урок Пётр I и его дела
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Урок окружающего мира по программе Л.В.Занкова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_pyotr_i_i_ego_dela.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Тема урока:  «Петр I и его дела».

Цель урока: Дать представление о деятельности Петра I, познакомить с преобразованиями, произошедшими в России с приходом к власти Петра, сформировать понимание реформ Петра Великого как изменение всех форм общественной и государственной жизни и необходимости этих преобразований. Учить работать с картой, учебными и дополнительными текстами. Воспитывать чувство патриотизма, уважения к своему народу и его истории.

Оборудование: карта, иллюстрации к картинам А.Рябушкина “Царь Михаил Романов с боярами” и Е.Серова “Петр Великий”, видеофильм “Петр I”, фонограмма колокольного звона, рисунки на тему “Жизнь простых людей в царствование Петра”, карточки для индивидуальной и групповой работы

Ход и содержание урока

I. Повторение пройденного материала.

1) Выбрать названия городов, которые в разное время были столицами Русского государства: (индивидуальная работа по карточке)

Новгород, Киев, Рязань, Владимир, Москва.

2) Соотнести титул с именами правителей Русского государства: (индивидуальная работа у доски)Юрий Долгорукий         великий князь

Иван Грозный         государь всея Руси

Иван III         царь

Иван Калита        

Михаил Романов        

3) Составление схемы управления государством.        Россия        

        \/        

        царь        

        \/        

совещательный орган *         управление государством         * защита государства

\/         \/         \/

Боярская дума         приказы         стрелецкое войско

                дворянское ополчение

4) Путешествие по реке времени Российской истории.

- Работа с датами: 1380 г., 1480 г., 1547 г., 1612 г., 1613 г.

- Что произошло с рекой времени?

- Какова причина?

II. Знакомство с новой темой.

1) Сообщение учителя (по материалу учебника с. 112, абзац 4)

2) Обозначение темы урока учащимися (с.112)

- Какова, по-вашему, тема урока?

- Что хотели бы узнать на уроке?

III. Работа над новой темой.

1) Рассказ учителя (под фонограмму колокольного звона)

- Рано утром 30 мая 1672 года торжественный звон колоколов в Московском Кремле возвестил о рождении младшего сына у царя Алексея Михайловича и царицы Натальи Кирилловны. При крещении царевича назвали Петром. На радость родителям он рос крепким, здоровы, подвижным мальчиком, чем отличался от старших братьев. Царевичу исполнилось 4 года, когда умер его отец, и на престол вступил его старший брат Федор Алексеевич, третий царь из рода Романовых, а в 1682 г., когда Петру было 10 лет, не стало и слабого здоровьем Федора.

После этого в первый и единственный раз в истории государства были провозглашены сразу два царя: старший – Иван V, еще более болезненный и слабый, чем Федор, и младший – крепкий здоровьем Петр I. Следующие 14 лет, пока был жив Иван, в России одновременно было два царя. Для них был сделан двойной престол, они вместе подписывали государственные документы, но принимал все важные решения и управлял страной подросший Петр.

Он был любознательным, увлекался военным делом, занимался строительством парусников около г. Переяславля Залесского.

Его обучение в детстве было не блестящим, хотя он был очень способным мальчиком. Петр всегда сожалел, что его мало учили в детстве, и продолжал всю жизнь пополнять свои знания.

2) Работа с учебником. Чтение самостоятельно (с.112, абзац 4-5)

- Какие слова были вырезаны на личной печати Петра?

- Чему он учился?

3) Беседа по иллюстрациям картин А.Рябушкина “Царь Михаил Романов с боярами” и В.Серова “Петр I”. (на доске)

- В чем отличие во внешнем облике и поведении царей?

- Какими словами текста подписали бы иллюстрации?

- Что показалось необычным в изображении Петра I?

4) Беседа о необходимости преобразований в государстве.

Энергичный, деятельный Петр понимал, что России нужна связь с европейскими странами, чтобы пользоваться достижениями в науке, технике, торговать с другими государствами. Русь издавна торговала с северными и южными соседями.

- Как назывался этот торговый путь? (“из варяг в греки”)

К началу XVIII в. огромная страна не имела выхода к Черному морю, там располагалось враждебное Крымское ханство. Торговля с северными странами шла через Архангельск, что расположен на берегу Белого моря.

- Найти этот город на карте, проследить путь кораблей в европейские страны.

Чем этот путь был неудобен?

Вывод:

Архангельск находился далеко от крупных городов, добираться до него было трудно. Путь по Белому морю был долгим, а плавать по нему можно было только летом, т. к. северное море рано и надолго замерзало.

- Чем были удобнее прибалтийские земли?

Вывод:

В прибалтийских землях лето длиннее, зима теплее, короче путь к крупным городам.

- Какие войны вела Россия со Швецией за эти земли? (с опорой на карты и схемы)

Невская битва (1240 г.) – Александр Невский

Ливонская война – Иван Грозный

Смутное время – захват Швецией русских земель в Прибалтике.

5) Война России со Швецией за возвращение прибалтийских земель.(на доске карточка)

Северная война 1700 – 1721 гг.

- Когда началась война?

- Сколько лет она длилась?

- Какое название получила эта война?

6) Работа с картой в учебнике (с.118) и исторической картой на доске.

- Прочитать легенду карты.

-Найти на карте места важнейших сражений Северной войны.

(на доске выставляются карточки по ходу работы)

Битва под Нарвой

Полтавская битва

Гангутское сражение

7) Работа в группах по карточкам (3 варианта)

- Прочитать, обсудить, выбрать важный материал, подготовить сообщение с опорой на карту.

Битва под Нарвой – 1700 г. (1 вариант)

Русские полки подошли к городу-крепости Нарве. Армия состояла, в основном, из дворянского ополчения, плохо подготовленного и вооруженного. Шведский король

Карл XII командовал первоклассной армией. Русские войска потерпели поражение. Петр собирал остатки своей армии и срочно укреплял города Новгород и Псков. Шведы думали, что русская армия разбита окончательно.

Полтавская битва – 1709 г. (2 вариант)

Петр начал создавать регулярную, постоянную армию, в которой солдаты служили всю жизнь и были хорощо обучены. Войска получили новое вооружение.

Шведская армия прошла к югу России, заняла города Минск, Могилев, подошла к Полтаве. В 1709 году произошло самое крупное сражение Северной войны – Полтавская битва. Петр сражался во главе одного из полков. Обе стороны понесли большие потери. Сражение закончилось полным поражением шведской армии. Но война продолжалась еще несколько лет на суше и на море.

Гангутское сражение - 1714 г. (3 вариант)

Для победы на море строился военный флот. Балтийская флотилия все чаще угрожала шведским кораблям. В 1714 г. обе эскадры встретились около мыса Гангут. Петр сам разработал план сражения. В битве было захвачено 10 шведских кораблей. Сражение было выиграно, русский флот стал сильнейшим в Балтийском море. В 1721 году Швеция запросила мира, и Россия получила выход к Балтийскому морю.

8) Просмотр отрывка из видеофильма “Петр I”.

9) Чтение самостоятельно с.115 (3-4 абзац) – с.116.

10) Заполнение текста с лакунами.

Весной __________г. На отвоеванных прибалтийских землях строится новая российская столица ________________________. За заслуги перед государством Петр получил почетное прозвище__________________ и титул ________________. Россия стала называться ________________ .

11) Жизнь простых людей в правление Петра. (с опорой на рисунки)

Рассмотреть рисунки и сделать вывод:

- Как реформы Петра I повлияли на жизнь простых людей?

- Могут ли важнейшие преобразования в государстве проходить легко для народа?

IV. Закрепление изученного материала.

1) Закончить список

Столицы государства:

Киев, Владимир, Москва, Санкт-Петербург

2) Заполнение таблицы на доске:        Российская империя        

        \/        

        император        

        \/        

совещательный орган *         управление государством         * защита государства

\/         \/         \/

сенат         коллеги         регулярная армия

                военный флот

3) Составление синквейна по теме.

1.- одно существительное

2 – два прилагательных

3 – три глагола

4 – предложение из четырех слов

5 – существительное: синоним, обобщение, заключение и т.д.

Например:

1. Петр I.

2. энергичный, деятельный

3. управлял, преобразовывал, строил

4. “Прорубил окно в Европу”.

5. реформатор

V. Итог урока.

1) Оправдал ли урок ваши ожидания?

Что узнали о Петре I и его делах?

2) В чем важность преобразований Петра Великого?

VI. Домашнее задание.

1) Текст с. 112- 117, вопросы к тексту.

2) Рекомендация дополнительной литературы (выставка книг)

VII. Чтение дополнительного материала учебника по теме урока. (с. 118 – 121)

1) Что еще нового появилось в России в правление Петра I?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Пётр Великий"

Конспект по окружающему миру "Пётр Великий" 4 класс...

Тема урока: «Пётр Великий»

Предмет: Окружающий мир,  3 класс.  УМК: «Школа 2100» (автор учебника Вахрушев А.А.)Место урока: 1  урок в разделе Времена Российской империи. Тип урока: ОЗН...

урок ПЁТР 1

Окружающий мир урок в 4 классе "ПЁТР- 1"...

Урок окружающего мира в 4 классе "Пётр Великий и его дела".

Разработка урока, посвященная 35о-летию со Дня рождения Петра I...

урок "Пётр 1" окружающий мир 4 класс

урок+презентация к уроку...

Окружающий мир.Технологическая карта урока "Пётр Великий"

Представлена технологическая карта урока окружающего мира 4 класс "Пётр Великий" . Определены цели, задачи, формы и методы работы на уроке, раскрывающем значение личности Петра l для развити...