Урок окружающего мира в 4 классе по программе А.А. Плешакова «Мир вокруг нас» Тема: «Лес и человек» учитель: Прокофьева Марина Дмитриевна
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Прокофьева Марина Дмитриевна

Конспект урока с презентацией по предмету "Мир вокруг нас"

 

Цели:

Воспитательные:

  1. Научить детей бережному отношению к лесу.
  2. Продолжать формирование умения учащихся видеть красоту родной природы.

Развивающие:

  1. Развивать коммуникативные навыки в ходе групповой работы.
  2. Развитие ОУУН - анализа, синтеза, логического мышления.

Предметные:

  1. Раскрыть и объяснить связь между человеком и лесным сообществом.
  2. Организовать групповую работу по моделированию взаимосвязи леса и человека.
  3. Помочь детям составить и запомнить правила поведения в лесу.

Оборудование: презентации «Лес и человек», «Правила поведения в лесу», тесты «Лесная зона», карточка с заданием для проверки д/з, энциклопедии, атлас – определитель «От земли до  неба», музыка «Звуки леса», «Лесной марш», «Релаксация», карточки с заданиями для групп, карта России (белая), карточки с изображением животных и растений энциклопедия «Кирилла и Мефодия», проектор.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_okruzhayushchego_mira_les_i_chelovek.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 9»

г. Лиски, Воронежской области

Урок окружающего мира в 4 классе

по программе А.А. Плешакова

«Мир вокруг нас»

Тема: «Лес и человек»

             учитель: Прокофьева Марина Дмитриевна

Цели:

Воспитательные: 

  1. Научить детей бережному отношению к лесу.
  2. Продолжать формирование умения учащихся видеть красоту родной природы.

Развивающие: 

  1. Развивать коммуникативные навыки в ходе групповой работы.
  2. Развитие ОУУН - анализа, синтеза, логического мышления.

Предметные:

  1. Раскрыть и объяснить связь между человеком и лесным сообществом.
  2. Организовать групповую работу по моделированию взаимосвязи леса и человека.
  3. Помочь детям составить и запомнить правила поведения в лесу.

Оборудование: презентации «Лес и человек», «Правила поведения в лесу», тесты «Лесная зона», карточка с заданием для проверки д/з, энциклопедии, атлас – определитель «От земли до  неба», музыка «Звуки леса», «Лесной марш», «Релаксация», карточки с заданиями для групп, карта России (белая), карточки с изображением животных и растений энциклопедия «Кирилла и Мефодия», проектор.

Ход урока

1. Орг. момент.

Нас сегодня ждёт дорога,

И узнать нам надо много.

Так возьмёмся, ребята, скорей за работу,

Чтобы времени зря не терять!

- Перед тем, как перейти к изучению новой темы, хотелось бы выяснить, что вы знаете о лесной зоне.

2.Проверка домашнего задания.

1) 1 уровень – тесты «Зона лесов»      

2) 2 уровень – составить и записать 2 цепи питания, сложившиеся в лесной зоне.

3)1 уровень (у доски) Зрительный диктант: соединить стрелками деревья и лес, в котором они произрастают.  

Пихта

тайга

Береза

Кедровая сосна

Липа

смешанный лес

Ольха

Сосна

Лиственница

широколиственный лес

Дуб

Клен

                                                                       

           

   

 3)  Индивидуальное сообщение о зоне лесов.

Дополнительные вопросы – по карте.

      4) Индивидуальные сообщения о животных лесной зоны.

(Используется энциклопедия «Кирилла и Мефодия»

- Более полную информация о зоне лесов можно узнать из энциклопедий и Интернета, используя новый источник информации.

Выставка энциклопедий, атлас – определитель «От земли до неба»

  1. Определение темы урока.

<Слайд  1>

Послушайте песню в исполнении детского хора и определите, чему посвящена тема сегодняшнего урока.   (Прослушивание песни «Лесной марш»)

- Определите тему урока.

- Почему эта тема так важна для нас?

Вывод: Это очень важная и актуальная тема, так как здоровье и жизнь человека зависят напрямую от состояния леса.

3. Работа над новой темой урока.

- Я предлагаю отправиться в лес.

<Слайд  2>

1) Чтение стихотворения С. Никулиной “Русский лес”  (приложение 1)                

- О каких отношениях говорится в этом стихотворении? (В стихотворении говорится об отношениях между человеком и лесом.)

<Слайд  3,4 >

- Мы попытаемся взглянуть на эту тему глазами людей разных профессий.

(Дети разделены на три группы: биологи, экологи, медики)

2) Работа детей в группах.

Группы получают карточки с вопросами для обсуждения.

«Биологи»

- Для кого лес является домом? Докажите.

(лес- дом для растений, животных, грибов)

«Экологи»

- Какую роль играет лес в жизни и здоровье человека?

(место отдыха, источник пищи и воды)

«Медики»

- Почему лес – аптека?

(много лекарственных растений, лечит чистый лесной воздух- фитонциды, пища и чистая вода)

Идёт обсуждение в группах, звучит музыка «Голоса леса»

3)  Ответы членов групп.

< Слайд  5,6  >

< Слайд  7,8 >

< Слайд  9,10 >

     Показ слайдов по ходу урока и закрепление знаний о значении леса.

4) Проблемная ситуация.

Лес - прочное природное образование. Леса существуют на земле сотни, тысячи лет. Ничто и никто не может уничтожить лес.

- Согласны ли вы с этим высказыванием? (дети доказывают свои ответы)

5) Экологические проблемы.

<Слайд 11>

- А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу?

- Не по его ли вине возникают экологические проблемы леса?

- Послушайте еще одно стихотворение и подумайте, о какой экологической проблеме идет речь.

Послушайте стихотворение В. Шефнера “Лесной пожар” (приложение 2)                                                                                

- Какой поступок человека стал грозной бедой для леса?

- А ведь этого могло не случиться, если бы человек соблюдал правила разведения костра и не забыл погасить его.

Пожары в Лисках.

Подборка газет за летний период с заметками о пожарах в Лискинском районе («Лискинские извести», «Молодой коммунар»)

4. Физминутка. (приложение 3)

Релаксация. (музыка)

5. Работа над темой урока.

Прослушивание стихотворения

Н.Некрасова «Плакала Саша, как лес вырубали»  (приложение 4)

- О какой экологической проблеме идет речь в стихотворении? (Вырубка леса)

- Посмотрите, как в настоящее время идет заготовка древесины. (Показ слайда)

- Если раньше лес вырубался по мере надобности, при помощи топора, то сейчас после лесорубов остаются только пеньки. Людям казалось, что леса так много, что его невозможно вырубить. Теперь стало ясно: лес в опасности! Это и понимала девочка Саша из стихотворения Некрасова, ей было жаль птиц и зверей, оставшихся без дома.

- Какие чувства у вас вызывает эта фотография?

- Разные чувства вызывает эта фотография, но я рада, что вам небезразлична судьба леса.

 - Послушайте рассказ Сухомлинского “Стыдно перед соловушкой”.

<Слайд  12 >

(приложение 5)

- Чье поведение в лесу вы считаете правильным?

- Какие проблемы леса вы еще знаете?

(Загазованность воздуха и пожары)

- Вы уже знаете, что пластмассовые и стеклянные предметы не гниют даже в земле. Если пищевые отходы и бумагу можно закопать в лесу, то консервные банки, стеклянные бутылки ни в коем случае нельзя оставлять в лесу, а об осколки разбитых бутылок могут пораниться животные.

- Медикам, биологам и экологам сейчас предстоит рассказать нам что может произойти, если человек не будет беречь лес и его богатства.

Медики. При загрязнении воздуха трубами заводов, чистого воздуха в природе останется все меньше.

Биологи. Из-за отсутствия чистого воздуха нарушится рост растений, исчезнут животные.

Работа с учебником. Стр. 109 «Красная книга»

Экологи. Мест для отдыха человека совсем не останется. Источник чистой воды и пищи исчезнет с лица земли. Нарушится здоровье человека. А это экологическая катастрофа!

3) Правила поведения в лесу.

- Как вы думаете, почему некоторые люди не выполняют правила поведения в лесу?

- А какие правила вы знаете?

Показ слайдов (Презентация «Правила поведения в лесу»), выведение правил.

Вывод: Конечно же, каждый из нас должен задуматься, какими увидят леса наши потомки через век, через тысячелетие, и сможет ли лес им дать то, что сейчас дает нам.

6. Итог урока.

1) - На карте изображена наша страна (белого цвета). Посмотрите, какая она одинокая и холодная. Наши специалисты сейчас поместят на планету свои символы. (Дети помещают символы: рисунки животных, растения).

У доски 2 ученика выбирают нужные рисунки и прикрепляют их к карте.

2) Класс:

Прочитайте ещё раз проблемный вопрос:

Актуальна или нет проблема «Лес и человек»?

сделайте вывод, докажите.

Чтение вывода в учебнике на стр. 112. Сравнение со своим выводом.

- А теперь наша планета стала нарядная и красивая. И все это зависит от человека (на середину помещается изображение человека). И, конечно же, от нас с вами.

Чтение стихотворения.

Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.

7.Оценки.

8. Домашнее задание.

Стр. 106 – 113 учебника, печатная тетрадь по теме «Лес и человек» № 1,2,3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект и презентация к уроку окружающего мира в 4 классе по учебнику Плешакова А.А. "Школа России"

урок  составлен с учетом краеведческого материала. Курск - один из древнейших городов России, упоминается во многих источниках как пограничный город северян. Героизм курян воспет в гениальном про...

Урок окружающего мира в 4 классе по учебнику Плешакова

Тема урока "Лес - природное сообщество". Для подготовки к уроку был подобран дополнительный материал о растениях и животных леса. Ученики на уроке технологии сделали схему круговорота веществ в природ...

Урок окружающего мира с использованием программы Google Планета Земля 4 класс. Тема: “Первопроходцы и первооткрыватели земли Амурской”.

Авторы: С.А. Бунина, Н.П. СакриеваУрок  окружающего мира с использованием  программы Google Планета Земля4 класс.Тема: “Первопроходцы и первооткрыватели земли Амурской”.Цели:- Ученик научить...

Презентация к уроку окружающего мира ,1 класс ,УМК "Школа России" Как путешествует письмо".Презентацию подготовила Евсеева Ирина Викторовна, учитель ГБОУ лицея №408

Из презентации дети узнают какой путь письмо проходит от отправителя к получателю. Поможет детям узнать это Муравьишко и Мудрая Черепаха....

презентация к уроку окружающего мира 4 класс, программа "Школа России", учебник Плешакова ,"Малая родина -часть большой страны".

Малая родина-часть большой страны.Моя родина - Россия.Столица моей родины-Москва.Моя малая родина - Санк-Петербург? Где он находится? Какие животные, растения, реки, почвы, а главное символы и достопр...