Технологическая карта урока окружающего мира "Плоды и семена. Распространение плодов и семян", 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Ирина Викторовна Ткаченко

Скачать материал (*.doc, 131 Кб)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plod.doc124.5 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Ткаченко Ирина Викторовна, учитель начальных классов МБОУ г. Мурманска СОШ №27

Предмет:  окружающий мир

Класс: 3 класс

Тип урока: урок открытия новых знаний

Время проведения: ноябрь

Технологическая карта изучения темы

«Плоды и семена. Распространение плодов и семян»

Тема

«Плоды и семена. Распространение плодов и семян»

Цели

- сформировать понятие о плоде и его функциях, познакомить с разнообразием плодов и семян;

 - формировать умение определять отдельные признаки плодов и способы распространения семян;

 - развивать навыки проведения опытов и наблюдений, умение кратко передавать существенную информацию собеседникам;

- учить контролировать свою работу в соответствии с инструктивной картой и заданным временем работы, различать способ и результат действия, оценивать свою деятельность, принимать и сохранять учебную задачу;

- формировать учебно-познавательный интерес  к материалу урока, способность к самооценке, оценке ситуации с точки зрения правильного поведения и этики

Основные понятия

 плоды, семена

Межпредметные связи

изобразительное искусство, русский язык

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

- Виноградова Н.Ф.Окружающий мир: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч.

Ч. 1./Н.Ф.Виноградова, Г.С.Калинова. 3-е изд., дораб.-  М.: Вентана-Граф, 2013.-160 с.:ил.

- флипчарт к уроку;

- ЦОР http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/39eeecd0-2d86-11dd-bd0b-0800200c9a66/les6_13.swf

- инструкционные карты и тексты с заданиями для учащихся (Приложения 1 – 5);

- презентация для доклада учащихся (Приложение 6);

- опорные слова (Приложение 7);

- видеофрагмент «Одуванчики»;

- материалы и оборудование для опытов и наблюдений

Формы работы

групповая, фронтальная

Условные обозначения

?  - так и осталось непонятным, испытываю затруднения   по данному вопросу;

!  –удивился, восхитился, открыл знания сам,

+  - узнал сегодня на уроке,

     –знал до урока, ничего нового  не выучил

Этапы урока

Ход урока

I. Формулирование темы и целей урока.

- Ребята, сегодня на уроке нас ждут интересные открытия. Вы будете совершать их, работая в группах.

- Повторим правила работы в группе.

1.Умей выслушать собеседника, не перебивай.

2. Не согласен – объясни, почему.

3. Доказывай своё мнение спокойно, вежливо.

4. Говори только по делу.

5. Работайте дружно, помогайте друг другу.

Задание № 1 (Приложение 1)

- Прочитайте текст стихотворения, вставьте пропущенные слова.

 - Определите тему урока. (Плоды и семена.) 

- Почему так звучит тема? (О цветке как органе растения говорили на прошлом уроке.)

- Вернитесь к тексту. Что сказано о взаимосвязи плодов и семян? Выделите главные слова.

После ответов детей учитель вывешивает на доске  карточки со словами покрывает, питает, защищает. (Приложение 7)

- Выберите среди того, что есть у меня на столе, подтверждение этих слов.

(На столе лежат плоды и семена: груша, огурец, орехи, семечки, плоды рябины, крылатки клёна, семена укропа и   т.д.)  

- На какие группы вы разделите данные плоды? А что же делать с остальными? Какая  возникла  проблема? (Какие бывают  плоды?) 

- Плоды обладают разными признаками. Надо уметь их классифицировать.

- Определите цель нашей работы.

II. Постановка проблемы

- Предположите,  на какие  группы могут быть разделены  плоды.

 Дети говорят, учитель маркером кратко записывает варианты.

- Это наша гипотеза.

- Если человек изучает плоды и семена, значит, в этом есть потребность. Какая?

- А где сегодня человек использует плоды и семена?  

- Где человек берёт плоды и семена?

- Ваша гипотеза  по теме «Как происходит распространение семян и плодов?»

Дети говорят, учитель маркером записывает варианты.

- Определите:

 объект исследования  (плоды и семена);

предмет исследования (особенности плодов и семян, признаки плодов и семян);

 методы исследования (наблюдение, опыты, работа с информацией, анализ и синтез, обобщение, составление схем или таблиц).

III. Открытие нового знания

 1 часть исследования - «Какие бывают плоды»

- Приступим к 1 части исследования. Выполним задание № 2. (Приложение 2)

- Время на работу - 5 минут.  Отвечать надо с использованием инструкционной карты. Один ученик из группы будет рассказывать о проделанной работе, а другой в это время на интерактивной доске заполнять таблицу о ваших открытиях. Другие учащиеся в это время внимательно слушают выступающих, выбирают подходящие варианты плодов, представленных на доске. Напоминаю, что количество жёлтых кругов соответствует числу обращений за помощью к учителю в течение всего урока.

Обсуждение в группах.

Проверка.  Заслушиваются выступления групп, на интерактивной доске появляется таблица обо всех результатах исследований.

После заслушивания ответов 1 группы учитель задает вопросы:

-  Всё кажется лёгким в теории о сочных и сухих плодах. А вот на практике оказывается намного сложнее. К каким плодам вы отнесёте плод кокосовой пальмы и грецкого ореха? (Предположения детей.)

- Знаете ли вы, что из зелёных грецких орехов варят варенье?  А кокос, который вы видите в магазине, это только внутренняя часть плода? Вот как выглядят на самом деле плоды кокосовой пальмы. Посмотрите, какой толстый и надёжный околоплодник. Какие же это плоды? ( Кокос и грецкий орех - сочные плоды.)

- А горох и фасоль? (Сухие.)

После заслушивания всех ответов делается вывод.

- Сверим результаты исследования с нашей гипотезой о том, какие бывают плоды. Наша гипотеза подтвердилась, не подтвердилась или подтвердилась не полностью? Почему?

- Обычно для характеристики плодов используют три признака:

  • сочный или сухой,
  • односемянный или многосемянный,
  • вскрывающийся или нет.

- Узнать новое и интересное нам помогут ваши одноклассники.

Презентация одноклассников по теме «Удивительные плоды». (Приложение 6)

Физминутка

 Долго не было дождя, цветы повесили головы, опустили вниз листья, стебель стал высыхать, искривился.

 Прошёл дождь. Стебель выпрямлялся, набирался сил, расправились листья, цветы подняли головы. Природа дарила дождю свои улыбки.

2 часть исследования - «Распространение плодов и семян»

- 2 часть нашего исследования  - «Как распространяются плоды и семена». Продолжим работу в группах.

Работа с учебником.

- Откройте учебник нас.77. Рассмотрите подсказку, прочитайте текст. Какие способы увидели?

- Предлагаю уточнить информацию.

 - В инструкционной карте вы найдёте задание № 3 для вашей группы. (Приложение 3)

- Время выполнения - 3минуты. Ответ по инструкции.

Проверка.

После ответа 2 группы учитель демонстрирует видеофрагмент «Одуванчики».

- Подтвердилась наша гипотеза? Почему?

- Рассмотрите рисунки (флипчарт). О каком способе распространения плодов и семян нет иллюстрации? (С помощью человека.)  

- Приведите свои примеры этого способа.

- Мы ответили на основные вопросы нашего исследования. Сделаем выводы.

- Что объединяет все плоды? (У всех плодов есть семена.)

(Вернуться к таблице: сухие и сочные, односемянные и многосемянные, вскрывающиеся и невскрывающиеся,  с приспособлениями к распространению и без них.)

- Все незрелые плоды  какие на вкус? (Невкусные.) На цвет? (Чаще всего – зелёные.) Почему? (Чтобы не съели, пока не созреют семена)

-Что же такое плод? Как он связан с семенами? (Обратить внимание на опорные слова на доске:  покрывает, питает, защищает.)

IV. Закрепление полученных знаний

 

 - Ваши знания проверим с помощью компьютерного тренажёра «Плоды и семена. Классификация». http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/39eeecd0-2d86-11dd-bd0b-0800200c9a66/les6_13.swf

Если группа верно определяет все характеристики плода, то на экране появляется научное название плода. (Одна группа работает за учительским компьютером, что позволяет открыть экран доски и сверить результаты других групп.) Если нет такой возможности, то работа проводится фронтально.

 - При проверке знаний можно использовать учебник, схема на с.76.

 - Подведём итоги.

На данном этапе можно выставить оценки за работу на уроке тем группам, чьи результаты окажутся самыми лучшими.

Технология интерактивного обучения «Микрофон».

- Кружат над нами семена крылатые, радуются, что умеют летать. Это клёны высокие из осенних ветвей сыновей провожают в далёкое странствие. И вспоминают грустно деревья видавшие виды: когда-то и они над землёй летали. «Мы снова снялись бы, как наши семена. И годы не те, и корни держат». Кружит в небе семя крылатое. Радуется, что умеет летать. Одно семя с кленовой кроны доверчиво село мне на ладонь и говорит: «Я долго блуждало над городом, но на асфальт не отважилось сесть. Умоляю, мой друг, если это не тяжело возьми и посади меня в землю, пожалуйста. Я вырасту клёном в нашем крае и листом зелёным тебя поприветствую».

Учитель передает детям микрофон, они  отвечают на вопросы:

- Почему семя не отважилось сесть на асфальт?

- Какие условия нужны для роста и развития семени?

- На следующем уроке мы узнаем, как вырастить растение без семян.

V. Итог урока.

Рефлексия

- Достиг ли наш урок-исследование своей цели? Почему?

- Какие учебные действия выполняли?

- Вы работали в группах, но результат от урока у каждого свой. Предлагаю оценить свои знания, умения и действия в ходе урока.

- Возьмите оценочный лист. (Приложение 4) Оцените себя по основным вопросам с помощью знаков:

?  - так и осталось непонятным, испытываю затруднения   по данному вопросу;

!  –удивился, восхитился, открыл знания сам,

+  - узнал сегодня на уроке,

     –знал до урока, ничего нового  не выучил.

- Кто готов поделиться? Высказать своё мнение?

Оценивание.

VII. Домашнее задание (по выбору)

(Приложение 5)

1. Рассказ-рисунок «Мой любимый плод».

2. Сообщение об удивительном распространении семян.

3. Подобрать или составить свои изографы о плодах и семенах.

- Спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока окружающего мира "Город, в котором я живу" 1 класс

технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Город, в котром я живу" 1 класс  по программе Занкова...

Технологическая карта урока окружающий мир (история) "На пути к единству" 4 класс

Конспект урока по истории. Класс: 4Тема: «На пути к единству» Цель: формировать представление о событиях Смутного времени в жизни страны, о борьбе за независимость и единство Отечества; познакомить с ...

Учебно - методический комплект (технологическая карта урока ОМ "Наша дружная семья" и мультимедийная презентация) 2 класс

Класс: 2 «а»Тема урока: «Наша дружная семья»Цели деятельности учителя: обсудить правила культуры общения в семье.Планируемые результаты:·...

Учебно - методический комплект (технологическая карта урока ОМ «Наша дружная семья» и мультимедийная презентация) 2 класс

Класс: 2 «а»Тема урока: «Наша дружная семья»Цели деятельности учителя: обсудить правила культуры общения в семье.Планируемые результаты:·...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Как возникла письменность" 4 класс, УМК "Начальная школа XXI века"

Публикация содержит подробный конспект урока + приложения (презентация, сообщения)...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Мир глазами эколога" 4 класс УМК "Школа России"

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Мир глазами эколога" 4 класс УМК "Школа России", составлена в соответствии с ФГОС НОО, содержит подробное описание групповой р...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Наши подземные богатства" 4 класс УМК "Школа России"

Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Наши подземные богатства" 4 класс УМК "Школа России", составлена в соответствии с ФГОС НОО, содержит групповую практическую р...