Устный экологический журнал "Сохраним планету голубой и зеленой"
учебно-методический материал по теме

Цель: Помочь учащимся понять, что такое экология сегодняшнего дня, какое значение она имеет в современном обществе и какую роль играет в жизни каждого, в жизни нашей страны и мира.

Задачи:

- Раскрытие основных экологических проблем нашей планеты; формирование у обучающихся понимания единства человека и природы.

- Развитие экологической культуры поведения учащихся в окружающей среде.

- Воспитание у детей бережного отношения к природе и индивидуального подхода к охране природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sohranim_planetu_goluboy_i_zelenoy.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

МУНЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КАМЕНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Всероссийский урок по экологии

Устный экологический журнал

«Сохраним планету голубой и зеленой»

Алексеева Т.В. – учитель

начальных классов

I квалификационной категории

Участники: учащиеся начальных классов.

Цель: Помочь учащимся понять, что такое экология сегодняшнего дня, какое значение она имеет в современном обществе и какую роль играет в жизни каждого, в жизни нашей страны и мира.

Задачи:

  • Раскрытие основных экологических проблем нашей планеты; формирование у обучающихся понимания единства человека и природы.
  • Развитие экологической культуры поведения учащихся в окружающей среде.
  • Воспитание у детей бережного отношения к природе и индивидуального подхода к охране природы.

Оборудование: магнитофон, музыкальная фонограмма, компьютер, рисунки детей.

Форма проведения: устный журнал.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Мотивация учебной деятельности.

- Здравствуйте, юные любители природы! Сегодня мы проводим Всероссийский урок по экологии. Перед вами откроются страницы устного журнала, из которого вы узнаете много нового и интересного.

Представьте, что на вас солнышко льёт теплые лучи, под ними вы становитесь добрее, умнее и внимательнее.

  1. Актуализация знаний.

Чтобы этот урок не вызвал у вас затруднений, необходимо выяснить, что такое экология и экологические проблемы.

Как связаны между собой человек и природа? Мы зависим от воздуха, воды, растений и животных. Природа также зависит от нас. Значит в природе всё взаимосвязано.

Экология – это наука, которая изучает взаимоотношения растений и человека между собой и окружающей средой. А ещё она изучает, как человек влияет на природу. Человек иногда совершает большие ошибки, а часто они оборачиваются общей бедой.

  1. Самоопределение к деятельности.

А сейчас я прочитаю вам сказку «Гость с другой планеты». Послушайте её и скажите, о чём задумался инопланетянин?

Чтение сказки учителем.

Прилетел на землю гость с другой планеты. Удивила его своей красотой планета Земля. А сколько разных животных, птиц и рыб он увидел, сколько растений посмотрел. Люди сажают деревья, цветы, подкармливают птиц. Но заметил он также, как люди губят природу своей планеты. Как заводы и машины загрязняют воздух. Ядовитые отходы сливают в реки, и гибнет рыба. Люди вырубают деревья, и вместо леса торчат пеньки.

Увидел он, как некоторые люди понапрасну рвут цветы, безжалостно давят насекомых, обижают птиц и животных.

Грустно стало инопланетянину. Стал он думать, как помочь планете.

Беседа по содержанию.

  1. О чём задумался инопланетянин? (Как помочь планете?)
  2. Что понравилось ему? (Человек помогает природе)
  3. А что огорчило инопланетянина? (Человек вредит природе)

Вот поэтому возникают такие проблемы:

  1. Как сохранить чистыми: воздух, воду и землю?
  2. Как сохранить животных?
  3. Как бороться с мусором?

Природа терпелива. Она многое прощает человеку, но и просит помощи. Давайте и мы подумаем о том, как ей помочь.

Листая страницы журнала, давайте вместе подумаем, какие проблемы мы можем решить, чтобы сохранить природу родного края.

Слово предоставляется ведущим.

1-ый ведущий: Да, действительно природа нуждается в нашей защите, в нашей помощи.

2-ой ведущий: Нас собрала сегодня здесь очень важная тема: «Охрана природы». И мы рады вас приветствовать на страницах нашего устного журнала.

1-ый ведущий: Что находится вокруг?

2-ой ведущий: Небо светло-голубое,

Солнце светло-золотое,

Поле, речка и листва,

Горы, воздух и трава,

Птицы, звери и леса.

Всё что нужно год от года

Нам даёт сама природа

И поэтому мы:

1-ый ведущий: Жить не можем без воды,

Без растений и животных

Без лесов, полей и рек

Жить не может человек.

2-ой ведущий: А природа просит в замен только бережного отношения к ней.

1-ый ведущий: Так давайте сбережём,

Наш земной природный дом!

2-ой ведущий: Мы обращаемся ко всем, кому не безразлична судьба нашей планеты. Кто хочет, чтобы она была чистой и зеленой.

1-ый ведущий: Давайте не будем равнодушными и докажем, что не зря на нас надеется земля.

2-ой ведущий: Итак, 1 страница нашего журнала «Вода и воздух – источники жизни».

1-ый ведущий: Отгадайте загадку:

Я и туча, и туман,

Я ручей и океан,

Я летаю и бегу,

И стеклянной быть могу. (Вода)

Учитель: Кто может доказать, что водя является источником жизни?

Беседа. Без воды не могут жить люди, животные. Но всему живому нужна пресная чистая вода. А она во многих местах загрязняется.

Учитель: Назовите источники загрязнения. А кто виноват в этом? (Человек).

Вода – одно из главных богатств на земле. Трудно представить, если бы она исчезла. А такая угроза есть. Поэтому воду надо беречь.

- А как вы можете сохранить воду?

Отвечают дети: Не загрязнять водоёмы (не бросать туда мусор, бутылки, пакеты; не мыть велосипеды, не оставлять кран открытым и экономно использовать воду).

Учитель: Какую мы сейчас с вами решили проблему? (Как можно сохранить воду).

Человек, запомни навсегда:

Символ жизни на Земле – вода!

Экономь её и береги.

Учитель: А теперь отгадайте такую загадку.

2-ой ведущий: Через нос проходит грудь

И обратно держит путь.

Он невидимый, и всё же

Без него мы жить не можем. (Воздух)

Учитель: Посудите сами: без воды мы можем прожить несколько дней, а без воздуха – считанные минуты. Именно поэтому за чистоту воздуха необходимо бороться. Чистый воздух нужен всему живому.

- А что вы делаете, чтобы воздух стал чище, чтобы легче стало дышать?

Ответ детей: Сажаем деревья, цветы в классе и дома, так как они хорошо очищают воздух; протираем пыль, проветриваем класс.

2-ой ведущий: Открываем 2-ую страницу нашего журнала

«Всех приютила наша ПЛАНЕТА, только для мусора МЕСТА здесь НЕТ»

1-ый ведущий: Ну, а сейчас поговорим о том, что всем знакомо:

Что очень часто мы сорим

На улице и дома.

Что все отходы за порог

Бросаем, как попало,

И до тех пор, пока здоров,

Забот об этом мало.

Учитель: Да, к сожалению, в каждом доме и на улице появляется много мусора.

Некоторые люди бросают мусор, где попало, не убирают его за собой.

Давайте договоримся, что не будем бросать мусор, где ПОПАЛО, не будем оставлять его в лесу, на речке, а будем выбрасывать в урны, контейнеры, вёдра.

- А как сделать, чтобы мусора было меньше?

1. Взрослым – вовремя вывозить его.

2. Стараться покупать напитки в бутылках, которые можно сдать.

Писать надо на обеих сторонах ЛИСТА.

- А как сделать, чтобы мусор стал полезным?

Выступают ученики.

1-ый ученик: Бумага – не мусор! Положим в мешок, Пусть людям послужит она новый срок.

Учитель: Из бумаги получаются новые книги и тетради. А знаете ли вы, что 60 кг макулатуры спасают жизнь одой ели.

2-ой ученик: Для яблочных огрызков

Местечко мы найдём –

Отходы пищевые

На огород снесём!

Учитель: Яичная скорлупа, овощные очистки – всё это перегниёт и превратиться в хорошую, питательную почву.

3-ий ученик: Мы вырастим в этих стаканчиках рассаду!

Игрушки для детского сделаем сада.

Пингвина, лошадку, забавного хрюшку –

Отличные выйдут ребята игрушки.

4-ый ученик: В природе нет мусора, нет и отходов,

Давайте учиться, друзья у природы.

Учитель: А какую ещё проблему мы с вами решили? (Как бороться с мусором).

2-ой ведущий: Люди заметно обеспокоены здоровьем планеты и предприняли для этого ряд мер.

1-ый ведущий: Изданы законы, запрещающие загрязнять природу, создаются заповедники, красные книги.

2-ой ведущий: Наша следующая страница:

«Мы в ответе за тех, кого приручили»

1-ый ведущий: Эта страничка не зря появилась в нашем журнале, потому что с этой проблемой мы сталкиваемся каждый день.

2-ой ведущий: Идя в школу, мы постоянно встречаем на улице бездомных собак и кошек. Как тяжело смотреть в их грустные глаза.

1-ый ведущий: Мы призываем вас быть милосердными к этим несчастным животным, находить любую возможность помочь им или хотя бы не обижать.

Ученик: «Котёнок»

Всё мяукал КОТЁНОК

Во дворе под кустом

Всё хотелось котёнку

Чтоб позвал кто-то в дом

Вдруг с куста одинокий

Прошуршал жёлтый лист

Показалось котёнку

Что позвали: «Кис-кис»

Замирая от счастья

Он помчался на зов.

Только дверь оказалась

Заперта на засов.

Чтобы этого не случилось, никогда не забывайте кормить, поить своего маленького друга.

Пусть никогда не случится так, чтобы ваш друг потерял кров над головой.

2-ой ведущий: Беречь нужно не только редких животных и домашних, но и тех, которых ещё много.

1-ый ведущий: Их жизнь часто зависит от вашего поведения в природе.

Ученик: Я сорвал цветок – он увял.

Я поймал мотылька,

И он умер у меня на ладони.

И тогда я понял, что прикоснуться к красоте

Можно только сердцем.

Учитель: А как вы понимаете это стихотворение?

Наблюдать природу надо уметь, не трогая её, не нарушая её красоты, не принося вреда. И если бы каждый прикасался к красоте только сердцем, то не было бы тогда жестокости на Земле.

- А как мы с вами можем помочь природе, чтобы стать её другом?

Первое с чего должна начаться ваша дружба с природой будет то, что вы не принесёте ей вреда, а для этого вы должны знать правила поведения в природе.

2-ой ведущий: Поэтому следующая страничка нашего журнала

«Правила друзей природы»

Ученик: Чтобы реки и ручьи не мутнели,

Рыбы резвились, птицы бы пели,

Зелень от солнца в жару бы спасала,

Каждому правила знать НЕ МЕШАЛО.

Учитель: Давайте посмотрим, какими значками изображаются правила.

  1. Какой формы эти значки?
  2. Какого цвета у них окантовка?
  3. О чём это нам говорит?

(это запрещающие знаки)

Беседа по правилам.

Учитель показывает знак, а ученики объясняют, что он означает.

НЕЛЬЗЯ:

  1. Убивать зверей и птиц.
  2. Трогать птичьи яйца.
  3. Губить деревья (не ломай, не делай надписей, не собирай сок).
  4. Разжигать костры в лесу.
  5. Оставлять мусор на месте отдыха.
  6. Шуметь на прогулках, пугать животных.

НУЖНО:

  1. Подкармливать птиц.
  2. Развешивать кормушки и скворечники.
  3. Сажать деревья и цветы.

К сожалению человек чаще относится к природе отнюдь не бережно, не экономно. А теперь подумайте: почему так сказал поэт?

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя. Берегите всех зверей природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!

Поэт призывает нас бороться со своим бездушным отношением к природе.

1-ый ведущий: И последняя страничка нашего журнала

«Как мы помогаем природе»

Учитель: Ребята, вы уже знаете, что природа нуждается в нашей в нашей защите и помощи.

Расскажите по своим рисункам, что вы сделали для улучшения природы нашего края (рассказы детей).

Учитель: На своих рисунках вы изобразили посадку цветов и деревьев, развешивание кормушек и скворечников, подкормку птиц.

Это очень добрые и посильные дела.

  1.  Рефлексия

К нам в гости пришёл Незнайка. Он нам расскажет о том, как отдыхал со своими друзьями на природе. А вы должны внимательно слушать и сделать ему замечания, если он нарушил правила друзей природы.

Ведущий: Вот и закрылась последняя страничка. Как мы должны себя вести, чтобы нам было всем хорошо в природе и природе было хорошо с нами.

Дети: должны беречь, любить, охранять и не давать планету в обиду.

Ученик: Давайте будем

Беречь планету!

Во всей Вселенной

Красивей нету.

Во всей Вселенной

Совсем одна

Что будет делать

Без нас она?

Песня «Не дразните собак»

Рассказ ученика

Весёлой музыкой мы оповестили лес – МЫ ПРИБЫЛИ.

(Громкая музыка распугает зверей и птиц.)

Дни стояли жаркие, сухие.

В лесу нам попадались грибы – белые, сыроежки, мухоморы. Кто срезал ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал, а МУХОМОРЫ сбивали малками. (Вырывать грибы нельзя – разрушается грибница, сбивать МУХОМОРЫ НЕЛЬЗЯ, ими лечатся ЛОСИ.)

Привал. Быстро наломали веток и разожгли костёр. (Для костра собирают сушняк. В жаркую и сухую погоду костры разводить не следует.)

Заварили в котелке чай, закусили и ПОШЛИ дальше. Перед уходом Петя повыбрасывал банки и полиэтиленовые МЕШКИ, сказав: «Всё равно микробы их разрушат». (Эти вещества разрушаются 100-200 лет.)

Горящие угли костра подмигивали нам на прощание (Угли следует забросать землёй или залить водой.)

В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали тёплые голубоватые яички и положили их обратно. (Трогать яйца ПТИЦ не следует.)

На лесной опушке мы нашли маленького ёжика. Решив, что мать его бросила, взяли с собой – в школе пригодиться. (Брать зверят и птенцов из леса не надо.)

В ЛЕСУ МНОГО МУРАВЕЙНИКОВ.

Петя решил нам показать, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал ими протыкать весь МУРАВЕЙНИК. (Не следует что-либо проталкивать в муравейник.)

С охапками луговых и лесных цветов мы пошли к станции (Луговые и лесные цветы рвать не следует.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устный журнал "Сохраним планету зеленой"

Методическая разработка "Сохраним планету зелёной" включает в себя конспект занятия  для проведения занятия экологической направленности в 4 классе. Данный материал будет полезен учителям начальн...

Экологический фестиваль "Моя голубая планета"

Разработка мероприятия по экологическому воспитанию школьников....

Конспект занятия кружка "Юный эколог".Экологический марафон"Планета Земля - наш общий дом", посвященный общероссийским дням защиты от экологической опасности.

Занятие проводится  с целью привлечения внимания обучающихся к проблемам охраны окружающей природы.В ходе занятия обучающиеся реализуют социально-значимый проект.Детям предлагается совершить путе...

Мир голубой и зеленый

Внеклассное занятие об окружающей природе...

Экологический субботник в рамках акции "Зеленая Весна"

Мусорная фантазияНе бросайте никогда корки, шкурки, палки –Быстро наши города превратятся в свалки.Если мусорить сейчас, то довольно скороМогут вырасти у нас Мусорные горы.Но когда летать начнут в шко...

Устный журнал "Спасем планету!"

Материал затрагивает основные экологические проблемы современной жизни....

Устный экологический журнал «Мои пернатые друзья»

Цель: обобщение и систематизация знаний учащихся начального звена о птицах.Задачи: образовательные- обобщить и систематизировать знания младших школьников о птицах,- познакомить учащихся с м...