Урок по окружающему миру в 3 классе по теме "МОСКВА ЗЛАТОГЛАВАЯ".
методическая разработка по окружающему миру (3 класс)

Малышева Светлана Александровна

Методическая разработка по окружающему миру в 3 классе по теме "МОСКВА ЗЛАТОГЛАВАЯ". Тип урока: Открытие нового знания (ОНЗ) На уроке дети получают представления о Москве,как столице России,  образа Московского Кремля и Красной площади как уникального комплекса архитектурных и исторических памятников времён Московского государства. Знакомятся с личностью с личностью Ивана Грозного, его деятельностью. ресурс выполнен в ПО SMART Notebook для интерактивной доски SMART Board/

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moskva_zlatoglavaya_malysheva_s.a.doc383 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3 с углублённым изучением отдельных предметов» г. Лабытнанги

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

ТЕМА: «МОСКВА ЗЛАТОГЛАВАЯ»

3 класс

Учитель начальных классов

I квалификационной категории

Малышева Светлана Александровна

2014 год

РАЗДЕЛ III. ВРЕМЕНА МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА. XIV–XVII ВЕКА

Тема: МОСКВА ЗЛАТОГЛАВАЯ

Тип урока: Открытие нового знания (ОНЗ)

Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.
Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в неё новых элементов.

  • Способствовать формированию у учащихся представления о Москве, как столице России, образа Московского Кремля и Красной площади как уникального комплекса архитектурных и исторических памятников времён Московского государства.
  • Ознакомить учащихся с личностью Ивана Грозного, его деятельностью.
  • Организовать деятельность по развитию речи, мышления, умению работать с источника информации, развитию коммуникативных умений.
  • Способствовать формированию чувства патриотизма, гордости за принадлежность к своему народу, государству, его славному историческому прошлому.

Оборудование: Интерактивная доска SMART Notebook, ученические нетбуки (в рамках реализации мобильного обучения «1 ученик: 1 компьютер»), материалы презентации, раздаточный материал для работы в группах.

 

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

и технология оценивания учебных успехов

Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

4  1  3 

 - Перед нами река времени Российской истории. СЛАЙД 1

 - На каком участке мы находимся? Покажите.

 - Как называется изучаемый раздел? Какой период времени охватывает? (Времена Московского государства. 14-17 века)

- Положите ладонь на левую сторону груди.

- Что вы чувствуете? (сердце)

- Какую роль выполняет сердце в организме человека? С помощью  электронного словаря (ученический нетбук), найдите значение слова «сердце» (Орган для перекачки крови, разносящей по организму человека питательные вещества.)

– Может ли человек жить без сердца? (Нет, не может.)

– Сделайте  вывод: все необходимые человеку для жизни питательные вещества проходят через сердце. СЛАЙД 2

 

- Как бы вы объяснили выражение «Кремль - сердце Москвы, Москва – сердце России»?

- Посмотрите на карту России:              

                                  СЛАЙД 2   (убирается «шторка»)

она словно пронизана тонкими ниточками – так обозначены транспортные пути, по которым перевозится для нас с вами огромное количество необходимых нам товаров и продуктов. Разве все эти «питательные вещества» проходят через Москву (а в Москве – через Кремль), как кровь через сердце в нашем организме? (Нет.)

- Сделайте вывод? Какое возникло противоречие?

На доске появляется запись: «Кремль – сердце России», но товары и продукты России через Кремль не проходят. 

- Что же имеют в виду люди, когда говорят, что Кремль – сердце Москвы, а Москва – сердце России?

Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему) урока: Почему Кремль называют сердцем России?

  СЛАЙД 3

-  Можете ли вы предположить, почему Московский Кремль называют сердцем России?

- Москва – часть души русского человека. Поэты посвящают ей стихи, композиторы музыку, художники пишут картины. А что расскажет о Москве история...

- Сегодня на уроке вы выступите в роли историков.

С помощью генератора групп (SMART Notebook LAT 2.0) класс делится на 5 групп.                        

                                                                СЛАЙД 4

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

ΙΙ. Совместное открытие знаний.

Поиск решения проблемы.

1 3 7 4 3 3 2 1

  1. Работа в группах.

- У каждой группы есть свой план. Распределите функции, роли, выберите организатора и приступайте к выполнению работы. Роль пятой группы узнаете во время защиты своих ответов. Для поиска информации можете воспользоваться дополнительными источниками, ученическим нетбуком.

Выступление групп

- 5 группа    выступит в роли «ИНОСТРАНЦЫ».

- Выслушав ответы группы, вы должны задать 1-2 вопроса по теме выступления! (план защиты групп прилагается)

- Мы оказались в центре Москвы, на Соборной площади.                     

                                                                     СЛАЙД 5 

Именно она является одной из главных достопримечательностей нашей столицы.

(Учащиеся слушают колокольный звон)

(кликнув по иллюстрации, воспроизводится звон колоколов)

- Почему Москву называют «златоглавая» и для чего в старину были нужны Соборы, колокольни, нам поведает первая группа.

Защита 1 группы (учащиеся делают свои сообщения на фоне изображения собора, о котором рассказывают.) 

План ответа

Соборная площадь:

1. Колокольня Ивана Великого в Московском Кремле СЛАЙД 6

2. Успенский собор Московского Кремля  СЛАЙД 7

3. Храм Василия Блаженного СЛАЙД 8

4. Благовещенский собор Московского Кремля СЛАЙД 9

5. Архангельский собор Московского Кремля. СЛАЙД 10

- 5 группа «ИНОСТРАНЦЫ» задают вопросы по теме.

Интерактивный игра «Назови соборы»

 СЛАЙД 11

ФИЗМИНУТКА СЛАЙД 12 

- Иван IV – первый русский царь. Но почему его прозвали Грозным? Об этом мы узнаем из выступления второй группы историков.

    Защита 2 группы

- Сначала Иван Грозный  был «грозою» для соседей России. При нём русские войска присоединили к Московскому государству многие земли. Но позднее Иван стал «грозным» и для своих подданных. Царь казнил людей, только заподозренных в государственной измене, не доказывая этого.

План ответа:

  1. Первый царь на Руси.
  2. Утро коронации.
  3. Литургия.
  4. Венчание – государственный праздник.
  5. Неограниченная власть царя.

Просмотр видеофрагмента об Иване Грозном СЛАЙД 13

(кликнув по иллюстрации, воспроизводится видеофрагмент)

- 5 группа «ИНОСТРАНЦЫ» задают вопросы по теме.

Просмотр видеофрагмента «Шапка Мономаха» СЛАЙД 14

(кликнув по иллюстрации, воспроизводится видеоролик)

Во время ролика:

- По легенде ещё во времена Древней Руси эта шапка принадлежала Византийскому императору Константину Мономаху и была подарена русскому князю Владимиру Мономаху в конце 12 века. На самом деле основа этой шапки была изготовлена мастерами Золотой Орды и в качестве подарка в начале 14 века попала в казну московских князей и позже была украшена русскими мастерами. 

- Подробнее об этом историческом памятнике расскажут историки третьей группы. Им слово.

План ответа:

  1. Самый древний памятник.
  2. «Шапка золотая».
  3. Легенда о Шапке Мономаха.
  4. Главная достопримечательность Царского достоинства.

- 5 группа «ИНОСТРАНЦЫ» задают вопросы по теме.

- Очень часто историки работают с архивами, где хранятся исторические сведения, информация о каких-либо событиях, которые они используют для написания книг, очерков, учебников.

- 4 группа поработала с текстом, где пришлось восстанавливать слова. Что у них получилось, узнаем из их выступления.

 

Защита 4 группы   Найдите необходимую информацию, дополните текст.                             

                                              СЛАЙД 15

- 5 группа «ИНОСТРАНЦЫ» задают вопросы по теме.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,

выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний.

 2 1 4 1 4 6

- Давайте вспомним, с чего мы начали урок – для чего человеческому организму нужно сердце. Можете ли вы теперь доказать, что Москва – сердце России?

(Ученики совещаются в группах и предлагают свой вариант проблемы).

 С помощью учителя приходят к выводу, что Кремль находится в Москве, Москва – столица России, в столице находятся органы власти, которые издают законы для всего государства. Москва – политический центр России.

- А что имеют в виду люди, когда говорят друг другу «сердечный друг», «ты моё сердце», «я люблю всем сердцем».

(В таком случае люди говорят не как об органе человеческого тела, а как о душе, о том, что им наиболее дорого)

- Как вы теперь объясните фразу «Кремль – сердце России»?                                                                                      

                                                        СЛАЙД 16

- Кремль находится в столице нашего государства, а столица – самый главный город России, как сердце – самый главный орган нашего организма.

Кремль – сердце Москвы, так как он является древнейшей и красивейшей её частью. Москва – сердце России: её культурный, исторический, политический центр.

- Насколько вы поняли тему урока, проверим с помощью «Интерактивного опроса» (SMART Notebook).                   

СЛАЙД 17

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать

предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

ΙV. Домашнее задание.

Обязательное задание для всех: прочитать материал урока в учебнике, выполнить одно из заданий рабочей тетради к теме 12.

Творческое задание (задание 5 после текста) – пользуясь дополнительной литературой, составить краткое описание деятельности одного из царей Московского государства. Было его правление справедливым или нет, способствовало ли оно процветанию государства? (Написать своё мнение.)

V. Итог урока.

– Какую работу на уроке мы выполняли?

– Кто с ней справлялся легко?

– Кому пока было трудновато?

– Кто или что вам помогло справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?

– Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

– Какую бы отметку вы себе поставили?

ТОУУ

Литература:

  1. А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутин «Окружающий мир (Моё Отечество)» 3 класс, Образовательная система «Школа 2100»  
  2. Е.В.Сизова, Д.Д. Данилов. Методические рекомендации для учителя к  учебнику «Окружающий мир» (Моё Отечество)    3 класс;
  3. Д.Д. Данилов, С.С.Кузнецова. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» (Моё Отечество) 3 класс;
  4. Сухаревская Е.Ю.Окружающий мир. 1-4 классы. Справочник для ученика начальной школы. Издательство «ЛЕГИОН».

Интернет ресурсы:

  1. http://iclass.home-edu.ru/mod/page/view.php?id=239761
  2. http://tiptotrip.ru/tips/414-kolokolnya-ivana-velikogo-v-moskovskom-kremle 
  3. http://moscow.ru/ru/guide/entertainment/attractions/monasteries_cathedrals_and_churches/index.php?id4=193
  4. http://www.verav.ru/common/message.php?table=message&num=1038
  5. http://kraeved1147.ru/blagoveshhenskiy-1/
  6. http://s30556663155.mirtesen.ru/blog/43513924388/Moskovskiy-Kreml.-CHast-5.-Sobor-svyatogo-Arhistratiga-Mihaila 
  7. http://www.kreml.ru/exhibitions/virtual-exhibitions.regalii-russkikh-tsarey/shapka-monomakha/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».

     Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися  конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...

Урок по окружающему миру 2 класс. Тема "Страны мира"

Урок по окружающему миру 2 класс. Тема "Страны мира"...

Технологическая карта урока по окружающему миру, 3 класс. Тема.Страны и народы на политической карте мира.

Технологическая карта урока для 3 класса по окружающему миру по программе "Перспектива". Тема. Страны и народы на политической карте мира....

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"

Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям  ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"

На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....

Конспект урока по окружающему миру 4 класс( «Окружающий мир» А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая по программе "Перспектива") по теме «Век бед и побед»

Программа: ПерспективаПредмет: Окружающий мирУчебник: «Окружающий мир» А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая.Раздел: Путешествие по реке времени.Место урока в изучаемой теме: 18 урокВремя реализации ...