Урок окружающего мира во 2 классе по ФГОС.
план-конспект урока (окружающий мир, 2 класс) по теме

Тема урока: защита проекта «Белокрылая зима».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_urok5.docx47.7 КБ

Предварительный просмотр:

             Тема урока: защита проект «Белокрылая зима».

Цель урока: защитить проект по теме «Белокрылая зима», анализ достижения поставленной цели.

Тип урока: систематизации и обобщения знаний.

Форма урока: нестандартная: урок-защита проекта.

Планируемые достижения: 

Предметные:

  1. ознакомление с прекрасным временем года - зимой, зимними приметами,  праздниками, забавами;
  2. формирование представлений об образе жизни, поведения птиц и зверей зимой;
  3. формирование представлений о жизни растений в зимний период;
  4. умение демонстрировать и защищать продукт исследовательской деятельности.

Метапредметные:

Личностные:

- осознание красоты мира природы;

- умение делиться своими впечатлениями;

- освоение роли докладчика, принятие ответственности за свою часть коллективной работы;

- воспитание чувства ответственности за общую работу;

- развитие творческого мышления, умения излагать свое мнение и защищать его;

- воспитание любви и бережного отношения к природе.

Регулятивные:

- умение целенаправленно собирать информацию;

- планировать свою работу по сбору и предоставлению результатов деятельности;

- умение коллективно анализировать и адекватно оценивать свою работу и работу товарищей.

Познавательные:

- проводить всесторонний анализ изучаемых объектов (по теме проекта);

- умение самостоятельно, творчески работать по теме проекта;

- умение спрогнозировать свой продукт и выстроить защитную речь.

Коммуникативные:

- развитие умения сотрудничать при работе в парах и группах;

- участвовать в коллективном обсуждении, анализировании проектных работ;

- воспринимать различные точки зрения;

-адекватно использовать речевые средства для взаимодействия на уроке.

Средства обучения:   «Окружающий мир» -  учебник 2 часть, презентации, сказка, наглядность, компьютер, мультимедийное оборудование, задания, карты оценивания.                              

                                                               ХОД УРОКА.

 I. Психологический настрой учащихся.

Придумано кем-то просто и мудро,
При встрече здороваться:
- Добрый день!
- Добрый день!– солнцу и птицам
- Добрый день!– улыбчивым лицам,
И каждый становится добрым доверчивым….
Добрый день длится до вечера.

 Начинаем урок окружающего мира. У нас сегодня необычный урок. Нас ждет много интересного.

- Какую бы вы оценку хотели бы получить на уроке? (записывают на листочках.)

 II. Формулирование темы урока, постановка цели.

  1. Сказка «Старик-годовик»

   Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем.

Махнул старик-годовик первый раз — и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.

- О каком времени года говорится в данном отрывке?

- Как вы догадались?(Повеял холод, мороз.)

 

  1. Определение темы урока и цели.

   

А

Д

З

А

К

Т

Ь

Р

И

К

Щ

Ч

Я

Х

К

Т

Т

И

Ю

З

Г

Х

Э

А

Ж

Й

Ц

У

М

К

Е

Г

О

А

В

Б

П

Р

Ь

Т

А

Щ

В

А

О

Е

К

Й

И

О

С

Р

Э

Б

Ы

У

 

                   


               

ТЕМА: Защита проекта по теме «Белокрылая зима»

ЦЕЛЬ: Защитить проект по теме «Белокрылая зима»

                Познакомить листом оценивания выступающих.

III. Защита проекта.

  1. 1группа.

Меня зовут Савельева Анастасия. Я - лидер первой группы. Хочу познакомить вас с моими одноклассниками: …

Тема нашего проекта: Зимушка-зима.

Цель: познакомить с прекрасным временем года-зимой, рассказать о зимних приметах,  праздниках, о зимних забавах.                                

      Вот и пришла зима. Бережно укрыла природу одеялом чистого белого снега, сковала реки и озера льдами, остужает воздух сильными морозами. Солнце все ниже поднимается на горизонтом. Три долгих зимних месяца: снежный декабрь, морозный солнечный январь и сердитый метелями февраль.

                                          Декабрь(стих)

 (Декабрь – месяц долгих ночей и морозных узоров на окнах. Декабрь год кончает, зиму начинает.)

Природа  надевает белую шубу, засыпает снегом  полянки, деревья наряжаются в пышные белые наряды, лесные тропинки становятся непроходимыми, на лед ложится снежный покров. Дни короткие, а ночи длинные.

                                  Январь(стих)

 (Январь – “студень”. Самый холодный и ветреный месяц в году. Январь – году начало, зиме – середина.)

         Вот она, настоящая русская зима - январь. Трещат крещенские морозы. Небосвод ясный и чистый, снег слепит глаза от яркого солнечного света. Чем ярче солнце, тем холодней день. Январь это самый зимний месяц.

                           Февраль(стих).

 (Февраль – месяц снегопадов, злых вьюг и первого тёплого солнца.)

         Январь плавно перетекает в месяц февраль, начало которого часто характеризуется метелями и вьюгами с сильными порывами леденящего ветра. Время от времени на небе устанавливается яркая безоблачная погода, солнце уже чаще и ярче светит, но пригревать оно начнет только с середины февраля.

         Затихает вьюга. Холодная погода сменяется первыми оттепелями. Солнце теперь дольше стоит над горизонтом. Снег твердеет и покрывается обледенелой корочкой.

Вторая половинка февраля - теплая зима, и к весне движения становятся более заметными.

                                          Народные приметы. 

- Давным – давно, когда не было метеорологов, люди предсказывали погоду по народным приметам. Некоторые приметы сохранились до сих пор.

Дым столбом – к морозу.

Если ночью  был иней, днём снега не выпадет.

Вороны и галки садятся на вершины деревьев – к морозу.

Воробьи дружно расчирикались – к оттепели.

Лес шумит к оттепели.

Воробьи  прячутся в хворост – жди мороза.

                                                             Приметы зимы.

  1.Обильное выпадение снега называют…(снегопадом)       

  2.Повышение температуры выше нуля градусов в холодное время года… (оттепель)   

  3.Пушистая снежная бахрома на деревьях и проводах… (изморозь)

  4.Снегопад при сильном ветре называется … (метель). 

  5. Сковывания водоёмов льдом… (ледостав)

  6.Снеговой покров покрытый коркой льда…(наст)

  7. День зимнего солнцестояния…(21-22декабря)        

                                       

                                             Снежинки.

            А я хочу рассказать о снежинках.

              В природе водяной пар с воздушными потоками поднимается

высоко, где попадает в холодные слои воздуха. Там превращается в крошечные кристаллики льда. Кристаллы соединяются между  собой и получаются снежинки. Снежинки   шестилучевые, симметричные, разной формы.

Когда не очень морозно, снежинки слипаются и образуют снежные хлопья.

Если  морозно и дует сильный ветер, он обламывает тонкие лучики  снежинок и образуется снежная крупа.

Снежинка - самая большая тайна.   Нет двух одинаковых снежинок.

Снежинки сравнивают с зимними цветами, упавшими звездами.

                                                   Праздники.

          А еще зима – праздничное время года.

                                   

  1. Для большинства людей Новый год - самый любимый праздник. Новый год отмечают везде, во всем мире! 
    Его называют волшебным, загадочным, сказочным, удивительным, неповторимым. Все ожидают светлой сказки, нового счастья, приятных моментов в жизни, чудесного исполнения желаний и самых сокровенных мечтаний... 
  2. 7 января православные празднуют ВЕЛИКИЙ праздник Рождество Христово. Рождество было главным праздником, все славили Христа.
    Рождение Богомладенца Христа - важность для нашего спасения. Потому что совершилась великая Тайна Боговоплощения - Бог пришел в наш мир, родился обычным Человеком, чтобы спасти нас людей от греха, проклятия и вечной смерти в аду.
  3. Ночь с 6 на 7 января считается самой главной в году. Это Рождественский сочельник — ночь перед Рождеством. Почему сочельник? Потому что в этот день в старину варили сочиво — пшеничный взвар с мёдом и орехами. Это постное — но сытное — блюдо полагалось есть перед предстоящим праздником.

В сочельник нельзя принимать обычную пищу, пока на небе не появится первая звезда, напоминающая о явлении звезды на востоке. Она возвестила о рождении Иисуса Христа.

 

                                                           Игры.

Зима - волшебное время года, наступления которого с нетерпением ждут десятки тысяч малышей. Пожалуй, никакое другое время года не может их порадовать таким большим разнообразием игр и развлечений на свежем воздухе.

  Катание с горок на санках, коньках и  на лыжах.  Игра в снежки. Лепка снеговиков. 
 В этих веселых играх с удовольствием поучаствуют и родители, и дети всех возрастов, но и мы.(показ на слайд)
 Лидер:

В ходе реализации проекта мы сделали следующие выводы:

Зима – самое холодное время года.

Солнце зимой низко поднимается над  горизонтом и его лучи не греют землю.

Устанавливаются короткие дни и длинные ночи.

Замерзают почва и водоёмы.

Земля покрывается снежным покровом.

Лидер:

- А теперь мы предлагаем вам интересную работу. В письме допущены ошибки. Если вы внимательно нас послушали, то с заданием легко справитесь.

                                          Здравствуй, дядя Фёдор!

     В деревню Простоквашино пришла зима! Солнце поднимается высоко над горизонтом и хорошо греет землю. Каждый день идут проливные дожди, поэтому снега выпало много и он искрится на солнце. Мы с Шариком часто бегаем купаться на речку. Хороши зимние забавы! Мы ходим на лыжах, катаемся на коньках, санках с горки, велосипеде, играем в снежки, строим снежные крепости, гоняем шайбу клюшками.

Приезжай скорее, будем вместе встречать Новый год!

Проверка(по цепочке)

Оценивание.

  1. 3 группа.

Меня зовут Бессараб Виктория. Я - лидер третьей группы. Хочу познакомить вас с моими одноклассниками: …

Тема нашего проекта: зимующие птицы нашего города.
Цель: изучить образы жизни  и поведения птиц зимой.

Снегирь доверчивый, размером чуть крупнее воробья, очень нарядный с серо-голубой спинкой, ярко красной грудкой и в черной шапочке. 

Снегирь – это певчая птица. Маленькая птичка беспрестанно поет  «жю-жю-жю».  Песенка снегиря нежная. С приходом морозов в заснеженные  города прилетают  стайки снегирей, чтобы рядом с человеком пережить трудности зимы. Снегири обычно держатся небольшими стайками. В городе кормятся рябиной, дикими яблочками, сохранившимися семенами различных деревьев, кустарников, трав. Питается ягодами рябины, выедает из них семена, а мякоть плодов выбрасывает.  Поистине, снегири зимой – украшение наших парков и дворов. Как красные яблочки сидят они на заснеженных деревьях! Они настолько доверчивы, что к ним можно подойти совсем близко.

                                                                    Синица.

Синица имеет очень яркий цвет оперения, благодаря которому можно сразу узнать её среди других представителей пернатого мира. Синица обладает красивым пением и удивительной оригинальностью, забавными повадками и грацией. Можно предположить, что птицы эти получили свое название за цвет. Синицы - значит, синие. Но синих цветов в оперении этих птиц нет. Названы эти птицы так не за окраску, а потому, что некоторые издают достаточно громкий мелодичный посвист: "син-син". Вот и назвали их синицами.

Чем питаются синицы зимой? Основным рационом в это время года для них являются всевозможные продукты питания, поэтому их часто можно встретить вблизи человеческого жилья, где они могут поедать пищевые отходы. Синицы прилетают в город, так как в лесу крайне трудно добыть пищу, в особенности птицам, когда нет насекомых, листва отсутствует, и сами деревья стоят под большим слоем снега.  Важно учесть, что даже зимой синица охотится на всевозможных вредителей.

                                                                Дятлы.

Находясь в лесу или в черте города, вы, скорее всего, слышали перестук по деревьям. Это стучат по дереву санитары леса – дятлы. Дятлы - удивительные птицы. Они имеют характерный вид и яркую окраску. Их невозможно спутать ни с одной другой птицей.

Строение тела и когтей подходит для лазанья по деревьям, а крепкий клюв очень хорошо помогает для выдалбливания дупла в старых засыхающих деревьях. 

Зимой дятлы питаются, в основном, семенами сосны и ели. С большим мастерством эти красивые птицы расклевывают шишки сосен и елей, добывая из-под чешуек  языком вкусные семена. 

                                                              Воробьи.

Чаще всего на зимовку в городах остаются и воробьи. Бойкая, энергичная, задиристая птичка.  Это шустрые и веселые птички вызывают скорее положительные эмоции. Птица имеет миниатюрный размер, интересные повадки и движения, а также довольно приятный голос.

Без этих маленьких птичек зимний пейзаж казался бы гораздо пустынней и печальней. Воробьи наполняют улицы жизнью. Они весело переговариваются в кустах, перелетают с дерева на дерево и нередко находят укрытие на открытых балконах квартир. На самом деле воробей - не такая уж заурядная птичка. Его окрас только на первый взгляд кажется безликим и неинтересным. Оперение птицы по-своему привлекательно: светлая грудка, коричневые полоски и черные пятна то там, то тут.

Особенно интересно наблюдать за воробьями тогда, когда на улице становится морозно. Птички распускают перья и становятся похожими на теннисные мячики. Таким интересным способом воробьи и греются зимой. Помимо этого, птицы собираются дружной компанией, садятся плотными рядами и греют друг друга. Так что они прекрасно приспособились переживать холодные зимы в городах и деревнях.

Птица привыкла селиться рядом с человеком. Воробей строит себе гнезда под карнизами крыш и в оконных проемах, а питается зачастую крошками и зерном - тем, что остается от человеческой трапезы.

                                                    Голубь.
Голубь был одомашнен около 5000 лет назад в Египте, где эту птицу считали священной.  Оперение темно-сизое, крылья более светлые с двумя темными поперечными полосами. Гнездо — рыхлая платформа из веток. Птенец вырастает в гнезде до размеров взрослого голубя и только потом учится летать. Поэтому вы не видели маленьких голубят. Голуби могут поселиться и  на чердаках домов. В основном  обитают в населенных пунктах, рядом с человеческим жильем. Питаются голуби различными семенами, зерновыми культурами, ягодами, плодами фруктовых деревьев. Легко приспосабливаются к употреблению в пищу пищевых отбросов человека и бросового зерна (пшеницы, ячменя, кукурузы и др.).

                                       Ворона.

Ворона храбрая умная, но очень осторожная птица. Она оказывает сильное сопротивление хищным птицам. Ворона птица общественная, любит быть в обществе других птиц. Проснувшись утром на рассвете, вороны любят собираться в каком-нибудь определенном месте, где нашумев достаточно, они потом опять разлетаются в разные стороны в поиске пищи. Зимой охотно ночуют в садах и парках, и если их не тревожить, выбирают для ночлега одни и те же деревья. С наступлением зимы вороны возвращаются ближе  к человеческому жилью. Здесь  они питаются очистками от овощей, крошками хлеба,  остатками любой пищи, с удовольствием поедают оставшиеся на кустах ягоды.

                                                                          Сорока.

Хорошо известная птица. Оперенье ее  нарядное: голова, шея, спина, крылья , передняя часть груди черные. Хвост, ступенчатый, длинный и тоже черный. Низ и бока белые. Клюв и ноги темные. Сороки встречаются на опушке леса, в лесопарках, на окраине городов. Живет эта птица парами. Осенью сороки собираются небольшими стайками и перемещаются поближе к поселениям человека. Здесь они проводят всю зиму, питаясь различными отбросами. Сорока очень находчивая птица: она сможет найти себе пропитание в любой ситуации. Она  иногда даже может таскать кости даже у собаки. С приближением весны птицы отправляются обратно в леса.

Лидер:

В ходе реализации проекта мы сделали следующие выводы:

-В нашем крае зимуют только приспособленные к выживанию в суровых погодных условиях  птицы.

-Сытой птице мороз не страшен.

-Главное правило: не забывать подсыпать корм в кормушки вечером или рано утром. Нерегулярное наполнение кормушки может вызвать гибель привыкших к подкормке пернатых.        

Чем питаются птицы зимой, зависит, прежде всего, от самого человека, то есть нас с вами. Очень важным источником пищи для  птиц является  кормушки, где они могут без труда утолить свой голод. 

Птиц можно подкармливать семенами подсолнечника, тыквы, арбуза, крошками белого хлеба, несолёным жиром.

Лидер:

- А теперь мы предлагаем вам решить кроссворд «Узнай птиц»

Проверка(по образцу)

Оценивание.

ФИЗМИНУТКА.

  1. 4 группа.

Меня зовут Рыжиков Виктор. Я - лидер четвертой группы. Хочу познакомить вас с моими одноклассниками: …

Тема нашего проекта: Звери зимой.
Цель: изучить образы жизни  и поведения зверей зимой.

                                                                    Зайцы.

Зимой перебираются поближе к человеку зайцы. Удобней им по утоптанным дорогам скакать, да и корма в лесах и парках зимой больше, чем в полях.

Легко скачет заяц по снегу, ему помогают удивительные лапы, подошвы которых зимой обрастают густыми и мягкими волосами. Одетые такой войлочной подушкой, пальцы лап сильно раздвигаются. Вот и получаются у зайца собственные лыжи.

Шубка на нём беленькая — под цвет снега. Сам зверёк очень осторожный, чуткий и пугливый. А как не быть пугливым, если столько врагов кругом: хищные птицы, лисы, собаки!.. А всей защиты у него: быстрые ноги да умение спрятаться.
Зайцы весь день прячутся в норке. Выроет её в снегу, сядет мордочкой к выходу и дремлет в своём укрытии. Если кто по его следу идёт, заяц первым того заметит и успеет убежать.
Поздно вечером выходит длинноухий зверёк побегать да покормиться. Зимний корм для него — тонкие ветки, кора деревьев и кустарников. Снежный наст и сугробы помогают зайцу доставать себе на обед высокие ветки. Лакомится он и у стогов сена. Там чаще всего можно встретить заячьи следы.

        Лисы.

Лисы к зиме начинают готовиться еще в середине лета. Уже тогда постепенно у них начинает отрастать зимний мех, который полностью станет зимним к ноябрю или декабрю месяцу. Густая шубка спасает её от морозов.

На зиму лисы запасов не делают. И затруднения с питанием зимой испытывают, так как мышки попрятались в норы, а птенцов и лягушек нет. Зимой лисы питаются мелкими грызунами, птицами, зайцами. Охотится лиса в поле, так как там легче ей поймать свою добычу, ведь снег там сдувается ветром. Благодаря своему хорошему носу и хорошему слуху она находит норки мышек. Но поймать полевок или зайца удается не всегда, поэтому часто и голодает. Даже по глубокому снегу лисица ходит без труда, так как имеет маленький вес, а следственно и не проваливается в снег.

Зимуют лисы не в норах, как это можно подумать, а в открытых логовах в снегу. Сворачивается лиса клубочком, а хвостом от мороза закрывает нос.

                                                             Волк.

 «Кто зимой холодной бродит злой, голодный?». Конечно, это волк! Бродит волк зимой по лесу – ищет добычу.

Волки – хищники коварные и очень опасные и для зверей, и для человека. Волки отлично видят даже в темноте и прекрасно слышат.
Зимой волк почти всегда ходит голодный, он не может быстро бегать по рыхлому снегу. А вот по насту бегает очень быстро! Тогда от волка не убежать!
Наверное, вы слышали такую поговорку «волка ноги кормят». Это действительно так. Волк пробегает очень большие расстояния, чтобы найти себе пропитание. Они охотятся на лосей, зайцев, куропаток, тетеревов. Да, даже на лосей! Если лось стоит, то волк на него не бросается. Но если лось бежит, то волчья стая может его одолеть. Голодные волки зимой нападают даже на собак и на людей.

Зимой у волков вырастает толстая теплая зимняя «шуба», шерсть становится теплее. Живут волки зимой стаями: волк, волчица и их выросшие волчата.

Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. ( Медведь)

    Прежде чем лечь в берлогу, путает медведь свои следы.

   Берлогу – яму, выкопанную где – нибудь под корнями дерева, выстилает травой ещё до первого снега. Ложиться головой к лазу, прикрывает морду лапой и спит. В это время он пищи не употребляет, а живёт за счёт накопленного жира.

Говорят, что зимой в берлоге медведи сосут лапу. На самом деле со ступней медведя сходит старая грубая кожа, а молодая нежная нуждается в согревании. Поэтому медведь и облизывает подошвы горячим языком, причмокивая в это время губами. Вот и кажется, что он сосёт лапу.

  Если медведя разбудить, то он выходит из берлоги голодным и в это время бывает очень опасен. Его называют медведь – шатун.

                                                                 Лось.

Хочешь – верь. Или не верь.
Есть в лесу сохатый зверь.
Словно вешалки рога,
Очень грозен для врага.
Шум в лесу. Что там стряслось?
То бежит огромный …(Лось).

Лось – это лесной великан, и еды ему нужно очень много. Зимой лоси живут вместе, обгладывают кору деревьев, растирая ее мощными и крепкими зубами. Очень любят лоси кору молодых осинок. Едят они и побеги молодых сосен, для них эти побеги как лекарство.

Отдыхают лоси зимой, закопавшись в снег, в снежных ямах. В пургу лоси собираются в стадо и уходят в укромное место, прячутся на земле — забираются под снежную шубу. Сверху на них падает снег, укрывая лосей иногда почти с головой. Получается снежное тёплое «покрывало».

В последний месяц зимы – в феврале — настаёт для лося тяжелая пора. В лесу появляется наст – корочка на снеге. Лоси проваливаются под снег, режут настом себе ноги, не могут быстро бегать. Этим пользуются волки. Лоси  защищаются от волков рогами и копытами.

                                                  Белка.   

Зимой белка всё светлое время суток проводит в поисках пищи. Её длинненькое тело в рыжевато-серенькой шубке с белым мехом на брюшке мелькает в ветвях деревьев. То там, то здесь покажется из-за ствола её кругленькая головка с большими чёрными глазами и длинными ушками с кисточками на концах. Надо сказать, кисточки на ушах у белок вырастают зимой.
Передними лапками белка работает, как руками: срывает шишки, берёт орешки, подтягивает ко рту веточки с почками.
Шишки — любимый зимний корм белок. Острыми зубками она ловко срезает чешуйки и при этом постоянно крутит шишку лапками.
В голодные зимы, когда шишек мало, белка кормится корой, еловыми почками, раскапывает снег в поисках пищи на земле. Пережить суровое время помогают белочке сделанные осенью запасы. С помощью поразительного тонкого обоняния даже в глубоком снегу находит она спрятанные жёлуди, орешки, грибы.
Гнездо у белки необычное: сложено из переплетённых веточек в форме шара с боковым входом. Подстилка из мха, лишайника и мягкого меха сделает его очень сухим и тёплым. Бывает, селится белка и в дуплах деревьев.
В городе белки уживаются с человеком легко и так доверяют ему, что берут корм из рук. Этот непоседливый, резвый зверёк — настоящее украшение наших парков и лесов.

                                                                           Еж.

Ежей знают все. Они - герои многих наших сказок, мультфильмов. Но что мы знаем о жизни этих зверьков в природе? Где они зимуют, чем питаются и как охотятся, где и как растят ежат?
Этих колючих зверушек можно встретить в скверах и парках больших городов, на тихих сельских улочках, опушках и лесных дорогах, в огородах и на полях. Везде они находят себе пищу и кров. Ежи - домоседы, они любят покой и уединение. Живя постоянно на одном месте, они хорошо запоминают места, где можно укрыться в случае опасности, быстро найти дождевого или улитку, гусеницу или жучка. Ведь им за короткие ночные часы нужно досыта наесться, чтобы накопить побольше жира на зимний
 период.
В повседневных заботах незаметно проходит осень. Жизнь по ночам замирает. Ежи тоже перестраивают свой жизненный распорядок на новый лад в соответствии с меняющимися условиями. С понижением ночной температуры они все реже выходят из нор. Подходит время зимней спячки.
Во время редких прогулок ежи роют сухие листья, траву и другой строительный материал и стаскивают в гнезда, стараясь их максимально утеплить. С наступлением заморозков они плотно закрывают входное отверстие изнутри и засыпают.
До наступления устойчивой морозной погоды ежи спят довольно чутко. Если их потревожить, они просыпаются, сердито сопят и фыркают, выражая свое недовольство. С дальнейшим понижением температуры сон ежа становится крепче, наступает глубокое оцепенение - спячка.
 

                                                                    Барсук.

 Барсук начинает готовиться к зиме осенью. Он ест жуков, ящериц, лягушек, мышей, лесные ягоды и плоды в большем количестве. Таким образом, животное нагуливает несколько килограммов жира, который служит ему источником существования в течение длительного зимнего сна. Для барсука сделать нору – не проблема. За один день он может вырыть уютный дом. Затем животное сгребает листья в свою норку, устраивает себе мягкую постель и ложиться спать на зиму. Иногда в барсуковой норе вместе с хозяином зимует еще и гость, например енот им вместе теплее.

Спит барсук не очень крепко. Он может проснуться во время оттепели, вылезти из норы ненадолго, пригладить и почистить свою шерстку и … снова пойти спать. В своей зимней «кладовке» припасает на зиму барсук пищу – семена, высушенные лягушки, коренья, желуди. Во время спячки барсук ничего не ест. А запасы в «кладовой» нужны на время его короткого зимнего пробуждения.

Лидер:

В ходе реализации проекта мы сделали следующие выводы:

Зимой многие животные почти весь день проводят в поисках корма, другие пользуются своими запасами,  некоторые на зиму засыпают. Лесных зверей, как и птиц, зимой надо подкармливать.

Утонул в снегу лес. Трудно прокормиться  зверям во время снегопадов, метелей, в сильные морозы. В такую погоду они часто погибают от голода. Поэтому зверей зимой нужно подкармливать. Для этого в лесу можно развешивать заготовленные с лета пучки лиственных растений, раскладывать капусту, морковь. Для зайцев летом запасают веники с молодой листвой.

Для лосей подрубают молодые осины, а также они любят ветки рябины и сосны.

Лидер:

- А теперь мы предлагаем вам игру «Рассели зверей по своим домам»

Проверка «у доски»

Оценивание.

  1.  2 группа.

Меня зовут Таратухин Александр. Я - лидер второй группы. Хочу познакомить вас с моими одноклассниками: …

Тема нашего проекта: Растения, кустарники и травы зимой.

 Цель: изучить зимний период в жизни растений.

По дороге в школу, играя на улице мы видим деревья. Они кажутся  зимой безжизненными, мертвыми, но так ли это? И мы решили исследовать данную тему. Предметом нашего исследования стали деревья, кустарники и травы. Для того чтобы ответить на этот вопрос мы отправились в лес.

Сверкает. Переливается в лучах солнца сказочный лес. Чистый воздух радует душу! 

Всё зелёное, что так радовало глаз весной и летом, исчезло или спрятано глубоко под снегом. 

Зима навела строгий порядок в парках и лесах. Не балует она природу ни красками, ни цветами. Все у нее прибрано, сверкает белизной. Раздала зима деревьям шубки, стоят они в одинаковых нарядах. Только  хвойные деревья в лесу напоминают о прошедшем лете. Круглый год они  стоят в своем неизменном зеленом наряде. Их зеленые иглы словно не боятся мороза.

Все лето деревья с усердием запасают в стволах и ветвях  соки на зиму. Соки дерева становятся густыми, густыми и движение соков замедляется. Дерево словно бы засыпает. Создав запасы такого питания, дерево готово выдержать небольшие морозы.  Первые морозы закаляют его, делают еще выносливее: сок дерева еще больше густеет. И деревья впадают в настоящую спячку. Чем холоднее, тем глубже спячка, покой у деревьев. И дышат деревья зимой в двести – четыреста раз слабее, чем летом.

  Спят деревья, сбросив листья до весны. Они дали летом плоды, а теперь настало время постоять в покое.

Зима – период покоя в жизни растений. Зимой мы не увидим живых листьев, цветков, распускающихся почек, но и зимой в растительном мире можно увидеть много интересного. В течение многих и многих тысячелетий растения испытывали на себе влияние зимы и холода. И растения так «привыкли» к зиме, что она стала для их развития необходимой. Зимой происходит «дозревание» почек.

А можно ли у наших растений зимой наблюдать рост? Оказывается, можно. В конце зимы под снеговым покровом начинают расти молодые ростки некоторых трав. Подснежный рост характерен для растений, цветущих ранней весной.

Все лето деревья с усердием запасают в стволах и ветвях  соки на зиму. Соки дерева становятся густыми, густыми и движение соков замедляется. Дерево словно бы засыпает. Создав запасы такого питания, дерево готово выдержать небольшие морозы.  Первые морозы закаляют его, делают еще выносливее: сок дерева еще больше густеет. И деревья впадают в настоящую спячку. Чем холоднее, тем глубже спячка, покой у деревьев. И дышат деревья зимой в двести – четыреста раз слабее, чем летом.

  Спят деревья, сбросив листья до весны. Они дали летом плоды, а теперь настало время постоять в покое.

Лидер:

В ходе реализации проекта мы сделали следующие выводы:

  1. В природе все предусмотрено очень разумно.
  2.  Даже в трескучие морозы жизнь растений не прекращается. В это время они отдыхают, набираются сил для весеннего  возраждения.

Оценивание.

IV. Итог урока.

 Зима – прекрасное время года, сколько замечательных и радостных моментов дарит нам зима. Любоваться зимней красотой можно бесконечно! Но мы не должны забывать и о том, зима для многих животных и пора суровых испытаний.

V. Релаксация.

На другой стороне листка поставьте каждый себе оценку за урок.

- Совпадают ли ваши оценки?

- Почему поставили такую оценку?

- Что для вас было интересным?

- В какой группе работа была более успешной?(похлопали друг другу)

VI. Д/З. Нарисовать рисунки на тему «Животные зимой»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" по ФГОС

Тема: Насекомые, птицы,рыбы,звери.Цель м ожидаемый результат: выявить основные отличительные признаки животных и уметь приводить примеры представителей различных групп животных (насекомых, птиц, рыб, ...

урок окружающего мира в соответствии с ФГОС

Развитие личности учащегося на основе освоения универсальных учебных действий....

Календарно-тематическое планирование урок окружающего мира 4 класс ФГОС

Календарно-тематическое планирование к учебнику 4 класса автор Виноградова  программа "Начальная школа 21 века"С учетом ФГОС...

Рабочая программа и календарно -тематическое планирование уроков "Окружающего мира" 4 класс. ФГОС

Рабочая программа учебного курса представляет собой целостный документ, включающий восемь разделов:пояснительную записку;учебно-тематический план изучения предмета;содержание программы;описание ценнос...

Место исследовательской работы на уроках окружающего мира в рамках реализации ФГОС НОО

В статье рассмотрены вопросы исследовательской работы на уроках окружающего мира в рамках реализации ФГОС НОО...

Разработка конспекта урока окружающего мира 1 класс по ФГОС

Конспект урока  по окружающему миру для 1 класс, разработан в соответсвии ФГОС НОО,...

ИКТ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

ИКТ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС...