Устный экологический журнал «Мои пернатые друзья»
план-конспект занятия (3 класс) на тему

Цель: обобщение и систематизация знаний учащихся начального звена о птицах.
Задачи: 
образовательные
- обобщить и систематизировать знания младших школьников о птицах,
- познакомить учащихся с многообразием и жизнедеятельностью птиц,
- показать огромное значение птиц в природе и жизни человека, 
- раскрыть роль охраны птиц и окружающей природы;
воспитательные 
- воспитывать любовь и бережное отношение к птицам, 
- прививать любовь к родной природе, 
- формировать целостный взгляд на окружающий мир и место человека в нем.
развивающие
- развивать творческое воображение и фантазию у учащихся начального звена, 
- развивать логическое мышление и внимание,
- развивать умения и навыки самостоятельной работы у младших школьников.
Оборудование: музыкальный центр, мультимедийная установка, карточки с заданиями, таблички, ручки, дипломы, памятные подарки, фонограмма песен. Оформление: мультимедийная презентация, выставка рисунков и скворечников.
Предварительная работа: подготовка сценария мероприятия, подготовка музыкального оформления, изготовление слайдов, подготовка художественных номеров, изготовление скворечников и экологических плакатов, подготовка представления команд.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ustnyy_ekologicheskiy_zhurnal.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Ширингушская средняя общеобразовательная школа»

Устный экологический журнал

«Мои пернатые друзья»

          Провела: учитель начальных классов

Каткова Е.П.

с. Ширингуши

2017 г.

Цель: обобщение и систематизация знаний учащихся начального звена о птицах.
Задачи: 
образовательные
- обобщить и систематизировать знания младших школьников о птицах,
- познакомить учащихся с многообразием и жизнедеятельностью птиц,
- показать огромное значение птиц в природе и жизни человека, 
- раскрыть роль охраны птиц и окружающей природы;
воспитательные 
- воспитывать любовь и бережное отношение к птицам, 
- прививать любовь к родной природе, 
- формировать целостный взгляд на окружающий мир и место человека в нем.
развивающие
- развивать творческое воображение и фантазию у учащихся начального звена, 
- развивать логическое мышление и внимание,
- развивать умения и навыки самостоятельной работы у младших школьников.
Оборудование: музыкальный центр, мультимедийная установка, карточки с заданиями, таблички, ручки, дипломы, памятные подарки, фонограмма песен. Оформление: мультимедийная презентация, выставка рисунков и скворечников.
Предварительная работа: подготовка сценария мероприятия, подготовка музыкального оформления, изготовление слайдов, подготовка художественных номеров, изготовление скворечников и экологических плакатов, подготовка представления команд.


Ход мероприятия

Ведущий: Добрый день, дорогие ребята и все участники нашего праздничного мероприятия! Сегодня в этот теплый апрельский день, когда на улице все кругом согрето дыханием весны, мы собрались в этом нарядном зале, чтобы вместе с вами пролистать страницы устного экологического журнала и торжественно поприветствовать наших друзей.  А кто они? Вы узнаете, отгадав загадку.
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла,
Прилетит - плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это... (птица).

Ведущий: Правильно ребята,  разговор пойдет о птицах, обитающих в наших краях. Сегодня мы с вами обобщим те знания, которые приобрели в течение года на экологической тропе, наблюдая за птицами.

Весна шагает по дворам
В лучах тепла и света!
Сегодня праздник!
Праздник птиц!
И нам приятно это!

Песенка о весне


Ведущий: И сегодня на празднике в рамках устного экологического журнала «Мои пернатые друзья» мы проведем познавательную и занимательную викторину, посвященную нашим пернатым друзьям, в которой будут принимать участие команды: «Ласточки» и «Снегири».

Дружно будем мы играть.
Цель у нас совсем простая – 
Наши знанья показать.
А в итоге мы получше
Будем всё о птицах знать.

1 страница « Представление команд и жюри»

Капитаны представьте свои команды.

1 команда: С вами  мы сразимся

                   И так просто  не сдадимся!

2 команда: А мы команде шлём привет

                   И желаем вам  знать правильный ответ!

         

 Ведущий: На Земле существует свыше 8000 видов птиц, а ученые до сих пор открывают новые, неизвестные прежде виды. Общее число птиц, летающих, плавающих или бегающих по просторам Земли, превышает 100 миллиардов.
 Птиц можно встретить и в угольных шахтах, и на вершинах гор, в джунглях, городах и пустынях, над океанами и на вечных льдах. Куда бы мы ни бросили свой взгляд, мы всегда увидим птиц.

2 страница «Птицы Мордовии»

 В Мордовии обитают более 500 видов птиц. Велико их разнообразие по образу жизни, поведению, внешнему виду, окраске и размерам. Большим знатоком птиц был народный учитель А.А. Прохоров. Он долгие годы жил в посёлке Зубово – Поляна, преподавал географию, изучал родной край. Написал много интересных книг о природе. «Синичкин сарафан» - так он назвал свою книгу, в которой он рассказал о птицах наших лесов и полей, а так же придумал задания для вас, маленьких читателей. Одна из страниц «Птицы Мордовии».

 И сейчас мы проверим, хорошо ли вы, ребята, знаете, какие птицы обитают в наших краях.

Первый конкурс «Разминка»


 А сейчас я предлагаю провести первый конкурс нашей познавательной викторины, который называется «Разминка». 

Команды по очереди говорят названия птиц. Та команда, которая больше скажет названий птиц, и будет победительницей в этом конкурсе.
Дети играют.

Второй конкурс « Ты мне, я тебе?»

1. Сорока и снегирь.

- Эй, увалень, как звать-то тебя?

Откуда, красногрудый, к нам в лес прилетел?

Что же ты молчишь, воды что ли в рот набрал?

- Нет не воды, а ...

- Что набрал в рот снегирь?

Ответ: Рябину.

2. Крот и Филин.

- Слушай, филин, неужели ты меня проглотить можешь?

- Могу, крот, могу, я такой.

- Неужто и зайчонка проглотишь?

- И зайчонка протолкну.

- Ну, а ежа? Хе-хе...

- Как вы думаете, сможет ли проглотить Филин  ежа?

Ответ: Да, а колючки выплюнет.


Ведущий: Молодцы, ребята! Чирикая, щебеча, каркая, пернатые призывают других птиц или вызывают противников на бой, выражают свою радость или страх, предупреждают об опасности или проявляют любопытство и удивление. Птицы разных видов чудесно понимают друг друга. И сейчас мы проведем третий конкурс нашей викторины, который называется «Птичьи разговоры». 


Третий конкурс « Птичьи разговоры»

Команды получают карточки с названиями птиц и карточки с глаголами разговора птиц. Нужно подобрать к каждой птицы её разговор. Та команда, которая быстрее и правильно выполнит задание, и победит в этом конкурсе викторины. 
1 команда
Гуси, голуби, вороны, журавли 
(каркают, кричат, гогочут, воркуют)
2 команда
Соловьи, утки, ласточки, совы 
(ухают, щебечут, крякают, свистят)
Дети играют.

Игра со зрителями «Что за птица?»

1. На одной ноге стоит, в воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад - ищет в речке лягушат. (Цапля.)

2. Кто в беретке ярко-красной?

В черной курточке атласной?

На меня он не глядит,

Все стучит, стучит, стучит.  (Дятел.)

3. Угадайте, что за птичка?

Темненькая невеличка,

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста.  (Ласточка.)

4. На два, на три километра

Поднимаюсь и кружу,

С высоты огромной этой

Даже мышь я разгляжу.  (Орел.)


Ведущий: Птицы отличаются удивительной красотой и разнообразием окраски, еще немало тайн и загадок остается в их повадках и образе жизни. А какое великое чудо любви к родине они демонстрируют, возвращаясь в родные края, преодолев тысячи километров. А какие птицы прилетают к нам весной, узнаем у ребят.

Возвращаются певцы 
От полуденных лучей
Побежал с горы ручей,
И подснежник маленький
Вырос на проталинке.
Возвращаются скворцы –
Работяги и певцы,
Воробьи у лужицы
Шумной стайкой кружатся.
И малиновка и дрозд
Занялись устройством гнёзд:
Носят, носят в домики
Птицы по соломинке. 
 

               Грачи  
На этой неделе грачи прилетели.
Хоть трудна была дорога,
Старший грач прикрикнул строго:
"За работу! Дела много!
Помни сам, других учи,
Да по-настоящему:
Наши черные грачи -
Птицы работящие".

ЖАВОРОНОК
 На солнце темный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий,
Он голосисто с вышины
Поет, на солнышке сверкая:
Весна пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход весны!

 

 С юга ласточки явились,
Прилетели к нам с весной,
Хлопотливо закружились
Над беседкой вырезной.

Слышен писк и щебет птичий.
Кто там смотрит из гнезда?
Мчатся ласточки с добычей –
Малышам нужна еда.

Звучит песня "Ласточка"

  1. Не прошла зима, снег еще лежит,
    Но уже домой ласточка спешит.
    На ее пути горы и моря.
    Ты лети, лети ласточка моя!
  2. Нет, порою сил, труден перелет,
    Только как весна без нее придет?
    На её пути горы и моря,
    Ты лети, лети, ласточка моя
  3. Будь ее гнездо трижды золотым,
    Тот далёкий край не назвать родным.
    На её пути горы и моря,
    Ты лети, лети, ласточка моя!
  4. Не прошла зима, и земля бела,
    Но уже вдали машут два крыла.
    На её пути горы и моря.
    Ты лети, лети, ласточка моя!

3 страница «Музыка леса»

Ведущий:  Издавна птицы привлекали внимание человека своим прекрасным мелодичным пением. Своим пением они радостно приветствуют начало нового дня, выражают свои чувства и настроение. 

Слушание  «Музыка леса»

Ведущий: Давайте и мы устроим Птичий концерт.

Четвёртый конкурс «Птичьи трели»

 Каждая команда получает название птицы, показывает, как эта птица поёт.

Воробьи: чирик-чирик-чирик

Синицы: тинь-тинь-тинь

Ворона: кар-кар-кар

Дятел: тррр-тррр-тррр

Снегирь: дю-дю-дю

Клёст: цок-цок-цок

Свиристель: тюр-тюр-тюр

Исполняете на мотив песни “В траве сидел кузнечик”

Игра со зрителями

Ведущий: Пока команды готовятся, мы поиграем, отгадаем загадки:


1. Скачет птичка по дорожке,
Собирает шустро крошки,
А потом на ветку прыг
И чирикнет: «Чик-чирик!» 
(Воробей.)


2. И в лесу, заметьте, дети,
Есть ночные сторожа.
Сторожей боятся этих
Мыши, прячутся дрожа!
Очень уж суровы Филины и… 
(Совы)


3. Стрекотунья, белобока
Наша сплетница... 
(Сорока).

4. Как лиса среди зверей,
Эта птица всех хитрей.
Прячется в зеленых кронах,
А зовут ее... 
(Ворона).


5. И зимой ей не сидится:
Над моим окном кружится,
Хлебных крошек и пшеницы
Просит к завтраку... 
(Синица)

Песенка «Белая птица»

Ведущий: Дорогие, ребята, знаете ли вы, ребята, какую пользу приносят птицы человеку?

Дятлы, скворцы, синицы истребляют огромное количество насекомых.

Синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама.

Семья скворцов за день уничтожает 350 гусениц, жуков и улиток. А кукушка за лето поедает до 270 тыс. крупных гусениц и майских жуков.

Грач, следуя за плугом, способен уничтожить за день 400 червей, вредителей растений. Семья ласточек за лето уничтожает около миллиона различных вредных насекомых.

Ушастая сова способна съесть за день до 10 полёвок, пустельга за месяц только для птенцов приносит в гнездо около 200 сусликов и 100 мышевидных грызунов. Кроме того, многие птицы – овсянки, зеленушки, жаворонки, щеглы – склевывают семена и плоды сорняков, снижая засоренность полей.

Пятый конкурс «Правда ли это»

Ведущий: Есть удивительные факты из жизни птиц. 

Команды по очереди отвечают на вопросы ведущих об удивительных фактах из жизни птиц. Та команда, которая даст больше правильных ответов, и победит в этом конкурсе.
Вопросы для 1 команды
1. Правда ли, что за сутки синица кормит своих птенцов тысячу раз? (Да)
2. Правда ли, что у птички малиновки 3000 перьев? (Да).

3. Правда ли, что ласточки чаще ходят по земле пешком, чем летают (Нет, большую часть времени ласточка летает или сидит)

Вопросы для 2 команды
1. Правда ли, что большая рогатая сова может поворачивать голову на все стороны? (Да)
2. Правда ли, что грачи питаются ящерицами, жабами, лягушками (Нет.)
3. Правда ли, что ворон может досчитать до пяти (Да.)

Шестой конкурс  «Пословицы о птицах».
Ведущий:  В русском фольклоре существует немало пословиц и поговорок о птицах. Давайте вспомним их. Я буду называть первую часть пословицы, а вы - их заканчивать.

На чужой сторонушке... (рад своей воронушке.)

Лучше синица в руках... (чем журавль в небе.)

У каждой птицы... (своя песня.)

Слово не воробей... (вылетит не поймаешь.)

Старого воробья... (на мякине не проведешь.)

Всякий кулик свое... (болото хвалит.)

Глупа та птица... (которой свое гнездо не мило.)

Ведущий: Ребята, отгадайте загадку:

Не ворона, не синица.
Как зовётся эта птица?
Присмотритесь на суку –
Раздалось в лесу: «ку-ку!» 
(Кукушка)

Песенка «Кукушечка»

4 страница «Портрет пернатого друга»

Задача участника конкурса - рассказать о птице, чье изображение он нарисовал дома, и рассказать что-то интересное об этой птице.

Ласточка - перелетная птица. Она  встречается очень часто.

Размеры птицы маленькие. Длина ее тела составляет 17 – 22 сантиметров. Размах крыльев птицы примерно 31 – 34 сантиметра. Хвост раздвоенный. Весит ласточка немного, всего лишь 13 – 20 граммов. Окрас птицы черно-синий, а брюшко у нее светлого цвета. Ласточка является дневной птицей. В это время суток она летает и ищет пищу. Птица поедает различных кузнечиков, стрекоз.

Ласточка лепит гнезда из земли и глины, смачивая её слюной. Гнёзда обычно прилепляются к карнизам. Ласточка очень старается при его постройке и в итоге оно представляет собой хорошо защищенное место.  Самка откладывает от 3 до 6 яиц. Спустя две недели на свет рождаются беззащитные птенцы. К 20-му дню жизни молодые ласточки готовы покидать гнездо. При наличии опасности ласточка дает сигнал, который предупреждает остальных птиц. Осенью ласточки собираются в стаи и улетают в тёплые края.

 Снегирь — одна из самых красивых зимних наших птичек. Он немного крупнее воробья. В длину достигает 18 см. Их можно встретить в лесах в течение всего года, но лишь зимой, с первым снегом, они становятся особенно заметными и привлекают всеобщее внимание. Само название «снегирь» происходит от слова «снег». Питается  семенами деревьев и кустарников, их почками, побегами, молодыми листьями и цветами, а летом и насекомыми. Гнёзда строят на ветвях ели. В конце весны самочка откладывает 4 – 5 яичек, из которых вылупляются птенцы. Снегири обычно держатся небольшими стайками по 7-10 птичек в каждой. Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягоду, отломить почку, а затем снова усесться неподвижно на некоторое время. И так целый день. С приближением темноты вся стайка улетает в кусты или на деревья, где и ночует, скрытая в ветках. Снегирь — доверчивая и общительная птица. Если кто-нибудь из стаи попался в ловушку, остальные спешат на помощь.

5 страница «Плакаты о бережном отношении к миру пернатых»

Каждая команда рисует плакаты и защищает свой проект. Жюри оценивает яркость, красочность плаката, аккуратность и его содержательную сторону.

Сценка

Автор: Этот случай был в апреле.

С юга птицы прилетели.

Тает снег, а воробья

 Выгоняют из жилья.

Скворец:  Убирайся вон, задира!

Автор: Просвистел ему скворец.

Воробей: Ни за что! Моя квартира!

Я не временный жилец!

 Тут и вьюги, и мороз

Терпеливо перенес.

А сейчас под этой кровлей

Для семьи гнездо готовлю

И не тронусь!  Хоть убей!

Автор: Прочирикал воробей.

Скворец: Не упрямься! Мне в наследство

 Этот дом остался с детства,

Вылетай! Мой клюв остер. А не то...

Автор:  Но тут во двор

 Со скворечней Миша вышел,

 Быстро с нею влез на крышу,

Крепко-крепко привязал

И приветливо сказал:

Миша Я, друзья, сердечно рад.

Охраняйте вместе сад.

Автор: Только Миша слез долой,

 Воробьишко удалой

 В новый дом переселился

И с соседом помирился.

Уходят.

Ученик: Прилетели скворцы –

 Молодой весны гонцы,

Червяков они клюют

 И поют, поют, поют!

Ведущий: Прилетев домой, скворцы садятся на ветки около своих домиков - скворечников - и радостно, звонко поют, приветствуя родные леса, луга и поля. Чтобы скворцы не выселяли из домиков воробьев, необходимо сделать скворечники и "подарить" нашим пернатым друзьям!

6 страница «Птичий домик»

Каждая команда представляет на конкурс свой скворечник. Рассказывает, как поместить птичий домик, чтобы угодить птице и не навредить дереву. Зрители в зале оценивают, как он выполнен, понравится ли пернатым, захотят ли они выращивать в нем своих птенцов. 

Подведение итогов познавательной викторины и награждение победителей.

На восходе ярко солнышко встает.
При любой погоде птица запоет,
Будет петь и в зной, и в слякоть и в жару,
Чтобы человек стремился к свету и добру.


Ведущий: Вот и закрылась последняя страница нашего устного экологического журнала «Мои пернатые друзья». И мне бы хотелось напомнить вам, дорогие ребята, как хрупок наш мир. С каждым годом с лица планеты исчезает все больше видов птиц. Вы всегда должны помнить об этом и не обижайте наших пернатых друзей. 
 Наша Земля станет еще прекрасней, если мы будем беречь птиц! Птицы, как и цветы, существуют для того, чтобы дарить людям радость, служить постоянным объектом нашего восторга и симпатий.

Песня


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по охране окружающей среды. Устный журнал "Пернатые друзья"

Методическая разработка.Окружающий мир. "Пернатые друзья"Устный журнал для обучающихя начальных классов....

Экологическая игротека "Наши пернатые друзья"

Цель  экологической игротеки "Наши пертатые друзья» - изучение образа жизни и поведения птиц зимой.Задачи игротеки. 1.Познакомить учащихся с многообразием пернатых. 2.Научить выделять призн...

Устный журнал "Наши пернатые друзья".

Устный журнал "Наши пернатые друзья" - конспект....

Экологическая викторина «Наши пернатые друзья»

Цель: воспитание экологической культуры     у      обучающихся   Задачи: формировать активную позицию...

Устный экологический журнал "Сохраним планету голубой и зеленой"

Цель: Помочь учащимся понять, что такое экология сегодняшнего дня, какое значение она имеет в современном обществе и какую роль играет в жизни каждого, в жизни нашей страны и мира.Задачи: - Раскрытие ...

Сценарий устного журнала "Наши пернатые друзья"

Устный журнал"Наши пернатые друзья", посвящённый Международному дню птиц....

Устный журнал «Наши пернатые друзья»

Устный журнал «Наши пернатые друзья»...