вкладки

    урок окружающего мира
    методическая разработка по окружающему миру (2 класс) по теме

    Бочка Ирина Александровна

    урок был проведен во 2 классе в рамках декадника начальной школы

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Предмет: Окружающий мир

    Тема урока: Эмоциональное состояние человека, проявление чувств.

    Тип урока: комбинированный

    Цель: познакомить учащихся с влиянием эмоций человека на поведение и поступки.

    Задачи:

    Развивающие:

    • развивать творческое воображение;
    • умение наблюдать, сравнивать;
    • получать информацию из различных источников, анализировать, делать выводы;

    Образовательные:

    • совершенствовать знания о пяти чувствах человека,
    • формировать понятие об эмоциях и чувствах человека;
    • Воспитательные:
    • воспитывать умение управлять своими эмоциями,
    • быть внимательными к чувствам окружающих людей

    Концептуальные основы:  

    • традиционная педагогическая технология;
    • информационно-коммуникационная технология;
    • элементы технологии организации исследовательской деятельности обучающихся и элементы дифференцированного подхода к обучению.

    Информационное обеспечение:

    • учебник Окружающий мир 2 часть 2 класс О.Т. Поглазова; мультимедийный проектор; компьютер; принтер.

    Достигнутые результаты:

    • дети умеют оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
    • умеют слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД)
    • учащиеся умеют  осознавать себя членом общества и воспитывать  в себе желание стать достойным человеком (Коммуникативные УУД)
    • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; (Регулятивные УУД)
    • у учащихся сформировано умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. (Познавательные УУД)

    Ход урока.

    1. Мотивация к учебной деятельности

    Прозвенел звонок веселый,
    Мы начать урок готовы .
    Будем слушать , рассуждать
    И друг другу помогать.

    1. Актуализация  знаний учащихся

    Сегодня у нас необычный урок окружающего мира. Сегодня на уроке мы будем работать в группах, писать синквейны и вспоминать историю нашей  Родины.

    Формулирование темы и целей урока.

    Для этого урока уже в течении недели все дети работали по группам. У каждой группы было своё задание.

    Первая группа работала над исследованием. Что такое эмоции человека и как они проявляются.

    Вторая группа исследовала  на что человек способен в эмоциональном состоянии.

    Третья группа исследовала влияние эмоционального настроя человека на выносливость и готовность превозмочь свои возможности.

    1. Работа по теме урока
    1. Работа исследовательских групп ( в классе дети рассажены по группам в соответствии с ранее поставленной перед ним задачей, всё выступление исследователей построено в соответствии со слайдами )

    Выступление  первой  группы исследователей.

     1исследователь: Понятие "эмоция" появилось в конце 19 века и связано с именами У. Джемса и Г. Ланге. По их концепции — эмоции вызываются внешними воздействиями, изменениями в произвольной двигательной сфере и в сфере непроизвольных актов — сердечной. Появляющиеся при этом ощущения и есть эмоциональные состояния, т.е. причины и следствие поменялись местами. Считается, что телесные эмоции настраивают организм к ситуациям, требующим больших энергозатрат. Мнение многих психологов основывается на том, что эмоции не являются психическим состоянием, это просто ответ организма на ситуацию.

    2исследователь: Но сегодня, в морозные дни февраля хочется поговорить о более значимом. О том на что человек способен  в эмоциональном состоянии. И мы будем сегодня на уроке вспоминать о эхо той далёкой, но невероятно близкой войны. И не случайно у нас в классе звучит музыка Шестаковича. Сегодня мы вспомним страшные дни блокады Ленинграда. Но не будем говорить о многом. Вспомним детей  блокадного Ленинграда.

    3 исследователь: Исследуя  эмоциональное состояние человека мы столкнулись с тем, что человек в этом состоянии прежде всего творец. Он пишет стихи и сочиняет музыку.  И на наш взгляд самым трогательным в мире было написание 7 симфонии Шостаковича.  Музыка – это великая сила. Она лечит морально и духовно, помогает справиться с жизненными трудностями, даёт необходимые силы. В блокадном Ленинграде музыка помогла голодающим жителям выжить, не пасть духом, найти в себе силы на борьбу с лютым врагом  и, наконец, победить! Во время войны композитор  Дмитрий Дмитриевич Шостакович написал Седьмую симфонию, ставшую великим произведением, которое вдохновляло и воодушевляло людей, поднимало у них боевой дух.

    4исследователь: В конце 1941 года началась регулярная работа Ленинградского симфонического оркестра в главе с Элиасбергом. Из-за голода и холода музыканты едва держались на ногах, но постоянно давали концерты. Мне кажется, что надо обладать огромным мужеством, чтобы совершать такие поступки. Не многие смогли бы давать концерты в таких условиях.

    Выступление  второй группы исследователей.

    1 исследователь Много раз потом в мире исполнялась Седьмая симфония Шостаковича – сытыми музыкантами, в теплых концертных залах, может быть, более профессионально, но так искренне, с такой самоотдачей, в таком эмоциональном состоянии  не исполнялась нигде и никогда.

    2 исследователь И написание поэтических произведений, к примеру поэтесса Блокадного Ленинграда писала:

    Я говорю: нас, граждан Ленинграда,

     не поколеблет грохот канонад,

     и если завтра будут баррикады-

     мы не покинем наших баррикад…

     И женщины с бойцами встанут рядом,

     и дети нам патроны поднесут,

     и надо всеми нами зацветут

     старинные знамена Петрограда.

    (О. Берггольц)

    3 исследователь Анна Андреевна Ахматова в блокадном Ленинграде писала

    Победителям

    Сзади Нарвские были ворота,

    Впереди была только смерть...

    Так советская шла пехота

    Прямо в желтые жерла «берт».

    Вот о вас напишут книжки:

    «Жизнь свою за други своя»,

    Незатейливые парнишки, —

    Ваньки, Васьки, Алешки, Гришки, —

                Внуки, братики, сыновья!

    Выступление  третьей группы исследователей.

    1 исследователь: Исследуя эту тему  нам трудно представить какие эмоции переживали дети в то время, ведь для них продолжались будни  дети школьного возраста могут гордиться тем, что они отстояли Ленинград вместе со своими отцами, матерями, старшими братьями и сестрами. Великий труд охраны и спасения города, обслуживания и спасения семьи выпал на долю ленинградских мальчиков и девочек. Они потушили десятки тысяч зажигалок, сброшенных с самолетов, они потушили не один пожар в городе, они дежурили морозными ночами на вышках, они носили воду из проруби на Неве, стояли в очередях за хлебом... И они были равными в том поединке благородства, когда старшие старались незаметно отдать свою долю младшим, а младшие делали то же самое по отношению к старшим.

    2 исследователь Когда замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде оставалось помимо взрослого населения 400 тысяч детей – от младенцев до школьников и подростков.
    У них было особое, опаленное войной, блокадное детство. Они росли в условиях голода и холода, под свист и разрывы снарядов и бомб. Это был свой мир, с особыми трудностями и радостями, потому что каждый человек, в том числе и ребёнок всё испытывает по своему, с разными эмоциями и реагирует на всё по своему.
    3 исследователь : Вспоминая об этих тяжелых днях, Ленинградка Кена Петровна Черная не могла сдержать слезы. "Мне было всего четыре года, – говорила она, – когда началась война, я помню как пыталась спрятаться под столом во время обстрелов и бомбежек и ждала маму, а мама приходила и говорила: "Хлеба нет, машину с хлебом разбомбили". И так каждый день.. .
    4 исследователь: Существование в осажденном городе было немыслимо без упорного труда. Тружениками были и дети. Они ухитрялись так распределять силы, что их хватало не только на семейные, но и на общественные дела. Пионеры разносили почту по домам. Когда во дворе звучал горн, надо было спускаться за письмом. Они пилили дрова и носили воду семьям красноармейцев. Чинили белье для раненых и выступали перед ними в госпиталях. Город не мог уберечь детей от недоедания, от истощения, но тем не менее для них делалось все, что возможно.
    5 .исследователь: Несмотря на суровую обстановку фронтового города. В конце октября 1941 г. 60 тыс. школьников 1-4 классов приступили к учебным занятиям в бомбоубежищах школ и домохозяйств, а с 3 ноября в 103 школах Ленинграда за парты сели еще более 30 тыс. учащихся 1-4 классов. Ленинградская школа с честью справилась с этой трудной задачей. Занятия проходили в необычной обстановке. Нередко во время урока раздавался вой сирены, возвещавшей об очередной бомбежке или артобстреле. Ученики быстро и организованно спускались в бомбоубежище, где занятия продолжались. Учителя имели два плана уроков на день: один для работы в нормальных условиях, другой – на случай артобстрела или бомбежки.
    1 исследователь: Учиться в жестоких условиях зимы стало подвигом. Учителя и ученики сами добывали топливо, возили на санках воду, следили за чистотой в школе. В школах стало необычайно тихо, дети перестали бегать и шуметь на переменах, их бледные и изможденные лица говорили о тяжких страданиях. Урок продолжался 20-25 мин.: больше не выдерживали ни учителя, ни школьники. Записей не вели, так как в не отапливаемых классах мерзли не только худые детские ручонки, но и замерзали чернила.

    2 исследователь: Рассказывая об этом незабываемом времени, ученики 4-го класса 148-й школы писали в своем коллективном дневнике: "Температура 2-3 градуса ниже нуля. Тусклый зимний, свет робко пробивается сквозь единственное небольшое стекло в единственном окне. Ученики жмутся к раскрытой дверке печурки, ежатся от холода, который резкой морозной струей рвется из-под щелей дверей, пробегает по всему телу. Настойчивый и злой ветер гонит дым обратно, с улицы через примитивный дымоход прямо в комнату... Глаза слезятся, читать тяжело, а писать совершенно невозможно. Мы сидим в пальто, в галошах, в перчатках и даже в головных уборах... " Учеников, продолжавших заниматься в суровую зиму 1941-1942 г., с уважением называли «зимовщиками».

    5 исследователь: 

    Девчонка руки протянула,
    И – головой на край стола…
    Сначала думали – уснула,
    А, оказалось, – умерла.
    Ее ребята на носилках
    Домой из школы понесли.
    В ресницах у подруг слезинки
    То исчезали, то росли…
    Никто не произнес ни слова.
    Лишь тихо, сквозь метели стон,
    Учитель вымолвил, что снова
    Занятья, после похорон.

    Физминутка ( стоя исполнение песни Мзиури «Ленинградские мальчишки»)

    2 исследователь: А весной у школьников началась "огородная жизнь". Весной 1942 года в опустевшие, обезлюдевшие цехи предприятий пришли тысячи детей и подростков. В 12-15 лет они становились станочниками и сборщиками, выпускали автоматы и пулеметы, артиллерийские и реактивные снаряды. Чтобы они могли работать за станками и сборочными верстаками, для них изготовляли деревянные подставки. Когда в канун прорыва блокады на предприятия стали приезжать делегации из фронтовых частей, бывалые солдаты глотали слезы, глядя на плакатики над рабочими местами мальчишек и девчонок. Там было написано их руками: "Не уйду, пока не выполню норму!"

    Выступление  второй группы исследователей.

    4 исследователь:  Исследуя эту тему, мы с Димой решили особенно остановиться на судьбе ленинградской девочки  Тани Савичевой, она оставила нам свидетельство того, что пришлось пережить детям во время блокады, именно она в своём дневнике передала нам свои эмоции, то как пережились те далёкие дни.

    5 исследователь Дневник ее был одним из документов обвинения на Нюрнбергском процессе. Краткие записи Таниного дневника действуют на душу сильнее, чем описание всех блокадных ужасов. Сегодня Дневник Тани Савичевой выставлен в Музее истории Ленинграда (Санкт-Петербург), его копия - в витрине мемориала Пискаревского кладбища, где покоятся 570 тысяч жителей города, умерших во время 900-дневной фашистской блокады, и на Поклонной горе в Москве.

    4 исследователь:  Мы выяснили, что Девочка Таня Савичева родилась в  1930 г. Жила на 2-й линии Васильевского острова в доме 13  У нее была большая семья: бабушка, мама, сестра (Нина), младший брат (Лека), старший брат, два дяди (братья отца), и сама Таня. Отец, как говорилось в прежних источниках рано умер, Таня жила в обыкновенной ленинградской семье, которая и до войны испытала  тяготы жизни. Началась война, затем блокада. На глазах девочки погибли: сестра, бабушка, два дяди, мама и брат.

    5 исследователь: Сотни юных ленинградцев были награждены орденами, тысячи – медалями «За оборону Ленинграда». Через всю многомесячную эпопею героической обороны города они прошли как достойные соратники взрослых.

    1. Решение проблемных ситуаций

    Учитель: Что помогло детям выжить?

    Дети: Эмоциональный настрой . Вера в победу. Музыка, которая звучала.

    Учитель: Давайте представим себя  на месте тех детей и попробуем решить ситуации:

    ( на столе у каждой группы карточки с жизненными проблемными ситуациями).

    1.  Мальчик шёл с рабочей смены, голодный и усталый, нашел хлеб, завёрнутый в бумагу, посмотрел по сторонам и увидел неподалёку старуху почти без сил. Он понял, что она потеряла хлеб. Как он должен поступить? Почему? Какие эмоции он при этом испытывал?

    2. Девочка заболела, но знала, что нужно идти на работу и в школу. Как она должна поступить. Как она должна поступить? Почему? Какие эмоции она при этом испытывал?

    3. Девочка принесла домой еду . Увидела приболевшую маму. Как она поделила еду. Как она должна поступить? Почему? Какие эмоции она при этом испытывал?

    IV. Рефлексия

    Учитель Хорошо поработали наши исследовательские группы, много рассказали о том страшном времени, но давайте вернёмся к теме нашего урока. . Эмоциональное состояние человека, от чего оно зависит на ваш взгляд?

    Как нужно жить правильно? Какие качества в себе нужно развивать?

    И давайте подытожим наш урок окружающего мира написанием синквейна.

    А что такое синквейн?

    СИНКВЕЙН – малая стихотворная форма, используемая для эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений и ассоциаций.
    СИНКВЕЙН – короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), состоящее  из пяти строк,  которое пишется по определённому плану.

    Слово   «синквейн»   происходит от французского слова «пять».

    ПРАВИЛА  НАПИСАНИЯ  СИНКВЕЙНА

    1 строчка – одно слово – название стихотворения, тема, обычно существительное. 2 строчка – два слова (прилагательные ). Описание темы, слова можно

    соединять союзами и предлогами.

    3 строчка – три слова (глаголы). Действия, относящиеся к теме.

    4 строчка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение      автора  к теме в 1-ой строчке.

    5 строчка – одно слово – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-ой
    строчке, обычно существительное.

    Синквейны детей

    1 группа-

     Победа

    Великая, долгожданная

    Приходит и остаётся

    Люди ждут с радостью.

    Радость

    2 группа –

    Дети

    Разные, смешные, смелые и честные.

    Растут, учатся

    Радуют взрослым своими успехами

    Счастье.

    3 группа –

    Эмоции

    Плохие и плохие.

    Плачут и смеются

    Все люди на земле

    Это жизнь.

    1. Итог урока

    Окончить наш урок хочется пожеланием:

    Будьте жизнерадостными!

    Людей сближает улыбка, а в злобе теряется разум!

    Если бы дети все засмеяться сразу могли,

    Только раздастся команда: «Пошли!»

    Вот бы земля задрожала от смеха!

    Смеху бы вторила гулкое  эхо,

    Будто бы рухнула разом гора

    Звонкого золота и серебра.

    (в конце раздаются памятные брощюры с кратким содержанием урока)

    IIV. Домашнее задание

    Читать и отвечать на вопросы по содержанию стр. 48 учебник


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Эмоциональное состояние человека Урок окружающего мира 2 «А» класс МБОУ СОШ № 12

    Слайд 2

    Эмоции- реакция организма на внешние воздействия…

    Слайд 3

    Эхо той войны

    Слайд 4

    Дмитрий шостакович Ольга бергольц Анна ахматова

    Слайд 5

    Бомбёжки, разрушения, смерть…

    Слайд 6

    Дети и война…

    Слайд 10

    … семьи Тани Савичевой…

    Слайд 11

    Дом № 13 на 2-й линии Васильевского Острова, где жила семья Тани Савичевой…

    Слайд 12

    Савичевы умерли … …умерли все.

    Слайд 13

    Памятник "Детям блокады" г.Ярославль

    Слайд 14

    1 строка – одно слово – название стихотворения, обычно существительное. 2 строка – два слова (прилагательные или причастия). Описание темы. 3 строка – три слова (глаголы). Действия относящиеся к теме. 4 строка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме. 5 строка – одно слово – ассоциация, которая повторяет суть темы, обычно существительное. Правила написания синквейна:

    Слайд 15

    Будьте жизнерадостными! Людей сближает улыбка, а в злобе теряется разум! Если бы дети все засмеяться сразу могли, Только раздастся команда: «Пошли!» Вот бы земля задрожала от смеха! Смеху бы вторила гулкое эхо, Будто бы рухнула разом гора Звонкого золота и серебра.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

    Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

    презентация к уроку окружающего мира "Как изучают окружающий мир" 1 класс УМК "Гармония"

    презентация к уроку "Как изучают окружающий мир" 1 класс УМК "Гармония"...

    Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

    Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

    Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

    Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

    Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

    Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

    Конспект урока окружающего мира «Окна в окружающий мир. Многогранный мир чувств»

    Одним из важных условий достижения целей урока окружающего мира в современной школе является развитие аналитической мыслительной деятельности учащихся. Наглядным примером реализации этой цели служат у...