Урок окружающего мира "Аквариум-искусственная экосистема"
план-конспект урока по окружающему миру по теме
Предварительный просмотр:
Ход урока
- Мотивация к учебной деятельности
-Начинаем урок окружающего мира. Прочитайте пожелания на сегодняшний день
Слайд № 1
Дружба – это дар нам свыше,
Дружба – это свет в окне;
Друг всегда тебя услышит,
Он не бросит и в беде.
Но не каждому дано
Знать, что дружба есть на свете,
Что с друзьями жить легко,
Веселее с ними вместе.
Кто без друга прошагал
По дороге жизни этой,
Тот не жил – существовал.
Дружба – это мир планеты.
-Как вы понимаете значение слова «дружба»? (ответы детей)
-А вот какое определение этому слову дает толковый словарь Ожигова:
Слайд № 2
«Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов».
-А мы являемся друзьями? (ответы детей)
-Тогда у нас все получится!
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений в пробном действии.
-Скажите, какую большую тему мы изучаем? (Экосистемы)
Слайд № 3
Что такое экосистема? (ответы детей)
«Совокупность организмов, населяющих общую территорию и способных к длительному существованию».
-Назовите компоненты экосистемы.(ответы детей)
Слайд № 3\1
-Что относится к неживой природе? (ответы детей)
Слайд № 3 \2
-Назовите из кого состоит живая природа. (ответы детей)
Слайд № 3\3
-Проверьте, правильно ли показана взаимосвязь компонентов живой природы. (ответы детей)
Слайд № 3\4
-Какие бывают экосистемы? (ответы детей)
-Какой экосистеме был посвящен предыдущий урок? (Экосистеме поля)
-Что интересного узнали об этой экосистеме? (ответы детей)
-Назовите, какие еще искусственные экосистемы вы знаете? (ответы детей) Докажите. (ответы детей)
-Какую экосистему мы могли бы создать в домашних условиях или в условиях класса? . (ответы детей)
-Вам интересно это сделать ? Попробуем? . (ответы детей)
- С чего начнем?( с неживой природы)
Слайд № 4
- Что сначала поместим в аквариум?( почва,песок)
- Что еще можно поместить на дно?(горные породы, камни)
- Что дальше? (производители – растения)
- Теперь постепенно нальем воды. Без чего растения будут плохо расти? (нужен солнечный свет-лампа)
-все аквариумные растения часто называют водоросли. На самом деле в аквариум чаще помещают цветковые растения с красивыми листьями, хотя цветут они очень редко.
-Кто еще нужен в аквариуме?(потребители –рыбы)
-Идем дальше. Кто еще необходим в любой экосистеме? (разрушители)
-Кого можно еще использовать в роли разрушителей? (раки, сомики)
-Мы создали экосистему аквариум? . (ответы детей)
- Человек берет что нибудь для себя из аквариума, вносит минеральные удобрения?
Пробное действие.
-Попробуйте определить, к искусственной или естественной экосистеме относится система аквариума. . (ответы детей)
3. Выявление места и причины затруднения
- Почему получились разные ответы? В чем причина затруднения? (ответы детей) Что мы не знаем?(нет правила, по которому мы могли бы определить тип экосистемы в аквариуме) Чему будем учиться?
4. Построение проекта выхода из затруднения.
-Какую цель мы перед собой ставим на урок?(определить тип системы аквариума)
-Какой способ определения выберете? (доказательство)
- Как это сделать (найти и привести примеры)
5. Реализация построенного проекта
Групповая работа.
-необходимо составить алгоритм доказательства, к какому типу относится данная система.(роль человека)
-привести свои примеры искусственных и естественных экосистем.
Выступление групп
-Какой вывод вы можете сделать? (Аквариум – искусственная экосистема, круговорот в которой замыкается с помощью человека.)
-Обоснуйте правило, что аквариум - искусственная экосистема.
6. Первичное закрепление.
-Вы хорошо поработали все вместе. Готовы проверить, как каждый из вас усвоил новое знание? Что для этого нужно провести?
Самостоятельная работа
Карточка № 1
-А теперь проверьте правильность выполнения заданий.
Карточка № 2
7. Включение в систему знаний и повторение.
-Мы изучили достаточно примеров различных экосистем. Предлагаю обобщить наши знания, составив одну таблицу. Поработаем в группах. Каждая группа получает таблицу, в которой заполняет только одну экосистему. Отметьте знаком «+» характерные особенности данной экосистемы.
-Закончили? Слушаем представителей от каждой группы.
8. Рефлексия учебной деятельности
-Чему был посвящен урок?
-Что нового узнали?
-Предлагаю вам творческое задание. Составьте памятку начинающего аквариумиста. Найдите в дополнительной литературе интересные сведения об обитателях аквариума.
-Довольны вы своей работой на уроке? Кто помог вам преодолеть затруднения? Без друзей нас чуть – чуть! А с друзьями ….(много)
-Урок окончен. Всем спасибо за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование ИКТ технологий в начальной школе на уроках окружающего мира по теме: "Экосистема луга" с презентацией в SMART BOAD и тестом в интерактивной оболочке HOT POTATOES.
Урок разработан для 3 класса Иваненко Н.А. по окружающему миру по теме: "Экосистема луга" с применением ИКТ технологий. К конспекту урока прилагается презентация в программе SMART BOAD и тест в ...
урок окружающего мира по теме "Экосистема болота" Образовательная программа 2100" 3 класс
Технологическая карта урока Предмет: Окружающий мир. Класс: 3 Количество уроков в неделю: 2 (всего 68 часов в учебный год ). учебная программа: Окружающий мир (авторы А. А. Вахрушев, Д. Д. Дан...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/10/picture-211994-1362932519.jpg)
Урок окружающего мира 3 класс "Экосистема поле"
Тема урока "Экосистема поле"Цель :Познакомить с обитателями полей; объяснить причину малой устойчивости этой экосистемы.Задачи урока: Сформировать знания об искусственной экосистеме поля, выявить взаи...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/22/picture-70926-1366622360.jpg)
Урок окружающего мира по теме "Экосистемы озера, болота, луга"
Урок окружающего мира в 3 классе ( УМК "Школа 2100") по теме "Экосистемы озера, болота, луга"....
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/16/picture-849156-1479326097.jpg)
Презентация урока окружающего мира по теме "Экосистема болот"
Презентация урока окружающего мира по программе В.А.Самковой, Н.И.Романовой по теме "Экосистема болот" (УМК "Начальная инновационная школа")....
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/16/picture-729204-1471359986.jpg)
урок окружающего мира «Аквариум – искусственная экосистема»(проект «Создание аквариума»)
Цельна основе приобретенных знаний об экосистеме аквариума, «запустить аквариум»Задачи Ø познакомить с содержанием ключевых понятий «аквариум», «аквариумист»;Ø опытным путем определить жив...