Экологическая игротека "Наши пернатые друзья"
методическая разработка по окружающему миру по теме

Бибикова Надежда Ивановна

 

Цель  экологической игротеки "Наши пертатые друзья» - изучение образа жизни и поведения птиц зимой.

Задачи игротеки. 1.Познакомить учащихся с многообразием пернатых. 2.Научить выделять признаки сходства и различия у птиц. 3.Прививать любовь и бережное отношение к родной природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon u.doc115 КБ

Предварительный просмотр:

Бибикова Надежда Ивановна

Экологическая игротека

Составила:

Бибикова Надежда Ивановна

учитель начальных классов

МБОУ «Толстянская СОШ»

ТЕМА: «НАШИ ПЕРНАТЫЕ ДРУЗЬЯ»

Цели: 1.Познакомить учащихся с многообразием пернатых. 2.Научить выделять признаки сходства и различия у птиц. 3.Прививать любовь и бережное отношение к родной природе.

Оборудование: выставка «Наши пернатые друзья» (фотографии и рисунки птиц), раздаточные карточки для конкурсов, презентация «Наши пернатые друзья».

ХОД ЗАНЯТИЯ.

I. Организационный момент.

II. Вводная беседа

У. Наше занятие посвящено тем, кто два раза родится: в первый раз гладкий, а второй раз мягкий.

Д. Это птицы.

У. Как вы догадались?

– Мир птиц очень красочный и разнообразный. В природе их очень много. В лесу, в поле, на реке – везде живут птицы. Посмотрите, какие они все нарядные. Какое разнообразие красок и оттенков! И каждая из них красива по-своему. Но хочется напомнить, что птицам зимой приходится очень трудно.

СЛАЙД 2. Как долго снег идёт!

       Как долго длится вьюга!

       Сейчас, друзья, приходится

        Пичугам нашим туго.

Скорей на помощь дети!

Вот в этот самый трудный час

Спасенья птицы ждут от вас.

Кормите их! Согрейте!

Повесьте домик на суку!

Рассыпьте крошки на снегу,

А то и манной кашки…

И оживут бедняжки!

По небу весело скользя,

Взлетят пернатые друзья

И пропоют чирикая:

«Спасибо вам великое!»

  1. Экологическая игротека.

СЛАЙД 3.   Экологическая игротека – это весёлые и познавательные конкурсы и игры.

Конкурсы:

1.Викторина « Веришь - не веришь» 2. Конкурс «Ну-ка, прочитай! ». 3.Конкурс «А я всё помню». 4.Конкурс «Наборщик». 5.Конкурс «Смотри не ошибись» 6.Ребусы. 7.Кроссворд. 8.Конкурс «Скороговорки». 9.Игра «Подскажи словечко». 10.Конкурс «Узнай загадку». 11.Конкурс «По словесному портрету ты скажи мне – кто же это?» 

1.Викторина «Веришь– не веришь»

СЛАЙД 4.

•Правда или не правда, что совы ночью спят?

•Правда или неправда то, что европейский пингвин умеет летать?

•Правда или неправда то, что благодаря перьям, богатым фосфором, чёрный попугай обладает способностью светиться в темноте?

•Правда или неправда то, что при встрече птицы Северного полушария и птицы Южного полушария обмениваются рукопожатиями?

•Правда или неправда, что гусь из воды выходит мокрым?

•Правда или неправда, что все птицы с наступлением холодов улетают на Юг?

Всё, перечисленное выше, неправда!

СЛАЙД 5.

Правда или неправда, что грачи прилетают к нам с юга первыми?

•Правда или неправда, что стрижи  спят на лету?

•Правда или неправда, что кукушка не выводит своих птенцов?

•Правда или неправда, что рябчики ночуют, зарываясь в снег?

•Правда или неправда, что  соловьи возвращаются домой из тёплых стран ночью?

•Правда или неправда, что ласточки возвращаются домой в мае?

•Правда или неправда, что самая маленькая птичка наших лесов пеночка?

•Правда или неправда, что клесты выводят птенцов зимой?

Всё, перечисленное выше, истинная  правда!

2.«Ну-ка, прочитай»

СЛАЙД 6.

Участники игры должны прочитать названия птиц. Для этого в каждом горизонтальном ряду надо зачеркнуть одинаковые буквы.

1.ИДБКЕБРИШГАЛШКЛЧ

2.ЗОУДЯНБАОЛДАИНУК

3.ИБВХЕРАВСХАКСУИТ

4.АКГРЛКНУОРПОАНЫШ

5.ИСМОРЛУМСРЯПУКИА

6.ПОВТИОКЩЬТКЬУВХА

7.КЩБЕФАГШБОФАШЛ ЬК

8.ДЕЗЯПИСЗЯКУСШЕПА

9.ЮЧБЕНАБГТЮНЛОТКА

10.КЛЭВАГОАРЭШВГУЛН

Выигрывает тот, кто это сделает быстрее.

СЛАЙД 7. Ответы: Дергач. Зяблик. Беркут. Глупыш. Оляпка. Пищуха. Щеголь. Дикуша. Чеглок.. Коршун.

3.«А я все помню»

СЛАЙД 8.

Это игра — состязание между двумя играющими. Они должны запомнить и повторить название птиц в той же последовательности, в которой они вводились в игру.

Например:

«Воробей»,— говорит первый. «Воробей, дятел»,— говорит второй. «Воробей, дятел, гусь»,— говорит первый. «Воробей, дятел, гусь, петух»,— говорит второй и т. д. Ведущий записывает по порядку вводимые слова и по контрольному списку устанавливает, кто первым допустит ошибку.

4.«Наборщик» 

СЛАЙД 9.

В игре участвуют две команды по 15 человек. Каждая команда получает 15 карточек со следующими буквами:

АВГЕИКЛНОПРСЦЧЯ

Каждому играющему на грудь прикрепляется одна из карточек с буквой. Ведущий читает загадку, а ребята, отгадав ее, стараются быстро стать в ряд так, чтобы можно было прочитать слово-отгадку Очко достается команде, которая быстрее составит слово. Побеждает команда, набравшая большее число очков.

СЛАЙД 10.

Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Взад-вперед по пашне, вскачь,

А зовется птица ...

СЛАЙД 11.  (Грач.)

СЛАЙД 12.

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад —

Ищет в речке лягушат.

На носу повисла капля ...

Узнаете? Это ...

СЛАЙД 13. (Цапля.)

СЛАЙД 14.

Распустила хвост жар-птица,

Он горит и золотится.

Из заморских к нам долин

Этот хвост принес ...

СЛАЙД 15. (Павлин.)

СЛАЙД 16.

Мы построили вдвоем

Для гостей весенний дом,

А верней сказать — дворец.

Прилетай скорей, ... 

СЛАЙД 17. (Скворец.)

СЛАЙД 18.

Ночь, как смоль, черным черна.

Серой птице не до сна:

Меж кустов, как тень, скользит.

Караулит, кто не спит.

Ловит каждый шорох чутко,

А как крикнет, станет жутко,

Вздрогнет спящая трава.

Это ухает .. 

СЛАЙД 19. (Сова.)

СЛАЙД 20.

Я весь день ловлю жучков,

Уплетаю червячков.

В тёплый край не улетаю,

Здесь, под крышей обитаю.

Чик-чирик! Не робей!

Я бывалый…

СЛАЙД 21.  (Воробей)      2

СЛАЙД 22. 

5.«Смотри, не ошибись»

Игра проводится с двумя командами по 10 человек в каждой. На столе напротив каждой команды лежат по 10 табличек с названиями птиц (сорока, курица, воробей, утка, филин, гусь, ворона, кукушка, петух, журавль). Представители команд по очереди подбегают к своей доске и прикрепляют на нее слева любую табличку, одну под другой.

После этого ведущий закрывает листом бумаги или занавеской левую часть досок и дает командам таблички с голосами птиц (стрекочет, кудахчет, чирикает, крякает, ухает, гогочет, каркает, кукарекает, курлычет) . Каждый участник команды прикрепляет доставшуюся ему табличку на доску с правой стороны. Она должна оказаться напротив соответствующей птицы.

Запомнить расположение табличек с названиями птиц трудно (тем более, что заранее никто не предупреждал об этом задании), поэтому могут получиться смешные казусы.

Побеждает команда, быстрее выполнившая задание и допустившая меньше ошибок.

СЛАЙД 23.

6.Ребусы.

ро    на         КА           

                  рейка

7.Кроссворд «Зимующие птицы».

Каждая команда получает карточку с кроссвордом. Выполняют задания по команде ведущего – кто быстрее.

П

Т

И

Ч

Ь

Я

С

Т

О

Л

О

В

А

Я

С

С

Н

В

Ч

Е

И

Е

Г

К

Р

В

В

П

Ч

И

Л

И

О

Г

О

С

Г

О

Ё

С

Р

Ё

С

Р

А

Р

О

Р

Д

П

Т

И

Ч

Ь

Я

С

Т

О

Л

О

В

А

Я

О

К

Н

И

С

Т

Е

Б

К

Н

А

Ч

Т

Л

А

И

Ж

Т

Л

Е

А

А

Е

З

Ц

Р

Ь

Й

Л

Е

А

Е

Н

Б

Ь

СЛАЙД 24.

СЛАЙД 25.

8.Скороговорки.

1.Воробья врачи спасали,

В вертолёт его внесли.

Вертолёт вертел винтами,

Волновал траву с винтами.

2.Грачиха говорит грачу:

«Слетай с грачатами к врачу,

Прививки делать им пора,

Для украшения пера!»

3.Гусь Гога

И гусь Гага

Друг без друга

Ни шага!

4.Дятел дерево долбит,

День-деньской кору дробит.

5.Кукушка

Кукушонку

Купила

Капюшон.

Надела

Кукушонок

Капюшон.

Как в капюшоне он смешон. 2

СЛАЙД 26.

9.«Подскажи словечко» (игра со зрителями).

Учитель читает загадки, которые написаны в стихах. Слово-ответ  является последним словом в загадке. Его легко можно отгадать не только по смыслу, но и рифме. Отвечают  играющие  хором.

Трещала с самого утра:

«Пор-р-ра! Пор-р-ра» А что пора?

Такая с ней морока,

Когда трещит ...

СЛАЙД 27.  (Сорока.)

В лесу ночном кукует птица.

Она назвать себя боится ...

— Ку-ку... Ку-ку,—

Не спит опушка.

А птицу эту звать ...

СЛАЙД 28. (Кукушка.)

Зимой на ветках — яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это ...

СЛАЙД 29.  (Снегири.)

То не радуга и не пламя!

Что за птица? Угадай!

Целый день болтает с нами

Разноцветный ...

СЛАЙД 30. (Попугай.)

В лесу, под щебет, звон и свист

Стучит лесной телеграфист:

«Здорово, дрозд-приятель!»

И ставит подпись ...

СЛАЙД 31. (Дятел.)

И в лесу, заметьте, дети,

Есть ночные сторожа.

Сторожей боятся этих,

Мыши прячутся дрожа!

Очень уж суровы Филины и ...

СЛАЙД 32. (Совы.)

В своей короне красной

Он ходит, как король.

Его ты ежечасно

Выслушивать изволь:

—  Я тут! Я на чеку-у-у!

Я всех вас допеку-у-у!

Уснули дети. Свет потух.

Молчи, горластенький ...

СЛАЙД 33. (Петух.)

Нам в хозяйстве помогает

 И охотно заселяет

Деревянный свой дворец

Темно-бронзовый „.

СЛАЙД 34. (Скворец.)

Я в любую непогоду

Уважаю очень воду.

Я от грязи берегусь,

Чистоплотный, серый

 СЛАЙД 35. (Гусь.)

На скале он строит дом.

Разве жить не страшно в нем?

Хоть кругом и красота,

Но такая высота!

Нет, хозяин не боится

Со скалы крутой скатиться —

Два могучие крыла

У хозяина ...  

СЛАЙД 36.  (Орла.)

СЛАЙД 37.

10.«Узнай загадку»

Две команды получают по 10 карточек, на которых  записаны текстовые отрывки из известных загадок. Необходимо написать восстановленный полный текст загадки и правильный ответ. Каждое задание оценивается по 1 баллу. Выигрывает команда, набравшая большее число баллов.

Текст для карточек:

СЛАЙД 38.

1. «... без топорёнка ...» 2. «... сухим остался». 3. «Не дровосек ...» 4. «В болоте плачет ...». 5. «Спереди шильце ...» 6. «... а со шпорами ...» 7. «... во дворце певец ...» 8. «... ночью летает ...». 9. «... пеньем знаменит». 10. «... за пахарем ходит ,..».

СЛАЙД 39. Полный текст;

1. Без рук, без топоренка построена избенка. (Гнездо.)

2. В воде купался — сухим остался. (Гусь.)

3. Не дровосек, не плотник, а первый в лесу работник. (Дятел.)

4. В болоте плачет, а из болота не идет. (Кулик.)

5. Спереди   шильце,   сзади   вильце,   на груди белое полотенце. (Ласточка.)

6. Не ездок, а со шпорами. Не сторож, а всех будит. (Петух.)

7. На  шесте  дворец,  во  дворце   певец. (Скворец.)

8. Днем спит, ночью летает и прохожих пугает. (Сова.)

9. Он серенький на вид, но пеньем знаменит. (Соловей.)

10. Летом за пахарем ходит. А под зиму с криком уходит. (Грач.)

11.«По словесному портрету ты скажи нам — кто же это?»

СЛАЙД 40.

1. «Посмотришь на эту небольшую, размером с воробья птичку и подумаешь: ну что в ней особенного? Невзрачная, серенькая, только хвостик чуть рыжеват … А вечером или ночью приди сюда — и остановишься как вкопанный, услышав ее песню. Разливается она на всевозможные лады.»

СЛАЙД 41.

2. «Уж ее-то ни с кем не спутаешь! Вечно она трещит, скачет с ветки на ветку, поднимает шум, как кого-нибудь увидит, дергает хвостом. Видно ее всегда издалека. Когда летит — то машут ее белые с черным крылья, а когда сидит — белое брюхо светится.»

СЛАЙД 42.

3. «Та самая, что гузкой трясет, покачивает длинным хвостиком. Стройная, быстрая, ловкая! По кромке воды или по коньку крыши так быстро бегает и ножек ее не видно! Словно на велосипеде катит. Еще на бегу и выпады клювиком вправо и влево — как рапирой. Раз, два — и мухи нет!»

СЛАЙД 43.

4. «С ранней весны и до конца лета — это самая обычна птица наших лесов. Куда бы ни пошел, обязательно услышишь либо ее энергичную звонкую песню, либо крик. Иногда громко пинькает: «Пинь-линь». Иногда, особенно если погода к дождю, «рюмит»: «Рю-рю...рю».

СЛАЙД 44.

5. «Слышишь ты его постоянно. Скрипит на сырых лугах: скрип-скрип, скрип-скрип! Или дергает: дерг-дерг, дерг-дерг! И подпускает близко, у самых ног, бывает, скрипит и дергает. А не видно!

Ты к нему, а он от тебя. И хоть бы листик дрогнул, хоть бы травинка качнулась!»

СЛАЙД 45.

6. «... лазит по веткам, как попугай: и лапами цепляется, и клювом, хоть вниз хвостом повиснет, хоть вниз головой — ему все равно. Он занят одним: вылущивает из шишек семена. А для этого у него клюв особый: нижняя и верхняя половинки перекрещиваются на концах.»

СЛАЙД 46.

7. «Посмотри, какая красавица! А размером со скворца или чуть по-больше. Очень скрытная и осторожная птица. Селится высоко на деревьях, подойти к ней близко, чтобы рассмотреть, удается не всегда. Песня у нее красивая — звонкое, короткое посвистывание. Но если увидит опасность, то кричит, как кошка, которой на лапу наступили.»  3

Ответы:

1. Соловей. 2. Сорока. 3. Трясогузка. 4. Зяблик. 5. Дергач. 6. Клест. 7. Иволга.

IV. Подведение итогов и награждение победителей.

Что нового о птицах вы сегодня узнали. Как вы можете помочь птицам?

Дети получают памятки.

СЛАЙД 47-48

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. К Мухаммади. Как птице перезимовать. //Начальная школа. – 1988.- №12

2. В.В.Васильева. Занимательное азбуковедение. – М., 1991.

3. Жуковская Р. и др. Родной Край. - М.1985.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поле чудес "Наши пернатые друзья"

Разработка внеклассного мероприятия по окружающему миру...

Презентация "Встреча пернатых друзей

Презентация, которая может быть использована для проведения уроков, внеклассных мероприятий в начальной школе для знакомства с перелетными птицами....

наши пернатые друзья в зимнее время

занятие о зимующих птицах...

Экологический час "Пернатые друзья"

Экологический час "Пернатые друзья"...

Экологическая викторина «Наши пернатые друзья»

Цель: воспитание экологической культуры     у      обучающихся   Задачи: формировать активную позицию...

Устный экологический журнал «Мои пернатые друзья»

Цель: обобщение и систематизация знаний учащихся начального звена о птицах.Задачи: образовательные- обобщить и систематизировать знания младших школьников о птицах,- познакомить учащихся с м...

«В гости к пернатым друзьям» Экологическая викторина

Сегодня мы поговорим о наших пернатых друзьях.Птиц на свете очень много – около 9000 видов. Есть птицы очень большие, есть крошечные, не больше бабочки или стрекозы, и весящие несколько граммов....