Москва Златоглавая
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Матявина Елена Петровна

Интегрированный урок по окружающему миру и литературному чтению на тему Москва Златоглавая

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока24.99 КБ

Предварительный просмотр:

Организационный момент

Начинаем мы опять 

По истории шагать 

Чтобы все понятным стало.

Потрудились мы не мало.

- Сегодня мы отправимся в очередное путешествие по реке времени. Давайте пожелаем, друг другу удачи, а с собой в путешествие возьмем организованность, дружбу, взаимовыручку, внимательность. 

- Я уверена, что вы сегодня будете не просто слушать и смотреть, а активно работать на уроке, сами открывать новые знания.

- Желаю вам успешной работы на уроке!

Актуализация знаний

Опрос домашнего задания.

Цель: определение уровня усвоения материала предыдущей темы.

Фронтальный опрос.

Кем и когда было создано Московское государство?

/ Правнук Дмитрия Донского объединил под властью Москвы большинство русских земель и в 1480 году избавил их от ордынской зависимости. Так возникло новое, московское государство. Его первый правитель Иван III стал именовать себя великим государем всея Руси. Так начались новые времена в истории нашей страны – времена Московского государства. Во все концы страны расходились указы великого государя, скрепленные печатью, на которой был изображен двуглавый орел и всадник, поражающий копьем змея. Молодое государство крепло и побеждало своих врагов./  

Постановка проблемы.

Работа с учебником.

  • Чтение текста с 58 тема11.
  • Ответы на вопросы:

Как Илюша понял выражение «Кремль – сердце Москвы, сердце России»? Что вызвало его сомнение? Какое ты заметил противоречие? (Высказывания учащихся без комментариев учителя, т.к. каждый может выдвинуть свою версию.)

Давайте Илюше поможем разобраться в вопросе «Почему Кремль называют сердцем России?» (Высказывания учащихся)

Поиск решения проблемы, открытие новых знаний

Работа с учебником.

Работа в группах

Группа 1

Прочитайте  текст на с.58-59 под названием «Из глубины веков идущий звон!» и расскажите о Колокольне Ивана Великого и Успенский собор.

Группа 2

Прочитайте текст на с.59-60 до слов «бросал в темницы, казнил невинных людей», рассмотрите иллюстрации на с.60 и расскажите кто был правителем в это время, что вы узнали о нём (с какого момента его стали называть царем, почему прозвали Грозным…)

Группа 3

Прочитайте текст на с. 60-61 со слов «тяжкие грехи не давали покоя» до слов «вымолить у Бога прощение» и расскажи своим одноклассникам что ты узнал(у кого и как просил прощение Иван Грозный)

Группа 4

Прочитайте текст на с.61 со слов «Когда Иван Грозный умер» и до конца и расскажи своим одноклассникам, где похоронили Ивана Грозного, и чем он отличается от других соборов

Группа 5

Рассмотри иллюстрации в учебники и попытайся объяснить почему Москву называют Златоглавой?

- Выслушивание одного из ученика от группы.

Но не только Анюта с Илюшей и путники восхищались Москвой. Многие поэты восхваляли её в своих стихотворениях. Давайте познакомимся с одним из них.

Как называется стихотворение? (Москва)

Кто автор этого стихотворения? (Федор Глинка)

Мы знакомы с этим автором? (Нет, нас познакомит Маша К.)

Послушайте  это стихотворение

Город чудный, город древний,

Ты вместил в свои концы

И посады и деревни,

И палаты и дворцы!

Опоясан лентой пашен,

Весь пестреешь ты в садах;

Сколько храмов, сколько башен

На семи твоих холмах!..

Исполинскою рукою

Ты, как хартия, развит,

И над малою рекою

Стал велик и знаменит!

На твоих церквах старинных

Вырастают дерева;

Глаз не схватит улиц длинных...

Это матушка Москва!

Кто, силач, возьмет в охапку

Холм Кремля-богатыря?

Кто собьет златую шапку

У Ивана-звонаря?..

Кто Царь-колокол подымет?

Кто Царь-пушку повернет?

Шляпы кто, гордец, не снимет

У святых в Кремле ворот?!

Ты не гнула крепкой выи

В бедовой твоей судьбе:

Разве пасынки России

Не поклонятся тебе!..

Ты, как мученик, горела,

   Белокаменная!

И река в тебе кипела

   Бурнопламенная!

И под пеплом ты лежала

   Полоненною,

И из пепла ты восстала

   Неизменною!..

Процветай же славой вечной,

Город храмов и палат!

Град срединный, град сердечный,

Коренной России град!

Словарная работа:

испалинский  (большой, гигантский по размеру),

Хартия (рукопись, материал, на которой написана рукопись)

Выя –по- старославянски –шея

- Какие чувства описывает автор стихотворения к городу?

- О каких памятниках культуры Федор Глинка говорит в своем произведении (царь-пушка, царь-колокол)*

- Что желает Москве автор в последнем четверостишии? Почему Москва названа здесь срединным градом?

- Как, с вашей точки зрения, нужно читать это стихотворение? (Слушаем комментарии чтения, а затем чтение стихотворения несколькими учениками.)

Применение знания.

Работа в тетради на печатной основе.

Вставить в тексте пропущенные слова (самостоятельная работа с последующей проверкой).

/Со времен Московского государства самым высоким зданием Московского Кремля является колокольня св. Иоанна Лествичника (Ивана Великого). Главный собор Московского Кремля – Успенский. Начиная с Ивана Грозного, великих государей стали называть царём. Рядом с кремлем на красной площади со времён Ивана Грозного стоит один из самых красивых храмов России - Собор Покрова, что на Рву, также называемый Собор Василия Блаженного. В Соборе святого Архистратига Михаила (Архангельский собор) хоронили всех правителей Московского государства./ - красным выделены слова, которые надо вставить.

Домашнее задание.

Выполнить задание № 3  темы 11 в тетради.

Ответить на вопрос № 5 темы 11 в учебнике.

Рефлексия и самооценка.

Что нового узнали для себя?  Что понравилось?

Оцени свою работу на уроке

* Крупнейший в мире Большой Успенский колокол - Царь-колокол стоит в Москве, на территории Кремля у подножия колокольни Ивана Великого.
 
Царь-колокол — огромный колокол: высота с ушками 6,24 м, диаметр 6,6 м, масса около 200 тонн. Он был отлит в 1735 году  из бронзы русскими мастерами отцом и сыном Маториными по указу императрицы Анны Иоанновны. 

20 мая 1737 г. в Москве был страшный пожар, известный под названием Троицкого. Пожар охватил и кремлевские здания. Желая потушить огонь, на раскаленный колокол ведрами лили холодную воду. От перепада температур колокол раскололся. 
От Царь-колокола откололся значительный кусок весом около одиннадцати тонн! Колокол стал непригоден для использования по назначению, поэтому его так оставили в литейной яме, где он и находился около 100 лет.
В 1836 году Царь-колокол был поднят из литейной ямы и установлен в Московском Кремле на специальный постамент.

Царь-пушка – это вообще-то не пушка как таковая, а бомбарда. Бомбарды стреляли большими глыбами камней и предназначались для разбивания стен крепостей во время их осады. Царь-пушка также предназначалась для стрельбы камнями весом до 800кг. Чтобы зарядить подобную бомбарду требовались сутки, а чтобы выстрелить строили специальные стены для погашения отката. 

Царь-пушка была отлита в 1586 году нашим мастером Чоховым Андреем. Её длина – 5.35м., диаметр ствола – 120см., вес – 39 т. (2400 пудов). По одной из версий, название Царь-пушки связывают с изображением царя Фёдора Ивановича, однако более вероятно, что название произошло в связи со значительными размерами орудия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории в 3 классе "Москва златоглавая" по учебнику "Моё Отечество", Д.Д. Данилов

Данный урок помогает третьеклассникам сформировать представление об уникальном образе Московского Кремля и Красной площади как о неповторимом архитектурном комплексе времён правления Ивана Грозного. У...

Урок истории "Москва - Златоглавая"

Урок истории 3 класс ОС "Школа 2100"...

Урок окружающего мира 3 класс - "Москва златоглавая"

Нет тебе на свете равных,Стародавняя Москва!Блеском дней, вовеки славныхБудешь ты всегда жива!Град, что строил ДолгорукийПосреди глухих лесов,Вознесли любовно внукиВыше прочих городов....

Конспект по окружающему миру по теме: "Москва златоглавая"

Конспект по окружающему миру по теме: "Москва златоглавая"...

Урок по окружающему миру в 3 классе по теме "МОСКВА ЗЛАТОГЛАВАЯ".

Методическая разработка по окружающему миру в 3 классе по теме "МОСКВА ЗЛАТОГЛАВАЯ". Тип урока: Открытие нового знания (ОНЗ) На уроке дети получают представления о Москве,как столи...

Москва златоглавая

Презентация по предмету  окружающий мир по теме : "Москва златоглавая"....

урок окружающего мира 3 класс "МОСКВА ЗЛАТОГЛАВАЯ"

открытый урок по окружающему миру (история)...