урок ПЁТР 1
методическая разработка (4 класс)

Пичкур Елена  Михайловна

Окружающий мир урок в 4 классе "ПЁТР- 1"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr_mir_pyotr_1_4_kl.docx54.78 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира по теме «Петр I – царь и человек»

Класс: 4

2021год

Класс: 4Б

Тема урока: «ПетрI – царь и человек»

Цель: охарактеризовать Петра I как выдающуюся историческую личность, отметить прогрессивность его деятельности на благо Отечества, выяснить благодаря чему Россия превратилась в одно из сильнейших государств в Европе.

Задачи:.

  1. Формировать образное представление о России начала XVIII века
  2. Сформировать представления о времени правления Петра 1, его реформах.
  3. Формировать у учащихся умения работать с различными источниками информации, самостоятельно делать выводы, обосновывая их фактами, излагать суждения о причинно – следственных связях исторических событий и явлений.
  4. Воспитывать уважительное отношение к нашим предкам, чувство любви к истории Отечества.

Прогнозируемые результаты:

           Личностные УУД:

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

-самоанализ и самоконтроль результата;

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные:

Развивать творческие исследовательские способности учащихся через чёткое планирование своей работы, развивать умения находить нужную информацию из различных источников; умения обобщать данную информацию, умения задавать и отвечать на вопросы; формировать умения  двигаться к намеченной цели способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;

Познавательные:

Воспитывать интерес к исследовательской деятельности. Формирование умений видеть проблему и наметить пути ее решения, применять базовые знания для решения конкретной проблемы. Продолжение обучения учащихся формулировать тему и цель урока, подводить итог. Формировать умение овладевать основами синтеза. Осуществлять поиск учебной информации из материалов учебника и других источников (энциклопедий, рисунков,  фотографий, учебного текста, литературного произведения и др.), собственных наблюдений, личного опыта общения с людьми.

Коммуникативные:

Строить речевое высказывание в устной форме; кратко отвечать на вопросы, задавать вопросы; вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению; проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.

Допускать возможность существования у людей различных точек зрения; проявлять терпимость по отношению к высказываниям других.

Тип  урока:                                                      урок открытия нового знания.

Технологии: 

  • «Шесть шляп мышления» («Р.M.I.»)
  • Формирование КОС

Методы:    словесные, наглядные, практические.

Формы обучения:   сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной.

Материально-техническое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, карточки, «Символ-тест», система активного самоконтроля «Mamio Vote».

Этапы урока

Задачи этапа

Содержание этапа

Методы и формы обучения

1.Организационный момент

Настроить детей на деятельность, плодотворную работу

(Звучат фанфары труб)

Внимание! Внимание!

Начинается урок. 
Он пойдет ребятам впрок. 
Постарайтесь все понять, 
Учитесь тайны открывать, 
Ответы полные давайте 
И на уроке не зевайте. 

Наглядные, словесные

2.Актуализация знаний

Активизация минимума знаний, умений, навыков, необходимых и достаточных для открытия знаний

Интерактивная доска. Слайд 1.

- Кому были посвящены эти слова? (Петру 1).

- Пусть эти стихотворные строки станут эпиграфом к теме сегодняшнего урока «Пётр 1 – царь-плотник и человек».

- А что мы уже знаем про этого человека? (ответы детей)

- На машине времени мы перенесемся в Россию конца 17 века. Какой была Россия на рубеже 17-18 веков, то есть до восшествия на престол Петра 1.

Наглядные, словесные

Проверьте свои знания, выбрав верные утверждения.

Интерактивная доска. Слайд 2.

Символ-тест

ВКЛ – F2 – код (НЗР)  - правильные ответы – ВВОД

Выберите верное высказывание и введите правильный ответ в символ-тест.

  1. Это феодальное государство, состоящее из землевладельцев и крестьян им принадлежащих (+)
  2. Основа хозяйства – земледелие (+)
  3. Высокое развитие науки и техники (–)
  4. Зачатки мануфактур – больших предприятий, производящих разнообразную продукцию, где в основном применялся ручной труд наёмных рабочих и широко использовалось разделение труда (+)
  5. Бурная торговля с другими странами (–)
  6. Пустая государственная казна (+)
  7. Недовольство населения (+)
  8. Есть регулярная армия и флот (–)
  9. Закрытость от европейской культуры (+)
  10. Велось активное производство из своих недр и богатств.

Сделайте вывод: отсталая страна с зачатками необходимых изменений, нужны преобразования, чтобы соответствовать мировым процессам.

Практические (работа с «Символ-тестом»)

3.Введение в тему

Уяснить цель и структуру работы на уроке

  1. Сформулируйте свою цель урока, опираясь на название темы

аким был человеком и царем, за что его уважают или не любят).

  1. -О чем нам нужно подумать? Каким образом можно «изучить человека» (составляем план):
  • Внешность
  • Характер
  • Поступки, дела для государства

 -Чтобы составить разносторонний портрет Петра I, проведем исследование: познакомимся с личностью Петра I и его деятельностью как царя России (открывается вторая часть темы урока: царь и человек)

словесный

4.Открытие новых знаний.

Сформировать целостное представление о Петре I – первом императоре и его преобразованиях.

Работа с инструментом

  1. « P.M.I.»

Проводя исследование, мы будем работать группами, используя инструмент « P.M.I.». Исследование проведем в виде игры «Золотой жетон». Игра пройдет в  три этапа. На каждом этапе мы будем отмечать положительные и отрицательные моменты, а  если какие-то из них покажутся спорными, мы их отметим значком «I» - интересно. Чтобы портрет Петра Великого вышел наиболее разнообразным, нужно будет изучить не только материалы учебника, но и дополнительный материал. Ребята, сидящие слева, будут читать материал учебника, ребята, сидящие справа – дополнительные материалы. Потом у вас будет время обсудить отобранные материалы и коротко оформить свои записи на листе. В конце каждого этапа исследования представители команд встретятся за «столом лидеров», зачитают свои выводы. Если ваш вывод окажется «уникальным», «неповторяющимся», то ваша команда получит жетон. В конце урока мы подведем итог. Команда, набравшая больше жетонов, победит в игре. Обязательным условием является наличие записей по обсуждаемому моменту у лидера, который будет защищать интересы подгруппы на раунде.

На каждом этапе вы будете читать индивидуально, отмечая + положительные моменты – 3 минуты

Потом вы обсудите найденные выводы с группой, запишите на лист все мнения команды – 2 минуты

Итогом каждого этапа высказывание мнений за «столом лидеров» -

5 минут

- Вы принимаете эти условия?

1 этап – ХУДОЖНИКИ

- Чтобы описать внешность Петра I, побудим с вами художниками.

2 этап – ПСИХОЛОГИ

-Напрашивается мысль, какими чертами характера должен обладать человек, чтобы провести такие грандиозные преобразования.

3 этап – ИСТОРИКИ

-Прежде, чем говорить о делах Петра1, объясним значение некоторых новых для нас терминов в Задании 3 соедините понятие и его определение.

поисковый, исследовательский метод.

5.Первичное закрепление

Систематизировать сформированность знаний о  Петре I – первом императоре и его преобразованиях.

Кроссворд

1.Первая русская газета.

2.Орган управления страной.

3.На реке Воронеж был построен русский...

4.В ходе Северной войны появилась регулярная...

5.Навигацкие, артиллерийские, инженерные, "цифирные"...

6.Область, которой управлял губернатор...

7.Кунсткамера - это первый русский...

img4

-Какое слово получилось по вертикали?

-Подходит ли это слово к оценке деятельности Петра I?

Беседа,

Творческое задание

6. Итог

Обобщение знаний по теме

-Прочитайте еще раз тему урока, какие задачи ставили?

-Какие выводы можете сделать?

  • Как человек: Петр1 многогранная, необычная, противоречивая фигура
  • Как царь: Настоящий реформатор
  • Сломал старые устои, начал строить новое государство
  • Моя оценка: Нельзя однозначно оценить его деятельность, каждый видит то, что близко ему.

Оцените себя, заполнив «Критериальную карту»

7.Домашнее задание.

Объяснить суть и нацелить детей на выполнение домашнего задания.

Домашнее задание:

1.Стр.99-102 вопросы - учебник

2. Узнать из различных источников каким изображают ПетраI поэты , художники, писатели.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Внешний облик Петра I


Ещё ребёнком Пётр поражал людей красотой и живостью своего лица и фигуры. Из-за своего высокого роста — 204 
см — он выдавался в толпе на целую голову. В то же время, при таком большом росте, он был не богатырского сложения — носил обувь 39 размера, а одежду 48 размер. Руки Петра были также небольшие, и его плечи узкие для его роста, то же самое, его голова была также мала по сравнению с телом.
Окружающих пугали очень сильные судорожные подёргивания лица, особенно в минуты гнева.

Портрет «Петр1 в латах», автор Ж.-М.Натье, франзузский живописец, 1720, прижизненный портрет, находится в Мюнхене в Музее Резиденции.Какой Петр? (высокий, целеустремленный, вьющиеся волосы и круглые глаза, пристальный взгляд; на груди звезда, знак ордена Святого Андрея Первозванного и голубая Андреевская лента, исполнен величия, в рыцарских доспехах).

Почему в латах?

Рыцарские заповеди — быть верующим христианином, охранять церковь и Евангелие, защищать слабых, любить родину, быть мужественным в битве, повиноваться и быть верным сеньору, говорить правду и держать своё слово, соблюдать чистоту нравов, быть щедрым, бороться против зла и защищать добро и т. п.

А Валентин Суриков совсем по-другому описывает Петра: «Высокий и крепкий, телосложения обыкновенного, подвижный, живой и ловкий во всех движениях; лицо круглое с несколько суровым выражением, темные брови и волосы, коротко остриженные и курчавые… Ходит большими шагами, размахивая руками и держась рукой за рукоятку нового топора»

«Царь – высокий мужчина с прекрасным лицом, хорошо сложен, с большой остротой ума, в ответах скор и определителен, жаль только, что ему не достает, при таких природных выгодах, полной светской утонченности» .

Вывод: внешность Петра отражает характер.

Характер  Петра I

А) «…На лице у него печать суровости; обладает, по-видимому, быстрым умом и сообразительностью», в манерах есть некоторая величавость, но не хватает выдержанности», - отрывок из архива Ведомства
иностранных дел Франции 1717 года.

Б) Нарвский пастор Симон Дитрих Геркенс: «Обыкновенно его величество видят в такой простой одежде, что тот, кто его не знает, ни за что бы не признал в нем столь великого монарха…» 

У Петра I практическая сметливость и сноровка, весёлость, кажущаяся прямота сочеталась со стихийными порывами в выражении как ласки, так и гнева, а иногда и с необузданной жестокостью.  В гневе он мог избить приближённых. Жертвами своих злых шуток он избирал «знатных персон» и «старых бояр» .

Петра I отличали энергичность, целеустремленность, любознательность, желание много узнать и многому научиться. С детства Петр любил физический труд, работал в кузнице. Он хорошо знал 14 ремёсел: был плотником, кузнецом, токарем, корабельным мастером, артиллеристом и даже зубодёром.

Неутомимый, волевой царь Пётр всё хотел постичь. Он хорошо изучил математику, навигацию, географию, военное дело, иностранные языки. Эти качества и позволили ему многому добиться и заслужить от современников уважение и славу… В зрелые годы Пётр поражал собеседников обширными знаниями, чем обязан был самому себе, упорному самообразованию.

Петр был честный и искренний человек, строгий и взыскательный к себе, справедливый и доброжелательный к другим, но по направлению своей деятельности он больше привык общаться с вещами, с рабочими орудиями, чем с людьми, а потому и с людьми обращался, как с рабочими орудиями, умел пользоваться ими, быстро угадывал, кто на что годен, но не умел и не любил входить в их положение, беречь их силы,   Петр знал людей, но не умел или не всегда хотел понимать их.

Добрый по природе как человек, Петр был груб как царь, не привыкший уважать человека ни в себе, ни в других; среда, в которой он вырос, и не могла воспитать в нем этого уважения.  

От природы он был силач; постоянное обращение с топором и молотком еще больше развило его мускульную силу и сноровку. Он мог не только свернуть в трубку серебряную тарелку, но и перерезать ножом кусок сукна на лету. Он был обычным и веселым гостем на домашних праздниках , много и недурно танцевал, хотя не проходил курса танцевального искусства.

Государь не любил роскоши. Одно платье он носил по году, простой суконный кафтан по два года. Нередко ходил в чулках, зашитых его супругой. Царь был бережлив. Когда императрица подарила ему вышитый кафтан, и несколько блесток упало, он сказал: «Знаешь ли, на деньги, что стоят упавшие блестки, можно сутки прокормить солдата».

Вывод: черты характера: умный, сообразительный, не выдержанный, трудолюбивый, неприхотливый, бережливый, заботливый, противоречивый, импульсивный, нервный, ЖЕЛЕЗНАЯ ВОЛЯ, НЕИССЯКАЕМАЯ ЭНЕРГИЯ, ЧЕСТОЛЮБИЕ, ГЕНИАЛЬНАЯ ИНТУИЦИЯ, ДЕСПОТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР, ЖЕСТОКОСТЬ, АБСОЛЮТНАЯ УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ

Реформы  Петра I

  • Государственная реформа:

- Сенат (высший государственный орган)

- губернии (8)  и провинции (50), воевода и губернатор

- 13 министерств (коллегий)

Подушные подати, монополия на соль, деготь, щетину, копейка, ревизия, престолонаследие

  • Военная реформа:

-рекруты, офицеры из русского дворянства

-регулярная армия

-Воинский устав

Морская академия, 210 тыс.чел. сухопутных войск, 48 линейных кораблей, 787 галер, 30 тыс. моряков

  • Промышленная реформа

-строительство мануфактур и заводов

-полезные ископаемые

-привлечение иностранных специалистов

Серебро Нерчинск, железо Екатеринбург, золото, хрусталь, пороховой завод Питер, Москва, оружейный завод Тула, Сестрорецк, работали целые деревни, 233 фабрики и завода. Петр I претворял в жизнь свои грандиозные планы, не слишком считаясь с чужими жизнями.

  • Образовательная реформа:

-открытие школ, академии, гимназии

-учеба за границей

-бесплатное обучение в провинциях

Математическая, навигационная 1701, артиллерийская, инженерная, медицинская, цифирная, гарнизонные, духовные, горные на Урале

  • Культурная реформа

-упрощение алфавита 1708

-строительство Санкт-Петербурга

-летоисчисление

Новый год, газета «Ведомости» 1703, перевод книг, типографии, книга с арабскими цифрами, новые слова 4.5тыс, Питер, театр, маскарад, художники, ассамблеи, имена полностью, насильно выдавать замуж, запретил мужчинам и женщинам надевать традиционно русские одежды, штрафовал за ношение бороды, на строительстве Петербурга, с 1703 по 1717 год, от болезней и увечий, по разным данным, погибло от 15 до 30 тысяч человек. Со времен Петра отечественная элита перестала говорить на русском языке.

 «Критериальную карта»

План урока

Не очень хорошо понял(а)

Смогу рассказать, объяснить

Хотел бы больше узнать о…

Время правления

Детство

Поступки (реформы)

Характер

Внешность

Мое отношение

Итог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Пётр Великий"

Конспект по окружающему миру "Пётр Великий" 4 класс...

урок Пётр I и его дела

Урок окружающего мира по программе Л.В.Занкова...

Тема урока: «Пётр Великий»

Предмет: Окружающий мир,  3 класс.  УМК: «Школа 2100» (автор учебника Вахрушев А.А.)Место урока: 1  урок в разделе Времена Российской империи. Тип урока: ОЗН...

«Листает ветер летопись времён» на основе русских народных сказок «Пётр l и мужик», «Пётр и Петруша»

Тема урока: «Листает ветер летопись времён…» на основе русских народных сказок «Пётр l и мужик», «Пётр и Петруша»Характеристика класса: 4 класс. В классе 23 ...

урок "Пётр 1" окружающий мир 4 класс

урок+презентация к уроку...

Окружающий мир.Технологическая карта урока "Пётр Великий"

Представлена технологическая карта урока окружающего мира 4 класс "Пётр Великий" . Определены цели, задачи, формы и методы работы на уроке, раскрывающем значение личности Петра l для развити...