Конспект урока по окружающему миру "Жизнь экосистемы".
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему

Лоханкина Ольга Александровна

Разработка урока в соответствии с требованиями ФГОС .

Скачать:


Предварительный просмотр:


                                         Конспект урока проведенного учителем начальных классов Лоханкиной О.А.

                                                        в 3в классе по предмету «Окружающий мир»

                                                                          Тема « Жизнь экосистемы».

                                                                    

Тип урока: усвоение новых знаний.

Цели урока:

-учебная: показать, что экосистема обладает всеми элементами, свойственными биосфере и что в экосистеме происходит круговорот веществ, формировать умение объяснять значение круговорота веществ в природе; аргументировать своё отношение к роли живых организмов в природе; уметь выделять цепи питания в экосистемах;

-развивающая: развивать познавательную активность и творческие способности учащихся; развивать коммуникативные навыки, умение анализировать , делать выводы, развивать умение работать в группе;

-воспитывающая: воспитывать бережное отношение к тому, что нас окружает.

Оборудование: карточки составных частей биосферы, конверты с изображением цепей питания, презентация к уроку, мультимедийный проектор.

1) Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Окружающий мир. 3 класс. («Обитатели Земли»). Учебник в 2 частях. Часть 1. – М.: Баласс, 2012.

2) Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир». 3 класс. В 2 частях. Часть 1. («Обитатели Земли»). – М.: Баласс, 2012.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

Мотивация к деятельности

Приветствие, настрой на работу.

Тема , которой мы посвятим наш урок очень актуальна., жизненно-важна для всего живого. Я надеюсь, что сегодня на уроке вы сделаете шаг к познанию законов природы и многие из вас по-иному посмотрят на окружающий мир

Отгадайте загадку:

Ни начала, ни конца,

 Ни затылка, ни лица.

 Знают все: и млад, и стар,

 Что она – большущий шар.

- Да, это наша прекрасная планета Земля, которую мы изучаем на уроках окружающего мира.

Дети организуют своѐ

рабочее место,

проверяют готовность к

уроку.

Отгадывают загадку(Земля)

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации

Актуализация знаний,

- Какие оболочки нашей планеты вы знаете?

- Что такое атмосфера? Гидросфера? Литосфера?

- А в какой оболочке живут живые организмы Земли?

- Где находится биосфера?

- Почему живые организмы не могут обходиться друг без друга?

Все организмы играют какую-то роль или имеют «профессию».

  Какие профессии живых организмов необходимы для того, чтобы круговорот веществ не прерывался? (производители, потребители, разрушители).

- Как еще называют производителей? («кормильцы»).

- Что к ним относится? (растения).

- Почему их так называют? (производят органические вещества).

- Как еще называют потребителей? («едоки»). Кто к ним относится? (животные).

- Почему их так называют?

- А разрушителей называют как? («мусорщиками»). –Почему?

- Кого мы относим к мусорщикам? (бактерии, микроорганизмы, грибы).

Жизнь обитателей трех стихий происходит в экосистеме, а определение экосистемы и ее признаки вы назовете мне в конце урока.

Ответы учеников на вопросы учителя

Ученики работают в группах. Дано задание расселить живые организмы в среду их обитания.

После выполнения задания каждая группа отчитывается.

Ответы учеников.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Постановка проблемы

- Мы с вами уже познакомились с большим круговоротом веществ. Он проходит и через наши дома, и через каждую экосистему на Земле.

- Ребята, где живёт большинство живых организмов – в экосистеме или в биосфере? (Большинство живых организмов живут на пересечении трех оболочек: воздушной, наземной и водной, в биосфере).

- А вот на иллюстрациях (на доске) представлены разные экосистемы. Что вы можете сказать о многообразии жизни? (жизнь тоже многообразна).

- Какой у вас возникает вопрос? (Где же всё-таки живут растения и животные – в экосистеме или в биосфере?)

  Вопрос фиксируется на доске.

- Какие знания понадобятся нам сегодня на уроке?

Дети совещаются и отвечают на вопрос.

Уметь проводить сравнение по заданным критериям (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).

Поиск решения проблемы.

Определение темы урока.

Давайте послушаем диалог Миши и Лены и ответим на вопрос.

- Какое же из двух утверждений верно:

биосфера – часть экосистемы

экосистема – часть биосферы.

(Экосистемы связаны большим круговоротом веществ в биосферу).

Значит тема нашего сегодняшнего урока.....

Из каких частей состоит экосистема?

- Получилось 2 группы. Как их можно назвать? (Живая и неживая природа)

- Какой у вас возникает вопрос? (можно ли организмы в экосистеме делить на полезные и вредные?)

- В экосистеме нет ничего лишнего, всё производится и всё полностью используется её обитателями. И благодаря этому экосистемы существуют без посторонней помощи сколько угодно долго. Как вы думаете, почему? (все обитатели приспособились жить совместно).

- Давайте посмотрим на рисунок № 2 на с. 41. Что интересного вы заметили?

- Расскажите, как стрелки соединяют картинки?

- Какого цвета эти стрелки? (зеленые). Что они показывают? (кто кем питается).

  • Ещё какие стрелки есть? (коричневые). Что они соединяют? (Растения и микробы).
  • Что показывает эта стрелка? (растения впитывают из почвы минеральные вещества).
  • Вспомните, как называются цепочки, где одни живые организмы поедают других? (цепи питания)

Слайд (Цепи питания)

- Пройдите цепочку по стрелкам. Что вы заметили? Какой можно сделать вывод? (Организмы участвуют в круговороте веществ и он замкнут).

Два ученика выходят и инсценируют диалог.

Ответы детей.

Ученики работают в группах по учебнику,рассматривают рисунок,дописывают недостающие компоненты., дают ответ на вопрос.

Дети называют тему урока «Жизнь экосистемы».

Ответы учеников.

Дети формулируют вопрос и отвечают на него.

Ученики работают парами с учебником.

Группы получают задание : составить цепи питания. Каждая группа дает подробное объяснение после выполнения задания.

Прохождение цепочки по стрелкам и формулирование вывода.

Физминутка

Применение знаний  и умений.

- Есть ли у вас вопросы?

- Если всё понятно, выполните задания в группах (4 группы).

 1-ое задание: (2 группы)

- Отгадайте части экосистемы по набору связанных с ней по смыслу слов, и напишите название части.

  2-ое задание: (2 группы)

- Допишите фразы, какие связи существуют внутри экосистемы.

  При проверке задания показываются на слайде и по мере ответов появляются ответы и на слайде.

- Молодцы, с заданием вы справились. Теперь всем одинаковое задание – кроссворд. Кто быстрее?

Ученики работают в группах, каждая группа получает задание, отвечают на вопросы.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать

предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Рефлексия

- Давайте сделаем вывод: Что же такое экосистема? (Это единство живой и неживой природы, где происходит круговорот веществ).

- А кто поддерживает круговорот веществ в экосистеме? (её обитатели).

- Проверьте себя, дайте правильное определение, что такое экосистема.

  На доске слайд: после ответа детей:

  Живые организмы образуют в природе сообщества. Организмы разных «профессий» поддерживают в экосистеме круговорот. Таким образом в природе поддерживается порядок.

 

Дети самостоятельно делают выводы и сверяют их с выводами на слайде.

Итог урока

- Что нового вы узнали на уроке?

- Что помогло вам сегодня узнать новое?

- Как вы оцениваете работу на уроке свою? группы?

- Какие пожелания можете сказать себе?

Домашнее задание

1)    составить свой кроссворд по теме «экосистема»;

2)    прочитать материал в учебнике, выполнить задания № 5, 6 на с. 43.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока и презентация к уроку по окружающему миру "Экосистема. Грибы. Плесневые грибы"

Использование ИКТ  в начальной школе по ФГОС  Интегрированный урок по предметамокружающий мир, доноведение, информатика. 2 класс...

Конспект урока по окружающему миру "Горные экосистемы", 2 класс. ОС "Школа 2100"

Урок окружающего мира во 2 классе проведён на тему «Горные экосистемы» ОС «Школа 2100. Автор учебника – А. А. Вахрушев. Урок построен и проведён на основе технологии проблемного обучения, поэтому его ...

Конспект урока по окружающему миру 3 класс по программе "Школа 2100". Тема "Экосистема болота"

Данный урок разработан по программе 3 класса "Школа 2100". Тема "Экосистема болота"...

Конспект урока по окружающему миру "Экосистема озера"

Конспект разработан по ФГОС. Может использоваться в 3 классе по УМК Школа 2100. Материал содержит фрагмент из тематического планирования....

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе «Аквариум – маленькая искусственная экосистема»

Организация учебной деятельности в современной школе предполагает переход от информационных форм к активным методам и формам обучения с включением элементов проблемности, научного поиска, широкого исп...