урок "Пётр 1" окружающий мир 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Алексеева Лидия Иринчеевна

урок+презентация к уроку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_pyotr_1.doc110 КБ
Файл prezentatsiya_alekseeva_issh.pptx2.22 МБ

Предварительный просмотр:

                МБОУ Идеальская средняя общеобразовательная школа

Учитель начальных классов 1 кв.категории Алексеева Лидия Иринчеевна

педагогический стаж- 17 лет, преподает в классе-комплекте 1-2 кл

урок открытия нового знания: «Пётр Великий», окружающий мир, 4 кл

оборудование: презентация, учебник, рабочая тетрадь, энциклопедии,

портрет Петра 1, костюм Петра 1, борода, ножницы, опорная схема,

коробка с необходимыми предметами, карточки с вопросами для групп

Цель: создать условия для формирования  представления учащихся о времени правления Петра I, его реформах.

Планируемые результаты: Предметные: рассказывать о реформах Петра I; понимать роль деятельности Петра I  в истории России; описывать достопримечательности Санкт-Петербурга; знать год основания Санкт-Петербурга; оценивать исторические события. Метапредметные: познавательные — самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, добывать необходимую информацию; коммуникативные —развитие умения слушать и понимать устную речь других, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; планировать учебное сотрудничество со сверстниками при работе в группе— определять цели, функции участников, способы взаимодействия; регулятивные — формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала. Личностные - устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Анотация: Урок изучения нового материала с использованием приемов технологии проблемного обучения, здоровьесберегающей и Информационно-коммуникационной технологии (ИКТ) используется на разных этапах урока как средство наглядности  в единстве со словесными методами. Наглядный материал оформлен  в формате PowerPoint, раздаточный материал  Word. Данный урок проводится в третьей четверти в рамках курса «Окружающий мир» во время изучения раздела «Страницы истории России». На изучение темы отводится один час. Урок предусматривает задания частично-поискового, исследовательского и творческого характера.  Методы: словесные, наглядные, практические. Формы обучения: сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы. Для повышения интереса к уроку и формированию учебной мотивации, начало урока предусматривает появление гостя в образе Петра 1. Урок выстроен в парадигме системно-деятельностного подхода. Задания, используемые на уроке, позволяют создать динамичную обстановку на уроке, способствуя достижению планируемых результатов.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

I. Организационный момент.

( 1 мин)

Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь отметку «пять»!

Читает стих

Настраиваются на урок

Личностные - устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

II. Актуализация опорных знаний.

(2 мин)

Цель:подготовка учащихся к деятельности, осознание потребности в новых знаниях

- Ребята, какой раздел мы изучаем сейчас на уроках окружающего мира? (страницы истории России)

- Каждый человек имеет свою биографию. Любая страна тоже имеет свою биографию. Только мы в этом случае употребляем другое слово – история.  

-Что такое история?

- Поднимите руку те, кто считает, что историю знать нужно

- А для чего нужно знать историю?

(развивает интеллект, воспитывает достойных людей, даёт примеры и предупреждает о последствиях, учит правильно рассуждать и понимать, что творится в мире, учит не повторять ошибки и т.д)

Предлагает учащимся вопросы для обсуждения.

 

Фронтальная работа: отвечают на вопросы учителя.

Коммуникативн. — осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Личностные- учебно-познавательная и социальная мотивация

  1. Самоопределение   к деятельности

(6 мин)

Цель: определение темы и задач урока, мотивация учебной деятельности

В класс входит старшеклассник в костюме Петра 1 и его помощник.

- Доброго дня, народ русский. Вижу здесь вы грамоте учитесь. Молодцы. Сие очень похвально, ибо всякая добродетель без разума пуста. Я предчувствую, что россияне когда-нибудь пристыдят самые просвещенные народы успехами своими в науках, неутомимостью в трудах и величеством твердой и громкой славы. Поэтому оставляю вам подарок (помощник кладет коробку на стол)

Петр 1 хватает помощника за бороду:

- Это что такое? Ты что, указа не читал? (отрезает бороду) На, держи свою мочалку и ходи с ней в баню почаще. (уходят)

- Ребята, вы узнали эту историческую личность?

- Значит какова же тема нашего сегодняшнего урока?

- А ещё Петра 1 называют Пётр Великий. Он оставил нам какую то загадочную коробку. Сейчас откроем или в конце урока?

Если дети захотят открыть коробку, учитель открывает и достает оттуда предметы: магнит с изображением Санкт-Петербурга, картофель, флаг-триколор, ёлочку, солдатика, кораблик, кофе, календарь, газету «Ведомости»,и др….

-Ребята, вы знаете, почему Пётр 1 оставил нам все эти предметы? (постановка проблемы урока)

- Давайте сформулируем цели урока

-  А что вы хотели бы узнать?

(Где родился и вырос Петр ? Чем прославился ? Почему его называют Великим? Была ли у него семья ? и т.д.)

Итак, мы будем, говорит о неутомимом и энергичном царе, который за свою деятельность на благо России получил прозвание «Великий». Узнаем, что нового внес Петр I в жизнь страны и каким образом оказал большое влияние на историю России, превратив ее в одну из великих держав мира.

- Покажите свой настрой на урок при помощи смайликов, которые лежат у вас на парте.

.

Организует постановку темы и целей урока учащимися.

Записывает наиболее важные вопросы на доске.

Высказывают и объясняют  свое мнение о герое урока . Формулируют тему и цели урока.

Показывают при помощи смайликов свой настрой на работу

метапредметные— самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, опираясь на свои знания и опыт

коммуникативные-  осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

познавательные-

IV. Открытие нового знания.

(22  мин)

Цель: способствовать открытию новых знаний

Ознакомление с планом урока ( на слайде):

  1. Работа в группах
  2. Выступление групп и оценивание.
  3. Подведение итогов

- Для того, чтобы побольше узнать о герое нашего урока, сначала поработаем в группах. Каждая группа учащихся получит своё индивидуальное задание:

1 группа ищет необходимую информацию в учебнике и вносят ее на место пробелов в карточках.

2 группа- работает с энциклопедией. Ищут ответы на вопросы, ответы на которые нельзя найти в учебнике.

3 группа- готовятся рассказать дополнительную информацию по слайдам презентации.

4 группа получает творческое задание- «одеть» бумажные фигуры людей в мужскую и женскую одежду эпохи Петра 1 и рассказать, чем отличалась одежда до эпохи Петра и после проведения реформы.

5 группа получает творческое задание- разыграть мини сценку «Как картошка появилась в России»

6 группа (пара) – собирают из частей знаменитые цитаты Петра 1 и выразительное чтение небольшого стихотворения о Петре 1.

После выступления каждой группы учащиеся оценивают работу своих одноклассников и свою работу при помощи комплекта смайликов.

Организует работу с учебником и дополнительными текстами (Работа по учебнику (с. 94-100), энциклопедии, презентации и др.) Организует и контролирует работу учащихся в группах

Работают в группах, готовят короткое выступление. Выступают. После выступления каждой группы учащиеся оценивают работу своих одноклассников

коммуникативные —развитие умения слушать и понимать других, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; планировать учебное сотрудничество со сверстниками.

познавательные- искать необходимую информацию в тексте; находить информацию данную в неявном виде или путем логических заключений. Предметные: рассказывать о реформах Петра I; понимать роль деятельности Петра I  в истории России;

V. Первичное закрепление

(5 мин)

Цель: способствовать повышению осмысления изученного материала

Фронтальная работа- составление схемы

На доске схема :

Ребята, давайте распределим данные карточки в эту схему.

Какие карточки остались? Какую колонку можно было бы дописать, чтобы оставшиеся карточки тоже нашли место в нашей схеме. (колонку «запретил»)

- Ребята, оцените схему, которую мы составили вместе. Насколько она понятна и информативна

Организует обсуждение и составление схемы на доске.

Учащиеся распределяют предложенные варианты по нужным пунктам.

Оценивают результат общей работы- схему.

Метапредметные.- умение применять полученные знания, классифицировать, умение высказать свое мнение, приходить к общему мнению

Личностные: учебная и социальная мотивация

VI.Домашнее задание

(1 мин)

- Ребята, конечно же за урок невозможно рассказать все о таком выдающемся человеке. Но вы сможете узнать больше, выполнив домашнее задание. Варианты задания на слайде:

1.в рабочей тетради

2.кроссворд

3.найти ответы на интересные неизученные вопросы (на карточках)

Предлагает учащимся домашнее задание на выбор:

.

Выбирают домашнее задание на свое усмотрение

Личностные- умение делать выбор

VII. Подведение итогов урока

Рефлексия

(3 мин)

Цель: формирование умения оценивать свою деятельность

  • Давайте вернемся к началу урока. Теперь вы понимаете, почему Петра 1 называют Великим и почему эти предметы он оставил нам в загадочной коробке?
  • На какие вопросы мы теперь сможем ответить? А какие вопросы остались без ответа?

Некоторые вопросы остались без ответа, так как требуется поработать с историческими материалами. Попробуйте ответить на них к следующему уроку, обратитесь за помощью в библиотеку.

- Оцените свою работу на уроке (учащиеся поднимают смайлики)

- А теперь оценим урок в целом-

Кому понравился урок- поаплодируйте учителю, одноклассникам и самим себе.

Учитель обращает внимание детей на коробку с предметами и организует объяснение детей

Дети отвечают, объясняя наличие каждого предмета в коробке;

Оценивают свою работу и насколько понравился им урок.

регулятивные — удержание учебных целей, формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала.

Коммуникативные- умение грамотно построить ответы 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПЁТР ВЕЛИКИЙ Подготовила: учитель начальных классов МБОУ Идеальская СОШ Алексеева Лидия Иринчеевна

Слайд 2

Пётр был провозглашён царём в 10 лет, но стал править самостоятельно с 17 лет ДЕТСТВО ПЕТРА 1

Слайд 3

С детства Пётру очень нравилось военное дело. Он создал своё « потешное» войско. Через несколько лет войско, созданное для игр, стало самым настоящим. ПОТЕШНЫЕ ВОЙСКА

Слайд 4

Пётр Первый был очень высоким. Его рост был 203 см.

Слайд 5

Пётр был необычным царём. Он не восседал на троне как все остальные короли того времени. О н трудился как обычный плотник, чтобы научиться строить корабли. А потом сам учил других

Слайд 6

Пётр 1 построил большой флот. Россия стала могущественной морской державой. РОССИЙСКИЙ ФЛОТ

Слайд 7

Пётр 1 провёл много реформ. Реформа - изменение, преобразование ВЕЛИКИЙ РЕФОРМАТОР

Слайд 8

Выпустил первую газету Ведомости Пётр 1 ввел новый календарь. Интересный факт- если бы не перешли со старого календаря на новый, то сейчас был бы не 2022 год, а 7531 год

Слайд 9

России нужны были грамотные люди, поэтому: Обязал дворян учиться за границей Открывал новые школы, училища Основал Академию наук Открыл библиотеку Чтобы улучшить МЕДИЦИНУ в России ПЁТР 1: Отрывал аптеки, госпитали Создал школу для врачей

Слайд 10

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (на выбор): Рабочая тетрадь стр 29-30 Посмотреть мультфильм «Пётр и Петруша»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

родительское собрание в 5 классе или в конце 4 класса по адаптации

Конспект родительского собрания в конце 4 класса или в начале пятого учебного года с презентацией для родителей...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Примеры математических ребусов: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс, в картинках, с ответами

Родина ребуса — Франция. Именно в этой стране в 16 веке был издан первый сборник ребусов, составленный Этьеном Туаро. В переводе с латинского rebus означает — «при помощи вещей». К настоящему времени ...

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс...