Главные вкладки

    Урок окружающего мира в 4 классе по программе А.А. Плешакова «Мир вокруг нас» Тема: «Лес и человек» учитель: Прокофьева Марина Дмитриевна
    план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

    Прокофьева Марина Дмитриевна

    Конспект урока с презентацией по предмету "Мир вокруг нас"

     

    Цели:

    Воспитательные:

    1. Научить детей бережному отношению к лесу.
    2. Продолжать формирование умения учащихся видеть красоту родной природы.

    Развивающие:

    1. Развивать коммуникативные навыки в ходе групповой работы.
    2. Развитие ОУУН - анализа, синтеза, логического мышления.

    Предметные:

    1. Раскрыть и объяснить связь между человеком и лесным сообществом.
    2. Организовать групповую работу по моделированию взаимосвязи леса и человека.
    3. Помочь детям составить и запомнить правила поведения в лесу.

    Оборудование: презентации «Лес и человек», «Правила поведения в лесу», тесты «Лесная зона», карточка с заданием для проверки д/з, энциклопедии, атлас – определитель «От земли до  неба», музыка «Звуки леса», «Лесной марш», «Релаксация», карточки с заданиями для групп, карта России (белая), карточки с изображением животных и растений энциклопедия «Кирилла и Мефодия», проектор.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_okruzhayushchego_mira_les_i_chelovek.doc56.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

    «Основная общеобразовательная школа № 9»

    г. Лиски, Воронежской области

    Урок окружающего мира в 4 классе

    по программе А.А. Плешакова

    «Мир вокруг нас»

    Тема: «Лес и человек»

                 учитель: Прокофьева Марина Дмитриевна

    Цели:

    Воспитательные: 

    1. Научить детей бережному отношению к лесу.
    2. Продолжать формирование умения учащихся видеть красоту родной природы.

    Развивающие: 

    1. Развивать коммуникативные навыки в ходе групповой работы.
    2. Развитие ОУУН - анализа, синтеза, логического мышления.

    Предметные:

    1. Раскрыть и объяснить связь между человеком и лесным сообществом.
    2. Организовать групповую работу по моделированию взаимосвязи леса и человека.
    3. Помочь детям составить и запомнить правила поведения в лесу.

    Оборудование: презентации «Лес и человек», «Правила поведения в лесу», тесты «Лесная зона», карточка с заданием для проверки д/з, энциклопедии, атлас – определитель «От земли до  неба», музыка «Звуки леса», «Лесной марш», «Релаксация», карточки с заданиями для групп, карта России (белая), карточки с изображением животных и растений энциклопедия «Кирилла и Мефодия», проектор.

    Ход урока

    1. Орг. момент.

    Нас сегодня ждёт дорога,

    И узнать нам надо много.

    Так возьмёмся, ребята, скорей за работу,

    Чтобы времени зря не терять!

    - Перед тем, как перейти к изучению новой темы, хотелось бы выяснить, что вы знаете о лесной зоне.

    2.Проверка домашнего задания.

    1) 1 уровень – тесты «Зона лесов»      

    2) 2 уровень – составить и записать 2 цепи питания, сложившиеся в лесной зоне.

    3)1 уровень (у доски) Зрительный диктант: соединить стрелками деревья и лес, в котором они произрастают.  

    Пихта

    тайга

    Береза

    Кедровая сосна

    Липа

    смешанный лес

    Ольха

    Сосна

    Лиственница

    широколиственный лес

    Дуб

    Клен

                                                                           

               

       

     3)  Индивидуальное сообщение о зоне лесов.

    Дополнительные вопросы – по карте.

          4) Индивидуальные сообщения о животных лесной зоны.

    (Используется энциклопедия «Кирилла и Мефодия»

    - Более полную информация о зоне лесов можно узнать из энциклопедий и Интернета, используя новый источник информации.

    Выставка энциклопедий, атлас – определитель «От земли до неба»

    1. Определение темы урока.

    <Слайд  1>

    Послушайте песню в исполнении детского хора и определите, чему посвящена тема сегодняшнего урока.   (Прослушивание песни «Лесной марш»)

    - Определите тему урока.

    - Почему эта тема так важна для нас?

    Вывод: Это очень важная и актуальная тема, так как здоровье и жизнь человека зависят напрямую от состояния леса.

    3. Работа над новой темой урока.

    - Я предлагаю отправиться в лес.

    <Слайд  2>

    1) Чтение стихотворения С. Никулиной “Русский лес”  (приложение 1)                

    - О каких отношениях говорится в этом стихотворении? (В стихотворении говорится об отношениях между человеком и лесом.)

    <Слайд  3,4 >

    - Мы попытаемся взглянуть на эту тему глазами людей разных профессий.

    (Дети разделены на три группы: биологи, экологи, медики)

    2) Работа детей в группах.

    Группы получают карточки с вопросами для обсуждения.

    «Биологи»

    - Для кого лес является домом? Докажите.

    (лес- дом для растений, животных, грибов)

    «Экологи»

    - Какую роль играет лес в жизни и здоровье человека?

    (место отдыха, источник пищи и воды)

    «Медики»

    - Почему лес – аптека?

    (много лекарственных растений, лечит чистый лесной воздух- фитонциды, пища и чистая вода)

    Идёт обсуждение в группах, звучит музыка «Голоса леса»

    3)  Ответы членов групп.

    < Слайд  5,6  >

    < Слайд  7,8 >

    < Слайд  9,10 >

         Показ слайдов по ходу урока и закрепление знаний о значении леса.

    4) Проблемная ситуация.

    Лес - прочное природное образование. Леса существуют на земле сотни, тысячи лет. Ничто и никто не может уничтожить лес.

    - Согласны ли вы с этим высказыванием? (дети доказывают свои ответы)

    5) Экологические проблемы.

    <Слайд 11>

    - А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу?

    - Не по его ли вине возникают экологические проблемы леса?

    - Послушайте еще одно стихотворение и подумайте, о какой экологической проблеме идет речь.

    Послушайте стихотворение В. Шефнера “Лесной пожар” (приложение 2)                                                                                

    - Какой поступок человека стал грозной бедой для леса?

    - А ведь этого могло не случиться, если бы человек соблюдал правила разведения костра и не забыл погасить его.

    Пожары в Лисках.

    Подборка газет за летний период с заметками о пожарах в Лискинском районе («Лискинские извести», «Молодой коммунар»)

    4. Физминутка. (приложение 3)

    Релаксация. (музыка)

    5. Работа над темой урока.

    Прослушивание стихотворения

    Н.Некрасова «Плакала Саша, как лес вырубали»  (приложение 4)

    - О какой экологической проблеме идет речь в стихотворении? (Вырубка леса)

    - Посмотрите, как в настоящее время идет заготовка древесины. (Показ слайда)

    - Если раньше лес вырубался по мере надобности, при помощи топора, то сейчас после лесорубов остаются только пеньки. Людям казалось, что леса так много, что его невозможно вырубить. Теперь стало ясно: лес в опасности! Это и понимала девочка Саша из стихотворения Некрасова, ей было жаль птиц и зверей, оставшихся без дома.

    - Какие чувства у вас вызывает эта фотография?

    - Разные чувства вызывает эта фотография, но я рада, что вам небезразлична судьба леса.

     - Послушайте рассказ Сухомлинского “Стыдно перед соловушкой”.

    <Слайд  12 >

    (приложение 5)

    - Чье поведение в лесу вы считаете правильным?

    - Какие проблемы леса вы еще знаете?

    (Загазованность воздуха и пожары)

    - Вы уже знаете, что пластмассовые и стеклянные предметы не гниют даже в земле. Если пищевые отходы и бумагу можно закопать в лесу, то консервные банки, стеклянные бутылки ни в коем случае нельзя оставлять в лесу, а об осколки разбитых бутылок могут пораниться животные.

    - Медикам, биологам и экологам сейчас предстоит рассказать нам что может произойти, если человек не будет беречь лес и его богатства.

    Медики. При загрязнении воздуха трубами заводов, чистого воздуха в природе останется все меньше.

    Биологи. Из-за отсутствия чистого воздуха нарушится рост растений, исчезнут животные.

    Работа с учебником. Стр. 109 «Красная книга»

    Экологи. Мест для отдыха человека совсем не останется. Источник чистой воды и пищи исчезнет с лица земли. Нарушится здоровье человека. А это экологическая катастрофа!

    3) Правила поведения в лесу.

    - Как вы думаете, почему некоторые люди не выполняют правила поведения в лесу?

    - А какие правила вы знаете?

    Показ слайдов (Презентация «Правила поведения в лесу»), выведение правил.

    Вывод: Конечно же, каждый из нас должен задуматься, какими увидят леса наши потомки через век, через тысячелетие, и сможет ли лес им дать то, что сейчас дает нам.

    6. Итог урока.

    1) - На карте изображена наша страна (белого цвета). Посмотрите, какая она одинокая и холодная. Наши специалисты сейчас поместят на планету свои символы. (Дети помещают символы: рисунки животных, растения).

    У доски 2 ученика выбирают нужные рисунки и прикрепляют их к карте.

    2) Класс:

    Прочитайте ещё раз проблемный вопрос:

    Актуальна или нет проблема «Лес и человек»?

    сделайте вывод, докажите.

    Чтение вывода в учебнике на стр. 112. Сравнение со своим выводом.

    - А теперь наша планета стала нарядная и красивая. И все это зависит от человека (на середину помещается изображение человека). И, конечно же, от нас с вами.

    Чтение стихотворения.

    Дерево, трава, цветок и птица
    Не всегда умеют защититься.
    Если будут уничтожены они,
    На планете мы останемся одни.

    7.Оценки.

    8. Домашнее задание.

    Стр. 106 – 113 учебника, печатная тетрадь по теме «Лес и человек» № 1,2,3


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытый урок окружающего мира в 3 классе (Плешаков А.А.) Очень подозрительный тип.

    Познакомить детей с опасностями, которые подстерегают их       при общении с незнакомыми людьми, закрепить знания по разделу «Здоровье и безопасность»...

    Календарно-тематическое планирование уроков Окружающего мира в 3 классе.(Плешаков А.А.)

    p { margin-bottom: 0.21cm; } Тематическое планирование по окружающему миру (3 класс) составлено на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 год...

    Урок окружающего мира в 4 классе. УМК «Школа России»Лес и человек.

    Тема:Лес и человек.Цели:1. Сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы.2. Познакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охра...

    Разработка урока по программе А.А.Плешакова " Мир вокруг нас"

    Формы земной поверхности. Водоёмы. Туманова Н.П...

    Урок окружающего мира 2 класс (по программе А.А.Плешакова) Тема: Если хочешь быть здоровым.

    Урок окружающего мира       2   класс     (по программе  А.А.Плешакова) Тема: Если хочешь быть здоровым. (Урок – путешествие...

    Урок окружающего мира в 4 классе (программа «Начальная школа 21 века») Тема: « ХIХ век – золотой век русской культуры».

    Урок окружающего мира в 4 классе по программе "Начальная школа 21 века". На данном уроке учащиеся знакомятся с величайшими достижениями русской науки, литературы, искусства. В детях воспитыватется кул...

    Конспект урока Окружающего мира в 4-м классе по теме "Природные зоны. Растительный и животный мир тайги" (по программе А.А. Плешакова, школа России), Лебеденко Олеся Григорьевна, учитель начальных классов.

    Цели: познакомить с растительным и животным миром тайги;развивать познавательную активность детей, умение работать с картой, атласом;воспитывать любовь к природе, бережное отношение к окружающему миру...